Современнаягуманитарная академия
Задание на курсовуюработу
по дисциплине Конституционное(государственное) право России
«Порядок принятия,изменения и отмены Конституции в Российской Федерации (сравнительный анализ)»
Содержание
Введение
1. Особое местоКонституции Российской Федерации в правовой системе демократическогогосударства
1.1 Сущность июридическая природа Конституции Российской Федерации
1.2 Порядок принятия,пересмотра и изменения Конституции РФ
2. Сравнительный анализконституций зарубежных стран
2.1 Общая характеристикаструктуры зарубежных конституций
2.2 Разработка, принятиеи изменение конституций зарубежных стран
2.3 Конституция Бразилии:подготовка, принятие, изменение
Заключение
Глоссарий
Список использованныхисточников
Приложение А. Юридическаясила и природа Конституции РФ
Приложение Б. СтруктураКонституции Российской Федерации 1993 года
Введение
Срединормативно-правовых актов, закрепляющих основные нормы конституционного права, основнымявляется конституция. Именно в конституции устанавливаютсяконституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающимидля конституционно-правового регулирования.
Огромноезначение конституции в жизни всякого общества, ее принципиально особое место вовсей правовой системе государства вызывают необходимость всестороннего изученияконституции в рамках данной курсовой работы.
Конституция — это основной закон государства, выражающий волюгосподствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного игосударственного строя, права и свободы человека и гражданина. Конституция очерчиваеткруг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком иобществом.
Термин «конституция» (с лат. constitutio – устанавливаю)употреблялся в древнем Риме для обозначения одного из видов правовых актовимператора (наряду с декретами, эдиктами). В эпоху феодализма наряду с этимтермином применялась и формулировка «основной закон», которая теперь частоиспользуется как синоним слова «конституция».
Термин «конституция» употребляется много столетий, но ни вантичном мире, ни в средние века его значение не совпадало с современным. Тогдане существовало основных законов, которые являлись бы юридической базойтекущего законодательства (хотя и были некоторые достаточно значимые акты,например, Золотая булла 1222 г. в Венгрии или Великий мартовский ордонанс 1357г. во Франции, включавшие нормы различных отраслей права).
Теоретическое обоснование необходимости конституции, разработка еепонятия, принятие первых конституций (Соединенные Штаты — в 1787 г., Франция иПольша — в 1791 г.) были связаны с борьбой молодой, революционной буржуазиипротив феодального строя и феодального права [22, с.56].
Конституция в любом государстве — это правовой акт высшейюридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундаментгосударственной и общественной жизни, главный источник национальной системыправа.
Конституция как основной закон государства учреждает политическуюформу существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядоких формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека игражданина.
Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальныеположения и основополагающие устои общества, политическую форму егосуществования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства.В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положенияконституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно «развивать»или дополнять конституцию. Соответствуя основному закону государства, текущее законодательствонаполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормысохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормамтекущего законодательства.
Конституция – прежде всего юридический документ, основагосударственности, законности и правопорядка. Именно в этом качестве онасоставляет предмет науки конституционного права. В отличие от обычных законов,основной закон государства характеризуется стабильностью и долговечностью. Этикачества конституции обусловлены двумя обстоятельствами.
Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подверженапостоянным изменениям. Во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее измененийи дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности. Такимобразом, все другие законы и правовые предписания властных структур государствадолжны соответствовать конституции — их правовой основе. Те из них, которыепротиворечат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.
В мировой конституционно-правовой теории нет единого взгляда насодержание конституции. Конституции разных стран являют собой весьма пеструюкартину, что отражает различие исторических условий их принятия и уровня конституционногоправосознания. В то же время для мировой конституционной теории и практикихарактерна определенная унификация представлений о содержании современнойконституции на базе утвердившихся общих взглядов на демократию.
Ни у кого не вызывает сомнений, что первейшей целью и задачейконституции в любой стране должны стать гарантии прав и свобод человека игражданина, что устройство государственной власти может быть демократическим иэффективным только при соблюдении принципа разделения властей, что народныйсуверенитет воплощается через представительную систему, формируемую на основе всеобщегоизбирательного права.
Теоретическуюоснову работы составляют исследования, высказанные в трудах таких ученых, какС.А. Авакьян, М.П.Авдеенкова, Н.А. Боброва, В.Г. Вишняков, Ю.А. Дмитриев, О.Е. Кутафин,В.О. Лучин, Т.М. Пряхина, Ю.И. Скуратов, В.Е. Чиркин, Б.С. Эбзеев и др.
Цель курсовойработы – проанализировать принятие, изменение и отмену Конституции РоссийскойФедерации и зарубежных стран.
Данная цельреализуется в работе на основе решения следующих задач:
· раскрытьпорядок принятия, пересмотра и изменения Конституции РФ
· описатьюридическую природу Конституции Российской Федерации;
· исследоватьструктуру зарубежных конституций.
Объектомисследования является Конституция России.
Предметисследования – сравнительный анализ Конституции России и зарубежныхконституций.
Правовойосновой являются: Конституция Российской Федерации 1993 г., федеральные законы,монографии и научные статьи, посвященные данной проблеме.
1. Особоеместо конституции Российской Федерации в правовой системе демократическогогосударства
1.1 Сущностьи юридическая природа Конституции Российской Федерации
СущностьКонституции следует рассматривать в двух измерениях: в юридическом и социально-политическом.Образно говоря, в отличие от большинства других законов Конституция внаибольшей степени является продуктом и достоянием всего общества, а не толькозаконодателей и юристов. Это связано с тем, что значение Конституции дляобщества значительно выходит за рамки юридического документа. Конституцияактивно влияет на все стороны жизни общества: политику, экономику, социальноеразвитие, на формирование сферы прав и свобод личности.
Содержание Конституциив момент ее принятия и последующего толкования ее положений являлось предметомострых общественных конфликтов, дискуссий и компромиссов, в которые былвовлечен весь спектр политических сил страны. Ссылки на Конституцию являютсяоснованием для принятия важнейших политических решений. Толкование положенийКонституции способно в значительной мере повлиять и даже изменить политическуюобстановку в стране. В этом плане весьма показателен пример с конституционнымобоснованием отмены прямых выборов глав исполнительной власти субъектовФедерации. В связи с особым политическим значением Конституции ее нередкохарактеризуют как важнейший политико-правовой документ страны [8, с.33].
Сказанное неозначает, что особый социально-политический вес Конституции каким-то образомискажает юридические свойства Конституции, позволяя органам власти влиять на еесодержание и применение по правилам политической, а не юридической логики.Конституция России – это полноценный правовой акт наивысшей юридической силы.Именно Конституция изначально определяет правила политической деятельности, ане наоборот.
Конституцияне является и не может являться податливым инструментом в руках политиков.Значение Конституции и заключается в том, что она стабилизируетсоциально-политические процессы в стране. Нормы Конституции должны применятьсясудами, иными органами власти, должностными лицами, исходя из того смысла,который заложен в ее нормах, а не в угоду каким-либо текущим политическиминтересам. Иной подход приводит к кризису конституционного строя и в целомправопорядка в стране. Для того, чтобы убедиться, в чем это может проявляться,достаточно обратиться к урокам вооруженного противостояния в 1993 г.
Рассмотримосновные свойства Конституции как нормативного акта.
Конституциюкак нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место вправовой системе современного демократического государства, от всех другихправовых актов традиционно отличают следующие черты:
· особыйсубъект, который устанавливает конституцию или от имени которого онапринимается;
· учредительный,первичный характер конституционных установлений;
· всеохватывающийхарактер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений,воздействие на которые она распространяет;
· особыеюридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия,внесения поправок, специфические формы охраны [14, с.87].
