Министерство образованияи науки Российской Федерации
Федеральное агентство пообразованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«Камчатскийгосударственный университет имени Витуса Беринга»
Реферат
Диагностикапсихологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями
Содержание
1 Характеристика детей сречевыми нарушениями
2 Психологическаяготовность к школьному обучению детей с нарушениями речи
3 Обзор диагностическихметодик, направленных на изучение разных сторон психологической готовностидошкольника к школе
4 Советы логопеда родителям
Список литературы
1. Характеристика детей сречевыми нарушениями
Дети снарушениями речи — это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальномслухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могутпроявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедностисловарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Наличие упервоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическомразвитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательнойшколы.
Формированиеграмматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающейвозможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна изважных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольныхучреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение сокружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы,договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речьребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечатокна его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознаватьдефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми,застенчивыми, раздражительными.
Длявоспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общениюребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он неиспытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепеннокруг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы егоречь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос означении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенкунужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух(недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становитсяправильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьникипишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьниковмладших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большойпроцент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновениядисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Школьники, укоторых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношенияодного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речиобычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Детиправильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок,связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающихпрактически нет.
Школьники снесформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематическиепроцессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию илиартикуляции (шипящих — свистящих; звонких — глухих; твердых — мягких, р — л).Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитываютсмыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка — почка). Такойуровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыкамианализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появлениявторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтениии письме).
У школьниковнаряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитиефонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общеенедоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме,ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
У таких детейпроизношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярковыраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен,грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическимиошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематикихарактеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью.Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обученииграмотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полныразнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
2. Психологическая готовностьк школьному обучению детей с нарушениями речи
Переход кначальному обучению обусловлен, прежде всего, неудовлетворительным состояниемздоровья школьников: 80 — 90 % детей 6 — 7 лет, поступающих в первый класс, имеютте или иные отклонения физического здоровья, а 18 — 20 % имеют пограничные (негрубые)нарушения психического здоровья, одним из которых являются дети с речевойпатологией. У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность,повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущихфункциональных систем. Все это резко снижает адаптационные возможности организма,затрудняет процесс и особенности функциональной адаптации детей в школе.
Вот чемобосновано отношение не просто к формированию готовности к обучению в школе, ак готовности как результату деятельности. И главная задача состоит в том, чтобыподготовить детей с нарушениями речи и перевести на новую образовательнуюступень, в школу.
Классикиотечественной педагогики и психологии, такие как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия,Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, З.М. Истомина, Л.Н. Леонтьева, Е.Е. Кравцова и т.д.,указывали, что проблема сущности готовности к школе очень актуальна.
Психологическаяготовность к школьному обучению — это сложное образование, в основе котороголежит коммуникативная готовность. Уровень развития общения дошкольников совзрослыми определяет становление и умственных и волевых способностей детей. Вобщении у ребенка формируется правильное отношение к учителю как носителю ипроводнику социально выработанных способов действия, норм поведения. Речьиспользуется для установления контактов с окружающими, привлечения внимания ксебе, своим делам и переживаниям, для взаимопонимания, влияния на поведение,мысли и чувства партнера и т.д.
У детей,поступивших в школу, могут наблюдаться различные нарушения речи: еенедоразвитие, дизартрия, ринолалия, заикание. Тяжелые речевые расстройстваносят системный характер: страдает речь как целостная функциональная система,нарушаются все ее компоненты (фонетико-фонематическая сторона, лексика,грамматический строй).
Нередкостойкое речевое недоразвитие у детей осложняется различными неврологическими,психопатологическими синдромами, страдают вегетативные функции. Поэтомупроблемы обучения для них в новых условиях значительно возрастают. У такихдетей отмечаются слабость мотивации, снижение потребности к речевому общению,своеобразие в формировании центральных психологических новообразований, в томчисле и способность к произвольному общению со взрослым, т.е. способностьдействовать в рамках задания.
