Философские идеиэпохи Просвещения в Беларуси
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Общаяхарактеристика белорусской философии данного периода…………4
2. ИдеиПросвещения в деятельности легальных и тайных обществ……….…7
3. Философскиеидеи Б. Добшевича и А. Снядецкого……………………………..9
Заключение……………………………………………………………………………11
Списоклитературы……………………………………………………………………12
Введение
Отечественная философия сегодня как никогда ощущаетнеобходимость философской рефлексии процессов глобализации, происходящих всовременном мире. В контексте этих процессов необходимо сохранить национальнуюкультурную идентичность отдельных стран и народов, поэтому изучение и бережноесохранение национальных культурных ценностей – важная задача современной эпохи.
Отличительной чертой белорусской философии являетсячуткое и незамедлительное реагирование на ключевые события в жизни народа иотражение культурно-политической истории Беларуси в национальномобщественно-политическом творчестве. Главным фактором, интегрирующимразнообразные философско-социологические исследования различных этаповотечественной общественной мысли является изучение проблемы человека с позицийгуманизма.
1. Общая характеристика белорусской философии данногопериода
В последней трети XVIII в. в Беларуси под влиянием нетолько французского Просвещения, но и творчества прогрессивных белорусскихмыслителей конца XVII — начала XVIII в. получают распространение идеиПросвещения. Выразители этих идей Б. Добшевич, К. Нарбут, М. Почобут считалисвободу мысли обязательным условием развития науки. Взгляды большинствабелорусских просветителей развивались в русле теории «натуральногоправа», которая была изложена в труде Т. Млоцкого «Свидетельство обистоках натурального права» (1779). Автор не был согласен с тезисом Гоббсао решающей роли силы в историческом процессе, склоняясь в своих воззрениях ктеории «общественного договора» Руссо.
Последующие события (война 1812 г., а такжерусификаторская политика царизма) вызвали кризис идеологии и философииПросвещения и вместе с тем их своеобразный ренессанс в Виленском университете.Это выразилось, в частности, в появлении философских работ Яна и АндреяСнядецких, в использовании идей Просвещения в деятельности легальных и тайныхобществ шубравцев, филоматов, филаретов, «военных друзей» и др.
Конец 18 – нач. 19 века связан со становлениемпрактического естествознания и его философским осмыслением (М.Почебут,Ю.Мицкевич, Я.Снядецкий); анализируются проблемы познания (опыт, истина),методы научной деятельности, способы построения науки. Закат тенденцийПросвещения в философской мысли Беларуси наблюдается уже в середине 19 века,когда происходит смена духовно-нравственных ориентиров, связанная с вхождениемв состав Российской Империи [2; С.748].
Особенностью философии Беларуси (в том числе ирассматриваемого периода) можно назвать тенденцию к постепенной утратедостигнутого профессионального уровня, а не к его наращиванию в ходеконкретно-исторического саморазвития тех или иных комплексов философских идей исмены этапов философского развития, а также нарастание интенций к самозамыканиюи периферизации с последующим «угасанием», а не переинтерпретациейпроблем в иной системе идей. Особенно это заметно на примере идейного (в томчисле философского) развития «золотого» периода. Соразмерные эпохе иобщеевропейскому контексту периоды Возрождения и Реформации, в определенноймере — Контрреформации, и все же «сниженная», хотя и своеобразнаяверсия европейского Просвещения (несомненно весомая на уровне внутринациональныхзадач), с угасанием так до конца и нереализованных идей которого к 1830-мпресекается линия непосредственно преемственного философского развития в целом.Конечно, во многом эти процессы связаны со внефилософскими контекстами — потерягосударственности, неудачи национально-освободительных восстаний, ликвидацияунии, изгнание ордена иезуитов и ограничение просветительской деятельности иныхкатолических орденов, ликвидация системы высшего образования на территорииБеларуси и т.д. Однако, не последнюю роль в этом отношении сыграли внутренниекультурные процессы (во многом исторически социально-политическиобусловленные). Прежде всего, это связано с победой Контрреформации в Польше иВКЛ. Были свернуты широкие образовательные и просветительские протестантские программыи созданная (прежде всего кальвинистами) сеть учебных заведений, усилилосьоткрытое политическое давление на православие (которое и само в этот периодпереживало не лучшие свои времена в Беларуси). Фактически прекратили своефункционирование православные религиозные братства, началось (ранееотсутствовавшее в ВКЛ) преследование еретиков и атеистов. Следует добавить, чточуть ранее в ВКЛ была прекращена деятельность антитринитариев, многие изкоторых были вынуждены покинуть страну (в Европе переосмысление круга их идей ипроблем явилось одним из духовных истоков философии Просвещения) [1; С.357].
