Обучение аудированию иноязычного текста на среднем этапе обучения

Введение
Одним из самых популярных и востребованных языков во всейЕвропе можно по праву назвать английский. Этот язык на данный момент являетсяофициальным языком представительства Европейского Союза, а также достаточночасто используется для ведения различного рода переговоров на самом высокомуровне. Кроме того, этот язык чаще всего используется для реализации бизнес — проектов,причем как для какой — то одной страны, так и для межнациональных проектов. Входе обсуждения таких проектов именно знание английского языка являетсяединственным средством для коммуникации между представителями разных стран инациональностей. Именно по этим причинам таким важным вопросом для любогосовременного человека, который понимает, что без знания английского языка всовременном мире, нельзя достичь ничего, и является изучение данного языка.
В последние годы проблема аудирования все более привлекаетвнимание психологов, психолингвистов и методистов. Ведется серьезныйтеоретический поиск в изучении этого сложного процесса. Однако до настоящеговремени выход в практику преподавания невелик. Рецептивная устная речь (аудирование)имеет единую физиологическую и психологическую природу с экспрессивной устнойречью. Однако каждая из этих сторон устной речи имеет свою специфику,предполагает разные умения, требует специальных приемов и разной методики дляих решения. Аудирование составляет основу общения, с него начинается овладениеустной коммуникацией. Аудирование складывается из умения дифференцироватьвоспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их впамяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование и, взависимости от ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цель.
Проблема обучения аудированию является одной из самыхактуальных тем в современной методике обучения английскому языку, так как безаудирования невозможно речевое общение, поскольку это процесс двусторонний. Инедооценка аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковойподготовке школьников. Понятие аудирования включает процесс восприятия ипонимания звучащей речи. Также известно, что аудирование – очень трудный видречевой деятельности. Несформированность аудитивных навыков является частопричиной нарушения общения.
Вообще, аудирование как действие, входящее в состав устнойкоммуникативной деятельности, используется в любом устном общении, подчиненномпроизводственным, общественным или личным потребностям.
Также аудирование как обратная связь у каждого говорящего вовремя говорения позволяет осуществлять самоконтроль за речью и знать, наскольковерно реализуется в звуковой форме речевые намерения. И конечно же, аудированиеможет представлять собой отдельный вид коммуникативной деятельности со своиммотивом, отражающим потребности человека или характер его деятельности. В такойроли оно выступает, например, при просмотре фильма, телепередачи, прослушиваниирадиопередачи и т.п.
Отсюда очевидна важность и актуальность проблемы обученияаудированию.
В соответствии с Государственным Образовательным Стандартомосновного общего образования учащиеся должны уметь понимать:
–    понимать основноесодержание коротких, несложных аутентичных текстов (прогноз погоды, программытеле/радио передач, объявления на вокзале/аэропорту) и выделять значимуюинформацию;
–    понимать основноесодержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативнымтипам речи (сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главныефакты, опуская второстепенные;
–    использоватьпереспрос, просьбу повторить.
Проблемой исследования является противоречиямежду требованиями Государственного Образовательного Стандарта к уровнюсформированности навыков и умений аудирования и отсутствием простых иэффективных методик по обучению аудированию на среднем этапе обученияанглийскому языку.
Таким образом, исходя из даннойпроблемы, темой исследования является: « Обучение аудированию иноязычноготекста на среднем этапе обучения английскому языку».
Объектом исследования является процесс обучения аудированию.
Предметом – методы и приемы обучения аудирования на среднем этапе обучения.
Целью данной курсовой работы является изучение технологий обучения аудированияна среднем этапе обучения.
Задачи данной работы:
1.        изучить ипроанализировать научно — методическую литературу по данной теме;
2.        определитьалгоритм работы по обучению аудированию на среднем этапе обучения английскомуязыку;
3.        провестидиагностику уровня сформированности умений аудирования;
4.        разработать ипровести серию уроков по обучению аудированию на среднем этапе обученияанглийскому языку;
5.        оценитьрезультативность проведенной работы.

Глава 1. Теоретические основы обучениеаудированию иноязычного текста
 
1.1 Аудирование как вид речевойдеятельности
 
Речевая деятельность – это активный, целенаправленный опосредованный языковойсистемой и обусловливаемый ситуацией общения процесс передачи или приёмасообщения. Деятельность – это система умений творческого характера, котораянаправлена на решение различных коммуникативных задач.
Форма речи делится на 2 вида: устная и письменная. Также виды речевой деятельностиразличаются по признаку продуктивный / рецептивный. Соответственно выделяют 4основных вида речевой деятельности:Формы Рецептивный вид Продуктивный вид устная
аудирование говорение письменная чтение письмо
Устное общение состоит из говорения и слушания, которое вметодике называется аудированием. Понятие «аудирование» и «слушание» несинонимичны. Слушание обозначает лишь акустическое восприятие звукоряда, а аудирование — это процесс восприятия звучащей речи, помимо слушания предполагающий ещеслышание, понимание и интерпретацию воспринимаемой на слух информации.
Аудирование может выступать как самостоятельный вид речевойдеятельности (например, длительное восприятие и распознавание докладов, лекцийи иных устных выступлений) или входить в диалогическое общение в качестве егорецептивного компонента, т.е. являться одной из сторон говорения.
Аудирование – очень сложный вид речевой деятельности,поскольку процессы аудирования в реальном общении необратимы и практически неподдаются анализу и фиксации. То, что уже сказано, безвозвратно «улетает»,новая информация сменяет старую, не хватает времени на обдумывание поступающейинформации, в связи с чем понимания часто не достигается и процесс общенияможет быть сведен на нет.
Успешность аудирования зависит от самого слушающего (отстепени развитости речевого слуха, памяти, от наличия у него внимания, интересаи т.д.), с другой стороны, от условий восприятия (темпоральной характеристики,количества и формы предъявлений, продолжительности звучания) и, наконец, отлингвистических особенностей – языковых и структурно — композиционныхсложностей речевых сообщений и их соответствия речевому опыту и знаниямучащихся. Обратимся к более подробному анализу перечисленных выше факторов.Индивидуально — возрастные особенности слушающих. Принято считать, чтоаудирование связано с трудностями объективного характера, не зависящими отсамого слушающего.
Вместе с тем успешность аудирования зависит от уменияслушающего пользоваться вероятностным прогнозированием, переносить умения инавыки, выработанные в родном языке, на иностранный. Большое значение имеюттакие индивидуальные особенности учащегося, как его находчивость исообразительность, умение слушать и быстро реагировать на всевозможные сигналыустной коммуникации (паузы, логические ударения, риторические вопросы и т.д.),умение переключаться с одной мыслительной операции на другую, быстро входить втему сообщения, и т.д. Эти умения развиваются в процессе обучения многимпредметам, и в старших классах учащиеся в основном владеют культурой речи как вплане ее порождения, так и восприятия. Определенный вклад в решение этой важнойдля общеобразовательной средней школы должен внести и иностранный язык.
Успешность аудирования зависит, в частности, от потребностиузнать что — либо новое, от наличия интереса к теме, от осознания объективнойпотребности учиться и т.д., т.е. от так называемых субъективных факторов,способствующих возникновению установки на познавательную деятельность. [2,c.25]
Продуманная организация учебного процесса, четкость илогичность изложения, максимальная опора на активную мыслительную деятельность,разнообразие приемов обучения, уточнение задач восприятия позволяет создатьвнутреннюю мотивацию, направить внимание учащихся на моменты, которые помогутзапрограммировать будущую практическую деятельность с воспринятым материалом.
В зависимости от целевой установки, предшествующейаудированию, восприятие будет проходить либо пассивно, либо носить активныйхарактер. В последнем случае слушающий сможет быстрее включиться в “поисковуюдеятельность”, успешно выдвигать гипотезы, проверять их и корректировать, лучшезапомнить логику и последовательность изложения.
На характер восприятия и запоминания содержания целеваяустановка может оказать как положительное, так и отрицательное влияние, т.е.она может сделать восприятие более точным или наоборот, ошибочным, еслислушающий, под влиянием ожидаемого, приписывает воспринимаемым явлениямнесуществующие признаки.
Темп речи зависит от важности информации, содержащейся вотдельных частях сообщения. Более важная информация дается медленнее, путемподчеркивания долготы гласных, второстепенная – более быстро.
Определенное значение имеет и характер сообщений. Известно,например, что эмфатически окрашенное чтение стихотворения проходит в довольномедленном темпе.
Более продолжительное паузирование, как показываютэкспериментальные проверки, улучшает вероятностное прогнозирование, даетвозможность восполнить пробелы в понимании на основе общего смысла принятогосообщения. Речевые сообщения должны предъявляться не только учителем, но и припомощи специальных средств.
Для эффективного обучения аудированию немаловажное значениеимеет правильное решение вопроса о целесообразности повторного предъявленияодного и того же речевого сообщения и о длительности его звучания. Эксперименты,проведенные в школьной аудитории, позволили выявить весьма ощутимую зависимостьпонимания от количества предъявлений особенно на начальном этапе обучения. Так,по данным некоторых исследований, повторное прослушивание сообщения улучшаетпонимание на 16,5 % третье – на 12,7 % (по сравнению со вторым), последующиепрослушивания существенного улучшения в понимании речи не дают.
Таким образом, аудирование — это сложный рецептивный вид речевойдеятельности. Этот процесс имеет ряд сложностей, связанных с процессомвосприятия речи на слух, ее запоминания, ее темпом, с характером ее изложения.
1.2 Цели и содержание обученияаудированию
 
