/>СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТОВАРНОЙ БИРЖИ
1.1 Ярмарки, ярмарочная торговля
1.2 Определение товарной биржи
1.3 Разновидности бирж: открытая, закрытая
1.4 Законодательные аспекты существования биржи
2 РОЛЬ ТОВАРНОЙ БИРЖИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Товарная биржа — классический институт рыночной экономики
2.2. Характеристики биржевого товара
2.3 Механизм биржевой фьючерской торговли
3 ОПЕРАЦИИ НА ТОВАРНОЙ БИРЖЕ
3.1 Биржевые сделки на реальный товар
3.2 Форвардный контракт
3.3 Ситуация контанго
3.4 Ситуация бэквардейшн
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
/>/>ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы освещенной в курсовой работе состоитв том, что Украина постепенно входит в рыночную экономику, которую не возможнопредставить без рынков товаров, то есть, товарных бирж, и существуетопределенная необходимость в перенятии опыта развитых стран.
Уже несколько вековтоварные биржи являются одним из центров рыночной экономики. За это время былнакоплен огромный опыт, который может быть полезен для нашей страны именносейчас, когда происходит кардинальное изменение роли товарных бирж вотечественной экономике.
Товарные биржи,прошедшие многовековой путь от локальных рынков наличного товара довысоколиквидных международных рынков срочных контрактов, представляют собойяркий пример саморазвивающегося рыночного института, ставшего неотъемлемойчастью производственно-финансовых операций большого числа компаний иорганизаций. Сохраняя свои оригинальные черты — открытость проведения торговыхсессий, конкурентный способ заключения сделок, биржи совершенствуются как стехнической точки зрения (пример — электронные системы биржевой торговли), таки за счет расширения видов совершаемых операций и торгуемых контрактов.
В первой части курсовойработы раскрывают историю создания товарных бирж и их роль в современноймировой экономике, иллюстрируемые примерами из практики ведущих международныхбирж США и Европы, являющихся общепризнанными центрами биржевой торговли.
Во второй части курсовойработы показана роль товарной биржи в современной экономике, произведенахарактеристика биржевого товара и место в оптовой торговле.
В третьей части описаныоперации задействованные на товарных биржах. Сделки с реальным товаром набирже.
/>/>1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯТОВАРНОЙ БИРЖИ/>/> 1.1 Ярмарки, ярмарочная торговля
Современные товарныебиржи — результат длительной эволюции различных форм оптовой торговли иодновременно один из видов организованного товарного рынка.
Историческипервоначальной формой оптовой торговли можно считать караванную торговлю. Ееотличали эпизодичность, нерегулярность проведения, отсутствие определенногоместа торговли и правил осуществления.
На смену ей пришлаярмарочная торговля. В Средние века стали возникать как небольшие, так идовольно крупные ярмарки, время и место проведения которых было точнообозначено и о проведении которых участники предварительно оповещались. Самозначение слова «ярмарка», в переводе с немецкого обозначающее«ежегодный рынок», свидетельствует о регулярности и организованностиэтой формы торговли. На ярмарках в Европе в XII-XII1вв. проводились сделки с наличным товаром как с немедленной оплатой, так и сотсрочкой платежа. На некоторых ярмарках были разработаны стандартныетребования к качеству различной продукции, а затем и введена практика торговлипо образцам, а не только конкретными наличными партиями.
Ярмарочная торговля тоговремени велась по строгим разработанным внутренним правилам. Например,английские кодексы поведения купцов регулировали порядок взаимоотношении междуконтрагентами сделок, устанавливали стандартные формы для товарных контрактов,векселей, складских квитанций и других документов. Нарушивший кодекс и неисполнивший своих обязанностей купец мог быть исключен из торгового сообщества.
На ярмарках существовалсвой способ решения спорных вопросов и конфликтных ситуаций — ярмарочный суд. Вто время его называли «суд людей с пыльными ступнями», так как егоучастники — купцы — долгие дни и месяцы находились в дороге. Ярмарочный суд былпрообразом современного арбитража.
И все же на определенномэтапе ярмарочный способ организации торговли перестал устраивать егоучастников. К XVI в. бурное развитие торговли в связи с открытием Америки иукреплением капитализма в Европе привело к появлению постоянных, а непериодических мест торговли, возникли специализированные торговые центры, всвоем роде оптовые магазины, иными словами — появились биржи./>/> 1.2 Определение товарной биржи
Существует нескольковерсий происхождения термина «биржа». Согласно одной из них вбельгийском городе Брюгге, который находился на пересечении многих европейскихторговых путей и поэтому именовался «маклером христианских народов»,была особая площадь, на которой собиралось для торгов купечество. Площадьносила название «де бурсе» (de burse) по именикрупной маклерской конторы господина Ван де Бурсе, владевшего здесь большимдомом. Герб фирмы с изображением трех кожаных кошельков (мешков), которые наместном наречии именовались «the biierse», былвывешен на здании. Владелец конторы предоставил свой дом для сбора купцов и,возможно, дал название этой форме торговли.
Вообще характерно, чтопервые биржи часто располагались в гостиницах или чайных, а затем постепеннозаняли постоянное место в специальном здании.
Рассматривая развитиеоптовой торговли, можно заметить не просто смену мест организации торговли иправил их проведения, а существенные изменения в самом способе веденияторгового процесса. Любая самая простая торговая операция—это соединение спросаи предложения на определенный товар, а метод, осуществляющий это соединение,свидетельствует о степени развитости рыночных отношений.
В караванной торговле мыможем наблюдать простейшую форму рынка — базар. Торговый процесс организовансамым элементарным образом: сидящие продавцы ждут покупателей. При такомспособе спрос (покупатель) ищет предложение, а если вспомнить об эпизодичностии неорганизованности караванной торговли, то этот поиск может идти довольнодолго.
Ярмарочный тип торговлиотличается наличием торговых рядов, часто специализированных на определенныхтоварах. Здесь предложение призвано улавливать спрос, а специализацияпродавцов—способствовать ускорению поиска. Но при этом стороны имеютопределенные роли, которые не изменяются. Как только объемы операциймногократно возрастают, ярмарка начинает перерастать в биржу.
