Религии Древнего Востока

Содержание:
1.    Введение…………………………………………………………………….3
2.    Религия и религиоведение…………………………………………………4
           Основные функции религии……………………………………………..4
           История изучения религии………………………………………………6
3.    Восток: общество и религия……………………………………………….6
           Возникновение и ранние формы религии………………………………8
           Религиозные системы древних обществ БлижнегоВостока………….8
4.    Монотеистические религии………………………………………………..9
           Иудаизм……………………………………………………………………9
           Христианство……………………………………………………………10
           Ислам (Коран, символ веры, обряды и праздники)…………………..11
           Ислам в России………………………………………………………….15
           СМИ и Ислам……………………………………………………………17
5.    Религии Древней Индии………………………………………………….17
           Брахманизм………………………………………………………………18
           Джайнизм………………………………………………………………..19
           Буддизм………………………………………………………………….20
6.    Религия в Древнем Китае…………………………………………………21
           Конфуций и конфуцианство……………………………………………22
           Даосизм………………………………………………………………….22
           Китайский буддизм и религиозный синкретизм……………………..23
7.    Буддизм и синтоизм в Японии…………………………………………..24
           Ламаизм…………………………………………………………………25
8.    Заключение……………………………………………………………….25
9.    Список литературы………………………………………………………27
1. Введение.
Комплекс неполноценности, вызванный в своё время, особенно в XIXвеке, наглядным сравнением отсталой Азии с передовойЕвропой, ныне остался в далёком прошлом. Традиционная структура Востока,опирающаяся на установившиеся веками нормы великих цивилизаций, в свою очередьсанкционированные и освещённые религиями, снова выходит на передний план и дажеукрепляется в новых условиях. Заимствовав кое-что из западного стандарта, иотвергнув этот стандарт в целом, современный Восток вернулся “на круги своя” иименно с этих привычных традиционных позиций стремится к развитию. Пусть не ктакому, как на Западе. Можно довольствоваться намного меньшим, лишь бы при этомне утерять своего, — таково, примерно, кредо многих стран современного Востока.И роль религии при этом первостепенна.
Дело в том, что мощные пласты тысячелетних религиозныхтрадиций продолжают действовать, и видимо, будут ещё долго оказывать серьезноевлияние на самосознание, образ жизни и политику большинства стран Востока. И впервую очередь всё это относится к миру ислама.
Возрождение религии как нормы общественного сознания исамоидентификации народов – особенно из числа тех, кто вчера ещё был жёсткопридавлен имперской идеологией, – не только очевидный рост, но и угрожающийсоседям процесс. Активизация религий во всём современном мире не случайносвязана, прежде всего с оживлением исламского фундаментализма, причём оченьчасто в его крайне экстремистской форме. Это обусловлено, прежде всего тем, чтоиз всех известных мировых религий ислам – наиболее сильная и агрессивная. Инымисловами, всё опять-таки восходит к внутренней сущности религии, к еёпотенциальности, мощности и агрессивности.
2. Религияи религиоведение.
Чтотакое религия? Как и когда она возникла? В чём её смысл и сущность? Напротяжении многих веков лучшие умы человечества стремились найти рациональноеобъяснение причин возникновения столь специфической, иллюзорно-мистической,иррациональной формы мышления. За это время сложилась, оформилась специальнаяотрасль знания – религиоведение, не имеющее ничего общего с теологией. Цельрелигиоведения – серьёзный анализ всей совокупности проблем происхождения,сущности и функций религии, её места в обществе, истории, культуре, еёобъективной роли на протяжении тысячелетий и в современном мире. Иными словами,её цель – познать и понять религию как форму общественного сознания, каксоциальный феномен.
Укрепляясьв сознании людей, фиксируясь в памяти поколений, становясь частью культурногопотенциала народа, страны или даже многих стран, система религиозных верований– религия – приобрела тем самым определённые социально-политические икультурно-этические функции.
2.1Основные функции религии.