Дети, имеющиесистемные нарушения речи, не способны к длительной игровой деятельности, ониупрямы, в отдельных случаях проявляется негативизм. У них отмечаются склонностьк колебаниям настроения, переходы от импульсивного состояния к заторможенному.
Итак, дети снарушениями речи нуждаются в коррекции недостатков психического развития илогопедическом воздействии. Именно на логопедических занятиях можноосуществлять переход от ведущей игровой к учебной деятельности.
В числоосновных компонентов коррекционного воздействия по формированию на логопедическихзанятиях психологического новообразования — произвольности коммуникации —входят:
•сюжетно-ролевые игры;
• игры справилами;
• игры иупражнения, моделирующие учебные задания.
1. Сюжетно-ролевые игры
Сюда входятпривитие потребности к игре, обучение созданию замысла игры, развитие умениядействовать адекватно поставленной цели и т.д. В формировании целевогокомпонента игры особенно велика роль речи, в первую очередь ее планирующейфункции. Здесь можно рекомендовать следующие задания:
· пересказпо готовому образцу. Замысел и программы высказывания уже заданы. Требуетсятолько повторить высказывание за логопедом и сличить его с образцом;
· составлениеплана рассказа в картинках. Задание должно обучить самостоятельно ставитьпромежуточные и выделять главные цели задания;
· составлениерассказа по серии картин. При выполнении надо вербализовать готовую программу,а затем, опираясь на нее, построить высказывание;
· составлениерассказа по опорным словам. Здесь особое внимание следует уделить анализусюжетных картин, выделению в них самого существенного.
· «Глагольноелото». На больших карточках нарисованы персонажи, совершающие различныедействия. Те же изображения сделаны на маленьких карточках. Логопед по очередиберет маленькие карточки и называет показанные на них действия. Дети должнынайти эту ситуацию на своей карте, назвать ее и закрыть изображение фишкой.
· «Покажии назови». Дети должны воспроизводить действия, соответствующие тому илииному персонажу (сказочные герои, различные животные, насекомые), называть их.
· «Ктознает — пусть дальше продолжает». Дети обучаются вербализации каждойоперации, выполнению цепочек действий в определенной последовательности.Логопед предлагает ситуации («кормление»: «Сначала я постелю настол салфетку…»; «уход за растениями»: «Я наливаю в лейкуводу…»), а дети последовательно продолжают дальнейшую цепочку действий ипо требованию логопеда проговаривают каждое из них.
· Моделированиеотношений между персонажами
Сюда входитряд действий:
— чтениехудожественной литературы, рассматривание иллюстраций к ней. Акцент делается нахарактеристике персонажей, их взаимоотношениях;
— анализвзаимоотношений между героями произведений;
— анализлогопедом ролевого поведения детей, наблюдаемого в их совместных играх;
— привлечениедетей к анализу ролевого поведения своих партнеров по игре;
— поочередноевыполнение детьми разных ролей в одной и той же игре;
— обсуждениеправил реализации роли до начала игры;
— участиелогопеда в играх детей для демонстрации ролевого поведения.
· Большоезначение для психологической подготовки детей к учебной деятельности имеетскюжетно-ролевая игра «Школа». Каждый ребенок должен обязательнопобыть в роли ученика и в роли учителя. Последняя даст ему возможность понятьпозицию настоящего учителя, что очень важно для успешного обучения в школе.Логопед показывает детям примеры взаимодействия учеников между собой, учит ихслушать друг друга, понимать, подчинять индивидуальную деятельность задачам ицелям коллективной.
2. Игры с правилами
В литературеотмечается, что игры с правилами появляются к концу дошкольного возраста. В нихнет явной роли, принимаемой на себя играющими, но есть определенная внутренняяпозиция и образ действия, оговоренный правилами. Умение выработать такуюпозицию, устойчиво ее удерживать и действовать адекватно формируется впредшествующей играм с правилами сюжетно-ролевой игре.
