ЗАВИСИМОСТЬ
ОТ КОМПЬЮТЕРНОЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Бурное развитие
компьютерных технологий и необычайно быстрое внедрение их в повседневную жизнь
активизирует процессы биопсихогенетической перестройки личности в связке
“человек-компьютер”, проявляющиеся новой психопатологической
симптоматикой. Именно связка “человек-компьютер” порождает явление
называемое компьютерной виртуальной реальностью, в некоторых случаях являющейся
более предпочтительной для “пользователя компьютером”, чем окружающий
мир.
Зависимостью от КВР можно назвать чрезмерное,
доминирующее в жизни увлечение компьютером или игровой приставкой, используемое
для ухода от реальности и ведущее к деформации или качественным изменениям
социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей.
Достоверность данной дефиниции подтверждают
результаты четырёхлетнего наблюдения за пользователями компьютеров и игровых
приставок, для чего были специально разработаны “Опросник для интервью
лиц, имеющих проблемы при использовании компьютера или игровой приставки”
и вариант теста “Незавершённые предложения” (ответы на который, на
наш взгляд, более достоверны, чем ответы на “Опросник…”). В средствах
массовой информации были помещены статьи разъясняющие признаки появления
зависимости от КВР и опубликован номер “телефона доверия”. По этому
телефону обратилось 18 человек, преимущественно родственников лиц имеющих
проблемы. “Опросник…” и “Незавершённые предложения” были
размещены в Интернет. Откликнулось более 70 человек (как в России, так и за
рубежом). Была установлена обратная связь, обмен мнениями и информацией по
данной проблеме.
Всего опрошено, обследовано и т.д. более
тысячи человек (школьники, учащиеся техникумов и ВУЗов) мужского и женского
пола. Выявлено 37 случаев аддиктивного поведения. Практически все мужского
пола, за исключением одного случая.
Установлены следующие симптомы зависимости,
которые можно разделить на две группы:
– психические;
– соматические;
К психическим
признакам относятся:
появление
чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или игровой приставкой или
даже при ожидании (“предвкушении”) контакта;
отсутствие
контроля за временем взаимодействия с компьютером или игровой приставкой;
желание
увеличивать время взаимодействия (“дозу”) с компьютером или игровой
приставкой;
появление
чувства раздражения, гневливости, либо угнетения, пустоты, депрессии при
отсутствии контакта с компьютером или игровой приставкой;
использование
компьютера или игровой приставки для снятия внутреннего напряжения, тревоги,
депрессии;
возникновение
проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе или на работе;
К соматическим
признакам относятся:
сухость глаз;
запоры;
отсутствие
аппетита;
неряшливость;
Обычно
выявляется предиспозиция в виде минимальной церебральной дисфункции
(церебральная предиспозиция). Взаимодействие с компьютером или игровой
приставкой быстро приобретало характер замещающе-компенсаторного и
гедонически-мотивированного поведения. Нарастание признаков зависимости
проявлялось психическим, а затем и психофизическим дискомфортом, в большей
степени эмоциональным, вне общения с компьютером или игровой приставкой и
восстановлением комфорта при начале (или чаще предвкушении начала) взаимодействия
с ними.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://psynet.by.ru/