Импрессионизм как направление в искусстве

Межрегиональнаяакадемия управления персоналом
Северодонецкийинститут
Кафедраобщеобразовательных и гуманитарных дисциплин
Контрольнаяработа по культурологии
на тему:
Импрессионизмкак направление в искусстве
Выполнил:
студент группы
ІН23-9-06 БУБ (4. Од)
Шешенко Сергей
Проверил:
к. иск., доц.
Смолина О.О.
Северодонецк2007

Содержание
Введение
1.      Зарождениеимпрессионизма и его основоположники
2.      Импрессионизм вработах К. Писсарро, К. Моне, Э. Дега, А. Тулуз-Лотрека
3.      Импрессионизм вскульптуре и музыке
4.      Постимпрессионизм
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение
Важнымявлением европейской культуры второй половины 19 в. был художественный стиль импрессионизм,получивший распространение не только в живописи, но в музыке и художественнойлитературе. И все-таки возник он в живописи. Импрессионизм (франц. impressionism, от impression — впечатление), направление вискусстве последней трети 19 — начала 20 века. Сложилось во французскойживописи конца 1860 — начала 1870-х гг. (название возникло после выставки 1874,на которой экспонировалась картина К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце»).
Признаки импрессионистическогостиля — отсутствие четко заданной формы и стремление передать предмет вотрывочных, мгновенно фиксирующих каждое впечатление штрихах, обнаруживавших,однако, при обзоре целого свое скрытое единство и связь. В качестве особогостиля импрессионизм с его принципом ценности «первого впечатления»давал возможность вести повествование через такие, как бы схваченные наугаддетали, которые по видимости нарушали строгую согласованность повествовательногоплана и принцип отбора существенного, но своей «боковой правдой»сообщали рассказу необычайную яркость и свежесть.
Во временныхискусствах действие разворачивается во времени. Живопись как бы способназапечатлеть лишь один-единственный момент времени. В отличие от кино у неевсегда один «кадр». Как же в нем передать движение? Одной из такихпопыток запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости была попыткасоздателей направления в живописи, получившего название импрессионизм (от франц.впечатление). Это направление объединило различных художников, каждого изкоторых можно охарактеризовать следующим образом. Импрессионист — это художник,который передает свое непосредственное впечатление от природы, видит в нейкрасоту изменчивости и непостоянства, воссоздает зрительное ощущение яркогосолнечного света, игры цветных теней, пользуясь палитрой из чистых несмешанныхкрасок, с которой изгнаны черное и серое. Струится солнечный свет, от влажнойземли поднимаются испарения. Вода, тающий снег, вспаханная земля, колышущаясятрава на лугах не имеют четких, застывших очертаний. Движение, которое раньшевводилось в пейзаж как изображение перемещающихся фигур, как следствие действияприродных сил — ветра, гонящего облака, колышущего деревья, теперь сменяетсяпокоем. Но этот покой неживой материи — одна из форм ее движения, котораяпередается самой фактурой живописи — динамичными мазками разных цветов, нескованными жесткими линиями рисунка.