Е.Е. Кравцовапредлагает использовать определенные методические приемы для формированиякооперативно-соревновательного уровня общения:
— совместнаядеятельность-игра, при которой дети должны согласовывать свои действия прирешении общей задачи;
— наблюдениелогопеда за совместной игрой детей, обучение их взаимодействию, подсказки,советы, помощь;
— введение вигру детей-болельщиков, которые поддерживают одного участника или команду,помогают играющим установить соревновательные отношения;
— введениеребенка-управляющего, который «дирижирует» игрой сверстников, но самне принимает в ней участия;
— введениедвух детей-управляющих с взаимно противоположными позициями, которые должнырешать единую игровую задачу, сохраняя соревновательные отношения;
— обучениеребенка выполнению роли одновременно двух партнеров с взаимно противоположнымиинтересами, формирование у него умения рассматривать сложившуюся ситуацию с разныхсторон. Игры с правилами принято делить на дидактические и подвижные(групповые, командные, игры-поединки, сюжетные, музыкальные и др.).
а) Подвижныеигры
Подвижныеигры условно (по физической нагрузке) можно разделить на три группы: игрыбольшой, средней и малой подвижности.
Ø «Бирюльки»(игра малой подвижности).
Двадцатьпалочек, длиной с карандаш, в беспорядке в кучку сложены на столе. Надопоочередно по одной взять из кучки десять палочек так, чтобы не затронутьдругие. Кому это удастся, тот и выигрывает.
Ø «Мяч среднему»(игра средней подвижности).
Дети,разделившись на группы, образуют три или четыре круга. В каждом кругу игрокистановятся на некотором расстоянии (длина вытянутых в стороны рук), перед ихносками проводится черта. В середину каждого круга, отмеченную кружком, выходитводящий с мячом. По сигналу руководителя водящие начинают поочередно бросатьмяч игрокам и ловить его. Получив мяч от последнего по порядку игрока в круге,водящий поднимает мяч вверх, показывая, что переброска закончена.
Приперебрасывании мяча водящий не должен выходить из своего кружка, а стоящие покругу не имеют права заступать за его черту. Игрок, уронивший мяч, долженподнять его и перебросить в установленном порядке соседу по кругу.
Ø «Кто быстрее»(игра большой подвижности).
Играющиестановятся в две или три колонны по одному. Перед носками первых чертится общаячерта. В 10—15 шагах от черты обозначаются два или три (по числу колонн)кружочка. В каждый кружочек кладется по палочке или чурке. По командеруководителя («Внимание! Марш!») головные игроки в колоннах бегут досвоих кружочков, три раза ударяют палочками о землю и возвращаются обратно,стараясь быстрее занять свои места в колоннах. Прибежавший первым выигрывает.Затем так же бегут вторые, третьи и остальные игроки.
Выбегая изколонны и спокойно вставая на свое место, нельзя задевать других игроков.Постучав палочкой, надо ее оставить в кружочке.
б) Игры спредметами
Ø «Похож — непохож». Здесь детей обучают сравнивать предметы, замечать признакисходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность,мышление, речь.
Ребенокдолжен обнаружить два предмета и доказать их сходство. Отвечает тот, на когоукажет стрелочка.
Ø «Вершки икорешки». Здесь должны быть закреплены знания о том, что у овощей естьсъедобные корни (корешки) и плоды (вершки), у некоторых овощей съедобны ивершки и корешки. Дети должны научиться составлять целое растение из егочастей.
На столележат вершки и корешки овощей. Дети делятся на две группы: одна группаназывается вершки, а другая — корешки. Члены первой группу берут по вершку,второй — по корешку. По сигналу (хлопок в ладоши) все начинают бегатьврассыпную. По сигналу («Раз, два, три — свою пару найди!») детибыстро находят себе пару: к своему вершку — корешок.
Искать свойвершок и корешок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать впару все время нельзя, надо искать другую пару.
в) Настольно-печатныеигры
Ø «Соберикартинку». Детей учат составлять целую картинку из отдельных частей(10—12); на картинках изображены различные виды сельскохозяйственного труда.