КонституцияРоссии является основным источником конституционного права России. Онаопределяет систему источников конституционного права, задает их содержание,определяет характер и направления их применения.
КонституцияРоссии является основным источником не только конституционного права, но и иныхотраслей российского права. В ней содержатся основополагающие принципы и нормыдля всей правовой системы России. В этом проявляется универсальностьКонституции для правовой системы.
Важнейшимсвойством Конституции является ее верховенство над другими нормативными актами,принимаемыми в Российской Федерации.
КонституциюРФ отличает особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок,который будет изложен далее.
Итак, можносделать общий вывод: конституция представляет собой единый, обладающий особымиюридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народучреждает основные принципы устройства общества и государства, определяетсубъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляетохраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Этимпризнакам общего понятия конституции отвечает и действующая Конституция РФ.Данное определение отражает типичные, сущностные признаки конституции, которыесвойственны не всем ее видам. Различают также конституции гибкие и жесткие – взависимости от установленного в этих конституциях порядка их изменения.
Конституции,которые могут быть изменены в таком же порядке, в каком принимаются обычныезаконы, называются гибкими. Те конституции, для изменения которыхустанавливается сложная процедура, именуются жесткими.
Конституциипредставляют собой единый писаный акт. Однако роль конституции государстваможет выполнять система правовых актов, а также обычаев и судебных прецедентов.В связи с этим различают писаные и неписаные конституции.
Конституциимогут реально отражать действительность, адекватно реализовываться в системеобщественных отношений. В таком случае они являются реальными. Нередкоположения конституции представляют собой лишь декларативные установления,принципы и нормы которых не находят отражения в жизни. Такие конституцииименуются фиктивными.
1.2Порядок принятия, пересмотра и изменения Конституции РФ
Порядокпринятия Конституции РФ определялся Указом Президента РФ «О проведениивсенародного голосования по проекту Конституции РФ» от 15 октября 1993 г. [5].
Всоответствии с этим Указом процедура принятия Конституции регламентироваласьПоложением о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ.
Положение овсенародном голосовании охватывало совокупность правовых норм, регулировавшихнаиболее существенные отношения, связанные с его проведением. Причем этасовокупность складывалась из двух четко выраженных групп правовых норм. Перваягруппа закрепляла принципы всенародного голосования, на основе которых оноосуществлялось.
Принципыустанавливали: как и каким путем должно проводиться это голосование, комупринадлежит право участия в нем и кто не может быть субъектом голосования. Всоответствии со ст.2 Положения всенародное голосование объявлялось всеобщим иравным, проводилось путем тайного голосования. Правом участия в нем наделялисьвсе граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста. Его былилишены граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержавшиеся вместах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору.
Вторая группаохватывала нормы права, которые наполняли указанные принципы конкретнымсодержанием, устанавливала порядок проведения всенародного голосования.
Всоответствии с Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции РФего проведение включало в себя:
· возложениефункции по организации и проведению всенародного голосования на соответствующиеизбирательные комиссии;
· наделениеизбирательных участков полномочиями по проведению всенародного голосования;
· определениепорядка и сроков проведения агитации;
· установлениеобразца бюллетеня для всенародного голосования и определения его результатов [18,с.73].
Системуизбирательных комиссий, на которых были возложены функции проведениявсенародного голосования, возглавляла Центральная избирательная комиссия,состоявшая из председателя и 20 ее членов.
Центральнаяизбирательная комиссия была призвана:
· даватьразъяснения о порядке применения Положения о всенародном голосовании по проектуновой Конституции;
· рассматриватьзаявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий ипринимать по ним решения;
· в случаях,предусмотренных Положением о всенародном голосовании, издавать инструкции ииные акты по вопросам организации всенародного голосования;
· осуществлятьконтроль за законностью проведения всенародного голосования;
· распределятьвыделенные из бюджета Российской Федерации на финансирование всенародногоголосования средства и контролировать их целевое использование;
· рассматриватьвопросы материально-технического обеспечения, подготовки и проведениявсенародного голосования;
· устанавливатьрезультаты всенародного голосования в целом по России и публиковать их впечати.
Участковыеизбирательные комиссии осуществляли непосредственное руководство голосованием.Определяли его результаты по участку и сообщали сведения в окружнуюизбирательную комиссию.
Согласност.14 Положения о всенародном голосовании как гражданам, так и общественнымобъединениям предоставлялось право беспрепятственно вести агитацию «за» или«против» проекта новой Конституции.
По итогамвсенародного голосования участковые избирательные комиссии составляли протокол,в котором указывалось общее число избирателей, число неиспользованныхбюллетеней, их количество, выданное в день голосования, число действительныхголосов.
Окружныеизбирательные комиссии составляли протокол, в котором указывались те жесведения, что и в протоколе участковых избирательных комиссий.
Центральнаяизбирательная комиссия производила подсчет голосов, поданных в ходевсенародного голосования на всей территории Российской Федерации, и после этогосведения должны были публиковаться в официальном органе.
В силу самойприроды конституции ей присуще качество стабильности. Принятие новойконституции всегда вызывается весьма существенными переменами в жизни общества.Изменения в ней должны требовать серьезного обоснования. Поэтому в большинствестран мира действует усложненный порядок изменения конституции.
Советскиеконституции закрепляли достаточно простой порядок их изменения, устанавливаядля этого лишь квалифицированное большинство голосов депутатов высшегопредставительного органа.
Прежняяроссийская Конституция закрепляла, что для принятия ее изменений и дополненийтребовалось согласие не менее 2/3 от общего числа избранных народных депутатовРФ. Только при изменении и дополнении статей Конституции, касающихсяфедеративного устройства, требовалось согласование с субъектами Федерации влице их Советов народных депутатов. Порядок принятия новой Конституции неустанавливался, и Конституция ограничивалась нормой о том, что это относится кисключительной компетенции Съезда народных депутатов России.
Такойупрощенный порядок изменения в совокупности с политическими факторами нарушалстабильность Конституции и привел к тому, что в прежнюю Конституцию РФ быловнесено за короткий период около 350 поправок.
Учтяпредшествующий отечественный опыт, нормативные установления конституциизарубежных демократических государств и укрепляя конституционную стабильность,действующая Конституция внесла в рассматриваемый процесс существенныеизменения.
Прежде всего,Конституция 1993 г. применяет новую терминологию – вводятся понятия «пересмотр»Конституции и «поправки» к ней.
Посвященнаяэтому глава 9 носит название «Конституционные поправки и пересмотрКонституции». Она содержит четыре статьи – 134-137 [1].
В ст.134впервые в конституционном акте введена новая норма, устанавливающая переченьсубъектов, которые могут инициировать процесс пересмотра Конституции и внесенияв нее поправок [1]. В прежней Конституции вопрос о таки субъектах нерегламентировался.
Теперьпредложение о поправках и пересмотре положений Конституции могут вноситьПрезидент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительства РФ,законодательные органы субъектов Федерации, а также группы численностью неменее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Кругсубъектов, наделенных указанным правомочием, уже того, который в ст.104Конституции определен в качестве субъектов законодательной инициативы. Этовполне правомерное ограничение вытекает из различий конституционного и текущегозаконодательства. Анализ главы 9 показывает, что в Конституции предусмотренытри различных режима внесения новых положений в ее текст: пересмотр, поправки иизменения в ст.65.
