Административно-правовая модель регулирования служебных отношений в Российской Федерации: понятие и основные черты 12. 00. 14 административное право; финансовое право; информационное право

На правах рукописиЧаннов Сергей ЕвгеньевичАдминистративно-правовая модель регулирования служебных отношений в Российской Федерации: понятие и основные черты12.00.14 – административное право;финансовое право; информационное правоАВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степенидоктора юридических наукСаратов-2010 Работа выполнена на кафедре административного права и государственного строительства Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжская академия государственной службы имени П. А. Столыпина».^ Научный консультант: заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор Володин Вячеслав ВикторовичОфициальные оппоненты: заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор Прокошин Василий Алексеевичзаслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор Сергун Петр Павловичзаслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор Старилов Юрий Николаевич^ Ведущая организация: ГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов» (г. Москва)Защита состоится 27 марта 2010 г. в 16-00 на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 212.243.16 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» по адресу: 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, корп. 12, ауд. 510.С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале № 3 Зональной научной библиотеки ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского».Автореферат разослан «___» ___________ 2010 года.Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат юридических наук Е. А. Тихонобщая характеристика работыАктуальность темы диссертационного исследования. Построение новой модели государственной службы, отвечающей потребностям современного правового государства, каким стремится стать в настоящее время Российская Федерация, является одним из важнейших направлений административной реформы. Любые изменения законодательства, разграничения полномочий, структуры органов исполнительной власти останутся на бумаге, если не будут подкреплены действиями высокопрофессиональных государственных служащих, наделенных для этого необходимыми полномочиями. «Современная государственная служба должна быть открытой, конкурентоспособной и престижной, ориентированной на результативную деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, должна активно взаимодействовать с институтами гражданского общества»1. Основы и главные направления реформы служебной деятельности были последовательно и исчерпывающе раскрыты в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 г. Однако после принятия в 2003–2007 гг. таких важнейших законодательных актов, как Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации», реформа государственной службы практически остановилась. Неоднократно переносилось принятие проекта Федерального закона «О государственной правоохранительной службе», судьба законопроекта о военной службе остается пока неясной. Кроме того, до настоящего времени так и не действуют многие положения законодательства о государственной гражданской службе из-за отсутствия целого ряда подзаконных актов в этой сфере. Таким образом, ряд направлений реформирования государственной службы остался нереализованным. Можно назвать различные причины некоторой приостановки реформы. Одной из них является недостаточная ее доктринальная проработка. В последние годы как среди ученых, так и среди практиков появились сомнения в правильности самого направления реформирования, что, безусловно, не может не влиять на ее реализацию. Речь, в частности, идет о формировании применительно к государственным и муниципальным служащим специального служебного законодательства при отказе (полном или частичном) регулирования их деятельности нормами Трудового кодекса. Основная проблематика данной дискуссии заключается в превалировании публично-правового или частноправового регулирования служебных правоотношений. Уже принятые нормативные акты, регулирующие государственную и муниципальную службу, и имеющиеся проекты также свидетельствуют об отсутствии у их авторов единой концепции построения служебного законодательства Российской Федерации. Между тем его реформирование – большой и целостный процесс. Попытка решить его путем «точечных» изменений, без четко проработанной концепции и ясного понимания особенностей публичной служебной деятельности, не может стать убедительной. Указанные вопросы в настоящее время активно обсуждаются на страницах периодической литературы, изданы солидные монографии, проводятся диссертационные исследования. Вместе с тем, как представляется, несмотря на достаточно высокий уровень анализа современного законодательства, регулирующего служебные правоотношения, сравнительно мало внимания уделяется исследованию качественной