Воспитательрассматривает с детьми картинки (тракторист пашет землю, птичница кормит кур,колхозники убирают овощи и т.п.) и объясняет правила игры. Сложить картинкунадо быстро. Начать и закончить игру следует по сигналу — звонку колокольчика.
Детямраздается по одной разрезной картинке. По сигналу они выбирают из стоящей настоле коробки нужные части. Кто первым сложит картинку и скажет, что на нейизображено, получит фишку.
Ø «Гдеэто можно купить?» У детей закрепляются знания о том, что разные товарыпродаются в разных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных(«Овощи-фрукты», «Булочная», «Молоко»;«Обувь», «Одежда», «Ткани», «Детскиймир», «Спорт»). Дети обучаются различать магазины по их назначению,ориентироваться в окружающей обстановке; активизировать словарь.
Игразаключается в том, что дети соотносят предметы, изображенные на маленькихкартинках, с названиями магазинов на больших карточках и, закрываясоответствующие клеточки, вслух говорят вид магазина и товары (по типу«Лото»). Выигрывает тот, кто не ошибется и первым закроет всеклеточки.
г) Словесныеигры
Ø «Ктоты?» У детей развивают слуховое внимание, быстроту реакции на слово.
Педагогпридумывает рассказ. Каждый из играющих получает роль. Если рассказывается,например, о поездке семьи на отдых, то участвовать могут мать, отец, мальчик,дедушка, кассир, кондуктор и т.д. Как только роль в рассказе названа, ребеноквстает, кивает головой и садится. Если он забудет встать вовремя, то долженвстать за стулом и внимательно слушать, когда его роль будет названа еще раз.Услышав, ребенок должен кивнуть, потом он может сесть.
Ø «Отвечайбыстро». У детей закрепляется умение классифицировать предметы (по цвету,форме, качеству); их приучают быстро думать и отвечать.
Педагог смячом в руках становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:
— Сейчас яназову какой-нибудь цвет и брошу вам мяч. Тот, кто его поймает, должен назватьпредмет этого цвета, потом он сам называет любой цвет и перебрасывает мячследующему. Тот тоже — ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т.д.
Основнымпризнаком классификации может быть не цвет, а качество предмета. Например,начинающий говорит: «Деревянный» — и бросает мяч. Поймавший мячребенок отвечает: «Стол» и т.д.
Называтьследует только те слова, для которых можно подобрать одно обобщающее слово;бросать мяч обратно можно только после того, как сказал нужное слово.
3. Игрыи упражнения, моделирующие учебные задания
Здесь учебнаязадача заключается в том, что активность ребенка направляется на овладениеспособами действия, а не на достижение практических результатов.
Полноценнаядеятельность в данном случае возможна лишь при контроле самим ребенкомвыполнения задания (сличение с образцом, соотнесение с вербальной инструкцией).В завершение проходит оценка результатов деятельности. Следовательно, этиупражнения содержат все компоненты учебной деятельности и имеют большуюдидактическую ценность.
В качествепримера приведем два типа упражнений, моделирующих учебное задание, которые вбольшей степени способствуют развитию того или иного аспекта поведения детей.
1) Работас образцом
«Выкладываниеелочки». У детей формируется умение сознательно подчинять свои действияправилу, обобщенно определяющему способ действия, и одновременноориентироваться на зрительно воспринимаемый образец.
Дляупражнения потребуются елочка из наклеенных на лист трех треугольников зеленогоцвета (32х16х8 см) и коричневый прямоугольник (ствол).
Педагог даетребенку инструкцию:
— Рассмотри хорошенько,как составлена эта елочка, и сделай такую же. Вот тебе фигурки и листок бумаги.
Причемпедагог предлагает два набора фигурок, а елочку нужно сложить одну.
Затем ребенкузадаются вопросы: «Тебе нравится твоя работа?»; «А почему онатебе нравится?»; «У тебя получилась точно такая же елочка?»;«Почему ты так считаешь?»; «Расскажи, как нужно делать такую жеелочку, какие нужно соблюдать правила при этом».