В современной программе по иностранным языкам в качествеосновной цели обучения аудированию выдвигается развитие у учащихся способностипонимать на слух:
·         Иноязычную речь,построенную на программном материале с допущением некоторого количестванезнакомой лексики в условиях непосредственного общения в различных ситуацияхобщения;
·         Учебные иаутентичные аудиотексты с разной степенью и глубиной проникновения в ихсодержание (в рамках программных требований);
·         Основнуюинформацию (глобальное понимание);
·         Нужную информацию(селективное понимание);
·         Полную информацию(детальное понимание).
Рассмотрим эти виды аудирования более подробно.
При глобальном аудировании слушающего интересует, какправило, лишь общее содержание информации, его основная тема. В текстах,сообщающих о каких — либо событиях, нам интересно узнать, что произошло, где,когда, кто причастен к событию. При этом мы обращаем внимание только на понятое.Глобальное аудирование — это лишь общая, первичная ориентация в аудиотексте.
Иногда глобального аудирования недостаточно, поскольку,слушающего могут заинтересовать некоторые подробности, детали, например имена,количественные данные и т.п. в этом случае мы пользуемся детальным (изучающим)аудированием. Однако, чтобы понять детали, необходимо прежде всего понять общеесодержание текста. Таким образом, детальное и глобальное аудирование протекаютодновременно, что, естественно, затрудняет детальное понимание. В целяхобучения необходимо отделить эти процессы друг от друга: при первомпрослушивании должно осуществляться глобальное понимание, при втором — детальное.Этот вид аудирования удобен в диалоге, дискуссии, на лекции. Но в реальнойситуации он применяется крайне редко. Ошибка многих учителей заключается в том,что они почти каждый текст предлагают слушать учащимся детально. Чаще всего ваудиотексте нас интересует все — таки какая — то конкретная информация.
Глобальное и селективное аудирование самые «экономные»аудитивные стратегии, постоянно используемые и в родном языке.
Учащиеся должны владеть всеми видами аудирования: в рамкахбазового курса (к концу 9 кл.) достичь элементарной коммуникативной компетенции(уровня выживания), к концу надбазового курса — порогового уровня.
Содержание обучения аудирования включает в себя лингвистический(в том числе лингвострановедческий и социокультурный) компонент, т.е.языковой и речевой материал, страноведческие, лингвострановедческие исоциокультурные знания; психологический компонент, представляющий собойпсихофизиологические механизмы и действия по их использованию в процессеаудирования, коммуникативные навыки и умения; методологический компонент — комплекс учебных и компенсирующих умений, которые в совокупности с речевымисоставляют стратегию понимания аудиотекста.
Как уже отмечалось выше, лингвистический компонент содержанияобучения составляет языковой и речевой материал — лексический, грамматический,фонетический. Однако наибольший интерес представляет материал на уровне текста.Поэтому следует более подробно рассмотреть вопрос о требованиях к отборутекста.
Психологический компонент содержания обучения — это преждевсего действия, обеспечивающие функционирование механизмов аудирования, а такжедействия с конкретным языковым и речевым материалом, который благодаряупражнениям превращается в навыки и умения. В качестве основных уменийаудирования выделяют следующие 6 умений:
·         Отделять главноеот второстепенного;
·         Определять темусообщения;
·         Членить текст насмысловые связи;
·         Устанавливатьлогические связи;
·         Выделять главнуюмысль;
·         Восприниматьсообщения в определенном темпе, определенной деятельности, до конца безпропусков.
Также выделяют несколько другую группу умений :
·         Воспринимать,сегментировать (разделять) поток речи и дифференцировать (различать)воспринимаемые звуки и комплексы;
·         Интегрировать(объединять) их в смысловые блоки;
·         Удерживать их впамяти во время слушания;
·         Осуществлятьвероятностное прогнозирование (языковое и смысловое);
·         Исходя изситуаций общения, понимать воспринимаемое.
Общеучебные и компенсирующие умения, составляющиеметодологический компонент содержания обучению аудированию, включают в себяумение вести записи во время аудирования, пользоваться опорами, обходить трудности,использовать информацию, предворяющую аудирование (картинки, план, ключевыеслова), а также опора на свой жизненный опыт, на знание предмета сообщения. Всеэти умения комплексные. Они базируются на синхронной работе многих механизмов ина структуре аудирования как вида речевой деятельности. [18,c.245]
При определении трудностей текста учитывается способ передачиглавной мысли — индуктивный или дедуктивный, форму предъявления — аудитивная,аудиовизуальная. Принимаются во внимание, кроме того, отнесенность текста копределенному стилю и жанру, сфера общения.
С учетом вышеизложенного можновыделить три группы текстов, отличающихся той или иной степенью сложности:
1)        Легкиетексты
·         составленные(учебные) и полуаутентичные тексты разговорно — литературного, научно — популярногои художественного стилей в жанре сообщения или фабульного повествования спростым последовательным изложением;
·         основная идеявыражена эксплицитно в начале текста;
·         сфера общения:неофициальная, в форме несложного монолога или диалога — сообщение/запросинформации;
2)        тексты среднейтрудности:
·         аутентичные иполуаутентичные тексты разговорно — литературного, научно — популярного илихудожественного стиля в жанре беседы, сообщения, описания с последовательным ипростым изложением;
·         основная идеявыражена в начале или в середине текста;
·         сфера общения:официальная и неофициальная; монолог — описание/повествование; диалог — распрос/объяснение;полилог с ограниченным количеством сюжетных линий;
3)        трудные тексты:
·         аутентичныетексты публицистического, научно — популярного и художественного стилей в жанребеседы, интервью, репортажа, описания;
·         основная идеявыражена в конце текста или эксплицитно не выражена;
·         сфера общениянеофициальная, полилог с разнообразными сюжетными линиями, монолог в диалоге. [5,c.160]
Таким образом, главная цель обучения аудированию — это развитие у учащихсяспособностей понимать на слух иноязычную речь. Содержание обучения аудированиювключает в себя три компонента: лингвистический, психологический и методологический.Тексты для обучения аудированию можно выделить в три степени сложности: легкие,средний и трудные тексты.
1.3 Трудности аудирования
Известно, что в практике преподавания методика обученияаудированию наименее разработана. Одной из основных причин недостаточноговнимания к аудированию со стороны методистов и преподавателей является тотфакт, что до недавнего времени аудирование считалось легким умением.Существовала точка зрения, что если при обучении устной речи преподавательсосредоточит все усилия на говорении и обеспечит овладение этим умением, топонимать речь учащиеся научаться стихийно, без специального целенаправленногообучения. Неправильность этой точки зрения доказана как теорией, так ипрактикой.
Итак, очень ошибаются те преподаватели, которые думают, чтоумение хоть немного говорить на иностранном языке обеспечивает и умениесвободно понимать устную речь в тех же пределах. Хотя эти два умения инаходятся в известной взаимосвязи. Добиться их равномерного развития можнотолько применяя специальные градуированные упражнения для развития уменияпонимать именно устную речь в разных условиях общения.
Бесспорно, наиболее существенной трудностью аудированияследует считать отсутствие у аудитора возможности регулировать деятельность.Аудирование — единственный вид речевой деятельности, при которой от лица, еевыполняющего, ничто не зависит. Слушающий в отличие от читающего, пишущего илиговорящего бессилен что — либо изменить выполняемой деятельности, облегчить ее,приспособить своим возможностям и тем создать благоприятные условия для приемаинформации.
В методике существуют два пути борьбы с трудностями: ихустранение или их преодоление.
Снятие трудностей, естественно, облегчает овладениеаудированием и дает быстрые и ощутимые результаты. Поэтому нередкопреподаватели стремятся максимально облегчить деятельность обучающихся. Однакотакое искусственно облегченное аудирование не готовит к восприятию естественнойречи, поскольку все устраненные трудности в ней присутствуют, а к ихпреодолению учащийся не подготовлен.
Поскольку главной целью обучения является подготовкаобучающегося к речевому общению в естественных условиях, процесс обучения будеттолько тогда целенаправленным и эффективным, когда уже в это время учащийсявстретился с трудностями естественной речи и научился их преодолевать.Следовательно, правильным нам представляется не устранение, а постепенное ипоследовательное преодоление трудностей в процессе обучения. Необходимо такжеотметить, что чрезмерное облегчение деятельности не способствует еесовершенствованию. Как указывают психологи, наиболее эффективной является такаятренировка в какой — либо деятельности, которая осуществляется в условияхвысокого напряжения психики индивида, мобилизации его воли и внимания, четкогофункционирования всех психических механизмов.
Для того чтобы целенаправить обучение аудированию напреодоление трудностей и формирование на этой основе умений и навыков,способных успешно функционировать в естественных условиях, необходимо четкопредставить себе эти трудности.
Рассмотрим эти трудности более подробно.
1.Самой многочисленной представляется группа трудностей,связанная с условиями восприятия:
·         Однократность икратковременность предъявления информации, что требуют от слушающего быстройреакции при восприятии звучащего текста;
·         Темп, задаваемыйговорящим. Средний темп английской речи 250 слогов в минуту, немецкой — 220слогов, французской — 330 (измерение дано в слогах, поскольку немецкие словагораздо длиннее, чем английские и французские). Так, среднее немецкое словосостоит из 6 — 13 букв, а английское — из 4 — 5 букв;
·         Источникаудирования: живой партнер в беседе, звучащая речь с аудиокассеты, докладчик,радиотекст, тембр, сила голоса, индивидуальные характеристики речи, отклонениеот нормативного произношения, пол (мужской или женский голос), возраст (детскийили взрослый голос);
1.        Следующая группатрудностей связана с восприятием языковой формы:
·         Содержащийся ваудиотексте незнакомый материал (лексика, грамматика) или знакомый, но сложный;
·         Наличие винформации омонимов (слов, принадлежащих к одной и той же части речи иодинаково звучащих, но разных по значению);
·         Наличие омофонов (словодинаково звучащих, но имеющих разное написание);