Биржу отличают:
• моментальность встречиспроса и предложения;
• сменяемость ролей;
• резкое ускорениепроцесса заключения сделки.
Как отмечалось, биржаявляется также одним из видов организованного рынка.
Организованным товарнымрынком называется место, где собираются покупатели и продавцы для осуществленияторговых операций по определенным, установленным правилам. Всем видам такихрынков присущ ряд общих черт:
• строго определенныеправила проведения торгов;
• открытость восуществлении торговых операций;
• наличие оборудованныхторговых площадей, складских и офисных помещений;
• система связи иинформации.
Элементы организованногорынка можно было наблюдать еще в древности. Так, в Древнем Риме в определенноевремя проводились собрания торговцев. Проходили они в определенныхместах—продажных рынках, которые были центрами распределения товаров,поступавших со всех концов Римской империи. Преобладали на них бартерныеоперации, но заключались и сделки с денежной оплатой. Иногда заключались идоговоры с отсроченным во времени окончательным расчетом. Эту практику можносейчас наблюдать и на современных биржах.
Итак, биржа возникла вЕвропе в период первоначального накопления капитала. И если не считатьобъединения денежно-меняльных контор, то первыми биржами были товарные. Понекоторым данным, первые биржи появились в Италии (Венеция, Флоренция), и ихпоявление было связано с возникновением там крупных мануфактур и ростоммеждународной торговли. К числу первых бирж относят возникшую в 1531 г. биржу вАнтверпене. Современники называли эту биржу «бесконечной ярмаркой».Биржу в Антверпене можно считать и первой международной, так как в торгах наней участвовали купцы и товары из многих стран Европы. Эта биржа имеласобственное помещение, над входом в которое была установлена надпись на латыни«для торговых людей всех народов и языков».
В 1549 г. возникаютбиржи в Лионе и Тулузе (Франция), а затем — биржа в Лондоне (1556 г.). В Япониибиржа по торговле рисом появилась в 1790 г., а в США первая биржа возникла в1848 г. в Чикаго.
В истории бирж большоезначение имела Амстердамская товарная биржа, возникшая в 1608 г. НаАмстердамской бирже впервые была введена торговля по образцам и пробам товаров,а в дальнейшем были установлены средние качественные нормы для товаров, чтопозволило вести торговлю без представления самой продукции на биржу.
Биржи первоначальногопериода были биржами реального товара, обслуживавшими потребности торговли. ВXIX в. таких бирж стало много во всех крупных странах Европы, а также СевернойАмерике и Японии./>/>1.3 Разновидности бирж:открытая, закрытая/>/> Законодательные аспектысуществования биржи.
Различный подход вразных странах к вопросу об участниках биржевого торга дал в процессе развитиябирж две ее разновидности:
· открытую
· закрытую биржу.
На открытой биржеторговля велась непосредственно самими участниками хозяйственных отношений,т.е. продавцами и покупателями реальных товаров, каждый из которых имел доступна торги. Однако по мере увеличения объема операций появилась необходимость впривлечении специализированных участников-посредников, что позволяло самимпродавцам и покупателям не тратить времени на осуществление операций. Часто этипосредники выделялись из числа наиболее удачно действующих участников либопоявлялись извне.
В переходный период вомногих случаях существовала открытая биржа смешанного типа, на которойдействовали как сами продавцы и покупатели, так и посредники. Одна из групппосредников специализировалась на операциях для клиентов, а другая вела сделкиот своего имени и за свой счет.
На закрытой бирже торговлявелась только специализированными участниками, всем другим лицам доступ в залдля торговли был запрещен. Появление биржи закрытого типа привело ксущественным изменениям в организации биржевых операций, так как потребовалосьсоздать систему сбора и обработки заказов на осуществление операций отклиентов. В итоге крупнейшие биржи стали создавать свои периферийные службы запределами главного здания биржи, что приблизило торговлю к клиентам.
Существование биржоткрытого и закрытого типов было связано не только с определенными этапами вразвитии самих бирж, но и во многом определялось ролью государства в этомпроцессе. Так, в Англии и Америке государство никак не вмешивалось вдеятельность бирж, они носили характер корпорации либо частного учреждения иявлялись закрытыми организациями. В то же время в Германии государство самоучреждало их и всесторонне регулировало их деятельность. Эти биржи именовалисьпубличными и носили открытый характер.
Интересное исследованиеистории бирж провел русский ученый А.Филиппов, который изучал товарные биржиначала XX в. Он выделил четыре основных типа бирж в зависимости от сочетаниядвух факторов:
• степени вмешательствагосударства в сферу биржевого оборота;
• формы организации биржкак открытых или закрытых рынков.
Как отмечал А.Филиппов,биржи первого типа—это доступное для всех собрание. Такие биржи либо вообще неимели каких-то законодательных норм, регулирующих их деятельность, либо эторегулирование было весьма ограниченным. Правительство брало на себя функциютолько общего надзора за порядком на биржах. Любой желающий мог статьучастником биржевого торга, а биржевое помещение предоставлялось либоправительством, либо какой-то компанией. Биржи такого типа существовали вГолландии, Бельгии и Франции.
Второй тип бирж—это всестороннерегламентируемое государством собрание. Биржевая торговля регулируетсязаконодательством и находится под строгим контролем администрации. Посетители иучастники биржи не организованы в корпорации, сама биржа представляет собойоткрытое собрание, а члены биржевого комитета назначаются не биржей, асоответствующей государственной инстанцией. К такому типу относилосьбольшинство германских бирж, за исключением бирж в городах Ганзейского союза.
Третий тип бирж—биржазакрытого типа, но всесторонне регламентируемая государством. В этом случаеучастники биржевой торговли объединены в корпорацию, и биржевой комитетизбирается из их числа. Этот комитет строго подчиняется правительственномуоргану. Как и во втором случае, деятельность бирж регламентируется законом инаходится под административным контролем. Во многих случаях помимо членовбиржевых корпораций на торг допускаются посторонние лица, но, как правило, поособому разрешению и с ограниченными правами. Такой тип бирж встречался вАвстро-Венгрии и России.
