Правовые основы административного расследования

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»
ЮРИДИЧЕСКИЙФАКУЛЬТЕТ
кафедраФИНАНСОВОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Домашнеезадание по курсу
Административнаяюрисдикция
Вариант№9
студента II курса Бондарева А.В.
Научный руководитель:
старший преподаватель
Матевосян С.С.
Ростов-на-Дону
2010

План
1. Правовые основы ипорядок осуществления личного досмотра и досмотра вещей
Библиографическийсписок2. Правовые основы, характеристика этапов и сущность административногорасследования
Библиографическийсписок
3. Задача
Библиографический список

1. Правовые основы ипорядок осуществления личного досмотра и досмотра вещей
Правовыеосновы регламентируются положением ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях от 30 декабря 2001года[1],в целях пресечения административного правонарушения, установления личностинарушителя, составления протокола об административном правонарушении приневозможности его составления на месте выявления административногоправонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела обадминистративном правонарушении и исполнения принятого по делу постановленияуполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие мерыобеспечения производства по делу об административном правонарушении — личныйдосмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся прифизическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий,находящихся там вещей и документов;
Порядок осуществленияличного досмотра и досмотра вещей регламентируются ст. 27.7 Кодекса РоссийскойФедерации об административных правонарушениях. Так личный досмотр, досмотрвещей, находящихся при физическом лице определяется следующими положениями.
Личныйдосмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследованиевещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются вслучае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметовадминистративного правонарушения.
Личныйдосмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляютсядолжностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса.
Личныйдосмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двухпонятых того же пола.
Досмотрвещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты ирыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляетсяуполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых.
Висключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что прифизическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качествеоружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могутбыть осуществлены без понятых.
В случаенеобходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленныеспособы фиксации вещественных доказательств.
О личномдосмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляетсяпротокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или впротоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре,досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место егосоставления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол,сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве,об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели,калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде иколичестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных придосмотре, находящихся при физическом лице.
В протоколе оличном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делаетсязапись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленныхспособов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные приосуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическомлице, с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленныхспособов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующемупротоколу.
Протокол оличном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписываетсядолжностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведетсяпроизводство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей,подвергнутых досмотру, понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведетсяпроизводство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписанияпротокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личномдосмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцувещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.
 

Библиографический список
Правовые акты
1. Конституция РоссийскойФедерации 1993г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от30.12.2008г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2008. 31декабря.
2. КодексРоссийской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г.№195-ФЗ (в последней ред. ФЗ 21.12.09 №336-ФЗ) //Собрание законодательства РФ.2001. №1. Ст. 1; 2009. №52. Ст.6406.
Научная литература
1. Агапов А.Б.Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административныхправонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики.-М.: Статут, 2004.-640с.
2. Витрук Н.В. Общаятеория юридической ответственности.- М.: Норма, 2009.-396с.
3. Кузнецов С.А.Обеспечительные меры в гражданском и административном судопроизводстве. — М.:Норма, 2007.-390с.
4. Ковалева Н.Н.Информационное право России.- М.: Дашков, 2007.-236с.
5. Липатова Э.Г., ЧанноваС.Е. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административныхправонарушениях.- М.: Росбух, 2008.-549с.
6. Салищева Н.Г.Комментарий к кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.- М.: Проспект, 2009.-472с.
7.Смирнов А.В.Административное судопроизводство. — М.: Норма, 2009.-272с.

2. Правовыеосновы, характеристика этапов и сущность административного расследования
 