·         Употребление словв переносном значении, многозначных слов;
Языковые трудности отвлекают слушающего от содержания, чтозатрудняет понимание.
2.        Трудности,связанные с содержанием аудиотекста:
·         Понимание фактов (цифр,дат, имен собственных, географических названий и пр.);
·         Понимание логикиизложения из — за перегруженности информации;
·         Понимание общейидеи.
3.        Трудности,связанные с формой предъявления аудиотекста.
Исследования доказывают, что легче всего воспринимается речьучителя, иллюстрируемая наглядностью, уже труднее — речь без наглядности,аудиотексты с аудиокассеты и самыми сложными являются тексты по радио. Изучивразличные формы предъявления аудиотекстов (аудиотекст с иллюстрацией,аудирование с опорой на печатный текст и без опоры, предъявление аудиотекста),считается, что понимание текста на слух зависит:
·         От сложноститекста (чем сложнее текст, тем больше опор требуется для снятия трудностей);
·         Аудитивных уменийучащихся (чем компетентнее и опытнее ученики, тем быстрее они способныотказаться от опоры в виде печатного текста и других иллюстраций, тем быстрееможно переходить к аудированию текстов без пауз);
·         Учебных целей изадач (если ставится задача подготовить учеников к реальной ситуации исформировать подлинно аудитивную компетенцию, следует отказаться от печатнойосновы). Вряд ли в реальной ситуации общения возникнет необходимость восприятияинформации по слуховому и зрительному каналу одновременно. Подлинная аудитивнаякомпетенция формируется только с помощью « чистого» аудирования.
4.        Существуюттрудности связанные с восприятием определенного вида речевой деятельности итипа высказывания. Большинство исследователей считают, что легче воспринимаютсямонологические тексты, чем диалогические, а среди монологических — гораздолегче фабульные, чем описательные.
5.        Особую группусоставляют трудности, связанные с овладением социолингвистической исоциокультурной компетенцией. Отсутствие знаний норм пользования языка всоответствии с ситуацией, невладение ситуативными вариантами выражения одного итого же намерения, незнание правил и социальных норм поведения носителей языка,традиций, истории, культуры могут затруднить интерпретацию речевого поведенияпартнера, понимание воспринимаемой на слух информации.
Как видим, аудирование действительно очень сложный видречевой деятельности. Большая часть трудностей проявляется в естественномобщении, поскольку мы не можем вернуться к прослушанному и перемотать пленкуназад. Кроме того, в ситуации естественного общения много отвлекающих помех — шумулицы, аудитории, музыка, смех и т.д. Но как сказал какой — то мудрый человек,если нельзя изменить ситуацию, нужно изменить свое отношение к ней. Для этогонужно знать, как функционирует аудирование, понимать его механизмы.[18,c.239]
Таким образом, аудирование имеет многочисленный ряд трудностей. Трудности,связанные с восприятием, с формой предъявления текста, с условиями восприятия.Обучение аудированю направлено на преодоление этих трудностей.
1.4 Механизмы аудирования
В основе аудирования как любого процесса лежат определенныепсихофизиологические механизмы: восприятие, узнавание и понимание.
К механизмам восприятия относят механизмвнутреннего проговаривания, оперативной и долговременной памяти, идентификации(сличения), антиципации (вероятностного прогнозирования). Рассмотрим ихболее подробно.
Успешность аудирования зависит от величины « оперативнойединицы восприятия», что тесно связано с механизмом слуховой памяти. Именно отспособности удерживать в памяти воспринятые отрезки речи зависит процесспонимания аудиотекста, возможность его интерпретации. Слуховая оперативнаяпамять удерживает слова и словосочетания пока не произойдет осмыслениепрослушанной информации.
Как известно, слуховой прием информации невозможен безучастия внутреннего проговаривания. Эффект понимания зависит от успешности«внутренней имитации» слышимой речи. Благодаря механизму внутреннегопроговаривания звуковые образы превращаются в артикуляционные, происходит«внутренняя имитация» воспринимаемого аудиофрагмента. Если мы правильноимитируем, то и правильно воспринимаем.
В процессе восприятия речи идет непрерывное сличениепоступающих сигналов с теми моделями, которые хранятся в нашей памяти. Сличениетесно связано с прошлым опытом человека, с его чувствами и эмоциями. Чем лучшеразвита долговременная память, тем лучше действует механизм сличения — узнавания(идентификации).
С помощью механизма идентификации понятий слушающийопределяет, какой из лексико — семантических вариантов звучащего словаактуализирован в речи говорящего.
Исследователями установлено, что еще до начала восприятия,как только появляется установка на слушание, артикуляционные органы ужепроявляют минимальную активность. Благодаря этому в познании слушающеговозбуждаются определенные модели. Такая преднастройка – основа для действиямеханизма антиципации или прогнозирования, который дает возможность по началуслова или фразы предугадать их конец. Различают лингвистическое и смысловоепрогнозирование.
Представьте себе, что вы слышите начало фразы. Имеяопределенный языковой опыт, вам нетрудно догадаться, каким словом завершится этафраза. Лингвистическому прогнозированию способствует навык сочетаемости слов.Зная правила сочетаемости лексических единств, ученики с большей и меньшейстепенью вероятности могут прогнозировать содержание поступающей информации,поскольку сочетаемость слов в языке ограничена.
Смысловое прогнозирование обеспечивается контекстом,ситуацией общения, личным опытом слушающего, его знаниями. Успешностьсмыслового прогнозирования во многом зависит от ожиданий слушающего.
Представьте себе, что вы, к примеру, знаете, что текст,который вам предстоит услышать, содержит интервью с гимназистом о том, как вего семье празднуют немецкое рождество. Вполне естественно, что вы ожидаетеуслышать вопросы о том, кто, когда и как украшает в семье рождественскую елку,что находится на праздничном столе, какие подарки принято дарить, нравится лиему проводить рождество в семье или с друзьями на дискотеке и т.д.
Чем богаче наши знания о мире, о конкретной теме илиситуации, чем богаче наш словарь, тем выше наша способность предугадатьсодержание и использовать контекстные подсказки.
Итак, основными механизмами восприятия (узнавания)аудирования являются механизмы слуховой памяти, внутреннего проговаривания,оперативной и долговременной памяти, идентификации (сличения) понятий, вероятностногопрогнозирования (антиципации).
Но узнавание еще не есть понимание. Основой пониманияявляется механизм осмысления, который функционирует уже на уровнеактуального осознания на основе аналитико — синтетической деятельности мозга.Механизм осмысления « производит компрессию фраз и отдельных фрагмента текстаза счет опущения подробностей и, оставляя в памяти только смысловые вехи,высвобождает ее для приема новой порции информации».
Основными характеристиками понимания являются полнота,точность, глубина.
Глубина проникновения в смысл воспринимаемой информациисвидетельствует об уровне понимания. Как правило, выделяют два основных уровняпонимания: значения языковых единиц (уровень фактов) и смысла (критический).
Но единой концепции на этот счет нет. Многие исследователи (А.Р.Лурия)выделяют следующие уровни понимания текста:
·         Фрагментарный (отдельныхлексических единств);
·         Глобальный (темысообщения);
·         Детальный (фактов);
·         Критический (подтекста).
Уровни понимания позволяют судить об уровнях обученностиучащихся и конкретизировать цели обучения.
Помимо внутренних механизмов, рассмотренных выше,аудирование, как и любой вид речевой деятельности, обладает и своейсвоеобразной горизонтальной структурой. Исследователи (И.А. Зимняя) выделяют ваудировании три фазы: мотивационно — побудительную, аналитико — синтетическую,и исполнительную. А.А.Леонтьев говорит о необходимости выделения фазы контроля.
Мотивационно — побудительная фаза приводится в движениекоммуникативной задачей. Учащимся необходимо сообщить перед аудированием о том,что они будут слушать и что конкретно должны услышать. Мотив создается, какправило, интересной экспозицией, беседой об авторе, теме произведения. Вестественном общении источником мотива для восприятия и понимания является темаобщения и сам собеседник (его манера общения, умение привлечь вниманиеслушающего и т.д.).
Аналитико — синтетическая фаза — это основная частьаудирования. Именно здесь происходит восприятие и переработка информации,поступающей по слуховому каналу. С помощью вышеописанных механизмов (слуховойпамяти, прогнозирования, идентификации и др.) происходит умозаключение — результатпонимания.
Все эти процессы, включая и сам результат аудирования, носятскрытый характер, т.е. исполнительная фаза в аудировании сливается с аналитико- синтнтической.
В реальном общении результат аудирования, т.е. понимание (илинепонимание) так и остается, как правило, скрытым, ненаблюдаемым. В учебнойситуации понимание необходимо сделать наблюдаемым с тем, чтобы обучать этому видуречевой деятельности. Вот почему понимание выносится во внешний план, что иосуществляется на фазе контроля. С помощью вербальной или невербальной реакциисо стороны учеников учитель должен добиваться обратной связи: поняли или непоняли, удалось или не удалось им решить коммуникативную задачу.
Как показывает опыт, обучение аудированию с учетомфункционирования его психофизиологических механизмов и структуры как видаречевой деятельности дает положительные результаты: слуховой канал становитсянадежным каналом связи, обеспечивающем высокой качество приема информации.Хорошо развитые аудитивные умения учащихся являются одним из основных условийуспешного овладения иностранным языком, поскольку в условиях коммуникативнойнаправленности учебного процесса аудирования помимо своей основной функции,собственно коммуникативной, выполняет и множество вспомогательных функций. Оновыполняет роль стимулятора и управления учебным процессом, так как выступаетсредством формирования навыков (лексических, грамматических, фонетических) иумений во всех видах речевой деятельности. Восприятие информации на слухзанимает на уроке, по данным ученых, от 40 до 60 пр: это восприятие речиучителя и одноклассников, восприятие информации в звукозаписи, просмотрвидеофрагментов и т.д. вот почему необходимо специально обучать этому видуречевой деятельности с учетом его специфики и сложности механизмов.[18,c.251]
Таким образом, процесс аудирования сопровождается механизмами восприятия,узнавания и понимания. Все эти механизмы носят скрытый характер, поэтомунеобходимо специально обучать аудированию с учетом его специфики и сложностимеханизмов.
 
