Отчет производственной практике в ресторане Вихра

Введение
В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.

Предприятие — это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера, предоставляет услуги. Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).

Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива владельцев средств производства. На основе общей миссии предприятия формируются и устанавливаются общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой и должны отвечать следующим требованиям: быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми.

Развитие конкуренции, необходимость широкого внедрения современного оборудования и прогрессивных технологий обусловили потребность в новых подходах к организации технологических процессов на предприятиях общественного питания, в широком развитии частной инициативы и предпринимательства. Усов В.В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания. — М.: ПрофОблИздат, 2002.

Таким образом, главной целью практики является расширение и углубление знаний, полученных в процессе обучения, подготовка к изучению специальных дисциплин, приобретение умений и навыков по организации и совершенствованию торгово-производственных процессов на конкретном объекте общественного питания.

Объектом практики является ресторан «Вихра» Мстиславского Райпо.

Задачи практики:

— изучение компоновочных и планировочных решений объектов ОП, технологических участков, рабочих мест;

— ознакомление с системой технического и нормативного документального обеспечения процесса производства, продукции общественного питания;

— ознакомление с системой организации снабжения, с ассортиментом продукции собственного производства;

— ознакомление с организацией производственных процессов и технологией изготовления полуфабрикатов, готовых блюд, кулинарных и кондитерских изделий;

— ознакомление с разновидностями технологического оборудования для

осуществления производственных процессов;

— изучение организации обслуживания посетителей;

— изучение системы управления качеством продукции;

— ознакомление с мероприятиями по охране труда и производственной санитарии.

Поставленные задачи логически предопределили структура отчета, который состоит из 77777777777777777777777777777777777777777777

При написании отчета были использованы данные собранные на предприятии, а также материалы отечественных и зарубежных авторов по вопросам организации общественного питания.

1 Ознакомление с базой практики
Ресторан «Вихра» — филиал Мстиславского Райпо. Ресторан — объект общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, алкогольных, табачных и кондитерских изделий, покупных товаров, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией досуга.

Форма собственности — кооперативное предприятие.

Ресторан «Вихра» был основан в 1987 году, размещается по адресу:213470, г. Мстиславль, ул. Пролетарская, 57. Телефон: 2-00-01-рук.

До января 2006 года ресторан «Вихра» выпускал полуфабрикаты, обеденную продукцию и кулинарные изделия ( их них жареные пирожки, беляши, чебуреки, которые запрещены к употреблению закрытым учреждениям).

В 2008 году здание реконструировалось, ресторан приобрел вид современного объекта общественного питания. Был сделан евроремонт, косметический ремонт и заменено некоторое оборудование, в том числе, установлена новая конвекционная печь ПФС-9, в результате чего был налажен выпуск широкого ассортимента кулинарных изделий из муки (пицца, пирожки с различными начинками, расстегаи, кулебяки и другие), увеличился рынок сбыта производимой собственной продукции, в том числе за счет отпуска продукции закрытым учреждения (школам, больнице и другим). Фото ресторана представлены в приложении А.

С ноября 2005 года организована платная услуга для населения по музыкальному оформлению зала за счет приобретения музыкальной аппаратуры на сумму 11 млн.руб.
2 Характеристика услуги объекта общественного питания
2.1 Общая характеристика

Ресторан «Вихра» Мстиславского Райпо является рестораном общего типа (классический) 2-ой наценочной категории. Форма собственности — кооперативное предприятие (независимое объединение людей, добровольно сотрудничающих с целью удовлетворения общих экономических, социальных и культурных потребностей и пожеланий посредством создания демократически управляемых предприятий по принципу совместного владения. Независимость в данном контексте означает, что кооператив является отдельным юридическим лицом, зарегистрированным объединением. В качестве такового кооператив может сотрудничать с другими организациями и таким образом находиться в процессе экономической взаимозависимости по отношению, например, к муниципальным властям. В то же время никакая другая организация не может управлять кооперативом или распоряжаться его ресурсами. Члены вступают и выходят из кооператива добровольно, никто не вправе принимать за них это решение. В демократически управляемом предприятии по принципу совместного

владения каждый имеет право голоса. Члены кооператива управляют его деятельностью и принимают решения на общих собраниях, а между ними — посредством избираемого правления).