И наконец, четвертый типбиржи—это свободная корпорация или частное учреждение. В этом случае биржасоздается без вмешательства государства и представляет собой частную компанию,которая отождествляется с биржей (так происходило в США и в некоторых случаях вВеликобритании), либо эта компания одной из своих целей ставит содержание изаведование биржей (Великобритания). Специального биржевого законодательства вэтом случае может не быть, либо оно очень ограничено. Руководство биржейосуществляет биржевой комитет, который наделен широкими полномочиями иизбирается общим собранием членов биржи. Такой тип биржи является, естественно,закрытым.
Развитие бирж и биржевойторговли отразилось и на объектах торговли, т.е. биржевых товарах. Уже на томэтапе, когда была введена торговля по образцам; к товарам, продаваемым набирже, стали предъявляться такие требования, как массовость, однородность,делимость. Со временем добавляется и такой необходимый признак, как возможностьустановления фиксированного качества (стандарта). Очевидно, что эти признаки присущи,прежде всего, сельскохозяйственной продукции и сырьевым товарам, которые ипредставляют собой основную массу товаров, обращающихся на товарной бирже.
До середины XIX в.товарные биржи были биржами реального товара, главная функция которых — каналкрупной оптовой торговли. В своей высшей форме биржа реального товара приобреласледующие черты:
• торговляосуществляется на основе описания качества и в отсутствие самого товара;
• продаваемые партиитовара стандартизованы, однородны и взаимозаменимы;
• проводимые на биржеоперации могут иметь как производственно-потребительскую, так и спекулятивнуюнаправленность;
• торговля ведется построго определенным самой биржей правилам при активном взаимодействии какпродавцов, так и покупателей.
Во второй половине XIXв. стали возникать новые виды бирж — фьючерсные биржи, или биржи срочныхконтрактов. Такие биржи выполняли несколько другие функции. В этот период упалозначение бирж реального товара в связи с развитием прямой торговли имонополизацией производства, но зато резко увеличилось ее новое значение какцентра ценообразования и страхования рисков.
/>/>2 РОЛЬ ТОВАРНОЙ БИРЖИ ВСОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ/>/> 2.1 Товарная биржа — классическийинститут рыночной экономики
Товарная биржа — этоклассический институт рыночной экономики, формирующий оптовый рынок товаровпутем организации и регулирования биржевой торговли. Основным содержаниедеятельности товарной биржи является создание наиболее благоприятных условийдля заключения товарных сделок. Главной функцией товарной биржи считаютсяорганизация постоянно действующего товарного рынка и оказание посреднических идругих услуг участникам биржевых торгов. Биржа как организация правомюридического лица не выступает в сделках купли-продажи стороной, т.е. неосуществляет торгово-посредническую деятельность. Нормальное функционирование товарнойбиржи возможно при наличии рыночной среды, самостоятельности предприятий,достаточно насыщенного рынка биржевых товаров, неограниченного числа продавцов,покупателей и посредников, конкуренции, стабильности денежной системы, развитойинфраструктуры.
Товарная биржа сэкономической точки зрения представляет собой организованный товарный рынок,механизм деятельности которого во многом определяется условиями формирования ифункционирования товарного рынка. Вместе с тем современный рыночный механизмможет действовать в качестве эффективного регулятора общественного производстватолько. в том случае, если он формируется в единстве рынков потребительскихтоваров и услуг, сырья и средств производства, рабочей силы, земли, капитала иинформации.
В системе общественного воспроизводства рынок выступаеткак сфера товарного обмена. Его формирование органически связано с развитием иуглублением общественного разделения труда и хозяйственной обособленностипроизводителей.
С точки зренияпроизводственных отношений рынок представляет собой отношения по поводуреализации товаров, их купли-продажи, особый способ формирования экономическихсвязей.
Рынок существует каксистема взаимосвязанных, но достаточно самостоятельных рынков. Объектамирыночных отношений выступают как конечные результаты производственногопроцесса, так и факторы производства (средства производства, рабочая сила,капитал).
Для товарного рынка, каки любого другого, наиболее важными являются такие понятия, как спрос ипредложение.
Спрос представляет собойтребование на товары со стороны покупателя, заинтересованность в конкретныхвидах товаров; он ограничен, с одной стороны, их производственнымипотребностями, а с другой — платежеспособностью.
Предложение — этосовокупность товаров, которые предназначены для реализации (продажи). Основнымиее источниками являются производство, сельское хозяйство, ‘ товарные запасы,импорт и прочие поступления.
При переходе к рыночнымотношениям в Украине существенно изменились процесс формирования и источникипоступления товарного предложения. Оно все более ориентируется на изменяющиесяпотребности общества.
Соотношение междуспросом и предложением тесно связано с ценообразованием.
Кроме того, спрос ипредложение формируют рынок продавца и рынок покупателя. Рынком продавца называюттакую ситуацию, при которой спрос превышает предложение, и, наоборот, рынкомпокупателя считают превышение предложения над его спросом. В первом случаеимеет место дефицит товаров. Рынок покупателя для общества более выгоден, таккак он отличается большим выбором товаров, влияет на ценообразование,технико-экономические показатели товара, стимулирует прогресс как в сферепроизводства, так и в сфере обращения.
В зависимости отхарактера взаимоотношений между продавцом и покупателем формируются свободные(открытые), замкнутые и регулируемые рынки.
При свободных (открытых)рынках не существует никаких ограничений при купле-продаже товаров. Замкнутыерынки обслуживают внутрикорпорационные (внутриотраслевые) поставки. Нарегулируемых рынках проводятся операции по купле-продаже товаров в соответствиис международными товарными соглашениями.
Среди товарных рынковбольшое место занимают так называемые посреднические рынки, к которым относяттоварные бирж аукционы, торги. Для посреднических рынков характерна купляпродажа строго определенных товаров: для товарных бирж такие товары должныобладать определенными признаками, быть массовыми, взаимозаменяемыми; дляаукционов отбираются товары пользующиеся повышенным спросом, обладающиеиндивидуальны ми признаками (произведения искусства, пушнина); для торговотбирается, как правило, оборудование, производство которого| требуетпредварительного согласования его технико-экономических характеристик.
Всякий товарный рынокобладает рядом специфических чер связанных с особенностями экономического иполитического развития страны.
Важнейшим показателемэффективности функционирования тварного рынка и его организационных структурявляется емкость рынка. Этот показатель характеризуется экспортно-импортнымбалансом. Вторая характеристика рынка — его диверсифицированность.
