Страхование каско судов

Краткое содержаниеработы:
/>Введение: сущность и принципыморского страхования. 2
Страхованиекаско судов 3
Объемстраховой ответственности 3
Условия страхования. 4
Физическая гибель, повреждение, поломка. 4
Ответственностьперед третьими лицами 5
Расходы6
Прочие важные условия договора.7
Ставкистраховой премии и франшизы. 7
Включениев договор страхования дополнительных и специализированных рисков. 8
Практикастрахования. 10
Список литературы: 11Введение: сущность и принципы морского страхования.
Морское страхование грузов, судов, иных имущественных интересов — один издревнейших экономических и правовых институтов. За нескольковеков до нашей эры древние финикийцы заключали договор “морского займа” — прообраз современного полиса по страхованию грузов, а совершенствуемая донашего времени техника расчетов по общей аварии была, по свидетельствамримского императора Юстиниана, известна еще Родосскому праву в начале первоготысячелетия до Рождества Христова.
Развитие интернациональной торговли в 15-16 веках,формирование новых, основанных на четкой системе законов, коммерческихотношений явились толчком к зарождению страхования в современном виде. Этотпроцесс начался в Италии в 16 в., а наибольшей завершенности вопросывзаимоотношения сторон по договору морского страхования достигли вВеликобритании, где в 1600 г. был принят первый закон о страховании.Сегодняшние полисы основываются на законе о морском  страховании 1906 г.
В 1-ом параграфе Закона говорится: “Договор морскогострахования — это договор, по которому страховщик обязуется возместитьстрахователю, в согласуемых в договоре порядке и мере,… морские убытки, тоесть убытки, связанные с торговым мореплаванием”.
В этом и последующих положениях закона закрепленыразработанные на протяжении веков принципы, на которых базируется любойдоговор страхования.
В английском праве существует пять базисных принципов:
1.наличиеимущественного интереса;
2.наивысшаястепень доверия сторон;
3.наличиепричинно — следственной связи убытка и события, вызвавшего его;
4.выплатавозмещения в размерах реального убытка;
5.суброгация- переход к страховщику, выплатившему страховое возмещение, права требования,которое страхователь имеет к лицу, виновному в убытках.
Фактически эти принципы соответствуют этапамобщения клиента и страховщика:
1.еслиотсутствует имущественный интерес, переговоры не начнутся;
2.без сообщенияклиентом всей информации о застрахованном объекте невозможно установить конкурентоспособные условия;
3.не установивпричину убытка, нельзя получить страховое возмещение;
4.страховоевозмещение выплачивается в заранее оговоренной сумме, не превышающей фактическогоубытка;
5.выплативстраховое возмещение, страховщик получает все права клиента и принимает меры квозмещению убытка с виновных третьих лиц, если таковые имеются./>/>Страхование каско судов
Страхование каско судов — вид морского страхования, обеспечивающий страховуюзащиту судовладельцев и иных лиц, имеющих отношение к эксплуатации судов, вслучае нанесения ущерба или гибели принадлежащих им или иным образом юридическисвязанных с ними судов либо нанесение иного ущерба их имущественным интересам всвязи с эксплуатацией судов. На страхование принимаются:
·корпус (англ. Hull, нем. Kasko)судна с его машинами, оборудованием и такелажем (оснасткой),
· фрахт (плата за морскую перевозку груза);
·расходы по снаряжению и другие расходы, связанные сэксплуатацией судна;
·суда в постройке.
Более полное название — страхование корпуса, машин иоборудования судов (англ. Hull& Mashinery Insurance)./>/>Объем страховой ответственности
Объем страховой ответственности, предоставляемый по договору страхования  каско судов,подробно излагается в соответствующих условиях страхования. Единых для всегомира условий не существует. Наиболее распространены английские условия,именуемые оговоркамиÖ  Института лондонских страховщиков, менеераспространены немецкие, американские, норвежские условия. В бывшем СССРбольшая часть условий базировалась на Правилах страхования судов Ингосстраха(редакция 1986 г.), которые в свою очередь учитывали опыт страхования судов наведущих страховых рынках мира.
Национальные условия подчас детально сильно отличаютсядруг от друга, и поэтому сравнивать ставки страховой премии на разных рынкахможно только после серьезного изучения условий страхования, принятых на каждомиз них. В обобщенном виде все страховые рынки предоставляют страховое покрытиепо трем группам убытков судовладельца:
1.непосредственносвязанные с физической гибелью, повреждением и поломками корпуса, машин илиоборудованием судна;
2.связанные свозникновением ответственности перед третьим лицом;
3.связанные срасходами судовладельцев по уменьшению размера убытков./>/>Условия страхования.
