Использование сети Интернет в юридической деятельности

1. Основные направления использования сети Интернет в юридическойдеятельности
Сегодня очень много говорится об intranet-системах ирешениях для них — сначала был просто термин intranet, который подразумевалнекую общую технологию решения информационного обеспечения работы корпорации.Теперь на конце слова «intranet» появилась еще буковка «s»,что заставляет говорить уже не об одной, а о множестве либо систем этого типа,либо технологий. Во всяком случае, до сих пор никто ясно и четко несформулировал, что из себя представляет intranet-система. В данной лекции мыпопробуем разобраться в сути вопроса: почему не может быть одной intranet икакими общими чертами обладают решения, называемые intranet-системами?
В 1995 году компания Sun Microsystems ввела в оборот термин«intranet», обозначив им корпоративную информационную систему,построенную на основе Web-технологии. Главным в этом шаге было не построениеновой информационной системы предприятия с детализацией существующихинформационных потоков, присущих современным компаниям, а встраивание элементовновой технологии, разработанной в рамках так называемого «Зеленогопроекта». Ресурсов на этот проект было потрачено много, но конечная цель — разработка универсального интерфейса для бытовых приборов достигнута не была.Находясь в состоянии глубокого уныния, и от избытка свободного времени,разработчики проекта реализовали на языке OAK, который был одним из стержнейновой системы, Web-браузер HotJava. Это положило начало мощной рекламнойкомпании по продвижению на рынок разработки мобильных приложений для World WideWeb нового языка, получившего название Java. Надо отдать должное компании Sun вусилиях и успехах по продвижению нового языка.[1]
Сначала Java называли средством «оживления» Web.Однако скоро выяснилось, что заставить Дюка — маленького стилизованногочеловечка из демонстрационных программ браузера HotJava — махать ручкой можногораздо проще. Современные браузеры позволяют реализовать просмотрмногокадровых GIF, «оживлять» страницы при помощи программ наJavaScript. Другим способом встраивания интерактивной динамической графикиможет быть использование plug-ins, что, конечно, не проще чем Java, но гораздоэффективнее.
Следующим шагом в продвижении Java стали мобильныевычисления. Действительно, очень удобно иметь программу, которая работает налюбой платформе и при этом свободно передается по сети. Следует заметить, чтоидея мобильного кода в Internet существовала довольно давно, не было толькоподходящей среды для ее реализации. Всерьез на эту роль претендовала толькосреда X Window, но у нее не было универсального интерфейса, такого как браузерWWW. У мобильных кодов имеется один существенный недостаток — никто не можетдать гарантии, что по сети не будут передаваться программы с серьезнымиошибками, программные «закладки» и «вирусы».
Дабы избавиться от неприятностей, вызванных ошибками впрограммных кодах, из Java удалили всю адресную арифметику и ввели особый режимработы с памятью. При этом главной задачей была борьба с наиболеераспространенными ошибками: переполнением строковых констант фиксированнойдлины, переполнением стека при вызове подпрограмм, захватом и освобождениемпамяти во время работы программы. Естественно, что все эти решения отразилисьна эффективности кода. При этом не следует слишком полагаться на обещаниясоздать эффективные компиляторы с Java, не говоря уже об интерпретаторах. Дляязыка Lisp задача так и не была решена, а с точки зрения механизма управленияпамятью эти системы во многом похожи.
Очевидно, что на стороне сервера устанавливатьJava-программы нецелесообразно. Если сервер перегружен, то Java только ухудшитего способность реагировать на запросы пользователей. Другое делоадминистрирование самого сервера. Здесь реактивность не нужна. Отсюда иреализация программ администрирования серверов IIS (Internet InformationServer) или Netscape через Java-программы. Но если в среде NT это оправдано,то, скажем, для Unix это выглядит явным излишеством. Следует обратить вниманиена то, что реализация приложений на Java для многопользовательских систем, гдеидет борьба за эффективность распределения вычислительных ресурсов, также нецелесообразна. Речь идет не о системах, которые позволяют разделять своиресурсы в сети и поддерживать несколько account-ов, а о системах, на которыходновременно работают несколько пользователей. С этой точки зрения, язык Javaориентирован на разработку программ для клиентской части информационныхсервисов, которая исполняется на ПК. При этом язык подходит для использованияименно в многопотоковых системах. Самое лучшее в этом контексте, если в системевообще ничего не выполняется, кроме Java. Вот вам и логический вывод в пользусетевого компьютера от Sun.
