–PAGE_BREAK–Так как наиболее важные отношения в деятельности органов внутренних дел в той или иной степени урегулированы нормами права, то они целиком находятся в сфере действия механизма правового регулирования государства. Это, прежде всего, отношения, возникающие между сотрудниками органов внутренних дел и гражданами, что вполне закономерно, ибо отношения данного типа являются основными. С учётом тех обстоятельств, что органы внутренних дел выступают в роли представителей государства, предметом их регулирования стали также отношения типа «государство — граждане».
Разумеется, имеется довольно обширная сфера отношений, которая регулируется актами ведомственного правового характера. В этой связи следует констатировать, что министр внутренних дел Российской Федерации издаёт не только акты по применению права (разового, индивидуального характера), но и нормативные правовые акты. Нормы, которые содержатся в этих актах, регламентируют внутрислужебные отношения. В отличие от индивидуальных правовых актов, нормативные правовые акты призваны обеспечить не только внутрислужебные. но и отношения, ориентированные во вне системы. Это значит, что субъект управления в системе органов внутренних дел с помощью правовых актов осуществляет управляющее воздействие на систему различных отношений. По сути, механизм ведомственного правового регулирования — это средство управления как непосредственно в системе органов внутренних дел, так и в её взаимоотношениях с внешней средой.
Механизм ведомственного правового регулирования является частью общего механизма правового регулирования, находится под его влиянием и действует в его рамках.
Анализируя задачи деятельности МВД России как основного субъекта управления органами внутренних дел, можно заключить, что они состоят в определении стратегических направлений их развития; оперативном реагировании на изменение складывающейся оперативной обстановки при решении задач охраны общественного порядка и борьбы с преступностью; обеспечении нормативно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел, то есть в разработке ведомственных норм.
Известно, что в основном Министерство внутренних дел своё ведомственное воздействие осуществляет при помощи приказов, инструкций, положений, наставлений и директив. При этом очень важно отметить, что далеко не каждое волеизъявление субъекта управления (к примеру. Министерства внутренних дел) формируется в виде норм. Нормативно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел является лишь частью управления. Характерно, что правовое регулирование имеет достаточно выраженный управленческий характер как в сфере законодательного нормотворчества, так и в области ведомственного нормотворчества министерств и ведомств. Поэтому нормы права мы можем рассматривать как элементы управляющей подсистемы.
Ведомственное нормотворчество не является правотворчеством в собственном смысле слова (это прерогатива законодателя), а носит право-исполнительный характер. Следовательно, ведомственная нормотворческая деятельность представляет собой специфическую разновидность применения права в форме нормативного регулирования организации работы подразделений, входящих в их систему, поэтому нормирование деятельности подведомственных организаций, их работников предполагает обязательное применение соответствующих законодательных норм права. Нормирование деятельности по организации работы соответствующих объектов находится в сфере управления ими, то есть ведомственное нормотворчество представляет собой специфическую разновидность управления.
Изложенный подход к характеристике механизма ведомственного нормативного регулирования деятельности органов внутренних дел свидетельствует о том, что этот механизм во многом сливается с процессом управления. Так, субъект управления, нормируя поведение объектов, определяя, как они должны действовать в наиболее часто встречающихся типичных ситуациях, вносит упорядочивающее воздействие в управляемую систему, побуждая её эффективнее решать поставленные задачи. Это значит, что отношения, возникающие между органом, издающим нормативные акты, и управляемыми объектами, следует рассматривать в рамках определённой системы управления. Вместе с тем, очевидно, что субъект воздействует на управляемые объекты и иными, не нормативными способами. Это, как правило, формы прямой управленческой связи, состоящей в даче команд, действиях по их исполнению. Тем не менее, основным способом управленческого воздействия в системе органов внутренних дел является нормирование деятельности посредством издания ведомственных нормативных актов.
Первичным «кирпичиком» ведомственных нормативных актов является ведомственная норма. Она, по сути дела, представляет собой образец, правило поведения, которое санкционировано уполномоченным лицом и рассчитано на неоднократное использование многими органами, службами, подразделениями и работниками системы органов внутренних дел, и имеет своей целью обеспечить желаемое поведение последних. Другими словами, (с точки зрения механизма ведомственного правового регулирования) ведомственная правовая норма — это изначальный элемент механизма регулирования, определяющий основу, направление поведения в складывающихся отношениях в системе органов внутренних дел. По сути, эти нормы образуют базу ведомственного правового регулирования. Их воздействие на регулируемые отношения состоит не только в определении круга субъектов, на которых распространяется их действие, но и в формировании обстоятельств, при которых данные субъекты руководствуются их предписаниями, а также в раскрытии содержания самого правила поведения. Характерно и то, что от степени разработанности правовых норм, их ясности и чёткости зависит уровень складывающихся отношений.
