Полномочия государственных органов власти и местного самоуправления вобласти защиты населения от чрезвычайных ситуаций (ЧС)

Министерство образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего учебного образования
Государственный университет управления
Кафедра: управленияэкологической безопасности
Дисциплина: охранабезопасности жизнедеятельности
Раздел: безопасностьв ЧС

РЕФЕРАТ

Натему: Полномочия государственных органов власти и местного   
                самоуправления в области защитынаселения от ЧС.

Выполнил:
Студент Белоусов О
Группы мрм-2-1
Проверил:
к.в.н., доцент
Уделов В.П.

Москва 2002

СОДЕРЖАНИЕ
1.     Введение.
2.     Задачи гражданской обороны.
3.     Защитанаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4.     Силы гражданской обороны.
5.      Планирование мероприятий ГО на объекте.
6.     Заключение.
7.     Список использованной литературы.
Введение
Гражданская оборона является частью систему общегосударственныхоборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время для защиты населенияи народного хозяйства страны от оружия массового поражения и других современныхсредств нападения противника, а также для проведения спасательных и неотложныхаварийно-спасательных работ в очагах поражения и зонах катастрофическогозатопления.
Своё предназначение гражданская оборона призвана осуществлятьвместе с вооруженными силами РФ. Проводя оборонительные мероприятия,гражданская оборона должна обеспечивать максимальное ослабление воздействияоружия противника в случаях применения его по городам, промышленнымпредприятиям, ж/д узлам и другим важным объектам.
Опыт многочисленных учений ГО, проведенных на объектахнародного хозяйства, данные научных исследований свидетельствуют о том, что прихорошей постановке ГО, умелом осуществлении комплекса мероприятий по защитенаселения и объектов н/хстраны можно добиться значительного снижения губительных последствий примененияпротивником средств снижения массового поражения.
ГО организуется таким образом, чтобы практическоеосуществление её мероприятий было возможно во всех необходимых случаяхнемедленно и в полном объёме в соответствии с обстановкой.
Задачи гражданской обороны
Главную задачу ГО составляет защита населения.
Люди, как известно,- наивысшая ценность нашего государства,обеспечение безопасности людей составляет важнейшую цель всех наших оборонныхмероприятий. От успешного решения задачи защиты населения всецело зависит успехрешения всех остальных задач как гражданской обороны, так и вообще обороныгосударства. Под устойчивой работой объектов и отраслей понимается поддержаниеих способности выпускать установленные виды продукции в объёмах и номенклатурах, предусмотренныхсоответствующими планами (для объектов и отраслей, не производящих материальные
ценности – транспорт, связь и др., выполнять свои функции) вовремя войны.
С указанными задачами тесным образом связана ещё одна важнаязадача гражданской обороны – проведение спасательных и неотложныхаварийно-спасательных работ (СНАВР) в очагах поражения и зонах катастрофическогозатопления.
Основная цель НСАВР – спасение пострадавшего при ударахпротивника населения и оказание пораженным необходимой помощи. Без успешногопроведения таких работ невозможно наладить деятельность объектов и отраслейнародного хозяйства, подвергшихся ударам противника, нельзя будет создатьнормальные условия для жизнедеятельности населения пострадавших городов ирайонов.
К спасательным и неотложным работам аварийно-спасательнымработам относятся: разведка очагов поражения; розыск и спасение пострадавшегонаселения, оказание ему необходимой помощи; борьба с пожарами; санитарнаяобработка людей; обеззараживание территорий, сооружений, техники, одежды, обувии продовольствия в случаях их заражения радиоактивными, отравляющими веществамиили бактериальными средствами.
Защита населения от ЧС
По закону о защитенаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера (N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года)
Определяет общие для РФ организационно-правовыенормы, распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельностиорганов государственной власти всех уровней, местного самоуправления,предприятий и организаций всех форм собственности и населения в области защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера. Закон включает 9 глав и 31 статью.

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определеннойтерритории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления,стихийного или иного бедствия, характеризующаяся опасностью для жизни издоровья человека, окружающей природной среды, значительнымиматериальными потерями и нарушением условий жизнедеятельности населения.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий,проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможноеизменение риска возникновения чрезвычайных ситуаций.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций — аварийно-спасательные и другиенеотложные работы, направленные на спасение жизни и сохранение здоровьялюдей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальныхпотерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций и прекращение действияхарактерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации — территория, на которой сложиласьчрезвычайная ситуация.