1.5 Система упражнений для обученияаудированию
Обучение аудированию и развитие умений предполагает поэтапноеформирование рецептивных аудитивных навыков при работе с фонетическим,лексическим и грамматическим материалом, т.е. навыков узнавания и пониманияслов, словосочетаний, грамматического оформления лексических единиц разногоуровня в словосочетаниях, предложениях и связанных текстах.
Аудитивное умение – понимание связного текста.
Поскольку аудирование это скрытая от наблюдения внутренняядеятельность, то составляющим ее действиям желательно обучать специально, делаяих объектом целенаправленного формирования.
Методисты Филатов В.М подразделяют аудитивные упражнения наподготовительные и речевые. Подготовительные направлены на преодолениеотдельных трудностей аудирования и на формирование его механизмов. Речевыепредставляют собой управляемую речевую деятельность, поскольку они, обеспечиваютпрактику аудирования на основе комплексного преодоления аудитивных трудностей,предполагают смысловое восприятие речевого воспроизведения в условиях,приближающихся к естественному общению и реализации коммуникативной функцииаудиодеятельности, направлены на совершенствование процесса смысловоговосприятия и на достижение определенного уровня понимания.
Рассмотрим систему подготовительных упражнений Филатова В.М.
Упражнения подготовительного характера некоторые методисты называюториентирующими, подготавливающими к осуществлению собственно аудирования.
Это упражнения на восприятие и распознавание звуков,звукосочетаний, слов, словосочетаний, интонационного рисунка фразы,грамматических форм слова, например:
·         Послушайте словаи поднимите руку, если в слове звучит долгий звук;
·         Прослушайтенесколько предложений и поднимите руку, когда услышите вопросительноепредложение;
·         Используя сигнальныекарточки («.», «?», «!»), определите тип предложения;
·         Прослушайте словаи выберите те, которые соответствуют картинке;
Большую роль играют упражнения в повторении слов,словосочетания, фраз, текстов. Этот тип упражнений называется базовым, так каконо способствует отработке таких важных механизмов аудирования, как речевойслух, память, артикулирование, вероятностное прогнозирование.
Особое место занимает упражнение в повторении расширяющихсясинтагм («снежный ком»).
Среди подготовительных важны упражнения на развитие механизмавероятностного прогнозирования:
·         Прослушайтеначало слов и закончите их;
·         Прослушайте началословосочетаний и закончите их;
·         Прослушайте словак аудиотексту и назовите его тему;
Большую роль в развитии прогностических умений играютструктурные сигналы: союзы, союзные слова, наречия и т.п.
В качестве структуры сигналов выступают также глаголы и именасуществительные.
Упражнения в обучении сличению (идентификации) ориентируетучеников на сравнение значений знакомых лексических единиц, фраз,соответствующих или несоответствующих речевым отрывкам, на определение ивыявление слов, словосочетаний, фраз, которые отсутствовали при первомпредъявлении текста, например:
·         Прослушайтепредложения и замените слово другим словом;
·         Прослушайте двапредложения и скажите, чем они друг от друга отличаются. Какая уточняющаяинформация появилась во втором предложении?
·         Прослушайтепредложения и отметьте те, которые не соответствуют содержанию прослушанноготекста.
Следует сказать, что деление упражнений в соответствии сформируемыми механизмами условно, поскольку аудирование – это единый,спонтанный процесс, в ходе которого ученики одновременно осуществляют вседействия смысловой переработки информации.
В целом подготовительные упражнения основаны на осознаваемойучениками аналитико — синтетической деятельности, в результате выполнениякоторой формируются и развиваются все необходимые механизмы аудирования.
Речевые упражнения часто называют упражнениями в собственно аудировании,которые выполняются на уровне законченного речевого целого, т.е. развернутоготекста:
·         Прослушать ипонять, кто или что имеется в виду;
·         Озаглавитьпрослушанное;
·         Разбитьаудиотекст на смысловые куски;
·         Записать основноесодержание в виде ключевых слов;
·         Передатьсодержание на родном языке.
Выбор того или иного речевого упражнения зависит от видааудирования (глобальное, селективное, детальное).
Работа с аудиотекстом предполагает четкую последовательностьв действиях учителя и учеников: предварительный инструктаж и предварительноезадание; процесс восприятия аудиотекста; задания, контролирующие понимание.
Коммуникативная задача или инструкция, установка играетчрезвычайно важную роль, так как она ориентирует на результат аудирования:прослушать текст, понять его общее содержание и озаглавить его, ответить навопросы (кто, что делает, где, когда, с кем, для чего), нарисовать услышанное.Коммуникативная установка ориентирует учащихся на сознательное ицеленаправленное извлечение информации. Она предотвращает «распыление» вниманияи помогает сконцентрироваться на главном. По мнению психологов, правильная иточная установка может повысить эффективность понимания на 25 процентов.
Помимо коммуникативных задач необходимо также дать четкуюинструкцию, как слушать: понять только основное содержание сообщения или вседетали; понять содержание с опорой на догадку, обходя помехи, какими опорамипользоваться в процессе восприятия и осмысления информации.
Речевые упражнения с аудиотекстом выполняются допрослушивания, в процессе прослушивания и после прослушивания.
Упражнения до прослушивания текста.
Цель этих упражнений — подготовка учащихся к восприятию аудиотекста,введение в тему, актуализация имеющихся у них знаний и опыта, создание мотивана предстоящую деятельность, снятие возможных трудностей, «включение» механизмаожидания и прогнозирования с помощью:
·         Ассоциаограммы;
·         Визуальныхимпульсов в виде картинок, фотографий, графиков;
·         Акустическихимпульсов (музыка, голоса);
Особо хотелось бы остановиться на таком приеме, как«ассоциограмма». Представим себе, что учащимся предстоит услышать текст офутболе как одном из популярных видов спорта в Англии. Перед прослушиваниемучитель предлагает назвать все слова, которые ассоциируются с понятием«футбол». Он записывает на доске слово «футбол», учащиеся называют слова.Работа может проходить в парах, индивидуально. Возникающие ассоциацииназываются учениками как на иностранном, так и на родном языке. Во второмварианте учитель может сам переводить слова и записывать их на иностранномязыке или он может (после того, как составлена ассоциограмма) предложить найтиперевод слов в словаре.
После прослушивания учитель предлагает подчеркнуть (выделить)в ассоциограмме слова, которые встретились в тексте и дополнить ассоциограммурядом слов из прослушанного текста, важных для глобального пониманияинформации.
Упражнения в процессе прослушивания аудиотекста.
Во время слушания текста учащиеся должны понять его смысл икоммуникативное намерение говорящего, удерживать в памяти то новое, что ониузнали из текста и дать ему оценку (интересно, важно, полезно, познавательноили нет). В процессе слушания учащиеся отвечают на вопросы, выполняют действияпо соотнесению (иллюстраций, пунктов плана с содержанием), конспектированию(дат, имен, географических названий), распознаванию типа текста,
действующих лиц, контекста, упорядочиванию фрагментов текстаили реплик диалога.
Большая часть этих упражнений предполагает использование впроцессе восприятия аудиотекстов разнообразных рабочих материалов: список слов,карт, плана города. Учащимся предлагается в ходе слушания текста:
·         Отметить нарисунке (схеме) названия мест событий, о которых идет речь в тексте;
·         Пронумеровать нарисунке предметы, упоминаемые в тексте;
·         Добраться спомощью плана города из одного места (от вокзала) в другое (молодежный центр…);
·         Найти «клад» спомощью карты местности;
Упражнения после прослушивания текста.
Послетекстовые задания вовлекают учащихся в активнуютворческую деятельность, служат для контроля понимания и успешного актаобщения. Это упражнения текстового характера (правильно — неправильно, да — нет),ответы на вопросы, составление плана, пересказ, завершение текста, беседа,дискуссия, оценка героев, их поступков и самого текста и т.п. [18, c.249]
Рассмотрим другую классификацию речевых упражнений ваудировании.
1. Упражнения для обучения восприятию диалогической речи «состороны».
·         Прослушайте диалог,составьте аналогичный на ту же тему.
·         Прослушайтеначало диалога, расширьте и дополните последнюю реплику одного из партнеров.
·         Прослушайтекинофрагмент, перескажите разговор действующих лиц.
2. Упражнения для обучения восприятию диалогической речи приучастии в диалоге.
1.        Прослушайте рядвопросов, записанных на аудиокассету. Дайте развернутые ответы в отведенной дляэтого паузе.
2.        Прослушайтеначало диалога (полилога), продолжите его в парной работе.
3.        По меревосприятия диалога в аудиозаписи (или фрагмента кинофильма) замените репликиодного из действующих лиц синонимическими выражениями. Воспроизведите затемдиалог в новом варианте в парной работе.
3. Упражнения для обучения восприятию монологической речи.
·         Прослушайтетекст, ответьте развернуто на вопросы.
·         Воспроизведитепрослушанное с некоторым видоизменением конца (начала, середины).
·         Просмотритефильм, объясните его основную идею. [15,c.165]
Рассмотрим систему упражнений дляобучения аудированию, разработанную методистом Гальскова Н.Д.
Составными компонентами системыупражнений являются, как известно, группы, типы, виды упражнений и ихрасположение, соответствующее последовательности формирования навыков и умений,количество упражнений, форма и место их выполнения. Из этих компонентов постояннойостается лишь аргументированная последовательность расположения упражнений,прочие составляющиe будут изменяться в зависимости от характера аудиотекстов,языковой подготовки учащихся, сложности коммуникативных задач и другихфакторов. Например, при восприятии на слух легкого текста отпадает надобность вэлементарных операциях, к которым мы относим имитацию, различение оппозицийфонем или близких интонационных моделей, идентификацию синонимов, дроблениетекста на более мелкие смысловые куски и т.д. Хорошо подготовленный учащийся ненуждается, как известно, в упражнениях, развивающих перцептивно — сенсорнуюбазу, поскольку он владеет техническими навыками слушания, в том числефонематическим и интонационным слухом, мгновенным рецептивным комбинированиемслов и предложений, прогностическими умениями ит.д.
В отечественной методике чаще всегоразличают две подсистемы упражнений: тренировочную/подготовительную и речевую/коммуникативную.
Подсистематренировочных/подготовительных упражнений является крайне важным звеном общейсистемы упражнений, хотя это еще не речевая деятельность, а создание основы исредств для ее осуществления. Она призвана обеспечить техническую сторонуаудирования, снять лингвистические и психологические сложности смысловоговосприятия, развить умения логико-смысловой обработки знаков более низкогоуровня — от слов домикротекстов.
Подсистема речевых/коммуникативныхупражнений способствует выработке умений воспринимать речевые сообщения вусловиях, приближающихся к естественному речевому общению (контактному идистантному), без опор, подсказок и предварительного ознакомления с ситуациейили темой упражнения учат:
·определятьнаиболее информативные части сообщения;
·устранятьпроблемы в понимании за счет прогнозирования на уровне текста;
·соотноситьсодержание с ситуацией общения;
·членитьаудиотекст на смысловые части и определять основную мысль в каждой из них;
·объединятьразрозненные смысловые куски в целый текст;
·использоватьориентиры восприятия (паузы, ударение, интонацию, риторические вопросы,повторы, клише и др.) для создания установки на выполнение определеннойдеятельности с речевым сообщением;
Владеющий иностранным языком науровне его носителей может целенаправленно соотносить содержание с языковойформой и ситуацией общения, что позволяет отделять объективную информацию отсубъективной.
Гальскова также подразделяетупражнения для обучения аудирования на подготовительные и речевые. Рассмотримих более подробно.
Подготовительные упражнения.
1.        Упражнения дляобучения речевому слуху.
·         Прослушайте иповторите несколько пар слов:
Law — low
·         Определите наслух рифмующиеся слова, отметьте их цифрами, например:
Sort – pot – part – port (1,4)
·         прослушайте парыпредложений, поставьте в графическом ключе (на карточке) «+», если предложенияодинаковые, и « — », если они разные;
2.        Упражнения дляобучения вероятностному прогнозированию:
·         прослушайте рядприлагательных (глаголов), назовите существительные, которые с ними чаще всегоупотребляются;
·         назовите значенияслов, образованных из известных вам элементов, например:
thankful, thank1ess(thank)
·         прослушайте рядречевых формул, назовите (на родном или иностранном языке) ситуации, в которыхони могут употребляться;
3.        Упражнения дляразвития кратковременной и словесно — логической памяти:
·         прослушайте рядизолированных слов, запомните и воспроизведите из них те, которые относятся кодной теме;
·         прослушайте две — три короткие фразы, соедините их в одно предложение;
4.        Упражнения враспознавании на слух реалий и аббревиатур:
·         прослушайтефразы, содержащие реалии; переведите их (запишите реалии в процессевосприятия);
·         прослушайтетекст, содержащий реалии; сгруппируйте понятые вами реалии (имена собственные,географические названия, названия учреждений и т.Д.). Проверьте себя пографическому ключу;
5.        Упражнения вразвитии словообразовательной и контекстуальной догадки:
·         прослушайте рядглаголов, образуйте от них существительные с суффиксом — er, например:
to listen – listener
·         прослушайтесложные и производные слова, образованные из известных вам словообразовательныхаффиксов (или слов), переведите их (или поясните их употребление впредложении);
·         определитезначение интернациональных слов по контексту и их звуковой форме;
Речевые упражнения.
Речевые упражнения должны проводитьсяна текстах, обладающих значительным потенциалом в плане решения коммуникативныхи познавательных задач. При их восприятии языковая форма должна осознаваться науровне непроизвольного внимания, если речь не идет о самом совершенном, такназываемом критическом уровне понимания.
Учитывая необходимость управленияформированием речевых умений, а также важность взаимодействия аудирования иговорения в подсистеме речевых упражнений, целесообразно выделять группыследующего назначения:
а) упражнения для частичноуправляемого обучения аудированию;
б) упражнения для неуправляемогообучения аудированию;
в) упражнения для развития уменийсмысловой переработки и фиксации воспринятой информации.
Суть управления заключается в умениивлиять на ход какого — либо процесса или состояния. Спецификой управленияявляется то, что оно целенаправленно и цель управления задается наперед.
Если сравнить между собой отдельныегруппы речевых упражнений, то легко заметить, что упражнения выполняются вусловиях, облегчающих смысловое восприятие на слух, делающих его болеецеленаправленным, подсказанным с точки зрения направленности мысли, уточненияситуации общения и т.д.
Нарастание трудностей происходит засчет усложнения языковой формы речевого сообщения, увеличения объема текста, варьированияразличных источников информации, сокращения/исключения визуальных опор,устранения заданий инструкций, предшествующих смысловому восприятию на слух идр.
Эффективность упражнений для частичноуправляемого обучения аудированию зависит от повторяемости отдельных приемов,что крайне важно для начального этапа, вовлечения наряду со слуховым другиханализаторов, особенно зрительного, устойчивого внимания и наличия творческой,прогнозирующей мыслительной деятельности. В результате выполнения упражненийэтой группы происходит определенное «привыкание» К условиям предъявлениятекстов, настройка на заданный режим слушания, устойчивая работоспособность.Что касается визуальных опор, то их использование следует рассматривать нетолько как элемент управления, но и как средство индивидуализации обучения.
1. Упражнения для частичноуправляемого обучения аудированию:
·         ознакомьтесь скартиной/серией рисунков, прослушайте текст, описывающий данную ситуацию.Выберите в процессе слушания одно из предложений для названия картины/сериирисунков;
·         ознакомьтесь спланом центра города Лондона (Берлина, Парижа), прослушайте описание этогоцентра. Перескажите содержание текста на иностранном языке, опираясь на план, атакже на реалии и имена собственные, написанные на доске;
·         прослушайтетекст, опираясь на ключевые слова/план. Распределите слова/пункты плана в
последовательности, отражающейсодержание текста;
·         прослушайтетекст, опираясь на серию рисунков, продолжите диалог/описание, согласуя его сзаключительным рисунком;
·         прослушайтеначало диалога, расширьте и дополните заключительную реплику одного изпартнеров;
2. Упражнения для неуправляемогообучения аудированию:
·         прослушайте текств фонозаписи, разделите его на смысловые части и озаглавьте их/составьте план;
·         прослушайтефрагмент кинофильма/радиоигры, проиграйте эту сценку;
·         прослушайтефрагмент диалогической речи, перескажите содержание разговора в форме монолога;
·         прослушайтетекст, охарактеризуйте ситуацию общения;
3.Упражнения для развития уменийсмысловой переработки и фиксации воспринятой на слух информации:
·         прослушайтетекст, составьте аннотацию/тезисы;
·         прослушайтетекст, постарайтесь заполнить весь фактический, в том числе цифровой, материал.Сгруппируйте его по степени важности, дайте обоснование своего решения;
·         сопоставьтепрослушанный аудиотекст с графическим текстом, посвященным аналогичной теме.Сравните содержание по сходству / различию, дайте аргументированную оценку. [5,c.179]
Таким образом, у каждого методиста своя система упражнений для обученияаудированию, но у них есть сходства: и те и другие выделяют две группыупражнений — подготовительные и речевые. Также упражнения до, во время и послепрослушивания текста. Каждое упражнение направлено на формирование у учащихсяумений и навыков аудирования.
 
