Факультет: юридический
Контрольная работа
По дисциплине: Конституционное право Российской Федерации
Тема: Конституция Российской Федерации 1993 года: особенности подготовки и принятия
г. Калининград
2008 г.
Содержание
Введение
Конституция Российской Федерации 1993 года: особенности подготовки и принятия
Заключение
Библиографический список использованной литературы
Введение
Прежде чем рассмотреть вопрос об особенности подготовки и принятия Конституции Российской Федерации 1993 года, нужно остановиться на причинах, которые послужили необходимости принятия новой Конституции.
В 1985 году в Советском Союзе с приходом нового генсека М.С. Горбачева начались проводиться реформы, направленным на частичное обновление существующей системы. В СССР началась перестройка.
На момент начала перестройки в РСФСР действовала Конституция РСФСР, принятая в 1978 году Верховным Советом РСФСР. Конституция РСФСР практически полностью копировала Конституцию СССР, принятую в 1977 году. Права и свободы граждан были закреплены в отрыве от международных стандартов и подчинялись целям «коммунистического строительства». Республика объявлялась «советской», «социалистической», но не правовой. Механизм государственной власти игнорировал принцип разделения властей, независимое правосудие.
Конституция с таким содержанием сразу стала резко входить в острое противоречие с процессами перестройки, начавшимися в 1985 году.
Однопартийная система, существовавшая до этого в СССР, постепенно трансформировалась в многопартийную политическую систему, что свою очередь привело к новым условиям для реализации гражданами своей политической воли. Стали появляться новые политические партии и общественные организации.
Плановая экономика, основанная на монопольном положении государственной собственности и централизованном государственном управлении, стала постепенно замещаться рыночными экономическими отношениями, чему должно способствовать равноправие всех форм собственности, их равной юридической защиты, свобода предпринимательства и торговли, конкуренция.
На смену одной официальной коммунистической идеологии пришло идеологическое и религиозное многообразие, на основе которых стала утверждаться свобода мысли и слова, получила развитие гласность.
Изменился и государственно-правовой статус Российской Федерации. РСФСР, входившая в состав Союза СССР с 1922 г., 12 июня 1990 года приняла Декларацию о государственном суверенитете, провозгласив себя суверенным и независимым государством, полноправным субъектом международного права. Это привело к тому, что Россия как суверенное государство получила членство в таких организациях как Организация Объединенных Наций, Международный Валютный Фонд и др.
Поменялся и правовой статус автономий, входящих в состав РСФСР. Они стали развиваться как равноправные субъекты в составе Российской Федерации.
Все эти изменения показали несостоятельность старой Конституции РСФСР. В новых условиях необходимо было принять новую Конституцию, отвечающей сложившейся действительности.
Конституция Российской Федерации 1993 года: особенности подготовки и принятия
Перемены общественного строя после начала процесса перестройки в СССР и Российской Федерации не могли не отразиться на содержании Конституции РСФСР 1978 года. Она неоднократно и существенно менялась. Процесс реформирования, начавшийся в 1989 году шел по линии постепенного изменения прежде всего ее сущностных характеристик.
Начавшийся процесс перестройки, демократизации всех сторон жизни общества, в правовой форме в РСФСР был ознаменован Законом «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР», и «О выборах народных депутатов в РСФСР», принятых в 1989 году. С принятием этих законов существенно изменилась система органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов.
В качестве высшего органа государственной власти учреждался Съезд народных депутатов в составе 1068 депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет – постоянно действующий законодательный, исполнительный, распорядительный и контрольный орган РФ.
К ведению Съезда был отнесен широкий круг вопросов, в том числе принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений и дополнений.
Тем не менее, страна продолжала жить по старой конституции, статьи которой существенным образом расходились с проводимыми в стране преобразованиями. Чтобы устранить эти несоответствия, в редакцию старой конституции по-прежнему вносились определенные и изменения, и дополнения, оказывающие влияние на ее содержание. Подобное массовое и спешное внесение поправок в конституционный текст порождало в нем несогласованность статей.
В целях разработки нового проекта Конституции на 1 Съезде народных депутатов 22 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия, председателем которой стал Б.Н. Ельцин — председатель Верховного Совета Российской Федерации. В состав комиссии вошли представители всех республик, краев, областей, национальных автономий.
Поначалу работа комиссии проходила довольно быстро и уже через четыре месяца проект новой конституции был готов. Этот первый проект новой Конституции России, одобренный Верховным Советом России предусматривал парламентскую форму правления и низведение статуса президента до номинального статуса главы государства.
После его доработки с учетом поступивших замечаний по решению Конституционной комиссии первый вариант проекта был опубликован в печати для обсуждения.
По решению Конституционной комиссии официальный проект Конституции был внесен в октябре 1991 года на рассмотрение V внеочередного Съезда народных депутатов.