Товарный рынок в странахс развитой рыночной экономикой отличается высоким научно-техническим уровнемпроизводства, что характерно для цивилизованных стран; наличием конкуренции!жесткими требованиями правительства в области защиты прав я интересовпотребителя; повышенными требованиями рынка к качеству товара, безопасности егопотребления; соблюдением экологической чистоты, упаковки, маркировки иобеспечением послепродажного обслуживания.
Изучение продвижения товараот поставщика к потребителю производится с помощью сегментации, т.е. выделенияважнейших факторов, влияющих на процесс эффективности сбыта продукция и выбораформ доведения продукции до потребителя.
Наиболеераспространенными критериями сегментации являются:
1) количественные параметры сегмента. Ких числу относится емкость сегмента (количество изделий и их стоимость намомент продажи; число потенциальных потребителей и территория их проживания);
2) доступность сегмента для конкретногопредприятия (возможность предприятия получить каналы распределения и сбытапродукции, условия хранения и транспортировки изделия потребителям на данномсегменте рынка);
3) существенность сегмента (насколькореально ту или иную группу потребителей можно рассматривать как сегмент рынка,ее устойчивость);
4) прибыльность (рентабельность);
5) совместимость сегмента с рынкомосновных конкурентов (в какой степени основные конкуренты готовы поступитьсявыбранным сегментом рынка);
6) эффективность работы на выбранномсегменте рынка (проверка наличия у поставщика опыта работы);
7) защищенность выбранного сегмента отконкуренции (реальная оценка поставщиком своих возможностей в конкурентнойборьбе с другими предприятиями-поставщиками).
Для конкретно взятогопоставщика работа по сегментации рынка предполагает изучение демографических,географических, психографических и потребительских факторов для достижениянаибольшей эффективности сбыта товара на конкретном товарном рынке (схема 7).
Специфика товарныхрынков отдельно взятой страны определяется уровнем развития промышленного исельскохозяйственного производства, удельным весом представленных на рынкевидов товаров, которые определяют отраслевые характеристики товарного рынка.
Развитие товарных рынковпривело к разделению их на рынки реального товара и рынки прав на товар.Первоначальный рынок прав на товар устанавливал отношения продавцов ипокупателей по поводу передачи товара в будущем по ценам, которыеустанавливались заблаговременно. Такие рынки позволяли продавцам иметьуверенность в реализации своего товара, а покупателям заранее планироватьиздержки, связанные с будущим приобретением нужной им продукции. Рынок прав натовар потребовал унифицированного подхода как с самому товару, так и условиямего продажи и поставки в будущем. Поэтому рынок прав на товар охватываетнебольшой круг товаров по сравнению с рынком реального товара. Например, приторговле сырой нефтью рынок реального товара (мокрые баррели) учитывает всевиды нефти, которые добываются в мире (около 70 видов сырой нефти)./>/>2.2 Характеристикибиржевого товара
Вопрос о том, что можнопродавать на бирже, т.е. о биржевом товаре, является одним из существенных длялюбой биржи.
В Законе Украины «О товарных биржах и биржевойторговле» отмечается, что биржевой товар — это «не изъятый из оборотатовар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт науказанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевойторговле».
Таким образом, каждая биржа вправе самостоятельноустанавливать состав товаров, которые будут являться объектом биржевого торга.Однако при этом учитываются те требования, которые предъявляются к биржевымтоварам практикой биржевой торговли.
К биржевым товарам относяттовары, полностью или частично продаваемые через биржи. Как отмечалось,объектами биржевой торговли являются товары, обладающие такими свойствами, какоднородность, взаимозаменимость, возможность установления стандарта качества.Довольно долго считалось, что биржевыми не могут быть скоропортящиеся товары,но современная научно-техническая революция позволила ввести в биржевой оборотряд видов скоропортящейся продукции.
Большое значение наформирование биржевого рынка того или иного товара оказывает практикаценообразования. Товары с невысокой степенью монополизации производства либопотребления имеют больше шансов надолго остаться предметом биржевой торговли. Вто же время возможно и существование биржевой торговли весьмавысокомонополизированными товарами, в том случае если имеется устойчивая долясвободной торговли и немонопольные участники-продавцы либо покупатели. Примеромэтого является рынок нефти и нефтепродуктов.
В целом число товаров,продаваемых на товарных биржах, за нынешний век существенно сократилось. Вконце XIX в. биржевых товаров насчитывалось более 200 наименований. Крупнымигруппами биржевых товаров были в прошлом черные металлы, уголь и ряд другихтоваров, с которыми сегодня операции более не ведутся.
К середине XX в. числобиржевых товаров сократилось примерно до полусотни и с тех пор по количествуоставалось примерно постоянным. В то же время число фьючерсных рынков неуклоннорасширялось. Так как под фьючерсным рынком понимается рынок определенногокачества какого-то товара, то по одному товару может существовать несколькорынков. В конце 80-х годов количество фьючерсных товарных рынков возрослопримерно до 200.
Номенклатура биржевыхтоваров традиционно состоит из двух основных групп:
• продукция сельскогохозяйства;
• промышленное сырье иполуфабрикаты.
Число биржевых товаровгруппы сельского и лесного хозяйства неуклонно сокращается. В эту группу входятмасличные (семена, шроты, и масла), зерновые (пшеница, кукуруза, ячмень, рожь,овес)-, продукция животноводства (живой крупный рогатый скот и свиньи, мясо,окорока и др.), пищевкусовые товары (сахар, кофе, какао-бобы), товарытекстильной группы (хлопок, шерсть, шелк, пряжа), натуральный каучук ипиломатериалы. Среди прочих товаров можно отметить картофель и замороженныйконцентрат апельсинового сока.
Группа промышленногосырья и полуфабрикатов включает энергоносители (нефть, бензин, мазут, дизельноетопливо), драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий) и цветныеметаллы (медь, алюминий, цинк, свинец, никель, олово).
