Ресурсы Интернета как источник информационного обеспечения процесса комплектования фондов библиотек

Ресурсы Интернеткак источник информационного обеспечения процесса комплектования фондовбиблиотек

Содержание
Введение
Глава 1. Книжная интернетторговля
§1. Книжные интернет — магазины и их специфические особенности
§2. Сайты издательств в сетиИнтернет
Глава 2. Новые проекты длябиблиотекарей, издателей и книготорговцев в сети и интернет
§1. Национальная программа«Книги в наличии и печати» и её значение для комплектования библиотек
§2. ПроектКомплектование.RU. Цели и задачи проекта
Заключение
Список используемойлитературы и источников

Введение
Насегодняшний день существует большое количество серверов различных издательств,подписных агентств, онлайновых книжных магазинов, каталогов библиотек,отраслевых и универсальных баз данных, содержащих достаточный объем информацииоб изданиях, необходимой библиотекарю, занимающемуся комплектованием фондабиблиотеки.
В то жевремя обилие разнообразных информационных ресурсов требует хорошегоориентирования в их потоке, в противном случае оптимальный результат работыдостигается с трудом и с большими потерями времени.
ПрименениеИнтернет в комплектовании фонда предполагает активное использованиевозможностей Сети для выявления и заказа изданий, а также ведения книгообменныхопераций, посредством которых обеспечивается поступление зарубежных источников.На сегодня во всем мире, включая Россию, книжная торговля относится к отраслям,в которых Интернет-технологии используются наиболее эффективно. Этому,безусловно, способствует характер самого продукта. Книги, более чем многиедругие товары, способны не только рекламироваться, но и продаваться именночерез Сеть. Используя цифровые технологии, можно без труда выявить интересующиеиздания, получить о них всю необходимую информацию и оформить заказ.
Сегодня дляпоиска новой литературы необходимо просто зайти на сайт книжного интернет-магазина или на сайт издательства. Но для этого необходимо знать электронныйадрес нужного сайта и иметь опыт работы с таким ресурсом.
Целькурсовой работы:
Выявить иохарактеризовать основные виды интернет ресурсов обеспечивающих библиотекиинформацией о новой издательской продукции.
Задачикурсовой работы:
1. Изучить и дать характеристику книжным интернет-магазинам,
зарекомендовавшимсебя в России и за рубежом.
2. Выявить преимущества и недостатка сайтов издательств винформационном обеспечении процесса комплектования фондов библиотек.
3. Дать характеристику национальной программе «Книги в наличии ипечати» и проекту «Комплектование. RU. Получить базовые навыки работы с этимиресурсами и определить эффективность их применения в практике комплектованияфондов библиотек.
Объект исследования:
Информационноеобеспечение процесса комплектования фондов библиотек.
Предметисследования:
Источникиинформационного обеспечения процесса комплектования фондов библиотек в сетиинтернет.

Глава 1.Книжная интернет торговля
§1. Книжныеинтернет — магазины и их специфические особенности
Интернет-магазин(англ. online shop или e-shop) — веб-сайт, рекламирующий товар или услугу, принимающийзаказы на покупку, предлагающий пользователю выбор варианта расчета, способаполучения заказа и выписывающий счет на оплату [25]
Основныетипы книжных интернет-магазинов:
— магазины,созданные непрофильными компаниями, с самого начала
существующиекак отдельный бизнес («Озон», «Болеро» и др.);
–        магазины,созданные издательствами как дополнительный канал продаж книгкомпании-владельца («Альпина Бизнес Букс», «Айрис-Пресс» идр.);
— магазинына базе крупных книготорговых компаний и крупных розничных книжных магазинов(«Библио-Глобус», «Топ-книга», «Лабиринт» и др.).
Ключевыенаправления деятельности книжных Интернет-магазинов:
–  организация своевременной комплектации и доставки заказовклиентам,
–  организация диспетчерской службы и обратной связи для клиентов магазина,
–  обеспечение качественной работы системы приема платежей, в том числеи электронных[21 ]
Сайтыкнижных магазинов выгодно отличаются от издательских богатством ассортимента,поскольку в них представлена продукция сразу от множества производителей.[30]
Первымвиртуальным книжным магазином, получившим ныне всемирную известность, стал«Amazon» (http://www.amazon.com). Его авторитет основывается набогатом ассортименте в сочетании с качеством обслуживания, которое признано насегодня самым высоким в мире. В России в настоящее время перечень электронныхмагазинов, осуществляющих продажу книг и компакт-дисков, также весьма обширен.К наиболее известным относятся:
«Озон»(http://www.ozon.ru);
«BuyBook»(http://www.buybook.ru);
«Co@Libri»(http://www.colibri.ru);
«Hugahuga»(http://www.hugahuga.ru);
«Mistral»(http://www.mistral.ru);
«Альпина»(http://www.alpbook.ru);
«Библион»(http://www.biblion.ru);
«Болеро»(http://www.bolero.ru);
«ЗонаИКС» (http://www.zone-x.ru);
«КнигиРоссии» (http://www.books.ru);
«Книжнаяорбита» (http://www.knor.ru);
«КноРус»(http://shop.book.ru);
«Новаякнига» (http://www.newbook.ru);
«Русскаябиблиотека» (http://www.biblioteka.ru). [27]
Книжныйинтернет-магазин «Озон» — живая легенда Рунета. Он существует с 1998-го и досих пор удерживает пальму первенства среди книжных интернет-магазинов.