После рассмотрения проект дорабатывался с учетом нового законодательства, предложений народных депутатов, должностных лиц, государственных органов, специалистов, граждан.
В марте 1992 года официальный проект Конституции Российской Федерации был повторно опубликован в печати.
VI Съезд народных депутатов России принял 18 апреля 1992 г. постановление «О проекте Конституции Российской Федерации и порядке дальнейшей работы над ним», в котором одобрил концепцию конституционных реформ, основные положения официального проекта новой Конституции и поручил Конституционной комиссии доработать проект и подготовить его для повторного обсуждения Верховным Советом Российской Федерации.
В июле 1992 года в Конституционную комиссию поступили поправки Президента Российской Федерации к официальному проекту Конституции. Рабочая группа доработали проект с участием заинтересованных сторон, субъектов Российской Федерации и специалистов – юристов.
В итоге появился третий вариант официального проекта Конституции Российской Федерации, одобренный Конституционной комиссией 16 октября 1992 года.
VII Съезд народных депутатов Российской Федерации обсудил вопрос о ходе работы над проектом новой федеральной Конституции и постановил, что проект основных положений Конституции в обязательном порядке направляется субъектам Федерации, а затем выносится на всероссийский референдум.
VIII (внеочередной) Съезд народных депутатов Российской Федерации предложил Конституционной комиссии направить на согласование субъектам Федерации проект основных положений новой Конституции Российской Федерации.
IX (внеочередной) Съезд народных депутатов Российской Федерации подтвердил курс на осуществление конституционной реформы, то есть выработку проекта основных положений новой Конституции, согласование ее с субъектами Российской Федерации и последующее вынесение на всероссийский референдум. Съезд поручил Конституционной комиссии представить согласованный с субъектами Российской Федерации проект «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Федерации – России» на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации с последующим вынесением его на рассмотрение Съезда народных депутатов Российской Федерации.
То есть ни VII (декабрь 1992 г.), ни VIII ( март 1993 г.) Съезды народных депутатов не оказались в состоянии принять Конституцию вследствие острых противоречий между законодательной и исполнительной ветвями власти. VII Съезд постановил вынести основные положения проекта новой Конституции на всероссийский референдум, но VIII Съезд отменил это решение и подчеркнул необходимость осуществить конституционную реформу на основе полномочий, предоставленных действующей Конституцией самому Съезду народных депутатов.
Постепенно оппозиционное большинство Съезда и Верховного Совета, осознав свои политические интересы, твердо заняло позиции недопущения сильной исполнительной власти. Обстановку разразившегося экономического кризиса использовали левые силы, все решительнее противодействуя реформам и с этой целью стремясь любыми путями сохранить контроль законодательной власти за всеми действиями Президента. Со своей стороны, президент все решительнее ставил вопросы о необходимости укрепления исполнительной власти, подчас даже требуя пересмотра некоторых согласованных положений проекта. Работа Конституционной комиссии постепенно заходила в тупик.
Сложная расстановка политических сил в России вызвала неоднозначное отношение к официальному проекту Конституции. Это выразилось не только в широкой полемике вокруг него, но и в появлении альтернативных вариантов.
7 мая 1993 г. за подписью заместителя Председателя Конституционной комиссии Р.И. Хасбулатова появляется постановление «Об основных положениях проекта Конституции Российской Федерации», которым утверждался представленный рабочей группой проект положений проекта Основного Закона России. При этом в постановлении указывалось, что подготовка этого проекта осуществлялась в соответствии с Постановлением восьмого Съезда народных депутатов Российской Федерации от 12 марта 1993 г. «О мерах по осуществлению конституционной реформы в Российской Федерации».
В мае проект Конституции, одобренный Верховным Советом, был опубликован. Он существенно исправлял многие положения старой Конституции, содержал демократические положения о правах и свободах человека и гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти доминировали прежние подходы. По существу, снова принцип разделения властей трактовался в сторону ущемления полномочий Президента.
Проект ставил Президента под контроль Верховного Совета, обязывая его предоставлять ежегодные доклады об осуществлении внутренней и внешней политики, выполнении федеральных программ. Подчинение Президенту Правительства также обязывалось ежегодно предоставлять отчет верховному Совету. Это и ряд других положений существенно ущемляли права президента и исполнительной власти, закладывая своеобразную «мину» под отношения двух властей.
Таким образом, процесс разработки проекта Конституции Российской Федерации растянулся на три года. Бесконечные парламентские дебаты завели конституционную реформу в тупик. И хотя формально Президент Российской Федерации оставался Председателем Конституционной Комиссии, именно он выступил с инициативой созыва 5-16 июня 1993 г. в Москве Конституционного совещания, которому предложил новый (президентский) вариант проекта Конституции Российской Федерации.