Цели закона:развития чрезвычайной ситуации; снижение размеров ущерба и потерь; ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Работы по восстановлению территорий, пострадавшихот чрезвычайных ситуаций, настоящим законом не регулируются.

В Российской Федерации создается единая государственная система предупрежденияи ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силыи средства органов государственной власти всех уровней и местногосамоуправления, предприятий и организаций всех форм собственности.

Для осуществления государственного управления и координации деятельностисоздается специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти(МЧС России), который образует подведомственные ему территориальные органы.

Президент Российской Федерации в соответствии со статьями 56 и 88Конституции РФ может вводить при чрезвычайных ситуациях на территории РФ или вотдельных ее местностях чрезвычайное положение, а также принять решение,при необходимости, о привлечении к ликвидации ЧС подразделений вооруженных силРФ, других войск и воинских формирований.

Правительство РФ:обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации; принимает решения о непосредственном руководстве ликвидацией ЧС и об оказании помощи в случае их возникновения; определяет порядок привлечения Войск гражданской обороны РФ; определяет порядок сбора и обмена информации по всем вопросам ЧС; принимает другие необходимые решения по своей компетенции и издает нормативно-правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС.
Органы государственной власти субъектов РФ:принимают законы и другие нормативные правовые акты в области защиты населения и своей территории от ЧС; осуществляют подготовку и содержание в готовности сил и средств для защиты от ЧС, проводят обучение населения способам защиты и действиям в условиях ЧС; принимают решения о проведении, при необходимости, эвакуационных мероприятий и обеспечивают их проведение; обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникшей ЧС; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы; поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при необходимости обращаются за помощью к Правительству РФ; осуществляют финансирование мероприятий для защиты населения и территорий от ЧС; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; создают постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территории от ЧС.
Органы местного самоуправления самостоятельно:осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств защиты населения и территории от ЧС, организуют обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС и организуют их проведение; осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и своей территории от ЧС; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ; содействуют устойчивому функционированию организаций в ЧС; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территории местного региона от ЧС.
 
 
 
Организации, эксплуатирующие потенциально-опасныес точки зрения ЧС объекты, обязаны: (статья 14) планировать и осуществлять необходимые меры по защите работников и своих объектов от ЧС; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования объекта в условиях ЧС; подготовить необходимые силы и средства для предупреждения и ликвидации ЧС; создать и поддерживать в постоянной готовности системы оповещения о ЧС; обеспечить проведение аварийно-спасательных работ в соответствии с разработанными планами; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территории от ЧС.
Все проекты технологических процессов, объектовпроизводственного и социального назначения, которые могут быть источниками ЧС,или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от ЧС, проходятобязательную государственную экспертизу.

