Необоротные и оборотные ресурсы и активы предприятий

РЕФЕРАТ
Подисциплине: Экономика предприятия
На тему:Необоротные и оборотные ресурсы и активы предприятий

Содержание
 
1. Нематериальные ресурсы
2. Нематериальные активы
3. Общая характеристика инормирование оборотных средств
4. Эффективность использованияоборотных средств
5. Список литературы

1.Нематериальные ресурсы
 
Нематериальные ресурсы — составная часть потенциалапредприятия, которая способна обеспечивать экономическую пользу на протяженииотносительно продолжительного времени. Для этой составной характернынематериальная основа и неопределенность величины будущей прибыли от ееиспользования в процессе производства. Термин «нематериальные ресурсы»применяется для характеристики совокупности объектов интеллектуальнойсобственности.
Интеллектуальнаясобственность — юридическаякатегория, используемая для:
1.        определениярезультатов творческого труда человека;
2.        обозначенияпринадлежности таких результатов соответствующим субъектам творческойдеятельности;
3.        закрепления заэтими субъектами личных неимущественных и имущественных прав на разработку ииспользование созданных ими интеллектуальных продуктов.
Объекты интеллектуальнойсобственности делятся на три группы.
Группа I. Объектыпромышленной собственности.
Изобретение — это результат творческой деятельностичеловека в любой области технологии. Объектами изобретения могут быть продукты(устройство, вещество, штамм) и способы (действия над материальными объектами спомощью других материальных объектов). Для определения патентоспособностиизобретения используют конкретные критерии:
а)новизна изобретения;
б)наличиеизобретательского уровня;
в)промышленнаяпригодность изобретения.
Полезная модель — это результат творческой деятельностичеловека, объектом которой может быть конструктивное решение устройства или егосоставных частей. Это означает, что вещества, штаммы микроорганизмов, а такжеспособы не могут быть признаны полезными моделями. Полезная модель отвечаетусловиям патентоспособности, если она является новой и промышленно пригодной.
Промышленным образцом считается результат творческойдеятельности человека в области художественного конструирования. Объектом такойдеятельности может быть форма, рисунок, цвета, определяющие внешний видпромышленного изделия и предназначенные для удовлетворения эстетичных иэргономических потребностей. Промышленный образец может быть объемным (модель),плоским (рисунок) или комбинированным. Не признаются промышленными образцами:объекты архитектуры, промышленные гидротехнические и иные стационарныесооружения; печатная продукция; объекты нестойкой формы из жидких,газообразных, сыпучих и подобных им веществ. Они должны иметь новизну и бытьпромышленно пригодными.
Знаками для товаров иуслуг (в других странах— товарными знаками и знаками обслуживания) являются оригинальные обозначения(символы), с помощью которых товары и услуги одних фирм отличают от однородныхтоваров и услуг других фирм. Главная задача таких знаков состоит видентификации товара. Поэтому их размещают на самом товаре или на его упаковке.Основные требования к знакам и услугам:
·         их новизнаотносительно сферы использования и времени действия;
·         оригинальность,то есть существенное отличие от уже зарегистрированных и известных обозначений.
К обозначениям(символам), не подлежащим регистрации как знаки для товаров и услуг, относятся:
а)государственные гербы,флаги, официальные названия государств, наименования международных организаций,печати и т. п.;
б)обозначения, необеспечивающие мгновенное распознавание товара, или такие, которые очень похожина прежде зарегистрированные знаки.
Обозначение происхождениятовара может быть двухвидов: простое и квалифицированное. Простое — это любое словесное илиграфическое обозначение, прямо или опосредствованно указывающее нагеографическое место происхождения товара (страну, ее регион, населенный пункт,местность и т. п.). Словосочетание «квалифицированное обозначение происхождениятовара» объединяет в один термин название места и «географическое обозначениепроисхождения товара». Наряду с названием определенной местности основнымипризнаками происхождения товара могут быть:
·         географическаясреда со специфическими природными условиями и (или) человеческим фактором;
·         наличие в товареособых свойств, выделяющих его из других однородных товаров;
·         обязательнаяобъективная зависимость особых свойств товара от географической среды.