1. Зарождениеимпрессионизма и его основоположники
Формированиеимпрессионизма началось с картины Э. Мане (1832—1893) «Завтрак на траве»(1863). Новая манера живописи не сразу была принята публикой, обвинявшейхудожников в том, что они не умеют рисовать, бросают на холст краски,соскобленные с палитры. Так, неправдоподобными показались и зрителям, иколлегам-художникам розовые Руанские соборы Моне — лучшая из живописных серийхудожника («Утро», «С первыми лучами солнца», «Полдень»).Художник не стремился представить на холсте собор в разное время дня — он состязалсяс мастерами готики поглотить зрителя созерцанием волшебных светоцветовыхэффектов. Фасад Руанского собора, как и большинство готических соборов,скрывает мистическое зрелище оживающих от солнечного света ярких цветныхвитражей интерьера. Освещение внутри соборов меняется в зависимости от того, скакой стороны светит солнце, пасмурная или ясная погода. Одному из полотен Монесвоим появлением обязано слово «импрессионизм». Это полотнодействительно было крайним выражением новаторства появившегося живописногометода и называлось «Восход солнца в Гавре». Составитель каталогакартин для одной из выставок предложил художнику назвать её как-нибудь иначе, иМоне, вычеркнув «в Гавре», поставил «впечатление». И нескольколет спустя после появления его работ, писали, что Моне «вскрывает жизнь,которую до него никто не сумел уловить, о которой никто даже не догадывался».В картинах Моне стали замечать тревожный дух рождения новой эпохи. Так, в его творчествепоявилась «серийность» как новый феномен живописи. И она заострилавнимание на проблеме времени. Картина художника, как отмечалось, выхватывает изжизни один «кадр», со всей его неполнотой и незаконченностью. И этодало толчок к развитию серии как последовательно сменяющих друг друга кадров. Помимо«Руанских соборов» Моне создает серию «Вокзал Сен-Лазар», вкоторой картины взаимосвязаны и дополняют друг друга. Однако соединить «кадры»жизни в единую ленту впечатлений в живописи было невозможно. Это стало задачейкинематографа. Историки кинематографа полагают, что причиной его возникновенияи широкого распространения были не только технические открытия, но и назревшаяхудожественная потребность в движущемся изображении, И картины импрессионистов,в частности Моне, стали симптомом этой потребности. Известно, что одним изсюжетов первого сеанса кино в истории, устроенного братьями Люмьер в 1895 г.,было «Прибытие поезда». Паровозы, вокзал, рельсы и были сюжетом сериииз семи картин «Вокзал Сен-Лазар» Моне, выставленных в 1877 г.
Пьер ОгюстРенуар (1841—1919)вместе с К. Моне и А. Сислеем создали ядро импрессионистского движения. В этот период Ренуар работает надразвитием живого, красочного художественного стиля с перистым мазком (известнымкак радужный стиль Ренуара); создает множество чувственных ню («Купальщицы»).В 80-е годы все более тяготеет к классической ясности образов в своем творчестве.Более всего Ренуар любил писать детские и юношеские образы и мирные сценыпарижской жизни («Цветы», «Молодой человек на прогулке ссобаками в лесу Фонтенбло», «Ваза с цветами», «Купание наСене», «Лиза с зонтиком», «Дама в лодке», «Всадникив Булонском лесу», «Бал в Ле Мулен де ла Галетт», «ПортретЖанны Самари» и многие другие). Для его творчества характерны светлые ипрозрачные по живописи пейзажи, портреты, воспевающие чувственную красоту ирадость бытия. Но Ренуару принадлежит следующая мысль: «В течение сорокалет я шел к открытию того, что королевой всех цветов является черная краска».Имя Ренуара синоним красоты и молодости, той поры человеческой жизни, когдадушевная свежесть и расцвет физических сил пребывают в полной гармонии.