специфики государственной службы как особого вида профессиональной деятельности. Большинство авторов, выступающих в пользу формирования отрасли либо подотрасли служебного права в рамках административно-правового регулирования или, напротив, ратующих за возвращение служебных отношений в лоно трудового законодательства, отталкиваются от анализа существующей системы регулирования данных отношений. Между тем эта система в настоящее время находится в стадии становления и потому пока еще не совершенна. В еще большей степени это относится к муниципальной службе, изучению которой, с точки зрения ее особенностей как публичной (то есть направленной на достижение общественного блага) профессиональной деятельности, уделяется сравнительно мало внимания. Как представляется, исследование указанных вопросов прежде всего должно отталкиваться от особенностей самих государственной и муниципальной службы, которые и предопределяют специфику регулирования служебных отношений. Формирование служебного права – не одномоментный процесс, и думается, что многие механизмы и институты этой отрасли российского права пока существуют только в перспективе. «Отрасль права, будучи структурным элементом системы права, представ­ляет собой историческое явление, и ее образование связано со значительным по времени и масштабам процессом эволюционного развития»2. Действительно, для реальных изменений структуры правового массива необходимо обновление его содержания на основе нового нормативного материала, сопровождающееся изменением подходов в правовом регулировании и его функциональной переориентации. Лишь совокупность указанных процессов говорит о реальном эволюционировании права, действительном изменении качества правового регулирования, которое только и может свидетельствовать о возникновении новых отраслей, подотраслей, институтов и т. п. В силу вышеизложенного в настоящее время видится актуальной задача доктринального построения целостной административно-правовой модели регулирования служебных отношений в Российской Федерации. Данная модель должна не просто демонстрировать особый, административно-правовой характер отношений, возникающих на государственной и муниципальной службе, но и обеспечивать бóльшую эффективность реализации этих видов публичной службы, чем это было бы возможно в рамках трудового законодательства.^ Научная проблема диссертационного исследования состоит в необходимости определения сущности и общих характеристик административно-правовой модели регулирования служебных отношений в Российской Федерации.^ Цель диссертационного исследования. Исходя из вышеизложенного, целью диссертационного исследования является комплексный анализ понятия, содержания и основных черт административно-правовой модели регулирования служебных отношений в Российской Федерации. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: – определить специфику государственной и муниципальной службы как публично-правовых институтов, предопределяющих особенности в их правовом регулировании, выявить признаки государственной и муниципальной службы; ­– дать понятие административно-правовой модели регулирования служебных отношений в Российской Федерации, показать ее значение для построения системы служебного законодательства, выделить ее основные черты; – рассмотреть сущность служебного правоотношения как базового элемента административно-правовой модели, проанализировать его структуру; – выделить предпосылки и условия возникновения служебных правоотношений, определить перспективные пути развития правового регулирования служебных правоотношений; – проанализировать существующие системы оснований прекращения служебных правоотношений, указать общие их недостатки и сформулировать предложения о способах их устранения; – дать понятие способов обеспечения и защиты служебных правоотношений, обосновать предложения о построении единой модели дисциплинарного принуждения на государственной и муниципальной службе и выделить перспективные сферы ее применения; – раскрыть существующие антикоррупционные механизмы на государственной и муниципальной службе, указать способы повышения их эффективности; – проанализировать существующую модель дисциплинарной ответственности на государственной и муниципальной службе, показать ее недостатки, сформулировать предложения о перспективах формирования публичной дисциплинарной ответственности и наметить основные пути ее развития; – провести анализ существующего и перспективного правового регулирования служебных отношений нормами административного (служебного) и трудового законодательства, показать пути его оптимального развития; – выделить существующие реальные предпосылки формирования служебного права как самостоятельной отрасли российского права, обосновать его самостоятельность и возможные направления развития; – сформулировать конкретные предложения и рекомендации по совершенствованию действующего законодательства о государственной и муниципальной службе.