Фирменное наименование — это постоянное обозначение предприятия(фирмы, компании) или отдельного физического лица, от имени которогоосуществляется производственная или другая деятельность. Оно используется дляидентификации предприятий (отдельных предпринимателей) и выделения их издругих, а также для общей характеристики их репутации на рынке.
Недобросовестнойконкуренцией признаютсялюбые действия, противоречащие правилам, торговым и иным честным обычаям впредпринимательской деятельности. К недобросовестной конкуренции относятдействия, связанные с:
а)неправомернымиспользованием деловой репутации субъекта хозяйствования (использование чужихобозначений, рекламных материалов, упаковки; копирование внешнего вида изделияи т. п.);
б)созданием препятствийсубъектам хозяйствования в процессе конкуренции и использованием неправомерныхпреимуществ в конкуренции (дискредитация субъекта, купля-продажа товаров ипредоставление услуг по принудительным ассортиментам; подстрекательство кбойкоту субъекта хозяйствования; подкуп поставщика или покупателя);
в)неправомерным сбором,разглашением и использованием коммерческих тайн других предпринимателей (фирм,компаний).
Группа II. Объекты,охраняемые авторским правом и смежными правами
К объектам, охраняемымавторским правом, относятся произведения в области науки, литературы иискусства, которые существуют в таких объективных формах: письменной, устной,изобразительной, объемно-пространственной и др. Авторское право нераспространяется на: официальные документы; государственные символы и знаки;произведения народного творчества; пресс-информацию; изобретения; полезныемодели; промышленные образцы; знаки для товаров и услуг; рационализаторскиепредложения.
Под компьютернойпрограммой понимаютобъективную форму подачи совокупности данных и команд, предназначенных для обеспеченияфункционирования ЭВМ (набор инструкций; операционные системы и прикладныепрограммы, выраженные в исходном или объектовом коде). Понятие «компьютернаяпрограмма» не распространяется на базы данных.
Базой данных принято называть совокупность данных,материалов или произведений, систематизированных в форме, которую «читает»машина. Все базы данных охраняются авторским правом. Тем не менее правоваяохрана не распространяется на идеи и принципы, положенные в основу базы данных.
Топологией интегральноймикросхемы признаетсязафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическоеразмещение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними.При этом обязательным условием правовой защиты данного объекта есть егооригинальность.
Смежные права — это права, примыкающие к авторскомуправу и являющиеся производными от него. Они подразделяются на три группы(вида):
·         праваисполнителей;
·         права продуцентовфонограмм;
·         права организацийвещания. Праваисполнителей охраняются, если исполнение:
1.        впервые имеломесто на территории Украины;
2.        зафиксировано нафонограмме, охраняемой законом;
3.        включено впередачу организации вещания, права которой охраняются законом.
Права продуцентовфонограмм охраняются, если:
·         продуцентявляется гражданином Украины или юридическим лицом с местонахождением вУкраине;
·         фонограммавпервые озвучена на территории Украины. Права организаций вещания охраняютсяпри условии, что они официально находятся на территории Украины и осуществляютпередачи с передатчиков, размещенных на территории Украины.
Группа III. Иные(нетрадиционные) объекты интеллектуальной собственности
Рационализаторскоепредложение — техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия. Рационализаторскимисчитаются предложения по усовершенствованию используемой техники, изготовляемойпродукции, способов контроля, а также предложения, повышающиепроизводительность труда и позволяющие более эффективно использовать материалы,энергию, оборудование.
Ноу хау — (от англ. «знаю как») — не защищенныеохранительными документами, но не известные хозяйственникам знание и опыттехнического, производственного, управленческого, коммерческого и финансовогохарактера, которые могут быть практически использованы в научных разработках, впроцессе изготовления конкурентоспособной продукции. К ноу хау также относятнезапатентованные по разным причинам изобретения.
/>/>Коммерческую тайну фирмы(предприятия, организации) составляют сведения, непосредственно связанные с ее деятельностью иразглашение которых может повредить субъекту хозяйствования. Коммерческойтайной считается совокупность научно-технической, производственно-хозяйственнойи финансово-экономической информации о деятельности предприятия, разглашениекоторой может послужить причиной экономических убытков. Охрана коммерческойтайны является важной составляющей обеспечения экономической безопасностисубъектов хозяйствования.