Пересмотрозначает принятие новой Конституции. Его условия определены в ст.135Конституции. Пересмотр связан с изменением положений глав 1, 2 и 9: «Основыконституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина»,«Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Положения этих глав немогут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
В этих главахсодержатся положения, выражающие концептуальную сущность Конституции, а такжеобеспечивающие ее стабильность. Отсутствие у Федерального Собрания правапринимать новую Конституцию означает, что утверждена новая концепцияустановления конституции особой, учредительной властью, а не обычнойзаконодательной властью. Однако законодательный орган не отстраняется отучастия в процессе пересмотра Конституции.
Ст.135предусматривает, что предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 можетполучить дальнейшее движение только в случае его поддержки 3/5 от общего числачленов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Только при этомусловии в соответствии с федеральным конституционным законом созываетсяКонституционное Собрание.
КонституционноеСобрание в соответствии с Конституцией наделено учредительными полномочиями.Оно может подтвердить неизменность Конституции, т.е. не согласиться с решениямипалат Федерального Собрания, поддержавших инициативу о пересмотре Конституции.
В случаесогласия с инициативой пересмотра Конституционное Собрание разрабатывает проектновой Конституции и принимает его 2/3 голосов от общего числа его членов иливыносит на всенародное голосование. При проведении референдума Конституциясчитается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей,принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие болееполовины избирателей.
Поправки всоответствии с действующей Конституцией допускаются только к главе 3-8 (ст.136)[1]. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральногоконституционного закона. Конституция закрепляет в качестве необходимого условиявступления поправок в силу их одобрение органами законодательной власти неменее чем 2/3 субъектов Федерации. Правовым актом, которым вносится поправка,является закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ. Такоетолкование ст.136 о форме правового акта дано в постановлении КонституционногоСуда от 31 октября 1995 г. В данном постановлении отмечалось также, чтоФедеральное Собрание может определить в федеральном законе порядок принятия ивнесения поправок в Конституцию. Такой федеральный закон был принят в 1998году.
Федеральныйзакон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РоссийскойФедерации» [4] детально урегулировал процедуры рассмотрения поправок палатамиФедерального Собрания, принятия закона о поправке к Конституции РФ, одобренияпоследнего законодательными органами субъектов Федерации, а также порядокопубликования закона и вступления его в силу, внесения поправки в текстКонституции. Процесс рассмотрения закона в субъектах Федерации должен завершитьсяне позднее одного года со дня его принятия.
Результатырассмотрения устанавливает Совет Федерации. Если закон не получит одобрения 2/3субъектов Федерации, то внесение предложений о данной поправке допускается неранее чем через один год. Федеральный закон предусматривает участие ВерховногоСуда РФ в проверке правильности результатов рассмотрения закона о поправке всубъектах Федерации, и в соответствующих случаях вопрос о результатахпересматривается по решению Верховного Суда в порядке, установленном законом. ЗаконРФ о поправке к Конституции получает наименование, отражающее суть даннойпоправки.
Послеодобрения обеими палатами закона о поправке Председатель Совета Федерацииопубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона суказанием дат его одобрения палатами. Такое опубликование не являетсяофициальным опубликованием закона, поскольку он еще не вступил в силу. Толькопосле одобрения закона органами законодательной власти не менее чем 2/3субъектов Федерации Председатель Совета Федерации направляет закон Президентудля подписания и официального опубликования. Принятая поправка подлежитвнесению Президентом в текст Конституции и в месячный срок со дня вступления всилу закона о поправке Президент осуществляет официальное опубликованиеКонституции с внесенными в нее поправками.
ПоложенияКонституции 1993 г. об изменениях относятся только к нормам ст.65, определяющийсостав Российской Федерации. Ст.137 Конституции, закрепляющая порядокизменения, распространяет его на следующие случаи: принятия в РоссийскуюФедерацию и образования в ее составе нового субъекта; измененияконституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации и изменениянаименования субъекта.
Ч.1 ст.137Конституции РФ гласит, что изменения в ст.65 Конституции РФ, предусматривающиепринятие в Российскую Федерацию нового субъекта или образование в ее составенового субъекта Федерации, а также изменение конституционно-правового статусадействующего субъекта Федерации, вносится на основании федеральныхконституционных законов. Особенности принятия таких федеральных конституционныхзаконов установлены Федеральным конституционным законом «О порядке принятия вРоссийскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РоссийскойФедерации» [2].
Следуетучесть, что подобные изменения не затрагивают содержательных положений нормКонституции, имеющих регулирующее значение.
Что касаетсяизменения наименования субъекта (ч.2 ст.137), то этот вопрос относится кисключительным полномочиям самого субъекта. По запросу Государственной Думы отолковании ч.2 ст.137 Конституционный Суд РФ в своем постановлении определил,что новое наименование подлежит включению в ст.65 Конституции указом ПрезидентаРФ. Однако Конституционный Суд определил, что изменение наименования субъекта врамках ч.2 ст.137 не должно нарушать основы конституционного строя, правадругих субъектов Федерации, права и свободы человека и гражданина.
2. Сравнительныйанализ конституций зарубежных стран
2.1 Общаяхарактеристика структуры зарубежных конституций
Юридическаяконституция может представлять собой один документ. Таково подавляющеебольшинство конституций стран мира (КНР 1982 г., султаната Оман 1996 г., Бразилии1988 г., Финляндии 1999 г., Афганистана 2004 г.). Однако иногда поправки кконституции в ее текст не вносятся, а прилагаются к ней в определеннойнумерации (Соединенные Штаты).
Законодательныйакт, составляющий консолидированную конституцию, чаще всего так и называется:«конституция». Но в некоторых случаях применяется термин «политическаяконституция» (Колумбия), «основной закон» (Германия).
В ряде странконституция представляет собой совокупность законов, принятых в разное время.Название каждому из них обычно дается в соответствии с предметом регулирования:Форма правления 1974 г., Акт о риксдаге 1974 г., Акт о престолонаследии 1810 г.с изменениями 1979 г., Акт о свободе печати 1949 г. – в Швеции, законы оКнессете, о земле, об армии, судоустройстве – в Израиле. Неконсолидированныеконституции действуют в Австрии, в Канаде, в Новой Зеландии, во Франции идругих странах.
В редкихслучаях под конституцией понимается совокупность законов, судебных прецедентови неписаных конституционных обычаев. Это – комбинированная конституция. Законы,считающиеся частью такой конституции, принимаются обычным способом.
Конституцииобычно состоят из преамбулы, глав, статей, которые могут делиться на частипункты, абзацы, обозначенные цифровой или буквенной нумерацией. Завершаетсяконституция обычно переходными и заключительными постановлениями. Во многихконституциях есть приложения, содержащие схемы, образцы, различные перечни,текст клятвы президента. Неотъемлемая часть конституции – поправки к ней.
Иногда они невносятся в текст, а прилагаются к конституции [22, с.34].
По вопросу означении конституции в жизни страны существуют разные взгляды. Во время борьбы противкоролевского абсолютизма в прошлом, а в некоторых странах Востока и теперьидеологи борьбы за демократию, исходя из волюнтаристских концепций, придаютконституции решающее значение в установлении общественного и государственногостроя страны. С их точки зрения, все зависит от идей, которыми руководствуютсясоздатели конституций: общественный строй будет справедливым, если принять«хорошую» конституцию. Конечно, на бумаге можно написать любой текстконституции. Но если этот текст не будет соответствовать социально-политическимусловиям, он останется мертвой буквой.