Рассмотрим основные условия страхования в соответствиис указанными группами убытков./>/>Физическая  гибель, повреждение, поломка.
В стандартных оговорках ИЛС наиболее важным являетсяраздел № 6, касающийся опасностей и убытков, от которых может быть застраховансудовладелец.
В первой части раздела перечислены следующие опасности:
1.Опасности,связанные с морским, речным, озерным и другим судоходством (как правило,подразумеваются сильные штормы, затопление и переворачивание судна,столкновение или касание других судов, подводных, плавучих или неподвижных объектови т.д.);
2.пожар, взрыв;
3.кража состороны лиц, не относящихся к категории “страхователь”;
4.выбрасываниеимущества за борт;
5.пиратство(данная опасность, как и баратрия — смотри ниже — не относится к обычноисключаемым военным рис­кам);
6.поломка илиавария на ядерном реакторе или установке;
7.столкновениес самолетом, или аналогичными летатель­ными аппаратами, а также столкновение сназемным транспортным средством, доком и т.д.;
8.землетрясения,извержения вулкана или удар молнии.
Вышеперечисленные опасности составляют стандартныйперечень, включаемый в договор страхования.
Во второй части данного раздела указаны убытки,которые возмещаются, если не будет доказана “отсутствие должной заботливости” (want of due diligence) со стороны страхователя, судовладельца или операторасудна, а именно:
1.  происшествие при погрузке,выгрузке или перемещении груза или бункера (топлива);
2.  взрыв котла, поломка валов илискрытый дефект в машинном оборудовании или корпусе судна;
3.  небрежность со стороны капитана,офицеров, команды или лоцманов;
4.  небрежность со стороны ремонтныхслужб или фрахтователей, если они не являются страхователями по данному полису;
5.  баратрия (преднамеренноеправонарушение в отношении судна или груза) со стороны капитана, офицеров иличленов команды.
К стандартным условиям страхования каско относятся итак называемая опасность загрязнения (Pollution Hazard). Раздел № 7обуславливает возмещение ущерба судну, нанесенного в результате действийофициальных властей как с целью предотвращения или уменьшения опасностизагрязнения окружающей среды (или прибрежных вод), так и при существованиитакой угрозы.
Как видно, в первую группу (рассматриваемую в разделе№ 6 обычно включают обязательства страховщика, возникающие:
· при полной гибели судна, фактической (разрушение, затопление или пропажасудна без вести) или конструктивной (судно не разрушено полностью, но еговосстановление или спасение нецелесообразно);
· при повреждении корпуса или винторулевой группы;
· при поломке машин или оборудования судна./>/>Ответственность перед третьими лицами
С середины 19 века на судовладельца стали возлагатьобязательства возместить убытки другого судовладельца, если судно первогопризнавалось виновным в столкновении судов. По договору страхования каско судоввозмещались только платежи, относящиеся к ремонту пострадавшего судна, а не кпогибшим на нем людям и грузу. При этом считалось, что в любом случае есть долявины судовладельца, в связи с чем по условиям страхования возмещалось только3/4 его расходов. Постепенно 1/4 расходов стали возмещать по договорамстрахования ответственности. В настоящее время по любому из этих договоровмогут возмещаться все расходы, но по условиям большинства рынков, это должнобыть особо оговорено.
Согласно разделу № 8 ИЛС страховщик обязуетсявозместить страхователю ѕ любой суммы, оплаченной последним третьему лицу зананесенный ущерб в результате:
· вреда, причиненного любому другому судну или имуществу, находящемуся надругом судне;
· задержки или невозможности использовать другое судно или имущество,находящееся на нем;
При страховании ответственности по каско  полисуисключаются убытки или расходы, возникшие в связи со следующими причинами:
1.устранение илиудаление препятствий, обломков, грузов или какого-либо другого предмета;
2.вред,причиненный к-л недвижимому или личному имуществу либо вещи;
3.смерть,физическая травма или болезнь;
4.загрязнениеили поломка к-л недвижимого или личного имущества либо предмета.
По некоторым национальным условиям возмещаются платеживладельцам поврежденных судном береговых или плавучих сооружений — причалов,кранов, складов./>/>Расходы
1.Убытки пообщей аварии подлежат распределению м/у судном, грузом и фрахтомпропорционально их стоимости. Если какая-либо опасность одновременно угрожает исудну и перевозимому на нем грузу, судовладелец может произвести расходы сцелью спасания морского предприятия. такие расходы относятся на общую аварию ираспределяются между судовладельцем и грузовладельцами.