 
2.Нематериальные активы
Нематериальные активы — это стоимость объектов промышленной,интеллектуальной собственности и иных имущественных прав, используемыхпредприятием в хозяйственной деятельности и приносящих прибыль на протяжениидолгосрочного периода. К нематериальным активам относятся права пользованияземельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, «ноу-хау»,программное обеспечение, авторское право, монопольные права и привилегии(включая права на изобретение, патент, лицензию на определенные видыдеятельности, промышленные образцы, модели, использованиехудожественно-конструкторских решений), организационные затраты (включая платуза государственную регистрацию предприятий, брокерское место и т. п.), торговыемарки, товарные и фирменные знаки.
По характеру применениянематериальные активы схожи с основными средствами. Они используютсяпродолжительный период, приносят прибыль, с течением времени большая их частьтеряет свою стоимость.
Особенностьюнематериальных активов является отсутствие материально-вещественной структуры,сложность определения стоимости, большая неопределенность при выявлении прибылиот их применения. Оценка нематериальных активов проводится по согласованиюсторон при их взносе в уставный капитал на основе цен мирового или внутреннегорынка. В стоимость нематериальных активов входят: цена покупки; затраты,связанные с приобретением и приведением в состояние готовности этих активов.Стоимость нематериальных активов включается в себестоимость продукции путемначисления износа.
Износ нематериальныхактивов начисляется ежемесячно по нормам амортизации к первичной стоимостинематериальных активов.
Нормы амортизации нематериальныхактивов определяется исходя из срока их полезного использования, но не более,чем срок деятельности хозяйствующего субъекта.
Патент представляет собой документ, которыйвыдается компетентным органом государства и удостоверяет признание предложения изобретением,приоритет изобретения, авторство и исключительное право владельца патента наизобретение, его использование или продажу нового изобретения. Патент даетвладельцу право собственности на изобретение. Патентной защитой пользуются лишьпринципиально новые технические изобретения, применяемые в производстве ипозволяющие достичь качественно нового технического результата. Разного родаулучшения и усовершенствования, а также технические знания и опыт патентнойзащите не подлежат, контроль над ними сохраняется путем засекречивания. Вмеждународном торговом обороте основное значение придается указанномуисключительному праву, при наличии которого возникает возможность в границахсрока действия патента производить и сбывать продукцию, воплощающую соответствующееизобретение, на монопольной основе. Тем самым исключается доступ фирмконкурентов к запатентованной новинке и обеспечивается условие получения дополнительнойприбыли, пока новая техника не станет достоянием многих предприятий отрасли.Срок действия патента, равно как и другие вопросы его выдачи, определяютсянациональным законодательством и составляет в среднем 15 — 20 лет. Однакореальный срок действия патента в современных условиях значительно меньше (6 — 9лет). Это связано прежде всего с быстрым научно-техническим прогрессом ипоявлением у фирм-конкурентов более современных технических решений,обесценивающих старое изобретение.
Большинство владельцевпатентов, в особенности большие фирмы, сами используют запатентованныеизобретения путем производства и реализации изделий, воплощающих изобретение.Однако в современных условиях резкого обострения конкурентной борьбы на рынкепатент выступает не только и не столько как средство охраны производственной ихозяйственной деятельности владельца патента, сколько как самостоятельныйобъект коммерческих, в особенности внешнеторговых, операций.
В современных условияхпрактически все изобретения в развитых странах патентуются, поэтому все новыетовары, выпускаемые на рынок, являются запатентованными.
Патентоспособностьпонимается как основанная на законе возможность получения правовой охраныизобретений. Для определения такой возможности необходимо прежде всегоучитывать специфику патентуемого объекта. В большинстве развитых стран дляпризнания за объектом патентоспособности необходимо наличие таких признаков:моральная новизна, промышленная применимость и неочевидность. Повсеместнымтребованием является отсутствие предыдущих заявок, публикаций, раскрывающихсуть изобретения и доступных неопределенному кругу лиц. Промышленнымприменением в многих странах признается использование изобретения в любойобласти экономики, включая сельское хозяйство и торговлю. Неочевидностьпризнается за теми объектами, разработка которых означает определенный«изобретательский шаг» вперед по отношению к достигнутому в данной областитехники уровню.