Правовыеосновы административного расследования регламентируются ст. 28.7 Кодекса РоссийскойФедерации об административных правонарушениях.
В случаях,если после выявления административного правонарушения в областиантимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественныхмонополиях, законодательства о рекламе, законодательства об акционерныхобществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах, законодательства овыборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об ихпрекурсорах, миграционного законодательства, валютного законодательстваРоссийской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательствао защите прав потребителей, об авторском праве и смежных правах, о товарныхзнаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, вобласти налогов и сборов, таможенного дела, экспортного контроля,государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), об основахрегулирования тарифов организаций коммунального комплекса, в области охраныокружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной испиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и натранспорте, несостоятельности (банкротства), размещения заказов на поставкитоваров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальныхнужд осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующиезначительных временных затрат, проводится административное расследование.
Решение овозбуждении дела об административном правонарушении и проведенииадминистративного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным всоответствии со ст. 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол обадминистративном правонарушении, в виде определения, а прокурором в видепостановления немедленно после выявления факта совершения административногоправонарушения.
В определениио возбуждении дела об административном правонарушении и проведенииадминистративного расследования указываются дата и место составленияопределения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение,повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные,указывающие на наличие события административного правонарушения, статьянастоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающаяадминистративную ответственность за данное административное правонарушение. Привынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении ипроведении административного расследования физическому лицу или законному представителююридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникампроизводства по делу об административном правонарушении разъясняются их права иобязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись вопределении.
Копия определенияо возбуждении дела об административном правонарушении и проведенииадминистративного расследования в течение суток вручается под расписку либовысылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, вотношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
Административноерасследование проводится по месту совершения или выявления административногоправонарушения. Административное расследование по делу об административномправонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлятьпротоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностнымлицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится делооб административном правонарушении, или его заместителя — другим должностным лицомэтого органа, уполномоченным составлять протоколы об административныхправонарушениях.
Срокпроведения административного расследования не может превышать один месяц смомента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительныхслучаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, впроизводстве которого находится дело об административном правонарушении, можетбыть продлен решением руководителя органа, в производстве которого находитсядело об административном правонарушении, или его заместителя на срок не болееодного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил, а равно Правилдорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшемпричинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, решениемруководителя вышестоящего органа или его заместителя на срок до шести месяцев.
Решение опродлении срока проведения административного расследования принимается в видеопределения. В определении о продлении срока проведения административного расследованияуказываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалылица, составившего определение, основания для продления срока проведенияадминистративного расследования, срок, до которого продлено проведениеадминистративного расследования.
Копияопределения о продлении срока проведения административного расследования втечение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу илизаконному представителю юридического лица, в отношении которых проводитсяадминистративное расследование, а также потерпевшему.
По окончанииадминистративного расследования составляется протокол об административномправонарушении либо выносится постановление о прекращении дела обадминистративном правонарушении.
Ст. 28.7Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяетслучаи, при которых необходимо и возможно проведение расследования.
Цельюпроведения процессуальных действий является получение дополнительных сведений иматериалов, которые необходимы для разрешения дела.

Библиографический список
Правовые акты
1. Конституция РоссийскойФедерации 1993г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от30.12.2008г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2008. 31декабря.
2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря2001г. №195-ФЗ (в последней ред. ФЗ 21.12.09 №336-ФЗ) //Собраниезаконодательства РФ. 2001. №1. Ст. 1; 2009. №52. Ст.6406.
Научная литература
1. Агапов А.Б.Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административныхправонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики.-М.: Статут, 2004.-640с.
2. Витрук Н.В. Общаятеория юридической ответственности.- М.: Норма, 2009.-396с.
3. Кузнецов С.А.Обеспечительные меры в гражданском и административном судопроизводстве. — М.:Норма, 2007.-390с.
4. Ковалева Н.Н.Информационное право России.- М.: Дашков, 2007.-236с.
5. Липатова Э.Г., ЧанноваС.Е. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административныхправонарушениях.- М.: Росбух, 2008.-549с.
6. Салищева Н.Г.Комментарий к кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.- М.: Проспект, 2009.-472с.
7.Смирнов А.В.Административное судопроизводство. — М.: Норма, 2009.-272с.