Ресторан располагается в центре города Мстиславль на пересечении улиц Пролетарской и Ворошилова при гостинице (Приложение Б).
2.2 Показатели результата исполнения услуги питания
Ресторан «Вихра» относится к предприятиям общественного питания 2-ой наценочной категории, предназначенное для организации досуга населения специализирующееся на производстве и реализации кулинарных изделий: национальных блюд (щи из квашеной капусты), заказных блюд несложного приготовления (легкие салаты, первые, вторые блюда) в ограниченном ассортименте, а также горячих (кофе, чай) и холодных (соки, воды) напитков.

Данный ресторан оказывает услуги по организации свадеб, банкетов и т.д.

Мстиславское Райпо принимает заявки по предварительным заказам с праздничным оформлением блюд с доставкой на дом, в офисы, организации на различные виды кулинарной продукции, перечень которой представлен в приложении В

Ассортиментный перечень Мстиславского Райпо бар ресторана «Вихра» приведен в приложении Г.

Особенности в оформлении обеденного (Приложение Д) и вечернего меню (Приложение Е) не наблюдаются.

Изучив данные бракеражного журнала (Приложение Ж), можно сделать вывод о качестве продукции на данном объекте общественного питания: в большинстве случаев замечаний нет и блюда имеют высокую оценку, но бывают нарушения, связанные с формой нарезки продуктов.
2.3 Показатели информативности
Должен ли каждый объект общественного питания предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшей его организации?

В ресторане «Вихра» каждый посетитель может найти все необходимую информацию возле барной стойки на стенде, а именно лицензию (Приложение З), информацию о дополнительно предоставляемых услугах (Приложение В).

Ресторан работает с 7 утра до 24 часов, выходной понедельник.

Помещение, занимаемое рестораном, располагается на оживленной улице города, обустроен удобный подъезд для автотранспорта.

Снаружи ресторан имеет неоновую вывеску, что обеспечивает хороший обзор на расстоянии, а также служит хорошей рекламой. Кроме того имеется световое оформление фасада в виде больших желтых фонарей.

2.4 Показатели социального назначения

Возраст и социальный статус обслуживаемого контингента зависит от времени посещения ресторана, а именно в обед в основном приходят покушать рабочие и служащие близ находящихся организаций и предприятий, вечером – молодежь.

Затраты на обед одного человека в ресторане «Вихра» составляют от 10 до 15тыс.руб., вечером посетители платят за вход (3тыс.руб), при чем цены на блюда значительно выше и более широкий выбор продукции. Образцы счетов за вечер находятся в приложении И.

Предлагаемый ассортимент продукции в основном соответствует запросам посетителей, но есть пожелания разнообразить гарнир и десерты.

Изучив книгу отзывов и предложений невозможно сделать однозначный вывод о качестве обслуживания в ресторане «Вихра», т.к. отзовы в книги различны и противоположны (Приложение К).
2.5 Показатели культуры обслуживания
Культура обслуживания — один из основных критериев в оценке деятельности работников общественного питания. В ресторане клиенты полностью обслуживаются официантами и барменом, применяется отпуск комплексных обедов.

Помещения для потребителей включают: холл, гардероб, туалет, торговый зал, бар и банкетный зал. Количество посадочных мест – 120.

Зал ресторан выдержан в нежно — розовых тонах. Для придания оригинальности на стены были нанесены рисунки в виде наскальных изображений. Мебель — деревянная, изготовленная по специальному заказу, прекрасно вписывается в интерьер заведения и создает гармонию цветов и оттенков. Все столы рассчитаны на 6 человек. Скатерти выполнены из специального материала и подходят под интерьер ресторана. На окнах гардины бежево-персикового цвета.

Для создания приятной и непринужденной обстановки, предусмотрено музыкальное оформление — приятная классическая музыка, а также установлены телевизионные панели для просмотра телепередач.

Для поддержания оптимального микроклимата, обустроена система кондиционирования, и вентилирования торгового зала.

При отделке использовались композитные и экологически чистые материалы.

Производственные помещения (заготовочный, холодный, и т.д.), оснащены всем необходимым оборудованием (плиты, духовые шкафы, холодильное оборудованием т.д.) и инвентарем (ножи, доски, сковороды, и т.д.).

Так как многое оборудование электрическое, были проведены работы по заземлению и оборке проводки от прямого контакта с человеком, но легко доступным для устранения неисправностей.

Полы производственных помещений выложены плитами из не скользкого материала.

Также как и зал, производственные помещения оборудованы вентиляционными шахтами для вытяжки и притока воздуха, но несколько мощнее.

В банкетном зале пол покрыт ламинатором, также имеется кондиционер. Столы застелены золотистыми скатертями с белыми накидками (Приложение Л). Потолок разрисован в виде голубого неба с маленькими лампочками в виде звезд.

