3. принципы организации автоматизированной обработки экономической информации предприятия

ТЕМА 3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯОрганизация и ведение информационного фонда промышленного предприятия10. Перспективнное направление организации ИФНачиная с 1990-х годов в России получили бурное развитие новые информационные структуры, которые призваны обеспечить потребности самых различных пользователей различной информацией на коммерческой основе. Это связано с расширением потребности различных предприятий и частных лиц в коммерческой информации самого широкого профиля (спрос, предложение различных товаров, др. услуги). Эти новые структуры ориентированы на электронную передачу данных, на создание коммерческих банков данных и распространение самих банков данных с использованием разнообразных сетей передачи данных. К настоящему времени уже сложился достаточно устойчивый термин обозначения этих структур как ^ Информационных коммерческих систем (ИКС) К ним относятся PEAKOM, PUKO, CUTEK, ИНТЕРЛИНК, ТЕЛЕМАРКЕТ, АДС “МИР” и др. Эти сети построены примерно по одному принципу, как правило, имеют выходы в соседние или в международные сети. Промышленным предприятиям целесообразно использовать услуги этих сетей, в виду того, что с их помощью можно иметь оперативный доступ к свежей коммерческой информации. Есть и другие услуги, которыми не располагает ИфП.Предприятия могут либо эпизодически пользоваться услугами, либо стать абонентом или регион. центральной сети. Таким образом, с помощью этих сетей, ИфП получает увеличенную информационную мощность. В рамках ИКС в настоящее время реализуются следующие основные функции:распространение собственной рекламы продукции по некоторой территории;прямой доступ к информации разнообразных БД (регистры предприятий, телефонные справочники, расписание движения самолетов, поездов);электронный маркетинг (ежедневное распространение рекламы собственной + получение различных подборок по запросам в продукции данного предприятия);профессиональное информационное обслуживание (возможность любым фирмам располагать определенным дисковым пространством сети с информацией любого вида, которая становится доступной филиалам данной фирмы, расположенных в различных регионах). электронная почта (каждый регион. центр сети является как бы почтовым отделением, который производит сбор информации в своем регионе и передачу через другие почтовые отделения адресатам). То есть, резервируется часть дискового пространства у абонентов сети в качестве почтового ящика);электронные издания – это расширение функций электронной почты (подготовка одним из абонентов сети некоторого информационного массива по конкретной тематике и рассылка его заинтересованным абонентам, имеющим соответствующие договоры с “издателем”);информационная поддержка внешних функций (руководство сети заключает договоры с различными ведомствами на предоставление своих ресурсов этим ведомствам с целью реализации их функций). информационное агентство. При реализации этой функции абонентские пункты и регион. центры сети выступают в качестве источников информации для центральных или местных издательств. В части технологии в ИКС в настоящее время реализуются два типа ТП: ТП типа “электронная доска”;ТП типа “электронная почта”. Электронная доска реализована в режиме непосредственного доступа (интерактивного) – on line. Все пользователи получают непосредственный доступ к БД с использованием как, программных, телефонных каналов. Также реализуется поиск необходимой информации, как пр., по нефрормализованному запросу; а также передача и прием различных сообщений и документов. В АДС “МИР” с использованием электронной доски доступна следующая информация: коммерческая информация за последнюю неделю или 3 месяца; реклама; перечень БД и информационных услуг по всей сети; БД “налоги”; данные экономических новостей; БД инновационного фонда ; расписание ж/д транспорта; биржевая информация. Доступ к электронной доске осуществляется через ближайший региональный центр. Режим электронной почты поддерживает обычные функции электронной почты. АДС “МИР” поддерживает передачу сообщений с РЕЛКОМ, а через нее выходит на международный уровень. В рамках электронной сети осуществляются услуги по предоставлению различной информации. Структура и функции сетей на примере АДС “МИР”, рис. 4.9:Рис. 4.9Координационный центр (КЦ) является головным центром сети, организует ее работу, устанавливает регламент работы, следит за постоянной актуализацией данных в сети, осуществляет необходимую методическую и техническую помощь региональным и др. центрам в случае возникновения каких-либо сбоев (если портятся БД и т.д.)