1.6 Контроль сформированности уменийаудирования
Состав операций, на которыераспадается восприятие звучащей речи на различных этапах обучения в среднейшколе, неодинаков и зависит от уровня сформированности умений аудирования.Начинающий изучать язык совершает более развернутую аналитико-синтетическуюдеятельность, которая по мере обучения превращается в свернутыйавтоматизированный процесс узнавания слов и целых предложений.
Поскольку целью любого контроляявляется определение уровня сформированности речевых умений и того, насколькоточно и полно восприняли учащиеся тот или иной аудиотекст, то, прежде чемговорить о способах проверки понимания, целесообразно обратиться к вопросу обуровнях восприятия и понимания.
Наиболее известной применительно каудированию является типология А. Р. Лурия, который выделяет четыре уровняпонимания: уровень слов, уровень предложений, уровень сложного синтаксическогоцелого (смыслового) куска и уровень текст.
Основным отличием этих уровнейявляются глубина, полнота и точность понимания, а также сложность операций,совершаемых слушающим. Понимание на уровне слов носит фрагментарный характер,оно зависит от соотношения между продуктивным, рецептивным и потенциальнымсловарем слушающего и от его способности использовать детерминирующую функциюсловосочетаний и контекста.
В программу действий с аудиотекстами должен быть включен иконтроль. Перед прослушиванием ученикам следует сообщить о том, каким образомбудет проверяться результат понимания: должны ли они после восприятия текстаответить на вопросы, выполнить тест множественного выбора или клоуз — тест,составить план к тексту или навести порядок в предложенном плане, выписатьключевые слова или вписать их в предложенную таблицу, классифицировав их всоответствии с воспринятой информацией, и т. п. Палитра заданий на контрольпонимания очень многообразна. Основной критерий при выборе того или иногоконтрольного задания — цель работы с аудиотекстом и вид аудирования(глобальное, селективное, детальное). Едва ли можно рассчитывать на успешноеаудирование, если учащиеся, сориентированные перед прослушиванием на общее,глобальное понимание однократного восприятия аудиотекста, должны отвечать навопросы, требующие детального понимания.
Приведем примеры некоторых заданий наконтроль понимания. После прослушивания:
·         подтвердить илиопровергнуть, высказывания;
·         подобратьиллюстрации к тексту;
·         упорядочитьпункты плана;
·         отметить на картеплан маршрута;
·         выполнить тестмножественного выбора (из 3 — 4 утверждений — одно правильное, остальныедистракторы — отвлекающие);
·         выполнить тествосстановления (учащиеся слушают текст дважды. Второй раз текст предъявляется спропусками с определенными заранее интервалами, например, каждого 7 — го слова.Задача учеников — записать по порядку пропущенные слова);
·         выполнитьальтернативный тест (да — нет, «+», « — ~);
·         выбрать заголовоктекста из нескольких предложенных вариантов.[18,c.253]
Вывод по главе 1. Аудирование — сложныйвид речевой деятельности, имеет свои особенности, связанные с трудностямиаудирования. Также процесс аудирования имеет свои определенные психофизиологическиемеханизмы, такие как восприятие, узнавание и понимание иноязычного текста. Процессобучение аудированию имеет свои цели и содержание обучения аудированию, различныевиды иноязычных текстов. Процесс аудирования имеет системы упражнений дляобучения, которые были разработаны разными методистами (Филатова, Гальскова). Просматриваяэти системы можно выявить сходства и различия между ними. В обеих системахупражнения делятся на два вида: подготовительные и речевые; в первой системеречевые упражнения подразделяются на упражнения до, во время и послепрослушивания текста; во второй системе речевые упражнения подразделяются наупражнения для частично управляемого обучения аудированию, для неуправляемогообучения аудированию и на упражнения для развития умений смысловой переработкии фиксации воспринятой на слух информации.