         Наиболее характерной для религииявляется компенсирующая функция. Выступая в роли всё объясняющего покровителя иутешителя, посредника между слабостью человека и всесилием природных стихий,религиозная концепция уже в самой её ранней и примитивной модификации былапризвана предохранить от злого воздействия непознанных внешних сил и в то жевремя научить, как избежать такого воздействия, защититься от него, задобритьзлые силы. Религия компенсировала бессилие человека, ограниченность его знаний,несовершенство социального устройства. Суть функции: в религии люди, и особеннорелигиозно активные слои населения (отшельники, аскеты, монахи, суфии и т.п.)искали путь к спасению от несовершенства земного существования, к избавлению отстраданий, к бессмертию, слиянию с Абсолютом, к вечной жизни на небесах и т.п.
         Компенсирующая функция религии тесносвязана с другой её функцией – интегрирующей. Социальная значимость её особенноважна. Объединяя людей в рамках санкционированного ею мировоззрения, любаярелигиозная концепция освещает сложившиеся нормы и существующие порядки и темсодействует социальной, идейной и политической интеграции. Суть функции:преданность той или иной системе религиозных норм.
         Третьей важной функцией религииявляется регулирующе-контролирующая. Религия приспосабливает к своимпотребностям (либо создаёт заново) соответствующие её нормам системы духовных иэтических ценностей, ритуалы и церемонии, праздники и обряды, стереотипыповедения и т.д. В этой функции религия вплотную смыкается с культурнойтрадицией, осуществляя над ней верховный идеологический контроль, регулируя еёпринципы и практику. Даже тогда, когда другие функции ослабевают и отступаютпод давлением современной науки, эта функция позволяет той или иной религиознойдоктрине цепко держать, используя инерцию традиций, многие стороны жизни людей,особенно на Востоке.
         Наряду с перечисленными, религия имеети ряд других функций, важных для понимания её роли в обществе. Одна из них – еёможно условно назвать экзистенциальной – касается философского аспектарелигиозной концепции, то есть стремления религиозных теоретиков объяснитьместо человека в этом мире, его существование в мире ином, а также связанные сэтим проблемы жизни и смерти, бытия и небытия.
         Ещё одна политическая функция служитделу освещения власти, обожествления правителя и его верховных прерогатив.
2.2 Историяизучения религии.
         Первыепопытки понять сущность религии и причины её возникновения относятся к античнойдревности. Ещё в середине Iтысячелетия до Н.Э. греческие философы, одними из первых обратили внимание нато, что религиозные представления не имманентно присущи человеку, что людивыдумали своих богов. Древние философы полагали, что это было сделано, чтобывнушить людям страх, заставить их выполнять законы. Страх перед грознымиявлениями природы, как считал Демокрит, лежит в основе религии.
         Одним из первых потряс слепую веру вцерковные догмы на рубеже XVIIвека Ф.Бекон, сравнивший ум человека с кривым зеркалом, искажающим реальность, и темдавший толчок, к прямой критике религии. Соотечественник Бекона – англичанин Т.Гоббс заявил, что именно страх перед невидимой силой, воображаемой на основаниивыдумок, допущенных государством, называется религией. Невежество и страхпородили религию.
         Ещё резче обрушился на религию голландскийфилософ Б. Спиноза. Истоки религии Спиноза видел в неуверенности человека всвоих силах, в постоянных колебаниях его между надеждой и страхом.
         Идеи XVIIвека подготовили почву для расцвета в XVIIIвеке ещё более разоблачительной критики религии. П. Гальбахсчитал религию вымыслом, созданным человеческим воображением. П.С. Марешальсравнил религию с наркотиком, с опиумом, обратив при этом внимание на силурелигиозной традиции.
3. Восток:общество и религия.
         В современном мире Восток играет всёболее заметную роль. Почти все страны традиционного Востока в наши днипереживают мучительный процесс внутренней трансформации. В ходе этого процессана передний план энергично выдвигается национально-культурная традиция,защитно-охранительные функции которой опираются на религию как символнационального сопротивления. В этом смысле значимость и актуальность изучениярелигий и культурных традиций Востока вне сомнений.
         В своё время, несколько столетий назад,страны Востока – в первую очередь Южного (Индия), Юго-Восточного и тем болееДальнего (Китай) – представлялись европейцам царствами сказочной роскоши,редких и ценных продуктов. Позже, когда эти страны были открыты и изучены, напередний план вышли представления об отсталости и закостенелости Востока. Пытаясьобъяснить это явление, первые европейские востоковеды начали энергично изучатьстраны Востока, их историю, культуру, религию, социальный строй, политическиеинституты, семейные связи, нравы, обычаи и т.п.