OZON.ru(Озон.ру) — один из первых российскихинтернет-магазинов. Предлагает книги, музыкальную и видеопродукцию, электроникуи цифровую технику, программные продукты и мультимедийные игры, а такжекосметику, парфюмерию и ювелирные изделия.«Озон» один из крупнейших электронныхмагазинов. Имеется расширенная форма запроса, которая позволяет максимальноконкретизировать запрос. Также существует возможность искать книги по определеннойотрасли знания. Выделен букинистический раздел и раздел, содержащий редкие иценные издания. Описания снабжаются внушительных размеров аннотациями ифотографиями обложек книг. Посещаемость сайта составляет более 2 миллионовпосетителей в месяц.[28]
В 2008 году интернет-магазин OZON.ru отметилсвое первое десятилетие.
В минувшемгоду OZON.ru отправил своим клиентам 1 268 724 заказа, в которыхсодержалось 5 466 022товара. Сегодня в единой базе покупателей магазиназарегистрировано более 3 млн. интернет -пользователей. Ежемесячно посетителипроводят на сайте в среднем 7 млн. сессий и совершают более 40 млн. просмотровстраниц. В среднем интернет-магазин получает ежедневно 4- 5 тысяч заказов. Взависимости от дня недели, сезона, проводимых акций этот показатель колеблетсяот 2 до 11 тысяч.
В интернетмагазине можно купить и электронику, и спортивные товары, и ювелирныеукрашения. Бернард Л. В своей статье отмечает, чтона сайте OZON.ru первую строку в перечне предлагаемых товаров занимают книги.Приоритетная позиция обусловлена их высокой доходностью, числом покупателей итрадицией. Ежегодно OZON.ru продаёт 3 миллиона экземпляров книг. Магазиносуществляет доставку в Москве и Петербурге в течении 24 часов.Так же недавнопоявилась услуга по бронированию железнодорожных и авиабилетов. OZON.Travel. Популярностьюобладает и сервис «Объявления», где пользователи могут продавать товары другдругу без участия интернет-магазина. В ассортименте OZON.ru есть и бумажныекниги и электронные.[4]
ОснователейOZON.ru на запуск проекта вдохновил именно Amazon.com,и название было выбрано созвучное.
Amazon.com
Amazon.comбыл создан в июле 1995 года американским предпринимателем Джеффом Безосом ивначале продавал только книги. В июне 1998 года магазин начинает продаватьмузыкальные з В настоящее время сервис Amazon.com охватывает 34 категориитоваров, в том числе электронные книги, бытовую электронику, детские игрушки,продукты питания, хозяйственные товары, спортивные товары и многое другое.
Компанияведёт экспансию на рынки интернет-торговли за пределами США: существуютнациональные клоны бренда Amazon в Канаде, Великобритании, Германии, Японии,Франции и Китае.[31]
Компаниязавоевала успех благодаря своей уникальной корпоративной политике. Во-первых, вкомпании ориентировались на долгосрочную перспективу. Во-вторых, Amazon всевремя совершенствовался. В компании просто помешаны наклиентоориентированности. Так, именно Amazon.com первым ввел такую опцию, какотзывы клиентов о товаре. Даже негативные. Интересно, что производители первоевремя очень сопротивлялись введению данной функции. Им казалось, что введениеподобной опции может негативно сказаться на продажах при наличии большогоколичества негативных отзывов. Каким-то образом Безос сумел убедить их. И незря. Практика показала, что отзывы только увеличивают продажи.
Еще однимфактором успеха компании является то, что она не стала зацикливаться на продажекниг. Вместо этого сегодня Amazon торгует разнообразными товарами, включаятехнику, DVD и даже цифровую музыку. Если говорить об управлении в Amazon, тоздесь ситуация очень непростая. В компании полагают, что успеха могут добитьсятолько малые группы. Именно поэтому в Amazon Джеффри Безоса нет особо сложнойвертикальной иерархии в управлении. Все построено на работе малых групп. Приотборе персонала компания тщательно рассматривает каждого кандидата. Ей нужнытолько лучшие люди.[29]
Немаловажнуюроль в успешных продажах Amazon занимает и правильный маркетинг компании. Онасумела построить такую систему продаж, при которой простые люди сами начинаютпродвигать товары Amazon. Да, речь идет о партнерских программах Amazon. Любойвладелец сайта может продавать через свой ресурс продукцию Amazon, получаяопределенный процент с продаж. Такой мощной системе никакие кризисы не страшны.Во время краха доткомов Amazon потеряла целых 500 миллионов долларов. Но этосовершенно не смогло выбить компанию из колеи. И сегодня она начинает новыепроекты, о которых судачат во всем мире.
Amazon.comпервым сумел использовать потенциал Интернета: возможность обращаться к гораздобольшему количеству клиентов, чем у обычного «физического» магазина, большееколичество наименований товаров, не ограниченное тем, что есть в наличии наскладе.
