–PAGE_BREAK–
1.4 Выводы
Рынок труда – это система правовых, социально-экономических и трудовых отношений в рамках социального мира и согласия, возникающих между работодателями и наемными работниками с участием государственных и общественных организаций, на основе спроса и предложения по поводу оплаты и условий труда, социальных гарантий, социальной защиты и поддержки и т. п.
К основным элементам рынка труда относятся субъекты рынка труда, правовые акты, правила и нормы, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда, конъюнктура, спрос и предложение, конкуренция, гибкость и мобильность на рынке труда, инфраструктура рынка труда. Здесь под основными элементами понимается минимальное число компонентов и признаков, наличие и взаимодействие которых необходимо для нормального функционирования рынка труда.
Субъектами рынка труда являются работодатели (объединения и союзы работодателей), наемные работники (профсоюзы, другие объединения работников) и государство в лице его уполномоченных органов власти различного уровня.
Для нормального функционирования рынка труда необходимы четкие нормы и правила, которые бы регулировали отношения между субъектами рынка труда, определяли их права, обязанности и гарантии. Такие нормы предусмотрены во Всеобщей декларации прав человека, Конституции Российской Федерации, конвенциях Международной организации труда, Трудовом кодексе Российской Федерации, Законе «О занятости населения в Российской Федерации», других законах и конкретизируются в указах Президента РФ, решениях правительства, генеральных, региональных, отраслевых тарифных соглашениях, коллективных договорах, программах содействия занятости населения и др.
В настоящее время идет активный процесс формирования рынка труда в России. Формирование российского рынка труда происходит под воздействием большого количества разнообразных факторов, оказывающих влияние на тенденции и условия его развития. Эти факторы различаются по уровню функционирования, по своему характеру, степени и направлениям воздействия на рынок труда.
Территориальные различия в природных условиях и ресурсах, демографической базе и экономическом потенциале определяют характерные черты формирования рынка труда в том или ином регионе. Таким образом, можно выделить три уровня системы различных факторов: макроуровень, микроуровень и мезоуровень.
Анализ характера спроса и предложения на рынке труда в экономической литературе описывается с помощью ряда моделей: модель конкуренции, модель монопсонии, модели с учетом профсоюзов, модель двусторонней монополии.
Развитие рыночных отношений предполагает исследование возникающих проблем, в том числе и на рынке труда, с позиций государственной стратегии и региональной политики. Это особенно важно в условиях такого государства, как Российская Федерация, с ее значительными внутрирегиональными различиями, которые могут повлиять на формы проявления тех или иных принципов рыночной экономики и возможности обеспечения межрегионального взаимодействия при размещении производства и формировании региональных рынков.
Таким образом, рынок труда является важнейшим элементом в системе региональных рынков, обеспечивающих реализацию целевой направленности регионального воспроизводственного процесса. Региональный рынок труда находится в тесном взаимодействии с другими рынками региональной системы
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Система органов, регулирующих рынок труда Смоленской области
С переходом Российской Федерации на капиталистический путь развития уровень безработицы вырос в несколько раз. Все ее явные и скрытые формы несут в себе элементы:
— повышение удельного веса населения с доходами ниже прожиточного минимума;
— снижение норм потребления продовольственных и непродовольственных товаров;
— ухудшение, качества медицинского обслуживания и профилактических мероприятий;
— рост числа заболеваний;
— рост преступности;
— снижение продолжительности жизни;
— снижение репродуктивных установок, ухудшений демографической ситуации;
— снижение объемов инвестиционных ресурсов;
-сокращение объемов налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
— увеличение объема непроизводительных потерь рабочего времени вследствие скрытой безработицы;
— ухудшение морально-психологического микроклимата в коллективах.
В конечном итоге перечисленные негативные стороны высокого уровня безработицы замыкаются на важнейшем, социально-экономическом показателе — снижении безопасности жизнедеятельности населения, то есть снижении уровня жизни населения, проявляющегося через экономические, социальные, демографические и стратегические направления. В целях снижения социальной и политической напряженности повсеместно в регионах созданы центры занятости населения, прототипами которых являлись отделы по труду при исполкомах советов народных депутатов всех уровней. Их отличие от современных центров занятости проявлялось через функциональные обязанности — сократить до минимума разрыв от момента увольнения до трудоустройства на новое, более качественное, с позиции ищущего место работы; повысить эффективность использования трудовых ресурсов не только в рамках конкретного региона, но и с позиций всей страны по такому направлению, как расселение населения по территории страны.
Каждая территория, в т.ч. и Смоленская область, разрабатывает свой комплекс мероприятий по социальной защите населения, и он определяется, следующими показателями:
1) уровнем общей безработицы;
2) качественным составом безработных;
3) отраслевой структурой сферы материального производства;
4) морально-психологическим настроем самих безработных;
5) уровнем развития непроизводственной сферы;
6) темпами выхода региона из тисков экономического кризиса;
7) отношением территориальных властей к проблеме безработицы;
8) стоимостью вновь создаваемого рабочего места;
9) оперативностью реагирования рынка труда на все события, происходящие в стране и в регионе, в том числе на требования, предъявляемые к рынку труда со стороны ищущих работу и со стороны работодателя;
10) соотношением темпов высвобождения работающего населения и темпов создания новых рабочих мест;
11) организационной структурой рынка труда.
Рынок труда Смоленской области представлен широкой сетью центров занятости, бирж труда, основными задачами которых, в соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации», являются:
— давать оценку текущего состояния и прогнозы развития занятости населения, регулярно информировать о положении на рынке труда все вертикальные и горизонтальные властные структуры и население о положении на рынке труда;
— принимать участие в разработке и реализации, федеральной и территориальных целевых программ по социальной защите населения, составной частью которых выступает обеспечение желающих трудиться рабочими местами;
– удовлетворить потребности работодателей в качественном подборе рабочей силы, то есть отвечать большинству требований, предъявляемых к ней;
— оказывать населению необходимую помощь в профессиональной ориентации, подготовке, переподготовке и повышении квалификации как состоящим, так и не состоящим на учете в службе занятости в соответствии с требованиями рынка труда;
— оказывать финансовую поддержку незанятому населению, имеющему статус безработного, и членам их семей в виде социальных выплат, пособий, досрочных пенсий, а также работодателям в виде дотаций и субсидий, на создание новых рабочих мест.
В настоящее время государственная служба занятости Смоленской области состоит из Департамента Федеральной государственной службы занятости населения, 2 городских, 25 районных отделов.
Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы на территории Смоленской области. Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области был Утвержден Постановлением Администрации Смоленской области от 28.12.2006 № 473.
Рис. 1. Организационная структура Департамента государственной службы занятости населения Смоленской области
Каждая региональная служба занятости имеет свою структуру, специфику управления, влияющую, на процесс формирования и использования трудоресурсного потенциала. Служба занятости выступает в качестве одного из рычагов управления социально-экономическим процессом и, как всякая структура, изменяется под влиянием времени, совершенствуется.
Служба занятости Смоленской области входит в число различных структур, обеспечивающих рынок труда. Кроме этой государственной структуры, имеется значительное число коммерческих бирж труда, а также оказывают услуги средства массовой информации.
Рынок труда функционирует как хорошо отлаженная система с двусторонним движением, то есть не только безработный ищет работу, но и работодатель рабочую силу. Каналами поиска работников работодателями на вакантные места могут выступать городские, районные службы занятости; коммерческие биржи труда, средства массовой информации, посредники в лице своих сотрудников и их знакомых, информация о вакансиях через объявления на дверях предприятий, информационных стендах объявлений, рассредоточенных в различных частях города, а также личные объявления самих граждан, ищущих работу.
Совместная работа органов государственной службы занятости населения, органов государственной власти, работодателей, а также других социальных партнеров рынка труда, позволяет удерживать под контролем уровень официально зарегистрированной безработицы в области в социально допустимых пределах. На 1 января 2007 года уровень регистрируемой безработицы составил в среднем по области 1,04%, на 1 января 2008 года – 0,91, на 1 декабря 2009 года – 1,7%. (к численности экономически активного населения). По данным Роструда (на 01.12.2009г.) уровень официально зарегистрированной безработицы в целом по России составил 2,6%, по Центральному федеральному округу – 1,6%, в г. Москве -1,0%, соседних областях: Калужской – 1,2 %, Московской – 1,5%, Тверской – 1,8 %, Брянской – 2,3 %, Псковской – 2,8 %.
На рынке труда Смоленской области по-прежнему востребованы экономисты и юристы. Несмотря на то, что людей с дипломами этих специальностей много, квалифицированных кадров явно не хватает. В регионе ощущается и недостаток работников в сфере здравоохранения и специалистов технических специальностей.
2.2 Анализ социальных факторов, влияющих на развитие рынка труда Смоленской области
Ситуация на рынке труда в 2006-2009 годах формировалась под влиянием социально-экономического положения в области. Для рынка труда Смоленщины характерны рост численности занятых граждан в экономике области и снижение общей безработицы. Положительная динамика развития базовых отраслей экономики области, сказалась на динамике показателей, характеризующих уровень жизни населения. Это ежегодное (около 30%) увеличение заработной платы, прожиточного минимума трудоспособного населения, рост (более 30%) среднемесячных начисленных пенсий.