Это было сделано после того, как 6 мая 1993 г. Президент РФ направил в Конституционную комиссию свой проект Основного Закона государства. В конституционной Комиссии президентский вариант Конституции получил негативную политико-правовую оценку. В Постановлении Конституционной комиссии «О проекте Конституции (Основного Закона) Российской Федерации, направленном Президентом Российской Федерации в Конституционную комиссию 6 мая 1993 года» от 7 мая 1993 г. фактически отклонялся президентский вариант конституции. В Конституционной комиссии посчитали, что отдельные положения президентского проекта Конституции существенно ограничивают экономические, политические и гражданские права человека и гражданина, нарушают принцип разделения властей.–PAGE_BREAK–
В ответ 12 мая 1993 года Президент РФ издал Указ № 660 ” О мерах по завершении подготовки новой Конституции Российской Федерации”, согласно которому для завершения подготовки проекта Конституции 5 июня в Москве созывалось Конституционное совещание.
Своим указом от 20 мая 1993 г. «О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации» Президент учредил Конституционное совещание, которое призвано было выработать альтернативный вариант конституции России.
Конституционное совещание состояло из 250 членов, работавших в пяти секциях: представителей федеральных органов власти; представителей органов власти субъектов Федерации; представителей местного самоуправления; представителей партий, общественных организаций, профсоюзов, религиозных конфессий; представителей товаропроизводителей и предпринимателей.
Всего для завершения подготовки проекта были созданы две палаты Конституционного совещания: Общественная и Государственная.
Общественная палата Конституционного совещания являлась организационной формой участия общественных объединений в конституционном процессе, взаимодействия этих объединений с федеральными органами власти.
На Общественную палату Конституционного совещания возлагалась выработка предложений об изменениях и дополнениях к проекту Конституции Российской Федерации, а также рекомендации по политическим, социальным и социально-экономическим вопросам.
Государственная палата Конституционного совещания стала организованной формой взаимодействия в конституционном процессе органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Функции этой палаты были аналогичны функциям Общественной палаты Конституционного совещания – выработка предложений об изменениях и дополнениях к проекту Конституции Российской Федерации и рекомендаций по политическим и социально-экономическим вопросам.
Таким образом, Конституционное совещание было задумано как широкий форум, сочетающий представительство всех высших органов государственной власти, а также общественности. Он таким фактически и получился, хотя ряд приглашенных членов Конституционной комиссии, народных депутатов, а также политических партий участия в его работе не приняли. 24 июня 1993 г. Верховный Совет отказался сотрудничать с Конституционным совещанием под предлогом причастности к делам о коррупции некоторых его координаторов и участников.
Президент вынес на обсуждение Совещания проект Конституции, но призвал участников к выработке компромиссного текста на базе этого проекта и проекта Конституционной комиссии. Многие положения президентского проекта были подвергнуты критике участниками Конституционного совещания. Например, за то, что проект не содержал характеристики российского государства как социального. Президент РФ, по проекту, обладал чрезмерными правами по роспуску государственной Думы. Были и другие основания, вызвавшие обоснованную критику проекта.
Однако в отношении механизма власти этот проект в целом выдерживал принцип разделения властей и устанавливал определенный баланс законодательной и исполнительной ветвей власти в рамках республики президентского типа. В нем содержался ясный отказ от парламентаризма в пользу сильной исполнительной власти. Именно поэтому, созванное Верховным Советом в конце мая – начале июня совещание двух тысяч депутатов советов всех уровней полностью отвергло президентский проект, а 4 июня, за день до созыва Конституционного совещания, Верховный Совет предложил свой порядок согласования и принятия проекта конституции, который снова ставил в центр всей работы Конституционную комиссию.
В результате длительной работы Конституционного совещания – с июня по октябрь 1993 г. был рассмотрен проект Конституции РФ, внесенный Президентом Российской Федерации, а также проект Конституции, подготовленный созданной Съездом народных депутатов Российской Федерации Конституционной комиссией.
Всего в адрес Конституционного совещания поступило более 50 000 замечаний и предложений. В результате их обсуждения в первоначальный проект было внесено свыше пятисот поправок, около четырех десятков принципиально новых норм – фактически все статьи были изменены. В разработанный совещанием проект вошли многие статьи и из проекта Конституционной комиссии.
Крайне обострившийся внутриполитический кризис в стране в результате открытого противостояния властей вынудил Президента своим Указом от 21 сентября 1993 г. распустить Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ.
Эти меры были вызваны тем, что Верховный Совет РФ и Съезд народных депутатов систематически, в течении всего 1993 г., предпринимали попытки узурпировать в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти. К тому же конституционная реформа в Российской Федерации была фактически свернута, поскольку Верховный Совет РФ заблокировал решение Съездов народных депутатов Российской Федерации о принятии новой Конституции.