18 — начало 19 в. характеризуются в истории философииБеларуси как продолжение полемической линии и линии поздней схоластики, так ивозникновением антисхоластических течений: эстетика Я. Фальковского (1778-1836)и Ф.Н. Голянского (1753-1824); эклектическая философия Б. Добшевича(1722-1794), К.Нарбута (1738-1807), А. Скорульского (1715-1780), С. Шадурского(1726-1789), Гродненских философских рукописей. Несколько особняком стоитфигура Ф. Богуша (1746-1820). Важно отметить линию, непосредственно несвязанную с религиозной ориентацией и целями: И.Я. Быковский (1750-1817), К.Вырвич (1717-1793), М. Корицкий (1714-1781), К. Роговский (1728-1810), И.Стройновский (1752-1815), М. Почебут (1728-1810), И.И. Хрептович (1729-1812) идр. Это период творчества в Германии выходцев из Беларуси: экономиста иутописта С. Аскерки (1712-?) и философа С. Маймона (1753-1800). Во второйполовине 18 в. «философствование» становится модой в Речи Посполитой,образуется ряд меценатских кружков и салонов, возникают литературныеобъединения: ряд историков и поэтов Польши были выходцами из Беларуси: А.С.Нарушевич (1733-1796), Ф.Д. Князьнин (1750-1807) и др. Центрами притяженияинтеллектуальных и художественных сил в Беларуси этого периода стали фигуры А.Тызенгауза (1733-1785), М.К. Агинского (1765-1833), И.И. Хрептовича, позднее — А.Ю. Чарторыйского (1770-1861). Культовыми становятся герои восстания 1794года: выходец из Беларуси А.Т.Б Костюшко (1745-1817) и непосредственныйруководитель восстания в ВКЛ поэт-революционер Я. Ясинский (1761-1794). В конце18 — начале 19 в. происходит становление на территории Беларуси и Литвы (преждевсего в Вильне) классического естествознания и происходит философскоеосмысление его оснований: М. Почебут, Ю. Мицкевич (1744-1817), СБ. Юндзил(1761-1847), Я. Снядецкий (1756-1830), А. Снядецкий (1768-1838), Ю. Ясинский(2-я пол. 18 в. — 1833) и др. Происходит становление и социо-гуманитарногознания: филологии (С.И. Богуш-Сестрацевич (1731-1826), М.К. Бобровский (1784(1785) — 1848 и др.), политической экономии (Я. Зноска (1772-1833), И.Стройновский и др.) и т.д. В это время в Гродно (по приглашению А. Тызенгауза),а затем в Вильне работал (1775-1783) французский ученый натуралист Ж.Э. Жилибер(1741-1814). Некоторое время в Вильне преподавал немецкий ученый ифилософ-материалист Г. Форстер. В последние десятилетия независимогосуществования в Речи Посполитой была предпринята масштабная попытка реформысистемы образования. Была создана так называемая Эдукацийная комиссия и Комитетнародного образования на территории Беларуси и Литвы. Активную роль в ихорганизации и деятельности исполнили И.И. Хрептович, И. Стройновский, Д.З.Пильховский (1735-1803), И Я. Масальский (1729-1794).