Однако, с октября 2008 года под воздействием мирового финансового кризиса наметились негативные явления в реальном секторе экономики (прежде всего в обрабатывающем производстве, строительстве, сельском и лесном хозяйстве), что создавало дополнительные риски как для бюджета, так и для практически всех составляющих экономики и сфер жизни общества, в том числе и рынка труда. В результате чего действовали факторы, осложняющие ход экономических реформ, имелись работники, находившиеся в вынужденных отпусках и работающих неполное рабочее время по инициативе администрации предприятий, растет задолженность по заработной плате. С октября 2008 года активизировались процессы увольнения граждан в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата. Численность занятых в экономике Смоленской области только за последние два месяца 2008 года сократилась на 3 тыс. человек (0,6 %).
Согласно еженедельному мониторингу, который проводят органы государственной службы занятости населения области, в 2009 году сведения о высвобождении работников предоставила 691 организация, в том числе 61 из них — о ликвидации. 94 организации отозвали свои сведения о введении антикризисных мер в связи с изменением экономической ситуации в лучшую сторону.
Из намеченных к увольнению с предприятий и организаций 12157 человек, уволено — 9589, а 2518 человек на конец года находились под угрозой увольнения. На 19 предприятиях высвобождение было от 60до 200 человек. Но наиболее масштабные увольнения произвели: Рославльский автоагрегатный завод (307чел.), завод «Измеритель» (262чел), Сафоновский машиностроительный завод (242чел.), войсковые части в п. Шаталово (268 чел.).
Численность работников, переведенных в организациях на работу в условия неполной рабочей недели или неполного рабочего дня в 2009 году, составила 9923 человека. В отпусках по инициативе администрации находились 456 человек, в простое — 1434 человека на 16 предприятиях области.
Рассмотрим уровень безработицы в Смоленской области в среднем за год. Количество безработных (по методологии МОТ), это численность безработных граждан, в возрасте от 15 до 72 лет, всоответствии определениями Международной Организации Труда, кроме официально состоящих на учете в службе занятости в качестве ищущих работу и признанных в установленном порядке безработными, учитывающая граждан, желающих работать, включая учащихся, студентов, пенсионеров и инвалидов которые занимались поиском работы.
Таблица 2
Уровень безработицы в Смоленской области в 2007-2009гг, в %
регион
2007г
2008г
2009г
план
факт
план
факт
план
факт
Смоленская область
7,93
6,5
7,7
7,1
5,9
8,7
На основании данных таблицы видно, что в 2009г. уровень безработицы значительно выше планируемого.
Динамика общего уровня безработицы в Смоленской области представлена на рис 5.
Рис. 5. Уровень безработицы Смоленской области в среднем за год (%)
В течение 2006 года общая численность безработных уменьшилось на 0,9 тыс. человек или на 2,1% и составило 42,4 тыс. человек. Соответственно, общий уровень безработицы в 2006 году снизился на 0,2 процентных пунктаи в среднем за год составил 8,0% к численности экономически активного населения.
Увеличение в течение 2007 года численности занятых всеми видами деятельности на 11,7тыс.человек сопровождалось снижением общей численности безработных, которая к концу 2007 года составила 34,4 тыс. человек или 6,5% к численности экономически активного населения и снизилась за год на 1,5 процентных пункта.
С октября 2008 года под воздействием экономического кризиса наметились негативные явления в реальном секторе экономики (прежде всего в обрабатывающем производстве, строительстве, сельском и лесном хозяйстве), что создало дополнительную напряженность на рынке труда. Итоги 2008 года стали отражением негативного влияния финансового кризиса на экономику области и, в первую очередь, на промышленность.
Фактически в 2008 году статистические показатели зафиксировали падение производства как в целом по промышленности, так и по ряду видов экономической деятельности. Индекс промышленного производства (в сопоставимых ценах) по полному кругу предприятий – 99,2%. .В 2009 году продолжается падение объёмов производства, и индекс промышленного производства в I,II,IIIкварталах 2009 года составил соответственно 78,7;86,9 и 89,1 процентов к соответствующему периоду предыдущего года.
Каждый процент снижения производства влечет за собой полпроцента снижения численности работающих. В результате, численность занятых в экономике Смоленской области с октября 2008 года по февраль 2009 года снизилась на 16,4 тыс. человек и на начало февраля т.г. составила 531200 тыс. человек, на 1 декабря-537300 тыс. человек. В связи с сокращением численности занятых в отраслях экономики значительно увеличилась и общая численность безработных (это граждане, в возрасте от 15 до 72 лет, желающих работать, включая учащихся, студентов, пенсионеров и др.), которая на 1 октября 2008 года составляла 5,9%, на 1 января 2009 года – 7,1%, на 1декабря- 8,7%.
Показатели напряженности на рынке труда Смоленской области в 2009 году (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, в расчете на 1 заявленную вакансию) предоставлены в таблице 3.
Таблица 3
Количество незанятых граждан, зарегистрированных в расчете на одну вакансию в Смоленской области в 2007-2009гг,
регион
2007г
2008г
2009г
план
факт
план
факт
план
факт
Смоленская область
1,7
1,1
1
2,1
3,8
3,7
На основании данных таблицы видно, что в 2008г. количество незанятых граждан, зарегистрированных в расчете на одну вакансию выше планируемого в 2 раза. В 2009г. количество незанятых граждан практически соответствует планируемому.
Рассмотрим динамику количество незанятых граждан, зарегистрированных в расчете на одну вакансию на конец отчетного периода.
Рис. 6 Количество незанятых граждан, зарегистрированных в расчете на одну вакансию на конец отчетного периода
На рынке труда Смоленской области предложение рабочей силы превышает спрос на нее. В результате коэффициент напряженности (соотношение незанятых граждан и заявленных в службу занятости вакансий)составил в 2007 году – 1,1 человека на вакансию. В течение 2008 года в целом по области на рынке труда предложение практически соответствовало спросу, коэффициент напряженности на 1 ноября составил 0,8 человек на вакансию. Но в конце года, в связи с экономическими трудностями, значительно снизилось число свободных рабочих мест на предприятиях области, так как многие работодатели прекратили прием на работу или отозвали заявленные ранее в службу занятости населения вакансии, в результате 2,1 человека на 1 вакансию. В результате коэффициент напряженности на рынке труда увеличился и на 1 декабря 2009 года составляет 3,7%
Таблица 4
Численность граждан, обратившихся в СОГУ за представлением государственных услуг
N п/п
Наименование районов
2008г
2009г
+,-
1
ВЕЛИЖСКИЙ
1325
1506
181
2
ВЯЗЕМСКИЙ
7694
9437
1743
3
ГАГАРИНСКИЙ
3687
3914
227
4
ГЛИНКОВСКИЙ
480
649
169
5
ДЕМИДОВСКИЙ
681
993
312
6
ДЕСНОГОРСКИЙ
1460
1445
-15
7
ДОРОГОБУЖСКИЙ
2440
3484
1044
8
ДУХОВЩИНСКИЙ
997
1168
171
9
ЕЛЬНИНСКИЙ
1624
1677
53
10
ЕРШИЧСКИЙ
798
1254
456
11
КАРДЫМОВСКИЙ
621
956
335
12
КРАСНИНСКИЙ
709
996
287
13
МОНАСТЫРЩИНСКИЙ
599
990
391
14
НОВОДУГИНСКИЙ
999
1060
61
15
ПОЧИНКОВСКИЙ
1105
1904
799
16
РОСЛАВЛЬСКИЙ
3232
6215
2983
17
РУДНЯНСКИЙ
1891
2770
879
18
САФОНОВСКИЙ
3871
5336
1465
19
г.СМОЛЕНСК
10118
16213
6095
20
СМОЛЕНСКИЙ
1839
3774
1935
21
СЫЧЕВСКИЙ
1334
1557
223
22
ТЕМКИНСКИЙ
422
768
346
23
УГРАНСКИЙ
929
1458
529
24
ХИСЛАВИЧСКИЙ
487
833
346
25
ХОЛМ-ЖИРКОВСКИЙ
1221
2377
1156
26
ШУМЯЧСКИЙ
508
942
434
27
ЯРЦЕВСКИЙ
3350
4285
935
Итого по области
54421
77961
23540
Увеличение коэффициента напряженности на рынке труда напрямую связано с высвобождением работников с предприятий и соответственно ростом числа граждан обратившихся в службу занятости за предоставлением государственных услуг по содействию занятости. В 2009 году численностьграждан, зарегистрированных государственными учреждениями службы занятости населения в качестве ищущих подходящую работу увеличилась по сравнению с прошлым годом на 30 %, на 59% увеличилась численность граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников организации, на 45% увеличилось обращений в службу занятости лиц, испытывающих трудности в поиске работы.
Заявленная потребность в работниках на начало декабря составила всего 3,0 тыс. единиц против 6,2 тыс. вакансий на конец октября 2008 года.