Для того,чтобы конституция действовала, она должна учитывать реальные условия страны,уровень правовой культуры населения и многие другие факторы общественной жизни.В этих условиях конституция – юридическая база развития законодательства,правоприменительной практики, правосознания. Она закрепляет существующий«каркас» общественного и государственного строя, устанавливает основыполитического процесса в обществе. Но это не значит, что конституция – лишьпростой слепок существующей ситуации. Прогрессивная демократическая конституцийспособствует подлинному выражению и учету воли народа, укреплениюдемократических порядков, осуществлению назревших социально-экономическихреформ. Конституции, закреплявшие авторитарные порядке (Румыния, Заир,Эфиопия), в конечном счете, препятствовали развитию страны, социальномупрогрессу и способствовали созданию условий для социального взрыва, что ипроизошло в Румынии, Эфиопии и других странах.
Конституциязакрепляет достигнутое в обществе согласие на основе общечеловеческих ценностей,воспитывает гражданственность членов общества [22, с.35].
2.2Разработка, принятие и изменение конституции зарубежных стран
Новаяконституция обычно принимается при возникновении нового государства, сменеполитических режимов, при существенных изменениях в общественном строе, еслитекст старой конституции нельзя привести в соответствии с ним путем принятияпоправок. Во многих развивающихся странах принятие новых конституций былосвязано с военными и государственными переворотами, с приходом к власти новойгруппы лиц, что не изменяло существенно общественный строй, а иногда иполитическую систему, с субъективными, а иногда и волюнтаристскими факторами.Поэтому в некоторых странах конституции заменялись новыми в среднем через 5-7лет (Алжир, Венесуэла, Гана, Йемен, Таиланд).
Существуют различныеспособы подготовки проекта конституции. В редких случаях проект от начала доконца создается специально образованным учредительным собранием или действующимпарламентом. В этих случаях ведущую роль обычно играет конституционный комитет,который создается представительным органом и фактически разрабатывает проект.Во многих странах роль учредительного собрания или парламента в подготовкепроекта и в ходе его обсуждения бывает весьма значительной. Так было приразработке конституций Италии 1947 г., Индии 1949 г., Бразилии 1988 г.,Болгарии 1991 г.
Иногдапарламент принимает специальный закон о порядке подготовки проекта. Так было воФранции, Польше. Нередко процесс подготовки проекта длится долго: в Польше онзанял семь лет.
В некоторыхстранах конституционные комиссии для разработки проекта основного законасоздавались не представительными органами, а президентами или правительствами.При предоставлении независимости колониям проекты конституций новых государствразрабатывались министерствами колоний (Великобританией для Нигерии в 1964 г.),местными властями с участием советников метрополии (Мадагаскар 1960 г.), в ходепереговоров на заседаниях «круглых столов», в которых участвовали представителиколониальной державы и деятели национально-освободительного движения (Зимбабве1979 г.).
В некоторыхгосударствах капиталистической ориентации также предпринимались меры для того,чтобы ознакомить население с проектами конституций и учесть его мнение. Однакокруг лиц, принимавших участие в обсуждении, ограничивался элитой общества.Иногда для обсуждения проекта или его основных положений созывались массовыесобрания представителей различных слоев населения, заключались пакты исоглашения между различными политическими силами по поводу основных положенийпроекта (Ливан, Испания) [22, с.41].
Иногда нарядус официальными правительственными проектами те или иные партии, группыполитических деятелей, ученых разрабатывали и представляли свои альтернативныепроекты конституции. В редких случаях они выносились на референдум наряду софициальными.
Одним изнаиболее демократичных способов принятия конституции считается принятие ееспециально избранным для этой цели учредительным собранием. В отличие отпарламента эта обычно орган однопалатный, и после принятия конституции оннередко распускается, уступая место парламенту, избранному на основе новойконституции, но иногда продолжает свою деятельность в качестве обычногопарламента. Учредительное собрание не всегда формируется только путем выборов.
Некоторыеконституции приняты парламентами, иногда провозглашавшими себя для этой целиучредительными собраниями (Шри-Ланка 1972 г., Танзания 1977 г., Бразилия 1988г.) [13, с.17].
Конституциинередко принимаются путем референдума – общегосударственного голосованияизбирателей (Франция 1958 г., Египет 1971 г., Филиппины 1986 г.).
Референдум — демократический институт, но на нем избиратель может лишь ответить «да» или«нет». Без предварительного обсуждения проекта населением очень нелегкоразобраться в таком документе, как конституция.
В рядеслучаев путем референдума принимались реакционные конституции (Греция,Родезия). Иногда на референдум выносятся конституции, подвергавшиесяпредварительному обсуждению в представительных органах, уже принятыепарламентами или учредительными собраниями (Испания 1978 г., Польша 1997 г.). Аиногда конституции, уже принятые референдумом, затем утверждаются избранными наоснове этих конституций парламентами (Эфиопия в 1987 г.).
Комбинированныйспособ получает все более широкое распространение.
В некоторыхстранах конституции, особенно временные, были приняты фактически военнымивластями, провозгласившими переход таким путем к гражданскому правлению.Военные советы в качестве последней инстанции утвердили принятыеконсультативными учредительными собраниями конституции, иногда внося в нихсущественные поправки (Турция в 1982 г., Нигерия в 1989 г.).
В отдельныхстранах социалистической ориентации первые конституции непосредственнопринимались высшими партийными органами – съездами (Конго в 1973 г.) или исполнительнымикомитетами партии (Ангола в 1975 г.).
В рядемонархических государств происходило октроирование конституций: они даровались«хорошим» монархом своему «верному народу» (Непал в 1962 г., Свазиленд в 1978г.). В ходе крушения колониальных империй октроирование приобрело иную форму:метрополия даровала конституцию своим прежним колониям, объявляя ихнезависимыми государствами. Октроирование почти всегда было вынужденным актом. Своеобразнымспособом принятия новой конституции является принятие основного закона в новойредакции (Нидерланды 1815 г. – в 1983 г., Аргентины 1853 г. – в 1994 г.).
Принятаяконституция в отличие от других законов не подлежит обязательной подписи главыгосударства, и он не может в данном случае использовать право вето.
При измененииконституции различаются: общий пересмотр; внесение поправок и дополнений вконституцию. Для принятия конституции в новой редакции и внесения поправоксозыва учредительного собрания не требуется, но в некоторых странах дляизменения «укрепленных» статей конституции это необходимо. Поправки вносятся порешению парламента или на основании итогов референдума. Само предложение овнесении поправок требует соблюдения определенных условий. Если проект обычногозакона в ряде стран может внести один член парламента, то проект об измененииконституции вносится только главой государства, правительством, определеннойгруппой депутатов, субъектами Федерации.
Поправкадолжна быть принята не простым, а квалифицированным большинством в каждойпалате парламента (2/3 общего числа голосов в Австрии, Нидерландах, 3/5 – вГреции, Испании) или на совместном заседании палат (3/5 – во Франции, 4/5 – вКазахстане).
После тогокак парламент принял поправку к конституции, в некоторых федерациях его решениедолжно быть утверждено определенным большинством субъектов федерации.
В унитарныхДании, Египте, в федеративной Швейцарии, некоторых других странах оноутверждается референдумом.
Почти всегдав новые конституции включаются нормы, запрещающие пересматривать некоторыеположения. В некоторых странах (Греция, Румыния) неизменными объявлены целыеразделы конституции. Нередко запрещается изменение конституции в периодчрезвычайного положения, иногда – в течение определенного срока после еепринятия (в Бразилии, Греции – пять лет). В иных странах в конституциях,согласно установленным ими правилам, некоторые положения могут изменятьсяупрощенным образом (Индия).
