Единый социальный налог. Его замена страховыми взносами

Федеральное агентство по образованию
Байкальский государственный университет экономики и права
Кафедра бухгалтерского учета и аудита

Реферат
по дисциплине «Бухгалтерский учет»
На тему: Единый социальный налог. Его замена страховыми взносами
Исполнитель: студ. гр. ПД-07-2
Тугаринова Ю.Н.
Руководитель:
Усольцев Д.Г.
Иркутск 2009

Содержание
Введение
1. Понятие налога. ЕСН в системе налогообложения
2. Единый социальный налог
Заключение
Список литературы
Введение
Появлениеналогов связанос возникновением института государства. В истории развития общества еще ни одногосударство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своихфункций по удовлетворению общественных потребностей ему необходима определеннаясумма денежных средств, которые аккумулируются в основном посредством налогов.«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства»,- писал К. Маркс.
Налоговые отношения возникают всилу объективно существующей потребности создания на общегосударственном уровнесистемы доходов и представляют собой область централизованных финансовыхотношений перераспределительного характера, т.е. часть бюджетных отношений.
Единый социальный налог являетсяфедеральным и имеет целевое назначение. Более подробно ЕСН и изменениеналогового законодательства в отношении этого налога я бы хотела рассмотреть всвоей работе.
1. Понятие налога. ЕСН в системе налогообложения
Налог — это индивидуальнобезэквивалентное движение денежных средств от индивидуума к государству,осуществляемое на основании принуждения со стороны власти, имеющей цельюформирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своихфункций. Налог является эффективным рычагом воздействия государства наэкономику. [1]
Его нормативное определение данов ст.8 НК РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуальнобезвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в формеотчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения илиоперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечениядеятельности государства и (или) муниципальных образований».
Экономическое содержание налоговвыражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с однойстороны, и государством-с другой, по поводу формирования государственныхфинансов.
Выделяют несколько признаковналога, позволяющих отличить его от других категорий.
Первый признак — императивно-обязательныйхарактер налога, т.е. безусловная необходимость его уплаты при наличии объектаналогообложения. Обязательность налога обеспечивается через систему органов,осуществляющих налоговый контроль, и систему средств принуждения и санкций.
Второй признак — индивидуальнаябезвозмездность и безэквивалентность платежа.
Третий признак — изъятие частисобственности. Никакая государственная деятельность невозможна при отсутствииотдельных производителей материальных, культурных и духовных благ и ценностей. Этообеспечивает материальную основу существования самого государства как особогохозяйствующего субъекта.
Четвертый признак — одностороннийхарактер движения денежных средств. Денежные средства в виде налогов совершаютдвижения от налогоплательщика к государству.
Пятый признак — налоги направляютсяна финансирование деятельности государства или муниципальных образований. Ониносят публичный характер.
Шестой признак — денежная формауплаты. [2]
По своему содержанию намакроэкономическом уровне налог является долей произведенного государствомналогового внутреннего продукта, перераспределяемой с целью реализации функцийгосударства. На микроуровне налог представляет собой изъятие части продукта, доходасубъектом хозяйствования, причем это изъятие принудительное и безэквивалентное.
Социально-экономическаясущность, внутреннее содержание налогов проявляются через их функции.
Функция налога — это проявлениеего сущности в действии, способ выражения его свойств. Выделяют три основныхфункции налога:
Фискальная (бюджетная);
Контрольная;
Регулирующая.
Фискальная функция налоговозначает приоритетность финансовой цели взимания налогов и сборов — формированиефинансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе ивнебюджетных фондах, необходимых для осуществления его собственных функций.
Контрольная функцияналогообложения тесно связана с предыдущей и существенно дополняет ее. Контрольза соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления,полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственныхналогов и других платежей является главной задачей налоговых органов.