2.Расходы поспасанию судна с грузом на борту — один из видов общеаварийных расходов.
3.расходы попредотвращению убытка, уменьшению или оценке его размера — обычные и для другихвидов морского страхования по найму сюрвейеров, адвокатов, экспертов.
Согласно условиям оговорки ИЛС 294 за дополнительнуюпремию могут возмещаться:
1.Расходы поремонту или замене:
·взорвавшегося парового котла или разрушенного вала;
·дефектной детали, которая явилась причиной нанесенияущерба.
2.Убыток илиущерб, нанесенный судну вследствие к-л аварии или небрежности.
На практике страховщики каско, учитываявсе технические характеристики судна, его возраст, флаг и т.д., чаще предлагаютстрахование на ограниченных условиях, среди них:
·оговорка ИЛС 284 — предусматривает компенсацию ущерба, явившегосяследствием полной гибели, общей аварии, в том числе возмещение 3 4 ответственностипри столкновениях, включая расходы по спасанию;
·оговорка ИЛС 289 — предусматривает расходы, связанные только с полнойгибелью, включая расходы по спасанию  и другие расходы.
В качестве дополнительных условиймогут применяться:
·оговорка ИЛС 290 “Расходы по обслуживанию судна и возросшая стоимость”
·оговорка ИЛС 291 — сверхобязательства (дополнительные расходы по общейавариии, спасению и др.)
В стандартных условиях различаютдве группы рисков: не связанные исвязанные с человеческим фактором. Под человеческим фактором имеется ввидувклад судовладельца в возникновение убытка. Ниже приводятся классификациярисков согласно новой редакции оговорки ИЛС 280 от 01.11.95 г.
Риски, не зависящие от волисудовладельца:
·различные навигационные опасности;
·взрыв, пожар;
·пиратство;
·преднамеренный выброс имущества за борт;
·землетрясения, извержения вулкана или удар молнии;
· и т.д.
Риски, которые мог бы предотвратить судовладелец:
·взрыв котлов, поломка валов, скрытые дефекты оборудования или корпуса;
·небрежность офицеров или команды;
·мошенничество со стороны офицеров или команды;
·столкновения с летательными аппаратами, наземным транспортом, доками.
Если судовладелец докажет, что убыток возник вследствиеодной из причин, перечисленных в первом пункте, дальнейшего расследования почтине требуется. Если страховой случай произошел по одной из причин, перечисленныхв пункте втором, убытки судовладельца будут возмещены только если будетдоказано, что не имел место “недостаток должной заботливости”, т.е.небрежность, недосмотр со стороны судовладельца, менеджера. />/>Прочие важные условия договора.
Как и во многих других видах страхования, в договормогут быть включены дополнительные оговорки, ограничивающие или расширяющие егосферу деятельности.
Основное условие — наличие и сохранение действующего класса соответствующегоклассификационного общества. Договор не будет заключен, если судно не обладаетдостаточным классом. Общества, одобренные страховщиками в Англии перечисленны вКлассификационной оговорке 354. Это Ллойд Английский и Германский, Бюро веритаси Норвежский веритас, а также американское, итальянское, польское, российское,южно-корейское и японское классификационные общества. Существует, но неофициально,список обществ второго десятка, также приемлемых, но с некоторыми оговорками.Если судно имеет класс общества, не входящего ни в одну из указанных групп,застраховать его не легко.
Второе, не менее существенное условие — действие договора страхования в рамкахопределенного географического региона. Выхода за пределы оговорки могутстраховаться только при условии уплаты дополнительной страховой премии, иногдавесьма существенной, хотя могут быть согласованы и другие варианты.
Не следует забывать и о стандартных исключениях, скоторым относится, прежде всего исключение последствий войны, забастовок ипротивоправных действий третьих лиц, а также последствий радиационногозаражения./>/>Ставки страховой премии и франшизы.
Ставка страховой премии при страховании каско судовчаще всего выражаетсяв процентах от страховой суммы по договору. Однакосогласно методике расчета ставка страховой премии зависит не столько отстраховой суммы, сколько от размеров и возраста судна. Искусственное занижениестраховой суммы не приводит к существенному уменьшению страховой премии.