2) Выполнениегадания по словесной инструкции
«Рисованиедомика лесника». У детей формируется умение внимательно слушать и четковыполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители;развивается умение программирования предстоящей деятельности по вербальнойинструкции.
Педагогпредлагает ребенку:
— Нарисуйдомик лесника на полянке. Домик маленький, яркий, его видно издалека. Ты егоможешь нарисовать, как тебе хочется, но запомни, что нужно нарисоватьобязательно. Запоминай: крыша у домика красная; сам домик желтый; дверь у негосиняя; около домика скамейка, она тоже синяя; перед домиком две маленькиеелочки, одна елочка за домом. Вокруг дома можешь нарисовать зеленую траву ивообще, что захочешь.
Инструкциядается дважды. Затем ребенку предлагается повторить ее про себя и только послеэтого начать рисовать.
По окончанииработы педагог задает вопросы: «Тебе нравится твой рисунок?»; «Апочему он тебе нравится (не нравится)?»; «У тебя все правильно, чтообязательно нужно было нарисовать? Почему ты так считаешь?»;«Повтори, пожалуйста, задание, которое было тебе дано»; «У тебявсе так нарисовано?»
К моментукризиса 7-ми лет игра исчерпывает свои возможности по созданию зон ближайшегоразвития, служащих механизмом психического развития при условии, что ребенокпрошел все ступени развития детской игры от манипулятивной до игры по правилам.
Такимобразом, включение игр, способствующих повышению коммуникативных возможностейдетей с речевыми нарушениями, в логопедическую работу создает достаточныйуровень психологической готовности к школьному обучению.
3. Обзор диагностическихметодик, направленных на изучение разных сторон психологической готовностидошкольника к школе
Психологическаяготовность к школьному обучению — целостное образование, предполагающеедостаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер исферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентовпсихологической готовности влечет за собой отставание развития других, чтоопределяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшемушкольному возрасту. Отечественными и зарубежными психологами разработано многометодик по диагностике разных сторон данной проблемы.
МетодикаА.Р.Лурии позволяет выявить общий уровень умственного развития, степеньвладения обобщающими понятиями, умением планировать свои действия. Ребенкудается задание запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову илисловосочетанию он сам делает лаконичный рисунок, который потом поможет ему этослово воспроизвести, т.е. рисунок становится средством, помогающим запомнитьслова. Для запоминания дается 10-12 слов и словосочетаний, таких как, например,грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризныйребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка. Через1-1,5 часа после прослушивания ряда слов и создания соответствующих изображенийребенок получает свои рисунки и вспоминает, для какого слова он делал каждый изних.
Уровеньразвития пространственного мышления выявляется разными способами. Эффективна иудобна методика А.Л.Венгера «Лабиринт».
Ребенку нужнонайти путь к определенному домику среди других, неверных путей и тупиковлабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания — мимо каких объектов(деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. Ребенок должен ориентироваться всамом лабиринте и схеме, отображающей последовательность пути, т.е. решениязадачи.
Наиболеераспространенными методиками, диагностирующими уровень развитиясловесно-логического мышления, являются следующие:
а)«Объяснение сложных картин»: ребенку показывают картинку и просят рассказать,что на ней нарисовано. Этот прием дает представление о том, насколько верноребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется вотдельных деталях, насколько развита его речь.
б)«Последовательность событий» — более сложная методика. Это серия сюжетныхкартинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-то знакомого ребенкудействия. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, какразвивались события. Серии картинок могут быть по содержанию разной степенитрудности. «Последовательность событий» дает психологу те же данные, что ипредыдущая методика, но, кроме того, здесь выявляется понимание ребенкомпричинно-следственных связей.
Тест Керна — Йирасека.
Данный тестнаправлен на определение школьной зрелости.
Данный тестсостоит из трех заданий. Первое- рисование мужской фигуры по памяти, второе-срисовывание письменных букв, третье- срисовывание группы точек. Результаткаждого задания оценивается по пятибалльной системе (1- высший, 5- низшийбаллы), затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей,получивших в суме от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до11- как среднее, от 12 до 15- ниже нормы. Детей, получивших 12- 15 баллов,следует углубленно обследовать, так как среди них могут быть умственноотсталые.
