ПЛАН
Введение
Глава I. Книжная графика, каквид искусства, её выразительные средства
1.1 Спецификасредств художественной выразительности в работах художниках иллюстраторах виллюстрациях к детской книге
1.2 Влияние иллюстрациина понимание детьми художественного текста книги
1.3 Правила, приемы исредства композиции
Глава II. Методика ознакомлениядетей с творчеством художников – иллюстраторов
Глава III. Констатирующийэксперимент (уровень восприятия детьми книжной иллюстрации).
3.1 Задачи и методикапроведения эксперимента
3.2 Художественноевосприятие иллюстрации детьми старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Введение
С детскойкнигой малыш встречается уже в первые годы своей жизни. Книга – одно из первыхпроизведений искусства, с которыми он знакомится.
Книгапредставляет собой сложный комплекс искусства слова, техники печати иизображения (иллюстрации). Отечественная иллюстрация к детской книге имеетбогатые традиции. Несколько поколений художников посвятили этому благородномуделу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами. Е.Д.Поленова,И.Я.Билибин, А.Н.Бенуа, Г.Н.Нарбут, В.А.Милашевский, В.В.Лебедев,В.М.Конашевич, Е.Н.Чарушин, Е.М. Рачев и др. иллюстировали книги, на которыхвоспитывалось не одно поколение.
Художникприходит к ребенку, когда тот ещё не умеет говорить, и наряду с родителями, савтором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формируетв детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественныйвкус, любовь к Родине. Е.А.Флерина писала, что картинка, особенно для детеймладшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, болееубедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.
В дошкольныхучреждениях детей знакомят с художественной литературой, но пока мало вниманияобращается на художественную иллюстрацию. Она используется в основном какдидактический материал, в то время как иллюстрация несет в себе высокиехудожественные образы, дающие ребенку ценностные ориентиры в понятиях добра изла, правды и лжи и т.д.
Образы,созданные хорошим художником – иллюстратором, — это прекрасные образцысамобытного творчества. Вглядываясь в них, ребенок получает истинную радость иудовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучиялитературных и художественных образов, дающих простор воображению и собственномутворчеству.
Основная задача воспитания дошкольников -гармоничное развитиеличности ребенка, которое происходит в процессе приобщения детей к богатствучеловеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями.Исследования Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина,В.В.Краевского, С Л. Рубинштейна и др. показывают, что решить эту задачу можнопри условии правильного выбора средств, которые позволят ребенку в ходеосвоения культурно-исторического опыта стать субъектом собственнойдеятельности.
Изобразительное искусство — составная часть этого опыта, играющаяважную роль в становлении личности. К изобразительному искусству относятсяживопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство.Самым распространенным видом изобразительного искусства в детском саду являетсяиллюстрация, которая принадлежит графике. Иллюстрации, по определениюКурочкиной Н.А. — это рисунки, образно раскрывающие текст, подчиненныесодержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу иобогащающие ее декоративный строй. С помощью графических средств они выявляют ипередают социальную и художественную суть иллюстрируемого произведения(Н.М.Сокольникова). Книжная графика помогает детям глубже и полнее понять текст,дает знания об окружающем мире (это доказано в исследованиях В.А.Езикеевой,Р.И.Жуковской, В.Я.Кионовой, Т.А.Кондратович, И.О.Котовой, Т.А.Репиной, Е.А.Флериной, А.Ф.Яковличевой и др.). Вместе с тем, иллюстрация обладаетуникальными художественными достоинствами самостоятельного видаизобразительного искусства, из всех его видов является первым подлиннымпроизведением, входящим в жизнь ребенка. Это начальная ступень в пониманиидетьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности(живописи, скульптуры и др.) Период дошкольного детства — один из самыхблагоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в развитии уних способностей к изобразительной деятельности. Но дошкольник без помощивзрослого не может приобщиться к опыту художественной деятельности, которыйнакоплен человечеством. В понятие художественной деятельности входит созданиехудожественных ценностей, их восприятие и приобретение необходимых знаний поискусству (М.С.Каган, Ю.Н.Петрова).
Понимание детьми изобразительного искусства, их личностноеразвитие, в полной мере будет зависеть от общего культурного уровня имастерства педагога. Исследования О.А.Абдуллиной, С.И.Архангельского,Ю.К.Бабанского, В.Г.Боброва, Ф.Н.Гоноболина, Н.Н.Кузьмина, И.В.Кузьминой,В.А.Сластенина, Л.Ф.Спирина, А.И.Щербакова и других доказывают, что от уровнясформированности у педагога знаний, умений и навыков зависят знания, умения инавыки учащихся, а также результативность детской деятельности и развитиедетского творчества (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Т.С. Комарова идр.)
Перед нами стоит проблема: какие формы и методы ознакомлениядошкольников с творчеством художников-иллюстраторов будут способствовать:
— развитию сюжетных композиций у детей дошкольного возраста назанятиях изобразительной деятельностью;
— эстетическому воспитанию дошкольника.
Недостаточная разработанность и несомненная значимость этойпроблемы послужили основанием для определения темы исследования.
Цель исследования: разработать формы и методы ознакомления детей створчеством художников-иллюстраторов.
Объект исследования: процесс ознакомления детей с дошкольноговозраста с произведениями художников-иллюстраторов.
Предмет исследования: формы работы по ознакомлению детей створчеством художников-иллюстраторов, как средство развития сюжетныхкомпозиций.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которойтворческий процесс ознакомления дошкольников с искусством иллюстрации возможенпри соблюдении следующих педагогических условий:
Ø Поэтапноеформирование у детей знаний о творчестве художников — иллюстраторов;
Ø Знаниеметодики работы с иллюстрацией, то есть первоначальное формированиеискусствоведческих знаний, а на их основе специальных умений;
Ø Организацияцелостного художественного восприятия детьми произведений книжной графики.