Одна изчерт сайта интернет-магазина — то, что покупатели могут оставлять отзывы окупленных товарах и оценивать их. Это помогает выбрать нужную вещь хорошегокачества. Элемент интерфейса «вкладка» стал популярен после его использованияна сайте Amazon.com [30]
Ещё однимиз старейших интернет-магазинов является «Bolero». Здесь можно купить не толькокниги или заказать диск, но и подобрать в подарок игрушку, компьютерную игруили детскую раскраску. С недавнего времени в магазине представлен ассортиментдругих интернет-магазинов: компьютерная и бытовая техника, офисная мебель,климатическая техника.
Купитькнигу или cd диск в книжном магазине Bolero очень просто — достаточно выбратькатегорию (сверху страницы), затем подкатегорию товара (слева), наконец, нажатьна кнопку «положить в корзину». Каждый день, в течение многих лет, вмагазине так заказывают книги и диски сотни людей по всей России! Доставкатовара осуществляется различными способами, купить книги можно даже в офисемагазина.
Имеютсяразделы распродаж, чтобы купить книги и диски по низким ценам. Также тем, комуповезет, смогут получить 10% карту интернет магазина книг Bolero!
Имеютсяследующие разделы книжного магазина: купить книги в подарок, медицина издоровье, книги на аудио, бестселлеры, школьные учебники, купить книги наиностранных языках. Если в интернет-магазине не оказалось нужной книги илидиска, то можно заказать книги и cd диски через Bolero на Amazon. [32]
Постоянноувеличивающееся число российских виртуальных книжных магазинов породилосоздание специальной поисковой системы Findbook (http://www.findbook.ru). Еефункции схожи с функциями метапоисковых систем Интернет. Ввод запроса вFindbook позволяет провести поиск одновременно в электронных каталогах 14различных книжных Интернет-магазинов, что существенно экономит время приразысканиях конкретного издания.
FindBook.ru— поисковая система, обеспечивающая нахождение интересующих пользователя книг вроссийских интернет-магазинах. Целью создания подобной системы быланеобходимость именно упрощение в поиска необходимых книг. Представляет собоймета-поисковую систему, то есть непосредственный поиск книг осуществляетсяпоисковыми сервисами самих интернет-магазинов, а FindBook.ru лишь посылает имзапрос и затем анализирует полученные результаты. Сайт появился в 2000 году истал первым проектом такого рода в российском интернете. [33]
Поисковыйсервис ресурса обеспечивает нахождение книг по предложениям следующихинтернет-магазинов: Alib.ru, Алфавит, Bibliard.ru, Библион, Бизнес Книга,Болеро, Bookpiter.ru, Books.ru, Зона ИКС, Книгонавт, Co@libri, КомБук, Лабиринт,LibeX, My-shop.ru, Ozon.ru, Питер, Спринтер, Топ-Книга, UrbanEconomics.ru,FastBook.ru, Чакона, Юрайт и goodreads.ru. [34 ]
Аналогомявляется сайт poiskknig.ru
ПОИСК КНИГпредставляет собой поисковую машину электронных книг, свободно распространяемыхв интернете. Главным приоритетом является образовательная литература,являющаяся базисом научного и технического знания. Данный сервис можноиспользовать и для того, чтобы просто выяснить была ли переведена искомая книгав электронный вид и стоит ли вести её дальнейший поиск в интернете. Сервистакже можно использовать для поиска книгопечатной продукции, которую можноприобрести в интернет-магазинах. [35]
Каталогсистемы книжных магазинов «Все книги России»
Один изкрупнейших электронных книжных магазинов России. Наряду с книгами представленытакже аудио и видео носители: кассеты, компакт-диски, включая DVD. Поисквозможен как путем ввода ключевых слов, так и путем последовательного просмотрарубрик. Характеристика издания, помимо библиографической записи, включаетпространные аннотации и виды обложек. При возникновении вопросов, можно сразуже проконсультироваться у продавца в ходе специальной чат-сессии. Реализованасистема оплаты и заказа изданий непосредственно через Интернет.[36]
Важную рольв поиске книжных новинок играет поисковая система Google.
Компания «Google» сообщила о том, что впервой половине 2010 г. планируется запуск интернет-магазина электронных книг «Google Editions».
Это темаобсуждалась на встрече издателей, библиотек и книготорговых компаний,организованной журналом «Университетская книга» на ней было отмечено, что в рамках нового проектапользователям будет предоставлен ассортимент, насчитывающий более полумиллионаизданий в электронном формате. Приобретать книги пользователи смогут какнепосредственно на сайте «Google Editions», так и через партнёрские магазины. Google возьмёт на себя хранениефайлов книг и обеспечение их поисковой индексации.[ 2]
§2. Сайтыиздательств в сети Интернет
Сегоднятрудно представить издательство, которое не имело бы своего сайта и не было бызаинтересовано в распространении своей продукции.
Панкова. Е.отмечает в своей статье «Интернет в библиотечной работе», что сайт издательствапозволяет познакомиться с предлагаемым ассортиментом и перспективными планами.Сайты издательств по определенным отраслевым направлениям предоставляют такжеинформацию о нормативных документах и принятых соответствующим министерствомрешениях или дают ссылку на официальные сайты отраслевого направления. [ 15]
Общиетенденции в представлении документов на сайтах издательств.