На структуру биржевыхтоваров воздействует целый ряд факторов, в том числе и научно-техническийпрогресс. Благодаря ему появилось множество заменителей некоторых биржевыхтоваров искусственного или синтетического происхождения. Конкурентная борьбамежду этими товарами способствует стабилизации цен, а значит, — уменьшениюбиржевого оборота. Это хорошо видно на примере рынка шерсти, где объемы сделокв последние десятилетия сократились многократно, а на многих ведущих биржахторговля ею вообще прекратилась.
В то же времянаучно-технический прогресс способствовал совершенствованию методов определениякачества товаров с использованием для этих целей новейших технических средств.В итоге возможность достижения стабильного качества позволила расширить кругбиржевых товаров за счет некоторых пиломатериалов и драгоценных металлов,которые ранее были недоступны биржевой торговле по стандартным контрактам.
На современных товарныхбиржах в оборот вовлечены не только осязаемые товары, но и неосязаемыеценности. Ведутся операции по торговле индексами цен, банковским процентом,ипотекой, валютой, контрактами на фрахтование, на государственные ценныебумаги. Эти операции стали практиковаться на товарных биржах примерно с 70-хгодов.
На развитие и ростфинансовых фьючерсных рынков повлияли изменения в мировой экономике в 70-егоды, когда начали колебаться зафиксированные обменные курсы между долларом СШАи западноевропейскими валютами. Валютные курсы плавали вследствие не тольконепостоянства денежных курсов, но и колебаний курсов других финансовых средств,например, облигаций и казначейских билетов. Все это вместе с внезапноувеличившимся государственным долгом США и повлияло на относительно стабильныепроцентные ставки и привело к установлению более колеблющихся, непостоянныхставок.
Чтобы отвечатьтребованиям времени, ведущие биржи мира, и прежде всего Чикагская торговаябиржа, распространили фьючерсные контракты на финансовые средства, дав темсамым возможность финансовым институтам справиться с ценовыми рисками. Первыефьючерсные контракты на финансовые инструменты были заключены на залоговыесертификаты Правительственной национальной залоговой ассоциации (США) и наиностранную валюту в 70-е годы. Сертификаты были плодом совместных усилийЧикагской биржи и предпринимателей, ведущих деятельность в области залоговогобизнеса. Для разработки контрактов потребовалось несколько лет интенсивнойработы, и торговля этими контрактами началась в октябре 1975 г.
После введения первыхфинансовых фьючерсов торговля фьючерсами на финансовые инструменты расширяласьи охватывала все больше видов различных финансовых средств, включаядолгосрочные казначейские обязательства и казначейские билеты, фьючерсы наакции, на облигации муниципалитета и фьючерсы на «свопы» (покупкаиностранной валюты в обмен на отечественную с последующим выкупом).
В итоге сложилась весьмаразнообразная товарная гамма биржевых операций, которая находится в постоянномразвитии. Так, по оценкам, примерно 70% числа контрактов, по которым ведутсяоперации на биржах США, были утверждены в течение последних 10—15 лет./>/>2.3 Механизм биржевойфьючерской торговли
Товарные фьючерсныеконтракты играли ведущую роль на биржах до конца 70-х годов. Постепенно их доляснизилась, а доля финансовых фьючерсов резко возросла. В настоящее время на нихприходится 3/5 общего числа сделок на фьючерсных биржах.
Среди товарныхфьючерсных и опционных контрактов сейчас значительное место занимают топливныетовары, драгоценные и цветные металлы. Объем торговли фьючерсами насельскохозяйственные товары, особенно такие, как кофе, какао, хлопок, сахарзначительно меньше. В 1991—1992 гг. в торговле этими контрактами произошелрезкий спад. В целом объемы торговли фьючерсными контрактами насельскохозяйственные товары сильно колеблются в различные годы.
Международная биржеваяторговля имеет ярко выраженную географическую концентрацию. Ведущими центрамибыли и остаются США, Великобритания и Япония. Роль американских биржстремительно возросла во время и после Второй мировой войны, когда везде, кромеСША, биржи были закрыты. В этот период на них приходилось до 90% операций.Преобладание США во фьючерсной и опционной торговле сохранялось до середины80-х г., однако в последующие годы европейские и азиатские фьючерсные рынкистали конкурентами традиционным рынкам США. За период 1985—1990 гг. доляфьючерсной торговли за пределами США увеличилась с 12,8% до 46,8%. Объемыфьючерсной торговли в Азии удвоились, а в Европе— практически утроились.
Неамериканские,участники стали играть все более заметную роль и на фьючерсных рынках США. Так,по данным Комиссии по товарной фьючерсной торговле (США), свыше 2100 крупныхоператоров из 96 стран участвовали на американских фьючерсных и опционныхрынках. На некоторых рынках иностранное участие составляло более 30%.
Специализациейамериканских товарных бирж традиционно была сельскохозяйственная продукция,Великобритании — драгоценные и цветные металлы и энергоносители, японских—аграрная продукция, хотя сейчас эта специализация во всех трех центрах носит нестоль ярко выраженный характер.
Наибольшую активность натоварных фьючерсных биржах в настоящее время проявляют компании развитых стран.Использование бирж компаниями из развивающихся стран и стран Восточной Европы внастоящее время весьма ограниченно, но есть надежда, что в будущем ихактивность возрастет. Лишь очень небольшое число компаний и других учрежденийиз развивающихся стран является членами бирж развитых стран. Так, на Лондонскойбирже металлов ассоциированными торговыми членами являются компании«МЕМАКО» (Замбия), «Чили Купер » (Чили), кроме того, можноеще отметить Нью-йоркскую биржу Комэкс, членом которой является Национальныйбанк Мексики, проявляющий активность в торговле серебром. Некоторые компанииимеют своих представителей в непосредственной близости от бирж (хотя они иведут торговлю через брокеров). Например, нефтяные компании Бразилии и Мексикии кубинская организация по экспорту сахара имеют в Лондоне и/или в Нью-Йоркесвои представительства, которые занимаются фьючерсными и опционными сделками,что позволяет этим компаниям осуществлять весьма изощренные стратегииуправления риском.