Размер ставки страховой премии обычно обратнопропорционален размеру франшизы — невозмещенной части убытка. Уровни франшизы вразных странах различные и зависят от стоимости и типа судна. Если нароссийском рынке такие низкие франшизы, как 5 тыс. Дол. США не редкость, наанглийском рынке наблюдался в 1992-1994 гг. их стремительный рост,. Приведший ктому, что средний размер франшизы достигал 50 тыс. дол. США./>/>Включение в договор страхования дополнительных и специализированныхрисков.
Наиболее распространено включение в договор военныхи забастовочных рисков. Этот вид страхования относительно недорог, ноавтоматически действует только за пределами зон повышенной опасности. Призаходе судов в опасные зоны, список которых постоянно пересматривается,уплачивается специальная страховая премия. Возможно страхование судов от рискапотери фрахта, по которому возмещаются доходы судовладельца, не полученные врезультате банкротств или неплатежеспособности контрагентов судовладельца, поэтому виду страхования возмещению не подлежат. Страхование достаточно дорого иимеет свои ограничения, в частности не страхуются первая и две последних неделиремонта (временная франшиза).
Широко распространено страхование судов наслучай повышенных расходов. Оно проводится с целью уменьшенияобщей стоимости страхования: 80 % стоимости судна стархуется на полныхусловиях, а 20% — на условиях, практически предоставляющих страховое покрытиетолько в случае полной гибели и, конечно, по более низким ставкам.
Если судно заложено в банке, обычно проводитсястрахование интересов кредитора. По этому дополнительному виду страхования вдоговоре оговаривается весьма экзотический риск, связанный с тем, что владелецзаложенного судна может вовремя не заплатить страховую премию или иным образомнарушит условия договора страхования каско судов, в результате страховщикоткажет в возмещении его убытков, а материально пострадает кредитор. Страхованиеинтересов кредитора снимет этот риск.
Целый набор специальных условий страхованияпредусматривает возможность страхования судна на рейс, на периодремонта или строительства (страхование строительных рисков, чаще всегоприменимое не к одному судну, а ко всей верфи), а также упомянутого вышестрахования рыболовецких судов, портовых рисков, яхт.
Оговорка ИЛС 285, которую используют при страхованиина рейс, предусматривает тот же объем страхового покрытия, что и оговорка ИЛС280, хотя и имеет свою специфику, связанную с краткосрочным характером риска.Особое внимание уделяется определению момента начала страховой защиты, а такжесоблюдению согласованного маршрута и “ледовой оговорки”. В противном случаестрахователь обязан немедленно  информировать страховщика обо всех изменениях.
Поскольку страховое покрытие при страховании каскосудов может предоставляться в отношении не только корпуса, но имашинногооборудования судна, ИЛС предусматривает соответствующую оговорку ИЛС298, согласно которой помимо обычной франшизы по каско полису устанавливается идополнительная франшиза при повреждении машинного оборудования, вала или другихмеханизмов судна.
Условия страхования каско судовво времянавигации судов или маневрирования в акваториях портоврегулируются специальными оговорками ИЛС.
При страховании каско рыболовецких судов страховщикируководствуются условиями оговорки ИЛС 346. Особенностью данных условийявляется возможность получения страхового возмещения (кроме стандартныхрисков):
·по рискам при столкновении в размере 4/4 ответственности;
·по “P&I” рискам, традиционно страхуемым в клубах взаимногострахования
Страхование судов в постройке осуществляется в соответствии с условиями  с условиямиоговорки ИЛС 351.
Кроме стандартных исключений, предусмотренныхоговоркой ИЛС 280: военные и забастовочные риски, преднамеренные противоправныедействия третьих лиц и ущерб, нанесенный вследствие применения ядерного оружияи/или воздействия радиации или радиоактивного заражения и т.п. — страховщиккаско, как правило, не возмещают убытки, возникшие в результате:
·умысла или грубой небрежности со стороны страхователя;
·известной страхователю или его представителямнемореходности судна до его выхода в рейс;
·износа, коррозии судна;
·эксплуатации судна в районах или условиях,непредусмотренных его ледовым классом;
·потери фрахта, если не оговорено иное;
· и некоторые другие.
Несмотря на то, что военные рискиотносятся к группе стандартных исключений, страхователь, как уже говорилось,может по согласованию со страховщиком застраховать за дополнительную премиюсвое судно от гибели или повреждений вследствие военных действий.
Условия страхования военных рисков отражены в сборникеоговорок ИЛС: в оговорке ИЛС 281, объединяющей военные и забастовочные риски, иоговорке ИЛС 300, исключающие по сравнению с оговоркой ИЛС 281 рискиконфискации и/или экспроприации.