Лицензия — разрешение на использование инымлицом или организацией изобретения, технологии, технических знаний ипроизводственного опыта, секретов производства, торговой марки на протяженииопределенного срока за обусловленное вознаграждение.
В современных условиях вразвитых странах новые технические решения, изобретения и товары, как правило,патентуются, то есть владельцу патента предоставляются исключительные права наих использование. Лицензия на передачу права использования патента безсоответствующего «ноу-хау» называется патентной лицензией. В последние годы всебольшее распространение получают лицензии на использование «ноу-хау» безпатентов на изобретение — беспатентные лицензии.
Различают три видалицензий: неисключительная (простая), исключительная и полная. Основой длятакого разделения служит объем передаваемых лицензиаром лицензиату прав поиспользованию научно-технических изобретений.
При продаже неисключительнойлицензии лицензиар разрешает лицензиату на определенных условиях использоватьизобретение или секрет производства, оставляя при этом за собой право как на ихсамостоятельное использование, так и предоставление аналогичных прав другимзаинтересованным лицам.
При продаже исключительнойлицензии лицензиар предоставляет лицензиату исключительное, или монопольное,право на использование изобретения или секрета производства в границахоговоренных в нем условий и на определенной географической территории,указанной в соглашении. При этом лицензиар отказывается от самостоятельногоиспользования данного изобретения и тем более от продажи аналогичных лицензийтретьим лицам на тех же условиях и на той же территории. Это, однако, не лишаетлицензиара права на самостоятельное использование данного изобретения и навыдачу лицензий другим лицам на других условиях и вне обусловленной территории.
При предоставленииисключительной лицензии лицензиар очень часто вносит в соглашение разного родаоговорки, ограничивающие права лицензиата. Такая лицензия называется ограниченнойисключительной лицензией. Наибольшее распространение в практике лицензионнойторговли получили такие оговорки: лишение лицензиата права на самостоятельнуюреализацию лицензируемой продукции (сбыт ее в этом случае проводится черезсбытовые органы лицензиара или другой фирмы, указанной лицензиаром иливыбранной по соглашению сторон); запрет экспорта продукции или ограничение егоопределенной территорией; ограничение сферы использования предмета соглашениястрого определенной областью; ограничение количества выпускаемой продукции,установление максимального уровня ее производства и другое.
При продаже полнойлицензии лицензиату предоставляется исключительное право на ее использование напротяжении всего срока действия соглашения. На этот период лицензиар лишаетсяправа на использование изобретения или секрета производства как самостоятельно,так и путем выдачи лицензии другим лицам.
Промышленные фирмы дляосуществления непосредственных операций по продаже лицензий создают у себялицензионные (патентные) отделы, отделы и дочерние компании по заграничномулицензированию. Лицензионные отделы (секторы) создаются в больших компанияхразвитых стран, осуществляющих в большом объеме научно-исследовательские работыи патентующих свои изобретения. Функции этих отделов обширны. Во-первых, онивключают изучение торговли патентами и лицензиями, сбор и предоставлениеподразделениям, отделам, службам информации о новых технических достижениях, оновых патентах конкурентов, о состоянии спроса на рынке изобретений, обусловиях лицензирования в разных странах. Они также изучают фирмы, проявляющиеинтерес к покупке лицензий, выдают рекомендации о целесообразности продажилицензии в сравнении с организацией товарного экспорта в страну предполагаемоголицензиата. Во-вторых, эти отделы обеспечивают патентную охрану результатовнаучных исследований и технических достижений своей фирмы.
/>Они проводят патентование изобретений в своей стране иза рубежом, регистрацию товарных знаков и промышленных образцов, наблюдают заслучаями нарушения другими фирмами патентных прав относительно своей фирмы,ведут судебные и другие процессы по патентным делам фирмы.