В ответ Съезд народных депутатов отказался сложить свои полномочия. В своем Постановлении «О политическом положении в Российской Федерации в связи с государственным переворотом» от 24 сентября 1993 г. он квалифицировал действия Президента как попрание Конституции, совершение государственного переворота и установление режима личной власти. В тот же день Президиум Верховного Совета, ссылаясь на ст. 121-6 Конституции, объявил о немедленном прекращении полномочий Президента РФ Ельцина Б.Н., и их передаче вице-президенту Руцкому А.В. Верховный Совет РФ оценил действия президента как государственный переворот.
Оппозиция находила основания для своих в Конституции, которую сама же приспособила к своим интересам, а Президент РФ опирался на поддержку избирателей и субъектов Федерации, полагая, что противоречивая и устаревшая Конституция уже не может служить базой для разрешения разногласий двух ветвей власти. При таких подходах неудивительно, что каждая сторона конфликта рассматривала действия другой стороны как мятеж, государственный переворот. Конституционная законность, таким образом, была подорвана с двух сторон и утратила свою нейтральность.
Попытки достичь согласия не увенчались успехом, и кризис в итоге привел к общественным беспорядкам и необходимости применения силовых действий со стороны правоохранительных органов и армии.
После кровавых событий 3-4 октября 1993 г. и стабилизации внутриполитической обстановки в стране Президентом был издан Указ «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» от 7 октября 1993 г., который подтвердил действие на всей территории России законов и постановлений, принятых Верховным Советом и Съездом народных депутатов до 21 сентября 1993 г. Было установлено, что до начала работы Федерального собрания правовое регулирование по вопросам, отнесенным к компетенции Съезда и Верховного Совета, осуществляется указами Президента. Также 7 октября 1993 года был издан указ ” О Конституционном суде Российской Федерации”, в котором констатировалась невозможность его деятельности, в связи с чем, приостанавливался созыв его заседаний до принятия новой Конституции.
Помимо этого, после октябрьских событий 1993 г. в Москве принимается Указ Президента РФ ” О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации”, в результате чего были прекращены полномочия Советов народных депутатов и утверждены основные положения о выборах в представительные органы государственной власти в регионах. Это означало юридическую ликвидацию советской власти в стране.
Конституционный кризис, развивавшийся на протяжении всего года, так и не нашел своего конституционного разрешения. Это был не только конституционный, но и политический кризис, в котором отражалась резкая поляризация интересов различных сил по коренным вопросам развития России. Он серьезно расшатал основы российского федерализма и государственности в целом. Вместе с тем, трагическое завершение кризиса заставило граждан и власти всех уровней еще острее осознать невозможность строительства нового общества в рамках старой государственности. Принятие новой Конституции стало не просто желательным, но остро необходимым.
Для решения вопроса о конституционной реформе на 12 декабря 1993 года было назначено всенародное голосование (референдум) по проекту новой Конституции РФ, вступающей в силу в случае ее одобрения с момента опубликования результатов голосования.
Во всенародном голосовании по проекту новой Конституции приняли участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных избирателей, или 54,8 %. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей или 58,4 % избирателей, принявших участие в голосовании. Это означало, что Конституция принята.
Заключение
Как мы видим, путь к принятию новой Конституции Российской Федерации, оказался долог и тернист. В основном, процесс ее реформирования пошел по пути внесения многочисленных поправок в действующую Конституцию РСФСР 1978 года. Конституция приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта несогласованность являлась правовой основой ожесточенного противостояния и противоборства законодательной и исполнительной властей, высшей точкой явились события в октябре 1993 года, разрешившиеся роспуском Съезда и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис в России.
В этих условиях принятие новой конституции должно было явиться той основой, которая могла бы способствовать установлению необходимой стабильности в обществе.
Необходимо отметить также, что новая Конституция Российской Федерации принималась одновременно с выборами депутатов Совета Федерации и Государственной Думы — палат Федерального Собрания. Причем, их избрание осуществлялось не на основе Конституции, так как она еще не была принята, а в соответствии с Указом Президента от 1 октября 1993 г. утвердившего «Положение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году» и на основе его же Указа от 11 октября 1993 г. «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
По итогам референдума 25 декабря 1993 года, с момента официального опубликования в газете «Российские вести» и «Российская газета», новая конституция Российской Федерации вступила в полную юридическую силу, что ознаменовало новый этап истории России.
Библиографический список использованной литературы
Коздов А.Е.Конституционное право России. — М.: Изд. БЕК, 1996. — 464 с.
Лазарев В.В.Конституционное право. — М.: Изд. Новый Юрист, 1998. — 544 с.
Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации./ Под ред. Кудрявцева Ю.В. — М.: Изд. Юрист, 1997. — 274 с.
Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. Окунькова Л.А.- М.: Изд. Юрист, 1995. — 346 с.