В большинствеслучаев конституционные поправки не подлежат вето главы государства и должныбыть опубликованы, но в некоторых странах вето главы государствараспространяется и на законы о поправках (Индия, Нидерланды, Пакистан) [16,с.56]. При военных переворотах нередко используется чрезвычайный порядокизменения и отмены конституции: военные советы отменяют или приостанавливают еенекоторые главы или статьи, а порой и весь текст. Впоследствии приостановленнаяконституция не возобновляется, военные при переходе к гражданскому правлениюразрабатывают новый основной закон.
2.3Конституция Бразилии: подготовка, принятие, изменение
Бразилия — пятая по величинетерритории, шестая по численности населения и восьмая по уровню экономическогоразвития страна в мире. В этой многоэтнической стране в середине текущегостолетия 55-60% населения принадлежали к белой расе, примерно 25% составлялимулаты, 15% — негры и около 0,5% = индейцы. Большинство населения — потомкипортугальцев, когда-то завоевавших Бразилию, но среди населения имеетсянекоторая доля немцев, датчан и бельгийцев, эмигрировавших в эту страну, атакже японцев и китайцев. Происходящая эволюция этнического состава ведет ктому, что доля белого населения растет медленнее, чем доля других расовыхгрупп. Бразилия занимает третью часть территории Латинской Америки, и примернотретью часть населения последней составляет население этой страны.
С 1500 по 1822 гг. Бразилия былаколонией Португалии. В 1815 г. Бразилия получила статус королевства, ставсоставной частью Объединенного королевства Португалии, Бразилии и Алгарви, нофактически продолжала оставаться в прежнем положении. В колониальный период встране неоднократно поднималось освободительное движение за независимость.
Революция 1820 г. в Португалииповлекла новую активизацию такого движения, и в результате 7 сентября 1822 г.Бразилия стала независимой империей.
Участие бразильских представителей вразработке либеральной португальской Конституции в 1821 г. послужило импульсомк попыткам создать конституционный строй и в Бразилии. Учредительное собрание,созванное в июне 1822 г. принцем-регентом Педру и приступившее к разработкеКонституции в мае 1823 г., было вскоре им же распущено.
В октябре 1823 г. Педру I, ставший ктому времени Императором, учредил Государственный совет, который и выработалКонституцию, октроированную в 1824 г. и провозгласившую страну конституционнойи представительной монархией. В соответствии с концепцией Бенжамена КонстанаКонституция предусмотрела разделение государственной власти на законодательную,исполнительную, судебную и посредническую.
Со времени завоевания независимостиБразилия прошла длительный путь конституционной эволюции, ознаменовавшийсяпринятием еще 6 конституций. Всякий раз развитие проходило в остройполитической борьбе, порою переходившей в восстания и военные перевороты.Первая Конституция неоднократно изменялась, в частности Дополнительнымконституционным актом 12 августа 1834 г., а также актами 12 мая 1840 г. и 23ноября 1841 г. Наиболее заметной вехой в политическом развитии сталиантимонархические выступления в ноябре 1889 г., приведшие к падению монархии.Временное правительство провозгласило в Бразилии республику с федеративнойформой территориального устройства, а Национальный учредительный конгресспринял Конституцию Федеративной Республики Бразилии, в которой в большой меребыл использован опыт Соединенных Штатов. Она была промульгирована 24 февраля1891 г.
В 1930 г. в стране произошлареволюция, в результате которой Учредительное собрание, сформированное в 1933г. с использованием идеи корпоративного представительства, заимствованной уфашистской Италии, одобрило в 1934 г. Конституцию, предложенную Правительством.Провозглашая разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную,Конституция усилила ее исполнительную ветвь.
10 ноября 1937 г. Президент Жетулио Варгасоктроировал Конституцию «Нового государства», которая по существусанкционировала сосредоточение в руках Президента всей власти. ПолномочияНационального конгресса и автономия судебной власти и штатов были урезаны,Федеральный сенат переименован в Федеральный совет. Последовавший роспускпарламента превратил в фикцию многие положения Конституции.
В начале 1945 г. под давлениемразличных оппозиционных сил в стране произошла некоторая либерализация режима,в частности была разрешена деятельность политических партий, снят запрет назабастовки. В октябре 1945 г. в результате заговора военных режим Ж.Варгаса былсвергнут.
2 декабря того же года состоялисьвыборы, в итоге которых один из организаторов переворота генерал Эурико ГаспарДутра стал Президентом страны; одновременно было сформировано Учредительноесобрание для разработки новой Конституции. При ее создании были взяты за основуположения Конституции 1934 г. Проект разрабатывался самим Собранием.
Конституция была им принята 18сентября 1946 г. и с довольно многочисленными поправками действовала до следующеговоенного переворота. Конституция 1946 г. представляла собой довольнодемократический акт, провозглашавший достаточно широкий круг прав и свобод,содержала принцип разделения властей, восстановила права штатов и муниципий.
В условиях усиления роли государствав экономической сфере и политизации бразильского общества произошло объединениесил, выступавших против существовавшего режима. 31 мая 1964 г. в штатеМинас-Жерайс вспыхнул военный мятеж, окончившийся государственным переворотом.За несколько недель до этого командующие тремя видами вооруженных сил издалиИнституционный акт № 1, который впоследствии стал юридической основойоформлявшегося авторитарного режима. Затем последовали другие такие жеакты(всего более 10). Они регулировали важнейшие стороны жизни государства иправового положения его жителей. Конституция 1946 г. при этом юридически неотменялась; в Институционном акте № 1 специально подчеркивалось, что онапродолжает действовать, но подвергается некоторым изменениям. Продолжалдействовать Конгресс, но из его состава были удалены наиболее активныепротивники установленного режима.
24 января 1967 г. былапромульгирована еще одна Конституция, которая усилила роль Союза в ущерб штатами власть Президента, предусмотрев возможность, приостановления конституционныхправ и свобод. Отменялись прямые выборы Президента, который стал избиратьсяколлегией в составе Национального конгресса и делегатов от законодательныхсобраний штатов. 17 октября 1969 г. военная хунта провела Конституционнуюпоправку № 1, которая увеличила срок полномочий Президента с четырех до пятилет, ввела косвенные выборы губернаторов штатов и отменила парламентскийиммунитет. Эту новую редакцию Конституции иногда считают отдельнойконституцией.
Особенность военно-авторитарногорежима состояла в том, что хотя военные оказывали решающее влияние на жизньстраны, в то же время продолжали действовать и гражданские органы — парламент,продолжали работать суды. Действовали, хотя и с некоторыми ограничениями, праваи свободы.
В первый период правления военныхосновная ставка делалась на репрессивные меры по подавлению оппозиции,подчинению профсоюзов, усмирению рабочего и крестьянского движения.Развернувшаяся забастовочная борьба, консолидация противников режима,демократическое движение повлекли значительное сужение социальной базы режима.Происходила постепенная эволюция и в среде военных, у которых возобладалисторонники умеренной политики. Эти факторы постепенно привели к заметнойдемократизации внутри страны.
Была разрешена деятельность многихполитических партий (за исключением коммунистов). Политический режим постепенноменял свой характер, приняв с 1979 г. либерально-авторитарную окраску. Вовторой половине 80-х гг. значительно изменилось соотношение политических силвнутри страны; демократические силы постепенно наращивали свои усилия. Правящаяверхушка страны также проявила готовность к политическим реформам.
В результате были проведены выборы вНациональное учредительное собрание, которое после выработки Конституции должнобыло выполнять функции парламента. Поэтому это Собрание было избранодвухпалатным. В состав Собрания входили члены Национального конгресса — 72сенатора и 487 депутатов, получивших свои мандаты 15 ноября 1986 г. Онозаседало в течение восьми месяцев и пяти дней.