Лицензионное соглашение —договор, в соответствиис которым владелец изобретения или технологических знаний, опыта и секретовпроизводства выдает своему контрагенту лицензию на использование в определенныхпределах своих прав на патенты, ноу хау, товарные знаки и т. д.
По способу передачитехнологий лицензионные соглашения делятся на самостоятельные, сопутствующие.
Лицензионные платежи — вознаграждение продавцу запредоставление права покупателю на использование предмета лицензионногосоглашения.
Практикуется два основныхвида лицензионных платежей:
·         периодическиеотчисления от прибыли покупателя на протяжении периода действия соглашения;
·         одноразовыйплатеж, не связанный во времени с фактическим использованием лицензии,устанавливаемый заранее на основе экспертных оценок.
К первому виду относятсяплатежи в виде роялти, а также обусловленное участие в прибыли лицензиата. Ковторому — выплата паушального платежа, передача части ценных бумаг лицензиата,встречная передача технологической документации.
Периодические отчисления(роялти) на практике устанавливаются в виде фиксированных ставок, выплачиваемыхлицензиатом через согласованные промежутки времени на протяжении действиялицензионного соглашения. Ставка роялти устанавливается в процентах отстоимости чистой продажи лицензионной продукции, ее себестоимости, валовойприбыли или определяется из расчета на единицу выпускаемой продукции. Наиболеераспространенным методом является исчисление роялти в процентах от стоимостипродажи продукции.
Формирование ставкироялти определяется на практике многочисленными факторами. К ним относятся:
·         факторы мерыриска (производственного и коммерческого);
·         конкуренция состороны альтернативных технологий;
·         монополизациярынка продукции, в производство которой внедряется новая технология, и ряддругих.
Уровень роялти всовременной лицензионной торговле варьируется в пределах от 2 до 10%, но чащевсего встречаются ставки 3 — 5%.
Участие в прибылилицензиата предусматривает отчисление в пользу лицензиара определенной частиприбыли, полученной от использования предмета лицензий. Доля лицензиараколеблется от 10 (по простой) до 20 — 30% прибыли (по исключительной лицензии).
Паушальные платежи — твердо зафиксированная влицензионном соглашении сумма единовременного вознаграждения, не зависящая отобъема производства или сбыта лицензионной продукции. Паушальный платежпредставляет собой по сути фактическую цену лицензии.
Паушальный платеж можетбыть определен по формуле:
/>
п — паушальный платеж;
п — срок действия лицензионногосоглашения;
Р0— дисконтированная стоимостьпредусматриваемых ройялти в год t;
Rc — ставка роялти в процентах отстоимости чистой продажи;
St — годовая стоимость чистой продажи;
r — ставка дисконта.
Паушальный платежпрактикуется при передаче сопутствующих лицензий вместе со снабжениемтехнологическим оборудованием, при продаже лицензий малоизвестной фирме,нежелании лицензиата допустить контроль над производством лицензионнойпродукции, при возможных осложнениях в процессе перевода прибыли и в некоторыхдругих случаях. Как правило, в выплате паушального вознаграждения большезаинтересован продавец (лицензиар).
В международной практике,нередко встречается передача части встречных бумаг лицензиата (акций иоблигаций), связанная со стремлением лицензиара установить контроль надпроизводственной деятельностью лицензиата. Как правило, лицензиар получает от 5до 20% акций, а в ряде случаев эта доля бывает существенно большей.
Встречная передачатехнической документации чаще всего используется при перекрестномлицензировании и предусматривает взаимный обмен лицензиями, технологическимизнаниями и опытом. На практике часто встречаются разные объединениявышеописанных форм вознаграждения.
 
3. Общаяхарактеристика и нормирование оборотных средств
Оборотные средствапредприятия находятся в непрерывном движении, при этом они последовательнопроходят три стадии (фазы), принимая форму оборотных фондов и фондов обращения./>
Оборотные фонды — этовыраженные в денежной форме предметы труда, которые принимают участие впроизводственном процессе на протяжении одного производственного цикла и переносятсвою стоимость на годовой продукт полностью, сразу после окончания цикла. К нимотносятся: сырье, основные и вспомогательные материалы, энергетические затраты,топливо и другие предметы труда, целиком потребляемые в каждом производственномцикле и стоимость которых переносится на готовый продукт полностью.