Однако большинствоклиентов из развивающихся стран находятся очень часто далеко от бирж и восновном полагаются на посредников. Чаще всего такого рода посредникамиявляются торговые дома. Компании стран Латинской Америки и Карибского бассейнастрахуют через брокеров около четверти своего экспорта какао, кофе и сахара наНью-йоркской бирже кофе, сахара и какао. Латиноамериканские экспортеры зерновыхи соевых бобов также используют для страхования американские биржи.Латиноамериканские экспортеры цветных металлов работают на биржах напрямую, безпосредников. Региональные компании, добывающие и перерабатывающие медь, изЧили, Перу, Мексики и Бразилии сами работают на ЛБМ и бирже Комэкс. Африканскиекомпании из Заира, Замбии (медь) и Зимбабве (никель) также принимают участие вбиржевой торговле. После стран Латинской Америки наибольшую активность намеждународных товарных биржах проявляет Китай, который через брокеров участвуетв биржевой торговле зерновыми, сахаром, цветными металлами и топливом.
На биржевых фьючерсных иопционных рынках топлива в последние годы действовали в некоторых случаях игосударственные структуры развивающихся стран, например, министерство финансовМексики. Его целью была защита поступлений в бюджет. На Нью-йоркской товарнойбирже оно продало через ряд торговых домов фьючерсы и опционы на покупку сыройнефти, а также купило опционы на продажу; причем контракты охватывали целый рядмесяцев, и количество их было весьма значительным. Чистая прибыль от этихопераций была высока, но правительству пришлось внести в виде маржи около 200млн. долл. Министерство финансов Бразилии также занималось в последние годыпроведением биржевых операций, но в гораздо меньших масштабах. Большинству жеразвивающихся стран подобные операции недоступны, поскольку они не располагаюттакими суммами (даже для временного пользования).
Крупнейшие международныетоварные биржи представлены главным образом биржами США и Великобритании.
Крупнейшей товарнойбиржей мира является американская Чикагская торговая биржа (Chicago Board of Trade), на которой совершаются фьючерсные и опционныесделки с зерновыми (пшеница, кукуруза, овес, соя-бобы), масличными (соевоемасло и соевый шрот), драгоценными металлами (золото и серебро), казначейскимибилетами и облигациями США, муниципальными облигациями, индексами акций иоблигаций.
Вторая по величине—Чикагская товарная биржа, (Chicago Mercantile Exchange), но на ней продается не так многотоваров. Предметы сделок — крупный рогатый скот, свиньи и пиломатериалы.Основное количество сделок приходится на казначейские бумаги США, валюту(австралийские доллары, канадские доллары, французские и швейцарские франки,германские марки, фунты стерлингов, японские иены), евродоллары, индексы акцийи др.
Нью-Йоркская товарнаябиржа (New-York Mercantile Exchange) является третьей по числузаключенных сделок. Предметы сделок на этой бирже — топливная и сырая нефть,пропан и бензин, а также платина и палладий.
Биржа Комэкс (Commodity Exchange) в Нью-Йорке в последние годынесколько уменьшила объемы операций. Ведутся операции с медью, алюминием,золотом, серебром и индексами акций.
На Нью-Йоркской бирже кофе,сахара и какао (Coffee, Sugar & Cocoa Exchange) ведется торговля соответствующимитоварами разных сортов.
На Нью-Йоркской биржехлопка и цитрусовых (New-York Cotton & Citrus Exchange)заключаются контракты с хлопком, концентратом апельсинового сока, пропаном.Ведутся также операции с индексом доллара, ЭКЮ, казначейскими билетами США.
Среднеамериканская биржа(MidAmerica Commodity Exchange) торгует зерновыми (пшеница,кукуруза, овес, соя-бобы), масличными (соевый шрот), крупным рогатым скотом исвиньями, драгоценными металлами (золото, серебро, платина), казначейскимибилетами США, валютой (канадские доллары, швейцарские франки, германские марки,фунты стерлингов, японские иены).
Крупнейшая биржаВеликобритании — Лондонская международная финансовая фьючерсная биржа (London International Financial Futures Exchange), осуществляющая торговлюфинансовыми инструментами (государственными ценными бумагами, валютой,индексами акций).
На Лондонской биржеметаллов (London Metal Exchange) ведутся операции с алюминием,медью, никелем, оловом, свинцом и цинком. До 1988 г. осуществлялась такжеторговля серебром, но была прекращена.
Лондонская Фьючерсная иопционная биржа ФОКС (Futures& Option Exchange) ведет торговлю какао-бобами, кофе исахаром.
На Лондонской Международнойнефтяной бирже (International Petroleum Exchange) осуществляются операции с дизельнымтопливом, мазутом, североморской нефтью.
В Великобританиинаходится также «Болтик фьючерс экс-чейндж » (Baltic Futures Exchange), на которой ведутся небольшиеоперации с зерновыми, свининой, картофелем, соевым шротом.
В Японии крупнейшая—Токийская товарная биржа. Ведутся операции с ценными металлами (золото,серебро, платина).
Довольно крупной пообъему операций является Сиднейская фьючерсная биржа. Однако товарные операции(шерсть и крупный рогатый скот) ведутся в очень незначительном объеме, аостальные операции приходятся на банковские векселя, государственные ценныебумаги и индексы акций.
Во Франции одна изкрупнейших — парижская биржа МАТИФ. Основная доля операций приходится нагосударственные облигации, а товарные сделки (сахар, картофель и какао-бобы)имеют незначительный объем.
Среди крупнейшихтоварных бирж в настоящее время можно выделить два типа: универсальные испециализированные.
К универсальным относятся:Чикагская торговая биржа и Чикагская товарная биржа (США), «Болтикэксчейндж» (Великобритания), Токийская товарная биржа (Япония), Сиднейскаяфьючерсная биржа (Австралия), Сингапурская международная валютная биржа(дизельное топливо, золото, валюта, индексы акций) и товарная биржа в Сан-Паулу(агропродукция, золото, индексы акций).
Специализированные биржимогут быть широкого или узкого профиля. Биржи по торговле металлами в Лондоне иНью-Йорке, энергоносителями в Нью-Йорке, Лондоне, биржа МАТИФ в Париже,лондонские биржи ФОКС и Международная нефтяная и многие другие — это биржиширокого профиля.
Узкоспециализированнымиявляются, например, биржа пшеницы «Канзас сити борд оф трейд» (США),японские биржи сахара, каучука, текстильного сырья и зернобобовых. Но подобныхбирж становится все меньше, многие из них сливаются с другими либо расширяюткруг своих товаров.