^ Объектом диссертационного исследования выступает комплекс общественных отношений, складывающихся в сфере организации и функционирования государственной и муниципальной службы в Российской Федерации.^ Предметом диссертационного исследования являются доктринальные положения теории административного права в области государственной и муниципальной служебной деятельности, нормативные правовые акты и правоприменительная (в том числе судебная) практика в указанной сфере.^ Степень научной разработанности темы. Проблемы правового регулирования государственной и муниципальной службы являются достаточно хорошо изученными в отечественной правовой доктрине. В различной степени они рассматривались в монографических работах, комментариях к действующему законодательству, учебной и практической литературе, научных статьях. В диссертации использованы научные труды специалистов в области теории права (С. С. Алексеева, А. П. Дудина, В. Б. Исакова, С. А. Комарова, Н. М. Коркунова, Г. П. Курдюк, М. Н. Марченко, Н. И. Матузова, А. В. Мелехина, Д. Е. Петрова, В. Н. Протасова, В. Д. Сорокина, В. М. Сырых, Ю. К.Толстого, Р. О. Халфиной, О. И. Цыбулевской, Ю. О. Чугунова, А. Ф. Шебанова и др.); административного права (А. Б. Агапова, Ю. С. Адушкина, А. П. Алехина, Г. В. Атаманчука, Д. Н. Бахраха, К. С. Бельского, Ю. М. Буравлева, В. В. Володина, А. А. Гришковца, Т. А. Дедковой, М. Б. Добробабы, И. А. Дякиной, Б. И. Жерлицына, А. Б. Зеленцова, Н. М. Казанцева, В. А. Козбаненко, Ю. М. Козлова, Н. М. Конина, А. П. Коренева, Д. А. Кривоносова, Е. Г. Крыловой, Э. В. Кудис, А. В. Куракина, А. В. Кудашкина, Э. Г. Липатова, В. М. Манохина, А. Ф. Ноздрачева, Д. М. Овсянко, И. Н. Пахомова, Г. И. Петрова, В. А. Прокошина, Ю. А. Розенбаума, Б. В. Россинского, А. В. Сергеева, П. П. Сергуна, Ю. П. Соловья, Ю. Н. Старилова, С. С. Студеникина, Ю. А. Тихомирова, В. В. Черникова, Ц. А. Ямпольской и др.); конституционного и муниципального права (И. Н. Барцица, Н. В. Витрука, Ю. А. Дмитриева, А. В. Колесникова, Г. Н. Комковой, В. И. Крусса, О. Е. Кутафина, В. В. Ершова, М. В. Преснякова, С. Ю. Фабричного, В. И. Фадеева, И. Е. Фарбера, Т. Я. Хабриевой, Т. C. Червенщук, Е. С. Шугриной  и др.); трудового права (В. А. Абалдуева, Н. Г. Александрова, Э. Н. Бондаренко, Е. А. Ершовой, С. А. Ивановой, В. В. Кирпатенко, А. В. Кузьменко, А. М. Куренного, С. П. Маврина, А. Ф. Нуртдиновой, Ю. П. Орловского, А. Е. Пашерстника, Л. А. Чикановой, В. Ш. Шайхатдинова, А. В. Гусева, К. Н. Гусова, В. М. Лебедева, В. И. Миронова, В. Н. Толкуновой, Е. Б. Хохлова  и др.). Кроме того, в отдельных случаях в работе использовались труды по другим юридическим наукам (М. М. Агаркова, Г. А. Аксененка, М. И. Брагинского, С. Н. Братуся, А. В. Венедиктова, В. В. Витрянского, О. С. Иоффе, А. Г. Коваленко, О. А. Красавчикова, Я. М. Магазинера, Г. Ф. Шершеневича), а также по философии (С. С. Аверинцева, И. В. Блауберга, Л. Ф. Ильичева, В. К. Садовского, И. Т. Фролова, Э. Г. Юдина и др.) и теории государственного управления (В. Б.Аверьянова, Г. В. Атаманчука, Ф. И. Шамхалова). По указанной тематике подготовлен ряд диссертаций на соискание ученой степени доктора юридических наук представителями науки административного права – Старилов Ю. Н. (1996), Сергун П.П. (1998), Казанцев Н. М. (2000), Козбаненко В. А. (2003), Гришковец А. А. (2004), Дякина И. А. (2007), Крылова Е. Г. (2009); конституционного и муниципального права – Фабричный С. Ю. (2005); трудового права – Чиканова Л. А. (2006), Гусев А. В. (2009). Однако в указанных диссертациях отсутствует комплексный подход, в них рассматриваются проблемы организации либо государственной, либо муниципальной службы, либо отдельных видов государственной службы, либо отдельных аспектов ее функционирования, в результате задача построения единой модели правового регулирования служебных отношений остается нерешенной. Комплексный характер имеет диссертация И. А. Дякиной, однако в ней рассматриваются не конкретные вопросы регулирования служебных отношений, а отдельные аспекты формирования служебного права в качестве самостоятельной отрасли. Кроме того, многие из указанных работ подготовлены до принятия новейшего законодательства о государственной (2003–2004 гг.) и муниципальной службе (2007 г.), а также законодательства о противодействии коррупции на указанных видах службы (2008 г.), соответственно, положения этих нормативных актов в данных работах не нашли должного отражения. Между тем и в теории, и в правоприменительной практике в последние годы появились новые проблемы, требующие научного осмысления. Отдельно следует отметить, что во многих из указанных работ ставится цель обосновать необходимость административно-правового (служебно-правового) либо трудоправового регулирования служебных отношений. Однако указанная цель достигается путем доказывания публично-правовой или частноправовой природы служебных правоотношений соответственно. Нерешенной остается задача выявления специфических черт той или иной модели, которые бы позволяли повысить эффективность функционирования публичной службы в Российской Федерации. Все эти проблемы и предопределили выработку авторской концепции административно-правового регулирования служебных отношений.