Задачи исследования:
1. Определить и проанализировать содержание знаний и уменийдошкольников при ознакомлении с произведениями художников-иллюстраторов.
2.Изучить особенности знаний и умений дошкольниковв ходе ознакомления с иллюстрацией детской книги.
3.Разработать наиболее эффективный метод развитиясюжетных композиций детей посредством ознакомления с творчеством художников-иллюстраторов.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы,педагогический эксперимент констатирующий.
База исследования: воспитанники старшей группы дошкольногообразовательного учреждения детского сада № 57 компенсирующего вида сприоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическоми психическом развитии воспитанников
Гипотеза — мы предположим, что эффективность работы поознакомлению детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторовбудет способствовать развитию сюжетных композиций у детей на занятияхизобразительной деятельности в детском саду.
ГлаваI. Книжная графика, как вид искусства, её выразительные средства
Книжнаяграфика относится к изобразительным видам искусства. Как и все эти видыискусства (живопись, графика, скульптура), она отражает действительность черезобразное, наглядное воспроизведение её зримых форм, передает облик предметов иявлений объективного мира, все многообразие воспринимаемых зрением событий ижизненных процессов. Изобразительное искусство передает тот или иной моментразвития и движения, как бы «Останавливая мгновение», и помогает человекуувидеть связи и отношения объектов реального мира, раскрывает красотудействительности, порой скрытую от человека частностями, случайными деталями.
Изобразительноеискусство не только изображает окружающий мир, но и выражает чувства и мыслихудожника, его отношение к отображаемому. Это единство изображения и выражения,особенного и общего, объективного и субъективного, рационального иэмоционального определяет собой сущность художественного образа. Выразительныесредства художественного произведения – рисунок, композиция, колорит –«работают» на воплощение идейно-эстетического замысла художника, на созданиецелостной картины жизни, позволяющей выделить главное, основное, типичное,существенное в изображаемой действительности.
Графика ( отгреч. Grafo- пишу) более других видов изобразительного искусства приближена кписьму, рисунку, условному знаку, так как важным её графическим средствомявляется сама плоскость белого листа бумаги с нанесенными на неё линиями,точками, штрихами и пятнами. Графика делится на два вида:
Ø Рисовальная- художник создает изображение непосредственно на листе бумаги;
Ø Печатнаягравюра.
Графикаблизка к живописи, но если цвет там является основным средством художественноговыражения и выступает в неразрывной связи с линией, которая не всегдаотчетлива, может бытиь приглушена, стушевана светотенью, порой еле угадывается,то в графике линия является основным выразительным средством.
Графикабольше, чем живописи, схематизирует, рационализирует и конструирует предмет.Она в большей мере условна, чем остальные виды изобразительного искусства. Эточувствуется хотя бы потому, что рисунок может быть выполнен почти на любойплоскости, любом фоне. Его можно представить себе даже в отрыве от фона, вмыслимой плоскости или пространстве. В графике яснее, чем в живописи,подчеркнута её «сделанность».
Живописьсоздает убедительную иллюзию непосредственно увиденного. Обычно эта иллюзиявозникает при отходе от полотна: живопись требует, чтобы на неё смотрелииздали, откуда мазки неразличимы, сливаясь в естественную гармонию, подобнуюгармонию натуры. Графический же лист мы смотрим вблизи и видим условные штрихи,зигзаги, линии, то есть всю «технику» рисунка. Она рассчитана на то, чтобы бытьочевидной.
Если вживописи пространство передается с помощью всех возможных средств, включаясветотень и воздушную перспективу, то в графике пространство передается обычнойлинейной перспективой и построением планов, а также самим цветом белого листа.
Книжная графика– иллюстрация ( от лат. Illustrare- прояснять) – это рисунки, образно поясняющиелитературный текст, одновременно украшающие книгу, обогащающие её декоративныйстрой. Особенность иллюстрации как жанра изобразительного искусства состоит втом, что её образный строй опирается на данную литературную канву и подчиненопределенной задаче — освещению и объяснению текста. Как средство наглядностииллюстрация находится в тесной зависимости от идейно-образной структурылитературного произведения.
Книжнаяиллюстрация выступает в синтез со всеми элементами книги, и главное – самимтекстом литературного произведения, его сюжетом и стилем. Подлиннохудожественная иллюстрация всегда тесно сливается с текстом книги, составляя сним неразрывное единство.
Книга – этосинтез искусств: искусства слова, графики и полиграфии.
1.1Специфика средств художественной выразительности в работах художникахиллюстраторах в иллюстрациях к детской книге
Основнымхудожественным средством искусства иллюстрации для детей является образноереалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что насокружает. Оно опирается на образность детского мышления. Художник приходит кребенку тогда, когда тот ещё не умеет говорить, и понять содержание книги емупомогает художник.
Сначаларебенок с радостью узнает на картинке свои игрушки, котенка или собачку. Потомкнижка рассказывает ему о том, как выглядят африканский слон, море, самолет,спутник, ракета. О том, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок не простоуслышит: иллюстрации сделают эти понятия наглядными, олицетворенными.
Образ героя –один из самых важных моментов в иллюстрации для детей. В книге для маленькиххудожественный образ несет ребенку самые разнообразные понятия об окружающемего мире, служит первым мерилом жизненных явлений.
Созданиехудожественного образа в иллюстрации для детей осуществляется с помощьюкомплекса специфических средств художественной выразительности графики — рисунка, цвета, композиции книжной страницы, макета книги в целом.