До избрания Собрания 18 июля 1985 г.Президентом страны был издан декрет об образовании Временной комиссии поконституционным преобразованиям, состоявшей из 49 наиболее крупных бразильскихюристов и отражавшей широкий спектр различных мнений.
Комиссия разработала предварительныйпроект Конституции, который подвергся критике со стороны и левых, и правыхпартий. Этот проект, однако, не был представлен в Учредительное собрание с тем,чтобы не оказывать давления на депутатов, но имел моральное и познавательное значениеи был использован Собранием.
Учредительное собрание, начавшееработать в феврале 1987 г., разрабатывало текст Конституции в 8 тематическихкомиссиях, разделенных на подкомиссии. В них было рассмотрено 14920 поправок;затем в комиссиях по синтезу было изучено 35111 предложений и поправок.
Проект Конституции, выработанныйСобранием, 9 июля 1987 г. был вынесен на всенародное обсуждение. Работаучредительного органа проходила в обстановке гласности; граждане имеливозможность свободно посещать его заседания. В проект могли вноситься «народныепоправки», т. е. поправки, подписанные не менее чем 30 тыс. избирателей. Приэтом один избиратель не мог подписывать более трех предложений.
Поправки в порядке народнойинициативы затрагивали вопросы аграрной реформы, право на труд, право наобразование, другие социальные права, защиту окружающей среды, вопросы жилища,амнистии, образования новых штатов. В течение месячного срока было предложеноболее 10 тыс. поправок, под которыми подписались около 12 млн. избирателей.Наибольшее число подписей собрали предложения об аграрной реформе (более 1млн.). В конце концов, в текст были включены 122 народные поправки. Самимичленами Собрания было предложено более 60 тыс. поправок.
Заключительное голосование по текстуКонституции состоялось 22 сентября 1988 г. «За» было подано 474 голоса, «против»- 15, воздержались 6 членов Собрания. Конституция вступила в силу 5 октября1988 г. Состоящий из почти 42 тыс. слов, высший закон 1988 г. оказался самымобъемным в истории страны. Он положил начало новому периоду в истории страны — периоду «Новой республики».
На декабрь 2000 г. в Конституцию былавнесена 31 поправка. Конституция 1988 г. построена в соответствии сконституционными традициями Бразилии, в более широком плане — в соответствии слатиноамериканскими традициями, всегда ориентировавшимися нагосударственно-правовую систему Соединенных Штатов. Влияние последней весьмазаметно и начинается с первой же строчки, которая повторяет знаменитую фразу изКонституции Соединенных Штатов 1787 г.
Цели образования нового бразильскогогосударства значительно шире, чем указанные в преамбуле высшего закона СоединенныхШтатов (несомненно влияние времени), но форма подачи одна и та же. Этими целямиявляются: учреждение демократического государства, призванного «обеспечитьосуществление социальных и индивидуальных прав, свободу, безопасность,благосостояние, развитие, равенство и справедливость в качестве наивысшихценностей общества братского, плюралистического и без предрассудков,основанного на социальной и обязывающей гармонии, на внутреннем и международномпорядке с мирным разрешением разногласий». Республиканская президентская формаправления, федеративная форма территориального устройства, четко прописанноеразделение компетенции по горизонтали (принцип разделения властей) и повертикали (распределение компетенции между Союзом и субъектами федерации),примат личных прав и свобод перед остальными — несомненные заимствования изконституционной системы Соединенных Штатов [16, с.85].
В то же время акт 1988 г. вобралмногие институты из европейского конституционного права. Детальноерегулирование социальных прав и свобод, специальная глава о политическихпартиях, регулирование института конституционного контроля, двух видовчрезвычайного положения, а также многочисленные и объемные нормы, касающиесяэкономических отношений, культуры, социальной политики, градостроительства,здравоохранения, спорта и других, о которых будет сказано ниже, навеянысоответствующими положениями конституций Португалии 1976 г., Испании 1978 г.,Греции 1975 г., принятие которых предшествовало началу работы Учредительногособрания.
Несомненен европейский подход кформулированию ряда важных институтов. В Конституции 1988 г. устанавливаютсяобщие принципы с соответствующей отсылкой к дополняющему (конституционному),органическому и обычному законодательству. Именно такой подход характерен дляфранцузской Конституции 1958 г. (отсылки к органическому и обычномузаконодательству), Конституции Италии 1947 г. (отсылки к конституционному,органическому и обычному законодательству), Конституции Испании 1978 г. (такжеотсылки к органическому и обычному законодательству) и Португалии 1974 г.(после нескольких пересмотров, практически целиком изменивших первоначальныйтекст, в этом акте содержатся многочисленные отсылки к законам, регулирующимдетали устанавливаемых норм).
Такой подход к регулированию находимв разделах VII и VIII об экономическом и социальном устройстве, в главах обурбанизации, социальном обеспечении, в отделе II второй главы того же восьмогораздела о социальном устройстве — о здравоохранении, отделе III этой же главы — о социальной политике, в главе III этого раздела — об образовании, культуре испорте (ст. 205 и сл.), гл. IV — о науке и технологии.
Конституция отвечает на очень большоечисло вопросов в экономической, социальной и культурной областях, чтообъясняется требованиями нашего времени. Детальное регулирование вопросов сотсылочным характером норм — специфическая черта бразильской Конституции.Характерно, что Конституция зачастую дает законодателю подробные инструкцииотносительно содержания законов, к которым она отсылает.
Конституция 1988 г. имеет типичнуюдля бразильской традиции форму: она включает преамбулу и две части — основную сдевятью разделами, которые делятся на главы (некоторые главы делятся еще наотделы), а те — на статьи, имеющие подчас сложное внутреннее членение (общийпринцип, конкретизирующие пункты и развивающие параграфы), и Акт о переходныхконституционных положениях, имеющий отдельную нумерацию статей. Точно такую жеструктуру имела, например, Конституция 1946 г.
Основная часть Конституции включалапервоначально 245 статей. Затем их число несколько увеличилось, хотя нумерациястатей не менялась. Число статей Акта о переходных конституционных положенияхувеличилось с 70 до 83.
Кроме того, действует ряд статейконституционных поправок, положения которых не инкорпорированы в текстКонституции (ст.3-6 Конституционной поправки № 17 1997 г., ст.25-31, 33, 34Конституционной поправки № 19 1998 г., ст.3-17 Конституционной поправки № 201998 г.); они имеют преимущественно переходный характер.
Композиционно Конституция 1988 г.построена по европейскому образцу: она открывается преамбулой, за которойследуют раздел об основных принципах и чрезвычайно обширный раздел о правах иосновных гарантиях, за которыми помещены разделы об организации государства, озащите государства и демократических институтов, о налогах и бюджете, обэкономическом и финансовом устройстве, о социальном устройстве и, наконец, обобщих конституционных положениях, которые носят заключительный характер.
В Конституцию 1988 г. включены праваи свободы всех трех «волн» развития этого института, всех, как часто говоритсяв современной западноевропейской литературе, трех «генераций». Помимоупомянутых, в общем ставших традиционными, в акте встречаются совершенноисключительные права и свободы, не получившие еще отражения в конституцияхстран Европы.
Например, п.XLIV ст.5 бразильскойКонституции говорит о том, что действия вооруженных групп, военных илигражданских, против конституционного строя и демократического государстваобразуют не имеющее давности преступление, за совершение которого виновные немогут временно освобождаться под залог. Пункт XLIII этой же статьи содержитзначительный перечень преступлений (применение пыток, незаконная торговлянаркотическими средствами и подобными веществами, терроризм и деяния,определяемые как «гнусные» — квалифицированное убийство, разбой и др.),совершение которых исключает возможность применения к преступникам помилованияили амнистии, а также временного освобождения под залог.