         Именно религия и санкционируемая еютрадиция во многом определяет облик той или иной цивилизации. В жизни общества,в истории и культуре народа она играла высокую роль: и христианство, и ислам, ииндо-буддизм, и конфуцианство – все эти доктрины вкупе с местными религиямитипа даосизма, синтоизма, джайнизма настолько чётко определили лицоцивилизации, что могут считаться её “визитной карточкой”. Особенно этоотносится к религиям и цивилизациям Востока.
         И это не только потому, что восточныхрелигий и цивилизаций много, а западная лишь одна (христианство). Здесьсущественнее другое: в современном мире, столь остро ощущающем процесс развитияи стремление развивающихся стран уравняться с развитыми, страны Запада увереннозадают тон в сфере технического прогресса.
         Итак, современный Восток болеерелигиозен и традиционен, нежели Запад, причём не только вследствие меньшейразвитости, но также и потому, что национально-религиозная традиция для него –защитный панцирь, позволяющий сохранить своё национальное “Я”, своё этническоелицо, свои нравы и обычаи.
3.1 Возникновениеи ранние формы религии.
         Истоки первых религиозных представленийпредков современного человека тесно связаны с возникновением у них ранних формдуховной жизни. Возможно, что ещё до завершения процесса “разумности”тысячелетиями накопленная практика охоты или погребения покойников ужеформировала у членов первобытного стада нормы поведения.
         Во-первых, практика захоронений.Пещерный “разумный” человек хоронил своих близких в специальных погребениях,покойники проходили через обряд определённой подготовки их к загробной жизни:тело их покрывали слоем красной охры, рядом клали предметы обихода, украшения,утварь и т.п. Это означает, что хоронивший своих умерших коллектив уже имелзачаточные представления о загробном существовании.
         Во-вторых, практика магическихизображений в пещерной живописи. Подавляющее большинство известных наукепещерных рисунков – это сцены охоты, изображения людей и животных, либо людей,ряженных в животных.
         Тотемизм возник из веры той или инойгруппы людей в их родство с определённым видом животных или растений.Постепенно он превратился в основную форму религиозных представленийвозникающего рода. Члены родовой группы верили в то, что они произошли отпредков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема.
         Анимизм – вера в существование духов,одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевлённых предметов,приписывание им разума и сверхъестественного могущества.
3.2Религиозные системы древних обществ Ближнего Востока.
         Первые в истории человечества очагицивилизации и государственности появились на Ближнем Востоке. Сложившиеся, впервую очередь в пойме Двуречья, ранние надобщинные политические структурыявляли собой на рубеже IV-IIIтысячелетия до Н.Э. небольшие административныеобразования типа городов-государств. Храм каждого из городов-государствпосвящался конкретному божеству.
         Религиозная система Древнего Египта. ВЕгипте не было традиции автономного существования городов-государств. Правитель– Фараон был обоготворён, считался сыном бога солнца и почитался как символблагосостояния и процветания страны. Пирамиды – символ древнего Египта, символстепени обожествления его фараонов.
4.Монотеистические религии: Иудаизм.
         Все тримонотеистические религиозные системы, известные истории мировой культуры, тесносвязаны друг с другом, вытекают одна из другой. Первая и древнейшая из них –иудаизм, религия древних евреев.
         История древних евреев и процессформирования их религии известны в основном по материалам Библии, точнее, по еёдревней части – Ветхого Завета. В начале IIтысячелетия до Н.Э. евреи были политеистами, то есть верилив различных богов и духов, в существование души. В каждой более или менеекрупной этнической общности был свой главный бог, к которому апеллировали впервую очередь. Яхве был одним из такого рода божеств – покровителем ибожественным предком одного и колен иудейского народа. Позже культ Яхве сталвыходить на первое место, оттесняя других. Яхве хранит свой народ и открываетему все пути.
         Итак, квинтэссенция Ветхого Завета – видее богоизбранничества. Бог един для всех – великий Яхве. Но всемогущий Яхвеиз всех народов выделил один – еврейский.
         Иудаизм не только резко выступал противмногобожия и суеверий, но и был религией, не терпящей существования наряду свеликим и единым Богом никаких других богов и духов. Отличительная чертаиудаизма выражалась в его исключительной вере во всемогущество Яхве.  