Цвет вдетской книге – главный помощник художника. Он играет важную роль в процессевосприятия ребенком иллюстраций. Это связано с особой эмоциональностью детей,их повышенной отзывчивостью на цвет.
Сложностьотношения детей к цвету ясно видна в их рисунках, где цвет выступает как способразличения предметов, выражения эмоции; нередко цвет выполняет и игровуюфункцию. Для художника, который обращается не только к цветовому восприятию, нои к «цветовому воображению» ( определение С.Эйзенштейна) детей, важно, что этовоображение управляется как впечатлениями зримого мира, так и эмоциональнойреакцией на них, а также специфической игровой логикой ребенка. Задачахудожника – удовлетворить потребность законов цветовой гармонии. Приобщая детейк постижению законов цветовой гармонии, художник не только развивает ихэстетические чувства, но и готовит своих зрителей к полноценному восприятиюмножества других явлений действительности.
Различнымиспособами достигали сложной цветовой гармонии В.Лебедев, В.Конашевич,Ю.Васнецов и др. В.Лебедев предпочитает зрелищность, «парадный выход» цвета –открытого, яркого, насыщенного. Живое взаимодействие цветов, их борьба – всеэто происходит на глазах у зрителя. Рисунки к «Цирку» С.Маршака, выполненные в1924г., — характерный пример лебедевского умения строить виртуозные цветовыекомпозиции. В «Цирке» торжествует интенсивность цветов; художник вскрываетдинамичную структуру пятна, стремящегося к противоборству с другим локальнымпятном. Этот прием и создает ту динамику, которая пронизывает всю книгу.Рисунки производят впечатление нарядных красочных, между тем единственнойпо-настоящему «яркий» цвет – красный. Но цветовая ориентация книги так тонка иумела, что остальные цвета (серый, лимонно-жёлтый, зеленый, черный) звучатрядом с красным в полную силу.
ПринципВ.Конашевича – принцип согласованности, сопоставления цветов. Художник обладаетредчайшим умением «вселять» цвета друг в друга, заставляя во всех цветахзвучать неуловимый, общий им всем, еле слышный оттенок, — и добивается спомощью этого приема единства цветового решения.
В иллюстрацияхЮ.Васнецова удивительно точно определены пропорции реального и фантастическогоцвета; этот принцип равновесия имеет большое значение для верного восприятиякниги. Цвет Васнецова «привязан» к предмету: волк у него серый, гуси- белые,лиса – рыжая. Кроме того, цвет его конкретен, прост, его легко назвать. Это вкаком- то смысле цветовая азбука, помогающая ребенку осмыслить цвет и егозначение.
Рисунок вдетской книге существует на равных с цветом правах. Рисунок – это средствохудожественной выразительности, восприятие которого для детей – новая ступень вразвитии. Именно рисунок делает книгу книгой, одновременно он является темограничением, которое накладывается на цвет законами книги и которое вводитцвет в систему книжного построения — макет.
Нельзя пройтимимо характерных признаков предмета: если в детской книжке нужно нарисовать,например, мяч, то он просто обязан быть круглым, так как это – основной егопризнак, для всех мячей общий. Такой общий признак есть у каждой группыпредметов, но, отталкиваясь от него, художник наделяет предмет ещё иконкретностью существования в определенной среде.
Рисуячеловека и стараясь передать характер персонажа или его душевное состояние,также следует иметь в виду и некоторые особенности детского восприятия. В книгепостоянным и близким ребенку способом изображения и выражения проявленийдушевной жизни, психологического состояния является жест, запечатленный моментдвижения.
Жест несетбогатую смысловую нагрузку, но только жест наблюденный, острый и обобщенный доизвестного предела: в нем ценное живое зерно движения.
Особенностьюрисунков для детей является их тесная связь с текстом, размещение их рядом ссоответствующими строками. Особое внимание уделяется художественной доступностирисунка, что вызывается особенностями детского восприятия.
Специфическойчертой детской книжной графики является выделение в иллюстрации самогоосновного, особая цельность и четкость композиции. Общие законы композиционногопостроения выражаются при этом более остро, подчиняясь особенностям детскоговосприятия, задачам детской книги.
В книге длямаленьких детей специфично внешнее и внутренне оформление, требующеепродуманности, стройности, занимательности решения, способного увлечь ребенка.
Макет книгиобъединяет все средства выразительности. Способы макетирования различны.Мастерски реализованная динамика книжной структуры рождает оригинальныйпространственный и цветовой ритм книги. Типы макетов книжек для маленьких детейразличны – от книжки – игрушки, книжки – образа, книжки – ширмы до книжки–тетрадки. Особые черты имеет и оформление детской книги. Нет необходимостисохранять в книге для детей всю структуру книги для взрослых ( суперобложка,переплет, форзац, фронтиспис, титульный лист и т.д.).
Особыйхарактер оформления – его наглядность, стройность, занимательность – отличаеткнижную графику для детей.
1.2Влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги
Для тогочтобы правильно осуществлять педагогическую работу по ознакомлению детей скнижной графикой как произведением искусства, педагогу следует иметь некотороепредставление о том, как иллюстрация влияет на понимание детьми художественноготекста книги и об особенностях восприятия детьми разных возрастных группкнижной графики.
Литературноепроизведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве (Р.И.Жуковская,В.А.Езикеева, Р.И.Чуднова и др.) Лишь на основе взаимодействия зрительного иречевого восприятия возможно понимание содержания всей книги.