Если вернуться к безопасности, но не безопасности кода, абезопасности в смысле защиты от несанкционированного доступа, то здесь прииспользовании мобильного кода сразу встает огромное количество вопросов. Неостанавливаясь на них подробно (для этого существуют бюллетени CERT), следуетзаметить, что в спецификацию Java-машины были введены ограничения наиспользование кода в сети. Касается это прежде всего разработки компонентовраспределенных информационных систем. Нельзя получать/передавать данные нахосты, отличные от того, с которого получен апплет. Как результат, сталонеобходимым использовать серверы-посредники (proxy), чтобы все эти компонентыувязать друг с другом.
Потеря качества при ограничении сетевого взаимодействияможет быть компенсирована только одним — применением Java в корпоративныхинформационных сетях. При этом учитывается, что жесткие ограничения апплетов недействуют для приложений Java. Кроме того, в корпоративной сети можно нарушатьмногие ограничения безопасности — авторы программ и алгоритмы хорошоконтролируются, а в корпоративной сети не может появиться программа со стороны.Если, конечно, кто-то из сотрудников их туда не запустит. Но это можнопроконтролировать через систему межсетевых фильтров и proxy-серверов. Такимобразом, применение Java в качестве основного инструмента разработкиинформационных корпоративных сетей является естественным развитием этой технологии.И именно это, в терминологии компании Sun, и называется intranet.
Ключ к пониманию жизненности принципов Интернет — этоестественность восприятия сотрудниками организации такого способа полученияинформации. Данные получаются именно в тот момент, когда они необходимы, внаиболее удобном виде. Актуальная информация всегда находится «подрукой», ею можно воспользоваться в любое время, как только этопотребуется. Люди получают доступ к самому ценному, что имеет организация — ееинформационному хранилищу, они работают быстрее и эффективнее. Не нужно звонитьпо телефонам, бегать по кабинетам в поисках документов, отвлекать коллег от работы,ожидать, пока то или иное предписание поступит в отдел — достаточно лишьзапустить навигатор и «перейти» по ссылкам в требуемую точкуинформационного хранилища.
Интернет имеет свойство разрушать коммуникационные барьеры ворганизации. Известно, что в любой организации существует проблема: несколькосотрудников, сидящих в различных комнатах, и работающих в весьма близкихнаправлениях и сознательно не скрывающих того, что они делают — и неподозревающих о том, что коллега рядом работает над той же проблемой инуждается в информации, которой данный сотрудник уже обладает. Руководствоорганизации всячески стремится преодолеть это незнание, но существуюткоммуникационные барьеры, которые связаны со структурой организации, соспособами ее работы, которые приводят к тому, что информация распространяетсяочень плохо или медленно и с большими искажениями. Разрушение коммуникационныхбарьеров — это не просто положительный гуманитарный или психологический фактор.Это фактор реального бизнеса, несомненно влияющий на эффективность работыорганизации.
В целом, Интернет затрагивает огромные пласты в управленииинформацией и в оптимизации бизнес-процессов в современной организации. Здесьмы лишь кратко остановились на наиболее привлекательных качествах Интернет. [2]
Все те полезные качества Web-технологии, о которыхговорилось выше, реализуются в рамках крайне простой схемы. Программапросмотра, которая размещается на рабочем месте пользователей (навигатор),Web-сервер, который выступает в качестве информационного концентратора, истандарты взаимодействия между клиентом и Web-сервером. Это практически все,что необходимо для построения пилотного варианта системы. На этой основе можнорасширять спектр функций системы, добавляя такие сервисы, как поиск информации,как коллективная работа с единым массивом информации, и ряд других. Присоздании систем Интернет отмечено еще одно, по сути, уникальное качество новойтехнологии, которое заключается в том, что усложнение системы, расширениесервисов, детализация функций не требует от пользователя наращиванияспециальных знаний. Он учится работе с информацией один раз, а далее, пользуясьв своей повседневной работе средствами навигации по информационномупространству организации, он раз за разом обнаруживает новые возможности,облегчающие выполнение его задач — но при этом инструмент-то остается старым,надежным и испытанным! Разумеется, это психологически исключительно важно.Человек начинает по-другому относится к работе с информацией — он начинаетработать быстрее, эффективнее, он видит реальные результаты, приобщается кколлективной работе над колоссальной ценностью, практически самым важным, чемвладеет организация – ее информационным хранилищем. Более того, в организацииустанавливается разумная и поддерживаемая всеми сотрудниками дисциплина работыс информацией. Информация важна в работе — она актуальна, достоверна, онадоступна — и доступна непрерывно, в любое время, как только она потребовалась.Близость информации к потребителю, «информация у кончиков пальцев» — вот в чем одна из причин колоссального успеха технологии Интернет.[3]
В деятельности юриста Интернет играет огромную роль, так какего деятельность напрямую связана с различной информацией. В Интернете юристможет найти поправки, законы, постановления, в общем всю информацию,необходимую для его эффективной работы.
