Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
Ростовскийгосударственный университет путей сообщения
Кафедра«Вагоны и вагонное хозяйство»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
красчетно-графической работе
по дисциплине:«Вагонное хозяйство»
2008
Содержание
Введение
1. Расчет эксплуатационной работывагонного депо
2. Расчет численности рабочих
3. Расчет расхода материалов изапчастей на техническое обслуживание
4. Расчет расхода сжатого воздуха наопределение тормозов
5. Расчет параметров пункта текущегоотчепочного ремонта грузового вагона
6. Определение потребности депо в оборудовании
7. Технологический процесс ремонта всортировочной станции
Заключение
Список использованных источников
Введение
Вагонное хозяйствоявляется одной из важнейших отраслей железнодорожного транспорта. На долювагонного хозяйства приходится 20% эксплуатационных расходов, почти одна шестаячасть контингента работников железнодорожного транспорта. Основные фондывагонного хозяйства составляют одну пятую основных фондов железнодорожноготранспорта.
Эффективность работыжелезных дорог в значительной мере зависит от:
— структуры вагонногопарка;
— технико-экономическихпараметров вагонов;
— технического состояниявагонного парка.
Основная задача вагонногохозяйства состоит в обеспечении перевозок исправным вагонным парком. Вагонноехозяйство непрерывно развивается. В настоящее время особое внимание уделяетсяоптимизации межремонтных периодов и сроков службы вагонов, повышению качестваремонтных работ, внедрению новых и совершенствованию существующих форморганизации производства, создание поточно-конвейерных линий по ремонту вагонови их отдельных частей. Большое внимание уделяется совершенствованиюмеханической базы для технического обслуживания и текущего ремонта вагонов.
В расчетно-графическойработе разработано эксплуатационное депо для ремонта грузовых вагонов, а такжерасчет параметров ремонтных путей и разработан технологический процесс ремонтавагона.
1. Расчетэксплуатационной работы вагонного депо
Рассчитываю среднееколичество вагонов в грузовом поезде на участке
/> (1.1)
где />масса поезда, /> />
/>средняя масса брутто одного вагона
/> (1.2)
где />доли 4-осных и 8-осныхвагонов в составе поезда, /> /> Принимаю /> тогда />
/>тара 4-осных и 8-осных вагонов, />принимаю />/> принимаю />
/>коэффициент использованиягрузоподъемности 4-осных и 8-осных вагонов, /> />/>принимаю />
/>грузоподъемность 4-осных и 8-осныхвагонов, /> принимаю/> /> принимаю />
/>
/>
/>
Рассчитываю общееколичество вагонов, находящихся в движении
/> (1.3)
где />число поездов на участке,/> />
/>
Рассчитываю общий пробеггрузовых вагонов на участке, необходимых для выполнения перевозок в сутки, т.е.объем суточной работы
/> (1.4)
/>
Рассчитываю общий годовойпробег грузовых вагонов на участке, необходимых для выполнения перевозок
/> (1.5)
/>
Результаты расчетовсводятся в таблицу 1.
Таблица 1 – Объемэксплуатационной работы участкаПараметры Работа на длине плеч Всего АБ АВ Средняя масса вагона в поезде, т 94 94 188 Количество вагонов в поезде 43 38 81 Количество осей в поезде 209 184 393 Пробег, вагоно-км 1324400 564300 1888700
Определяю инвентарныйпарк вагонов на всех участках
/> (1.6)
где />рабочий парк, принимаю />
/>коэффициент, учитывающий вагоны,находящиеся в нерабочем парке, /> Принимаю />
/>
Определяю объем работы впарках прибытия и отправления станции.
Расчет заносим в таблицу2.
Таблица 2 – Объем работыв парках станции (за смену)Наименование парков Количество поездов с переработкой транзитных Парк прибытия 1 47 – Парк отправления 1 47 8 Парк прибытия 2 38 – Парк отправления 2 38 7
Определение суточнойпрограммы текущего отцепочного ремонта:
/> (1.7)
где />количество вагонов впоездах с переработкой в сортировочном парке,
/> (1.8)
/>
/>количество вагонов в транзитныхпоездах,
/> (1.9)
/>
/>
2. Расчет численностирабочих.