3. Задача
 
Учащийся 10-го класса средней школы 16-летний Бабкинсовершил мелкое хулиганство. Рассмотрев дело, судья счел смягчающим обстоятельствомто, что Бабкин является несовершеннолетним, и вынес постановление о наложенииминимального для санкции данной статьи административного штрафа. При этом впостановлении указывалось, что административный штраф должен был быть взыскан сродителей Бабкина.
Дайте правовую оценкуситуации.
Укажите элементы составаадминистративного правонарушения.
Какой орган (должностное лицо)уполномочено составлять протокол?
В каком порядкерассматривается дело?
Какой вид наказания можно применить?
При данной ситуации, мировойсудья не в праве был рассматривать административное правонарушение,предусмотренное ст.20.1 — Мелкое хулиганство, в связи с неподсудностью данногоправонарушения. Так, в соответствии с ст. 23.3 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях, органы внутренних дел (милиция) рассматриваетдела об административных правонарушениях, предусмотренных, ст.20.1 — Мелкоехулиганство, но с учетом того, что субъектом является 16-летний Бабкин иположением ст.23.2 — комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, относитсярассмотрение, составление протокола данного административного правонарушения,совершенное несовершеннолетними (учащимся 10-го класса средней школы 16-летнимБабкиным). В данном случае необходимо в соответствии со ст. 30.1 КодексаРоссийской Федерации об административных правонарушениях, законнымпредставителям Бабкина обжаловать постановление по делу об административномправонарушении, и требовать направить жалобу со всеми материалами дела нарассмотрение по подведомственности, так как ее рассмотрение не относится ккомпетенции соответствующей инстанции, должностному лицу.
Элементами составаадминистративного правонарушения ст.20.1 — Мелкое хулиганство являются:
-объект преступления — административное правонарушение, посягающие на нарушение общественного порядка,выражающие явное неуважение к обществу. Совершение данного правонарушения свидетельствуето низкой культуре учащегося средней школы 16-летнего Бабкина, его эгоизме,пренебрежении интересами общества, других людей, об игнорировании правилприличия и благопристойности;
— объективная сторона — мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее общественный порядоки спокойствие граждан. Такими действиями являются нецензурная брань вобщественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение илиповреждение чужого имущества;
— субъективная сторона — характеризуется умыслом, обычно прямым. Но возможен случай его совершения скосвенным умыслом. Важным элементом является мотив удовлетворенияиндивидуалистических потребностей, самоутверждения за счет игнорированиядостоинства других людей;
— субъект- лицо (Бабкин),достигший 16-летнего возраста.
Порядок рассмотрения административногоправонарушения комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав:
Материалы,поступившие на рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите ихправ, в целях обеспечения своевременного и правильного их разрешенияпредварительно изучаются председателем или заместителем председателя комиссии.
В процессепредварительного изучения поступивших дел и материалов определяется:
— подведомственность комиссии поступивших материалов (дел);
— круг лиц,подлежащих вызову или приглашению на заседание комиссии;
-необходимостьпроведения дополнительной проверки поступивших материалов (дел) иобстоятельств, имеющих значение для правильного и своевременного ихрассмотрения, истребования дополнительных материалов;
— целесообразность принятия иных мер, имеющих значение для своевременногорассмотрения материалов (дел).
Предварительноеизучение материалов (дел) производится в срок не более 10 дней с момента ихпоступления.
Порезультатам предварительного изучения материалов (дел) принимаются следующиерешения:
а) делоназначается к рассмотрению с извещением заинтересованных лиц о времени и местезаседания;
б) полученныематериалы возвращаются органам или учреждениям, направившим материалы вкомиссию, если они не подведомственны комиссии или требуют проведениядополнительной проверки;
в) проводитсяпроверка, обследование по поступившим материалам или поручается их проведениесоответствующим специалистам;
г)рассматривается ходатайство несовершеннолетнего, его родителей (законныхпредставителей) по существу подлежащих рассмотрению на заседании комиссиивопросов;
д)рассматривается возможность обращения в суд с заявлением в защиту прав иохраняемых законом интересов несовершеннолетнего;
Подготовленныек рассмотрению материалы (дела) предоставляются для ознакомлениянесовершеннолетнему, его родителям (законным представителям), адвокату(защитнику).
О времени иместе заседания комиссии сообщается несовершеннолетнему, его родителям(законным представителям), иным лицам, чье участие в заседании будет признанообязательным, и извещается прокурор.
Заседаниякомиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав проводятся по меренеобходимости, но не реже одного раза в месяц, и являются правомочными приналичии не менее половины состава комиссии. Ведет заседание комиссии еепредседатель или заместитель председателя.
На заседаниикомиссии обязательно присутствие несовершеннолетнего, материалы (дело) окотором рассматриваются, его родителей (законных представителей).
Прирассмотрении дела, комиссия всесторонне, полно и объективно исследует материалыдела, уточняет возраст несовершеннолетнего, условия жизни и воспитания, мотивы,причины и условия, послужившие поводом для рассмотрения данного дела, иныеобстоятельства, имеющие существенное значение для решения вопроса о выборе мерывоздействия или о реабилитации несовершеннолетнего.