В зависимости от своейроли в торговле тем или иным товаром можно выделить биржи международногозначения, региональные и национальные биржи.
Международный характертоварных бирж определяется несколькими критериями.
Прежде всего это должныбыть центры, обслуживающие потребности всего мирового рынка соответствующеготовара, цены на которых отражают колебания спроса и предложения. При этом самтовар должен быть предметом активной торговли. С этой точки зрениямеждународными не являются многие японские биржи, ведущие операции с такимиэкзотическими товарами, как каракатицы или красные бобы.
Небольшой объем операцийи ограниченность участников также лишают биржи международного статуса. Напримеррынок зерновых на бирже «Болтик эксчейндж» или рынки кофе икакао-бобов на бирже МАТИФ.
Международный статусбиржи предполагает также свободный валютный, торговый и налоговый режимы, чтоспособствует участию в биржевой торговле иностранных участников, свободномупереводу прибыли по биржевым операциям с другими рынками.
Наличие валютных иналоговых ограничений в течение длительного времени препятствовало превращениюяпонских бирж в международные. Изменения в валютном режиме были сделаны лишь в80-х годах, и теперь Токийская биржа приобрела международный характер. Наличиеограничений в валютном и налоговом режиме сужает в настоящий момент сферудеятельности бразильских бирж.
Региональные биржиориентированы на операции с более узким кругом участников. Такие биржиобслуживают рынки нескольких стран. Национальными считаются многие японские,бразильские биржи и даже некоторые американские. Они проводят операции,ориентированные на внутренний рынок, при этом часто имеют ограничения вторговом и налоговом режимах, что делает невозможным участие иностранных лиц воперациях и проведение арбитражных сделок.
В развивающихся странахсохранились до настоящего времени биржи реального товара. Большинство из нихпредставляют собой, как и в изначальный период, одну из форм оптовой торговли,обслуживающую местный рынок.
/>/>3 ОПЕРАЦИИ НА ТОВАРНОЙБИРЖЕ/>/> 3.1 Биржевые сделки на реальныйтовар
Сделки с реальнымтоваром на бирже играли основную роль в тот период, когда сами биржи былицентрами международной товарной торговли. В процессе развития биржевой торговлисложились два вида биржевых операций:
• сделки на реальныйтовар с немедленной поставкой;
• сделки на реальныйтовар с поставкой в будущем.
Сделки на реальный товарс немедленной поставкой. В биржевой терминологии такие сделки называются спот (spot) или кэш (cash), а также физическими сделками.
Заключение таких сделокпроисходило на бирже без предварительного осмотра товара на основе стандартногокачества. При заключении сделок спот товар обычно уже находился на одном изскладов биржи, и покупатель мог получить его немедленно.
Продавец реальноготовара, сдав его на склад биржи, получал складское свидетельство (варрант),удостоверяющее количество и качество товара. Заключив сделку, продавецпередавал это свидетельство покупателю, получая в обмен платежное средство (чекпокупателя).
Таким образом, можноотметить, что биржа в этом случае является лишь местом заключения сделок, а вседальнейшие отношения по поводу контракта стороны регулируют друг с другом.Сделку гарантировала не биржа, а сами участники. Другая особенность этой сделки— объемы сделки, а также условия поставки оговаривались покупателем ипродавцом, т.е. контракт носил в значительной степени индивидуальный характер.
Цель таких сделок —реальная закупка товара для покупателей и реальная немедленная его реализациядля продавцов. По условиям платежа такие сделки делали невозможным какую-либоигру на изменении цен.
Постоянные колебания ценна основные биржевые товары, и прежде всего на сельскохозяйственную продукцию,заставляли участников биржевых операций искать новые формы сделок. Такпоявились сделки на реальный товар с его поставкой в определенный срок вбудущем. Этот вид сделок на многих биржах появился уже в первые годы ихфункционирования и получил название форвард (forward) или шипмент (shipment).
Считается, что перваятакая сделка была проведена в Японии в 1730 г. на рисовой бирже«Дояма» и называлась «заблаговременная контрактация».
В США подобного родаконтракты впервые были заключены на Чикагской торговой бирже по кукурузе.Торговцы зерном получали его от фермеров осенью или в начале зимы, но должныбыли хранить его до тех пор, пока кукуруза достаточно высохнет для погрузки насудно, а река освободится от льда. Однако за это время цена могла измениться, ичтобы уменьшить риск падения цен за время зимнего хранения, эти торговцыотправлялись в Чикаго и заключали там контракты с переработчиками кукурузы напоставку им зерна весной. Самый ранний из зарегистрированных таких контрактовдатируется 13 марта 1851 г./>/>3.2Форвардный контракт
Форвардный контрактпредставляет собой торговое соглашение, согласно которому продавец поставляетконкретную продукцию покупателю к определенному сроку в будущем. В моментзаключения контракта стороны договариваются об объеме поставки и качестветовара (беря за базу биржевой стандарт), времени и месте поставки, а такжесоответственно о цене. Продавец товара поставляет его к сроку на один изскладов биржи, где проводится его проверка и выдается складское свидетельство.Документ передается продавцом покупателю против денежных документов (чека).
В форвардных сделкахкупля-продажа товара совершалась заранее, до поставки товара, а, возможно, и доего производства. Эти сделки во многих случаях были предпочтительнее, чемсделки спот, так как позволяли участникам планировать свою прибыль в будущем.Для продавца реального товара форвардные операции позволяли заранеезафиксировать цену и покрыть свои издержки, а покупатель был гарантирован отриска повышения цен и, кроме того, экономил затраты на аренду складскихпомещений.
Однако форвардные сделкиимеют и ряд отрицательных моментов. Так, форвардные контракты не былистандартизованы. Такие условия, как объем поставки, качество товара, срокипоставки, цена товара согласовывались непосредственно продавцом и покупателем.На большинстве товарных бирж форвардные сделки могли заключаться на любой сорттовара и на любых условиях поставки, а их продолжительность была до 24 месяцев.