Число ремонтных бригад приравномерном подходе поездов
/> (2.1)
где />среднее количествопоездов, прибывающих за смену;
/>продолжительность обработки одногосостава, ч;
/>продолжительность рабочей смены,ч.
/>
Число явочных работниковв ремонтной бригаде парков прибытия и отправления
/> (2.2)
где />среднее количествовагонов в поезде;
/>средние затраты труда натехническое обслуживание одного вагона, чел.-ч./ваг. Можно принять />
/>коэффициент, учитывающий снижениетрудоемкости работ вследствие внедрения средств механизации и автоматизации притехническом обслуживании вагонов, />
/>
Общая численность явочныхрабочих, занятых технических обслуживанием вагонов
— для одной рабочей смены
/> (2.3)
/>
— с учетом сменностиработ
/> (2.4)
где />коэффициент сменности.
/>
Расчет занятыхработников, занятых техническим обслуживанием заносим в таблицу 3
Таблица 3 – Расчетявочных работников в ПТОПрофессия В одну смену, чел.
Итого /> ПП1 ПО1 ПС1 ПП2 ПО2 ПС2 Итого Осмотрщик-ремонтник 3 6 – 4 8 – 21 93 Осмотрщик вагонов 3 – 1 4 – 1 9 40 Слесарь по укрупненному ремонту – 3 – – 4 – 7 31 Осмотрщик по тормозам – 2 – – 2 – 4 18 Сменный мастер 1 1 – 1 1 – 4 18
Всего /> 7 12 1 9 15 1 45 200 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Технологическая (явочная)численность работников МПРВ
/> (2.5)
где />трудоемкость текущегоотцепочного ремонта вагона, принимаю />
/>действительный фонд рабочеговремени за сутки, принимаю />
/>
Таблица 4 – Распределениерабочих по профессиям в МПРВ Процент от общего количества Расчетное количество Принятое количество Осмотрщик-ремонтник вагонов 25 3 3 Электросварщик 20 3 3 Столяр 5 1 1 Мойщик-уборщик подвижного состава 3 1 1 Слесарь по ремонту подвижного состава 47 7 7 Итого 100 15 15
Общая численность явочныхработников ПТО
/> (2.6)
/>
Списочное количествоосновных производственных рабочих депо
/> (2.7)
где />коэффициент приведенияявочной численности рабочих к списочной, принимаю />
/>
Определяю количество вспомогательныхрабочих
/> (2.8)
/>
Распределювспомогательных рабочих по профессиям и сведу в таблицу 5.
Таблица 5 – Распределениерабочих по профессиям в МПРВПрофессия Доля участия, %
Численность, /> Расчетное Принятое Слесарь по ремонту оборудования 41,5 11 11 Слесарь по ремонту инструментов 6,5 2 2 Токарь 5,0 1 1 Сверловщик 1,4 1 1 Строгальщик-фрезеровщик 2,2 1 1 Электрогазосварщик 2,5 1 1 Кузнец и помощник кузнеца 3,1 1 1 Маляр 4,4 1 1 Столяр 8,5 2 2 Разнорабочий 13,8 5 5 Итого 100 26 26
Численность служащих иучеников определяю от количества явочных рабочих в соответствии с долей участияпрофессии в ремонте. Расчет выполняю в таблице 6.
Таблица 6 – Распределениечисленности служащих и учениковПрофессия Доля участия, %
Численность, />чел. Расчетное Принятое Инженерно-технические работники 8 7 7 Счетно-конторский персонал 4,5 4 4 Младший обслуживающий персонал 3 3 3 Ученики 2 1 1 Итого 17,5 15 15
Общая численностьработников ПТО сортировочной станции составит
/>
/>
3. Расчет расходаматериалов и запчастей
Расчет материалов изапчастей, необходимых для технического обслуживания вагонов, производится понормам их расхода измеритель – 1 млн. вагоно-км в год:
/> (3.1)
где />годовая работа участковв вагоно-км;
/>норма расхода материалов илизапчастей на измеритель.
/>
Полученные расчетызаносим в таблицу 7.