В соответствии с наметившимися тенденциями, снижения числа поступающих в службу занятости вакансий в плановом периоде: 2010-2011 годах ожидается увеличение напряженности на рынке труда: от 4 до 3,5 человека на вакансию.
Таблица 5
Доля выполненных заявок работодателей по заполнению вакантных рабочих мест в Смоленской области за 2007-2009гг, %
регион
2007г
2008г
2009г
план
факт
план
факт
план
факт
Смоленская область
55,6
53,9
55,8
58
55,9
64,2
На основании данных таблицы видно, что в 2008-2009гг. доля выполненных заявок работодателей по заполнению вакантных рабочих мест постоянно повышается.
Динамика удовлетворенных центрами занятости населения заявок работодателей по заполнению вакантных рабочих мест в общем числе заявок работодателей в центры занятости представлена на рис.7.
Рис.7. Доля удовлетворенных центрами занятости населения заявок работодателей по заполнению вакантных рабочих мест в общем числе заявок работодателей в центры занятости
Заявляемая работодателями в органы службы занятости потребность в рабочей силе и данные о приеме новых работников позволяют оценить масштабы общего спроса на рабочую силу, предъявляемого предприятиями и организациями Смоленской области.
В 2008 году работодатели заявили о 50,5 тыс. рабочих мест, что на 5,5 тыс. вакансий меньше чем в 2007 году. Трудоустроено при содействии службу занятости 29,3 тыс. человек, т.е. заявленные вакансии удовлетворены на 58%, что на 4,1 процентных пункта больше чем в 2007 году и 2,2 процентных пункта выше плановых показателей. В 2009 году трудоустроятся 31,1 тыс. человек или 64,2%, что на 6,2 п.п. выше показателей 2008 года и на 8,3 п.п. выше планового показателя 2009 года.
Таблица 6
Состав обратившихся, за содействием в поиске подходящей работы в центры занятости Смоленской области в 2007- 2009гг, %
регион
2007г
2008г
2009г
мужчины
женщины
мужчины
женщины
мужчины
женщины
Смоленская область
58,2
41,8
55,5
44,5
52,5
47,5
На основании данных таблицы видно, что в 2007-2009гг. наиболее часто за содействием в поиске подходящей работы в центры занятости обращаются мужчины.
Рассмотрим динамику состава обратившихся, за содействием в поиске подходящей работы в центры занятости Смоленской области в 2007- 2009гг.
Рис.8. Динамика состава обратившихся, за содействием в поиске подходящей работы в центры занятости Смоленской области в 2007- 2009гг (%)
В составе пользующихся спросом работников на протяжении 2007-2009гг. доминируют мужчины рабочих и высококвалифицированных профессий. Не хватает требуемых вакансий для женщин. При достаточном количестве вакансий для трудоустройства граждан наблюдалось несоответствие заявленных вакансий и безработных граждан, состоящих на учете по уровню образования, месту проживания, предлагаемой в вакансиях заработной платы и профессионально-квалификационных требований. Основным препятствием на пути стабилизации положения на рынке труда является не столько дефицит вакансий, как таковых, сколько отсутствие среди них рабочих мест, обеспечивающих постоянную работу и достойную заработную плату.
В 2007 году за содействием в трудоустройстве и получением консультационных и других услуг в центры занятости населения обратились 82,4 тыс. человек, в 2008 году — 79,4 тыс. человек, в 2009 году 68,4 тыс. человек. В 2010году обратятся 76,0 тыс. человек.
Органами службы занятости Смоленщины проводились мероприятия по обеспечению занятости населения, повышению качества и доступности государственных услуг. Для расширения возможностей трудоустройства граждан, ищущих работу, и оказания государственных услуг работодателям по подбору необходимых работников органы службы занятости постоянно информировали население и работодателей о положении на рынке труда, оказывали в этой связи необходимые юридические и профориентационные услуги, применяли формы интенсивного поиска работы.
За 2007 год центры занятости населения городов и районов трудоустроили 31 тысячу своих клиентов, в 2008 году — 30,2 тысяч человек, в 2009 году – 27,6 тысяч человек, в 2010 года-31,1тыс. человек, причем 70% трудоустроено в десятидневный срок с момента обращения в службу. Среди трудоустроенных более 7% составляют лица, испытывающие трудности в поиске работы.
Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области работает в соответствии с десятью Административными регламентами, утвержденными Рострудом, которые охватывают все направления деятельности. Это способствуют повышению качества предоставления государственных услуг, обеспечению еще большей их доступности, как для граждан, ищущих работу, так и для работодателей. Внедрение Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в поиске необходимых работников, использование различных форм работы с работодателями в сочетании с профилированием обратившихся в службу занятости граждан и индивидуальная работа с ними способствуют ускорению процесса трудоустройства и подбора необходимых кадров.
Таблица 7
Уровень трудоустройства граждан, обратившихся в службу занятости за содействием в поиске работыв 2007- 2009гг, %
регион
2007г
2008г
2009г
план
факт
план
факт
план
факт
Смоленская область
62,5
62,9
63,2
64,3
55,9
51,0
На основании данных таблицы видно, что в 2007-2008гг. уровень трудоустройства граждан был выше чем в 2009г.
Динамикауровня трудоустройства граждан, обратившихся в службу занятости за содействием в поиске работы представлена на рис.9
Рис.8 Динамикауровня трудоустройства граждан Смоленской области, обратившихся в службу занятости за содействием в поиске работыв 2007-2009гг. (%)
Планируемый уровень трудоустройства составил в 2007 году в целом по области 62,5%, в 2008 году – 63,2%, что выше на 0,7 процентных пункта против 2007 года. В 2009 году уровень трудоустройства составил 51,0%, что на 13,3 процентных пункта меньше чем в 2008 году и 3,9 процентных пункта меньше плановых показателей.
Особое внимание центры занятости населения Смоленской области уделяют работе с длительно стоящими на учете безработными гражданами, принимают действенные меры по сокращению продолжительности безработицы. В целях адаптации безработных граждан, специалисты центров занятости области проводят программы социальной адаптации. Занятия по социальной адаптации безработных граждан, проводятся в индивидуальной и групповой форме, в клубной форме («Клубы ищущих работу», «Новый старт»). Главными задачами клубов является обеспечение безработных информацией о рынке труда, обучение навыкам поиска работы и оказание помощи в практическом применении полученных навыков в целях уменьшения сроков поиска подходящей работы.
Таблица 8
Доля безработных, состоящих на учете в службе занятости более 1 года в 2007- 2009гг, %
регион
2007г
2008г
2009г
план
факт
план
факт
план
факт
Смоленская область
6,4
3,4
6,3
3,5
6,3
3,7
На основании данных таблицы видно, что в 2007-2009гг. доля безработных, состоящих на учете в службе занятости более 1 года ниже плановых показателей.
Динамика долибезработных, состоящих на учете в службе занятости более 1 года предоставлена на рис.10
Рис. 10 Динамика долибезработных Смоленской области, состоящих на учете в службе занятости более 1 года в 2007-2009гг (%).
На рисунке видно, что доля безработных, состоящих на учете в службе занятости более 1 года, составила в 2007 году составила 3,4%, в 2008 году – 3,5%, в2009 году 3,7 %, что на 2,6 процентных пункта ниже плановых показателей.
продолжение
–PAGE_BREAK–
Складывающаяся на рынке труда ситуация, связанная в основном с изменением профессиональной структуры безработных, состоящих на учете в центрах занятости, обуславливает возрастание роли обучения, т.к. на рынок труда попадает рабочая сила, либо не пользующаяся спросом, либо не способная выдержать конкуренцию. Поэтому обучение, переобучение и повышение квалификации безработных граждан и незанятого населения, дающие гарантированное качество знаний и умений, является одним из наиболее эффективных путей повышения конкурентоспособности безработных для последующего трудоустройства.
Государственная служба занятости населения понимает всю остроту проблем подготовки квалифицированных кадров. Поэтому предлагает безработному гражданину не просто пройти профессиональное обучение, а пройти его под конкретное рабочее место.
Служба занятости под пристальным вниманием держит ситуацию на рынке труда и старается своевременно реагировать на нее через активную политику, как наиболее эффективное средство. Особенно актуально это в настоящее время, когда предполагается некоторый спад и в экономике области, что повлечет за собой высвобождение граждан с предприятий и организаций. В соответствии с наметившимися тенденциями пик высвобождения граждан может прийтись на 2009 год.
Организация направления на профессиональное обучение зависит от многих факторов: численности безработных граждан, уровня их квалификации, состояния рынков труда и образовательных услуг, эффективности профориентационного сопровождения, финансового обеспечения.