С точки зрения эстетики зал выглядит удобным и привлекательным.

В ресторане используется полуфарфоровая посуда, приборы из нержавеющей стали и стеклянные бокалы (рюмки, стаканы) без рисунка.

Все официанты и бармен одеты в белую блузку и черную юбку, каждый из них имеет пейджик с указанием должности, разряда, а также имени и фамилии. Персонал вежливый, хорошо знает свое дело. Сервировка столов в обед предполагает наличие на столах: приборов, бумажных салфеток (вечером приборы на стол не кладут).

Летом блюда оформляются зеленью.

Санитарно-гигиеническое состояние мест изготовления и реализации продукции и объекта в целом имеет некоторые замечания, а именно: торговый зал убирается один раз в день – утром, посуда остается жирной после мытья.
2.6 Показатели точности и своевременности исполнения
Обслуживание в ресторане складывается из следующих элементов: встреча и размещение посетителей, прием и оформление заказов, передача заказов на производство, получение и подача буфетной продукции, получение и подача заказных закусок, блюд, напитков, расчет с клиентами.

Меню официант предлагает в обложке в развернутом виде слева левой рукой. Подождав несколько минут, официант дает возможность ознакомиться с ассортиментом блюд, потом официант идет к столу и берет заказ, при необходимости официант может порекомендовать то или иное блюдо гостю с учетом его возраста, пожелания, времени года и т.д.

Заказ записывается в счет под копирку. Приняв заказ, официант идет на раздачу и передает его повару, сообщив пожелания гостей по приготовлению блюда.

Затем официант пробивает чеки на кассовом аппарате для получения буфетной продукции; непосредственно перед получением холодных горячих блюд пробивают чеки на них. Расчет, как правило, производится в конце обслуживания. Расчет с потребителями за заказанные блюда и напитки производят по счету.

Официант подсчитывает сумму, ставит подпись и подает заказчику первй экземпляр счета, положив его оборотной стороной кверху на меленький поднос или на пирожковую тарелку (Приложение И).

2.7 Показатели профессиональной подготовленности обслуживающего персонала
От подготовки к обслуживанию официанта и его профессиональности в процессе работы зависит настроение людей, пришедших в ресторан, и впечатление о предприятии.

Официант должен хорошо знать меню и характеристику блюд, состав продуктов, из которых готовится то или иное блюдо, гарнир и соус к блюду, напитки, уметь предложить правильное сочетание отдельных блюд и напитков. Также должен знать специфику работы предприятия ОП, форму и документацию расчета с потребителями, правильно организовывать свое рабочее место, соблюдать правила этикета.

В ресторане «Вихра» некоторые официанты не имеют специального образования, хотя работают в этом заведении более 3-х лет, в основном это девушки от 19 до 25 лет. Повышение квалификации проходит редко, в основно работают официанты 3-го разряда.

Все официанты аккуратны, опрятны, соблюдают личную гигиену. Однако имеются замечания в области ногтей и рук, это яркий лак, длинные ногти, кольца, перстни. Все работники ОП проходят медицинский осмотр в сроки, установленные органами здравоохранения. Также есть замечания по-поводу одежды (грязные рукава и плохо выглаженные блузы).
Таблица 1 – Соответствие ресторана «Вихра» — ресторану 2-ой наценочной категории

Требования к объекту

Ресторан 2-ой наценочной категории

Ресторан «Вихра»

1 Вывеска:

— обычная.

+

+

2 Состав помещений для потребителей:

— вестибюль (холл, авазал);

— гардероб;

— туалеты;

— наличие эстрады и танцевальной площадки;

— наличие банкетного зала.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3 Оформление залов и помещений для потребителей:

— с использованием декоративных элементов, создающих единство стиля.

+

+

4 Полы:

— мозаичные, покрыты линолеумом, из других материалов (плитка).

+

+

Продолжение таблицы 1 — Соответствие ресторана «Вихра» — ресторану 2-ой наценочной категории

Требования к объекту

Ресторан 2-ой наценочной категории

Ресторан «Вихра»

5 Обеспечение микроклимата:

— система кондиционирования воздуха с автоматическим поддержанием оптимальных параметров температуры и влажности;

— система вентиляции, обеспечивающая допустимые параметры температуры и влажности.
+

+

+

+

6 Мебель:

— стандартная, облегченных конструкций, соответствующая интерьеру помещений.

