Библиотека 5баллов Министерство науки иобразования РФРоссийская АкадемияПредпринимательства Очное отделениеФакультет экономики иуправленияII курс Группа 203 Реферат по предмету Концепции современногоестествознания. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОИ КУЛЬТУРА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ Автор Портянко Никита Научный руководитель Иванов В. Д. Москва 2006
Ни для когоне секрет, что отечественный бизнес пока еще не стал цивилизованным, культурным предпринимательством. Нам представля ется, что главное проявление такой нецивилизованности состоит в том, чтомногие российские предприниматели заботятся больше о своей прибы ли, чем орепутации. Отсюда случаи недобросовестного исполнения обяза тельств, пренебрежение интересами партнера, аиногда и откровенное стрем лениеобмануть его, что естественно наносит ущерб репутации российского бизнесмена.
Предприниматель ныне уже стал ведущей фигурой в сфере экономи ки. Его обогащение есть обязательное условие обогащения всего общества, всей страны. Именно в этом, по-видимому, смысл современного предпри нимательского движения. Следовательно, российский предприниматель вынужден будет рано или поздно придерживаться норм деловых отноше ний.Осваивая новое жизненное пространство, имя которому цивилизо ванный рынок, российские предприниматели
должны знать, что только 10-15 из жаждущих утвердиться в рыночных структурах добиваются успеха. Наудачу может рассчитывать лишь тот, кто не только знает экономические законы, но и умеет устанавливать деловые связи, сотрудничать с людьми иуправлять ситуацией, коллективом и самим собой. Все это иозначает быть культурным бизнесменом. Культурныйпредприниматель уделяет са мое серьезное внимание культуре бизнеса. Но может ли российский пред принимательбыть культурным в условиях современной
России ? Велико значение предпринимательства в морально психологическом плане, поскольку предприниматели призывают к активной деятельности, выступают против настроений иждивенчества, безысходности и безволия.Состояние, в котором находится сегодняшнее общество, это некоторая степеньпаралича. Неуверенность, страх, своего рода замороженность в бизнес-поведении все это очень опасно. Но люди всегда с какого-то момента оказываются в силах понять, что так дальше жить нельзя, ибо общество
в состоянии застоя деградирует. Исследователи с разной степенью определенности относят к числуобъективных факторов, тормозящих развитие нашей деловой культуры отсутствие политической стабильности, несовершенное законодательство, переходныйхарактер экономики, ее криминализацию. Влияют на этот процесс и социокультурные факторы исторически сложившиеся тради ции,психология, привычки, склад ума. Отсутствие политической стабильности в стране наносит ей эконо мическийущерб.
Это проявляется в ограниченном потоке иностранного капитала из-за рубежа, в недоверии зарубежных предпринимателей к оте чественным, а значит потерю возможностей взаимовыгодного сотрудни чества,обогащения и т.д. В прежние времена иностранцы закрывали глаза на неотесанностьсвоих советских партнеров, поскольку те выступали не сами по себе, а в качествеполномочных представителей державы, гарантировавшей выпол нение даже самыхневыгодных контрактов. Теперь же наши деловые люди чаще всего представляют своисобственные
предприятия и компании, и от впечатления, которое они производят напотенциального партнера, очень часто зависит судьба даже хорошо задуманногоначинания. Многие социологи справедливо отмечают у подавляющей части на шихбизнесменов полное отсутствие представлений о деловой этике, по этомунадеяться на прочный коммерческий успех им не приходится. Вот почему онистремятся к скоротечному обогащению, стараясь сегодня лю бой ценой выколотить деньги, не заботясь о дне завтрашнем.
Если проанализировать социальный состав современных отечествен ныхпредпринимателей, то их можно разделить на две категории. Первую категориюсоставляют представители номенклатурного бизнеса. Это бывшие работникипартийного и комсомольского аппарата. Эта катего рия невелика. По культуреведения дела она лишь незначительно уступает западным предпринимателям. Этолюди, не достигшие высот в своей про фессиональной карьере и потому безсожаления бросившие прежнюю
ра боту. Как правило, это квалифицированныеспециалисты с высшим обра зованием, не сумевшие реализовать себя нагосударственных предприятиях и в организациях, не удовлетворенные своимматериальным положением. Вторая группа это те, кто не успел приобрести профессию, а азы бизнесапознал еще в школе, например, перепродавая своим сверстни кам одежду,электронику и т.п. Теперь они с накопленными деньгами при шли в легальныйбизнес, открыли и официально зарегистрировали
свои фирмы. Их основная черта некомпетентность, поскольку они стали за ниматься бизнесом, не имея каких-либоспециальных знаний, а также нечестное ведение дела. Отсутствие честности у отечественных предпринимателей также впол непонятно реального рынка у нас пока нет, что позволяет им при несо вершенствеформирующегося рыночного механизма посредством спеку лятивных операций ирасхищения государственной собственности наживать капитал.
Но, тем не менее, в России идет активный процесс образования пред принимательскогослоя в обществе. Предпринимательство стало вписы ваться в системуобщечеловеческих ценностей общества. Это дает основа ние надеяться, что емуудастся избавиться от налета авантюризма и выбрать свою систему моральныхценностей, отвечающих цивилизованным ры ночным отношениям. Процесс формирования культурыроссийского предпринимателя про цессдлительный, требующий времени.
Остановить развитие отрицательных тенденцийвозможно, но при условии улучшения социально-политической обстановки,совершенствования законодательства, а также целенаправлен ной разработкисистемы практических мероприятий по формированию над лежащей деловой культурыотечественных предпринимателей. Литература1. АникинВ.И Бирюков Д.В Долгополова О.А. Психология уп равления в дипломатическойпрактике Российской
Федерации М 1998.2. КузнецовИ.Н. Деловой этикет от А до Я . М. Изд-во Аль-фа-Пресс ,2006.3. Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво. М Изд-во ИНФРА-М ,1995.4. Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений. М Изд-во Про спект , 2006 г.