^ Региональные центры (РЦ) осуществляют аналогичные функции в рамках своего региона, но кроме того поддерживают БД чисто регионального характера. В АДС “МИР” отсутствует пресечение деятельности РЦ-ов в рамках одного региона. РЦ могут открывать дочерние центры в своем регионе с целью более полного удовлетворения информационных потребностей.Абоненты сети входят в сеть либо через ДЦ, либо через РЦ.^ Областные центры (ОЦ) находятся на территории одного из регионов, но поддерживают БД чисто своей отраслевой направленности (например, сельскохозяйственная отрасль и т.д.). Эти центры создаются на предприятиях данной отрасли и располагают специалистами четко одной отраслевой направленности. Техническое обеспечение ИКС строится как правило на базе сетей ПЭВМ. При этом абоненты сети должны иметь ПЭВМ: телефонный номер; модем для входа в сеть. Техническое обеспечение КЦ, РЦ, ОЦ, ДЦ и ДОЦ базируются на локальной сети ЭВМ. (рис. 4.10)Рис. 4.10БД ИКС имеет следующую принципиальную структуру Рис. 4.11, 4.12:Рис. 4.11Рис. 4.12 Логическая структура Банка Данных (локальных)Каждая локальная БД (на РВЦ, ОВЦ) построена на основе иерархической сетевой модели. При этом структура БД хранится в многоуровневом тематическом справочнике (а файлы данных хранятся отдельно). Каждый фрагмент данных хранится в виде отдельного файла, имеет определенную тематическую направ-ленность и создается на основе своей первичной документации. При этом первичная документация имеет большое разнооб-разие: коммерческие предложения, бюллетени бирж и др. организаций; газетный и журнальный материал; данные на носителях и т.д. Наиболее интересным среди ПД-ции являются коммерческие предложения, которые формируются предприятиями и другими организациями на основе стандарта, согласованного с западно-европейскими стандартами. Форма коммерческого предложения:суть предложения (ищем или предлагаем что-то);наименование вашей организации;регион, в котором размещена ваша организация;полный почтовый адрес с указанием почтового индекса;телефон, телекс, факс;лицо и телефон для контакта;текст предложения;дополнительные условия, уточнения, комментарии;название вашей страны; название отрасли народного хозяйства, в которой действует ваша организация;срок действия коммерческого предложения (КП); дата отправки вашего предложения в ИКС “МИР”. Каждое КП имеет три служебные строки, расположенные в заголовке: 1-я строка: для комментариев; 2-я и 3-я строки: для ключевых слов (они проставляются работниками ИКС и являются основанием для создания индексных файлов; они используются для запроса по произвольной формулировке). На основе Программных средств к ключевым словам подбираются пути поиска (с использованием многоуровневого тематического справочника (МТС) и ПрОб).Работа в ИКС поддерживается специальным программного обеспечения, имеющим следующую структуру (рис. 4.13):Рис. 4.13 Такое программное обеспечение установлено на каждом ВЦ ИКС. Программное обеспечение делится на две группы программных средств (ПС): ПС администратора, ПС пользователя (оно устанавливается на компьютере абонента). Пользователю предлагается и локальный вариант (просто БД), и телефонный вариант (телефонный МОДЕМ)Функции ПС пользователя:поиск информации по примерной формулировке;поиск информации по МТС;распаковка найденных фрагментов;просмотр фрагментов на экране;доступ к удаленным БД;преобразование фрагментов данных к виду для транспортиро-ванная в другие приложения.ПС администратора БД реализуют следующие функции:формирование МТС (рубрикатора – МТР);контроль правильности связей в МТС и соответствия фраг-ментов данных в МТС;построение индексных файлов для поиска по примерной фор-мулировке;упаковка информационных средств;организация доступа абонентов к удаленным БД по теле-графным и телефонным каналам;регистрация абонентов;протоколирование сеансов связей;автоматизированный расчет с пользователями за доступ по каналам связи к БД.ПС администратора состоят из:ПС создания и ведения БД;ПС обслуживания по телефонным каналам;ПС обслуживания по телеграфу. На основе этих ПС в коммерческих сетях реализуется принцип создания и корректировки БД.Рис 4.14 Технологический процесс создания и корректировки БДDB.TEST – программа контроля корректности построения МТС; FORM… – программа автоматизации построения МТС; MAKEI.. – программа создания индивидуальных файлов;COPYS.. – программа привязки пользовательского ПрОб к ЭВМ и БД.Рис. 4.15 Корректировка БДРис. 4.16 Процесс обслуживания БД T.BAT – для загрузки всех остальных средств; WAIT… – программа ожидания телефонного вызова (она резидентная, а постоянная находится в ОП);TEIN… – он загружает нижеследующую программу обслуживания абонента после выхода его на связь LINGO.. – и по окончании связи опять загружает WAIT; USTKLN. – программа регистрации пользователя при выходе его на связь; 1ST… – программа настройки программ WAIT и LINGO на конкретную машину; INST.. – программа, связанная с сервисными функциями настройки. Рассмотренные ТП реализуются на конкретных региональных и им подобных центрах ИКС, в т.