Таблица 9
Организация профессионального обучения в Смоленской области
N п/п
Наименование районов
Приступили к профессиональному обучению
2008г
2009г
+,-
1
ВЕЛИЖСКИЙ
131
152
21
2
ВЯЗЕМСКИЙ
206
287
81
3
ГАГАРИНСКИЙ
94
67
-27
4
ГЛИНКОВСКИЙ
13
18
5
5
ДЕМИДОВСКИЙ
28
23
-5
6
ДЕСНОГОРСКИЙ
32
23
-9
7
ДОРОГОБУЖСКИЙ
19
150
131
8
ДУХОВЩИНСКИЙ
29
51
22
9
ЕЛЬНИНСКИЙ
22
45
23
10
ЕРШИЧСКИЙ
12
39
27
11
КАРДЫМОВСКИЙ
26
29
3
12
КРАСНИНСКИЙ
24
46
22
13
МОНАСТЫРЩИНСКИЙ
25
46
21
14
НОВОДУГИНСКИЙ
15
37
22
15
ПОЧИНКОВСКИЙ
39
59
20
16
РОСЛАВЛЬСКИЙ
123
349
226
17
РУДНЯНСКИЙ
23
75
52
18
САФОНОВСКИЙ
127
165
38
19
г.СМОЛЕНСК
441
601
160
20
СМОЛЕНСКИЙ
83
133
50
21
СЫЧЕВСКИЙ
31
50
19
22
ТЕМКИНСКИЙ
10
24
14
23
УГРАНСКИЙ
13
39
26
24
ХИСЛАВИЧСКИЙ
29
31
2
25
ХОЛМ-ЖИРКОВСКИЙ
15
40
25
26
ШУМЯЧСКИЙ
11
14
3
27
ЯРЦЕВСКИЙ
138
236
98
Итого по области
1759
2829
1070
В целях оказания содействия безработным государственная служба занятости только в течение 2007 года направила на обучение 1835 безработных граждан, в 2008 году – 1759 (снижение обусловлено тем, что при направлении безработных граждан на профессиональное обучение специалисты службы занятости учитывали ситуацию на рынке труда, а также реальные шансы и возможные варианты трудоустройства по данной профессии, в том числе возможность создания собственного дела по полученной профессии), в 2009 году увеличено количество безработных направленных на профессиональное обучение, и за годслужба занятости направила на профессиональное обучение 2829 безработных граждан.
Таблица 10
Доля безработных, прошедших профессиональную подготовку и повышение квалификации, в общем числе безработных2007- 2009гг, %
регион
2007г
2008г
2009г
план
факт
план
факт
план
факт
Смоленская область
4,9
7,5
7,5
9,4
7,5
8,1
На основании данных таблицы видно, что в 2007-2009гг. доля безработных, прошедших профессиональную подготовку и повышение квалификациизначительно выше плановых показателей.
Динамика достижения показателя доля безработных, прошедших профессиональную подготовку и повышение квалификации, в общем числе безработных представлена на рис.11
Рис 11. Динамика доли безработных, прошедших профессиональную подготовку и повышение квалификации, в общем числе безработных в 2007-2009гг (%).
На рисунке видно, что в 2007 году — 7,5%, что в 1,5 раза больше запланированного в областной программе «Содействие занятости населения Смоленской области» на 2007 год (запланировано 4,9%).
В 2008 году доля безработных, прошедших профессиональную подготовку и повышение квалификации в общем числе безработных увеличена до 9,4%, что на 1,9 процентных пункта выше, чем в 2007 году и плановых показателей. В 2009 году доля безработных, прошедших профессиональную подготовку и повышение квалификации составил 8,1.
Профессиональное обучение и переобучение граждан, ведется с обязательным учетом запросов работодателей и, как правило, под конкретное рабочее место.
Таблица 11
Доля безработных, трудоустроенных граждан, прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации2007- 2009гг, %
регион
2007г
2008г
2009г
план
факт
план
факт
план
факт
Смоленская область
95,0
95,1
95,1
98,1
95,0
56,0
На основании данных таблицы видно, что в 2007-2008гг. доля безработных, трудоустроенных граждан, прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификациивыше плановых показателей. В 2009г. трудоустроенных граждан значительно меньше планового показателя.
Динамика показателя доли трудоустроенных граждан, прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, в общем числе граждан, прошедших профессиональную подготовку и повышение квалификации представлена на рис.12
Рис.12 Динамика показателя доли трудоустроенных граждан Смоленской области, прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, в общем числе граждан, прошедших профессиональную подготовку и повышение квалификации
На рисунке видно, что доля трудоустроенных граждан, прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, в общем числе граждан, прошедших профессиональную подготовку и повышение квалификациисоставила в 2007 – 95,0%, в 2008 вместо прогнозируемого показателя 95,1%, доля трудоустроенных после профобучения составила 98,1% — рост на 3,0 процентных пункта. В 2009 году трудоустроятся 56,0% граждан, прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
В связи со снижением числа поступающих в службу занятости вакансий к 2011 году, доля трудоустроенных граждан, прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, в общем числе граждан, прошедших профессиональную подготовку и повышение квалификациисоставит 70,0%.
Для снижения безработицы на рынке труда, службы занятости Смоленской области предлагают эффективное содействие в развитии самозанятости.
В ее основе — предоставление безработным гражданам комплекса информационных и организационно-консультационных услуг, оказание финансовой помощи на подготовку документов, предоставляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оплату государственной пошлины, оплату нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной документации, изготовление печатей и штампов.
В целях расширения возможностей трудоустройства безработных граждан служба занятости населения ведет работу по поддержке самостоятельной занятости безработных.
Таблица 12
Доля лиц, из числа безработных, которые заняты предпринимательской деятельностью и которым оказана финансовая помощь в 2007- 2009гг, %
регион
2007г
2008г
2009г
план
факт
план
факт
план
факт
Смоленская область
17
22
26
45
40
40
На основании данных таблицы видно, что в 2007-2008гг. финансовая помощь самозанятым гражданам, была оказана больше, чем планировалась. В 2009г. плановый показатель соответствует фактическому.
Динамика достижения установленного показателя представлена на рис. 13
Рис. 13 Количество лиц, из числа безработных, которые заняты предпринимательской деятельностью и которым оказана финансовая помощь в 2007-2009гг (чел)
Таким образом, количество безработных, которые занялись предпринимательской деятельностью, и которым была оказана финансовая помощь в 2007 году 22 безработным. В 2008 году оказана финансовая помощь на содействие самозанятости 45 безработным, что на 73% больше, чем предполагалось. В 2009 году 40 человек. В 2010 году планируется оказать финансовую помощь по содействию самозанятости 500 человек.
Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда специалистами службы занятости населения осуществляется непосредственно в помещениях Центров занятости населения, иных организаций и учреждений-партнеров, по телефонам «горячей линии», посредством размещения информации на стендах в информационных залах, на сайтах в сети Интернет (Интранет), в областных и районных средствах массовой информации, в т.ч. электронных, а также путем издания информационных бюллетеней, брошюр, различных буклетов, памяток и других раздаточных материалов. Как правило, обеспечивается свободный доступ к информации о положении на рынке труда, материалам всех действующих Административных регламентов.
Ярмарки вакансий и учебных рабочих мест являются неотъемлемой частью мероприятий по взаимодействию с работодателями и гражданами, и эффективным методом обеспечения населения полной информацией об имеющихся свободных рабочих местах и возможностях обучения профессиям, пользующимся наибольшим спросом на рынке труда, а работодателя – возможностью подбора на эти места граждан из числа безработных.
Все центры занятости населения Смоленской области осуществляют информирование граждан о предоставляемых государственных услугах с использованием средств массовой информации. Так, в 2007 году в областных и районных газетах размещено 94 публикации и выступлений по радио и телевидению о положении на рынке труда городов и районов Смоленской области, о деятельности службы занятости по предоставлению государственных услуг населению, в 2008 году – 133 публикации. В 2009 году 450 публикаций, в областных и районных СМИ размещено 460 публикаций и выступлений, в том числе 69 выступлений по радио и телевидению.
Ярмарки вакансий и учебных рабочих мест — одно из эффективных направлений работы органов государственной службы занятости населения Смоленской области. Они дают возможность гражданам самостоятельно ориентироваться на рынке труда, подобрать себе подходящую работу, в том числе путем непосредственного общения с работодателями.
Таблица 13
Ярмарки вакансий в Смоленской области за 2007- 2009гг
регион
2007г
2008г
2009г
план
факт
план
факт
план
факт
Смоленская область
185
227
190
208
195
235
На основании данных таблицы видно, что в 2007-2009гг. ярмарок вакансий проведенобольше, чем планировалось.
Динамика проведения ярмарок вакансий представлена на рис.14.
Рис. 14 Количество проведенных ярмарок
На рис.14 видно, что в 2007 году – 227, в 2008 году вместо запланированных 190 ярмарок проведено 208 ярмарки. В 2009 году проведено порядка 235 ярмарок вакансий.
Для достижения потребности Смоленской области в трудовых ресурсах центрами занятости населения оказывается содействие работодателям в подборе персонала и привлечение трудовых ресурсов из-за пределов региона.
Таблица 14
Количество предприятий и организаций, направивших заявки на вакантные рабочие места в 2007- 2009гг
регион
2007г
2008г
2009г
план
факт
план
факт
план
факт
Смоленская область
4699
4772
4700
3960
4710
3700
На основании данных таблицы видно, что количество предприятий и организаций, направивших заявки на вакантные рабочие места постепенно снижается.