Сайтиздательства «Просвещение». «Просвещение» – одно из старейших издательств(основано в 1930 г.), специализирующееся на выпуске учебной иучебно-методической литературы. Ориентировано, в первую очередь, наобщеобразовательные школы – предлагаются школьные учебники, рабочие тетради,методические пособия, карты, атласы, словари, электронные учебные пособия.
На егосайте (www.prosv.ru) представлены федеральные перечни учебников,рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе,официальные и методические материалы, предназначенные для учителей ибиблиотекарей.[37]
Дляинформации о выпущенных издательством документах ведётся каталог, которыйпозволяет производить поиск по выделенным разделам или разным параметрам вбланке запроса (расширенный поиск по каталогу). Сайт содержит:
— каталогучебников и учебно-методической литературы издательства «Просвещение»
— полезнуюинформацию для учителей, методистов, администраторов, дилеров;
— информациюо новых учебниках и учебно-методических пособиях;
— методическую помощь;
— новостиобразования и учебного книгоиздания;
— информационно-публицистический бюллетень «Просвещение».
Каталогсайта ориентирован на группировку документов по учебным предметам иобразовательным уровням. Бланк поиска предоставляет расширенные возможности поотбору документов, соответствующих требованиям образовательных стандартов(предмет, класс, тип литературы и уровень образования). К «положительнымэлементам» бланка запроса отнесём и наличие списков, раскрывающихся вбольшинстве полей (это позволяет выполнить гарантированно результативныйпоиск).
Сайтиздательства «Азбука» (www.azbooka.ru). Издательство «Азбука» было основано в1995 г. и является одним из крупнейших издательств Санкт-Петербурга иСеверо-Западного региона. Специализируется на выпуске классических исовременных произведений художественной литературы, справочных изданий вобласти искусства, произведений детской литературы.
Сайтсодержит довольно интересный раздел «Читальный зал», который позволяетпознакомиться с некоторыми текстами предлагаемых произведений. Равноправноеместо с издательством отведено «Торговому дому», обеспечивающемураспространение документов, выпущенных как самим издательством, так и дружественнымииздательствами.
Дляинформации о выпущенных издательством документах ведётся каталог книг, которыйдаёт возможность искать по выделенным разделам(сериям)или разным параметрам вбланке запроса.
Каталогдля поиска документов на сайте издательства «Азбука»
Каталог,представленный издательством «Азбука» ориентирован на группировку документов посериям, а бланк поиска напоминает простой поиск в Интернете с возможностьюуточнения области поиска (автор, название) и его места (везде на сайте, вкаталоге, в новостях). Таким образом, мы можем сделать вывод, что сайтиздательства ориентирован на неподготовленного пользователя, который готовпотратить время на последовательный просмотр и анализ результатов поиска.[38]
Издательство«Эксмо́» (полностью — ООО «Издательство„Эксмо“») — одна из крупнейших издательских компаний России и в Европе.
Основано в1991 как дистрибутор книжной продукции. Самостоятельной издательскойдеятельностью занялось в начале 1993 года, а к середине 90-х уже вошло в числолидеров российского книжного рынка. По данным Российской Книжной палаты (2008),издательство является лидером отрасли по наименованиям и тиражам. Пособственной оценке, «Эксмо» занимает 15 % российского книжного рынка. [39 ]
Сайтиздательства (http://www.eksmo.ru/) имеет неординарную структуру. Здесь можнобыстро приступить к поиску нужной литературы введя данные в строку поиска. Также сайт предлагает в анимированной форме самые свежие образцы книжных новинок.Имеется следующий каталог: Новинки; Бестселлеры; Рекомендуем. Тут так жеприсутствуют красочные изображения книжных обложек снабжённых лентой прокрутки.
В 2005 году«Эксмо» было удостоено почётного звания «Лидер российской экономики».
В 2007 годуиздательство получило премию Eurocon (ESFS Awards) как «Лучший издатель».
Авторскийпортфель издательства насчитывает свыше 6000 имён.[ 40]
Издательскаягруппа АСТ основана в 1990 году и вот уже 19 лет является признанным лидеромроссийской книжной индустрии.
Цель и основной принцип работы — предоставить читателю максимально широкийвыбор литературы, соответствующей его интересам. АСТ постоянно знакомит своихчитателей с книжными новинками, открывая новые имена и произведения.
Ежемесячнов АСТ выходит более 800 новых книг.
Издательскаягруппа АСТ представляет лучших российских и зарубежных авторов. Среди них — Чингиз Абдуллаев, Борис Акунин, Дмитрий Глуховский, Екатерина Вильмонт, МихаилВеллер, Полина Дашкова, Николай Козлов, Елена Коренева, братья Стругацкие,Сергей Лукьяненко, Анна Малышева, Фридрих Незнанский, Мирзакарим Норбеков,Виктория Платова, Наталья Правдина, Александр Свияш, Виктория Токарева, ЭдуардТополь, Юлия Шилова, Марина Юденич, а также Стефани Майер, Паоло Коэльо, ДэнБраун, Джон Гришэм, Дуглас Коупленд, Стивен Кинг, Станислав Лем, ДжоаннаЛиндсей, Джудит Макнот, Чак Паланик, Джеймс Паттерсон, Йен Пирс, Бертрис Смолл,Даниэла Стил, Дж. Р. Р. Толкин, Джон Фаулз, Сидни Шелдон.[42]
Поискнужной информации по сайту издательства осуществляется через встроеннуюпоисковую систему Яндекс. Поиск можно осуществлять как на сайте так и винтернете. Поиск можетпроизводиться путем выбора из меню нужного автора, просмотром жанровых рубрикили с помощью ввода ключевых слов из заглавий. Получение полных сведений окниге возможно не всегда. Основной сервер Издательства АСТ находится по адресуhttp://www.ast.ru.