+

+

7 Столы:

— гигиеническое покрытие.

+

+

8 кресла (диваны, банкетки):

— полумягкие.

+

9 Столовое белье:

— скатерти белые или цветные;

— салфетки индивидуального пользования (полотняные).

+

+

10 металлическая посуда и приборы:

— из нержавеющей стали.

Номенклатура посуды, приборов:

— прибор столовый (нож, вилка, ложка);

— прибор закусочный (нож, вилка);

— ложка чайная, кофейная;

+

+

+

+

+

+

+

+

11 Столовая посуда:

— полуфарфоровая посуда, посуда из стеклокерамики.

Номенклатура:

— тарелка закусочная диаметром 20 см;

— тарелка столовая мелкая диаметром 24–32 см;

— тарелка столовая глубокая диаметром 19–24 см;

— тарелка десертная диаметром 17–21 см;

— тарелка пирожковая диаметром 15 см;

— чашка с блюдцем бульонная и/или для консоме;

— чашка с блюдцем чайная, кофейная;

— салатники.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

12 Стеклянная посуда:

— сортовая стеклянная посуда без рисунка.

Номенклатура:

— бокалы для шампанского;

— бокал, рюмка для вина (рейнвейная, лафитная, мадерная);

— рюмка (стопка) для ликеров, коньяка, водки,

горьких настоек;

— фужер для минеральной, фруктовой воды;

— стакан для прохладительных напитков;

— пивная кружка, бокал;

— цилиндр, стакан мерный;

— ваза для крема, варенья, фруктов, печенья, торта;

— графин для водки и вина;

— кувшин для воды и соков;

— креманка.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

13 Обслуживание осуществляется:

— официантами, барменами, метрдотелями (администраторами).

+

+

14 Квалификационные требования к персоналу объектов:

— наличие специального образования и квалификационных разрядов у поваров, кондитеров, официантов, барменов, буфетчиков.

+

+ (-)

15 Одежда и обувь:

— наличие форменной одежды.

+

16 Организация музыкального обслуживания:

— любые виды музыкального обслуживания с использованием музыкальных автоматов, звуко-, видеовоспроизводящей аппаратуры.

+

+

17 Организация обслуживания потребителей:

— упрощенная сервировка (бумажные салфетки, ваза с цветами).

+

+

18 Смена столового белья осуществляется:

— по мере загрязнения.

+

+

19 Услуги, предоставляемые безвозмездно:

— бронирование мест на определенное время;

— обслуживание свадебных, юбилейных торжеств и ритуальных обрядов.

+

+

+

+

20 Оформление меню:

— машинописным, компьютерным способом.

Обложка меню, папка для подачи счета:

— обложка с эмблемой или рисунком.

+

+

+

+

21 Ассортимент продукции:

— разнообразный ассортимент блюд, изделий и напитков, в том числе фирменных, новых.

22 Ассортиментный перечень продукции собственного производства:

— холодные блюда и закуски, в том числе бутерброды, молоко и/или кисломолочные продукты;

— горячие закуски;

— супы;

— горячие блюда;

— сладкие блюда, десерты;

— напитки (горячие, холодные);

— мучные кондитерские и булочные изделия;

Ассортиментный перечень товаров:

— алкогольные напитки;

— фруктовые и/или минеральные воды (напитки), соки, пиво;

— фрукты;

— кондитерские изделия (шоколад, конфеты, орешки и другие);

— табачные изделия;

— сопутствующие товары.

+

5-6

2

5-6

3-4

3-4

1-2

6-8

3-5

1-2

2-3

2-3

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Примечание. Знак “+” — выполняется, знак “-” — не выполняется.
На основании выше написанного и таблицы 1 можно дать заключение о соответствии ресторана «Вихра» присвоенному ему типу и наценочной категории. В основном ресторан соответствует своему типу и 2-ой наценочной категории, хотя по отдельным пунктам имеются несоответствия, особенно это касается отсутствия вестибюля и не вполне квалифицированного обслуживающего персонала.
2.8 Определение показателя качества обслуживания

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

8 января 2004 г. № 1(23.01.2004)

Об утверждении Инструкции о порядке отнесения торговых объектов общественного питания к соответствующим наценочным категориям по уровню обслуживания потребителей и Инструкции по классификации торговых объектов общественного питания

3 Организационно-экономическая характеристика объекта ОП
Таблица 2 – Информация о штате работников в ресторане «Вихра»

Должность

Коли-чество

Квалификация (разряд)