Динамика количества предприятий и организаций, направивших заявки на вакантные рабочие места в 2007-2009гг предоставлена на рис.15.
Рис.15Динамика количества предприятий и организаций, направивших заявки на вакантные рабочие места в 2007-2009гг (шт)
В центры занятости населения за предоставлением государственной услуги в подборе необходимых работников в 2007 году 4473 предприятия и организации направили заявки на вакантные рабочие места. В 2008 году численность работодателей обратившихся в службу занятости уменьшилась по сравнению с 2007 годом на 813 единиц, или на 17% и составила 3960 предприятий. В 2009 году направят заявки на вакантные рабочие места 3700 предприятий. Это связано с тем, что с октября месяца, в связи с сокращением объемов производства вызванного следствием мирового экономического кризиса, значительно снизилось число свободных рабочих мест на предприятиях области, многие работодатели прекратили прием на работу.
Служба занятости населения во взаимодействии с миграционной службой контролирует в регионе происходящие миграционные процессы. Данная работа осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации», Указом Губернатора Смоленской области от 12 апреля 2007 года № 1 «Об организации работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и формированию квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Смоленской области», постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 года № 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 25.05.1994 № 533 «О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность» служба занятости населения оказывает содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности, постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2007 № 422 «О финансировании материальных затрат безработных граждан в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения» и другими нормативно-правовыми документами.
Таблица 15
Коэффициент прироста (убыли) экономически активного населения за счет привлечения трудовых мигрантов в 2007- 2009гг, %
регион
2007г
2008г
2009г
план
факт
план
факт
план
факт
Смоленская область
0,17
0,17
0,18
0,24
0,18
0,18
продолжение
–PAGE_BREAK–
На основании данных таблицы видно, коэффициент прироста экономически активного населения за счет привлечения трудовых мигрантов на уровне планируемого показателя.
Рис.16 Динамика коэффициента прироста (убыли) экономически активного населения за счет привлечения трудовых мигрантов(%)
Вследствие проводимой работы в регионе коэффициент прироста экономически активного населения за счет привлечения трудовых мигрантов в 2007 году составил – 0,17%, в 2008 году – 0,21%, в 2009 году-0,18%.
Однако, в связи со снижением вакантных рабочих мест на предприятиях области, велась работа с работодателями по замещению вакантных рабочих мест, на которые предполагается привлечение иностранных работников, гражданами Российской Федерации, ищущими работу, и состоящими на учете в службе занятости населения. В то же время, в ряде случаев без иностранных рабочих обойтись очень сложно. Например, в сельском хозяйстве (пастухи, скотники), в малом бизнесе, когда один или несколько иностранных граждан, являются работодателями и создают рабочие места для наших соотечественников. Таким образом, ожидается, что в 2010 году коэффициент прироста экономически активного населения за счет привлечения трудовых мигрантов может составить 0,19%.
Уровеньжизни (уровень благосостояния) — уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления. Денежные доходы населения включают выплаченную заработную плату наемных работников, доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения и прочие выплаты), доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы.
Таблица 16
Состав и структура денежных доходов населения Смоленской области
Рис.17 Динамика денежных доходов населения Смоленской области в 2007-2009г (%)
Рисунок 17 наглядно демонстрирует, что денежные доходы населения Смоленской области повышаются.
Структура доходов населения области денежные близка к средней по стране только по доле заработной платы. Повышенная доля социальных выплат обусловлена сильным постарением населения и высокой долей пенсионеров. Сверхнизкие доходы от собственности можно объяснить общей недооцененностью активов домохозяйств, низким спросом на рынке аренды жилья и др., столь же низкую долю имеют и соседние области ЦФО, например, Тверская.
Таблица 17
Структура доходов населения в 2009 г., %
Оплата труда
включая скрытую оплату труда
Социальные выплаты
Доходы
от предприни-мательской деятельности
от собствен-ности
Смоленская область
38,8
62,7
18,1
15,5
3,7
Тверская область
41,1
66,9
18,8
11,2
3,1
В среднем по РФ
40,0
65,3
12,8
11,6
10,3
Отраслевые различия в заработной плате воспроизводят диспропорции, характерные для всей страны, и несущественно отличаются от соседних областей. Можно отметить более сильное отставание заработной платы в социальной сфере, особенно в здравоохранении. Кроме того, в Смоленской области относительно выше заработная плата в промышленности за счет нескольких крупных предприятий ТЭК и экспортной экономики.
Различия заработной платы по муниципалитетам зависят от отраслевого и центро-периферийного неравенства. Почти вдвое выше средних по области заработки в центре атомной энергетики г. Десногорск, от него заметно отстают и Смоленск, и центр экспортного производства минеральных удобрений Дорогобуж; выше средних по области заработки в более индустриально-транспортной Вязьме. В остальных муниципалитетах заработная плата составляет 50-90% от средней по области. Неравенство было максимальным в начале 2000-х гг., в последние годы дистанция между лидерами и аутсайдерами сократилась благодаря перераспределению бюджетных ресурсов в слаборазвитые муниципалитеты и общему повышению оплаты труда бюджетников.
Невысокие заработки на Смоленщине подтверждаются статистикой уровня жизни: обеспеченность личными автомобилями почти на треть ниже средней по стране. Различия по муниципалитетам в целом совпадают с различиями в заработной плате: в Десногорске и Смоленске обеспеченность личными автомобилями на 20-30% выше среднеобластной, а в периферийных сельских районах почти вдвое ниже средней. Повышенные показатели имеют те же районы, которые находятся в верхней части рейтинга по заработной плате: пригородный Смоленский, относительно урбанизированный Рославльский, лесозаготовительный Холм-Жирковский. Но есть и исключение: сельский периферийный Ершичский район на границе с Белоруссией также имеет повышенную обеспеченность автомобилями. Такое возможно при наличии значительных теневых доходов или использовании населения района в схемах регистрации подержанных иномарок, ввозимых через Белоруссию.
Все годы экономического роста Смоленская область отличалась пониженным уровнем бедности, несмотря на невысокие доходы населения и более высокое неравенство по доходу, чем в половине областей ЦФО. Только к 2005 г. показатели Смоленской области почти сравнялись с соседними регионами, такими же по состоянию экономики и уровню доходов населения.
Развернувшееся в последние два года соревнование областей ЦФО за ударное снижение уровня бедности делает эту статистику все менее точной. На нее влияет не только репрезентативность выборки обследований бюджетов домохозяйств, которую должен обеспечивать Росстат, но также особенности расчета прожиточного минимума в том или ином регионе, а они в немалой степени зависят от региональных органов власти.
Использование денежных доходов населения предоставлено в таблице 17.
Таблица 17
Использование денежных доходов населения Смоленской области в 2007-2009гг.
миллионов рублей
На основании данных таблицы можно сделать вывод, что доходы населения повышаются, но при этом повышается оплата обязательных платежей и разнообразных взносов, поэтому о повышении уровня жизни населения сказать нельзя.
Таблица 18
Основные показатели пенсионного обеспечения Смоленской области
Данные таблицы свидетельствуют, что численность пенсионеров снижается. Средний размер назначенных месячных пенсий по сравнению с 2007г. вырос на 3%, а по сравнению с прожиточным уровнем на 22%, среднемесячной номинальной начисленной заработной платой на 29,4%.
2.3 Региональная политика в области рынка труда
В целях стабилизации ситуации на рынке труда Департаментом занятости населения Смоленской области принимаются следующие меры:
1. Проводится еженедельный мониторинг ситуации на рынке труда и принимаются оперативные меры по снижению напряженности.Проводится работа по обеспечению соблюдения трудового законодательства в отношении работающих граждан, высвобождаемых работников, а также работников, находящихся под риском увольнения. Для выезда на предприятия (при возникновении сложной ситуации) создана группа оперативного реагирования, в которую входят специалисты службы занятости и инспекции по труду.
2. Организовано взаимодействие между заинтересованными организациями и органами исполнительной власти по обмену оперативной информацией о ситуации в социально-трудовой сфере в условиях экономического кризиса и Принимаемых, мерах по, стабилизации ситуации. Ведется работа по подбору работодателей, с которыми центры занятости населения будут осуществлять взаимодействие и сотрудничество в 2009 году в части предоставления государственных услуг по организации временных рабочих мест
3. Разработан комплекс мер, направленных на регулирование процессов на рынке труда, смягчение последствий массовых высвобождений. По
данному вопросу разработан и одобрен на заседании Комиссии по стабилизации ситуации в отраслях экономики при Губернаторе Смоленской области (Протокол от 24.02.2009 г.) «План антикризисных мероприятий Администрации Смоленской области.
4. В департаменте и центрах занятости созданы рабочие группы для анализа ситуации на рынке труда, разработки и корректировки комплекса мер, направленных на сохранение рабочих мест, переподготовку безработных
граждан, организацию общественных работ и минимизацию последствий
высвобождений.
5. Активизирована работа с работодателями по вопросу предоставления в органы службы занятости населения сведений о вакантных, в том числе создаваемых рабочих местах.