Самыелучшие детские книги России – книги издательств АСТ-Астрель.АСТ издаёт произведенияСамуила Маршака, Григория Остера, Владимира Сутеева, Эдуарда Успенского, КорнеяЧуковского, Юрия Энтина и других авторов, популярных у юных читателей, а такжемноготомные красочные детские энциклопедии, различные хрестоматии, учебные иразвивающие издания.
АСТ сегодня– это более 30000 наименований книг, выходящих миллионными тиражами:
· русская и зарубежная классика;
· современная проза;
· детективы и остросюжетная литература;
· сентиментальная проза;
· фантастика и фэнтези;
· книги для детей;
· деловая литература;
· пособия и учебники;
· справочники;
· энциклопедии и словари;
· научно-популярные издания;
· издания для досуга;
· книги по искусству;
· подарочные альбомы;
· атласы и карты;
а такжеразнообразные канцелярские товары, раскраски, книжки-игрушки, книжки-мозаики,головоломки, настольные игры и паззлы различных уровней сложности для детей ивзрослых.
Отдельнымнаправлением деятельности АСТ является издание журналов. Выходят следующие журналы«Рыбалка на Руси», «Спиннинг Traveller», «Нахлыст»,«Охота», «Большой Бизнес»,«Что Нового в науке итехнике», «Часы», J&W, MakeUp, Estetica, «Друг. Журналдля любителей кошек», «Друг. Журнал для любителей собак»,«В мире животных», «В мире растений». А также каталоги:«Наручные часы», Watches, Toys for Boys, Jewellery и другие издания,рассчитанные на различные группы читателей.
ПродукцияИздательской группы АСТ распространяется через самую развитую в России истранах СНГ книготорговую сеть «Буква», в которую сейчас входят более 200магазинов. Также АСТ предлагает клиентам полный спектр оптовых торговых услуг,гибкую систему скидок, охраняемую стоянку для большегрузного транспорта, складскиеуслуги, отправку грузов.[41]
Вывод поглаве №1
Издателисправедливо рассматривают Интернет в качестве очень эффективного инструментадля продвижения своей продукции и осуществления ее оптовых продаж. Посколькуиздатели являются непосредственными производителями продукции — предлагаемыеими цены минимальны, что выгодно отличает их от книжных магазинов. Но на сайтахиздательств не всегда предоставляются комфортные условия для заказа, оплатыдоставки изданий, поскольку торговля не является для них ведущей функцией.Всеми этими качествами в полной мере обладают виртуальные книжные магазины,созданные специально для продажи изданий через Интернет.
Всевиртуальные магазины имеют отлаженную систему оплаты и доставки изданий.
Большинствоиздательств и Интернет-магазинов поддерживают собственные листы рассылки.Подписка на них позволяет регулярно получать сведения обо всех новыхпоступлениях в конкретный магазин или новинках издательств.
Огромную немалую роль играет и оформление сайтов. На них всегда представлены красочныеизображения обложек книжной продукции. Так же на сайте быстро можно найтинужную литературу воспользовавшись службой поиска.
Всё это имногое другое даёт возможности комплектатору для быстрого поиска и приобретениянужной литературы.

Глава 2.Новые проекты для библиотекарей, издателей и книготорговцев в сети и интернет
§ 1.Национальная программа «Книги в наличии и печати»
Национальнаяинформационная система «Книги в наличии и печати» создана при ФГУН «Российскаякнижная палата» (www.bookchamber.ru) и действует с 1995 года. С начала 1970-хгг. система Books in print (Книги в печати) существует в США и странах ЗападнойЕвропы (Англия, Франция, Германия, Испания, Италия и др.). На сегодняшний деньвключает в себя 400 000 записей о книгах и 1 000 000 коммерческих предложений(цены) на них. Работа ведется с 400 поставщиками информации. До тех пор покакнига есть в системе, тираж может быть допечатан и отправлен заказчику.[ 42]
Имеютсяследующие данные с сайта РКП(http://www.bookchamber.ru/online):
«В банкеданных Российской книжной палаты содержатся:
• описанияоколо 300 000 книг в наличии, в производстве и планирующихся к изданию;
• около3000 издательств;
• более 600000 записей о ценах поставщиков продукции;
• более 30000 книг снабжены иллюстрациями обложек;
•авторитетная база контактов издателей и книгораспространителей».
Актуализация(обновление) данных о книгах (и периодике) проводится регулярно на основанииобязательного экземпляра, полученного от издающей организации.