Должностные обязанности

Повар

4

2 – 4-ый

2 – 5-ый

Готовит и оформляет блюда в соответствии с заказами, установленной рецептурой, калькуляцией, технологией и стандартами. Следит, чтобы продовольственное сырье было свежим и пригодным для изготовления блюд и хранилось надлежащим образом. Принимает меры по жалобам и устраняет недостатки. Посещает занятия по повышению квалификации. Поддерживает чистоту, соблюдает требования санэпидемнадзора, правила личной гигиены, противопожарной

Бармен

1

5-ый

Принимает заказы от посетителей. Консультирует посетителей по вопросам заказа блюд и напитков. Обслуживает посетителей за барной стойкой готовыми к употреблению безалкогольными и алкогольными напитками и блюдами. Готовит безалкогольные и алкогольные коктейли. Производит денежные расчеты с посетителями. Оформляет витрины и барную стойку, содержит их в порядке. Эксплуатирует и обслуживает музыкальную аппаратуру. Составляет заявки на необходимое количество и ассортимент напитков, закусок и др. товаров, ведет учет посуды. Получает товары и продукты со склада или производства.

Официант

2

3-ий

Сервирует столы. Своевременно меняет скатерти и салфетки по мере их загрязнения. Принимает заказ от посетителей, помогает посетителям выбрать блюда и напитки, ориентирует их по времени приготовления заказанных блюд. Распределяет заказ по

месту его выполнения между барменом и поваром. Контролирует своевременность приготовления и товарный вид блюд перед подачей на стол. Подает заказанные блюда. Выводит окончательную сумму заказа, подает посетителю и производит с ним полный расчет за заказ. Поддерживает чистоту в зале. Оформляет зал и сервирует столы соответственно праздничным событиям. Проводит ежемесячный переучет посуды.

Младший официант- стажер

1

Мойщик посуды

1

Уборщик

1

Осуществляет уборку служебных помещений, коридоров, лестниц, санузлов, прилегающей территории. Удаляет пыль, подметает и моет вручную или с помощью машин и приспособлений стены, полы, потолки, оконные рамы и стекла, дверные блоки, мебель и ковровые изделия. Чистит и дезинфицирует унитазы, раковины и другое санитарно-техническое оборудование. Собирает мусор и относит его в установленное место. Следит за наличием моющих средств и приспособлений. Выполняет отдельные служебные поручения руководства.

Основными функциями ресторана является приготовление пищи, ее реализации, а также обслуживание посетителей.

Взаимосвязь этих функций проявляется в решении важнейшей задачи, стоящей перед общественным питанием – наиболее полном удовлетворении потребностей людей и продукции этой отрасли, повышении биологической ценности и вкусовых качеств продукции, расширение ассортимента.

Здесь обработку продуктов начинают с приема и хранения сырья и заканчивают реализацией продукции. Для рациональной организации труда

выбраны наиболее экономичные схемы движения сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, пустой тары, чистой и использованной посуды, отходов, посетителей. Сырье и покупные товары поступают на предприятие через загрузочную и распределяются по кладовым и охлажденным камерам, которые находятся в непосредственной близости от загрузочной. Загрузочная оборудована напольными весами и грузовой тележкой.

Из складских помещений сырье поступает в заготовочные цеха (овощной, мясо-рыбный), в которой производят первичную и механическую обработку мяса, рыбы, птицы, овощей и выработку полуфабрикатов, снабжая ими доготовочные цеха.

Подготовленные полуфабрикаты транспортируют в горячий или холодный цеха, используя передвижные стеллажи с противнями или лотками.

В доготовочных цехах происходит приготовление блюд и кулинарных изделий, а также подготовка полуфабрикатов высокой степени готовности. Готовые блюда поступают на раздачу. На предприятии готовая продукция реализуется через официантов.

Пустая тара поступает из торгового зала и бара в моечную столовой посуды. Чистая посуда после моечной храниться в сервизной, оттуда официанты подают ее на раздачу поварам. Использованная посуда из торгового зала перемещается в моечную столовой посуды. Отходы поступают из всех цехов и моечных отделений в мусорные ведра и по мере их накопления выносятся на улицу в мусорные контейнера. Поток посетителей движется от входа к вестибюлю, затем в торговый зал. Также есть еще один вход с фасадной стороны. В ресторане есть отдельный вход в банкетный зал.