2. Импрессионизмв работах К. Писсарро, К. Моне, Э. Дега, А. Тулуз-Лотрека
Камиль Писсарро (1830—1903) — представитель импрессионизма, авторсветлых, чистых по цвету пейзажей («Вспаханная земля»). Для егокартин характерна мягкая сдержанная гамма. В поздний период творчестваобратился к изображению города — Руана, Парижа (Бульвар Монмартр, Оперныйпроезд в Париже). Во второй половине 80-х гг. испытал влияниенеоимпрессионизма. Работал и как график.
Клод Моне (1840—1926) — ведущий представительимпрессионизма, автор тонких по колориту, напоенных светом и воздухом пейзажей.В серии полотен «Стога сена», «Руанский собор» он стремилсязапечатлеть мимолетные, мгновенные состояния световоздушной среды в разноевремя дня. От названия пейзажа Моне Впечатление. Восходящее солнце произошло и названиенаправления — импрессионизм. В более поздний период в творчестве К. Монепоявились черты декоративизма.
Творческомупочерку Эдгара Дега (1834—1917) свойственны безупречно точное наблюдение,строжайший рисунок, сверкающий, изысканно красивый колорит. Он прославилсясвободно асимметричной угловатой композицией, знанием мимики, поз и жестовлюдей разных профессий, точными психологическими характеристиками: «Голубыетанцовщицы», «Звезда», «Туалет», «Гладильщицы»,«Отдых танцовщиц». Дега — прекрасный мастер портрета. Под влиянием Э.Мане перешел к бытовому жанру, изображая парижскую уличную толпу, рестораны,скачки, балетных танцовщиц, прачек, грубость самодовольных буржуа. Еслипроизведения Мане светлы и жизнерадостны, то у Дега они окрашены грустью ипессимизмом.
Тесно связано с импрессионизмом и творчествоАнри Тулуз-Лотрека (1864— 1901). Он работал в Париже, где рисовал танцовщиц ипевиц из кабаре и проституток в своей особой манере, отличающейся яркимикрасками, смелостью композиции и блестящей техникой. Большим успехомпользовались его литографические плакаты.
3. Импрессионизмв скульптуре и музыке
Современникоми соратником импрессионистов был великий французский скульптор Огюст Роден (1840—1917). Егодраматическое, страстное, героически возвышенное искусство прославляет красотуи благородство человека, оно пронизано эмоциональным порывом (группа «Поцелуй»,«Мыслитель» и др.) для него свойственна смелость реалистических исканий,жизненность образов, энергическая живописная лепка. Скульптура имеет текучуюформу, приобретает как бы незаконченный характер, что роднит его творчество симпрессионизмом и в то же время позволяет создать впечатление мучительногорождения форм из стихийной аморфной материи. Эти качества ваятель сочетал с драматизмомзамысла, стремлением к философским размышлениям («Бронзовый век», «ГражданеКале»). Художник Клод Моне назвал его великим из великих. Роденупринадлежат слова: «Скульптура это искусство углублений и выпуклостей».
Клод Дебюсси (1862—1918) — основоположникмузыкального импрессионизма. Он воплотил в музыке мимолетные впечатления,тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы. Современники считалисвоего рода манифестом музыкального импрессионизма прелюдию к «Послеполуденномуотдыху фавна». Здесь проявилась зыбкость настроений, утонченность, изысканность,прихотливость мелодики, колористичность гармонии. Одно из наиболее значительныхпроизведений Дебюсси — опера «Пеллеас и Мелизанда» по драме М.Метерлинка. Композитор создает сущность неясного, символически-туманного поэтическоготекста. Самое крупное симфоническое произведение Дебюсси — три симфоническихэскиза «Море». В последующие годы в сочинениях Дебюсси проявилисьчерты неоклассицизма. Продолжил и развил искания Дебюсси в областиимпрессионистической музыки французский композитор и пианист Морис Равель (1875—1937).Его работам присущи чувственность, экзотическая гармоничность и великолепные оркестровыеэффекты (балет «Дафнис и Хлоя», болеро для оркестра).
4. Постимпрессионизм
Основные чертыимпрессионизма получили своеразвитие в постимпрессионизме. Яркими представителями этого направления были художникиП. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген. Они начали работать одновременно с импрессионистамии испытали в своем творчестве их влияние. Каждый из них, однако, представлял собойяркую индивидуальность и оставил глубокий след в искусстве. Так, Поль Сезанн (1839—1906)в ранних работах обращался к приемам живописи старых мастеров («Оргия»),затем испытал воздействие Г. Курбе («Печка в мастерской»). С 70-х гг.складывается собственная живописная система Сезанна, достигшая зрелости в концу80-х гг. Именно в это время Сезанн отходит от импрессионизма. Он тщательно занималсяпоиском не изменчивости цветов, а устойчивых структурных закономерностей, лишенныхнезначительного, гармонической уравновешенности природы, единства ее форм во всехжанрах (портрете, фигурной композиции, пейзаже, автопортрете, натюрморте). Онавтор таких картин, как «Берега Марны», «Персики и груши», «Пьерои Арлекин». Сезанн оперировал преимущественно градациями трех основныхцветов — зеленого, голубого и желтого. У него смелый лаконичный рисунок. ТворчествоСезанна нашло много подражателей и последователей и оказало большое влияние на живописьХХ века. Поль Гоген (1848—1903) — один из выдающихся представителей постимпрессионизма,близкий к символизму и стилю модерн. Он использовал синтетические обобщенияцвета и линий. Основная тема картин Гогена — быт и легенды народов Океании (Таити),поэтический мир гармонии человека и природы. Его картины, декоративные, полныесимволики, характеризуются насыщенным чистым цветом. Стремясь приблизиться кхудожественным традициям туземного искусства, Гоген намеренно пришел к примитизацииформы. У него предельно упрошенный рисунок, формы предметов нарочито плоскостны,краски чистые и яркие. Композиции носят орнаментальный характер. Гоген — автор такихкартин, как «Брод», «А, ты ревнуешь?». На Таити он написалодин из своих шедевров «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?». Вершина постимпрессионизма — творчество Винсента Ван Гога (1853— 1890). В его творчестведва периода: первая половина 80-х гг. и последние три года жизни, когда он былтяжело болен. Несмотря на непродолжительный период творческой жизни, художник создалпроизведения, оставившие неизгладимый след в мировой культуре. Творчество ВанГога имеет пессимистический, тревожный, болезненный, экспрессивный характер. Вего произведениях то восторг перед жизнью, миром, то чувство одиночества ищемящая тоска. Его картины «Хижины», «Спальня», изображающиепростые дома или комнаты, полны драматизма. Впечатление напряженностиусиливается особым приемом наложения краски резкими, иногда зигзагообразными илипараллельными мазками, идущими при изображении, например, земли или хижины водном направлении, а неба — в другом, противоположном. С нёобычайной обостренностьювосприятия он пишет природу (цветы, деревья, траву), архитектуру, людей («Оверпосле дождя», «Церковь в Овере», «Портрет доктора Гаше»).Его пейзажи, написанные в Арле, пронизаны страстным жизнелюбием. В них — сочетаниеярких цветов, рисунков и смелые свободные композиционные решения («Ночноекафе», «Красные виноградники в Арле». При жизни Ван Гог непользовался никакой известностью. Ею огромное влияние на искусство сказалось намногопозднее. И в целом творчество постимпрессионистов выразило доминирующие мотивыи настроения своего времени, оказало большое влияние на развитие художественнойкультуры рубежа ХТХ—ХХ вв.