Исследования,проведенные В.А.Езикеевой и Т.А.Репиной, подтверждают, что художественнаяиллюстрация оказывает большое влияние на понимание текста детьми на протяжениивсего дошкольного возраста. Это влияние наиболее значительно проявляется вмладшем дошкольном возрасте. В дальнейшем оно уменьшается и возрастает рольсамого текста, что свидетельствует о существенных изменениях в соотношениисигнальных систем ребенка.
Рольиллюстрации в понимании текста на ранних ступенях развития ребенка является нетолько более весомой, но и качественно отличной от того, что наблюдается удетей более старшего возраста. Для маленького ребенка рисунок выполняет невспомогательную, чисто иллюстративную функцию, а играет роль основногоматериала, при отсутствии которого ребенок часто не может понять художественноепроизведение. Слова текста служат маленькому ребенку указанием на действия иобстоятельства, которые он должен шаг за шагом зрительно проследить,рассматривая соответствующую картинку. На этом этапе развития рисунокпредставляет для ребенка саму действительность, которую нельзя заменитьсловесным описанием.
В дальнейшемслова текста начинают вызывать у ребенка необходимые ассоциации и без помощинаглядной основы. Старшие дети начинают понимать фабулу сказки или несложногорассказа уже без помощи иллюстраций. Однако понимание более сложного содержания– внутреннего смысла произведения, общественного значения поступков героев,нравственного смысла их поведения – представляет большие трудности для ребенка.В преодолении этих трудностей существенную роль снова начинает игратьиллюстрация: для понимания наиболее трудных моментов текста ребенок долженполучить возможность обратиться к наглядному изображению и проследить на нем тедействия, взаимоотношения персонажей, в которых ярче обнаружится их внутреннийсмысл.
1.3Правила, приемы и средства композиции
У композицииесть свои законы, складывающиеся в процессе художественной практики и развитиятеории. Этот вопрос очень сложный и обширный, поэтому здесь пойдет речь оправилах, приемах и средствах, которые помогают построить сюжетную композицию,воплотить идею в форму художественного произведения, то есть о закономерностяхпостроения композиции.
Мы рассмотримв основном те из них, которые касаются процесса создания реалистическогопроизведения. Реалистическое искусство не просто отражает действительность, аолицетворяет восторг художника перед удивительной красотой обычных вещей —эстетическое открытие мира. Конечно, никакими правилами нельзя заменитьотсутствие художественных способностей и творческой одаренности. Талантливыехудожники могут интуитивно находить правильные композиционные решения, но дляразвития композиционного дарования необходимо изучать теорию и много трудитьсянад ее практической реализацией.
Композициястроится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собойи действуют во все моменты работы над композицией. Все направлено на достижениевыразительности и цельности художественного произведения.
Итак, поискоригинального композиционного решения, использование средств художественнойвыразительности, наиболее подходящих для воплощения замысла художника,составляют основы выразительности композиции.
Рассмотримосновные закономерности построения художественного произведения, которые можноназвать правилами, приемами и средствами композиции.
Основнойзамысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, веселогои грустного, нового и старого, спокойного и динамичного и т. п.
Контраст какуниверсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение.Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» говорил о необходимости использоватьконтрасты величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким),фактур, материалов, объема, плоскости и др. Тональный и цветовой контрастыиспользуются в процессе создания произведений графики и живописи любого жанра.Светлый объект лучше заметен, выразительнее на темном фоне и, наоборот, темный— на светлом.
Длядостижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будетрасположено главное, отказаться от второстепенных деталей, приглушитьотвлекающие от главного контрасты. Композиционной цельности можно добиться,если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения.
Важная роль вкомпозиции отводится фону или среде, в которой происходит действие. Окружениегероев имеет огромное значение для раскрытия содержания картины. Единствавпечатления, цельности композиции можно достигнуть, если найти необходимыесредства для воплощения замысла, в том числе и наиболее типичный интерьер илипейзаж.
Итак,цельность композиции зависит от способности художника подчинить второстепенноеглавному, от связей всех элементов между собой. То есть недопустимо, чтобысразу бросалось в глаза что-то второстепенное в композиции, в то время каксамое важное оставалось незамеченным. Каждая деталь должна восприниматься какнеобходимая, добавляющая что-то новое к развитию замысла автора. Знаниезакономерностей композиции поможет вам сделать свои рисунки болеевыразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающеедостигнуть успеха. Порой сознательное нарушение композиционных правилстановится творческой удачей, если помогает художнику точнее воплотить свойзамысел, то есть бывают исключения из правил. Например, можно считать обязательнымто, что в портрете, если голова или фигура повернуты вправо, перед ниминеобходимо оставить свободное место, чтобы портретируемому, условно говоря,было куда смотреть. И, наоборот, если голова повернута влево, то ее сдвигаютвправо от центра.
Можно выделитьследующие композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя(статики), золотого сечения (одной трети).
К приемамкомпозиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесиячастей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
Средствакомпозиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие,ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметриюи асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средствакомпозиции — это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы иправила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественнойвыразительности композиции.
ГлаваII. Методика ознакомления детей с творчеством художников – иллюстраторов
С книжкойребенок знакомится с младшего дошкольного возраста и задача взрослогозаключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к ней, к содержащимся в нейрисункам, желание внимательно их рассматривать – «читать рисунки», узнаватьзнакомые образы, эмоционально откликаться на них, испытывая радость иудовольствие от встречи. При рассматривании рисунка надо побуждать детейслушать текст и соотносить его с определенной картинкой; обращать вниманиедетей на некоторые средства выразительности – форму, строение, позу, жест,фактуру поверхности (пушисты, лохматый и т.д.) цвет, положение в пространстве;подражать голосам, позам, движениям знакомых детям животных птиц.