/>Глава 2. Формирование навыков и умений аудирования в 6 классе
 
2.1 Диагностика уровня сформированностиумений аудирования текста учащихся 6 класса
 
Теоретическиеположения, изложенные в предыдущих главах данной работы, были проверены напрактике. Исследование проводилось по методу естественно — опытного обучениябез нарушения обычного хода учебного процесса.
Работа проводилась сэкспериментальной подгруппой учащихся (10 человек) 6 класса «Б» МОУ СОШ № 24.Эксперимент строился на основе УМК «English 4» И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой.
Цель – выявить уровень сформированности умений аудированияиноязычного текста, провести стартовую диагностику учащихся 6 класса.
Стартовая диагностика проводилась с подгруппой учащихся сразным уровнем знаний в области английского языка.
Учащимся было предложено прослушать текст “The Discovery of America” (см Приложение №1) и выполнить следующие задания потексту:
Задание №1
Цель: выявить уровень сформированности умений аудированияиноязычного текста.
Выбор правильного ответа из нескольких предложенных.
Choose the right variant:
1)        America is the name of two continent:
a.        North America and south America,
b.        Europe and Asia,
c.        Arctic and Antarctic.
2)        First of all America is the name of:
a)        Shop,
b)        Country,
c)        Sea.
3)        Columbus was born in…
a)        America,
b)        Spain,
c)        Italy.
4)        Columbus discovered the…
a)        New ocean,
b)        New continent,
c)        New mountain.
5)        At first Columbus was going to sail to …
a)        India,
b)        America,
c)        Spain.
6)        People began to speak about the land as…
a)        “the Old World”
b)        “the New World”
c)        “the New Country”
Задание№2.
Цель: выявить уровень сформированности умений аудированияиноязычного текста
Подтвердить или опровергнуть высказывание.
True or false:
1)        Theword America means the name of the country and the name of the two continents.
2)        ChristopherColumbus discovered the new continent America.
3)        ChristopherColumbus discovered the new continent in 1492.
4)        Nobodyremembers Columbus’s voyage.
5)        Peopleknow everything about this famous discoverer.
6)        Columbuswas born in Spain.
Задание №3
Ответить на вопросы.
Answer the following questions:
1)        How isthe name of country which situated in America?
2)        WhenColumbus discovered America?
3)        WhereColumbus was born?
4)        Howmuch miles did Columbus sail?
5)        Whogave Columbus money?
6)        Whatthe country did Columbus think he discover?
Результаты:
По ходу проведения аудирования иноязычного текста с учащимисяя выявила пробелы в знаниях учащихся. Многие учащиеся не умеют воспринимать ипонимают текст на фрагментарном уровне. Также были трудности, связанные ссодержанием аудиотекста. В тексте были даты, географические названия и именасобственные. Я предложила учащимся достаточно много опор для снятия этихтрудностей. Практически все учащиеся справились с первым заданием на отлично,со вторым заданием им было сложнее. В третьем задании учащимся надо былоответить на вопросы, так как их иноязычная речь недостаточно развита, то привыполнении этого задания никто не получил отлично.
Таким образом, можно выделить три уровня сформированности уучащихся умения аудирования текста.
Высокий уровень – учащиеся смогли правильно выбрать верныйвариант, опровергнуть или подтвердить высказывание; но не могли четко ответитьна вопросы.
Средний уровень – учащиеся смогли правильно выбрать вариант,подтвердили не все верные высказывания, плохо отвечали на вопросы.
Низкий уровень – учащиеся не смогли выбрать верный вариант из3 предложенных, не смогли опровергнуть опровергнуть или подтвердитьвысказывание, не ответили не вопросы.

Таблица №1 Результатыдиагностики уровня сформированности умений аудирования иноязычного текста уучащихся 6 «Б» классаИмя учащегося Задание№1 Задание№2 Задание№3 Уровень Владимир В. 5 5 4 Высокий Ольга К. 5 5 4 Высокий Ирина Б. 5 4 4 Средний Олег Н. 4 4 3 Средний Михаил К. 4 3 2 Низкий Дмитрий А. 5 4 4 Средний Альбина Р. 5 4 3 Средний Дарья А. 4 3 2 Низкий Алексей В. 4 3 3 Низкий Кирилл Т. 5 4 4 Средний
Диаграмма 1 Уровень сформированности умений аудированияиноязычного текста у учащихся 6 «б» класса
/>
 
Таким образом, в результатепроведенной диагностики, можно увидеть, что высокий уровень сформированнстиумений аудирования иноязчного текста у двоих учащихся (Владимир В., Ольга К.).Они справились со всеми предложенными заданиями и не допускали ошибок в ходеработы. Средний уровень сформированнсти умений аудирования иноязычного текставыявлен у пятерых учащихся (Ирина Б., Олег Н., Дмитрий А., АльбинаР., Кирилл.Т). Эти учащиеся также хорошо справлялись со всеми предложеннымизаданиями, путались в географических названиях. Низкий уровень сформированнотиумений аудирования иноязычного текста показали трое учащихся (Михаил К., ДарьяА., Александр В.) Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что уровеньвладения умениями аудирования у учащихся 6Б класса – средний. Полученные в ходеэксперимента данные, позволили скорректировать дальнейшую работу с учащимися.
 
2.2 Формирование умений аудирования иноязычного текста учащихся6 класса
Обучение английскому языку в 6 «б» классе осуществляется поучебно-методическому комплексу «Английский язык» учебник для 4 классаобщеобразовательных учреждений под редакцией И.Н.Верещагиной и О.В.Афанасьевой.
Учебно-методический комплект состоит из следующихкомпонентов:
·         Учебник
·         Книга для учителя
·         Рабочая тетрадь
·         Звуковое пособие.
Структура учебника предусматривает в конце каждого уроказадания по аудированию: тексты, содержащиеся в книге для учителя и на кассетахзвукового пособия, задания к ним в рабочей тетради.
В период прохождения государственной практики былиразработаны и проведены уроки по обучению аудированию, а также составленысистемы упражнений по формированию умений и навыков аудированию.
Исследование проводилось с подгруппой учащихся (10 человек).
Целью данного исследования является:
1. Развитие у учащихся способностей понимать иноязычную речьна слух, построенную на программном материале с допущением некоторогоколичества незнакомой лексики.
2. Развитие у учащихся способностей воспринимать иноязычнуюречь на разных уровнях понимания.
3. Научить учащихся справляться с трудностями аудирования.
4. Развивать у учащихся механизмы аудирования, используяразличные виды упражнений.
Фрагмент урока №1
Тема: “Native Americans”.
Цели: 1. Образовательные:
–    Формированиеумений и навыков аудирования иноязычного текста.
2. Развивающие:
–    Развитиеучебно-информационных умений и навыков;
–    Расширениесловарного запаса;
–    Развитиепамяти, мышления, внимания.
3.Воспитательные:
·         Поддержаниеинтереса к изучению иностранного языка.
Задачи: 1. Тренировать в аудировании текста.
Оборудование: картинки, раздаточный материал, учебник.
Структура:
1.        Организационныймомент.
Good morning children! How are youtoday? What day is it today? Who is absent?
Today we have listening comprehensivelesson.
2.        Подготовкак основному этапу.
At first I’d like to ask you somequestions.
 