         Иудаизм евреев диаспоры. Разгром храма(7-ой год) и разрушение Иерусалима (133-й) положили конец существованиюдревнееврейского государства и вместе с ним – древнему иудаизму. В диаспоревозникла иная религиозная организация – синагогальная. Синагога – молитвенныйдом, своего рода религиозный и общественный центр еврейской общины, где раввиныи иные знатоки Торы толкуют священные тексты и молятся Яхве.
         В иудаизме евреев диаспоры большоевнимание уделялось ритуалам обрезания, омовений, постов, строгому соблюдениюобрядов и праздников. Правоверный еврей должен потреблять только кошерное мясо(не свинину). В дни пасхальных праздников полагалось есть мацу – пресныелепёшки без дрожжей и соли. Евреи отмечали праздник судного дня, иам-кинур(осенью).
         Иудаизм сыграл определённую роль вистории культуры, в частности восточных культур. Через христианство и ислампринципы монотеизма стали широко распространятся на Востоке. Страны и народыВостока, особенно Ближнего, тесно связанного с иудаизмом общими корнями икультурно-генетической близостью. Иудаизм оказывал непосредственное влияние спомощью евреев диаспоры. Иудаизм получил распространение у части горцевКавказа, в Средней Азии, в Эфиопии.
         С течением времени он всё болеезамыкался в рамках своих общин и обособился от окружавших его религий.Существуя главным образом  в христианскойили исламской среде, иудаизм практически оказывался лишь наиболее раннимвариантом господствующей религии.
4.2Христианство в странах Востока.
         Христианство – наиболеераспространённая и одна из самых развитых религиозных систем мира. Это, преждевсего, религия Запада. Но христианство тесно связано с Востоком и его культурой.Оно многими корнями уходит в культуру древнего Востока, откуда оно черпало свойбогатый мифопоэтический и ритуально-догматический потенциал.
         Как религия появилась сравнительнопоздно, в условиях уже развитого общества с острыми социальными, экономическимии политическими противоречиями.
         Основная идея христианства – идея грехаи спасения человека. Люди грешны перед Богом, и именно это уравнивает их всех.
         Кроме русской, остальные православныецеркви, оказавшиеся в сфере господства исламского мира, не получили широкоговлияния. Под их духовным воздействием находились лишь греки, часть южныхславян, румыны.
         Коптская монофизитская церковьсложилась в Египте – настаивала на единой божественной сущности Христа.Армяно-григорианская близка к греко-византийскому православию, викториане –последователи епископа константинопольского Нестория – своеобразные предтечиправославия. Римско-католическая церковь связана с Востоком сравнительнопоздним временем и сводится к миссионерскому движению (Азия, Африка, Океания).
         В целом христианство в лице различныхцерквей и сект является, не едва ли наиболее распространённой мировой религией,доминирующеый в Европе и Америке, имеющей весомые позиции в Америке и Океании,а также в ряде регионов Азии. Однако именно в Азии, то есть на Востоке,христианство распространено слабее всего.
4.3 Ислам.
         Ислам – третья и последняя из развитыхмонотеистических религий. Она также возникла на Ближнем Востоке, своими корнямиуходила в ту же почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех жекультурных традициях, что и христианство и иудаизм. Эта религиозная системасложилась на базе двух её предшественников. Священной книгой мусульман являетсяКоран.
         Ислам сыграл огромную роль в истории икультуре не только арабов, его первых адептов, но и всех народовближневосточного региона, а также иранцев, тюрков, индийцев, индонезийцев,многих народов средней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, части населения Африки.Ислам возник в среде арабов, коренных жителей Аравии.
         Краеугольным камнем религиозной теориимусульман, основным кредо ислама является широко известная фраза: “Нет Богакроме Аллаха, и Мухаммед пророк его”. Здесь только один Аллах – Богединственный и безликий, высший и всемогущий, творец всего сущего и еговерховный судья. Роль Мухаммеда в возникновении ислама трудно переоценить.Именно он был основателем новой религии, определил её основные параметры,сформулировал суть её принципов и придал ей её неповторимую специфику.
Коран.