Важной отличительной стороной ведомственной нормы является то, что хотя по своей природе она управленческая, но носит ведомственный, то есть служебный и оперативный характер. Свидетельством этому является отчасти упрощённая в сравнении с нормами права процедура принятия ведомственных норм, изменения и отмены, процедура подготовки.
Не менее значимым элементом ведомственного правового регулирования являются отношения, которые возникают на основе действия ведомственных правовых норм. Изначальный пункт правоотношений — это правовая норма, поэтому в зависимости от характера норм складываются различные отношения. Регулятивные отношения стоят в центре всех отношений. При уяснении сущности этого элемента следует иметь в виду, что ему свойственна регламентация служебной деятельности, то есть отношений, которые возникают при реализации задач охраны правопорядка и борьбы с преступностью.
Среди элементов механизма ведомственного правового регулирования деятельности органов внутренних дел наиболее важны нормативные акты. Это акты реализации юридических прав и обязанностей. Они представляют собой юридически значимые действия субъектов по осуществлению прав и обязанностей, вытекающих из конкретных правовых отношений. Ведомственные правовые акты играют роль средства, при котором уполномоченные субъекты системы органов внутренних дел внешне выражают свою волю. При этом во всех случаях их главная цель — это упорядочение отношений в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.
Наибольший вес в механизме ведомственного правового регулирования имеют индивидуальные правовые акты. Эти акты существенно дополняют нормативное регулирование деятельности органов внутренних дел, как бы продолжают его и являются формой так называемого поднормативного регламентирования служебной деятельности органов и их работников, то есть выполняют свою функцию в уточнении правового положения субъектов в реально создавшейся обстановке.
В индивидуальных актах выражается воля управомоченных должностных лиц, направленная на возникновение, изменение или прекращение конкретных служебных правоотношений. В форме таких правоотношений в деятельности управляемых объектов реализуется регулирующее воздействие ведомственного субъекта управления.
Индивидуальным правовым актам органов внутренних дел присущ ряд специфических признаков. Они регламентируют единичные и вполне определённые отношения и применяются по строго индивидуализированному случаю. Им свойствен разовый характер, то есть они действуют однократно. Правовые акты этого вида обращены, как правило, к конкретным лицам либо группам лиц, выделенным по какому-либо признаку.
Индивидуальные правовые акты имеют цель вызвать определённые юридические последствия, установить субъективные права и конкретные обязанности адресатов. Выступают они всегда в качестве юридического факта, порождающего, изменяющего или прекращающего конкретные правоотношения.
Индивидуальные правовые акты в своём большинстве, как и собственно акты нормативные, носят государственно-властный характер, за исключением случаев, когда издаётся акт во исполнение решений большей юридической силы (законодательных, правительственных актов, актов органов надведомственного управления и т. п.), при этом органы внутренних дел выступают в роли исполнителя права.
Таким образом, ведомственный нормативный акт органов внутренних дел — это сложное по содержанию явление, которое выступает средством оформления управленческих решений по установлению, изменению или отмене норм, регламентирующих их деятельность.
Ведомственные правовые акты имеют двоякое предназначение. В частности, это обеспечение стабильности, а также оперативное реагирование на происходящие изменения.
Ведомственный нормативный акт органов внутренних дел как определённый элемент ведомственной системы управления занимает в ней и строго определённое место, выполняет роль относительно устойчивых отношений, тогда как ведомственные нормы выступают в качестве субординационных и регулируют менее устойчивые отношения.
Эффективность ведомственного правового регулирования — это соотношение между результатом этого регулирования и стоящей перед ним целью. Субъект, осуществляющий ведомственное правовое регулирование, заинтересован в том, чтобы его акты полно и правильно отражали стоящие задачи, были достаточно эффективны. Основным свидетельством эффективности ведомственных правовых норм являются результаты деятельности по охране правопорядка и борьбе с преступностью.
В эффективности ведомственных норм проявляются способности субъекта, а также его желание обеспечить выполнение стоящих задач. Следовательно, главный ориентир для развития и совершенствования элементов механизма ведомственного правового регулирования — это обеспечение эффективного выполнения задач в сфере правопорядка и борьбы с преступностью.
С учётом изложенного следует, что механизм правового регулирования представляет собой совокупность правовых средств, посредством которых обеспечивается регулирование деятельности органов внутренних дел. Иными словами, ведомственное правовое регулирование — это такое воздействие ведомственных норм на поведение работников этой системы, в результате которого возникают, изменяются или прекращаются служебные правовые отношения.
Механизм ведомственного правового регулирования состоит в закреплении этих отношений и включает в себя принятие правовых норм вышестоящими органами управления для нижестоящих. Характеризуя эти правовые нормы, следует их рассматривать в качестве источников для разработки и принятия в каждом конкретном органе и случае детализированных и конкретизированных решений, регламентирующих отношения, что обеспечивает единообразие в решении вопросов, связанных с достижением общих целей, стоящих перед органами внутренних дел.