6. В департаменте занятости и во всех центрах постоянно работает телефон «горячей линии» для консультации жителей области по вопросам законодательства о занятости.
7. На рассмотрение координационных комитетов содействия занятости населения выносятся вопросы о предстоящих массовых высвобождениях с целью разработки совместных действий по снижению напряженности на рынке труда.
8. На предприятиях, где планируется высвобождение, проводятся
консультации с увольняемыми работниками, работают информационно-консультационные пункты.
9. Департаментом занятости, центрами занятости проводится активная работа по информированию жителей области. Разработан план по информированию населения области о ситуации на рынке труда, услугах и программах службы занятости в условиях финансового кризиса. Изданы информационные раздаточные материалы для информирования граждан об услугах службы занятости, по законодательству о занятости.
10. Департамент занятости координирует деятельность центров занятости населения по взаимодействию с работодателями по формированию банка вакансий, проводит информационно-аналитическую работу, связанную с движением рабочей силы, наличием и изменением, рабочих мест, регулирует внешнюю трудовую миграцию, обосновывает целесообразность использования иностранной рабочей силы в конкретных отраслях производства и по отдельным профессиям.
11. Осуществляются меры социальной поддержки безработных граждан в виде выплаты пособия по безработице, стипендии в период профессионального обучения по направлению органов государственной службы занятости населения, оказания материальной помощи.
12. В рамках требований законодательства о занятости в области разработана и обсуждена на заседании Координационного комитета содействия занятости населения Смоленской области с участием органов исполнительной власти, представителей работодателей и профсоюзов и принята в установленном порядке ведомственная целевая программа «Содействие занятости населения Смоленской области» на 2010 год которой предусматривается:
— обеспечить участие в мероприятиях содействия занятости населения более 120,0 тыс. человек, в результате чего:
— трудоустроитьпри содействии службы занятости 26,6 тыс. граждан, ищущих работу, в том числе на постоянную работу 19,8 тыс. человек, по программам временной занятости – не менее 6,8 тыс. человек;
— направить на профессиональное обучениепо профессиям, востребованным на рынке труда, не менее 2500 человек.
На реализацию мероприятий ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Смоленской области» предполагается направить 496315,6 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 482351,3 млн. рублей, привлекаемые средства — 13964,3 тысяч рублей: средства местных бюджетов-5325,9 тыс.рублей, средства предприятий- 8638,4 тысяч рублей.
13. В дополнение к ведомственной целевой программе «Содействие занятости населения Смоленской области» на 2010 год разработана, Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Смоленской области на 2010 год (Приложение 2), в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации».
Таким образом, анализ региональной политики Смоленской области показал, что необходимы мероприятия по активизации региональной политики.
продолжение
–PAGE_BREAK–
2.4 Выводы
Анализ ситуации, складывавшейся на рынке труда области в течение 2007- 2009 гг., показал, что проблема обеспечения занятости граждан, потерявших работу и находящихся под риском увольнения, оставалась напряженной.
За 2009 год в центры занятости области обратилось 78 тыс. человек, из них за содействием в поиске подходящей работы- 55,8 тыс. человек, что соответственно на 43% и 41% больше уровня 2008 года. Безработными признано 25,9 тыс. граждан (33%) от числа обратившихся).
К концу 2009г уровень регистрируемой безработицы вырос до 1,8%. В дальнейшем, в результате мер принимаемых администрацией области и реализации программ содействия занятости населения и дополнительных мер по стабилизации на рынке труда удалось сдерживать безработицу на уровне около 1,7% экономически активного населения. Однако к концу года многие работодатели снизили прием на работу, отозвали вакансии с рынка труда и провели ранее намеченные сокращения кадров, что привело к увеличению уровня безработицы до 1,99%).
Неоднозначно складывалась обстановка в районах области: в Глинковском районе уровень безработицы — 8,6%, Ершичском районе — 8,1%, Ельнинском — 7,3%, Темкинском — 6,7%, Угранском — 4,6%, а в г. Десногорске — 0,7%, Вяземском — 1,1%, Смоленском — 1,2%, Ярцевском районе — 1,3%, г. Смоленске — 1,3%.
На рынке труда Смоленской области в основном спрос на рабочие специальности и квалифицированные кадры.
Анализ уровня населения показал, что несмотря на то что доходы за 2007-2009гг. повысились, уровень жизни остался низкий, т.к увеличиваются расходы на оплату коммунальных услуг, продукты.
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Проблемы функционирования рынка труда в Смоленской области
В настоящее время уровень безработицы (по официальным данным) достаточно низкий, хотя он и постепенно повышается. Оценить действительные масштабы безработицы довольно трудно. Наряду с зарегистрированной существует скрытая безработица (вынужденные отпуска и неполная рабочая неделя). В то же время велика скрытая, официально не фиксируемая «теневая» занятость по найму и индивидуальная трудовая деятельность. Невозможность ее учета создает искаженное представление об уменьшении занятости. Значительная часть работников, не имеющих официального трудового дохода, либо имеет «теневой доход», либо за ним сохраняется временно не функционирующее рабочее место. Безработица реально не стала острой социальной проблемой в общественном масштабе (хотя в различных регионах страны ситуация существенно различается).
До сих пор преобладает увольнение работников по собственному желанию, а не вследствие сокращения потребности предприятий в рабочей силе. В то же время процесс перемещения рабочей силы из «легального» сектора экономики в «теневой» (даже при тенденции к его замедлению) в целом имеет отрицательный характер, хотя и неоднозначен по последствиям. С одной стороны, он позволяет сохранить или даже увеличить доход работника, смягчить социальные последствия кризисных явлений в официальной экономике и обеспечить удовлетворение тех потребностей общества, которые она по тем или иным причинам не может удовлетворить. С другой стороны, истощаются трудовые ресурсы страны в целом, усиливаются диспропорции в экономике, снижается собираемость налогов и т.д.
На сегодняшний день главной проблемой занятости в Смоленской области остается не безработица, а неэффективное использование трудоустроенной рабочей силы, в первую очередь находящейся в вынужденном простое. В связи с этим значительную часть населения беспокоит угроза потери работы.
В настоящее время ситуация на рынке труда Смоленской области приобретает новые черты. Во-первых, многолетняя скрытая безработица, которой сопутствует ею же обусловленный дефицит рабочей силы, продолжается. Падение производства, с одной стороны, и низкая эффективность организации производства и труда с другой, увеличивают масштабы недоиспользования работников.
Во-вторых возникли существенные сбои в воспроизводстве профессионально-квалификационной структуры занятых. Не восполняется естественное выбытие рабочих старших возрастов по многим профессионально-квалификационным группам. Тем самым ставится под угрозу развитие ведущих отраслей народного хозяйства, прежде всего машиностроения. В целом масштабы и уровень профессиональной подготовки рабочих массовых профессий не соответствует перспективным требованиям. Перераспределение занятых по отраслям (прежде всего возрастание удельного веса непроизводственной сферы), в целом необходимое и прогрессивное, не только превышает нынешние возможности народного хозяйства, но и нередко осуществляется нерационально (непомерно высокая доля охранных структур, нехватка учителей и медицинских работников).
В целом основные характеристики занятости (ее структура, динамика и т.д.) в большей мере свидетельствуют о сохранении прежней неудовлетворительной ситуации с использованием рабочей силы, чем о ее рыночных преобразованиях.
Особый интерес рынке труда Смоленской области представляет анализ положения молодежи. Его необходимость обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами: во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения Смоленской области, во-вторых, они – будущее страны. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда.
На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор и получение профессии, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения подразделяется на ряд групп, определяющих положение на рынке труда.
Подростковая группа(молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги любым путем. Чаще всего это самозанятость, вроде мойки машин и торговли газетами или работа в «теневом» секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. Поэтому если не решать проблему государственного контроля за детской занятостью, возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.
Молодежь в возрасте 18-24 года – этостуденты и молодые люди, завершающие или завершившие профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны. В 25-29 лет молодые люди уже в основном имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.
Снижение общего уровня жизни населения всей страны привело к сверхзанятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время. Возрастает также количество предложений за счет выпускников учебных заведений. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений приводит к возникновению серьезных проблем. Особенную тревогу вызывает утрата молодежью ценности профессионализма. Проявляется четкая тенденция к люмпенизации молодежи, что в ближайшей перспективе отразится на социальной структуре общества.
Несмотря на кризис, в экономике страны и Смоленской области все больше ощущается рост потребности в повышении общеобразовательного уровня работников, увеличивается спрос на профессиональное образование. Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста безработицы среди неквалифицированного населения, и прежде всего молодых людей, которые не продолжают дальнейшего образования, не имеющих профессии или должной квалификации. Поэтому необходима рациональная организация профессионального образования молодежи, согласованного как с развитием отечественной экономики, так и с тенденциями на мировом рынке труда. В последнее время все большее число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом рыночной инфраструктуры. Вот почему при сокращении набора в ПТУ и средние специальные учебные заведения прием студентов в вузы из года в год увеличивается.