Дела оправонарушениях несовершеннолетних комиссия рассматривает в закрытом заседании.На время исследования обстоятельств, обсуждение которых может отрицательноповлиять на несовершеннолетнего, комиссия вправе удалить его из зала заседания.
Адвокат(защитник) несовершеннолетнего допускается к участию в работе комиссии смомента подготовки материалов к заседанию.
Комиссии поделам несовершеннолетних и защите их прав в целях реализации своих полномочийпринимают постановления, определения и вносят представления.
Постановленияпринимаются по результатам рассмотрения конкретных материалов (дел) в отношениинесовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и других лиц,представлений органов управления образовательных учреждений, работодателей,обращений и ходатайств иных органов и организаций независимо от организационно- правовых форм и форм собственности.
Рассматриваяматериалы в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасныедеяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность,дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, родителей(законных представителей) несовершеннолетних, комиссия заслушивает объяснениянесовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), потерпевших,свидетелей, адвоката (защитника), заключение прокурора и после всестороннегорассмотрения обстоятельств дела принимает одно из следующих решений:
а) о применениимер воздействия, предусмотренных статьями 12, 13 настоящего Закона;
б) опрекращении дела (при наличии обстоятельств, предусмотренных законодательствомоб административных правонарушениях);
в) оботложении рассмотрения дела и проведении дополнительной проверки;
г) о передачедела в органы прокуратуры, суд, другие органы по подведомственности.
Решениекомиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав выносится в формепостановления или определения.
Постановлениеили определение принимается простым большинством голосов членов комиссии,участвующих в заседании. В случае равенства голосов голос председательствующегона заседании комиссии является решающим.
Постановлениеили определение комиссии должно быть изложено в письменной форме имотивировано.
Постановленияи определения должны содержать сведения, установленные Кодексом РоссийскойФедерации об административных правонарушениях для постановлений и определенийпо делам об административных правонарушениях, а также предлагаемые комиссиеймеры социальной помощи несовершеннолетнему и способы ее оказания.
Постановлениеили определение подписывается председательствующим и оглашается на заседаниикомиссии.
Копияпостановления или определения (выписка) вручается под роспись заинтересованнымлицам или направляется в соответствующие органы или учреждения в течение трехдней со дня принятия.
Постановлениякомиссии, принятые по материалам и ходатайствам, связанным с защитой прав иохраняемых законом интересов несовершеннолетних, в трехдневный срок с моментавынесения направляются для исполнения в соответствующие государственные имуниципальные органы и учреждения, иные организации независимо оторганизационно — правовых форм и форм собственности.
Должностныелица указанных органов, учреждений и организаций обязаны в течение 10 дней смомента получения постановления сообщить комиссии по делам несовершеннолетних изащите их прав о принятых во исполнение постановления мерах.
Постановлениякомиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, принятые по делам об административныхправонарушениях несовершеннолетних, родителей (законных представителей)несовершеннолетних, рассмотренным комиссией, исполняются в порядке,установленном Кодексом Российской Федерации об административныхправонарушениях.
Санкция ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях, альтернативная, предусматривает наложениеадминистративного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей илиадминистративный арест на срок до пятнадцати суток. Но с учетом положения ч.2 ст.3.9Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части невозможности применения административного ареста к лицам, не достигшим возраставосемнадцати лет, в данном случае 16-летний Бабкин и п.4 ч.1 ст.4.2 обобстоятельствах, смягчающих административную ответственность, совершившимадминистративное правонарушение, несовершеннолетним Бабкиным, целесообразно комиссиипо делам несовершеннолетних и защите их прав, назначить административный штрафв размере пятисот рублей, который взыскать сродителей Бабкина.

Библиографический список
Правовые акты
1. Конституция РоссийскойФедерации 1993г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от30.12.2008г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2008. 31декабря.
2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря2001г. №195-ФЗ (в последней ред. ФЗ 21.12.09 №336-ФЗ) //Собраниезаконодательства РФ. 2001. №1. Ст. 1; 2009. №52. Ст.6406.
Научная литература
1. Агапов А.Б.Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административныхправонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики.-М.: Статут, 2004.-640с.
2. Витрук Н.В. Общаятеория юридической ответственности.- М.: Норма, 2009.-396с.
3. Кузнецов С.А.Обеспечительные меры в гражданском и административном судопроизводстве. — М.:Норма, 2007.-390с.
4. Ковалева Н.Н.Информационное право России.- М.: Дашков, 2007.-236с.
5. Липатова Э.Г., ЧанноваС.Е. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административныхправонарушениях.- М.: Росбух, 2008.-549с.
6. Салищева Н.Г.Комментарий к кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.- М.: Проспект, 2009.-472с.
7.Смирнов А.В.Административное судопроизводство. — М.: Норма, 2009.-272с.
8.Смирнов А.В.Административное судопроизводство. — М.: Норма, 2009.-272с.