 
Силы гражданской обороны
Силами ГО, предназначенными для выполнения возложенных на неёзадач, являются невоенизированные формирования и воинские части ГО. Основу силгражданской обороны, создаваемые на объектах народного хозяйства.
Формирование создаются в мирное время. Они укомплектовываютсяличным составом, транспортом, техникой, оборудованием, материалами иимуществом согласно табелю оснащения. В формирования включаются всетрудоспособные население страны, освобождаются инвалиды, беременные женщины, атакже женщины, имеющие детей до восьмилетнего возраста.
Степень на­дежностиуправления гражданской обороной стала одним из важнейших показателей ееготовности к выполне­нию поставленных задач.
Управлениегражданской оборо­ной — это целенаправленная деятель­ность начальников, штабови служб по поддержанию постоянной готовности подчиненных им органов и сил,органи­зации их действий и направлению уси­лий на успешное выполнение задач длязащиты населения и народного хозяйства в военное время. Задачи уп­равления:поддержание высокого по­литико-морального состояния личного состава органовуправления и сил гражданской обороны; сбор, обработка и оценка данных обобстановке; при­нятие (уточнение) решения; доведение задач до подчиненных;организация и поддержание взаимодействия; всесто­роннее обеспечение проводимыхмеро­приятий, подготовка формирований к предстоящим действиям; организация иподдержание непрерывной и устой­чивой связи в ходе ведения граждан­скойобороны; постоянный контроль за готовностью органов и сил и вы­полнениемпоставленных задач.
Всовременных условиях к управ­лению предъявляются следующие тре­бования: высокаяпостоянная готов­ность всей системы управления, твер­дость,гибкость, непрерывность, высо­кое качество и оперативность в работе,скрытность. Суть высокой постоянной готовности заключаетсяв том, чтобы вся сис­тема управления буквально с первых минут после получениясигналов тре­воги смогла обеспечить успешное вы­полнение задач в любой сложнойоб­становке.
Штабгражданской обороны объек­та — основной орган управления. На него возлагаютсясложные задачи и в первую очередь — поддержание повсе­дневной готовностигражданской обо­роны объекта (служб, формирований) к выполнению предстоящихзадач.
Отначальника штаба зависит сла­женная и согласованная работа шта­ба, всех служб, командиров отрядов, команд и групп, личногосостава фор­мирований.
Приорганизации управления уста­навливаются: порядок сбора, обработ­ки и анализаинформации штабом и службами ГО объекта; какие данные вкакой форме и когда докладывают­ся начальнику ГО иначальнику шта­ба ГО объекта;какиеданные и в ка­кие сроки выдаются штабу ГО, служ­бам,начальникам ГО цехов и коман­дирам формирований; сроки ипорядок докладов об обстановке и пред­ставления донесений в вышестоящий штаб,осуществление информации сил гражданской обороны; порядок не­сения дежурства напункте управ­ления, порядок работы узла связи, вы­числительного центра ииспользования их должностными лицами для теку­щей работы; порядок контроля иока­зания помощи подчиненным; общий распорядок дня на пункте управления, в томчисле приема пищи, отдыха, бы­товые вопросы; мероприятия по со­блюдениюскрытого управления.
Дляобеспечения устойчивого уп­равления ГО на объектесоздается пункт управления. Он, как правило, оборудуется в защитныхсооружениях. Пункт управления должен быть осна­щен современными техническимисред­ствами связи и обеспечивать благопри­ятные условия для нормальной работыруководящего состава объекта. В нем должны быть подготовлены удобные места дляработы с техническими средствами управления, места для от­дыха, приема пищи,оказания меди­цинской помощи. На пункте управле­ния ГО объектаобычно размещаются: начальник ГО, его заместители,начальник штаба со своимаппаратом, начальники служб, работникисвязи и обслуживания.
Дляэффективного управления ГО на объекте создается системасвязи, которая включаете радио ипроводные средства связи,подвижные и сигналь­ные средства. Система связи является основным средствомуправления и должна обеспечить быструю и досто­верную передачу, в первуюочередь командной информации, а также до­несений и сообщений о состояниигражданской обороны. Она организу­ется в соответствии с решением на­чальника(командира), указанием на­чальника штаба и распоряжением по связи вышестоящегоштаба. Непосред­ственную ответственность за ее орга­низацию несет начальникштаба ГО объекта (службы, формирования).
Радиосредства — основные средст­ва связи, так какони обеспечивают надежное управление мероприятиями ГО. С помощью радио можно в отно­сительно короткое времяустановить связь практически на любое расстоя­ние и на любой местности,обеспечить передачу информации одновременно большому числу корреспондентов. Наобъектах применяются, как правило, радиостанции ультракоротковолновогодиапазона (УКВ), а в отдельных слу­чаях — икоротковолнового диапазона (КБ). Не утратила свое значение ипроводная связь. Она не заменима в стационарных условиях объекта, в районерасположения формирования и при проведении СНАВР.
Даже приналичии достаточного количества современных средств радио и проводной связисовременное управ­ление невозможно без подвижных и сигнальных средств, онииспользуются во всех звеньях управления и во вся­кой обстановке.
Связьорганизуется со старшим на­чальником, подчиненными силами и средствами,соседями, а также взаимо­действующими органами и силами.
Характернаячерта современного этапа управления — всестороннее ис­пользованиеорганизационной техники, к которой относятся: средства добыва­ния информации(промышленная теле­визионная установка, которая позво­ляет вести наблюдения запроизводст­венной деятельностью в цехах, на складах, производственных участках,приборы радиационной и химической разведки и т.д.);средства обработки информации и производства оператив­ных иинженерно-технических расче­тов (клавишные вычислительные ма­шины,электронно-вычислительные ма­шины и т. д.);средства документиро­вания и размножения документов (диктофоны,магнитофоны, пишущие машинки, копировальные (печатные) аппараты, чертежныеприборы и уст­ройства), канцелярские принадлежно­сти, различные линейки,шаблоны, трафареты, наборы типовых записей, условных знаков, а также типовыеформы.
В настоящеевремя на объектах широко применяются автоматизиро­ванные системы управления производ­ством (АСУП), однойиз подсистем которой должна быть гражданская оборона. Применение автоматизиро­ванныхсистем в управлении граждан­ской обороной вносит резкие измене­ния в методыработы и организацион­ную структуру органов управления: высвободит частьоперативных работников, выполнявших трудоемкую рабо­ту, отпадает необходимостьразраба­тывать и отправлять письменные донесения и сводки. Исчезнет необхо­димостьво внутренней информации, устраняется параллелизм и дублиро­вание в сбореданных обстановки и т. д.