С демократических позиций проблематика социальнойфилософии была актуализирована в 19 в. в работах М. Лавицкого (1816-1900), А.Незабытовского (1819-1849). Ф. Савича (1815-1846). Однако в целом традицияпрофессионально практикуемой философии в Беларуси 19 в. утрачивается,собственно философские работы — скорее исключение, чем правило. Поискиутраченной национальной традиции, критериев национальной идентификации и путейразвития национального самосознания привели в Беларуси в 19 в. (в некотороймере и под воздействием круга идей романтизма) к возникновению мощной волныэтнографических (шире — культурно — антропологических) исследований, в которыхнаряду с белорусскими участвовали польские, российские, украинские ученые.
2. Идеи Просвещения в деятельности легальных и тайныхобществ
Отчетливый импульс к переориентации на идеи просвещения былпорожден нереализованным проектом возникшего в Виленском университете обществафиломатов (т.е. тех, кто «стремится к знаниям»), преобразованном в1821 в общество филоретов («друзей благотворительности»),разгромленное в 1823. В общество входили И.И. Домейко (1802-1889), Т. Зан(1796-1855); А. Мицкевич (1798-1855), Я. Чечот (1796-1847), Ю. Яжовский(1798-1855) и др. Большую популярность в Беларуси приобретают идеи И. Лелевеля(1786-1861), польского историка и правоведа, идеологанационально-освободительного движения, в 1804-1808 учившегося, а в 1815-1818 ив 1821-1824 преподававшего в Виленском университете (Я. Чечот — егонепосредственный ученик). Проект задавал ориентации на идеи национального,культурного и государственного Возрождения, актуализировал социальную тематику,нацеливал на знание жизни простого народа, т.е. задал (по сути) новый кругориентиров для философской и социально-гуманитарной мысли Беларуси всего 19 — начала 20 в., породив горизонт часто взаимоисключающих друг друга версий ихосмысления.
Сначала филоматы ограничивались культурно-просветительскимизадачами. По мере противостояния филоматами идеологическому наступлению реакцииони воспитывали в себе активную общественную позицию, готовились кнационально-освободительной борьбе, разрабатывали программу, важным пунктомкоторой было требование национальной независимости народов и уничтожениекреспостного права, несовместимого и натуральным правом и здравым умом [1;С.774].
Поиски путей социального и национального освобождения приблизилифиломатов к изучению истории родной страны (Малевский, Ходько, Чачот),верований, обычаев и устнопоэтического творчества белорусского народа(Мицкевич, Зан, Чачот, Петрашкевич).
Они проводили собрания, вечеринки, где читали научные рефератыи собственные художественные произведения. Чачот написал белорусскиестихотворные обращения к именинам председателя общества Ежовского (19.3.1819г.), Малевского, на приезд Мицкевича, образная система которых целикомопиралась на поэтику белорусских народных песен.
Филоматы стремились легализовать свою деятельность через общество«Лучистые», установили конспиративные контакты с организациейдекабристов. В 1820 году в составе филоматов организовано нелегальное обществофиларетов.
Филареты (от греческого — «тот, кто любит благотворительность»)- нелегальное общество виленских студентов в 1820 — 1823 гг. Организовано всоставе филоматов.