Таблица 7 – Расчетматериалов и запчастейНаименование материалов и запчастей Измеритель
Норма расхода измерителя на /> Расход Болты с гайками шт. 48,0 3309 Электроды для ручной сварки кг 18,0 1486,08 Лакокрасочные материалы кг 14,7 1213,63 Пиломатериалы
м3 3,64 300,52 Обтирочные материалы кг 3,2 264,19 Соединительный рукав шт. 0,8 66 Колодка тормозная шт. 160,0 13207 Подвеска башмака шт. 0,4 33 Чека для колодки шт. 0,12 10 Авторегулятор шт. 1,0 83 Башмак шт. 0,32 26 Воздухораспределитель шт. 2,0 165
4. Расчет расхода сжатоговоздуха на опробование тормозов
Годовой расход сжатоговоздуха на опробование тормозов от станционной сети:
/> (4.1)
где />количество поездов,обрабатываемых в парке отправления станции за сутки;
/>среднее количество вагонов в поезде;
/>норма расхода сжатого воздуха на опробованиетормозов одного вагона (/>при рабочем давлении в тормознойсистеме вагона 0,6 МПа).
/>
/>
/>
5. Расчет параметровпункта текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов
Текущий отцепочный ремонтгрузовых вагонов на сортировочных станциях может производиться намеханизированных пунктах ремонта вагонов (МПРВ).
Количество вагонов,отцепляемых в текущий отцепочный ремонт, определяется по нормам в процентномотношении к количеству вагонов, проходящих через станцию.
Фронт работы текущегоотцепочного ремонта вагонов /> определяется по формуле
/> (5.1)
где />суточная программатекущего отцепочного ремонта вагонов;
/>время простоя вагона в ремонте(принимается не более 3 часов с учетом постановки и уборки вагона);
/>коэффициент неравномерностипоступления вагонов в ремонт, />
/>продолжительность работы однойсмены, />
/>число смен работы, принимаю />
/>
Определяем общую длинуремонтных путей L по формуле
/> (5.2)
где />соответственно числовагонов, ремонтируемых с выкаткой и без выкатки тележек;
/>соответственно длина стойла длявагона с выкаткой и без выкатки тележек;
/>длина интервала между вагонами, />
/>
Рассчитываю длину одногоремонтного пути
/> (5.3)
где />число ремонтных путей,принимаю />
/>расстояние от крайнего вагона доостряка стрелочного перевода, />
/>общая длина пути, />
/>
/>
6. Определениепотребности депо в оборудовании
Необходимое количествометаллорежущих станков />рассчитываю укрупнено по затратестанко-часов на один ремонтируемый вагон по формуле
/>
где />годовая программатекущего ремонта вагонов;
/>затраты станко-часов на одинремонтируемый вагон, />
/>действительный годовой фондвремени работы оборудования с учетом сменности, ч;
/>коэффициент использования станкаво времени, />
/>
Распределяем общееколичество металлорежущих станков по типам.
Распределение сделаю втаблице 8.
Таблица 8 – Распределениеметаллорежущих станков по типамТип станка Процент от общего количества Расчетное количество Принятое количество Сверильный 21 Токарно-винторезный 34 Строгальный 15 1 1 Фрезерный 20 1 1 Итого 90 2 2
Коэффициент загрузкиметаллорежущих станков
/>
где />принятый коэффициентзагрузки, />
/>
7. Разработкатехнологического процесса технологического ремонта в сортировочной станции
Все работы по осмотру иремонту вагонов производятся:
-в парке прибытия –технический осмотр с целью выявления неисправностей вагонов, требующихотцепочного и безотцепочного ремонта;
-в сортировочном парке –технический осмотр вагонов с целью выявления повреждений, происшедших впроцессе формирования составов, и недопущения пропуска неисправных вагонов впарки отправления, а также текущий ремонт вагонов на специально выделенныхпутях;
-в парке отправления –установление без отцепки от состава всех неисправностей вагонов, обнаруженныхосмотрщиками в парке прибытия и формирования, а также ремонтными бригадами впарке отправления.
Работа в парке прибытия.
Дежурный по парку илистанции по телефону или громкоговорящей установке извещает осмотрщиковвагонного парка прибытия о подходе поезда с соседней станции, указывая времяприбытия и путь приема поезда. При одновременном прибытии нескольких поездов дежурныйпо парку или станции сообщает об очередности их осмотра.