Начинатьзнакомство можно показав детям «книжку с сюрпризом». Обычно эта книжкапредставляет собой твердую обложку, при раскрывании которой ждет элементнеожиданности: объемные игрушки, цветы, котенок или щенок, бабочка и т.д. Этовызывает удивление ребенка, радость, и он много раз открывает и закрываеткнижку, каждый раз испытывая удовольствие. (Например, книжка «И котенок, ищенок», стихи В.Берестова, художник и автор конструкции Л.Майорова). Взрослыйпривлекает внимание детей к знакомым им образам, вместе с детьми рассматриваетих, спрашивая: «Какие они?» (пушистые, веселые, маленькие и т.д.); если естьподписи, читает их. Перед открыванием каждой страницы взрослый говорит: «Что жееще интересного нарисовал художник?» — вызывая у детей ожидание. Когда книжкарассмотрена, взрослый говорит: «Вот какая интересная книжка! Понравилась онавам?».
В среднейгруппе продолжается работа по развитию у детей интереса к книжной иллюстрации.Формируется радость от общения с книгой, ожидание встречи с ней, эмоциональныйотклик на её содержание, настроение героев, сопереживание им, бережноеотношение к книге.
В этомвозрасте детям нужно объяснить, что основным средством выразительности вкнижной графике является рисунок – пространственная характеристика образа,переданная через изображение внешности: формы, строения, позы, движения, жеста,мимики, раскрывающих внутреннюю сущность, характер героя, его эмоциональноесостояние с помощью разнообразных выразительных точек, линий, штрихов. Детизнакомятся с цветом как средство передачи эмоционального состояния героев,настроения, сезонных и временных изменений в природе.
Вниманиедетей привлекается и к построению изображения на странице книге: где и какхудожник рисует главного героя, как рисунок сопровождает текст, поясняя его.Дети знакомятся с ролью иллюстраций к книге, с тем, кто создает их; узнают отруде художника – иллюстратора. Они высказывают свои суждения и оценки,используя эмоционально- нравственные и эстетические определения. Ознакомлениедетей 4-5 лет с творчеством художников- иллюстраторов должна проходить поопределенной системе. Так, первое занятие можно посвятить роли иллюстрации вдетской книге. Следующее занятие можно посвятить творчеству одного изхудожников-иллюстраторов. На следующем занятии можно продолжить знакомить детейс творчеством художника – иллюстратора, формируя при этом у детей интерес, эмоциональнуюотзывчивость и сопереживание художественным образам, желание внимательнорассматривать иллюстрации, радоваться и удивляться интересным и выразительнымрисункам художника, сюжету картины. На этом занятии детям предлагается побыть вроли художника – иллюстратора. После выполнения работы устраивается выставкадетских работ с обсуждением у кого получилось, как у художника – иллюстратора.В течение учебного года детей среднего возраста можно познакомить с творчеством2-3 художников- иллюстраторов.
В старшемдошкольном возрасте (5-7 лет) продолжается формирование у детей устойчивогоинтереса к творчеству художников – графиков, внимательно и бережного отношенияк книге, желания постоянно общаться с ней. Внимание детей этого возрастаследует обратить на индивидуальную творческую манеру того или иного художника,особенности почерка. Дети уже могут знать имена некоторых иллюстраторов и тепроизведения, которые они оформляли. Будем способствовать тому, чтобы у детейразвивались сюжетные композиции. Работу в старшей группе можно начать сознакомства детей с графикой как видом изобразительного искусства. После этогозанятия можно провести серию практических занятия по формированию у детейзнаний и навыков использования средств выразительности рисунка, при этом познакомитьдетей с графическими изобразительными материалами, возможностями ихиспользования в собственной деятельности. Серия занятий может быть посвященаознакомлению детей с ролью цвета в книжной графике. Можно провести ряд занятий,целью которых будет ознакомление детей с творческой манерой художника. Здесьнам помогут беседы по сравнению произведений, созданных на одну тему, норазными художниками — иллюстраторами. 2-3 занятия могут быть посвященызнакомству детей с художниками, иллюстрирующими сказки ( И.Я.Билибин,Н.М.Кочергин, В.Г.Сутеев, В.В.Лебедев, В.М.Конашевич, В.А.Милашевский, Е.М.Рачев,Ю.А. Васнецов, Л.В.Владимирский и др.). Одно-два занятия можно посвятитьзнакомству детей с творчеством иллюстраторов – анималистов, рисующих животных крассказам, повестям (Е.и Н.Чарушины, М.Митурич, В. Курдов, Т.Капустина,Я.Манухин, С.Куприянов, В.Горячева и др).
Выбориллюстраций — важный момент в подготовке к занятию. О неразрывности текста ииллюстрации в детской книге единодушно заявляют и писатели, и художники.К.Чуковский сформулировал это так: «… наши стихотворения должны быть графичны,то есть в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии должен быть материал дляхудожника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность…Стихи, печатаемые без рисунков, теряют чуть не половину своей эффективности».
Целая плеядахудожников посвятила свой талант искусству детской книги. Детям будет полезно иинтересно увидеть работы хороших и разных иллюстраторов, разнообразие стилей,игру красок, своеобразную привлекательность черно-белой графики.
Подбираярисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируютфантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус.
Необходимопродумать, в какой момент просмотра малышам потребуется помощь педагога:
— сосредоточить внимание надеталях, на цвете, на особенностях изображения;
— задать вопрос о внешнем виде,характере, настроении героя;
— уделить особое вниманиекартинам природы (например, поразмыслить, какого цвета зима, и увидеть не толькобелые, но и голубые, розовые, фиолетовые, а порой и черные краски);
— соединить наглядное исловесное изображения игрушки, зверюшки, пейзажа.