информация представляет собой ключевой фактор успешногобизнеса, вообще успешного ведения дел. Вряд ли кто возьмется оспаривать этоттезис — но это в теории. На практике же мы зачастую относимся к информациипросто наплевательски. Достаточно проанализировать информационнуюинфраструктуру типичной современной организации — будь то коммерческая компанияили государственный институт — и мы осознаем два важных факта. Во-первых,несмотря на обилие компьютеров, множество программ и массу рассуждений о«правильных» информационных технологиях, культивируемых в основномтехническими специалистами (что вполне понятно — это ведь их хлеб), мы судивлением убеждаемся, что в основе своей технология осталась«бумажной» и, что самое неприятное — нет никаких поводов думать, чтоситуация кардинально поменяется хотя бы в дальней перспективе и компьютерыначнут использовать для того, для чего они, вообще-то, и приобретались — аименно, для коммуникаций между сотрудниками и подразделениями организации, длякоординации действий по выполнению стоящих перед ней задач. Иными словами,часто информационные технологии, и все, что с ними связано, то есть техническаяинфраструктура, существуют как бы сами по себе, а реальная каждодневная жизньорганизации — сама по себе, и пересечений очень немного. Во-вторых, мы поймем,что в организации нет и не было сколько-нибудь осмысленного подхода куправлению информацией, и все, что с ней происходит — ее создание, передача,потребление, принятие решений на ее основе — есть результатнесистематизированных и слабо согласованных действий сотрудников ируководителей, выполняемых без учета дисциплины работы с информацией (ввидуотсутствия такой дисциплины). Сколько информации теряется, не доходя дореального потребителя, то есть человека, которому она действительно необходима.Сколько информации рассылается «просто так» или просто потому, чтокому-то кажется, что эта информация будет важной для всех, сколько информациисоздается просто попусту — ибо еще до ее создания было очевидно, что она никомуне понадобится. Даже на такой простой вопрос — кто в организации отвечает запубликацию информации — вряд ли найдется хотя бы какой-нибудь ответ. Все это вконцентрированном виде означает, что информация в организации «неидет» — так как отсутствуют как информационная инфраструктура, опирающаясяна адекватные компьютерные технологии, так и организационное обеспечение — тоесть стройная система правил, процедур и ролей в управлении информацией.[4]
Современная организация не может нормально функционировать вусловиях, когда проблемы создания и управления актуальной информацией занимаютпо значимости одно из последних мест в иерархии ее приоритетов. Мы убеждены,что реальная информационная технология не может быть насильственно привнесена вдеятельность организации — а если это все-таки будет сделано, то она останетсячужеродным телом и будет восприниматься людьми не как полезный и удобныйинструмент эффективной работы, а как нежелательное нарушение привычного порядкавещей — и, как результат, внедрение такой технологии будет тихо саботироватьсяи понемногу сойдет на нет. В то же время отработанная годами, привычная ипонятная «бумажная» технология будет по-прежнему основной технологиейработы с информацией. Реальная информационная технология должна быть мягковплетена в сложную ткань жизнедеятельности организации. Для этого она должнаобладать особыми, уникальными свойствами. Мы рассматриваем в качестве такойтехнологии Интернет. Вообще говоря, Интернет несет с собой новую философиюуправления информацией внутри организации — об этом будет говориться вследующей статье. Сейчас же мы обратим внимание на экономические аспектытехнологии Интернет. Отметим прежде всего, что внедрение технологии Интернетдает ощутимый экономический эффект в деятельности организации. Изменениясвязаны в первую очередь с резким улучшением качества потребления информации,напрямую влияющим на производительность труда сотрудников организации. Дляинформационной системы ключевыми становятся новые понятия — ПубликацияИнформации, Потребители Информации, Предоставление Информации. Результатприменения Интернет — резкое сокращение бумажных архивов, легкость и простотапубликации информации, универсальный и естественный доступ к информации спомощью навигаторов, существенное сокращение затрат на администрированиеприложений на рабочих местах пользователей, немедленная актуализация любыхизменений в информационном хранилище организации, смещение акцентов от созданияинформации к ее эффективному потреблению. [5]
Ключевыми качествами Интернет, напрямую связанными сэкономическими аспектами деятельности современной организации являются:
·          простота и естественность технологии;
·          низкий риск и быстрая отдача инвестиций;
·          интеграционный и «каталитический» характер технологии;
·          эффективное управление и коммуникации в организации.