^ Методологическую основу диссертационного исследования составили апробированные общенаучные и специальные методы познания. Общенаучный диалектический метод дал возможность рассмотреть служебные отношения с точки зрения вариативности их регулирования, обосновать достоинства и недостатки различных подходов к решению данного вопроса, продемонстрировать изменения в модели регулирования служебных отношений в зависимости от совокупности воздействующих на нее внутренних и внешних факторов. Методы формальной логики: описание, сравнение, классификация, анализ и синтез, а также другие – позволили охарактеризовать административно-правовую модель регулирования служебных отношений с позиции ее конкретного нормативного содержания. Кроме того, благодаря использованию данных методов научного познания в работе удалось провести исследование действующего законодательства на предмет его соответствия рассматриваемой модели, выявить ряд дефектов нормативного регулирования и сделать предложения по их устранению.^ Сравнительный метод использовался в работе при сопоставлении государственной и муниципальной службы как видов профессиональной деятельности с трудовой деятельностью работников, при сравнении ряда институтов служебного и трудового права, а также при изучении зарубежного опыта регулирования служебной деятельности. ^ Историко-юридический метод позволил произвести изучение эволюции подходов к регулированию государственной и муниципальной служебной деятельности на различных этапах развития научного знания.^ Системно-структурный метод обеспечил изучение административно-правовой модели регулирования служебных отношений как системы, дал возможность выявить ее основные элементы, показать объективно существующую взаимосвязь между ними, а также продемонстрировать место указанной модели в рамках метасистемы более высокого уровня (государства). Кроме того, данный подход использовался при анализе структуры служебного правоотношения как базового элемента административно-правовой модели. Применение указанных методов позволило исследовать объекты во взаимосвязях и взаимозависимостях, выявить определенные тенденции, сделать обобщения и выводы. При написании работы был использован междисциплинарный подход, который заключался в рассмотрении вопросов регулирования служебной деятельности как с позиций различных юридических наук (теории права, конституционного, муниципального, административного, трудового и др.), так и иных сфер гуманитарного знания. ^ Теоретическая основа диссертационного исследования представлена современными достижениями науки административного права. Кроме того, в работе использованы результаты исследований в области общей теории права, конституционного, муниципального, трудового, гражданского и уголовного права, а также обобщения и выводы философии, теории государственного управления, менеджмента и социологии.^ Нормативную основу диссертационного исследования составили акты международного права, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты федеральных министерств и ведомств, конституции и уставы субъектов Российской Федерации, законы и подзаконные нормативные акты субъектов Российской Федерации, а также муниципальные правовые акты. Кроме того, в диссертационной работе анализировались некоторые законопроекты о государственной службе. Определенное внимание уделено законодательным актам о государственной и муниципальной службе зарубежных государств.^ Эмпирическую основу диссертационного исследования составили постановления Конституционного Суда РФ, судебные решения Верховного Суда Российской Федерации, а также решения иных судебных органов. Проанализирована информация, содержащаяся в стенограммах заседаний и совещаний государственных органов, рекомендациях экспертов, записях интернет-конференций, а также в официальных статистических данных. ^ Научная новизна работы состоит в том, что она представляет собой первое в науке административного права комплексное монографическое исследование периода реформы государственной и муниципальной службы, в котором решается задача построения целостной административно-правовой модели регулирования служебных отношений, выявления ее основных черт и обоснования ее эффективности. В ней впервые на монографическом уровне проводится полное изучение структуры и основных элементов служебного правоотношения; выявляются предпосылки, условия и основания возникновения служебных правоотношений; изучаются антикоррупционные механизмы на государственной и муниципальной службе; формируется комплексное представление о публичной дисциплинарной