3. Философские идеи Б. Добшевича и А. Снядецкого
Бенедикт Добшевич (1722-1794) — представительэклектической философии в Беларуси и Литве, иезуит. Учился в Новогрудке иВильне. Преподавал также в Новогрудке и Вильне, с 1773 — декан теологическогофакультета Виденской академии. В 1760 издана первая книга Добшевича«Взгляды новых философов…», фактически являющаяся курсом лекций,прочитанных автором в Новогрудском иезуитском коллегиуме. Другие работы:«Лекции по логике…» (1761), «Философские тезисы» (1762),«Краткие извлечения из универсальной философии» (1771). В этихработах Добшевич представляет философскую мысль в Беларуси и Литве переходногопериода от схоластики к новой философии. Главной задачей философии (в духераннего Просвещения) Добшевич считает постижение истины и блага. Основой философиион считал разум и естественные науки, стержнем которых является математика, безкоторой невозможна рациональная мысль. Первой частью философии является логика,опирающаяся на законы математики. Логика выступает по сути в новом качествеметодологии, использующей истины математики и законы естествознания. Основнымипринципами логики Добшевич считал принцип достаточного основания и принципсомнения. Не соглашаясь с Вольфом в том, что критерий истины — это толькологическое понятие, Добшевич принимает концепцию Лейбница о двух истинах:необходимой (критерием может быть только разум) и случайной (критерий — индукция, опыт). В логике он стремился учесть и разум и эксперимент, примиривтрадиции логики, математики и новации естественных наук. Но все же больше разработану него анализ понятий, то, что мы представляем себе как семантику и прагматику.Так, он показывает как одно и то же математическое понятие может бытьпредставлено по-разному. Например, прямая линия — кратчайшее расстояние междудвумя точками, или — такая линия, конечные пункты которой ограничиваютсрединные точки, либо — такая линия, все части которой подобны. Вывод: подразными названиями содержится один и тот же смысл. Таких рассуждений у Д.немало, что позволяет говорить о предвосхищении современнойлогико-семантической парадигмы. Следование методу Декарта и особенно его«методическому сомнению» находит у Добшевича интерпретацию в духетолерантности по отношению к любым иным мнениям, что созвучно современномупринципу диалога (Бахтин). Более традиционна у Добшевича метафизика, котораяподразделяется на онтологию, этиологию (учение о причинности), естественнуютеологию, пневматологию (учение о духах), психологию и космологию. В целомфилософской системе Добшевича присущи постоянные противоречия междуфилософскими и теологическими положениями [5; С.217].
Анджей Снядецкий (1768-1838) — польский просветитель,ученый, публицист, популяризатор философии и науки в Беларуси и Литве. Учился вуниверситетах Кракова, Павии, Эдинбурга. Около 40 лет работал в Виленскомуниверситете. Младший брат Я. Снядецкого. В биологии разработал ряд положений,предваряющих идеи и открытия молекулярной биологии (возможность различнойконфигурации молекул белка и разной их роли в жизнедеятельности живых существ).Главный его труд по биологии — «Теория органических существ» (2 тома,1804-1811). В философии, как и его брат, опирался на концепциюественно-научного материализма, раскрывая обусловленность психических процессовматериальными образованиями и внешним воздействием среды. С этих же позицийподходил и к социальной философии. Снядецкий — сторонник теории естественногоправа, договорной теории государства. Дал один из образцов морализаторскойкритики современного ему общества. Особо интересовался социальными«болезнями». Средством их преодоления, прежде всего, считалобразование.
Заключение
В целом период 18 — начала 19 ст. (примерно по 1830-е) вистории философии Беларуси может быть охарактеризован как предпросвещенческий ипросвещенческий. Отдельные его импульсы ощущались еще практически всю первуюполовину 19 в.: сенсуализм А. Довгирда (1776-1835), шеллигианство Ю.Галуховского (1797-1858), кантианство Ю.У. Быховца (1778-1845), моральнаяфилософия Ф. Бохвица (1799-1856), эстетика Л. Баровского (1784-1846), теологияВ. Бучинского (1789-1853) и др. Спорадичность профессиональногофилософствования в первой половине 19 в., закрытие высших учебных заведений ит.д., сворачивание традиции Просвещения, смена ценностно-культурных ориентиров,связанная с вхождением Беларуси в состав Российской империи, свидетельствуют озавершении целой эпохи в развитии.
Список литературы
1. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х. томах.Ростов-на-Дону:“Феникс”, 1999.-544с.
2. История философии: Учебник / Ч.С. Кирвель, А.А. Бородич. – Мн.: Новоезнание, — 2001, — 792 с.
3. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону,”Феникс”, 1999.-576с.
4. Словарь философских терминов. – М.: ИНФРА-М, — 2007. – XVI, — 731 с.
5. Философский словарь /под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, — 1991. –560 с.