Все тризадачи данного графического теста направлены на определение развития тонкоймоторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы вшколе для овладения письмом. Кроме того, тест позволяет в общих чертахопределить интеллектуальное развитие ребенка (первое задание). Второе и третьезадание выявляют его умение подражать образцу, нужное в школьном обучении. Онитакже позволяют определить, может ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь,работать какое-то время над не очень интересным для него заданием.
Тест Керна — Йирасека может применяться как в группе, так и индивидуально.
Инструкция поприменению теста.
Ребенку(группе детей) предлагают бланк теста. На первой стороне бланка содержатсяданные о ребенке и оставлено свободное место для рисования фигуры мужчины. Наобороте в верхней левой части помещен образец письменных букв, а в нижней левойчасти — образец группы точек. Правая часть стороны листа оставлена свободнойдля воспроизведения им образцов. Карандаш перед испытуемым кладут так, чтобы онбыл на одинаковом расстоянии от обеих рук (если ребенок окажется левшой,экспериментатор должен сделать соответствующую запись в протоколе).
Передвыполнением первого задания каждому ребенку предлагается изобразить фигурумужчины (без дальнейших пояснений). Помощь испытуемому или привлечение еговнимания к ошибкам и недостаткам рисунка исключены. Если ребенок затрудняетсявыполнить это задание, то его следует подбодрить (например, сказав: «Рисуй, утебя все получится»). Иногда дети спрашивают, нельзя ли вместо мужчинынарисовать женщину. В этом случае должен последовать отрицательный ответ. Еслиже ребенок начал рисовать женщину, то следует разрешить дорисовать ее, а затемпопросить, чтобы рядом он нарисовал мужчину.
По окончаниирисования детей просят перевернуть лист бумаги на другую сторону и предлагаютим скопировать два слова (” Это шарик ”), написанных письменными буквами (второезадание). Если ребенок не угадал длину фразы, и одно слово не поместилось встрочке, то ему можно посоветовать написать это слово выше или ниже.
В третьемзадании детям предлагается скопировать группу нарисованных точек. Надо показатьребенку место на листе бумаги, где он должен рисовать, так как у некоторыхдетей возможно ослабление концентраций внимания. Ниже приводится образец,предлагаемый для воспроизведения:
Во времявыполнения заданий требуется следить за детьми, делая при этом краткие записиоб их действиях. В первую очередь обращают внимание на то, какой рукой рисует — правой или левой, перекладывает ли он во время рисования карандаш из одной рукив другую. Отмечают также, вертится ли ребенок, роняет ли карандаш и ищет ли егопод стулом, начал ли рисовать, несмотря на указания, обводит ли контур образца,желает ли убедиться в том, что рисует красиво и др.
Оценкарезультатов теста
Задание 1
1 балл.Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Головасоединена с туловищем и не должна быть больше его. На голове имеются волосы(возможно, они под кепкой или шапкой) и уши, на лице- глаза, нос и рот. Рукизаканчиваются пятипалой кистью. Ступни внизу отогнуты. Фигура имеет мужскуюодежду и изображена синтетическим (контурным) способом (рисуется сразу какединое, а не составляется из отдельных частей), при котором всю фигуру можнообвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, чторуки и ноги как бы «растут» из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие отсинтетического более примитивный аналитический способ рисования предполагаетизображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например,сначала рисуется туловище, а затем к нему «прикрепляются» руки и ноги.
2 балла. Всетребования (кроме использования синтетического способа рисования) выполняютсяна единицу. Отсутствие трех деталей ( шея, волосы, один палец руки, но не частьлица ) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.
3 балла.Фигура должна иметь голову, туловище, и конечности. Руки или ноги нарисованыдвумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, пальцев иступней, одежды.
4 балла.Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары)нарисованы только одной линией каждая.