Оборотныепроизводственные фонды включают: производственные запасы, незавершенноепроизводство, затраты будущих периодов.
От оборотныхпроизводственных фондов, используемых в сфере производства, необходимо отличатьфонды обращения, используемые для обслуживания сферы обращения, проведенияснабженческо-сбытовой деятельности.
Фонды обращения — этосовокупность всех средств, которые функционируют в сфере обращения. Онивключают: готовую продукцию на складе; готовую продукцию, отгруженнуюзаказчикам,; но еще не оплаченную ими; денежные средства, находящиеся нарасчетном счете в банке, дебиторскую задолженность.
Различают состав иструктуру оборотных средств. Под составом оборотных средств понимается совокупностьсоздающих их элементов. Соотношение между отдельными элементами оборотныхсредств, выраженное в процентах, называется структурой оборотных средств.
Группировка оборотныхсредств осуществляется по таким признакам.
По сферам оборотаоборотные средства делятся на оборотные фонды, обслуживающие сферупроизводства, и фонды обращения, обслуживающие сферу обращения.
По элементам оборотныхсредств все они делятся на четыре группы:
а)производственные запасы— сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты; вспомогательные материалы;топливо; тара; запасные части для ремонта; инструмент, инвентарь и другиемалоценные и быстроизнашивающиеся предметы;
б)незавершенноепроизводство — незавершенное производство и полуфабрикаты собственногоизготовления; затраты будущих периодов;
в)готовая продукция —готовая продукция; отгруженная продукция.
г)денежные средства —денежные средства; дебиторская задолженность и другие расчеты.
3.По источникамформирования оборотные средства предприятий промышленности формируются ипополняются в основном за счет: собственных (выделенных предприятию присоздании и в дальнейшем пополняемых) и приравненных к ним средств, а также заемных.
Для пополнениясобственных средств используются так называемые устойчивые пассивы,приравниваемые к собственным оборотным средствам. Устойчивыми называютсяпассивы, которые постоянно используются в обороте предприятия, но непринадлежат ему. К ним относятся: переходящая задолженность по заработной платес отчислениями на социальные мероприятия и другое вследствие разрыва в срокахначисления и выплаты, задолженность по счетам и т. д.
4.По охвату нормированием— нормируемые и ненормируемые. Производственные запасы, незавершенноепроизводство, затраты.
Оборотные средствапредприятий (организаций) будущих периодов, готовая продукция относятся кнормируемым оборотным средствам.
К ненормируемым оборотнымсредствам относятся отгруженные товары, денежные средства, дебиторскаязадолженность и средства в расчетах.
Преобладающую частьоборотных средств промышленных предприятий составляют нормируемые.
Большую роль в сокращенииоборотных средств играет их нормирование — процесс разработки экономически обоснованныхнормативов, то есть определение суммы оборотных средств, необходимых длясоздания минимальных и в то же время достаточных запасов материальныхценностей.
К нормируемым оборотнымсредствам, относятся производственные запасы, незавершенное производство,затраты будущих периодов, готовая продукция.
Норматив рассчитывается вотдельности по каждому элементу оборотных средств. Общий норматив равен сумменормативов по каждому отдельному элементу. Нормативы оборотных средстврассчитываются в днях или гривнах.
Нормирование оборотныхсредств производственных запасов:
Общая нормапроизводственного запаса состоит из трех частей: текущего, страхового,подготовительного.
Размер текущего запасаопределяется исходя из суточной потребности и установленной нормы запаса вднях.
Текущий запасрассчитывается в виде максимальной и средней величин. Максимальную величинутекущий запас имеет только в момент завоза. За норму текущего запасапринимается половина максимальной величины.
Страховой запас создаетсяна случай непредвиденной задержки очередной партии материала (нарушение сроковснабжения).
Подготовительный запассоздается в тех случаях, когда поступающие сырье, материалы не могут бытьиспользованы сразу, а требуют перед производственным потреблениемколичественного приема.
