Усадьба Пехра-Покровское

История возникновения усадьбы

Усадьба Пехра-Покровское основана в самом начале XVIII века и на протяжении 28 лет принадлежала светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову – сподвижнику Петра I и генералиссимусу, бесславно окончившего свои дни в Берёзовской ссылке. До 1764 года имением владел Богоявленский монастырь, а далее ведомство государственных имуществ и многочисленные представители купечества. Возможно, был здесь когда-то скромный деревянный господский дом с мезонином, но время уничтожило его. Небольшой заглохший липовый парк, скрывающий заболоченный водоём на запруженной речке Пехорке и выдающаяся ампирная церковь, это всё, что уцелело от усадьбы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Скромный храм в селе Пехра-Покровское имеет многовековую историю: свидетельство о нем можно найти в рукописном Троицком патерике XV века. Из жития святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, известно, что родился он в семье священника подмосковного села Пехорка и, уже приняв монашеский сан, некоторое время служил священником в Покровском храме, заменяя своего престарелого родителя. Так на Балашихинской земле начался и путь жизни земной, и путь священнослужения одного из известных угодников Божиих Древней Руси.

Самые ранние документальные упоминания о Покровском храме относятся к первой четверти XVII столетия; в писцовой книге Московского уезда за 1623-1624 гг. село Покровское «Погост, а Слободка тож» Пехорского стана числится «за Великим Государем Святейшим Патриархом Филаретом Никитичем Московским и всея Руссии». Храм «клетского типа» представлял собой покрытую двускатной кровлей клеть-избу с прирубами: с востока – алтарь, и с запада – трапезная, паперть и колокольня. В церкви имелись «образы и книги, и ризы», но по малочисленности прихода причт состоял из единственного священника Григория Кондратьева. Из дошедших до нашего времени имен священников, служивших в храмах Балашихинского округа, по времени это самое первое. Записи в окладной книге Патриаршего дворцового приказа за 1635 и 1640 гг. упоминают «попа Мирона», а несколько позднее – «попа Ивана». Село было очень бедным: из упомянутых записей ясно, что жители могли выплачивать не более половины суммы оброка.

Архитектурные особенности храма Архитектурное решение Бове принято определять как «характерный пример московского ампира»; двусветная ротонда окружена дорической колоннадой, колонны ротонды парные, а трапезная часть равномерно расчленена пилястрами – можно сказать, что архитектурное решение строгое и лаконичное, что, конечно, определялось весьма скромными возможностями заказчиков. “Изюминкой” композиции, безусловно, является световая купольная ротонда, окружённая в нижнем ярусе колоннадой. Подобный тип культовых сооружений успешно разрабатывался архитекторами на протяжении нескольких десятилетий на рубеже XVIII и XIX столетий (церковь в Константиново – 1797 г., Хомутово – 1800 г., Ивашево – 1815 г. и т.д.). К ротонде Покровского храма примыкает трапезная, расширенная в 1903 году, и массивная колокольня с двумя цилиндрическими ярусами звона, ныне восстановленная во всей красе.

Храм, закрытый в 1930-х гг., после реставрации 1995-1999 гг. возвращён общине верующих. Храм сегодня В 1992 г. была образована община верующих, а 19 октября митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий назначил своим указом настоятеля – студента Московской Духовной академии священника Георгия Кулемина. Однако бывшие пользователи не спешили освобождать храм и церковную территорию; верующие постоянно собирались возле здания церкви, настоятель служил молебны и, наконец, бюрократическая волокита закончилась – община смогла войти в храм и начать реставрационные работы. Первая Божественная литургия после шести десятилетий безбожного пленения состоялась в храме 1/14 октября 1993 г., в престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы, и с тех пор богослужение совершается здесь регулярно. За последние годы храм полностью приведен в порядок, в прежнем благолепии предстает замечательное творение О.И.Бове, благоустроена и территория храма, отремонтировано здание церковно-приходской школы; завершается и воссоздание иконостасов. Протоиерей Георгий Кулемин в Балашихинском благочинии отвечает за работу с молодежью: близость мегаполиса делает это направление пастырской работы особенно ответственным и трудным. Покровский храм, стоящий на древней Стромынке, как бы благословляет каждого, кто едет по этой старинной дороге из столицы в Подмосковье.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.podmoskove.ru/

Дата добавления: 27.11.2013