Осмотрщики вагонов,получив сообщение о подходе поезда, выходят к пути его приема, причем однагруппа становится у контрольного столбика или места остановки хвостового вагонаи принимает поезд с ходу, а другая – у места остановки головной части поезда.На пунктах, где осмотр состава производится тремя или четырьмя группами, третьяи четвертая группы встречают поезд в месте остановки средней части состава.
В целях обеспечениятребований техники личной безопасности при приеме поездов в случаяхпроизводства на смежных путях маневровых работ дежурный по станциипредупреждает об этом осмотрщиков вагонов посредством имеющихся средств связи.
Осмотр начинается послеполучения сигнала от осмотрщиков вагонов головной и хвостовой групп об отходепоездного локомотива и ограждения состава сигналами остановки. При осмотресостава, от которого локомотив по прибытии на станцию не отцепляется,ограждение его производится как с головы, так и с хвоста установленнымпорядком.
Ограждение поездовпроизводится постоянными или переносными сигналами одним из осмотрщиков вагоновхвостовой и головной групп порядком, установленным Правилами по техникебезопасности и промсанитарии при ремонте и осмотре вагонов в депо на пунктахтехнического осмотра.
До уборки сигналовограждения производить какие-либо передвижения осматриваемых вагонов недопускается.
Каждая бригада потехническому осмотру вагонов в парке прибытия состоит из двух групп и более.Бригада, работающая в две группы, состоит из четырех осмотрщиков вагонов, двухосмотрщиков-пролазчиков и двух слесарей-автоматчиков для отпуска тормозов,разъединения и подвешивания рукавов.
Количество бригад и группустанавливается на дороге для каждой станции в отдельности в зависимости отобъема работы: количество поездов, длины составов, интервалов прибытия поездови т.д. при условии обеспечения продолжительности осмотра каждого поезда неболее 15 мин. Один из осмотрщиков вагонов назначается старшим(неосвобожденным). В зависимости от объема и характера работы сортировочнойстанции, количества поездов, интервалов их прибытия и длины составов в паркеприбытия осмотр вагонов с пролазкой может производиться боковыми осмотрщикамивагонов.
Устанавливается следующийпорядок работы бригады: хвостовая смотровая группа встречает прибывающий поездс ходу у контрольного столбика и о замеченных неисправностях вагонов сообщаетосмотрщикам соответствующих групп по громкоговорящей установке или другим видамсвязи для более тщательного их осмотра.
После остановки поезда,отцепки локомотива и ограждения состава осмотрщики групп производят техническийосмотр вагонов одновременно с двух сторон и с двух концов состава, идя понаправлению к его середине.
При осмотре тремя иличетырьмя группами состав делится на три-четыре части.
При осмотре смотрщиквагонов и осмотрщик-пролазник каждой части состава записывают номер первоговагона.
По окончании осмотраосмотрщики смежных частей состава при встрече записывают номера последнихосмотренных вагонов и взаимной росписью. Осмотр предназначен для выявления всехнеисправностей в составе, подлежащих устранению без отцепки, требующих подачивагонов на специально выделенные ремонтные пути, на механизированные пункты илив вагонные депо.
При осмотре составаосмотрщики-пролазчики, работая вместе с осмотрщиками вагонов, проверяютсостояние сей, колес, деталей тележек, тормозного оборудования, автосцепки,тяговых хомутов, фрикционных аппаратов и др. Осмотрщики вагонов вскрывают буксыс подшипниками скольжения для установления состояния подшипников, вкладышей,польстеров, пылевых шайб и плотность прилегания буксовых крышек к буксам, атакже проверяют исправность рессорного подвешивания, рессор, рам, кузовов, крыши др. Узлов и деталей вагонов.
После отцепки поездноголокомотива от состава, подлежащего расформированию, слесари-автоматчикивыпускают сжатый возжух из магистрали, запасных резервуаров и тормозныхцилиндров и, руководствуясь меловой разметкой или сортировочным листком,разъединяют тормозные соединительные рукава и подвешивают их на подвески вместах разъединения вагонов.