ответственности; обосновывается необходимость формирования служебного права в качестве специальной отрасли права. В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения, являющиеся новыми или содержащими элементы новизны и отражающие авторское понимание административно-правовой модели регулирования служебных отношений: 1. На основе анализа существующих различных точек зрения на пути регулирования служебных отношений делается вывод о неубедительности доводов сторонников трудоправовой концепции о необходимости сохранения институтов государственной и муниципальной службы в предмете трудового права и невозможности построения системы служебного законодательства. Аргументируется необходимость использования в регулировании деятельности государственных и муниципальных служащих механизмов и методов, не характерных для традиционного трудового права и способных, при сохранении служебных отношений в рамках трудоправового регулирования, разрушить единство его предмета. При этом доказывается бóльшая эффективность административно-правового регулирования указанной группы общественных отношений по сравнению с трудоправовым. На этой основе делается вывод о необходимости построения целостной доктринальной административно-правовой модели регулирования служебных отношений. Под административно-правовой моделью регулирования служебных отношений предлагается понимать совокупность элементов, отражающих особенности правового регулирования государственной и муниципальной службы как публичных институтов, обусловленных спецификой служебной деятельности и направленных на обеспечение максимальной ее работоспособности и эффективности. 2. Необходимость создания административно-правовой модели регулирования служебных отношений обосновывается наличием у государственной и муниципальной службы ряда специфических особенностей, отличающих их от других видов трудовой деятельности. Такими специфическими особенностями государственной службы выступают: – публичность; – направленность на реализацию функций государства; – внешневластный характер служебной деятельности; – особая организационная структура, характеризующаяся неотделимостью от государственного аппарата; – наличие прямой публично-правовой связи между государством и государственным служащим. Данные особенности характеризуют государственную службу в неразрывном единстве, и исключение любой из них является таким же неоправданным, как и придание одной большей значимости, чем другой. Специфические признаки муниципальной службы отчасти совпадают с приведенными для государственной службы. В то же время муниципальная служба выделяется особой организационной структурой, характеризующейся неотделимостью от аппарата муниципального образования и наличием прямой публично-правовой связи между муниципальным образованием и муниципальным служащим. При этом констатируется, что при формировании законодательства о муниципальной службе должен использоваться более гибкий подход, чем при построении законодательства о государственной службе. Практически это должно проявляться, в частности, в том, что правовое регулирование муниципальной службы должно быть различно в зависимости от вида муниципальных образований, в которых она осуществляется. Так, например, отказ действующего законодательства от обязательной процедуры конкурса при замещении вакантных должностей муниципальной службы обосновано сохранить только для сельских поселений, для иных муниципальных образований конкурс должен носить обязательный характер. Аналогично квалификационные требования к лицам, претендующим на замещение вакантных должностей на муниципальной службе, должны изменяться в бóльшую сторону для городских округов и муниципальных районов и в сторону уменьшения – для сельских поселений. В связи с этим предложено дополнить перечень принципов, содержащихся в Федеральном законе «О муниципальной службе в Российской Федерации», принципом дифференциации правового регулирования муниципальной службы в зависимости от вида муниципального образования. Это позволит обеспечить указанную дифференциацию не только в федеральном законодательстве, но и в законодательных актах субъектов Российской Федерации. 3. Обоснован вывод о нецелесообразности и практической невозможности разделения единого служебного правоотношения на «государственно-служебное» и «служебно-трудовое». Сформулировано авторское определение служебного правоотношения, под которым предложено понимать: урегулированное нормой права и охраняемое принудительной силой государства волевое общественное отношение, сторонами которого являются государственные или муниципальные служащие, с одной стороны, и соответствующие публичные образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования) – с другой, возникающее в процессе организации и функционирования государственной и муниципальной службы как видов профессиональной деятельности, связанное с осуществлением властных полномочий, характеризующееся стабильностью, иерархической подчиненностью и юридическим неравенством сторон. 