ч. внутри координационного центра. В целом для сети характерен и общий ТП, включающий следующие группы ТО: первая группа ТО реализуется на региональных центрах и заключается в подготовке новых поступлений информации, получаемой в конкретном регионе, и передаче этой информации на координационный центр. При этом осуществляется сбор информации (региональной, отраслевой), ее архивация и пересылка на координационный центр;вторая группа ТО реализуется на координационном центре и заключается:в сборе информации, поступающей от региональных центров;ее разархивации;комплектование по тематическим рубрикам;формирование сводного блока всех показателей;разделение блока на отдельные файлы;их архивация и пересылка по всем региональным центрам;третья группа ТО реализуется на региональном центре и заключается: в приеме сводного блока новых поступлений от коорди-национного центра;разархивация этого блока;удаление собственных информационных файлов из этого блока;выставление новых поступлений на электронную доску ( запись в БД текущих суток).При этом отсыл и прием информации в координационный центр осуществляются по инициативе региональных центров. Кроме указанных операций на региональных центрах осу-ществляется :корректировка данных за последний 3 недели;корректировка архивов за последние 3 месяца. Гипертекстовая БД В последние годы широкое распространение получили БД (БнД), построенные на принципах гипертекста. Под гипертекстом понимается такой способ формализации и представления информации, при котором порции данных хра-нятся в виде узлов сети, связанных между собой тем или иным способом. В отличие от одномерных текстов (например, лекция), которые по существу представляют собой одну длинную строку пос-ледовательно расположенных символов, которую можно читать лишь в одном направлении (напр., сверху вниз, слева направо), гипертекст представляет собой многомерный (нелинейный, вет-вящийся) текст, который можно читать в самых различных направлениях, в зависимости от потребностей пользователя. ^ Пример гипертекста: энциклопедия. В отличие от обычных текстов, гипертекст имеет осо-бенности:произвольный порядок следования материалов;организация текста в виде иерархического древа или сети;наличие разнообразных уровней кратности изложения матери-ала (уровней детализации);отсутствие определенной последовательности изложения и изучения материала; использование разнообразных способов представления матери-ала;систематизация информации по принципу объектографии (в отличии от документографии), т.е. описание ведется на уровне самых детальных объектов;использование принципа общей значимости, который зак-лючается в том, что каждый объект содержит лишь информацию, специфичную только для него;наличие ссылок на родственные объекты (темы). Причем ссыл-ки даются лишь на ближайших родственников. Гипертекст является способом семантического моделирования данных с позиций отношения между ними. Более строго гипертекст (ГТ) определяется следующим образом: ГТ = (T, I, S, Q), где: T = {ti } – тезаурус ГТ; ti = {mi , Rij } – тезаурусная статья; mi – объект (наименование, заголовок статьи); Rij – отношения (связи) между объектами; I = UIi – информация, составляющая ГТ; Ii = {mi , i-тый текст} – информационная статья ГТ; S = {mi Є M} – алфавитный словарь; Q – список главных тем ГТ. В общем ГТ – это БД с вышеописанной структурой. В гипертекстовых БД реализованы следующие виды отношений между объектами:синонимия;отношение вид – род;отношение род – вид (от большего к меньшему);отношение укрупнения (часть – целое);фрагментация (целое – часть);процесс – надпроцесс (от ВТОД к общей технологии, например);надпроцесс – процесс;процесс – этап процесса; процесс – исполнитель; + обратные отношения предмет – процесс;причина – следствие;следствие – причина; и др. отношения. В список главных тем ГТ включаются такие темы, старше которых в данном ГТ нет (это либо разовые темы, надпроцессы, целое). Гипертексты поддерживаются специальным ПрОб. Структура одной из таких систем имеет вид (рис. 4.17):Рис. 4.17 АСФОГТ – автоматизированная система формирования и обработки ГТ. ГТ создается с использованием уже имеющейся системы (поэтому есть импорт файлов). Каждая из работающих в настоящее время ГТ-х систем имеет свои достоинства и недостатки. Так, система АСФОГТ не имеет текстового поиска. СПИГ – система поддержки интерактивного гипертекста: поддерживает конкретный поиск, но менее развита система ссылок между объектами. Главной трудностью в разработке ГТ-х систем является трудность их информационной подготовки, которая требует использования высококвалифицированных специалистов.