Получитьинформацию о книгах с помощью Национальной информационной системы «Книги вналичии и печати»можно следующим образом:
a. Введём в адресной строке браузера Интернета (Internet Explorer)адрес РКП www.bookchamber.ru и нажмём на кнопку «Переход» (с помощью этогодействия мы попадём на сайт Российской книжной палаты). Щёлкнем по заголовку«Российская книжная палата».
b. Наоткрывшейся странице в меню слева выберем ссылку «Базы данных online», ищёлкнем по ней, используя левую кнопку мыши.
c. Найдёмссылку «Перейти к поиску» для проекта «Книги в наличии и печати» и щёлкнем поней, используя левую кнопку мыши (в результате выполнения этого действия мыпопадём в бланк поиска).
d. В бланкепоиска зададим необходимые нам параметры запрашиваемого документа (например, фамилиюавтора, слова в заглавии, название серии, издательство, год издания, – введёмих в соответствующие поля). Для решения задач текущего комплектования удобентакой поисковый элемент, как поиск новинок за несколько дней (в этом случаеможно не просматривать весь массив записей по заданной тематике, а ограничитьвыборку определённым временным периодом).
e. Выполнимпоиск, нажав на кнопку «Искать».
f. Врезультате поиска мы получим довольно много информации:
•библиографическое описание документов;
• графическоеизображение обложки (возможно);
• положениекниги в системе (например: в наличии, в плане, в печати, распродано и т.д.);
•регистрационный номер обязательного экземпляра в РКП;
• данные обиздательствах и книготорговых организациях, продающих эту книгу;
•возможность перейти на сайт издательства, участвующего в проекте.
g.Просмотрев результаты поиска и отобрав интересующие нас документы, скопируем ихк себе в текстовый документ (например, в редакторе Word) или перейдём настраничку издательства, чтобы заказать книгу (см. раздел «Технология заказадокументов»).
Российскаякнижная палата совместно с издательством «Бук Чембэр Интернэшнл»предлагает подписку на каталог «Книги в наличии и печати». Каталогсодержит краткую библиографическую информацию с аннотацией о книгах и брошюрах,имеющихся на книжном рынке и готовящихся к выходу в свет. Информациюпредставляют около 3000 издательств России в оперативном режиме. Каталог «Книгив наличии и печати» представляет собой программу, которая устанавливается наВаш компьютер с диска (CD), после установки вы можете пользоваться программойбез использования диска. В программе имеется встроенная, удобная «Справка».[17]
Книжная палата регулярно получает от издателей икнигораспространителей информацию о книгах, имеющихся в наличии, находящихся впроизводстве и планируемых к выпуску. На основе этой информации ведется ипостоянно актуализируется банк данных «Книги в наличии и печати».
Электронный каталог «Книги в наличии и печати» имеет встроеннуюфункцию поиска, позволяющую находить информацию о книгах по автору, заглавию,издателю, книгораспространителю, тематике, классификационному индексу, ключевымсловам, ISBN, новым поступлениям. Информационный ресурс «Книги в наличии ипечати» выпускается на дискетах или передаётся подписчикам по электроннойпочте. По желанию потребителей основной от электронного издания может бытьпреобразован в текстовый файл или в библиотечные форматы UNIMARC и USMARC дляведения собственной базы данных.[43]
Купитькаталог «Книги в наличии и печати» можно в издательстве «Бук ЧембэрИнтернэшнл», оформив полугодовую или годовую подписку на него.
интернеткомплектование библиотека сайт
§2. ПроектКомплектование.RU. Цели и задачи проекта
«КОМПЛЕКТОВАНИЕ.RU»- новый проект Центра ЛИБНЕТ по продвижению издательской продукции набиблиотечный рынок.
Основнойзадачей нового проекта является предоставление 130 тысячам российских библиотеки другим пользователям свободного доступа к полному, актуальному,иллюстрированному и аннотированному Интернет — каталогу о наличии в продажеиздательской продукции.
Проектначал работу в сентябре 2007 года. Его участниками стали «АСТ», «ИНФРА-М»,«АЗБУКА-МАКСИМУМ», «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ», «ФЕНИКС», «ГРАНД», «ОНИКС – XX ВЕК»,«МАРТ», «МНЕМОЗИНА», «ДЕЛО», «ИРИСЭН», «МЫСЛЬ», «СОКРАТ», «ПЕРИОДИКА»,«ИНТЕЛТЕК» «СТРАНА ОЗ», «КАРЕЛИЯ», «КУЗБАССВУЗИЗДАТ» и другие, всего 25участников, которые представляют более 100 издательств.
Сайтhttp://www.komplektovanie.ru, на котором любая библиотека в открытом доступеможет просмотреть каталог «Комплектование.ru» и создать список актуальной(находящейся в продаже) издательской продукции для проведения закупок впорядке, определенном действующим законодательством.[44]
Проекту посвященакнига Логинова Б.Р.: «Книга: исследования и материалы», а также имеютсястатьи в журнале Книжная индустрия.
Проект«Комплектование.RU» (www.komplektovanie.ru) создан в рамках государственногобиблиотечного проекта «Сводный каталог библиотек России» (Программа «ЛИБНЕТ»).Основная задача проекта – предоставление свободного доступа к аннотированному ииллюстрированному каталогу изданий, имеющихся в продаже. Это новый проект, но вего работе принимают участие наиболее активные книготорговые и издательскиеорганизации. Создатели проекта говорят о высокой степени актуализации базыданных (ежедневно) и наращивании числа участников проекта – издательств икниготорговых организаций (до 1000 издательств и 100 книготорговых организацийк 2010 году).[14]
Оченьинтересно сформирован бланк запроса. Он представляет собой вкладки для выбораполя поиска (автор, заглавие, продавец и т.д.) и единую строку для вводаискомых параметров. Отдельно задаётся ограничение по году публикации илипериоду ввода записей в систему (что удобно при решении задач текущегокомплектования). Отметим и хорошо разработанный файл «Помощь», описывающийразные виды поиска и правила работы с результатами разыскания.