Заключение
Под влияниемпредставителей живописи критического реализма (Курбе, Домье) появилось новое направление в искусстве— импрессионизм. Эстетические установки этого направления характеризоваложелание соединить познавательные задачи с поиском новых форм выражения неповторимоюсубъективного мира художника, передать свои мимолетные восприятия, запечатлетьреальный мир во всей его изменчивости и подвижности. Его история сравнительнократковременна — всего 12 лет (от первой выставки картин 1874 г. до восьмой в1886 г.). Импрессионизм представлен в творчестве таких художников, как Клод Моне,Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсарро и других, объединившихся дляборьбы за обновление искусства против официального академизма в художественномтворчестве. После проведения в 1886 г. восьмой выставки эти группы распались,исчерпав возможности развития в рамках единого направления в живописи.
Импрессионизм можнорассматривать и гораздо шире – как стиль, в котором отсутствуют чётко заданнаяформа, предмет запечатлён в отрывочных мгновенно фиксирующих каждое мгновениештрихах, обнаруживающих, однако, скрытое единство и связью. В этом, болеешироком смысле, импрессионизм проявился не только в живописи, но и в другихвидах искусства, в частности в скульптуре.

Список литературы
1.      Андреев Л.Г. Импрессионизм.– М., 1980.
2.      Всеобщая историяискусств. – М., 1958-1970.
3.      Дмитриева Н.А.Краткая история искусств. – М., 1991.
4.      Ильина Т.В.История искусств: Западноевропейское искусство. – М., 1993.
5.      Художественнаякультура в докапиталистических формах / Под ред. М.С. Кагана. – Л., 1984

Приложение 1
/>
О. Роден. Поцелуй

Приложение 2
/>
О. Роден. Мыслитель