Санитарно-гигиенические условия

Складские помещения содержатся в чистоте. Температура, влажность воздуха и кратность его обмена соответствуют режимам хранения и СниП. Естественное освещение присутствует только в кладовой мучных изделий и кладовой моечной тары. В остальных складских помещениях поддерживается искусственное освещения. На 1м2 площади помещения приходиться 20 Вт. Вентиляция в складских помещениях предусмотрена как естественная, расположена на крыше здания.

Для охлаждаемых камер хранения овощей, фруктов и пищевых отходов – отдельная вентиляция. Охлаждаемые камеры размещены на большом расстоянии от горячего и кондитерского цеха. Стены в складских помещениях защищены от проникновения грызунов и покрашены масленой краской на высоту 1.8м, а стены охлаждаемых камер облицованы кафельной плиткой, для систематической влажной уборки. Полы обеспечивают безопасное и удобное передвижение грузов, людей и транспортных средств. Они прочные, влагонепроницаемые, без пустот и выбоин. Ширина коридоров равна 1.8м, ширина дверей в охлаждаемых камерах – 0.9м, в других помещения складской группы – 1.2м.

Для хранения сухих продуктов складские помещения оборудованы ларями, стеллажами, полками и подтоварниками. Эти кладовые предназначены для хранения продуктов с небольшой влажностью – муки, крупы, сахара и т.д.

В охлаждаемых камерах мясо хранят подвесным способом на луженых крюках, без соприкосновения туш друг с другом и со стенами. Молочно-жировые продукты хранят в таре. Рыбу свежемороженую — в ящиках, уложенных на стеллажах, а крупную рыбу – на полках.

Хлеб хранят в холодном цехе, в хорошо вентилируемом шкафу, который после отпуска партий обязательно промывают.

Кладовая для хранения овощей и картофеля оборудована подтоварником, а также передвижным стеллажом.

Систематически проводятся санитарные дни, плановые проверки товаров с учетом сроков их хранения, борьба с вредителями. При отпуске товаров применяют различные приспособления и инструменты: совки, струны для рубки масла, лопаты деревянные для картофеля и овощей, щипцы кондитерские, вилки для сельди, лопаточки для творога, топленого масла, жира, икры, повидла и т.д.

Способы хранения и укладки сырья и продуктов:

— стеллажный – продукция хранится на полках, стеллажах, в шкафах (макаронные изделия, специи, приправы, печенье, конфеты, овощные консервы);

— ящичный – продукция хранится в ящиках (плоды, овощи, яйца);

— штабельный – продукция хранится на подтоварниках (мука, крупа, бобовые, сахар, соль, сухофрукты, повидло);

— наливной – используется для хранения жидких и полужидких продуктов, поступающих в бочках, бидонах, бутылках (растительное масло и др.).
Организация рабочих мест в мясо-рыбном цехе

В мясо-рыбном цехе предусматривается организация отдельных участков для обработки мяса, птицы и рыбы. В соответствии с технологическим процессом в цехе организованы следующие рабочие места:

1. Для оттаивания, промывания мяса, разруба туш и обвалка мяса, приготовления порционных и мелкокусковых полуфабрикатов.

На рабочем месте установлен производственный стол (для размораживания) со встроенной моечной ванной (для обмывания). После обсушивания мясо поступает на разрубочный стул, а затем на производственный стол, где производится обвалка, зачистка мяса и выделение крупнокусковых полуфабрикатов, для приготовления порционных и мелкокусковых полуфабрикатов, на столе находится разделочная доска, с левой стороны от нее лоток с сырьем, а справа с полуфабрикатами. За доской размещен металлический ящик со специями и настольные циферблатные весы ВНЦ-2, холодильный шкаф.

Для приготовления рубленых полуфабрикатов из мяса.

На рабочем месте по приготовлению рубленых полуфабрикатов установлен производственный стол с лотками для котлетной массы и панировкой, функциональные емкости для замачивания хлеба и мясорубка. Рядом с производственным столом находится стеллаж с лотками для транспортировки подготовленных полуфабрикатов в горячий цех.

Для размораживания и потрошения рыбы, приготовления порционных полуфабрикатов.

На рабочем месте размещен производственный стол со встроенной моечной ванной для дефростации, вымачивания соленой рыбы и очистки и потрошения рыбы, производственный стол с весами ВНЦ-2, разделочными досками, ящиками со специями и ножи поварской тройки для приготовления порционных полуфабрикатов.

Учитывая специфический запах рыбных продуктов, организованы раздельные потоки обработки мяса и рыбы. Кроме раздельного оборудования выделяются отдельно инструмент, тара, разделочные доски, маркированные для обработки рыбы и мяса.