Планирование мероприятий на объекте
Наиболееполное и организованное выполнение мероприятий гражданской обороны на объектедостигается заблаговременной разработкой плана мероприятии, которые необходимопровести при возникновении угрозы или при внезапном нападении противника.           
Плангражданской обороны объекта представляет собой заранее разработанный переченьмероприятий поза-
щитерабочих и служащих, повышению устойчивости работы объекта в усло­вияхприменения противником оружия массового поражения и других средств нападения. Внем определяются объ­ем, организация и порядок осуществле­ния мероприятий поприведению ГО объекта в готовность к выполнению возложенных на нее задач ввоенное время. План разрабатывается тексту­ально с приложениями в виде графикови таблиц. Содержание планируемых мероприятий согласуется с мероприя­тиямипроизводственного плана.
Вплан ГО объекта следует вклю­чать мероприятия по защите рабочих и служащих,поддержанию производственной деятельности и другие с учетом обстановки, котораяможет сложиться на объекте после применения против­ником оружия массовогопоражения и других средств нападения. Кроме того, в плане предусматривается, необходимоеколичество сил и средств для лик­видации последствий нападения про­тивника, атакже мероприятия, обес­печивающие восстановление производственной деятельностиобъекта. Доку­менты плана ГО объекта необходимо разрабатывать полно иобоснованно.
Запланированныемероприятия со­гласовываются со штабом ГО района или города. Уточняются вопросыуправ­ления, взаимодействия и обеспечения.
Припланировании ГО используются соответствующие исходные данные и справочныематериалы. Нельзя допу­скать шаблона, схематизма, поверхно­стного инеобоснованного подхода при планировании.
Основныеисходные данные при раз­работке плана гражданской обороны объекта — решение иуказания выше­стоящего штаба ГО, распоряжения на­чальника ГО объекта,документы, характеризующие объект и др.
НачальникГО района определяет объекту основные задачи, количество формирований,предназначенных для выполнения работ на объекте, порядок и сроки планирования мероприятий,и другие данные, необходимые для пла­нирования. Работу по разработке планаорганизует штаб ГО под руководством начальника ГО объекта. К разработкедокументов плана ГО привлекают ру­ководящий состав и специалистов объ­екта.Начальник штаба ГО составляет график разработки отдельных документов иконтролирует его выполнении.  Планирующиедокументы по ГО разрабатывают в двух экземплярах. Подписывает их начальникштаба ГО объекта и после согласования с выше­стоящим штабом ГО утверждает на­чальникГО объекта. После утвержде­ния содержание их доводят до испол­нителей.
Следуетиметь в виду, что в плани­рующие документы по ГО объекта мо­гут быть внесенысоответствующие коррективы, так как изменение произ­водственной деятельностивызывает не­обходимость их периодического уточ­нения, поэтому корректировкадоку­ментов плана ГО объекта проводится систематически. В тех случаях, когдаизменились данные, составляющие ос­нову разработки документов, или уточненыотдельные положения плана в хо­де учений по гражданской обороне, корректировкапроводится немедленно. Таким образом работники ГО в ходе учений могутпроанализировать раз­личные варианты решений, определить наиболее оптимальныеиз них и в со­ответствии с этим уточнить запланированные мероприятия ГО.
Плангражданской обороны объек­та народного хозяйства является про­граммойосуществления защитных и других мероприятий. Он позволяет це­леустремленно иорганизованно решать задачи гражданской обороны как в сложных условиях войны,так и в слу­чае возникновения крупных аварий и катастроф или стихийногобедствия.
Основуплана составляют мероприятия по защите рабочих, служащих и членов их семей. Приопределении этих мероприятий’ учитывается важность и особенностьпроизводственной деятель­ности объекта. Если объект продолжает работу в городе,то защита плани­руется по месту работы в убежищах, рассчитанных по вместимостидля ук­рытия всех рабочих и служащих, а чле­нов их семей  в загородной зоне в противорадиационных ипростейших укрытиях. В том случае, когда произ­водственная деятельность объектапе­реносится в загородную зону, защита рабочих, служащих и членов их семейпланируется в противорадиационных и простейших укрытиях, строительство которыхпредусматривается в загород­ной зоне.
Противорадиационная,противохи­мическая и противобактериологическая защита рабочих, служащихотражается в плане ГО объекта. Наряду с по­рядком обеспечения руководящегосостава, личного состава формирований, рабочих, служащих и членов их семейсредствами противорадиационной, про­тивохимической и медицинской защитыпланируется организация радиацион­ной, химической и бактериологическойразведки, определяются режимы защи­ты рабочих, служащих и членов их се­мей нагородском объекте (в цехах, от­делах) и в загородной зоне, порядок проведениядозиметрического и хими­ческого контроля заражения террито­рии, людей итехники, организация обеззараживания территории объекта, техники и санитарнойобработки лю­дей.
Припланировании организации и проведения эвакомероприятийуказы­вают порядок получения распоряжения на эвакуацию и оповещение рабочих,служащих о начале проведения эвако­мероприятий.Определяют, кто подле­жит эвакуации и в какие районы, ка­кой для этогоиспользовать транспорт; порядок эвакуации пеших. Предусмат­ривается укрытиелюдей по сигналу оповещения «Воздушная тревога» на сборных эвакуационныхпунктах, на маршрутах эвакуации, а также исполь­зование защитных свойствместности.
Припланировании мероприятий по подготовке объекта к устойчивой ра­боте вэкстремальных условиях реко­мендуется предусмотреть помимо меро­приятий позащите населения мероприятия по защите технологического обору­дования, созданиюи укрытию запасов материальных средств и техничес­кой, документации, повышениюфизи­ческой устойчивости зданий и сооруже­ний и систем энерго-,водо — и газоснаб­жения, разработке упрощенныхтехнологических процессов.
Привнезапном нападении против­ника предусматриваются порядок до­ведения дорабочих, служащих и чле­нов их семей сигнала оповещения «Воздушная тревога»,порядок безава­рийной остановки производства, а также использование для этогосил и средств. Подробно планируя воп­росы укрытия рабочих. служащих по цехам,отделам и населения  ведомственногожилого сектора. После нанесения противником ядерного удара предусматривается:уточнение обстановки, дополнительные меры по защите рабочих, служащих и членових семей (режимы радиационной защиты, вывод людей в менее опасные районы,обеспечение средствами  индивидуальнойзащиты за счёт сохранившихся запасов объекта); организация и проведение СНАВРсилами сохранивших боеготовность формирований и трудоспособной части рабочих,служащих и членов их семей.