5 баллов.Отсутствует четкое изображение туловища («головоножка» или преобладание «головоножки»)или обеих пар конечностей. Каракули.
Задание 2
1 балл.Образец целиком скопирован. Буквы превышают размер букв образца не более чем вдва раза. Первая буква по высоте соответствует прописной. Буквы четко связаны вдва слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более,чем на 30 градусов.
2 балла.Образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии неучитываются.
3 балла.Явная разбивка надписи на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.
4 балла. Собразцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создаетстроку надписи.
5 баллов.Каракули.
Задание 3
1балл. Почтисовершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение однойточки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение недолжно быть более, чем вдвое. Рисунок параллелен образцу.
2 балла.Число и расположение точек должны соответствовать образцу. Можно не учитыватьотклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой иликолонкой.
3 балла.Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте, чемвдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно бытьбольше 20 и меньше 7. Допускается любой разворот- даже не 180 градусов.
4 балла.Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размерыобразца и число точек не учитываются. Иные формы (напр., линии) не допускаются.
5 баллов.Каракули.
Описанныйтест удобен для первоначального знакомства с детьми. Он дает общую картинуразвития и может применяться в группе, что очень важно во время записи их вшколу. Ознакомившись с результатами теста, можно вызвать для индивидуальногообследования отдельных детей. Поскольку психологические тесты не выявляютпричины отставания в развитии, а дают количественную характеристику, то вособых случаях требуется индивидуальное психическое исследование ребенка вклинических условиях.
Еслииспытуемый по всем заданиям теста Керна — Йирасека набрал 3-6 баллов, то, какправило, для уточнения картины его интеллектуального развития с ним нетнеобходимости дополнительно беседовать. Дети, набравшие 7-9 баллов (если этибаллы равномерно распределяются между всеми заданиями), обладают среднимуровнем развития. Если же в суммарный балл входят очень низкие оценки, (например,балл 9 состоит из оценок 2 за первое задание, 3- за второе и 4- за третье), толучше провести индивидуальное обследование, чтобы точнее представить себеособенности развития ребенка. И, конечно же, надо дополнительно обследоватьдетей, получивших 10- 15 баллов (10-11 баллов — нижняя граница среднегоразвития, 12- 15 баллов — развитие ниже нормы).
Методика«Эхо»
Методикапредставляет собой игру, в которой ребенок исполняет роль эха. Перед игройэкспериментатор объясняет ему, что такое «эхо»: «Ты слышал когда-нибудь проэхо? Чаще всего оно живет в лесу и в горах, но его никто никогда не видел, егоможно только слышать. Эхо любит подражать голосу людей, птиц, зверей. Если тыпопадешь в горное ущелье и скажешь: «Здравствуй, Эхо!», — то оно ответит тебетак же: «Здравствуй, Эхо!» — потому что эхо всегда в точности повторяет то, чтослышит». После этого рассказа испытуемому предлагается поиграть в игру, где ондолжен будет в точности повторять любой звук, который услышит. В качестве материалавоспроизведения берутся отдельные звуки и звукосочетания: три гласных звука(напр., «а», «о», «и»), три глухих согласных звука (напр., «п», «с», «т»), тризвонких согласных звука (напр., «б», «з», «д»), три слова, состоящие из двухзвуков (напр., «ша», «ру», «лы»), три звукосочетания, состоящие из двухсогласных звуков (напр., «ст», «вр», «кт»).
Обработкарезультатов проводится количественно и качественно. Каждый неправильнопроизнесенный звук оценивается 1 баллом, при этом важно зарегистрировать, чтопроизнес ребенок вместо требуемого звука. Отказ от воспроизведения такжеоценивается 1 баллом независимо от количества воспроизведенных звуков.
Методикапозволяет выявить не только возможность произвольность произнесенных отдельныхзвуков и звукосочетаний, без чего невозможно обучение чтению, но и особенностиразвития фонематического слуха и нарушения артикуляции. В случае обнаружениясерьезных дефектов в этой области требуется обратить внимание родителей нанеобходимость занятий ребенка с логопедом.