Конституция 1988 г. — одна изнемногих в мире, которая подробно урегулировала основы экономических исоциальных отношений в обществе.
Форма правления первоначально была установленаКонституцией как временная, поскольку согласно ст.2 переходных положений на 7сентября 1993 г. был назначен плебисцит о форме правления (республика илимонархия) и о «системе правления» (парламентарная или президентская). Этоусловие было включено в Конституцию с тем, чтобы после четверти векаавторитарного правления военных народ в течение пяти лет привык кдемократическим отношениям и сознательно отреагировал на монархическиетенденции, существующие в стране и получившие отражение в Учредительномсобрании.
Плебисцит в соответствии с названнойстатьей состоялся несколько раньше предусмотренного срока — 21 апреля 1993 г.Из проголосовавших 90 млн. избирателей 66,1% высказались за республиканскуюформу правления и 10,2% — за восстановление в стране монархии; 56,4%избирателей проголосовали за президентскую форму правления и 24,7% — в пользупарламентарной республики. Около 20% избирателей подали недействительные илинезаполненные бюллетени, а уровень абсентеизма на этом национальном голосованиипревысил 20%, несмотря на то, что в Бразилии существует обязательноеголосование.
Конституция Бразилии — высший закон встране; это обстоятельство закрепляется в ней самой установлением, в частности,системы контроля конституционности. Вместе с тем, акт 1988 г. (ст.59) определилнисходящую иерархию нормативных актов, издаваемых федеральной законодательнойвластью: на первом месте стоят поправки к Конституции, затем — дополняющиезаконы, ниже следуют обычные законы, делегирующие законы, временные меры,законодательные декреты, резолюции.
Что касается органических законов,то, хотя в двух статьях Конституции они упоминаются, в названном перечне этаразновидность актов не обозначена. Из содержания ст.29 и 32 Конституции можносделать вывод, что органический закон — акт не федерального, а муниципального иокружного (федерального округа) уровня.
Конституция содержит каксамоисполнимые нормы, применяемые непосредственно, так и нормы, требующиеиздания конкретизирующего акта.
Последнее необходимо в случаях, когданормы Конституции отсылают к соответствующему закону. Однако положения о личныхи коллективных правах и свободах, указанных в ст.5 (она содержит 77 пунктов),всегда применяются непосредственно; на это указывает § 1 этой статьи.
Конституция изменяется посредствомвнесения в нее поправок(ст.60). Такие поправки могут предлагаться какминимум 1/3 членов Палаты депутатов или Федерального сената, а такжеПрезидентом республики, более чем половиной законодательных собранийфедеральных единиц, каждое из которых должно высказаться относительнымбольшинством своих членов. Предложение о поправке голосуется в каждой из палатНационального конгресса в двух турах, в которых всякий раз требуется одобрение3/5 членов соответствующей палаты.
Поправка к Конституции промульгируетсябюро обеих палат с соответствующим порядковым номером. Конституция не можетизменяться во время действующих федерального вмешательства, состояния защитыили военного положения. Не может быть предметом рассмотрения поправка, влекущаяупразднение федеративной формы государства; прямого, тайного, всеобщего ипериодически проводимого голосования; разделения властей; индивидуальных прав игарантий. Содержание отвергнутой поправки или поправки, признанной неуместной,не может быть предметом новой поправки в течение одной и той же законодательнойсессии.
На практике поправки принималисьсвоеобразными «волнами» — по несколько одновременно, причем внесенные измененияне равнозначны. Наиболее важным было изменение § 1 ст.177 (Конституционнаяпоправка № 9 1995 г.), сократившее монопольную деятельность бразильскогогосударственного концерна «Петробраз» в нефтяной промышленности, посколькупосле принятия поправки Правительство может заключать контракты со штатом иличастными предприятиями об осуществлении деятельности, связанной с изысканиями иэксплуатацией месторождений нефти, природного газа и других жидкихуглеводородов, очисткой национальной или иностранной нефти, импортированием иэкспортированием названных выше продуктов и основных производных от них.
Новая редакция ст.207 допустилаиностранных преподавателей, специалистов и научных работников к работе вбразильских университетах (Конституционная поправка № 11 1996 г.).
Новая редакция ст.82 сократила срокполномочий Президента республики с пяти до четырех лет, равно как отказалась отзапрещения переизбрания (Конституционная поправка № 16 1997 г.) [16, с.87].
Заключение
Еслиопределять конституцию как правовую категорию самым общим образом, то можносказать, что это система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу ирегулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, игосударством, – с другой, а также основы организации и деятельности самогогосударства.
Определениепредмета регулирования здесь такое же, как и предмета регулированияконституционного права, но отличие заключается в наивысшей юридической силеконституционных норм, признаваемой в подавляющем большинстве государств. Этиправовые нормы могут быть сосредоточены в одном или нескольких нормативныхактах, иногда называемых основными законами, а могут содержаться внеопределенном множестве обычных законов и, кроме того, в судебных прецедентахи конституционных обычаях. В тех странах, где формально-юридическая конституцияотсутствует, различие между конституцией и конституционным правом провестиневозможно.
Конституция втак называемом материальном смысле (значении) представляет собой писаный акт,совокупность актов или конституционных обычаев, которые, прежде всего,провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равноопределяют основы общественного строя, форму правления и территориальногоустройства, основы организации центральных и местных органов власти, ихкомпетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.
Однако вматериальном смысле термин «конституция» употребляется редко. Гораздо чаще говоримо конституции в формальном смысле, т.е. о законе или группе законов, обладающихвысшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам и другим актам.
Конституция вданном смысле – это в своем роде закон для законов. Она не может быть измененапутем издания обычного закона, и, наоборот, внесение поправок в конституциютребует соответствующего изменения тех законов и подзаконных актов, которыебыли ранее изданы на основании или в развитие действовавших тогда ее положений,но перестали теперь ей соответствовать.
Материальноеи формальное понимание конституции находятся в определенном соотношении.Вероятно, оправданно, чтобы специальная форма выражения соответствовалапредмету регулирования – ведь в конституции определяются основы общественного игосударственного строя страны. Кроме того, это соотношение проявляется вследующем: все государства обладают конституцией в материальном смысле, но не увсех у них есть конституция в смысле формальном. Британская конституциясуществует в первом смысле, но не во втором: ее нормы могут быть изменены в томже порядке и теми же органами, которые создали действующие нормы. К конституциив материальном смысле относятся лишь те правовые нормы, которые регулируютуказанные выше общественные отношения.
Напротив,конституции в формальном смысле могут содержать такие нормы, которые, казалосьбы, регулируют отношения, не имеющие конституционного характера. Однако самфакт включения тех или иных норм в формальную конституцию свидетельствует, чтозаконодатель преследовал этим важные политические цели, и поэтому такие нормыне стоило бы рассматривать как нетипичную случайность. Нормы, не входящие всобственную область конституционного регулирования, можно назвать конституционнымивторого порядка. Они входят в состав высшего закона, но регулируют иныеотношения, чем указанные выше.
Такие нормыхарактерны для зарубежных конституций, главным образом принятых после Второймировой войны. Они обычно отсутствовали в актах первого периодаконституционного развития, т.е. до Первой мировой войны. В них никогда не былочто-либо лишнего, выходящего за пределы собственно конституционногорегулирования. Ярким примером такого акта является Конституция СоединенныхШтатов Америки 1787 г., дожившая до наших дней.
Правовыеположения второго порядка встречаются теперь и в странах, обладающихдлительными конституционными традициями (примером могут служить положения офинансах в ст. 105-115 Основного закона для Федеративной Республики Германии1949 г.).