Просмотррезультатов поиска по ссылке «Подробнее…» представляет собой краткое знакомствос документом (библиографические сведения, графическое изображение обложки,аннотация, тематика по книготорговому классификатору) и продавцом (название,адрес, наличие и стоимость книги). Здесь же предоставлена возможность поместитьвыбранное издание в «Корзину» (технология использования «Корзины» описана вразделе «Технология заказа документов»).
Идеологияработы названных источников комплектования заключается в том, что издательстваи издающие организации присылают туда данные об издаваемых документах (этопланируемые к изданию, изданные и находящиеся в продаже документы). Издатели,отправляющие данные, подобным образом могут повлиять на скорость и широтураспространения документов, а может быть, и на тираж. В свою очередь,потребители (книжные магазины, книготорговые организации, библиотеки,информационные центры и т.д.) при поиске документов для комплектованияобращаются к этим источникам и получают полную информацию о книгоиздательскомрынке, оставляют свои заказы на интересующие их издания. Немаловажно и то, чтобиблиографические записи на документы созданы высокопрофессиональнымиспециалистами центров-организаторов и могут использоваться библиотеками привключении книг в каталоги.

Заключение
В ходекурсовой работы были выявлены многочисленные плюсы использования интернетресурсов. С помощью Интернета можно быстро и дешево (по сравнению страдиционными способами) выйти на международный рынок. Интернет работаеткруглосуточно без участия продавца, обеспечивает возможность продажи товаровбез посредников, что позволяет продавать товар по более низким ценам. Крометого, Интернет уменьшает издержки, связанные с реализацией продукции и еерекламой, значительно расширяет географию сбыта и в конечном итоге увеличиваетобъем продаж и число покупателей, снижает стоимость продукции.
Книжныеинтернет-магазины и сайты издательств можно охарактеризовать как идеальныйисточник информации, которая необходима для быстрого и качественногоприобретения литературы. Структура сайтов очень удобна и снабжена всеми нужнымисредствами необходимыми для быстрого поиска нужной литературы и информации оней.
Благодарякнижным интернет-магазинам, библиотеки получили уникальную возможностькомплектования своих фондов по всему спектру печатных, электронных ивидеоизданий непосредственно через Интернет. Во многих случаях такоекомплектование может быть менее затратным по сравнению с традиционнымиспособами.
Посколькуиздатели являются непосредственными производителями продукции, представленнойна их сайтах, предлагаемые ими цены минимальны, что выгодно отличает их от книжныхмагазинов.
В настоящеевремя многие издательства предоставляют возможность осуществлять поиск книг вэлектронных каталогах и заказывать необходимые источники непосредственно поИнтернету. Способ доставки выбирает заказчик. Для индивидуального покупателянаиболее приемлемой является доставка по почте. Причем, почтовые пересылкиосуществляются по всей территории России, а иногда и ближнего зарубежья.
Так же входе курсовой работы мною были рассмотрены новые проекты для библиотекарей,издателей и книготорговцев в сети и интернет. А именно: «Комплектование.RU» и Национальная программа «Книги в наличии и печати»
Получитьдоступ к ресурсам этих программ довольно просто. Нужно только иметь подключениек интернету и знать электронный адрес. Так же каталог «Книги в наличии ипечати» можно приобрести на CD диске.
Идеологияработы названных источников комплектования заключается в том, что издательстваи издающие организации присылают туда данные об издаваемых документах. Это взначительной мере влияет на скорость и широту распространения документов.
Использованиеэтих проектов в значительной мере снижает время поиска литературы дляформирования списков для котировочных заявок и аукционов.
Преимуществаэтих проектов широко обсуждаются на различных форумах и конференциях. Делегатыиз различных регионов страны отмечают высокую эффективность и практическуюпользу использования проекта «Комплектование.RU»
Из этогоследует, что нужно и дальше развивать данные направления по информированиюбиблиотек о новой продукции необходимой библиотекарям и комплектаторам в делетекущего комплектования фондов.

Списокиспользуемой литературы и источников
1. Аваков В. Электронные торговые площадки: полезная инновация иливынужденная необходимость[Текст] /В. Аваков//Университетскаякнига.-2009.-№11.-С.20-22
2. Аваков В. «Google» будет торговать электронными книгами[Текст] /В.Аваков //Университетская книга.-2009.-№11.-С. 8
3. «Актуальные проблемы комплектования и депонирования документов библиотечно-информационныхфондов»: Всероссийская конференция [Текст] //Библиотековедение.-2008.-№2.-С.13-27.