         Основные идеи и принципы вероученияМухаммеда зафиксированы в Коране – священной книге мусульман. Основноесодержание также тесно связано  сБиблией, как и сам ислам близок к иудео-христианству. Текст Коранаотрывочен  и нередко противоречив, хотя впределах отдельной главы чувствуется стремление сохранить единство темпа исюжета. Противоречия в тексте легко объяснить: изрекая истины в экстатическомили близком к нему состоянии, пророк не мог быть строго логичным. Коран состоитиз 114 разных по характеру и объёму глав. Если исключить первую из них,небольшую молитву, то все остальные 113 сур (глав) расположены в нём в порядкеубывающего объёма, так что последние из них состоят всего из нескольких строк.В этих главах можно найти рассуждения о порядке развода, рассуждения омироздании, о взаимоотношениях с миром сверхъестественных сил. Много местауделяет Коран основам мусульманского права, встречаются в нём и мифологическиесюжеты. Словом Коран, как и Библия – своего рода божественная энциклопедия,“книга книг”, свод знаний, заповедей и инструкций. Около четверти текста Коранапосвящено описаниям жизни и деятельности различных пророков.
Символ верыислама.
         Коран и Сунна (предание) были доступныне каждому. До широких масс простого народа, неграмотных крестьян заповедиислама доходили лишь в устной форме проповедей и в виде священных заповедей.
         Основных обязанностей мусульманинаислам насчитывает пять: исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж.
         Принцип исповедания – центральный висламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно соблюсти именно его, то есть торжественнопроизнести фразу о том, что нет Бога кроме Аллаха и Махаммед пророк его.
         Молитва – обязательный каждодневныйпятикратный ритуал, от которого могут быть освобождены лишь больные, немощные ималые дети. Молитву полагается совершать на заре, в полдень, пополудни, призакате солнца и перед сном. Чаще всего её совершают индивидуально. Молитвусовершают в одежде, в чистом месте, на специальном коврике и обратившись всторону Мекки. Мусульманин во время молитвы Аллаха ни о чём не просит.
         Пост. Один главный и обязательный пост,но зато он длится целый месяц (рамазан, рамадан). На протяжении всего месяца,кроме детей и больных, с рассвета до заката солнца не имеют права ни есть, нипить, ни тем более развлекаться и курить. После заката и перед восходом, — едяти пьют весьма умеренно.
         Милостыня. Каждый имущий обязан раз вгоду делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни в пользубедных. Милостыня собиралась специальными сборщиками, её не редко раздавали вдни праздников натурой.
         Хадж – пятый и последний изобязательных столпов веры. Каждый здоровый мусульманин раз в жизни можетпосетить святые места в Мекке и поклониться Каабе. Кроме того, каждый паломник приносит жертву.
Исламскиеобряды и праздники.
         Один из основных обрядов – суннат(обрезание). Мальчиков примерно в семилетнем возрасте подвергали этой операции.В исламе обряд обрезания 7-летних мальчиков служит своего рода религиознымсимволом принадлежности и считается обязательным. Этот обряд символизируетвзросление ребёнка, переход его  в новое,“взрослое” состояние. Вытерпеть боль – дело чести мальчика. После обрезаниямальчик более уже не возвращался на женскую половину дома: его отделяют отсестёр и приобщают к мужчинам дома (семьи).
         Ещё один важный семейный обряд –свадьба. Молодых венчает один из служителей ислама.
 Торжественно, со специальными ритуальнымиобрядами, отмечается в семье мусульманина и рождение ребёнка, особенно сына. И,наконец, последний из серии обрядов – похороны. Этот обряд совершается обычно вдень смерти и исполняется с участием духовных лиц.
Всесемейные обряды мусульман сопровождаются праздниками. Один из всеобщихрелигиозных праздников – ураза-бойрам, праздник разговенья. Длится 3 дня.
Другойбольшой мусульманский праздник приходится на 7-ой день после окончания поста.Это – курбан-байрам, великий праздник жертвоприношения. Снова режут скот вчесть Аллаха и во имя райского будущего. Этот праздник тянется не менее 4-хдней.
Ещёодин праздник, связанный с памятью пророка – раджаб-байрам, праздник в честьвеликого вознесения Мухаммеда. Другой праздник приходится на 27-й день месяцарамазана, то есть на конец поста. В честь него – обильные пиршества неустраиваются – всё-таки ещё пост. Мусульмане в этот день усиленно молятся,обращаясь к Аллаху и читая Коран.
4.4 Ислам вРоссии.