4. Выделены предпосылки, основания и условия возникновения служебных правоотношений. Установлено, что предпосылки предшествуют служебному правоотношению, а основания непосредственно его порождают. Доказано, что предпосылками возникновения служебных правоотношений являются: – нормы служебного права; – праводееспособность (правосубъектность) субъектов, вступающих в правоотношения; – юридические факты. В отличие от правовых норм и праводееспособности субъектов, юридические факты не только являются необходимыми предпосылками, но и способны непосредственно порождать конкретное общественное отношение. Поэтому юридические факты, в зависимости от их вида, могут выступать как предпосылками, так и основаниями возникновения служебных правоотношений. На основе анализа действующего законодательства о государственной гражданской службе констатируется, что основанием возникновения служебного правоотношения является акт о назначении на должность либо сложный фактический состав, включающий в себя акт о назначении на должность, а также иные юридические факты (в частности, победу в конкурсе). При этом доказывается, что сложный фактический состав отсутствует при назначении служащего на должность из кадрового резерва. Принципиальная разница между назначением служащего на должность по итогам конкурса (основанием возникновения служебного правоотношения является сложный фактический состав) и назначением из кадрового резерва (основанием возникновения служебного правоотношения является административный акт государственного органа) заключается в том, что в первом случае имеется непосредственная связь между конкурсом на должность и изданным актом, во втором же эта связь носит косвенный характер. В то же время отмечается, что применительно к другим видам государственной и муниципальной службы эта схема в полной мере не реализована. 5. Доказано, что в рамках административно-правовой модели регулирования служебных отношений основанием возникновения служебных правоотношений должен стать издаваемый представителем нанимателя административный акт о приеме на государственную или муниципальную службу либо сложный фактический состав, включающий административный акт о приеме на государственную или муниципальную службу и иные юридические факты. Указанный способ имеет объективные преимущества перед используемыми в настоящее время на государственной и муниципальной службе подходами, когда основанием возникновения служебных правоотношений выступает договор (контракт) либо акт о назначении на должность. Использование в качестве основания возникновения служебного правоотношения акта о приеме на государственную или муниципальную службу позволит обеспечить государству или муниципальным образованиям в лице действующих от их имени представителей бóльшие, чем в настоящее время, возможности для перераспределения имеющихся в их распоряжении кадровых ресурсов. При использовании такого подхода государственным и муниципальным служащим, принявшим на себя обязанность служения соответствующему публичному образованию, будут поручаться те функции, в исполнении которых на данный момент есть наибольшая необходимость. Невозможность переводов государственных и муниципальных служащих на другие должности и в другие органы государственной власти и местного самоуправления без их согласия определяется в настоящее время тем, что как при заключении трудового договора либо контракта, так и при издании административного акта о назначении на должность указанные служащие принимают на себя обязанность осуществлять профессиональные обязанности именно по этой должности. Соответственно, перевод служащего без его согласия может рассматриваться как требование выполнения работы или службы, для которой данное лицо не предложило добровольно своих услуг, что в соответствии с Конвенцией МОТ № 29 1930 г. о принудительном или обязательном труде (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1956 г.)3 является принудительным трудом. Закрепление в качестве основания возникновения служебного правоотношения акта о приеме на государственную или муниципальную службу позволит решить указанную проблему. К тому же акт о приеме на государственную и муниципальную службу в большей степени соответствует концепции служения всему публичному образованию в целом, а не отдельным его органам, чем акт о назначении на конкретную должность государственной и муниципальной службы или трудовой договор (контракт). Предлагаемая правовая конструкция не препятствует приему на государственную и муниципальную службу лиц для исполнения обязанностей по конкретной должности, с соблюдением всех необходимых конкурсных и иных процедур. Однако при этом у действующих от имени публичных образований представителей нанимателей (а также иных должностных лиц в случае делегирования им соответствующих полномочий) будут