/>/>

Children, look at the pictures. Doyou know who is this? What do they do? How do you think about what will be thetext?
–    These words and word — combinations helpyou to understand the text. Please I read and then you repeat it after me.
Smoke a pipe, reservations, native,hunt, friendship, fisherman, wood.
Now we read some proper names fromthe text:
The Mississippi, Alaska, Siberia,Asia, Indians.
·         Please repeat the next words after me:
Peace – peaceful
Use — useful
Color — colorful
Wonder — wonderful
Beauty — beautiful
The suffix –ful makes from nouns toadjective.
3.        Формированиенавыков и умений аудирования текста.
Children, listen to thetext and say who lived in America many years ago.
Native Americans came fromAsia. Over 20000 years ago they travelled across the land between Siberia andAlaska.
When English colonistscame to the New World on board the «Mayflower» the Native Americansmet them and were very friendly and helped them a lot. In those dayspeople lived in small earth houses and grew their own food. Some Indians ateonly grass, nuts and what fruit they could find. Other people were fishermenand lived in wooden houses. Most Native Americans were very peaceful. Theywanted to live happily with nature and each other. They believed in many godsand thought that gods lived in trees, stones, water and fire. They believedtheir gods could bring success in hunting, farming and fishing. They often hadspecial ceremonies with dances and music before they went hunting or fishing orwhen they began farming.
Native American songs andpoems are a very important part of their traditions as they help them to keeptheir history and culture alive.
Another famous traditionwas smoking of a peace pipe. When they smoked this pipe together with peoplethey didn’t know, it meant friendship and peace.
Many years ago NativeAmerican tribes lived in all parts of the USA, and hunted and fished whereverthey chose. Now most of them live in poor lands to the west of the MississippiRiver. Many live on «reservations».
Задание №1
Give the title of the text.
Задание№2
Divide the text into semantic parts.
Задание№3
Answers to the followingquestions:
I. Where did NativeAmericans come from?
2. How did they travel?
3. Where did they live?What did they eat?
4. What did NativeAmericans believe in?
5. Where do most NativeAmericans live now?
Задание №4
Fill in the words:
1. Native Americans camefrom ….
2. Over 20000 years agothey travelled across the land between … and ….
3. Other people were … andlived in wooden houses.
4. Most Native Americanswere very ….
5. Another famous … wassmoking of a peace pipe.
6. Many years ago … … tribeslived in all parts of the USA.
Задание №5
“Yes” or “no”:
1.Native Americans camefrom Africa.
2. Over 40000 years agothey travelled across the land between Siberia and Alaska.
3. Some Indians ate onlygrass, nuts and what fruit they could find.
4. Most Native Americanswere very evil.
5. Native Americans oftenhad special ceremonies with dances and music before they went hunting orfishing.
4.        Подведениеитогов.
Children, you workedvery good today. All of you get a good mark.
Say me, what do youknow today? Good bye.
Фрагментурока№2
Тема: “the Wild West”.
Цели: 1. Образовательные:
·         Формированиеумений и навыков аудирования иноязычного текста.
2. Развивающие:
·         Развитиеучебно-информационных умений и навыков;
·         Расширениесловарного запаса;
·         Развитиепамяти, мышления, внимания.
3.Воспитательные:
·         Поддержаниеинтереса к изучению иностранного языка.
Задачи: 1. Тренировать в аудировании текста.
Оборудование: картинки, раздаточный материал, учебник.
Структура:
1.Организационный момент.
Good morning children! How are youtoday? What day is it today? Who is absent?
Today we have listening comprehensivelesson.
2.        Подготовкак основному этапу.
Задание №1
·         Listen and repeat the pair of words.
Sun — gun
Night — fight
Old — gold
Send — depend
·         Repeat the words after me and try toguess their meaning:
Colony, negroes, plantation, rice,tobacco, attack, police, president.
3.        Формированиеумений и навыков аудирования текста.
Children, listen to the text and saywhy the Americans went west.
At the beginning of the 17thcentury the first colonies appeared in America. Many of them were Englishcolonies, for example, New England. But there were also Spanish, Germancolonies there. African Negroes arrived as slaves in 1619 and began working onplantations situated in the South. They grew rice and tobacco.
There were 13 colonies inAmerica, in 1733. The English King who lived in England, far away, was the Kingof New England and the other colonies. The colonists in America didn’t likethat. They didn’t want to depend on the English King or on England. TheAmericans began to fight for their independence and got it. George Washingtonbecame the first president of the United States.
In the 18th century someAmericans went to the west to look for new lands, and the story of «WildWest» began. In the 19th century people went west to look for gold. Theybuilt new settlements and new towns on these lands. Some people were lucky butsome were not as they couldn’t find any gold. Then they left the towns, so theybecame empty. Now these «ghost towns» are very popular with tourists.
Life in the Wild West wasfull of danger. The Native Americans in the west didn’t like white people whotook their land. Sometimes they attacked them.
There were bears and otherwild animals and people had to have guns. Today many Americans still keep a gunin their houses and all American police officers have guns.
Задание №2
Select the title of thetext:
1.Wild west.
2. Colonies in America.
3. Ghost towns.
4. African Negroes.
Задание №3
Distribute the points ofthe plan in the correct sequence:
1.Colonies in America.
2.George Washington.
3. Search for gold.
4. African Negroes asslaves.
5. Danger life in WildWest.
Задание №4
Have you understood themain themes of the text? Then think over the questions and answer:
1. When did the firstcolonies appear in America?
2. Were all the coloniesEnglish?
3. How many colonies werethere in America in 1733?
4. Why did the Americansbegin to fight for their independence?
5. Where did Americans goin the 18th — 19th centuries and why?
6. Why did Americans haveto wear guns?
Задание №5
Try to retell the text.
4.        Подведениеитогов.
Children, you workedvery good today. All of you get a good mark.
Say me, what do you knowtoday? Good bye
Фрагментурока№3
Тема: “American Symbols”.
Цели: 1. Образовательные:
·         Формированиеумений и навыков аудирования иноязычного текста.
2. Развивающие:
·         Развитиеучебно-информационных умений и навыков;
·         Расширениесловарного запаса;
·         Развитиепамяти, мышления, внимания.
3.Воспитательные:
·         Поддержаниеинтереса к изучению иностранного языка.
Задачи: 1. Тренировать в аудировании текста.
Оборудование: картинки, раздаточный материал, учебник.
Структура:
1.Организационный момент.
Good morning children! How are you today? What day is ittoday? Who is absent?
Today we have listening comprehensivelesson.
2.        Подготовкак основному этапу.
Задание №1
·         Learn how to read these proper nouns.
New York, France, theStatue of Liberty, Liberty Island,
the Star — SpangledBanner.
·         Listen and repeat the pairs of words.
Plate — state, cold — sold,
Better — letter, bell — sell,
Known — own, news — newspaper.
3.        Формированиеумений и навыков аудирования текста.
Listen to the text andsay all American symbols.
American Symbols.
The American flag is oftencalled «The Stars and Stripes». There are three colours on the flag of theUnited States — red, white, and blue. As there are fifty states in the UnitedStates, there are fifty stars on the American flag: one star for each state.
The American flag hasthirteen stripes. The stripes are red and white. The flag has seven red stripesand six white stripes. There is one stripe for each of the first thirteencolonies of the United States.
People must know manythings about the flag, for example: you should display it1 onlyduring the day and you should fold it in a special way. In some schools thereis a flag in each classroom, and children stand in front of the flag every day.You can see the American flag in shops and offices, in the streets and squares,in small towns and in big cities. You can see pictures of the American flag innewspapers and magazines. Americans are proud of their ‘flag and display it inmany places.
One of the most famoussymbols of the USA is the Statue of Liberty.3 France gave the statue to Americain 1884 as a symbol of friendship. The Statue is in New York on Liberty Island.It is one of the first things people see when they arrive in New York by sea.
The eagle became theofficial national symbol of the country in 1782. It has an olive branch (asymbol of peace) and arrows (symbols of strength). You can see the eagle on theback of a dollar bill.
The United States ofAmerica has an official song too. It is called «The Star — SpangledBanner».
Every state in the USA hasits own flag, its own symbol and its own song too.
Задание №2
Have you learnt some newinformation about the American symbols? Could you answer the questions?
1.What do people often callthe American flag?
2.What are the colours ofthe American flag?
3.How many states are therein the USA?
4.How many stars are thereon the American flag? Why?
5.How many stripes has theflag got?
6.What colours are thestripes?
7.Why are there 13 stripeson the flag? What dothey mean?
8.What must people knowabout the American flag?
Задание №3
You have learnt about fourAmerican symbols. Here are three of them:
–    TheStatue of Liberty,
–    Theeagle,
–    “theStar — Spangled Banner”.
Which one is missing?
Задание №4
Fill in the words:
1. The American flag isred, white and ….
2. There are 13 … on theAmerican flag.
3. There fifty … on theAmerican flag.
4. There are fifty … inthe USA.
5. There are 3 … on theflag of the USA.
Задание №5
Noted on the picture thenames of places and numbered them in the right order.
/>
/>
Задание №6
Say everything you knowabout American symbols.
4.        Подведениеитогов.
Children, you workedvery good today. All of you get a good mark.
Say me, what do you knowtoday? Good bye
Фрагментурока№4
Тема: “Everyday life in America”.
Цели: 1. Образовательные:
·         Формированиеумений и навыков аудирования иноязычного текста.
2. Развивающие:
·         Развитиеучебно-информационных умений и навыков;
·         Расширениесловарного запаса;
·         Развитиепамяти, мышления, внимания.
3.Воспитательные:
·         Поддержаниеинтереса к изучению иностранного языка.
Задачи: 1. Тренировать в аудировании текста.
Оборудование: картинки, раздаточный материал, учебник.
Структура:
1.Организационный момент.
Good morning children! How are you today? What day is ittoday? Who is absent?
Today we have listening comprehensivelesson.
2.        Подготовкак основному этапу.
Задание№1
·         Listen and repeat the pairs of words.
Explain — explanation, relax- relaxation,
Prepare — preparation, translate- translation,
Decorate — decoration, operate- operation.
3.        Формированиеумений и навыков аудирования текста.
Listen to the text andsay why America is a friendly country.
America is a friendlycountry with friendly people. In small American towns you hear«hello» to friends and also to people who have just arrived. Peopleeasily start to talk with each other. Waiters in restaurants will often tellyou their names and talk to you. When you leave they will tell you to«Take care!» or «Have a nice day!». Often, people you havejust met begin to ask you personal questions or start telling you all aboutthemselves.
When Americans meet peoplefor the first time they usually shake hands. When they meet friends or relativesthey haven’t seen for a long time they sometimes kiss them on the cheek.
“ Pot luck”, dinners arevery popular with Americans.
At a «pot luck»dinner all the guests bring something to eat and usually ask the host orhostess what they would like. Often you bring salad, some vegetables, orsomething sweet. Usually guests will arrive 10 or 15 minutes late — this givesyour hosts time to finish their preparations.
Americans love to gettogether and to have parties.
Traditional parties are abirthday, moving to a new house, a wedding,4 New Year’s Eve and the Fourth ofJuly — Independence Day.
These parties are ofteninformal and there are not many rules for them. Americans like to relax andenjoy themselves. So, maybe the best advise is to relax, smile, and enjoyyourself too!
Задание №2
Give the title of the text.
Задание№3
Divide the text into semantic parts.
Задание №4
True of false:
1. America is a friendlycountry.
2. All people in thestreet you meet say: “Have a nice day!”
3. Americans never askpersonal questions.
4. Americans never shakehands.
5. “Pot luck” dinners arevery popular with Americans.
6. All parties in Americaare informal.
7. Americans like to relaxand enjoy themselves.
Задание №5
Answer to the questions:
1. Who tell you theirnames in restaurant?
2. What do Americans dowhen meet people for the first time?
3. What do Americans dowhen they meet friends or relatives?
4. What the name ofdinners is popular with Americans?
5. What traditionalAmerican parties do you know?
6. What is the bestadvice?
Задание №6
Say what you can about theway American people live.
4.        Подведениеитогов.
Children, you workedvery good today. All of you get a good mark.
Say me, what do you knowtoday? Good bye.
Таким образом, впроцессе работы были подобраны упражнения, которые соответствовали возрастнымособенностям учащихся. На данном этапе использовались подстановочные и ответно- вопросные упражнения, упражнения репродуктивного и продуктивного характера, которыеспособствовали решению поставленных целей. Данные упражнения были направлены наформирование умений и навыков аудирования текста у учащихся 6 класса. Такжепредложенные тексты были страноведческого содержания, что способствовалорасширению кругозора учащихся и реализации воспитательных целей. Почти всеучащиеся с успехом справлялись с предложенным материалом, в результате чегобыли выявлены очень хорошие показатели в уровне сформированности умений инавыков аудирования иноязычного текста.