2. Организационные структуры в органах внутренних дел
Государство функционирует и развивается как сложная социальная система. Важнейшей характеристикой этой системы является публичность власти с институтами как структурными способами ее осуществления. В административно-правовом аспекге под структурой понимается такое строение органов исполнительной власти, при котором каждому из элементов свойственны общие признаки принадлежности к системе и отличительные свойства. К числу последних относят: четко выраженный статус, место и функции органа, а также методы деятельности.
Правовое понятие структуры управления базируется на положениях административного права, поскольку воплощает, в определенном смысле, схему распорядительной деятельности и содержит несколько аспектов. Во-первых, статус структурного звена должен быть определен в соответствующем нормативном акте (законе, подзаконном акте), который устанавливает, прежде всего, компетенцию как систему полномочий (прав и обязанностей), а также принадлежность к определенной отраслевой структуре. Во-вторых, функции структурною звена должны находиться в соответствии с его положением (местом) в иерархии управления. При этом функции управления, по мнению большинства административистов, не обладают юридической природой — их содержание связано с самим управлением, а объем зависит от уровня структурного звена. В-третьих, в сфере государственного управления любая структура исполнительной власти наделена властно-распорядительными (административными) полномочиями. Последние распространяются как на работников данной структуры, так и на подчиненные структуры. Соответственно обе стороны этих отношений (руководитель — подчиненный) обладают правами и обязанностями, по поводу исполнения которых и осуществляется административное управление данным структурным звеном. При этом в соотношении трех основных методов административно-правового регулирования общественных отношений (дозволения, запрещения, позитивного обязывания) проявляется особенность функционирования данного структурного звена.
Сложность и ответственность задач, решаемых в процессе управления органами внутренних дел, вызывают необходимость правового регулирования деятельности всех структурных звеньев системы управления. Роль законодательного и иного нормативного регулирования заключается в упорядочении компетенции, а также в обеспечении надлежащих отношений между службами и подразделениями и отдельными сотрудниками. Всё это в целом обеспечивает надежность, устойчивость и эффективность их функционирования.
Таким образом, организационная структура — это совокупность взаимодействующих компонентов и элементов системы, строение и внутренняя форма организации, которые являются функциональным началом осуществления целей и задач деятельности и основываются на правовом регулировании процессов создания и функционирования отдельных звеньев данной структуры.
Компонентами организационной структуры выступают подсистемы различных уровней управления в органах внутренних дел, а также входящие в их состав службы и подразделения. Элементами организационной структуры являются: система должностных прав и обязанностей: совокупность требований к знаниям, опыту и квалификации работников; а также имеющиеся связи между уровнями управления, их структурными компонентами, руководящим звеном и отдельными сотрудниками.
Организационная структура органов внутренних дел состоит из взаимодействующих компонентов и элементов. Обозначенные в административном праве свойства отдельных служб и подразделений, входящих в единую структуру, позволяют выделить три основных вида структурных компонентов органа внутренних дел:
• Отраслевой компонент. Он реализует специальные функции органов внутренних дел. В частности, к нему относятся в укрупненном виде криминальная милиция и милиция общественной безопасности.
• Обеспечивающий компонент. Он включает в себя кадровые подразделения, тыловые службы, секретариаты, информационные центры, медицинские службы, службы собственной безопасности и др.
• Штабной компонент призван выполнять общие функции управления, и разделяется на подразделения межотраслевого управления (штабы и организационно-инспекторские службы) и оперативного управления (дежурные части).
Такое структурное строение органов внутренних дел является наиболее общим, свойственным как территориальным, так транспортным органам внутренних дел. Структура органа определяется сложностью возлагаемых на него задач, его функциями (цели — задачи — функции — структура) и нормативно закрепляется в правовом статусе, в его структурно-организационном блоке.
В настоящее время происходит процесс последовательного усложнения правоохранительных функций и специализации труда, который вызывает необходимость более детального и глубокого структурирования органов внутренних дел, закрепления отдельных функций за соответствующим подразделением. Так, например, функция пресечения и раскрытия преступлений возлагается в целом на криминальную милицию. Ведущими направлениями её деятельности являются: противодействие общеуголовной преступности, преступности экономической направленности, розыск скрывающихся от следствия и суда, а также деятельность экспертно-криминалистических подразделений. В свою очередь, в деятельности уголовного розыска происходит специализация деятельности отделов (отделений, групп) по пресечению и раскрытию тяжких преступлений, квартирных краж, угонов автотранспорта, преступности несовершеннолетних, незаконного оборота наркотиков и другие направления оперативно-розыскной деятельности.
продолжение
–PAGE_BREAK–