В частности, согласно оговорке ИЛС 281 интересыстрахователя могут быть застрахованы от следующих рисков:
·война, гражданская война, революция, восстание, мятеж и т.д.
·попытка или конкретные действия в форме захвата, ареста, незаконногоудержания имущества;
·бесхозные мины, торпеды, бомбы или другое бесхозное военное оружие;
·терроризм;
·конфискация или экспроприация/>/>Практика страхования.
Основополагающие требования для российскихстраховщиков каско судов содержаться в Кодексе торгового мореплавания СССР, вчастности, в главе 12 “Договор морского страхования”. Хотя страховщики, какправило, руководствуются и главами 10 “Договор фрахтования на время”, 11 — “Договор морской буксировки”, 13 — “Общая авария” и др.
Исходя из сложившейся практики российского страховогорынка договор страхования каско судов обычно заключается на одном из следующихусловий:
1.“сответственностью за гибель и повреждения” — перечень условий приблизительносоответствует условиям оговорки ИЛС 280. По договору страхования, заключенномуна этих условиях, возмещению подлежат:
·убытки от повреждения или фактической либоконструктивной полной гибели судна вследствие огня, молнии, бури, вихря идругих стихийных бедствий, крушения, посадки судна на мель, столкновения судовмежду собой или всякими неподвижными предметами (включая лед), если судноопрокинется, а так же в результате несчастных случаев при погрузке, укладке ивыгрузке груза или при приемке топлива, взрыва на борту судна, взрыва котлов,поломки валов, скрытого дефекта корпуса, машин или котлов, небрежности илиошибки капитана, механика или других членов команды или лоцмана;
·убытки от повреждения судна вследствие мер, принятыхдля спасания или тушения пожара;
·убытки о пропаже судна без вести;
·убытки, взносы и расходы по общей аварии;
·убытки, которые страхователь обязан возместитьвладельцу другого судна вследствие столкновения судов;
·все необходимые и целесообразно проведенные расходы поспасанию судна, уменьшению убытков;
2.“сответственностью за повреждения” — этим условиям нет аналогов в международнойпрактике страхования каско судов. По договору страхования, заключенному на этихусловиях, возмещаются:
·расходы по устранению повреждений судна, егомеханизмов, машин или оборудования, происшедших по любым причинам, кромеоговоренных в стандартных исключениях;
·убытки, расходы и взносы по общей аварии по долесудна;
·необходимые и целесообразно произведенные расходы попредотвращению,  уменьшению и установлению размера убытков, если они возмещаютсяпо условиям страхования.
3.“сответственностью только за полную гибель судна, включая расходы по спасанию” — страхование на этих условиях идентично страхованию в соответствии с оговоркойИЛС 289.  По этим условиям подлежат возмещению убытки от фактической иликонструктивной полной гибели, убытки от пропажи судна без вести и всенеобходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию судна,предотвращению,  уменьшению и установлению размера убытков.
4.“сответственностью только за полную гибель” — нет международных аналогов.
Эти условия являются наиболее ограниченными из всехвышеперечисленных по объему ответственности страховщика. По договорустрахования, заключенному на этих условиях (с ответственностью за гибель иповреждения, с ответственностью за повреждения и т.д.), не возмещаются убытки произошедшиевследствие:
1.Умысла илигрубой небрежности страхователя;
2.немореходностисудна;
3.ветхости илиизноса, его частей и принадлежностей;
4.форсированияльда (за исключением форсирования льда ледоколами);
5.погрузки сведома страхователя, но без ведома страховщика веществ и предметов веществ ипредметов взрывоопасных или самовозгорающихся;
6.всякого родавоенных действий или военных мероприятий и их последствий;
7.потери фрахта,простоя.
Не возмещаются также всякие другие косвенные убыткистрахователя, кроме тех случаев, когда по условиям страхования такие убыткиподлежат возмещению в порядке общей аварии.
Рассмотренные условия страхования судов, применяемыероссийскими страховщиками, являются базисными, и по соглашению сторон отдельныепункты условий могут быть изменены или дополнены. В частности, в договорстрахования может быть включена ответственность за военный риск и потерюфрахта./>/>Списоклитературы:
1. Страхование от А доЯ. — М., 1996г.
2. Шахов В.В.Страхование. — М., 1997г.
3. Шахов В.В. Введениев страхование: экономический аспект. — М., 1992г.