Регулирующая функция налоговпроявляется через использование налогов для стимулирующего воздействия наэкономику, прежде всего через перераспределение национального дохода междубюджетами разных уровней. С одной стороны, регулирующая функция проявляется вподдержании предприятий и отраслей, имеющих важное значение для экономикистраны, путем предоставления им налоговых льгот, с другой-в давлении на текатегории налогоплательщиков, деятельность которых по тем или иным причинамгосударство считает возможным или необходимым дестимулировать.
Для классификации налоговпервостепенное значение имеет разделение их на прямые и косвенные. Прямыминалогами облагаются доходы и имущество, косвенные налоги включаются в цену либов виде надбавки к ней, либо в качестве части издержек производства.
Среди прямых налогов,используемых в развитых странах, особо важную роль играют налог на прибыль,взимаемый с предпринимательства, индивидуальный подоходный налог и социальныйналог, взимаемые с населения, и налог на имущество, накладываемый и нанаселение, и на предпринимательство.
Среди косвенных налогов можновыделить следующие основные налоги:
налоги на потребление, к которымв соответствии с международной практикой относится три налога: НДС, налог соборота;
акцизы и таможенные пошлины;
взносы предпринимателей насоциальное обеспечение. [3]
Также налоги классифицируются посубъекту налогообложения. Классификация по субъекту представлена на рис.1. [4]/>
2. Единый социальный налог
Платежи организаций посоциальному страхованию и обеспечению включают в себя следующие виды:
единый социальный налог (ЕСН),уплачиваемый в Федеральный бюджет (ФБ);
ЕСН, уплачиваемый в Фондсоциального страхования (ФСС);
ЕСН, уплачиваемый в Фондмедицинского страхования (ФМС);
страховые взносы пообязательному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний в Фондсоциального страхования (ФСС);
страховые взносы пообязательному пенсионному страхованию в Пенсионный фонд (ПФ);
отчисления в Пенсионный фондорганизаций, использующих труд летных экипажей. [5]
Плательщиками ЕСН являются:
работодатели, производящиевыплаты наемным работникам; организации; индивидуальные предприниматели; физическиелица;
индивидуальные предприниматели,адвокаты.
Работодатели уплачивают ЕСН,зачисляемый в государственные внебюджетные фонды — пенсионный, социальногострахования и обязательного медицинского страхования.
Индивидуальные предприниматели иадвокаты уплачивают ЕСН, зачисляемый в Федеральный бюджет, в Фонд социальногострахования и Фонд обязательного медицинского страхования.
Освобождаются от налогообложенияследующие работодатели:
организации любых организационно-правовыхформ-с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налоговогопериода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом 1,2 и 3 группы;
следующие категорииработодателей-с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. втечение налогового периода на каждого отдельного работника:
общественные организацииинвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляютне менее 80%, их региональные и местные отделения;
организации, уставный капиталкоторых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и вкоторых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а долязаработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;
учреждения, созданные длядостижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных,физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, атакже для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и ихродителям, единственными собственниками имущества которых являются указанныеобщественные организации инвалидов.
Указанные льготы нераспространяются на организации, занимающиеся производством и реализациейподакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иныхтоваров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ попредоставлению общероссийских организаций инвалидов (российские фонды поддержкиобразования и науки и т.д.).
 
3. Изменение налогового законодательства
Единый социальный налог применяетсяс 2001 г. Тогда он заменил взносы в Пенсионный фонд, Фонд социальногострахования, Государственный фонд занятости населения и фонды обязательногомедицинского страхования, которые работники и работодатели обязаны былиперечислять в бюджет.
Единый социальный налог,просуществовав несколько лет, вновь уступил место страховым взносам вовнебюджетные фонды. С 2010 г. именно данные взносы надо будет начислять навыплаты и вознаграждения физическим лицам. Делать это придется в соответствии снедавно принятым Федеральным законом N 212-ФЗ. [6]
Для компаний на общей системеналогообложения на 2010 год установлены следующие ставки:
20 процентов — пенсионные взносы;
2,9 процента — взносы в ФССРоссии;
1,1 процента — в федеральныйФОМС;
2 процента — в территориальныеФОМС.
