Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности средств массовой информации

Оглавление:
Введение………………………………………………………………………….2
Основная часть:
Глава 1. Роль и функции средствмассовой информации в современном обществе:
1.1.    СМИ как институтсовременной демократии…………………………..3
1.2.    СМИ и российскоегосударство………………………………………….6
Глава 2. Конституционно-правовое регулированиеорганизации и деятельности средств массовой информации:
2.1. Общие принципыконституционно-правового регулирования организации и деятельности средствмассовой информации………………..8
2.2. Законодательные нормы,регламентирующие деятельность СМИ в Российской Федерации………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список используемой литературы………………………………………….….15

Введение
 
Актуальность темыработы.
Средства массовойинформации – это, прежде всего, институт гражданского общества, именногражданского общества, а не власти, и не коммерческих структур (хотя включениев систему экономических отношений имеет место во всем мире). Соответственно,главные функции СМИ должны быть связаны с задачами интеграции общества.
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит врассмотрении конституционно-правового регулирования организации и деятельностисредств массовой информации.
Для достиженияпоставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1.     рассмотреть рольи функции средств массовой информации в современном обществе;
2.     рассмотретьконституционно-правовое регулирование организации и деятельности средствмассовой информации.
Объект исследования – конституционно-правовоерегулирование организации и деятельности средств массовой информации.
Предметом исследования являются общественные отношения,связанные с рассмотрением конституционно-правового регулирования организации идеятельности средств массовой информации.

Глава 1. Роль ифункции средств массовой информации в современном обществе
 
1.1.    СМИ какинститут современной демократии
Интеграция общества всовременном мире неотделима от демократического процесса. СМИ выступаютосновным гарантом информационного обеспечения этого процесса, прежде всего, засчет максимально полного информирования граждан о всех наиболее значимыхпроцессах и явлениях, происходящих в обществе, о позиции и действиях властей,их усилиях, направленных на решение волнующих граждан вопросов и проблем.Способствование интеграции общества путем его всестороннего информированияпредполагает представление точек зрения различных общественных групп и сил[1].
Представление различныхточек зрения, которые должны стать доступными аудитории, служит тому, чтобы онисмогли увидеть свою позицию в ареале других точек зрения, соотнести своиинтересы с интересами других сил и групп в целях обсуждения, согласования ивыработке взаимоприемлемой позиции по тому, или иному вопросу (проблеме). СМИне навязывают свое видение, свое решение проблемы, а обеспечивают диалог,обозначая вместе с тем и свою собственную позицию (если в этом естьнеобходимость), проявляя при этом терпимость к другим точкам зрения и непретендуя на роль арбитра, имея (в качестве сверхзадачи) цель в обеспеченииконструктивного взаимодействия различных сил, работу на общий интерес,практическое решение проблемы.
Вторая составляющаядемократического потенциала СМИ состоит в их возможности делать достояниемобщественности все значимые факты отклонения от закона, норм общественнойморали, антисоциальных действиях не только криминальных элементов, но и бизнес–, и властных структур, тех или иных социальных институтов.
По отношению к властнымструктурам, критикуя их действия, не вписывающиеся в рамки закона, общественнойморали или просто не эффективные, СМИ выступают в роли своего рода непарламентской оппозиции. В современных либеральных обществах такаяоппозиционная роль СМИ расценивается очень высоко. Критика СМИ здесь чаще всегонаправлена на действия властей различного уровня[2].
Основная коллизия приэтом состоит в том, что будучи институтом гражданского общества, признаннымиспособствовать формированию и интеграции этого общества, защите его интересовперед властью и бизнесом, реально в силу сложившейся в обществе системеполитических и экономических отношений они эту роль не выполняют, а выступаютнередко в роли представителя интересов власти или бизнеса, при том, что интересывласти и граждан, бизнеса и граждан не обязательно противостоят друг другу. Нои не всегда совпадают[3].
 
1.2.    СМИ ироссийское государство
Специфические российскиепроблемы в сфере деятельности СМИ связаны с переходом от одной советской моделипрессы к принципиально иной, основанной на отмене прямой цензуры и рыночныхотношений. Первоначальная эйфория, связанная со сменой модели прессы,получением СМИ свободы довольно быстро сменилось пониманием сложности этогоперехода, трезвой оценкой того кризисного состояния, в котором очутилась прессак середине 90-х годов[4].
Особые причины кризиса(помимо объективных, связанных с общей неблагоприятной ситуацией в стране,объективными трудностями смены модели прессы) Союз журналистов видел вотсутствии у государства какой-либо внятной политики в области СМИ, пробелы взаконодательстве, в особенности «выпадения» СМИ из отношений собственности врезультате чего закон о СМИ плохо регулирует отношения и проблемы СМИ.
Выработка механизмов,которые реально сделали бы СМИ зависимыми от тех, кто их читает, слушает исмотрит должна была бы составлять основной приоритет законодательной и законоприменительнойдеятельности. Но ничего похожего не наблюдается и потому реальная конкуренциямежду журналистами и их изданиями (компаниями) все больше подменяетсясостязанием сенсаций, скандалов и компроматов. Мало того, отсутствие финансовойнезависимости превращает СМИ из информационных источников в политическое оружиегрупп, кланов, элит и т. д., где отсутствие самоокупаемости СМИ компенсируетсяего владельцу, будь то банкир или администратор области, его послушностью,управляемостью, готовностью послужить или прислуживать. В результате СМИполитизированы сверх меры: до 80% газетной площади или экранного временипосвящены не тому, как живет общество, а тому, кто и как пытается им править[5].