         Российская Федерация – государство сбезусловно преобладающим русским этносом, с соответствующейкультурно-конфессиональной доминантной. Ислам, несмотря на глубокиеисторические корни, многовековое присутствие на нынешней территории России, наинкорпорированность в российскую субцивилизацию, является религией меньшинства.Это, в конечном счёте, и определяет место мусульман в конфессиональном иэтнополитическом ландшафте российского общества.
         С другой стороны, положение ислама в российскойкультурной традиции, а мусульман в российском обществе неординарно и “весьмазначимо”.
         В Российской империи, а затем вСоветском Союзе сложились три обширных, устойчивых мусульманских ареала:собственно российские мусульмане – татары, башкиры, частично исламизированныедревние народы Поволжья, в силу ряда причин подвергшихся более или менеежёсткой ассимиляции; мусульмане Северного Кавказа, которые, несмотря напостоянную с момента вхождения в состав Российской империи борьбу заполитическую независимость и этнокультурную самобытность, постепенно включалисьв российское общество; мусульмане Средней Азии, позже других вошедшие в составимперии и сохранившие этнокультурную и конфессиональную самостоятельность,образ жизни и традиционные экономические уклады, что в конечном счёте позволяетрассматривать их в качестве своего рода “ассоциированного члена” российского, азатем советского общества. Отношение к мусульманам было лучше и терпимее, чемотношение к исламу. Неоднозначно отношение самих мусульман к России: однисогласны с тем, что совместное проживание в одном государстве оказалосьпродуктивным, другие настаивают на чуждости ислама российской традиции, считаяоптимальным их раздельное существование, что на практике может быть реализованолишь в форме выхода мусульман из состава России.
         В России проживает от 11 до 22 млн.мусульман, принадлежащих к более чем 40 этносам.
         Крупнейшими мусульманскими этносамиРоссии являются:
Татары – свыше5 млн. (3,8% общей численности населения и второе место после русских);
Башкиры –свыше 1 млн.;
Чеченцы –около 1 млн.;
Аварцы – свыше0,5 млн.;
Кабардинцы –свыше 360 тыс.;
Даргинцы –около 300 тыс.;
Ингуши – свыше170 тыс.
Кроме того, в России проживают свыше 1 млн. азербайджанцев, до 1 млн.казаков, а также десятки тысяч узбеков, киргизов, таджиков.
         Все они с полным основанием могут бытьотнесены к верующим. Да и критерии того, кого следует считать верующим, до сихпор не обрели строгих научных определений. Тем не менее, есть основаниесчитать, что подавляющее большинство представителей мусульманских этносоввсё-таки может быть отнесено к носителям исламской конфессионально-культурнойтрадиции.
         В условиях, когда христианская Россияоказалась перед проблемой сохранения в системе международных отношений статуса великойдержавы, вполне допустима ситуация, при которой стабильность и развитие еёотношений с мусульманским миром может стать одним из существенных факторовподдержания её авторитета и независимого от Запада политического курса.
         В свою очередь, мусульманскиегосударства заинтересованы в существовании сильной России, способной хотькак-то ограничивать военно-политическое господство Запада.
4.5 СМИ иИслам.
         Данные о положении дел вмусульманской общине можно почерпнуть из обычных, Российских средств массовойинформации. Наиболее интересные и пространные посвящённые исламу печатаются в“Независимой газете”, которая с 1997 года издаёт специальное приложение“НР-религии” с отдельной мусульманской страницей. Обращаются к исламулиберальные “Известия”, “Сегодня”, “Московский комсомолец”, еженедельник“Московские новости”, “Завтра”, “Советская Россия”,  “Аль-кодс” и др.
5. РелигииДревней Индии.
Ивсё же даже по сравнению с мусульманским Ближним Востоком Индия – подлинноецарство религии. Религиозные системы Индии – если сравнить их  с ближневосточно-средиземноморскимимонотеистическими – в ряде аспектов, особенно в связи с проблемами онтогенеза,изначального единства макро- и микромира, природы и человека и т.п. представляютсяболее глубокими и философски насыщенными. В них разум явно господствовал надсвойственной монотеизму слепой верой во всемогущество великого Бога.
         Важная особенность индийских религий –их интровертивность, то есть явственная обращённость вовнутрь, акцент наиндивидуальный поиск, на стремление и возможности личности найти собственныйпуть к цели, спасения и освобождения для себя.