На каждомпоследующем занятии мы повторяем предыдущее. Задача повтора — закрепитьматериал, дать возможность детям рассказать то, что им запомнилось, а педагогам— проанализировать возможности и особенности восприятия различных детей.
Первая частьзанятия — литературно-игровая, вторая (равная по времени) — рисование. Тотобраз, который создали дети, слушая и рассматривая книги, изображаялитературных героев, двигаясь и проигрывая ситуации, они воплощают в рисунке.
Конкретная задачавторой части каждого занятия, посвященной рисованию, — визуализациялитературного образа, явления, персонажа, с которыми дети познакомились впервой половине занятия. Ребенок должен стать иллюстратором предложенного емулитературного материала.
Ребенокприобретает некоторые навыки и умения, постепенно совершенствуясь в них. Этинавыки помогают ему реализовать свои внутренние ощущения и представления иполучать от занятий удовольствие.
Основнаяформа работы во второй части занятия — рисование. Кроме этого, дети лепят,занимаются аппликацией и оригами. В качестве сюжетных объектов изображениявыступают предметы, персонажи прочитанных книг, явления и состояния природы,времена года, продиктованные литературной частью.
Перед началом художественной части занятия можно произнестис детьми закличку:
«Раз, два,три, четыре, пять —
Будем сказкурисовать».
Тем самым мы настраиваемдетей на что-то необычайное, какое-то волшебство, когда на чистом листе вдругвозникает какое-то изображение. Дети садятся за столы. Перед ними — альбомныйлист, на котором они будут рисовать, акварельные краски, кисточка, баночка сводой и листок-палитра — все как у настоящих художников. Чтобы сконцентрироватьвнимание детей, педагог звонит в колокольчик. Затем педагог делает короткоевступление, стараясь заинтересовать детей, пробудить в них эмоциональныйрезонанс. Дети охотно откликаются на вопросы педагога, направляющие их кразмышлению над тем, как нарисовать тот или иной персонаж или предмет.Вопросами «На что это похоже? Какого цвета? В чем отличие? В чем сходство?Какое настроение?» — педагог вызывает живую реакцию детей на изображаемыйпредмет. Например, при изображении цыпленка педагог спрашивает: «Из чегорождается цыпленок?» Ответ: «Из яйца». Яйцо — это овал. Форма цыпленка похожана овал. Рисуем несколько желтых овальчиков. К овалам пририсуем клювики, ножки.Получились цыплята. Цыпленок вырос — стал курицей. Курица — тоже овал, толькобольшой. Пририсуем клюв, ножки, гребешок, хвостик. При показе педагог широкопользуется словом, называя каждое движение, выбирая доступные каждому возраступриемы, опираясь на желание детей подражать взрослому.
Роль педагога— быть путеводителем. В меру своих сил ребенок повторяет за педагогом егорисунок, часто дополняя его своими деталями и меняя по своему желанию цвет икомпозицию. Дети совершенно свободны в своем желании самостоятельно нарисоватьпредлагаемый предмет или персонаж. Педагог дает только рисунок-схему, помогаяребенку в создании своего собственного образа, своего настроения. Это перваяступенька к обучению. Со стороны детей наблюдается скорее не подражание, асотворчество, так как часто они своими рисунками подсказывают педагогу наиболеепростой, обобщенный способ создания того или иного образа. Уже на первых этапахвозникает творческая атмосфера радости от результатов работы.
Метод,которым пользуется педагог, — это одобрение, похвала, только позитивная оценка.Главное — вдохновить, заметить достоинство в рисунке, ни в коем случае несравнивать ни с кем, только с самим собой, со своими достижениями, создатьдоброжелательную атмосферу, чтобы ребенок ушел с занятий с чувствомудовлетворения от сделанной работы. В процессе занятий вырабатывается рядпостепенно усложняющихся приемов, и на каждом занятии используется накопленныйранее опыт, чтобы ребенок мог без труда повторить в своей работе.
Каждаявозрастная группа занимается по своей программе. Трехлетние дети знакомятся сматериалом, учатся узнавать краски, различать теплые и холодные цвета,овладевают изображением линий, штрихов, простых форм (пятно, круг, овал,прямоугольники), учатся делать несложные рисунки с помощью этих форм. Детичасто дополняют свои рисунки словами, в которых еще раз проигрываютизображенные образы.
В группечетырех лет дети учатся смешивать краски, получают понятие о спектре, учатсязакрывать целиком фон, воспринимать настроение цвета. Движения руки становятсяболее преднамеренными. При рассмотрении предмета, выполняющего роль натуры, мыобращаем внимание на расположение, цвет и форму его частей, выделяем общиепризнаки и характерные особенности. Постепенно развивается способностьзамечать, сравнивать, различать предметы. При этом педагог продолжает напоминать,как правильно держать кисть, как пользоваться краской. В процессе работыпедагог старается подойти к каждому ребенку и индивидуально помочь, когдавозникает в чем-либо затруднение. После того как рисунок закончен, устраиваетсявыставка, на которой рассматриваются все работы. Педагог в игровой форме ведетбеседу с каждым ребенком, внимательно рассматривая его рисунок, находя длякаждого слова одобрения.
Знакомясь с множеством книг,проиллюстрированных лучшими художниками, ребенок начинает относиться к книгекак к эстетическому объекту. Иллюстрации в книге — это зачастую первыепроизведения изобразительного искусства, с которыми знакомятся малыши. Хорошиеиллюстрации формируют вкус, способствуют художественному развитию, побуждают ктворчеству.