Глава 2.Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности средствмассовой информации:
 
2.1. Общие принципыконституционно-правового регулирования организации и деятельности средствмассовой информации
В новых условиях свободаявляется главным условием функционирования СМИ в правовом государстве. Без нееневозможен диалог между индивидов, обществом и властью. Политический плюрализмпоощряет способность общества к саморазвитию, давая индивидов возможностьформировать мнение, обсуждать и выбирать альтернативы поведения. По новомувыстраивается и отношения СМИ с государством а в 1 части статьи 47 Закона о СМИ[6]закрепляется право журналиста искать, запрашивать, получать и распространятьинформацию, излагать свои суждения и оценки в сообщениях и материалах,предназначенных для распространения за его подписью, отказаться от подготовкиза своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям.
Ряд положений закона оСМИ в более концентрированном и масштабном виде нашел отражение в КонституцииРоссийской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи29 действующей в настоящее время Конституции Российской Федерации, принятой нареферендуме 12 декабря 1993 г., «гарантируется свобода массовой информации.Цензура запрещается».
Исключения из общегоправила могут быть сделаны, во-первых, в законодательных актах РФ и республик,входящих в ее состав, а во-вторых, конкретно в законодательстве о СМИ, которое,в свою очередь, должно соответствовать федеральному Закону о СМИ. Такоетолкование вытекает из сопоставления статей 1 и 3 Закона. Исключения из Законао СМИ могут также применяться при необходимости защиты репутации и прав другихлюдей, для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровьяи нравственности населения. Но эти исключения должны соответствовать положениямстатьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, гласящей:
Каждый человек имеетправо беспрепятственно придерживаться своих мнений. Каждый человек имеет правона свободное выражение этого мнения; это право включает свободу искать,получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо отгосударственных границ, письменно или в перечне, а также посредствомхудожественных форм выражения или иным способом по выбору[7].
Пользованиепредусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особыеобязанности и особую ответственность. Поэтому оно может быть сопряжено снекоторыми ограничениями, которые должны быть установлены законом и являтьсянеобходимыми: а) для уважения прав и репутации других лиц, б) для охраныгосударственной безопасности, общественного порядка, здоровья илинравственности населения.
Кроме этого, согласностатье 20 того же пакта запрещаются «всякая пропаганда войны» и «всякоевыступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти,представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию».
Итак, Конституция РФутверждает следующие принципы, гарантирующие свободу массовой информации:
A) Принципнепосредственного действия конституционных норм закреплен в статье 18Конституции[8]. И хотя в формуле «Праваи свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими»разработчики закона допустили юридическую неточность (непосредственнодействующими могут быть не нормы, а права), ссылка на данную норму Конституциивсе же может быть использована в правоприменительной деятельности.
B) Принцип прямойимплементации норм международного права, закрепленный в пункте 4 статьи 15Конституции. Согласно этой норме, общепризнанные принципы и нормымеждународного права и международные договоры РФ являются составной частью ееправовой системы. В пункте 1 статьи 17 утверждается следующее: «В РоссийскойФедерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданинасогласно общепризнанным принципам и нормам и в соответствии с настоящейКонституцией». Кроме того, каждый вправе в соответствии с международнымидоговорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свободчеловека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовойзащиты (пункт 3 статьи 46). При этом на конституционном уровне закреплена общаянорма, согласно которой устанавливается приоритет международных договоров,участницей которых является РФ, над положениями внутреннего законодательства(пункт 4 статьи 15).
Помимо норм статьи 19Международного пакта о гражданских и политических правах[9],непосредственное влияние на содержание свободы массовой информации оказывает, вчастности, Европейская конвенция о защите прав человека в ст. 10.
С) Принцип независимостисудебной власти, согласно статьи 1 Конституции, провозглашающей РФ правовымгосударством. На практике выполнение этого принципа должно выражаться внезависимости судей и подчинении их только закону, публичности и гласностисудебного процесса, его коллегиальности, участии представителей гражданскогообщества, состязательности и равенстве сторон, строгой регламентированности,возможности обжалования вынесенных решений.
 