Заключение
С развитием цивилизации человечествоприобрело множество новых для себя проблем.
Характер ЧС изменился. К такимпроблемам, как землетрясения, ураганы, наводнения,, которые всё ещё уносятчеловеческие жизни, прибавились автокатастрофы, авиакатастрофы, химическое ирадиационное заражение местности.
Наиболее опасными на сегодняшний деньявляется химическое и радиационное заражение. Подчас это происходит незаметно,постепенно, а когда заражение становится очевидным, бывает поздно. К тому жеэти ЧС имеют долговременные последствия.
В этой работе есть глава, посвящённаяспасательным работам при ЧС, связанных с радиационным (химическим) заражением.Но, по-моему, лучшим средством спасения от подобных ЧС — не допустить ихвозникновения вообще.
ЧС, связанные с авариями техническихсредств, уже заняли своё место в ряду других: тысячи людей гибнут вавтокатастрофах. Авиакатастрофы случаются пока довольно редко, но когдаслучаются, шансы на спасение у авиапассажиров ничтожно малы. К тому же это,пожалуй, самый “молодой” тип ЧС технического характера.
Есть надежда, что со временемконструкции самолётов будут улучшены в целях максимальной безопасности. Лучшееже спасение от радиации — переход на другие источники энергии и сокращениеядерных арсеналов.
Список использованной литературы
1.  В.Г.Атаманюк, Л.Г. Ширшев, Н.И. Акимов. «Гражданскаяоборона». М.: «Высшая Школа”, 1986.
2.  “Гражданскаяоборона”. Под редакцией генерала армии А.Т. Алтунина — М.: Воениздат, 1982.