Форвардные сделкиподразумевают также определенный риск, поскольку не существует какого-либогаранта сделки. Одна из сторон может нарушить взятые обязательства или какие-тособытия в будущем могут помешать сторонам выполнить контракт. Известно, что припадении цен на зерно торговцы в США часто уклонялись от выполнения форвардныхконтрактов, оставляя фермеров с их продукцией. В свою очередь, при повышениицен фермеры предпочитали продать зерно другому покупателю по более высокой ценеи не выполнять форвардный контракт.
Риск форвардныхконтрактов возрос с использованием кредитных средств. Так, со временемзаключение сделок на срок с реальным товаром стало сопровождаться выставлениемвекселей. Как отмечали специалисты, при этом векселя выписывались не столькопотому, что был куплен «товар, сколько покупали товар, чтобы иметь возможностьвыписать вексель, который можно было бы учесть, превратив в деньги. Такимобразом оба, покупатель и продавец, располагали фондами на много месяцевраньше, чем действительно оплатят товары, и весьма часто векселя эти поистечении срока платежа возобновлялись под тем предлогом, что при такойдлительной сделке необходимо дать время на ее реализацию.
Цены форвардных сделокучитывают не только уровень, сложившийся в момент заключения контракта, но иперспективы изменения спроса и предложения за время действия контракта. Однакопредусмотреть все конъюнктурные моменты невозможно, поэтому форвардные сделкимогут дать определенный выигрыш (или убыток) для той или иной стороны.
Предположим, продавецкукурузы заключил форвардную сделку с поставкой через два месяца по цене 2,0долл. за бушель. Если к моменту поставки цена кукурузы на рынке спот составит1,8 долл., то он окажется в выигрыше, а если цена увеличится до 2,2 долл., тоон получит убыток. При этом, конечно, надо учесть, что продавцу придется в любомслучае дополнительно оплатить расходы по складированию и страхованию товара.
Для покупателя ситуациябудет обратной, однако по форвардному контракту он избавлен от хранения товараи соответствующих расходов.
С реальным товаром ужестановится возможным осуществление спекулятивных операции на разнице цен посделкам спот и форвард. При этом стратегия игры зависит от ситуации с ценами наэтих рынках. На биржевых рынках возможны два варианта соотношения цен, которыеназываются контанго (contango) и бэквардейшн (backwardation)./>/>3.3 Ситуация контанго
Ситуация контанго(называется также форвардейшн) предполагает, что цены на наличный товар (спот)ниже цен на срок (форвард).
Эта ситуация характернадля такого состояния рынка, когда предложение товара в данный момент полностьюобеспечивает текущий спрос либо имеются достаточные запасы.
Такой рынок называетсянормальным, или учитывающим затраты на хранение (normal, carrying-charge market). Возникновение контанго типично только для рынковтоваров с длительными сроками хранения (зерновые, соевые бобы, хлопок, металлы,кофе, сахар, нефть и нефтепродукты).
В этом случае игразаключается в том, что покупается наличный товар и продаются форвардныеконтракты, если разница в ценах превышает накладные расходы./>/>3.4 Ситуациябэквардейшн
При ситуации бэквардейшнцены на наличный товар (спот) выше, чем цены форвардного рынка. Такое положениехарактерно при резкой нехватке товара, низких его запасах. В этой ситуации ввыигрыше оказывается спекулянт, имеющий наличный товар. Он продает имеющийсятовар с немедленной поставкой и закупает его с поставкой в будущем.
/>/>ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роль биржи в современномразвитом обществе трудно переоценить, ибо биржевые процессы настолькоинтегрированы во все сферы общественной деятельности, что незначительныеизменения в кокай –либо из них (будь то политика или экономика), тут жесказывается на бирже.
Все выше приведенныеописания биржи, в определенном смысле, условно, ибо в практике не существовалои не существует двух абсолютно одинаковых бирж. Каждая биржа имеет свою специфику,обусловленную историческими, экономическими, территориальными, национальными икультурными факторами.
Создание сети бирж внашей стране, по всей видимости будет происходить в контексте развитияэкономической реформы, целью которой является переход экономики на рыночныеформы хозяйствования. Нашему обществу предстоит осуществить сложный переход отэкономики, основанной на принципах централизованного планирования ираспределения, к экономике, основанной на динамичном сосуществованииразнообразных форм собственности и на законах рыночного регулирования. Отуровня развития рыночных отношений будет зависеть эффективность, а отсюда иобщественная целесообразность работы вновь создаваемых бирж.
Рассмотрения биржи какотдельного аспекта рыночного механизма просто бесперспективно. Тем болееперспективно создание бирж, в процессе которого не будет учитываться реальноимеющейся уровень развития рынка.
Наше общество постепеннопереходит к рыночным отношениям. Задача эта, сама по себе, весьма сложная,ввиду отсутствия практически всякой рыночной и деловой культуры, надежныхкоммуникационных сетей, развитой инфраструктуры и т.п. безусловно, при таких«стартовых» условиях, введение рыночной экономики «на следующий день» чреватонепредсказуемыми экономическими и социальными последствиями. Трудности, скоторыми сталкивается становление рыночных отношений в нашей стране, очевидны.Так, сопротивление со стороны людей, осознающих губительное воздействие рынкана их привилегированное положение в системе общественного распределения,сливается с неосознанными и стихийными действиями сопротивления миллионовграждан страны, столкнувшихся с зарождающимися рыночными механизмами, точнее, срезультатом их функционирования в нашей экономической ситуации – стремительнымростом цен.
Биржа, как составнаячасть организованного рынка, для нашей экономической системы явление, вопределенном смысле, новое. И в этом смысле деструктивное, ибо она будетразрушать сложившуюся систему централизованного распределения фондов ипродукции. Дальнейшее ухудшение ситуации на потребительском рынке еще большенакалит, и без того сложную социально- политическую обстановку.
В этой связи большоезначение имеет соответствующая подготовка общественного мнения, разъяснениечерез средства массовой информации основных целей и принципов функционированиябирж.
Имеет смысл изданиебиржами собственных информационных бюллетеней, рекламных проспектов и другойпечатной продукции.
/>/>СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1 Дехтярева «Биржевоедело», 1997г., с-503
1 Штиллих Отто«Биржа и ее деятельность», 1992г., 400
2 «Право України», №2,2000г, с 27-32
3 “Информацияи рынок”,№2,3, 1192, с37-42
4 Глазовая«Теятельность товарной биржи», 1998г, с-157