2.3Выявление уровня эффективности работы учителя по формированию уменийаудирования текста
 
Учащимся было предложено прослушать текст “Blue Jeans ” (см Приложение №1) и выполнить следующие задания потексту:
Задание №1
Цель: выявить уровень сформированности умений аудированияиноязычного текста.
Выбор правильного ответа из нескольких предложенных.
Choose the right variant:
1. Levi Strauss came toAmerica from
a)Scotland
b) Greece
c) Cermany
2. In… he arrivedin San Francisco
a) 1850
b)l518
c) 1815
3. San Francisco issituated in.
a) Alaska
b) California
c)Atlanta
4. Levi Strauss had a lotmaterial to make…..,
a) clothes
b) tents of
c) products
5. People were looking for.
a) gold
b) treasure
c) island
6. Levi Strauss colouredhis jeans blue because.
a) he was fond of thiscolour
b) he wanted to helppeople
7. Now people…wear blue jeans.
a) in the USA
b) all over the world
c) California
Задание№2.
Цель: выявить уровень сформированности умений аудированияиноязычного текста
Подтвердить или опровергнуть высказывание.
True or false:
1.Levi Strauss came toAmerica from Germany.
2.He arrived in New York.
3.He had a lot of materialto make tents bf.
4.People looking for goldwanted to have light. beautiful jeans.
5.Levi Strauss coloured hisjeans because he was fond of the blue colour.
6.People usually wear a pairof blue jeans more than 3 years.
Задание №3
Ответить на вопросы.
Answer the following questions:
1. When did Levi Strauss arrive inSan Francisco?
2. Where are a lot of people and why?
3. What did people look for inCalifornia?
4. In what colour Levi Strauss didcolour jeans?
5. Why do people think that jeans aregood?

Таблица№2 Результатыконтроля уровня сформированности умений и навыков аудирования текста у учащихся6 «Б» классаИмя учащегося Задание№1 Задание№2 Задание№3 Уровень Владимир В. 5 5 5 Высокий Ольга К. 5 5 5 Высокий Ирина Б. 5 5 4 Высокий Олег Н. 5 4 4 Средний Михаил К. 4 4 4 Средний Дмитрий А. 5 4 5 Высокий Альбина Р. 5 5 4 Высокий Дарья А. 4 3 3 Низкий Алексей В. 4 3 3 Низкий Кирилл Т. 5 4 5 Средний
Диаграмма 2 Уровеньсформированности умений аудирования иноязычного текста у учащихся 6 «б» класса
/>
Таким образом, врезультате проведенной диагностики, можно увидеть, что многие учащиеся улучшилисвои показатели. Высокий уровень сформированнсти умений и навыков аудированияпоказали пять учащихся (Владимир В., Ольга К., Ирина Б., Дмитрий А., АльбинаР.,.). Эти учащиеся с успехом выполнили задания и не допускали ошибки в ходеработы. Средний уровень сформированнсти умений и навыков аудирования выявлен утроих учащихся (Олег Н., Михаил К., Кирилл Т.). Эти ребята также хорошосправились со всеми предложенными заданиями, допуская лишь незначительные.Низкий уровень сформированнсти умений диалогической речи остался у двухучащихся (Дарья А., Алексей В). Из всего вышесказанного можно сделать вывод, чтоуровень сформированности умений и навыков аудирования у учащихся данного классаповысился после проведенной работы. Чтобы формировать у учащихся уменияаудирования текста необходимо осуществлять постоянный контроль, продумыватькаждый урок, подбирая упражнения для обучения аудирования различного характера.
Вывод по главе 2. Процесс обучение аудированию долженносить системный характер. Навыки аудирования формируются поэтапно подпристальным контролем учителя. Сначала учитель тренирует у учащихся механизмыаудирования, преодолевает трудности аудирования и только на последнем этапеможно выявит уровень сформированности умений аудирования текста.
Работа по формированиюумений аудирования иноязычного текста предполагает строгий учет возрастных ииндивидуальных особенностей со стороны учителя.
В ходе проведенияисследования была достигнута одна их основных целей исследования — разработкасерии упражнений по обучению аудирования, эффективность которой отражена врезультатах контроля уровня сформированности навыков аудирования, а именно вповышении качества знаний испытуемых.

Заключение
 
Обучение аудированиюявляется очень актуальным на сегодняшний день, так как без аудированияневозможно речевое общение. Понятие аудирования включает процесс восприятия ипонимания звучащей речи.
На основе анализанаучного исследования можно сделать выводы, что аудирование является важнымаспектом в изучении английскому языку. В ходе исследования была разработанасистема упражнений, способствующих формированию умений и навыков аудированияиноязычного текста.
В ходе учебно-воспитательнойработы были использованы различные методы и приемы обучения, которыестимулировали познавательную активность учащихся. Использование методов иприемов оказались эффективными.
За время выполненияработы поставленные задачи были достигнуты, что позволило разработать ипроверить эффективность разработанных уроков.
Следует отметить, чтозадачи, поставленные перед исследованием полностью выполнены:
1.Изучена ипроанализирована научно — методическая литература по теме;
2.Определен алгоритмработы по обучению аудированию на среднем этапе обучения английскому языку;
3.Проведенадиагностика уровня сформированности умений и навыков аудирования иноязычноготекста;
4.Разработана ипроведена серия уроков по формированию умений и навыков аудирования текста уучащихся 6 класса;
5.Оцененарезультативность проведенной работы.
Однако проведенноеисследование не исчерпывает содержания исследуемой проблемы и предполагаетдальнейшее ее изучение.

Список использованной литературы
1. БабинскаяП.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: учебноепособие / П.К. Бабинская, Т.М. Леонтьева, А.Ф. Будько. – 3 — е изд. – М.: ТетраСистем, 2005.
2. ГальсковаН.Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителей /Н.Д.Гальскова. – М.: АРКТИ, 2001.
3. Гез Н.И.Методика обучения иностранному языку в средней школе: учебник / Н.И. Гез, М.В.Ляховицкий, А.А. Миролюбов. — М.: Высшая школа, 1996.
4. ЕлухинаН. В. Обучение аудированию на среднем этапе школы с преподаванием рядапредметов на английском языке: Дис. канн. пед. Наук. М., 2001.
5. ГальсковаН.Д., Гез.Н.И Теория обучения ин.яз.: лингводидиактика и методика/ учебноепособие для студентов лингвистичеких ун — тов и фак. ин.яз. высш.пед.учеб.заведений.– М.: Издательский Центр «Академия», 2004.
6. ЕлухинаН. В., Каспарова М. Г. Подготовка учебного текста для аудирования / Иностранныеязыки в школе № 2 2005
7. КолкерЯ.М. Обучение восприятию на слух английской речи: практикум: учебное пособиедля студентов высших учебных заведений / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова. – М.:Издательский центр «Академия», 2004.
8. КолкерЯ.М. Практическая методика обучения иностранному языку: учебное пособие / Я.М.Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Енамива. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
9. КрицкаяИ.П. Некоторые синтаксические особенности материала для аудирования /иностранные языки в школе №4. 2005.
10.Кузьменко О.Д. Некоторые вопросы методики преподавания иностранных языков вшколе и вузе./ М., 2003.
11. ПассовЕ.И. Коммуникативное иноязычное образование: пособие для учителей / С.И.Пассов. — М.: Лексис, 2003.
12.Следников Б.П. Обучение аудированию иноязычной речи в средней школе: Дис. …канд.пед.наук. М.,2000.
13. СтасюлевичутеА.А. Анализ причин неправильного понимания изученной лексики при ее зрительномвосприятии вне контекста / Актуальные вопросы обучения основным видам речевойдеятельности: Сб.тр. / отв.ред. М.К. Бородулина.М., 1995.
14. Основыметодики преподавания иностранных языков / под ред. В.А. Бухбиндера, В.Штраусса. — М.: Высшая школа, 2004.
15. Методикиобучения иностранным языкам в средней школе / отв.ред. М.Н. Колкова. — Спб:КАРО, 2005.
16. Современныетеории и методики обучения иностранным языкам / под общ.ред. Л.М. Федоровой,Т.И. Рязанцевой. — М.: Издательство «Экзамен», 2004.
17. СолововаЕ. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие длястудентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. — М.: Просвещение, 2002.
18. Методикаобучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе:учебное пособие для студентов педагогических колледжей (под.ред. В.М. Филатова)/ Серия « Среднее профессиональное образование». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
19.Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. Английский язык: учебник для 4 кл.шк.суглубл.изуч.англ.яз. — М.: Просвещение, 2002.
20. СахароваТ.Е., Рабинович Ф.М., Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам всредней школе. — М.: Просвещение, 1991.