         Интровертивность религиозной культурыоказала огромное влияние на психологию и социальное поведение индийцев,склонных интересоваться туманными абстракциями и погружаться в глубокийсамоанализ.
БогиРигведы (Пантеон Вед)
         Ригведа – самхита из 1028 гимнов,собранных в 10 разделах-мандалах. 
Каким жебогам молились, приносили жертвы жители древней Индии? Старейшим из них былДьяус – бог неба, отец богов. Центральной и наиболее популярной фигуройведического пантеона был их первенец Индра – бог тепла и света, дождя и бури.Очень известным и почитаемым ведическим богом был Агни – бог огня. Он считалсяпокровителем семьи и дома, дарителем счастья и здорового потомства, был всемилюбим.
         Важное место занимал Сама – богопьяняющего напитка, необходимого для церемонии жертвоприношения. Менееизвестным и почитаемыми были жёны богов. Лишь немногие играли самостоятельнуюроль в пантеоне.
5.1Брахманизм.
Брахманизмкак система религиозно-философских взглядов и ритуально-культовой практики –прямой наследник ведической культуры. Однако брахманизм – явление уже новойэпохи. Появились сословия – варны брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшья(земледельцев, торговцев) и шудра (рабов). Сословие жрецов занимало ведущиепозиции: жрецы-брахманы приносили жертвы богам, совершали обряды, держали всвоих руках монополию на грамотность, священные тексты, знания.
         Усилиями жрецов-брахманов былисоставлены так называемые брахманы – прозаические тексты.
         Итак, брахманы-жрецы, появившиеся идеиверховного Брахмана-Абсолюта – всё это привело к формированию брахманизма –религии древних брахманов.
         Формирование этой религиисопровождалось резким повышением статуса самих брахманов. Брахманы засовершавшиеся ими обряды жертвоприношения получали плату: считалось, что безэтого жертва бесполезна. Согласно брахманам – комментариям, существовали 4формы платы: золотом, быками, лошадьми и одеждой.
5.2Джайнизм.
         Джайнизм сыграл не малую роль вистории, культуре Индии. Возникновение этого учения связывается с именемМахавиры Джины, жившего в VIвеке доН.Э. В начале последователи Джины были лишь аскеты, которые отказались от всегоматериального ради великой цели спасения, освобождения от кармы. Все членыранней общины джайнов – миряне, жрецы, аскеты-монахи, мужчины и женщины –подчинялись некоторым общим законам, соблюдали определённые нормы поведения изапреты.
         Учения джайнов исходили из того, чтодух, душа человека выше его материальной оболочки. Достичь спасения и полногоосвобождения душа может, если она освободится от всего материального. Мирсостоит из двух вечных несоздаваемых категорий: дживы (душа) и адживы (неживое,материальное начало).
         Доктрина джайнов интровертивна, то естьориентирована на индивидуальный поиск спасения для каждого в отдельности.
5.3 Буддизмв Индии.
         Буддизм как религиозная системанесравненно значительнее джайнизма. Появление его легенда связывает с именемГаутамы Шакьямуни, известному миру под именем Будды, просветленного.
         Учение Будды. Жизнь есть страдание.Рождение и старение, болезнь и смерть и т.д. – всё это страдание. Онопроисходит от жажды бытия, созидания, власти, вечной жизни. Уничтожить этуненасытную жажду, отказаться от желаний – вот путь к уничтожению страданий.Будда разработал подробный восьмиступенный путь, метод постижения истины иприближения к нирване.
         Буддизм Махаены в первые века нашей эрыдовольно быстро распространился в Средней Азии, проник в Китай, через него – вКорею и Японию, даже во Вьетнаме. В некоторых из этих стран буддизм стал игратьочень важную роль, в других превратился в государственную религию. В индии же кконцу Iтысячелетия, буддизм и вовсепрактически престал играть сколь-нибудь заметную роль в её истории и культуре,в жизни её народа. На смену ему пришел индуизм.
Индуизм.В процессесоперничества буддизма с брахманизмом, как результат продолжения возникиндуизм. На высшем уровне религиозной системы индуизма учёные брахманы, аскеты,монахи, йоги сохраняли и развивали тайный смысл их доктрин. Народный индуизмвоспринял и сохранил древние представления о карме с её этичес