Таким образом, по мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускорения перестройки отраслевой структуры занятости ценность профессиональной подготовки работника неизбежно возрастет. Это будет способствовать увеличению занятости молодежи на учебе. Мировой и отечественный опыт подтверждают тенденцию роста продолжительности обучения молодежи и более позднего ее вступления в активную трудовую деятельность. Одновременно и изменяются требования нанимателей к рабочей силе. От тактики получения сиюминутной прибыли предприниматель переходит к долговременной стратегии получения устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в последствие у них появится необходимость в увеличении найма молодой рабочей силы.
3.2 Совершенствование структуры Департамента занятости Смоленской области
С 1999 года миграционная ситуация в Смоленской области усугубилась. На фоне дальнейшего нарастания естественной убыли населения Смоленская область первая среди территорий Центрального федерального округа стала терять население в миграционном обмене. Наиболее мощный отток населения из Смоленской области направлен в самые развитые в социально-экономическом отношении регионы: Московскую область и города федерального значения – Москву и Санкт-Петербург. В последние годы он вырос в среднем в 1,5 раза. Поэтому в структуру Департамента занятости необходимо добавить отдел трудовой миграции.
Основными задачами и функциями отдела трудовой миграции будут следующие:
— обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных учреждений, работодателей по формированию рынка временной рабочей силы Смоленской области;
— организация и координация работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовка предложении по объемам квот от Смоленской области;
– представление Управления в органах государственной власти Российской Федерации и Смоленской области, органах местного самоуправления, организациях и учреждениях независимо от организационно — правовой формы и формы собственности;
— разъяснение положений действующего законодательства Российской Федерации и Смоленской области относительно легального трудоустройства иностранным гражданам, прибывшим в Смоленской область для осуществления трудовой деятельности и работодателям, использующим труд иностранных работников;
— формирование и ведение информационной базы данных о ситуации на рынке труда временной рабочей силы Смоленской области.
Предлагаемая организационная структура Департамента государственной службы занятости населения Смоленской области на рис.18
Рис. 18. Предлагаемая организационная структура Департамента государственной службы занятости населения Смоленской области
3.3 Внедрение новых активных программ в развитие региональной политики на рынке труда
В дополнение с Программой содействия занятости населения в Смоленской области можно реализовать Программу антикризисных мер по снижению напряженности на рынке труда на 2011 год. Данная программа поможет безработным активно включиться в поиск работы и успешно завершить его. Программа антикризисных мер принесет помощь смолянам, находящихся под риском увольнения. В ее рамках служба занятости населения сможет оказывать помощь в организации опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы массового увольнения, в организации общественных работ, временного трудоустройства работников предприятия, направит на стажировку выпускников образовательных учреждений, поможет в трудоустройстве инвалидам, даст людям реальный шанс, подкрепленный финансовой помощью, на открытие собственного дела.
Как следствие, согласованные действия органов власти всех уровней, работодателей, общественных организаций, службы занятости будут способствовать стабилизации ситуации на рынке труда региона в текущем году, снижению уровня безработицы.
В 2011 году Программа антикризисных мер по снижению напряженности на рынке труда должна включать следующие мероприятия по:
— опережающему профессиональному обучению и стажировке женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью вывода их с вредного производства;
-профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности.
— профессиональной переподготовки врачей в соответствии с программой модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации на 2011-2012 годы.
Необходимо изменить мероприятия по организации общественных работ. Так, организации общественных работ, временного трудоустройства необходимо запланировать для работников системообразующих и градообразущих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, а также граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, ищущих работу, проживающих в монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке труда. Это позволит снизить социальную напряженность во время подготовки к реализации комплексных инвестиционных проектов и проектов реструктуризации и модернизации крупных промышленных предприятий в этих городах.Виды общественных работ, организуемых на территории Смоленской области даны в Приложении 6.
Необходимо скорректировать мероприятия по созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Можно, в рамках Программы, в 2011 году увеличить размер средств, возмещаемых работодателю на оснащение рабочего места для инвалида, – с нынешних 30 тысяч рублей до 50 тысяч. Новой мерой поддержки смолян станет возмещение работодателю затрат на оснащение рабочего места для развития надомной и дистанционной занятости для многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Работодатель сможет получить компенсацию в 50 тыс. рублей за каждое рабочее место.
В рамках Программы антикризисных мер по снижению напряженности на рынке труда Смоленской области необходимо продолжить работу по:
— опережающему профессиональному обучению и стажировке работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников), работников организаций производственной сферы, осуществляющих модернизацию производства в соответствии с инвестиционными программами;
— стажировке выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы;
— содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Степень развития рынка труда оказывает непосредственное влияние на процессы, происходящие в обществе. Рынок труда – очень важный и сложный элемент рыночной экономики. Именно через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости и оплаты труда. Существенное следствие процессов, происходящих на рынке труда, – безработица – практически неизбежное явление общественной жизни. Рынок труда как неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйствования выполняет важнейшие функции в системе воспроизводства рабочей силы, распределения ее между отраслями и секторами экономики, регулирует объемы спроса и предложения, придает действенный импульс профессиональной и территориальной мобильности.
В целом характер формирования и функционирования региональных рынков зависит от разных факторов и условий, взаимосвязанных между собой. К ним, прежде всего, относят:
— демографические факторы, влияющие преимущественно на развитие потребительского рынка и рынка труда;
— климатические и природно-ресурсные факторы, которые создают большой диапазон вариантов формирования и функционирования региональных рынков, в значительной степени формируют структуру, емкость рынка и схемы товародвижения как важнейшие параметры рынкообразования, определяют как потребительский рынок, так и рынок средств производства;
— хозяйственно-экономические факторы – хозяйственная, отраслевая специализация региона, экономическая структура, инвестиционная активность, транспортные коммуникации и др.
Экономическая структура отдельной региональной системы влияет на характер и потребления, и производства. От нее зависит роль регионального производства в формировании ресурсов для потребительского рынка и для рынка средств производства. Существенное воздействие экономическая структура оказывает на процесс формирования рынка капитала, рынка труда, рынка информации и знаний. Транспортный фактор связан в первую очередь с расселенческой схемой, поскольку от него в большей степени зависит разрешение противоречий между географией производства и потребления. Система региональных рынков представляет собой совокупность рынков различного типа, связанных между собой главной целью – обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводства.
Анализ ситуации, складывающейся на рынке труда Смоленской области за 2007-2009гг. показывает, что проблема обеспечения занятости граждан, потерявших работу и находящихся под риском увольнения, продолжает оставаться напряженной. Рынок труда – элемент экономической системы, и от эффективности его функционирования зависит развитие экономики области.
Численность экономически активного населения Смоленской области по состоянию на начало 2010 года составила 519,5 тыс. человек. За 14 лет численность населения области сократилась на 12%, численность занятых всеми видами деятельности уменьшилась на 14,2 тыс. человек, при этом произошло перераспределение рабочей силы из отраслей экономики в частное предпринимательство. За этот период особенно интенсивно сокращалась численность работающих в сельском хозяйстве – в 3 раза, в строительстве – в 2,5 раза, в материально-техническом снабжении и сбыте – в 2,8 раза, в промышленности – в 2 раза, торговле и общественном питании – в 2,1 раза, транспорте – 1,8 раза.
Негативные явления в экономике сопровождаются резким дисбалансом между спросом на рабочую силу и ее предложением, усугубляя тем самым все проблемы, связанные с безработицей. Уровень регистрируемой безработицы в целом по области составил – 1,7%
На рынке труда Смоленской области постоянно сохраняется несоответствие между профессиональным составом незанятого населения и структурой вакантных рабочих мест. Большая потребность рынка труда в таких специалистах как, водители, машинисты, крановщики, высококвалифицированные станочники, электросварщики, строители всех специальностей, слесари всех профилей, рабочие деревообрабатывающей и легкой промышленности, рабочие торговли и общественного питания. Только 10,0% вакансий в структуре совокупного спроса приходилось на специальности для инженерно-технических работников и служащих, тогда как среди обратившихся эта категория граждан составляет 15%.
В целях обеспечения государственной политики занятости населения и социальной защиты граждан, имеющих низкую конкурентоспособность на рынке труда , в области реализовывалась «Программа содействия занятости населения Смоленской области на 2010 – 2013 годы», составной частью которой является программа профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения
Администрацией области проведен ряд совещаний по недостаточному обеспечению квалифицированными кадрами предприятий области . Постановлением Главы администрации области от 16.03.99 г. № 141 создан консультационный совет по профессиональному образованию при администрации области и утверждено положение о его деятельности. Основной задачей Совета является координация деятельности профессиональных образовательных учреждений, комитетов, управлений, отделов области , Департамента ФГСЗН и работодателей в планировании и организации подготовки кадров с учетом требований рынка труда .Управление ФГСЗН по Смоленской области постоянно совершенствует работу с органами исполнительной власти и образования, руководителями профессиональных учебных заведений по координации и согласованию объемов и профессий для подготовки рабочих и специалистов с учетом потребности рынка труда отдельных районов и области в целом, чтобы учебные заведения не готовили потенциальных безработных.