Тест:«Корректурная проба»
Выявлениескорости распределения и переключения внимания, eгo объема и устойчивостиребенку предлагается таблица с любыми фигурами. В корректурной матрице сфигурами ребенок просматривает пять строчек и как можно быстрее зачеркиваетразными способами три каких-либо различных элемента. Например: квадрат — поперечной чертой, круг — вертикальной, а звездочку — крестиком.
Фиксируетсявремя выполнения задания. Большинство детей 6-7 лет выполняют эти задания за2-3 минуты.
Этот тестможно использовать и для получения информации о работоспособности ребенка.
Тест:«Нелепицы»
Оценкаобразно-логического мышления.
Покажитеребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы, и попросите его внимательнорассмотреть эту картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Когда ребенокбудет называть эти нелепые ситуации, попросите его объяснить, почему это не таки как должно быть на самом деле.
На всезадание отводится не более 2 минут. За это время ребенок должен заметить какможно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как насамом деле должно быть.
Если ребенокобнаружит более 8 нелепиц — это хороший результат развития образно-логическогомышления.
Тест:«Лишний предмет»
Оценкаобразно-логического мышления — умственных операций анализа и обобщения.
На рисункеизображены различные предметы: по 4 на каждой карточке. Всего 6 карточек.
Покажитеребенку первую (тренировочную) карточку и объясните ему, что из А предметов, нарисованныхна карточке, один — лишний. Попросите его определить этот лишний предмет исказать, почему он липший. После этого предложите ребенку подумать и сказать,как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.
Если ребенок6-7 лет правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимумиз 4 карточек — это хороший уровень развития образно-логического мышления.
Тест:«Запомни фразы»
Оценкасмысловой памяти.
Прочитайтеребенку фразы, такие, например:
1) Осеньюидут дожди.
2) Дети любятиграть.
3) В садурастут яблони и груши
4) В небе летитсамолет.
5) Мальчикпомогает своей бабушке.
Попроситеребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное — передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно.
Если спервого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.
Ребенок 6-7лет обычно справляется с этим заданием после 2-й или 3-й попытки.
4. Советы логопедародителям
1. Нестарайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Неперегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должнысоответствовать возрасту.
2. Приобщении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки ислова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся втексте, непременно объясните.
3. Неподделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательнымисуффиксами — все это тормозит речевое развитие.
4.Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, стремясь указать неточности иошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае несмейтесь над малышом, самое лучшее — тактично поправить то или иное слово, еслиребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему:«Говорить надо внятно, четко, не спеша».
5. Неоставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен лиему ваш ответ?» Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребенка. Такиезаписи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошимподарком для сына или дочери.
Список литературы
1. Ахутина, Т.В. Диагностикаречевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособиедля логопедов и психологов / Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова. — М., 2002.
2. Бургуменко, Е.А. Готовностьдетей к школе: Диагностика психического развития и коррекция егонеблагоприятных вариантов: метод. разработки для школьного психолога / Е.А.Бургуменко – М., 1990.
3. Власова, Т.А. Методыобследования нарушений речи у детей: сб. научн. тр. / Т.А. Власова, И.Т.Власенко, Г.В. Чиркина. — М., 1982.
4. Каше, Г.А. Подготовка к школедетей с недостатками речи / Г.А. Каше. — М., 1985.
5. Кравцова, Е.Е.Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова.-М., 1983 г.
6. Кузнецова, В.Г. Основыспециальной психологии / В.Г. Кузнецова. — М., 2002.
7. Лисина Н.И. Общение совзрослыми и психологическая подготовка детей к школе / Н.И. Лисина, Г.И.Копчеля. – Кишинев, 1987.
8. Пантелеева, Л.А.Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями /Л.А. Пантелеева // Журнал «Логопед». – 2004. — №4.
9. Парамонова, Л.Г. Тестыдля детей «Готов ли Ваш ребенок к школе»: сб. тестов и развивающих упражнений /Л.Г. Парамонова, М.Н. Ильина. – СПб., 1998.