Из числа работниковголовной и хвостовой групп выделяются осмотрщики вагонов, которые по прибытиипоезда получают у машиниста и работников поездной бригады данные о замеченных впути следования неисправностях вагонов, в том числе и тормозов; в случаенеобходимости они производят контрольное опробование тормозов локомотива.
О выявленныхнеисправностях вагонов в процессе осмотра на боковых стенках кузовов (междупоследней боковой и угловой стойками), на бортах платформы и котлах цистерннаносятся условные четкие меловые пометки, например «С.П.» (сменитьподшипники), «С.В.» (сменить валик) и т.д. На вагоны, подлежащие перегрузке илиремонту с отцепкой, также наносятся четкие меловые надписи: «Перегруз», «Вдепо», «Спецпути», «Мехпункт».
При роспуске состава сгорки в зависимости от разметки эти вагоны должны направляться насоответствующие пути.
По окончании осмотраприбывшего поезда каждой группой один из осмотрщиков докладывает старшемуосмотрщику о результатах осмотра состава, указывая номер вагонов, требующихотцепки, и характер их неисправностей.
После окончания этихсведений старший осмотрщик вагонов, убедившись в том, что под вагонамиработников бригады нет, дает указание о снятии сигналов ограждения, извещает погромкоговорящей установке или телефону дежурного по парку об окончаниитехнического осмотра, сообщая ему номера вагонов, требующих отцепочного ремонтаи делает запись в книге формы ВУ-14 об окончании осмотра.
На вагоны, подлежащиеотцепочному ремонту, осмотрщиками вагонов составляются уведомления формы ВУ-23в двух экземплярах: первый экземпляр вручается дежурному по парку, второйпередается в вагонное депо.
Осмотрщики вагонов паркаприбытия несут ответственность за пропуск в парк отправления неисправныхвагонов, требующих отцепочного ремонта, и выявление всех остальныхнеисправностей вагонов.
Продолжительностьтехнического осмотра вагонов в парке прибытия устанавливается не более 15минут.
Парк прибытия должениметь: служебное помещение для смотровой бригады, громкоговорящую связь, прямуютелефонную связь с дежурным по станции, парку и горке, общестанционнуютелефонную связь из служебного помещения, электрическое освещение путей приемапоездов, наружные электрические часы общего пользования.
Работа в сортировочномпарке.
Технический осмотр вагоновв сортировочном парке производится в процессе их накопления. Наряду с осмотромможет производиться ремонт вагонов и прежде всего по устранению неисправностей,связанных с разъединением составов. Указанные работы выполняются осмотрщикомвагонов, в помощь которому при необходимости выделяется слесарь.
В целях обеспечениябезопасности работы при ремонте вагонов осмотрщик ставит в известность опредстоящем ремонте составителя поездов и работников горки. Составитель принеобходимости производит разъединение состава для ремонта неисправностейвагонов, которые ограждаются с двух сторон переносными сигналами и тормознымибашмаками.
Установка и снятиесигналов ограждения и тормозных башмаков производится работниками пунктатехнического осмотра.
До уборки сигналовограждения производить какие-либо передвижения ремонтируемых вагонов, а такжеприцепку к ним вагонов и локомотивов не допускается.
До подачи состава в паркотправления осмотрщики вагонов сортировочного парка заблаговременно по телефонусообщают вагонному оператору о наличии в составе вагонов с трудоемкимиремонтными работами, их номера, место расположения в составе, характернеисправности и тип детали, требующих замены. За пропуск неисправных вагонов,требующих отцепочного ремонта или растаски состава в парк отправления,осмотрщики вагонов сортировочного парка несут ответственность наряду сосмотрщиками парка прибытия.
Общее руководство работойсмотровых ремонтных групп и бригады, работающей на специально выделанных путяхтехнического осмотра.
Техническое оснащениепарка.
Сортировочный парк должениметь служебные помещения для работников пункта технического осмотра,расположенные в конце парка на вытяжке и на специально выделенных путях.
Сортировочный парк оснащается:1. прямой телефонной связью с вагонным оператором или старшим осмотрщиком паркаотправления и с дежурным по сортировочному парку; 2. общестанционной телефоннойсвязью; 3. электрическим освещением; 4. электрическими часами общегопользования.