Центры занятости населения в Смоленской области, учитывая напряженную социально-экономическую ситуацию в области, продолжают повышать эффективность системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки как одного из приоритетных направлений в сфере обеспечения занятости населения. В Центрах созданы необходимые условия для проведения, на уровне современных требований, профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения. Направление безработных граждан на профессиональное обучение осуществляется с учетом запросов работодателей или под конкретное рабочее место.
В данной работе для улучшения ситуации на рынке труда Смоленской области было предложено усовершенствовать структуру Департамента занятости и внедрить Программу антикризисных мер на 2011г.
Таким образом, на рынке труда необходимо создавать все необходимые условия для регулирования рынка труда на территории, повышение степени удовлетворения спроса на рабочие места со стороны не занятых трудовой деятельностью граждан и заявок предприятий на рабочую силу.
продолжение
–PAGE_BREAK–
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
1. Трудовой кодекс Российской Федерации
2. Федеральный закон о занятости населения в Российской (в ред. Федеральных законов. от 20.04.1996 N 36-ФЗ.
Монография
3. Адамчук В.В. Экономика и социология труда. Учебник — М.: ЮНИТИ, 2007.
4. Адамчук В.В. Экономика труда. Учебник / В.В. Адамчук, Ю.П. Кокин, Р.А. Яковлев — М.: Финстатинформ, 2009.
5. Баженов В.И. Экономика и социология труда: Учебное пособие / В.И. Баженов, И.Н. Долгих, Л.М. Поталицина — Томск: ТПУ, 2008.
6. Блинова Т.В. Экономическая политика, структура занятости и безработицы в российских регионах — М.: РП-ЭП, 2007.
7. Боровик В.С. Занятость населения: Учебное пособие — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
8. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. М.: Книжный дом «Университет». Ростов на Дону, 2008
9. Васильев Я.Т. Региональная занятость и рынок труда: Основы теории, функционирования и прогнозирования — Новосибирск: Наука, 2006.
10.Владимирова Л.П. Экономика труда: Учебное пособие — М.: Издательский дом «Рожков и К», 20070.
11.Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. — М., ГУВШЭ, 2008.
12.Геньш Б.М. Экономика и социология труда. Учебник — М.: Норма, 2001.
13.Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации — М.: ГУ-ВШЭ, 2008.
14. Костин Л.А. Российский рынок труда: Вопросы теории, истории, практики — М.: Профсоюзы и экономика, 2008.
15.Кулинцев И.И. Экономика и социология труда — М.: Центр экономики и маркетинга, 2009.
16. Ниворожкина Л.И. Моделирование поведения населения на рынке труда крупного города. Продолжительность регистрируемой безработицы — М.: РП-ЭИ, 2006.
17.Остапенко Ю.М.: Экономика труда: учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2009.
18.Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Введение в социологию труда и занятости: Учебное пособие. — М.: дело, 2009.
19.Павленков В.А. Рынок труда. М., ЮНИТИ-ДАНА 2008.
20.Рынок труда: Учебник/ Под ред. В.С. Буланова и Н.А. Волгина. — М.: Экзамен,2007.
21.Рынок труда: Учебное пособие/ Под ред. проф. П.Э. Шлендера. — М.: Вузовский учебник, 2006.
22.Топилин А.В.: Рынок труда России и стран СНГ: реалии и перспективы развития. — М. Экономика. 2006.
23.Разумова Т.О., Рощин С.Ю. Экономика труда (экономическая теория труда): Учебное пособие: МГУ — М.: Инфра-М, 2007.
24.Рынок труда и доходы населения/ Под ред. Н.А. Волгина. Учебное пособие. — М.: изд.дом «Филинъ», 2008.
25.Рофе А.И., Збышко Б.Г., Ишин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономикресурсов для труда. – М. 2007.
26.Руденко Г.Г. Внутренний и внешний рынки труда: механизм сбалансированного развития. – М. Изд-во Рос. Экон. Академии, 2009.
27.Рынок труда и социальное партнерство/Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко, Н.Г. Митрофанов. – М. Хронограф, 2008.
28.Формирование рынков труда: Учеб.пособие. — М.: Изд-во «Экзамен»,2007
29.Экономика труда: социально-трудовые отношения/ Под ред. Н.А. Волгина и Ю.Г. Одегова. — М.: Экзамен, 2008.
30.Экономика и социология труда: Учебное пособие / Под ред. Б.Ю. Сербиновского и В.А. Кулакова — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
31.Экономика и социология труда: Учебное пособие / Под ред. Н.Н. Абакумовой — Новосибирск: Издательство ИГПЭ и У, 2008.
Интернет-ресурсы
32. wwwecon.admin-smolensk.ru
33. www.smolensk.ru
Приложение 1
Рис. 1. Структура системы управления региональным рынком труда
(сост. авт.)
Приложение 2
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА
СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 ГОД
(в ред. постановлений Администрации Смоленской области
от 23.03.2010 N 140, от 21.05.2010 N 301,
от 14.07.2010 N 402)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование субъекта
бюджетного
планирования
Департамент государственной службы занятости
населения Смоленской области (далее – Департамент
ГСЗН Смоленской области)
Наименование Программы
Программа дополнительных мер по снижению
напряженности на рынке труда Смоленской области на
2010 год
Наименование
уполномоченного органа
исполнительной власти
Смоленской области
Департамент ГСЗН Смоленской области
Основание для
разработки Программы
Закон Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 «О
занятости населения в Российской Федерации»;
Постановление Правительства Российской Федерации
от 14.12.2009 N 1011 «О предоставлении в 2010 и
2011 годах субсидий из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации на
реализацию дополнительных мероприятий,
направленных на снижение напряженности на рынке
труда субъектов Российской Федерации»
Государственный
заказчик Программы
Администрация Смоленской области
Разработчик Программы
Департамент ГСЗН Смоленской области
Цель Программы
принятие превентивных мер по снижению негативных
социально-экономических последствий возможного
увольнения работников и предупреждению роста
безработицы в Смоленской области
Задачи Программы
1) повышение конкурентоспособности на рынке труда
работников, находящихся под риском увольнения;
2) стимулирование сохранения и создания рабочих
мест;
3) развитие территориальной трудовой мобильности
населения Смоленской области
Основные мероприятия
Программы
1) опережающее профессиональное обучение
работников, находящихся под угрозой увольнения
(простой, введение режима неполного рабочего
времени, предоставление отпусков без сохранения
заработной платы по инициативе работодателей,
проведение мероприятий по высвобождению
работников);
2) организация общественных работ, временного
трудоустройства работников, находящихся под
угрозой увольнения, а также признанных в
установленном порядке безработными граждан и
граждан, ищущих работу;
3) стажировка выпускников образовательных
учреждений в целях приобретения ими опыта работы;
4) содействие трудоустройству инвалидов;
5) содействие самозанятости безработных граждан и
стимулирование создания безработными гражданами,
открывшими собственное дело, дополнительных
рабочих мест для трудоустройства безработных
граждан
Сроки и этапы
реализации Программы
2010 год, Программа реализуется в два этапа:
I этап — январь — июнь 2010 года;
II этап — июль — декабрь 2010 года
Исполнители Программы
органы исполнительной власти Смоленской области,
органы местного самоуправления муниципальных
образований Смоленской области совместно с
территориальными органами федеральных органов
исполнительной власти в пределах их полномочий и
работодателями (по согласованию)
Объемы и источники
финансирования
Программы
общий объем финансирования Программы в 2010 году –
82601,4 тыс. рублей, в том числе:
субсидия федерального бюджета – 78471,3 тыс.
рублей;
средства областного бюджета — 4130,1 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы подлежат уточнению
и могут корректироваться
Целевые показатели
Программы
1) недопущение роста регистрируемой безработицы
выше уровня 1,7 процента в среднегодовом
исчислении, запланированном на 2010 год;
2) сдерживание напряженности на региональном рынке
труда не выше 3,8 человека на вакансию
Показатели
результативности
Программы
1) прохождение опережающего профессионального
обучения — не менее 200 работников, находящихся
под угрозой увольнения (простой, введение режима
неполного рабочего времени, предоставление
отпусков без сохранения заработной платы по
инициативе работодателей, проведение мероприятий
по высвобождению работников);
2) создание не менее 2500 временных рабочих мест в
рамках организации общественных работ, временного
трудоустройства не менее 5000 работников,
находящихся под угрозой увольнения, а также
признанных в установленном порядке безработными
граждан и граждан, ищущих работу;
3) прохождение стажировки выпускников
образовательных учреждений в целях приобретения
ими опыта работы на не менее чем 300 новых рабочих
местах;
4) создание не менее 500 новых рабочих мест в
сфере малого бизнеса;
5) создание не менее 50 оснащенных специальным
оборудованием рабочих мест для трудоустройства не
менее 50 инвалидов
Порядок осуществления
контроля за ходом
выполнения Программы
контроль за ходом выполнения Программы
осуществляет Администрация Смоленской области
–PAGE_BREAK–