ГлаваIII. Констатирующий эксперимент (уровень восприятия детьми книжнойиллюстрации)
3.1 Задачии методика проведения эксперимента
В ряде работпсихологов и педагогов анализируются особенности восприятия детьми разныхвозрастных групп иллюстраций в детской книге. Маленькие дети предпочитаютокраску предметов, некоторые предметы художественной выразительности вызываютнепонимание изображенного (неоконченность, набросочность, передача объематемным пятном, сложные ракурсы, резкая деформация предмета, сложные перспективы).Схематичные картинки не удовлетворяют ни младших, ни старших детей: дети хотятвидеть в картинке все существенные признаки предмета.
Одним изпоказателей художественного восприятия является умение понять выразительностьобраза, характеристику, данную ему художником. Если с детьми не ведетсяспециальная работа, то у них наблюдается слабый, односторонний интерес киллюстрациям в книгах: иллюстрации являются для них только средствомприпоминания книги, и лишь немногие дети при специальном вопросе взрослогообращают внимания на выразительные средства книжной графики.
Нами были поставлены следующие задачи экспериментальногоисследования:
1. Изучить особенности восприятия иллюстрации детьмистаршего дошкольного возраста;
2. Провести работу, направленную на обогащениехудожественного опыта детей путем ознакомления с творчеством художников –иллюстраторов, с литературными произведениями и рассматривания иллюстраций;
3. Разработать серию занятий, которые могут бытьиспользованы в практической работе.
Исследование проводилось в ДОУ № 57. г. Сызрани в январе2007 года. В эксперименте принимало участие 11 детей старшей группы.
3.2Художественное восприятие иллюстрации детьми старшего дошкольного возраста
В процессе констатирующего эксперимента нами были выдвинутыследующие критерии оценки рисунков детей и уровни развития изобразительныхумений:
1. Устойчивый интерес, увлеченность, желание рассматриватьиллюстрации. Эмоциональный отклик на художественный образ, сопереживание герою,ассоциация его чувств с собственными.
2. Правильное соотнесение иллюстрации с текстом и жанромданного литературного произведения. Понимание единства содержания и средствхудожественной выразительности книжной графики: рисунка, передающего характеробраза ( с помощью линий, штрихов, пятен передается образ предмета, животного,человека, позы, движения, жесты, мимика); колорита – цветовой согласованностикак средства передачи настроения героев, сезона или времени суток,подчеркивания главного; композиции – построения как макета книги, так иизображения на каждой странице, выделения главного. Понимание особенностейиспользованных художником средств выразительности в зависимости от жанра истиля литературного произведения. Видение индивидуальной творческой манерыизображения.
3. Представления о книжной графике, её особенностях (связьс текстом), знание средств художественной выразительности, имен художников — иллюстраторов и книг, которые они иллюстрировали, видение их творческой манеры.Представления о творческом процессе создания рисунка для книги.Самостоятельные, доказательные эстетические суждения о достоинстваххудожественных иллюстраций.
Соответственно эти показателям мы определили уровнихудожественного восприятия детьми книжной иллюстрации.
Высокий уровень (III) — предполагает наличие всех показателей.
Средний уровень (II)- у детей есть эмоциональное отношение к иллюстрации, онирадуются знакомым иллюстрациям, понимают содержание иллюстрации, соотносят её стекстом. Осознают некоторые средства выразительности: рисунок (поза, движение,жест, иногда мимика); цвет, выполняющий декоративную функцию. Понимаютэмоциональное состояние героев (веселый, смеется, плачет, испуган и т.д.),иногда – характер персонажа (злой волк, хитрая лиса), если они ярко переданыхудожником, или ясны и знакомы ситуации, или изображены предметы, которыеуточняют характер (палка у медведя и т.д.). Видят пространственное построениеизображения на странице, перечисляют объекты и выделяют главный. Естьпредставления об иллюстрации, её назначение в книге. Дети могут высказатьэстетическую оценку изображенного, хотя и не развернутую.
Низкий уровень (I). Нет интереса к иллюстрации, или он неустойчивый,поверхностный. Нет эмоционального отклика. Дети могут соотносить толькознакомые иллюстрации со знакомой книгой. При восприятии образов идут отперечисления деталей, не выделяя существенного. Не соотносят средствавыразительности со смыслом изображенного, с содержанием. Из средстввыразительности видят одно-два (рисунок — действие, жест, цветовуюхарактеристику – замечают редко, на композицию не обращают внимания). Нетпредставления об иллюстрации, её назначении. Собственных суждений невысказывают, или высказывания носят ситуативный характер.
Констатирующий этап эксперимента состоял из 2-ух занятий.
Цель констатирующего этапа – выявить начальный уровеньразвития сюжетных композиций в рисунках детей, оригинальности изображения. На1-ом занятии детям предложили определить средства выразительности в работаххудожника-иллюстратора Ю.Васнецова. Оказалось, что из всех использованныххудожником средств выразительности основная масса детей отмечала лишь действиеперсонажа ( бежит, сидит, стоит и др.) Жест, поза, мимика чаще всего оставалисьнезамеченными. Дети, называли их только в том случае, если они были яркоподаны. Цвет называли тогда, когда он нес декоративную, украшательскую функцию;композиционное построение раскрывали чаще всего на одной странице, пониманиямакета книги в целом не наблюдалось.
/>
Результаты анализа ответов детей представлены в графике №1.
График № 1
В результате анализа детских ответов:
низкий уровень – 8 детей ;
средний уровень – 3 ребенка;
высокий уровень – нет .