4.Эффективность использования оборотных средств
Для характеристикииспользования оборотных средств применяются показатели их оборачиваемости:
·         коэффициентоборачиваемости ;
·         продолжительностьодного оборота ;
·         коэффициентзакрепления оборотных средств .
Коэффициентоборачиваемости оборотных средств показывает количество оборотов, которыеосуществляются оборотными средствами за определенный период времени (год,квартал).
Коэффициент закрепленияоборотных средств — величина, обратная коэффициенту оборачиваемости ихарактеризующая величину оборотных средств, приходящихся на 1 грн.реализованной продукции.
В зарубежной практикешироко используются и другие показатели, характеризующие оборачиваемостьоборотных средств.
Показательоборачиваемости оборотных средств, вложенных в запасы товарно-материальныхценностей, вычисляется как отношение годовой суммы выручки от продажи к итогураздела баланса предприятия «Запасы и затраты». Этот показатель отвечает на вопрос,сколько раз капитал, вложенный в отчетном году в запасы товарно-материальныхценностей, возвращается предприятию при реализации его продукции. По этим даннымрассчитывается и продолжительность одного оборота.
Оборачиваемость средств,вложенных в дебиторскую задолженность, определяется отношением выручки отреализации к дебиторской задолженности. Этот показатель показывает, сколько разза год капитал, находящийся в сфере обслуживания реализации продукции и другихматериальных ценностей, возвращается предприятию при поступлении платежей отпокупателей.
Аналогичнорассматриваются другие показатели. Например, коэффициент оборачиваемостиготовой продукции рассчитывается отношением выручки от реализации ксреднегодовой стоимости готовой продукции.
Коэффициентоборачиваемости незавершенного производства определяется как отношение выручкиот реализации к среднегодовой величине незавершенного производства.
Коэффициентоборачиваемости сырья и полуфабрикатов — это отношение выручки от реализации к средней сумме стоимостисырья и полуфабрикатов.
Рассмотрим пути ускоренияоборачиваемости оборотных средств на разных стадиях их кругооборота.
На долю производственныхзапасов в промышленности вообще приходится 60% оборотных средств. Основныенаправления ускорения оборачиваемости этих средств на первой стадии — производственныхзапасов — таковы:
Выполнение предприятиямиобязательств по снабжению соответственно заключенным договорам. Вследствиеневыполнения обязательств по снабжению на предприятиях в больших количествах образуютсясверхнормативные запасы оборотных средств.
Улучшение организациислужб материально-технического снабжения.
Внедрение прогрессивныхресурсосберегающих мероприятий, позволяющих сократить нормы затрат сырья,материалов, топлива.
Замена дорогостоящих идефицитных видов сырья, материалов более дешевыми и отходами производства.
Улучшение организациискладского хозяйства, механизация погрузочно-разгрузочных работ.
Усовершенствованиенормирования, учета запасов и контроля за расходованием материалов.
Вторая стадия — нахождение оборотных средств внезавершенном производстве. Их доля в промышленности составляет 22%.
Направленные на ускорениепротекания производственных процессов мероприятия, будут содействовать иускорению оборачиваемости оборотных средств: внедрение малостадийных инепрерывных процессов, высокоэффективных катализаторов, внедрение АСУ и т. д.
Третья стадия — реализация готовой продукции. Доляготовой продукции в общей сумме оборотных средств составляет 12%. Ускорениюоборачиваемости оборотных средств на этой стадии содействуют:
·         выполнение плановпроизводства продукции заданной номенклатуры;
·         улучшениетехнического оборудования складского хозяйства;
·         упрощениедокументооборота;
·         внедрение АСУ.

5. Список литературы
 
1.        Экономикапредприятия. (Учебное пособие) Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н. (2010г., 133с.)
2.        «Экономикапредприятия», Титов В.И. (2008г., 416с.)
3.        Экономикапредприятия (фирмы): Практикум. Под ред. Позднякова В.Я., Прудникова В.М.(2008г., 2-е изд., 319с.)
4.        Экономикапредприятия. Краткий курс. (Учебное пособие) Ильин А.И. (2007г., 236с.)
5.        Экономика фирмы.(Учебное пособие) Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. (2006г., 400с.)