4. Бернард Л. Россия остаётся читающей страной [Текст] /Л.Бернард//Университетская книга.-2009.-№9.-С.48-51
5. Болотникова О. «Альтернативные способы комплектования библиотек»[Текст]: Круглый стол/О. Болотникова// Университетская книга.-2009.-№3.-С.38-40
6. Булычева О.С. Ресурсы Интернет как источник информационного обеспеченияпроцесса комплектования фонда библиотеки[Текст]
7. Материалы конф. «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новыетехнологии и новые формы сотрудничества»(«Крым-98»//НТБ,-1999.-НЗ.-С.18-22.
8. Гончаров М.В. Современное состояние и перспективы развитияпроектов Google в библиотечной сфере[Текст] /М.В Гончаров, К.А.Колосов//Университетская книга.-2009.-№9.-С. 74-76.
9. Еронина Е.А. Мировые информационные ресурсы – основанаучно-исследовательской и справочно-библиографической деятельности [Текст]/Е.А. Еронина //Университетская книга.-2010.-№2.-С.58
10.  Захарчук Т. В. Интернет-торговля успешно конкурирует страдиционными каналами книгораспространения [Текст] /Т.В. Захарчук//Университетская книга.-2009.-№8.-С.7
11.  Кожевникова, Е.С. Информационное обеспечение Интернет-ресурсамиучебного процесса и научных исследований вуза(правовой аспект)[Текст]/Е.С.Кожевникова //НТВ.-2007.-№4.-С.45-56.
12.  Колкова, Н.И. Электронные учебные издания как объекткнигораспространения и формирования библиотечных фондов[Текст]: [Международнаяконференция «Крым-2005»]/Н.И.Колкова, Э.Н.Огнева //НТВ.-2006.-№3.-С.80-85.
13.  Кризис как шоковая терапия. Интервью с генеральным директором ГК«Омега-Л» К.Е. Перепелицыным [Текст] // Университетскаякнига.-2009.-№8.-С.52-56
14.  Ливадонова Е. Комплектование с помощью глобальной сети [Текст] //Библиотека.-2003.- №12.-С.28-27.
15.  Логинов Б.Р. Комплектование.ru – новый проект Центра ЛИБНЕТ попродвижению издательской продукции на библиотечный рынок / Логинов БорисРодионович // Книжная индустрия. – 2008. — № 1 (54). – С. 48-49.
16.  Панкова, Е. Интернет в библиотечной работе[Текст] / Е. Панкова, Л.Беркутова// Библиотека в школе.- 2009. -№ 23. — С.39-46
17.  Петрусенко Т. В. Библиотечные фонды: вызов времени [Текст] /Т. В.Петрусенко, И.В. Эйдемиллер//Университетская книга.-2009.-№10.-С.44-47
18.  Петрусенко, Т.В. Госзакупки и текущее комплектование библиотек.Попытка анализа современной ситуации [Текст]/Т.В.Петрусенко, И.В. Эйдемиллер//Университетскаякнига.-2008.-№11.-С.42-45.
19.  Петрусенко Т.В., Эйдемиллер И.В. Библиотеки обсудили проблемыкомплектования и депонирования документов / Т.В. Петрусенко, И.В. Эйдемиллер //Книжная индустрия. – 2009. — № 1 (63). – С. 33-35.
20. Петухова, Е.Л. Современные технологии комплектования книжных фондов[Текст]/ Е.Л. Петухова // Научные и технические библиотеки. — 2004.-№2.-С. 68-71.
21.  Профессиональный форум «Издательский бизнес – 2009» [Текст] //Университетскаякнига.-2010.-№1.-С.30
22.  Рубанцева М. Взаимодействие издателей, библиотек, книготорговыхкомпаний в условиях кризиса [Текст]: Круглый стол/ М. Рубанцева//Университетская книга.-2009.-№9.-С.38-40
23. Сухорукое К.М. Комплектование библиотек России сегодня [Текст]// Книжноедело.-2004.-К4.-С.21-25
24. Теплицкая А.В. Удалённые электронные ресурсы: комплектование, учет,обслуживание [Текст]:[В рамках 67-й конференции ИФЛА прошло открытое заседаниепо проблемам комплектования, учёта и предоставления доступа к удалённымэлектронным ресурсам]/А.В.Теплицкая //Библиография.-2003.-№1.-С. 107-113.
25.  «Электронное будущее-2009!» Старт Международного фестиваля[Текст]// БВ.-2009.-№4.-С. 36
26.  ru.wikipedia.org/wiki/Онлайн-магазин
27.  www.moscowbooks.ru
28.  textbook.vadimstepanov.ru/index.html
29.  www.ozon.ru/
30.  www.amazon.com/
31.  www.biztimes.ru/index.php?artid=1198
32.  ru.wikipedia.org/wiki/Amazon
33.  www.bolero.ru/
34.  www.findbook.ru
35.  ru.wikipedia.org/wiki/FindBook.ru
36.  www.poiskknig.ru/
37.  www.knigirossii.ru/
38.  www.prosv.ru/
39.  www.azbooka.ru/
40.  ru.wikipedia.org/wiki/Эксмо
41.  www.eksmo.ru/
42.  www.ast.ru
43.  ru.wikipedia.org/wiki/АСТ_(издательство)
44.  rbip.bookchamber.ru/
45.  www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea98/doc1/doc57.html
46.  www.tmnlib.ru/Default.aspx/Komplekt/Komplekt.ru
47.  www.komplektovanie.ru