На втором занятии мы предложили детям другое задание –нарисовать сюжетную композицию на тему русской народной сказки «Колобок» вобработке А.Н.Толстого; художник Е.Рачев. Изд.1969г., М. Такое задание, на нашвзгляд, предполагает использование всех знакомых детям средств выразительности,создание необычной, непохожей на другие, сюжетной композиции.
Выполнив задание дети все равно не смогли выделить главныесредства выразительности и поэтому их сюжетные композиции были шаблонными, неяркими и не впечатляющими. Дети не смогли сопоставить размеры героев сказки.Например: колобок большой, заяц- маленький. Результаты анализа рисунковпредставлены в графике № 2./> />
График № 2.
В результате анализа рисунков:
низкий уровень – 5 рисунков;
средний уровень –6 рисунков;
высокий уровень – нет.
Для того, чтобы выяснить представления детей обвыразительных средствах сюжетной композиции, нами была проведена беседа. Детямзадали вопросы: Чем сказочные герои отличаются от реальных? Каким цветомхарактеризуется каждое время года? Какие средства выразительности будутиспользовать дети при рисовании рисунка, передающего характер образа Детисказали, что сказочные герои (животные) могут говорить, а реальные – нет; всказке герои могут разговаривать с животными, а в реальной жизни – нет. Навопрос, каким цветом отличается каждое время года, дети ответить затруднились,а на третий вопрос, дети совсем не смогли ответить.
Таким образом, можно сделать выводы: Изменением задачиизображения не побуждает детей искать новый, оригинальный образ. Дети лишьдобавляют к готовым образам новые детали. Неумение создавать сказочные образы можетобъясняться недостаточным художественным опытом детей, невниманием педагогов кэтим образам.
Заключение
Изучение психолого-педагогической литературы показало, чторазвитие сюжетных композиций в рисунках детей, преодоление стереотипности –одна из важных задач обучения рисованию в дошкольном возрасте.
Методами, помогающими осуществить эту задачу, являются:наблюдение, обследование, рассматривание картин и книжных иллюстраций, методтворческих заданий.
Иллюстрации к литературным произведениям разных художниковдают представление о вариативности образов, расширяют круг представлений, вкакой-то мере стимулируют собственное творчество детей.
Знакомство детей со сказочными образами – одна из важныхсторон работы, направленной на развитие изобразительного творчества детей.
Необходимо познакомить детей с литературным произведением,обратив внимание детей на необычный образ, а потом, на занятии, вернуться кнему, предложив детям нарисовать сказочный сюжет. Рассматривание иллюстраций вэтом случае должно предшествовать занятию.
Разработана серия занятий по ознакомлению дошкольников спроизведениями художественной литературы и книжной графики.
Рисование для детей — органическая потребность, канал, покоторому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизньдетской души. Занятия изобразительной деятельностью заключают в себе большиевозможности для всестороннего развития ребенка — умственного, эмоционального,эстетического, моторного, трудового. В результате систематических занятийрисованием формируются воображение и память, развивается мелкая моторика руки исвязанные с ней мышление и речь. Рисуя, ребенок постоянно анализирует,сравнивает, обобщает, абстрагирует — и это также формирует его мышление,пробуждает ассоциативные связи. Кроме того, рисование имеет психотерапевтическийэффект для тревожных, невротических детей.
В целом задачи моего исследования можно считатьвыполненными. Однако, в связи с тем, что данная проблема изучена недостаточно,она требует дальнейших теоретических и практических разработок.
Используемаялитература:
1. Вопросы эстетического воспитания в детском саду. – М.,1960., 335с.
2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительнойдеятельности:
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –М.: Акаде мия, 2000., 300с.
3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельностьдошкольника. – М., 1999., 220с.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.,99с.
5. Дехтерев Б. Иллюстрация – произведение художественное //Детская литература. – 1969. — № 4.- С. 77-84.
6. Дехтерев Б. Познание мира и иллюстрация // Детскаялитература. – 1972. — № 3. – С. 56-63.
7. Езикеева В.А. Иллюстративный материал для детскогоизобразительного творчества. – М., 1973., 115с.
8. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. – М.,1968.,187с.
9. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность ихудожественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1983.,206с.
10. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. –М., 1985.,127с. 11. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – МП.: Педагогика,1995., 165с.
12. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детскомсаду: обучение и творчество. – М.: Педагогика, 1990., 326с.
13. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительногоискусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Учебное пособиедля студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1981г., 323с.
14. Котова И. О некоторых особенностях восприятияиллюстраций младшими дошкольниками // Дошкольное воспитание, — 1973. — № 2.- С.47-54.
15. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: Пособие длястудентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательскийцентр «Академия», 1998., 240с.
16. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.,185с.
17. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. – М.: Просвещение,1965.,208с.
18. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки ктворчеству: Художественное развитие ребенка в семье. – М.: Педагогика, 1987.,324с.
19. Методика обучения изобразительной деятельности иконструированию / Под ред. Т.С.Комаровой. – М., 1982., 426с.
20. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение,1985.,340с.
21. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка какформа усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1981., 365с.
22. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. – М.: Педагогика, 1988.,160с.
23. Психология рисунка и живописи. Вопросы психологическогоисследования формирования образа. – М., 1954., 127с.
24. Работа с книгой в детском саду. – М., 1967., 356с.
26. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительнаядеятельность в детском саду. – М., 1982., 283с.
25. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М.:Просвещение, 1965., 243с.
26. Теория и методика изобразительной деятельности вдетском саду / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Р.Г.Казакова. – М.: Просвещение,1985., 356с.
27. Художественное творчество в детском саду / Под ред.Н.А.Ветлугиной. –М., 1974., 425с.
28. Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985.,256с.