В федеральный бюджет, кудасейчас уходит часть ЕСН, перечислять платежи больше не придется.
Порядок перечисления пенсионныхвзносов, как и сейчас, будет зависеть от возраста сотрудника (ст.27Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ). Так, с выплат работникам,которые родились в 1966 году или раньше, всю сумму пенсионных взносов (поставке 20%) надо будет направить на финансирование страховой части пенсии. А вотвзносы в ПФР с выплат сотрудникам, которые моложе, понадобится перечислятьдвумя платежами: 14 процентов — на финансирование страховой части пенсии; 6процентов — накопительной части.
Для компаний и предпринимателей,применяющих упрощенную систему налогообложения в 2010 году налоговая нагрузкана зарплатный фонд также не изменится: как и сейчас, надо будет платить лишьпенсионные взносы по ставке 14 процентов.
Такие же выплаты в следующемгоду предстоят «льготникам». К примеру, компаниям, которые платятинвалидам I, II и III групп (в части этих выплат), общественным организацияминвалидов (при условии, что численность инвалидов и их законных представителейсоставляет не менее 80%). Сейчас такие организации вообще не платят ЕСН по выплатамв пределах 100 000 руб. на каждое физическое лицо (ст.239 Налогового кодекса РФ).
А вот с 2011 года налоговаянагрузка существенно вырастет — за счет ставок для пенсионных и «медицинских»взносов. В итоге вместо 26 процентов компаниям придется во внебюджетные фондыперечислять с выплат сотрудникам 34 процента:
26 процентов — пенсионные взносы;
2,9 процента — взносы в ФССРоссии;
2,1 процента — в федеральныйФОМС;
3 процента — в территориальныеФОМС. [7]
Причем закон устанавливает, чтос 2011 года платить взносы по совокупной ставке 34 процента будут компании не толькона общем режиме налогообложения, но и те, кто применяет упрощенную системуналогообложения или платит ЕНВД.
Безусловно, замена ЕСН настраховые платежи повлекла внесение многочисленных изменений в другиезаконодательные акты. Кроме того, сюда же включены напрямую не связанные свведением страховых взносов изменения: в расчете пособий, предусмотренныхзаконодательством о социальном страховании, сдаче индивидуальных сведений поперсонифицированному учету и многое другое.
Заключение
В заключение хотелось бы отметить,что действие налоговых норм происходит в условиях постоянного конфликтафискальных интересов государства и интересов налогоплательщиков-собственников,что обуславливает обязательность применения мер государственного принуждения всфере налогообложения, а также возникновение значительного количества налоговыхспоров. Поэтому и возникает необходимость внесения поправок, отмену илипринятие новых законов, регулирующих налоговые отношения.
Сложившаяся системаналогообложения в странах с развитой рыночной экономикой обеспечиваетстабильное наполнение доходной части госбюджета на всех его уровнях и тем самымукрепляет финансовую основу устойчивого экономического роста.
Список литературы
1. Бухгалтерский учет: учебник / Н.Л. Вещунова, Л.Ф. Фомина. — М.: ТКВелби, изд. Проспект, 2005. — 672с.;
2. Государственные и муниципальные финансы России: уч. пособие/ Л.С. Гринкевич,Н.К. Сагайдачная, в.В. Казаков, Ю.А. Рюмина. — М.: КНОРУС, 2007 — 560с.;
3. Теория и история налогообложения: уч. пособие/С.К. Содномова-Иркутск: изд.БГУЭП, 2008 — 148с.;
4. Зернова И. ЕСН: актуальные вопросы/ И. Зернова // Бюджетные учрежденияобразования: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2009, N 9;
5. Казаков Е.С. Вместо ЕСН — страховые взносы/ Е.С. Казаков // Актуальныевопросы бухгалтерского учета и налогообложения. — 2009, N 17;
6. Никитин С.М. Налогообложение в развитых странах/С.М. Никитин, Е.С. Глазова// Финансовый менеджмент-2007-№4.