иметься возможности переводить служащего на другие должности государственной и муниципальной службы временно или постоянно, наделять его дополнительными полномочиями, переводить на нижестоящую должность в качестве меры дисциплинарного взыскания и т. п. 6. Выделены условия возникновения служебных правоотношений. Если предпосылки предшествуют возникновению служебных правоотношений, а основания порождают служебные правоотношения, то условия сопровождают возникновение служебных правоотношений. Условиями возникновения служебных правоотношения являются обстоятельства, имеющие юридическое значение для их возникновения, но связанные с ними не прямо, а через одно или несколько промежуточных действий. Предложено разделение условий возникновения служебных правоотношений на позитивные и негативные. Позитивными условиями выступают те обстоятельства, которые необходимы для возникновения служебных правоотношений. К негативным относятся те, с отсутствием которых законодатель связывает возможность возникновения служебных правоотношений. 7. Сформулированы рекомендации, призванные способствовать повышению эффективности служебной деятельности в рамках административно-правовой модели. В частности: – обоснована необходимость отказа от законодательного закрепления максимального возраста нахождения на государственной и муниципальной службе при одновременном введении альтернативных механизмов обеспечения профессионализма и компетентности государственных и муниципальных служащих; – доказана необходимость изменения законодательных подходов к допуску на государственную и муниципальную службу лиц, имеющих криминальное прошлое. В настоящее время требуется расширить и изменить сферу действия ограничения, связанного с недопущением к государственной и муниципальной службе граждан, имеющих судимость. С одной стороны, целесообразно сохранить его только для лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений, и лиц, осужденных к наказанию, исключающему возможность исполнения обязанностей по должности государственной или муниципальной службы. С другой – распространить на лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость при осуждении за совершение умышленных преступлений за пределами территории Российской Федерации, в тех случаях, если соответствующее деяние признается преступным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представляется также, что в целом по отношению к наличию судимости у государственных и муниципальных служащих, а также лиц, претендующих на служебные должности, законодателем может быть избран более гибкий подход. В определенных ситуациях наличие судимости может служить не абсолютным условием недопустимости возникновения (продолжения) служебных отношений, а основанием ограничения служащих в карьерном росте (служащие, имеющие или имевшие судимость по некоторым статьям УК РФ, не должны назначаться на определенные должности). 8. На основе проведенного анализа оснований прекращения служебных правоотношений констатируется наличие в действующем законодательстве о государственной и муниципальной службе двух принципиально разных подходов: – введения дополнительных, по сравнению с Трудовым кодексом РФ, оснований прекращения служебных правоотношений; – создания полностью автономных систем прекращения служебных правоотношений. Доказано, что первый подход обладает системными недостатками, которые не могут быть преодолены в принципе, что предопределяет отказ от его использования в будущем. 9. Установлено, что формирование континентальной модели государственной службы в Российской Федерации требует усложнения процедуры порядка уволь^ Основное содержание работы Во введении обосновываются выбор темы, ее актуальность, определяются научная проблема, цель и задачи, объект и предмет исследования, раскрываются методологическая, теоретическая, нормативная и эмпирическая основы исследования, показывается научная новизна работы, формулируются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации результатов и структуре диссертации. Глава первая «Методологические подходы к построению оптимальной модели правового регулирования служебных отношений» посвящена осмыслению сущности государственной и муниципальной службы и их места в системе публичного управления и определению на этой основе базовых подходов в правовому регулированию служебных отношений в Российской Федерации. В первом параграфе «^ Концептуальные подходы к регулированию служебных отношений в современной отечественной правовой доктрине» проводится анализ существующих в настоящее время точек зрения относительно путей и способов регулирования служебных отношений. В результате этого отмечается, что в российской правовой доктрине сформировалось несколько позиций по данному вопросу. Первая позиция зрения основана на признании трудоправового характера отношений между государственным служащим и соответствующим государственным органом. Соответственно,