Аппараты прямойтелефонной связи устанавливаются в дежурных помещениях.
Специально выделенныеремонтные пути оснащаются козловыми кранами, транспортными средствами,дорожками (асфальтированными, бетонными или шлакобетонными), низковольтнойлинией для переноса ламп, электросварочными аппаратами, воздухопроводной сетьюэлектрическим, пневматическим, ручным слесарным инструментом и следующимимеханизмами и приспособлениями: гидравлическими домкратами для смены рессор иподшипников; гидравлическими, электрическими передвижными или стационарнымидомкратами, домкратами для устранения перекоса кузова; приспособлениями длясмены автосцепки и фрикционных аппаратов; тележками с подъемниками для сменыдверей и другими приспособлениями малой механизации.
На междупутье устанавливаютстеллажи для крупных запасных частей и ящики для мелких деталей и метизов.
Количество подъемныхприспособлений и инструмента устанавливается начальником пункта техническогоосмотра и начальником вагонного депо в зависимости от объема работы.
Работа в паркеотправления.
В парке отправленияпроизводится контрольно-технический осмотр и текущий отцепочный ремонт вагоновпо меловым отметкам, намеченными осмотрщиками вагонов парков прибытия,сортировочного и при контрольном осмотре.
В парке отправления устраняютсявсе неисправности вагонов, заменяются исправными поврежденные или изношенныесвыше установленных норм детали вагонов, ставятся недостающие детали, болты,шайбы и шплинты, производится крепление всех болтовых соединений, опробованиеавтоматических тормозов.
Контрольный осмотр иотцепочный ремонт осуществляется бригадами по осмотру и ремонту вагонов.
Каждой бригадой руководитсменный мастер или старший осмотрщик вагонов.
Количество бригад поосмотру и ремонту вагонов устанавливается на дороге для каждого пунктатехнического осмотра отдельно в зависимости от объема и характера их работы,количества поездов и интервалов их прибытия, длины составов, расположенияпарков станции и т.д. при условии обеспечения продолжительности обработкикаждого поезда, включая опробование автоматических тормозов, не более 30 минут.Постоянная оперативная связь со станцией, отделением дороги, вагонным депо исортировочным парком осуществляется оператором, который находится в специальномпомещении, располагая всеми необходимыми средствами связи, получает информации.О плане предстоящей работы смены и об оперативных изменениях плана отправленияпоездов, о предъявлении составов к осмотру, подходах поездных локомотивов,наличии трудоемких работ в сформированных составах и транзитных поездах исвоевременно извещает об этом по громкоговорящей установке сменного вагонногомастера или старшего осмотрщика вагонов и парковую смену.
После окончания осмотра иремонта сменный мастер или старший осмотрщик через оператора извещает дежурногопо парку о готовности поезда с последующей распиской в книге:»Предъявлениягрузовых вагонов к техническому осмотру».
Время начала осмотрасчитается с момента предъявления состава к обработке, время окончания осмотра –с момента уведомления дежурного по станции о готовности поезда к отправлению.
Осмотрщики вагоновобязаны все неисправности колесных пар, тележек, буксового узла, рессор ирессорного подвешивания, автосцепки, рамы, кузова, крыши, рычажной передачи,предохранительных устройств, тормоза и крепления тормозного оборудования исовместно с ремонтниками устранить их за время стоянки поезда по графику.
Заключение
В работе был произведенрасчет параметров пункта текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов, расчетчисленности работников депо, определен объем эксплуатационной работы депо,разработан технологический процесс ремонта в сортировочной станции.
Список использованныхисточников
1. Вагоны: Учебникдля вузов ж.-д. трансп. / Л.А. Шадур, И.И. Челноков. – 3-е изд., перераб. идоп. – М.: Транспорт, 1980;
2. Оформлениедокументации курсовых и дипломных проектов: Методические указания. / К.Д.Шевченко, Г.В. Стрельченко. – 2-е изд., доп. – Ростов н/Д: Рост. гос. ун-тпутей сообщения, 2004;
3. Вагонноехозяйство. / В.И. Устич, И.И. Хаба. – М.: Транспорт, 2002.