КонституцияГреции 1975 г. также содержит развернутые нормы о налогообложении (ст. 78–80),а новая Конституция Швейцарской Конфедерации 1999 г., следуя устоявшейсятрадиции включать названные нормы второго порядка, таковых содержит достаточноечисло. В новом акте остались нормы, правда, в сокращенном виде по сравнению сКонституцией 1874 г., которые с точки зрения представлений о содержании этихактов не должны находиться в тексте.
В то же времянекоторые новые конституционные акты ограничиваются классическим перечнем норм,не включая чего-либо выходящего за пределы традиционного конституционногорегулирования. Примером может служить Основной закон для КоролевстваНидерландов 1815 г. после его полного пересмотра в 1983 г.
Высшаяюридическая сила конституции в формальном смысле проявляется в том, что,во-первых, ее нормы всегда имеют перевес над положениями иных законов, а темболее нормативных актов исполнительной власти. Во-вторых, законы илиподзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами ипо установленной ею процедуре.
Высшаяюридическая сила конституции в материальном смысле состоит в том, чтонижестоящие по уровню правовые нормы должны соответствовать по существу (вовсяком случае, не противоречить) нормам основного закона. Любой акт,противоречащий конституции либо по существу, либо по форме, должен быть признаннедействительным.
По вопросу означении конституции в жизни страны существуют разные взгляды. Во время борьбыпротив королевского абсолютизма в прошлом, а в некоторых странах Востока итеперь идеологи борьбы за демократию, исходя из волюнтаристских концепций,придают конституции решающее значение в установлении общественного игосударственного строя страны. С их точки зрения, все зависит от идей, которымируководствуются создатели конституции: общественный строй будет справедливым,если принять «хорошую» конституцию.
Конечно, набумаге можно написать любой текст конституции. Но если этот текст не будетсоответствовать социально-политическим условиям, он останется мертвой буквой.
Для того,чтобы конституция действовала, она должна учитывать реальные условия страны,уровень правовой культуры населения и многие другие факторы общественной жизни.В этих условиях конституция – юридическая база развития законодательства,правоприменительной практики, правосознания. Она закрепляет существующий«каркас» общественного и государственного строя, устанавливает основыполитического процесса в обществе. Но это не значит, что конституция – лишьслепок существующей ситуации.
Глоссарий
№ Новое понятие Содержание 1 Институт права — это обособленная группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих либо определенный вид общественных отношений, либо одно общественное отношение 2 Консти-туционное право как отрасль права — это система правовых норм, устанавливающих и гарантирующих основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, закрепляющие государственное устройство страны, ее территориальную организацию, основы организации гражданского общества, государственной власти, местного самоуправления 3 Конституция РФ — главный источник конституционного права 4 Отрасль права — совокупность юридических норм и институтов, регулирующих определенную область общественных отношений, обладающих качественным своеобразием 5 Норма права — общеобязательное повеление, выраженное в форме государственно-властного предписания и регулирующее наиболее важные общественные отношения, в идеале на началах справедливости и свободы 6 Подотрасль права — родственные институты одной и той же отрасли права 7 Право — система юридических норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения на основе справедливости и закона 8 Право-отношения — охраняемые государством общественные отношения, возникающие вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующиеся наличием субъективных прав и юридических обязанностей для их участников 9 Структура конституции — принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения 10 Система — нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей 11 Юридические факты — конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношения
Список использованных источников
Нормативно-правовыеакты
1 КонституцияРоссийской Федерации. (Принята на Всенародном референдуме) [текст] (поправки от30.12.2008) // Российская газета. 25.12.1993 г. // Справочно-правовая система«Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед.обновл. 14.05.2009.
2 Федеральнымконституционным законом РФ от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия вРоссийскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РоссийскойФедерации» [текст] (изм. от 31.10.2005) // Парламентская газета. 20.12.2001. №238-239 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания«Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009.
3 Федеральныйзакон РФ от 5.08.2000 № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета ФедерацииФедерального Собрания Российской Федерации» [текст] // Российская газета. 2000.8 августа // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания«Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009.
4 Федеральныйзакон РФ от 4.03.1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силупоправок к Конституции Российской Федерации» [текст] // Собрание законодательстваРФ. 09.03.1998. № 10. Ст. 1146 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»/ Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл.14.05.2009.
5 УказПрезидента РФ от 15.10.1993 г. № 1633 «О проведении всенародного голосования попроекту Конституции РФ» [текст] // Собрание актов Президента и ПравительстваРФ. 18.10.1993. № 42. Ст.3995 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»/ Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл.14.05.2009.
Научная литература
6 БаглайМ.В.Конституционное право Российской Федерации [текст]: учеб. для вузов. – М.:НОРМА, 2007. – 784 с.
7 ЕршовВ.А.Конституционное право зарубежных стран [текст]: учеб. пособие. – М.: РОСБУХ,2009. – 144 с.
8 Конституционноеправо России [текст]: учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. –М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 504 с.
9 Конституционноеправо России [текст]: учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И.Кукушкин. – М.:НОРМА, 2008. – 544 с.
10 Конституционное право России[текст] / Под ред. Г.Н. Комковой. – М.: Юристъ, 2006. – 399 с.
11 Конституционное право[текст]: учебник / Под ред. Б.Н. Габричидзе, А.Н. Ким-Кимэн, А.Г. Чернявского.– М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. — 416 с.
12 Корнеева Н.В. Конституционное правоРоссии [текст]: учеб. пособие. – СПБ.: ПИТЕР, 2009. – 176 с.
13 Конституция ФедеративнойРеспублики Бразилии [текст] // Право и жизнь. 1998. № 16.
14 Козлова Е.И., Кутафин О.Е.Конституционное право России [текст]. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. –608 с.
15 Карпов А.В. Конституционное(государственное) право России [текст]: учеб. пособие. – М.: Дашков и К, 2008.– 180 с.
16 Конституционное(государственное) право зарубежных стран [текст]: учебник. Т.4. ЧастьОсобенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. Б.А.Страшун. – М.: ИНФРА-М, 2001.– 656 с.
17 Майфет Ю.Ю., Фролова М.А.Конституционное право зарубежных государств [текст]. – М.: Юристъ, 2006. – 192с.
18 Смоленский М.Б. Конституционное(государственное) право России [текст]: учебник. – М.: МарТ, 2008. – 224 с.
19 Смоленский М.Б., Иванников И.А.Конституционное право зарубежных стран [текст]. – М.: Дашков и К, 2009. – 336с.
20 Чиркин В.Е. Конституционное правоРоссии [текст]: учебник. – М.: Юристъ, 2008. – 448 с.
21 Чиркин В.Е. Основы государственнойвласти [текст]. – М.: Юристъ, 1996. – 112 с.
22 Чиркин В.Е. Конституционное правозарубежных стран [текст]. – М.: Юристъ, 2007. – 607 с.
23 Яценко И.С. Конституционное право РФ[текст]. – М.: Бератор-Пресс, 2003. – 496 с.
ПриложениеА/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Заключительные и переходные положения
Раздел второй
Глава 1. Основы конституционного строя – ст.1-16
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина – ст.17-64
Глава 3. Федеративное устройство – ст.65-79
Глава 4. Президент Российской Федерации – ст.80-93
Глава 5. Федеральное Собрание – ст.94-109
Глава 6. Правительство Российской Федерации – ст.110-117
Глава 7. Судебная власть – ст.118-129
Глава 8. Местное самоуправление – ст.130-133
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции – ст.134-137
Главы
Раздел первый
Преамбула />Приложение Б