2. Практическое задание
2.1 Для всех подрубрик «Банковскаядеятельность» определите количество указов Президента РФ и ПостановленийПравительства, имеющих статус «действующий»
Основное средство поиска документов в информационной базе(ИБ) — карточка реквизитов. Она представляет собой таблицу с некоторымколичеством поисковых полей. Для каждого поискового поля в системах частопредусмотрен свой словарь, автоматически заполняемый и корректируемый по мерепоступления документов в ИБ. При вводе в систему каждого нового документа егореквизиты заносятся в словарь, соответствующий определенному поисковому полю.Как правило, в карточку реквизитов, по которым осуществляется поиск, включенболее широкий набор полей: орган, принявший документ, вид документа, названиедокумента, дата принятия, номер, номер и дата регистрации в Министерствеюстиции.[6]
/> 
2.2 Дляизданий, приведенных в таблице, определите количество, сроки и адресат доставкиобязательного бесплатного экземпляра
Полнотекстовый поиск — «автоматизированныйдокументальный поиск, при котором в качестве поискового образа документаиспользуется его полный текст или существенные части текста» (7). В СПСполнотекстовый поиск — это программно реализованный поиск слов или комбинацийсимволов непосредственно в тексте документов БД. Этот вид поиска осуществляетсяпри отсутствии точных данных о документе. Для увеличения скорости процессаиспользуется информация индексного словаря. Возможность данного вида поискаоснована на полнотекстовом автоматизированном индексировании документов, прикотором все слова, встречающиеся в текстах, автоматически заносятся в словарь суказанием номера документа, где встретилось данное слово. Такой словарьструктурирован в алфавитном порядке, но отличается от алфавитного указателятем, что в него автоматически включаются все слова из текстов, а не специальноотбираемые правовые термины. Полнотекстовый поиск по словам и словосочетаниям вСПС — это автоматический поиск, основанный на использовании словаря данноготипа. Автоматическая методика отбора документов требует от библиографа ипользователя интеллектуального подхода при формировании поискового запроса,наличия нескольких вариантов запросов с использованием различных синонимичныхтерминов и определений.
Основная трудность заключается в том, что в большинстве случаевпользователям требуются документы без заранее известных точных реквизитов,только на основании общего смысла проблемы. Стратегия полнотекстового поиска взависимости от ситуации определяет выбор наиболее оптимального алгоритмапоиска. СПС позволяют реализовать возможности тематического (проблемного) иконтекстного (приблизительного) поиска в том случае, когда известна общаятематическая направленность документов. Наиболее эффективны результатытематического поиска в ситуации, когда неточно или нечетко определена проблемаили ее границы. Контекстный вид поиска рекомендуется в следующих случаях:
— невозможность точной формулировки поискового запроса;
— затруднения при определении точных юридических терминов,которыми характеризуется та или иная проблема, необходимость получениямаксимума документов, даже отдаленно относящихся к интересующей проблеме.
/>

Список литературы
1. Дунаев С. Intranet –технологии. WebDBC. CGI. CORBA 2.0. Netscape. Suite. Borland InraBuilder. Java.JavaScript LiveWire. –М.: Диалог-МИФИ, 2003.-328c.
2. Программнаясистема «Консультант плюс» (версияПроф)
3. Семенов Ю.А. Протоколы и ресурсыInternet. –М.: Радио и связь, 2001.-367с.
4. Советов Б.Я. Информационнаятехнология. – М.: Высшая школа, 2001.-652с.
5. Фролов А.В., Фролов Г.В.Глобальные сети компьютеров. Практическое введение в Internet, E-mail, FTP, WWWи HTML, программирование для Windows Sockets. –М.: Диалог-МИФИ, 2003.-347с.