2.2. Законодательныенормы, регламентирующие деятельность СМИ в Российской Федерации
Принципы свободы массовойинформации в более общем виде были зафиксированы и в других конституционныхнормах. Так в общем контексте Конституции, интегрировав содержание другихнорма, норма свободы массовой информации обретает необходимую конкретность исистемность. Так, пункт 1 статьи 29 гарантирует каждому свободу мысли и слова;пункт 3 – недопустимость принуждения человека к выражению своих мнений иубеждений или отказу от них; пункт 4 – право свободно искать, получать,передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.Защитные механизмы, которые в случае необходимости могли бы противостоятьпопыткам сворачивания информационного плюрализма, в том числе путемконцентрации и монополизации средств массовой информации, конституционнозакреплены в статьях 8, 34 и 35 Конституции, в которых идет речь о свободеэкономической деятельности и праве частной собственности, а также в статье 13,предусматривающей, что никакая идеология не может устанавливаться в качествегосударственной или обязательной[10].
Конституционные гарантиисвободы массовой информации закреплены также в нормах, устанавливающихответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающихугрозу для жизни и здоровья людей (пункт 3 статьи 41); в нормах, закрепляющихправо каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (статья42), свободу творчества и преподавания, охрану интеллектуальной собственности(пункт 1 статьи 44), открытость заседаний палат Федерального собрания (пункт 2статьи 100), открытость судопроизводства (пункт 1 статьи 123) и др.
Общие положения,касающиеся свободы СМИ реализуются на практике лишь в том случае, если онидетально прописаны в специальном законодательстве, определяющим системуправовых отношений СМИ и государства, СМИ и общества.
Систему правовыхотношений, касающихся СМИ, можно определить в категориях теории права какмассово-информационное право[11].
Согласно части третьейстатьи 2 Закона о СМИ под средством массовой информации понимается «формапериодического распространения массовой информации». Категория правовогостатуса СМИ призвана отразить юридическое опосредование их фактическогоположения: сначала регистрируется СМИ, а потом уже редакция организуется вформе юридического лица в соответствии общим правилам Гражданского кодекса РФ.Структура правового статуса СМИ состоит из следующих основных элементов:правовое состояние, правосубъектность, статусные права и обязанности, гарантииих реализации.

Заключение
 
Итак, мы рассмотрели рольи функции средств массовой информации в современном обществе, а такжеконституционно-правовое регулирование организации и деятельности средствмассовой информации.
Из всего вышеизложенногоможно сделать следующие выводы.
Информационно-коммуникативныетехнологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формированиеинформационного общества 20 века. Их революционное воздействие касается образажизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства игражданского общества. Чем более прописаны, более равноправны созданные властьюсистемы взаимоотношений власть-общество – СМИ, тем в большей степени можноговорить о соблюдении демократии в государстве.
Поэтому такое большоезначение, особенно в век новых информационно-коммуникативных технологий имеютте законы, которые регулируют деятельность СМИ.
По своему духу российскоезаконодательство о СМИ можно считать достаточно демократичным, позволяющимобеспечить реализацию СМИ своих функций.
Однако, имеющиеся еще внем пробелы, недоработки, равно как и общая атмосфера «не обязательного»выполнения законов в стране, приводит к тому, что демократический потенциал СМИоказывается часто не задействован, а сами они по-прежнему не редко попадают подвлияние и контроль властных структур или коммерческих организаций.

Список используемойлитературы:
 
Нормативные правовыеакты:
 
1.        «КонституцияРоссийской Федерации» «Российская газета», № 237, 25.12.1993.
2.        ЗаконРФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»
(ред. от 24.07.2007) // «Российскаягазета», № 32, 08.02.1992.
3.        «Международныйпакт о гражданских и политических правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200(XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // БюллетеньВерховного Суда РФ. 1994. № 12. С. 5 — 11.
 
Литература:
 
1.        Баглай М. В.Конституционное право Российской Федерации. – М., 2007. С. 784.
2.        БархатоваЕ. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 2008. С. 256.
3.        БорисовА. Б. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). Скомментариями Конституционного суда РФ. М., 2009. С. 272.
4.        ГолубокС. А. Конституционное право России. М., 2008. С. 160.
5.        Заика Н.К.Правовые основы средств массовой информации. М., 2007. С. 72.
6.        Засурский Я.Средства массовой информации России. М., 2006. С. 384.
7.        Конституционноеправо России. М., 2007. С. 768.
8.        Конституционноеправо России: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.А. Безуглова, Л.Л.Беломестных. М., 2004. С. 1024.
9.        Конституционноеправо России: Учебник / Под ред. Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина. М., 2003. С.587.
10.     Конституционноеправо России / Под ред. Н. А. Михалевой. М., 2006. С. 864.
11.     Лукашук И. И.Средства массовой информации, государство, право. М., 2007. С. 326.
12.     Шевченко А. В.Государственная служба и СМИ. Правовое регулирование отношений. М., 2007. С.160.