Подготовка управленческой информации для принятия решений

3. ПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Вариант 11.
3.1
Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции
Составить нормативную и фактическую калькуляцию себестоимости изделий. Рассчитать аналитическую сравнительную таблицу нормативной калькуляции изделия с фактической (абсолютное и относительное). Сделать выводы по ней.
Для этого:
1) Рассчитать прямые статьи затрат (4 статьи).
2) Составить смету расходов на содержание и эксплуатацию оборудования.
3) Составить смету общепроизводственных, общехозяйственных расходов.
4) Определить производственную, полную себестоимость изделия, прибыль и цену на единицу и на программу.
При расчёте фактической калькуляции необходимо выполнить следующие условия:
Первый материал получен одной поставкой, но по цене на 8% дороже, второй материал предполагалось получить тремя поставками 30%, 30%, 40% от общей поставки в натуральном выражении.
При первой поставке цена за единицу была меньше нормативной на 4%, при второй поставке – на 6% дороже, при третьей поставке – на 9% дороже. Отходы те же.
В технологию внесены изменения, позволяющие снизить (уменьшить) технологический цикл обработки изделия:
– в первом цехе время изготовления (обработки) сократилось на 7%;
– цена 1 кВт/ч увеличилась на 50 ;
– цена 1 м3
воды увеличилась на 25%;
– стоимость 1 м2
здания возросла на 15%;
– действительный фонд времени сократился на 16 часов.
3.1.1. Составление нормативной калькуляции.
1. Расчет прямых статей затрат.
1.1. Расчет затрат на материалы
Затраты на материал = Цена материала * Программа производства * Вес заготовки(5)
Затраты на материал 1 = 6,5 * 6750 * 2,4 = 105300 руб.
Затраты на материал 2 = 12 * 6750 * 3,6 = 291600 руб.
Затраты на материалы = 105300 + 291600 = 396900 руб.
ТЗР = Затраты на материалы * доля ТЗР от стоимости материалов(6)
ТЗР = 396900 * 0,24 = 95256 руб.
Затраты на отходы = (Вес заготовки – Вес готового изделия) * Программа производства * Цена отходов (7)
Затраты на отходы = ((2,4 + 3,6) – 4,7) * 6750 * 3,9 = 34222,5 руб.
Всего затрат на материалы за вычетом затрат на отходы = Затраты на материалы + ТЗР – Затраты на отходы (8)
Всего затрат на материалы за вычетом затрат на отходы = 396900 + 95256 – 34222,50 = 457933,5 руб.
1.2 Расчет затрат на заработную плату основных производственных рабочих
ФЗП по тарифу = Тарифная ставка 1 разряда * Тарифный коэффициент * Время на изготовление одного изделия * Программа производства(9)
ФЗП по тарифу 1 цеха = 5 * 1,35 * 2,5 * 6750 = 113906,25 руб.
ФЗП по тарифу 2 цеха = 5 * 1,78 * 1,3 * 6750 = 78097,5 руб.
ФЗП по тарифу = 113906,25 + 78097,5 = 192003,75 руб.
ФЗП основной = ФЗП по тарифу + премия + доплаты(10)
ФЗП основной = 192003,75 + 192003,75 * 0,15 + 192003,75 * 0,07 = 234244,57 руб.
1.3. Расчет дополнительного фонда заработной платы основных производственных рабочих
ФЗП дополнительный =
ФЗП основной * доля ФЗП дополнит. от ФЗП основной (11)
ФЗП дополнительный = 234244,57 *13% =30451,79
ФЗП общий = ФЗП основной + ФЗП дополнительный(12)
ФЗП общий = 234244,57 + 30451,79 = 264696,36 руб.
1.4. Расчет отчислений на ЕСН
ЕСН = ФЗП общий * 0,26 (13)
ЕСН = 264696,36 * 0,26 = 68821,05 руб.
2. Составление сметы расходов на содержание и эксплуатацию оборудования
Таблица 1 – Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, руб.
Статьи затрат
Сумма, руб.

1
2

1. Расходы на вспомогательные материалы для обслуживания оборудования
10855,00

2. Зарплата вспомогательных рабочих с отчислениями
74060,58

3. Расходы на содержание оборудования
164703,78

4. Затраты на инструменты
26000,00

5. Амортизация оборудования, ценных инструментов и транспортных средств
20009,60

6. Расходы на текущий ремонт оборудования
16443,70

Итого затрат
312072,66

2.1. Расчет расходов на вспомогательные материалы для обслуживания оборудования
Количество оборудования = Время на изготовление одного изделия * Программа производства/ Фонд времени работы оборудования (14)
Количество оборудования = (2,5+1,3) *6750 / 1940 = 13 станков
Расходы на вспомогательные материалы для обслуживания оборудования = Количество оборудования * Затраты на вспомогательные материалы на 1 станок в год (15)
Расходы на вспомогательные материалы для обслуживания оборудования = 13 * (90+ 105 + 250 + 230 + 160) = 13 * 835 = 10855 руб.
2.2. Расчет зарплаты вспомогательных рабочих с отчислениями
Численность основных производственных рабочих = Время на изготовление одного изделия * Программа производства/ Действительный фонд времени(16)
Численность основных производственных рабочих = (2,5+1,3) * 6750 / 1768 = 15 человек
Численность вспомогательных рабочих= 15 * 0,2 = 3 чел.
ФЗП по тарифу = Тарифная ставка 1 разряда * Тарифный коэффициент * Численность вспомогательных рабочих * Действительный фонд времени(17)
ФЗП по тарифу = 5 * 1,35 * 1 * 1768 + 5*1,78*2*1768 = 43404,40 руб.
ФЗП основной = ФЗП по тарифу + премия + доплаты(18)
ФЗП основной = 43404,40 + 43404,40 * 0,15 + 43404,40 * 0,07 = 52953,37 руб.
ФЗП общий = ФЗП основной + ФЗП дополнительный(19)
ФЗП общий = 52953,37 + 52953,37 * 0,11 = 58778,24 руб.
ЕСН = ФЗП общий * 0,26 (20)
ЕСН =58778,24 * 0,26 = 15282,34 руб.
Зарплата вспомогательных рабочих с отчислениями = ФЗП общая + ЕСН(21)
Зарплата вспомогательных рабочих с отчислениями =58778,24 + 15282,34 = 74060,58 руб.
2.3. Расчет расходов на содержание оборудования
а) Расчет затрат на электроэнергию
Расход электроэнергии = Мощность электродвигателя * Фонд времени работы оборудования * Коэффициент загрузки (использования) оборудования * Количество станков/ (Коэффициент полезного действия * Коэффициент потерь электроэнергии в цепи) (22)
Расход электроэнергии = 12 * 1940 * 0,7 * 13 / (0,95 * 0,9) = 247775,44 кВт/ч
Затраты на электроэнергию = Расход электроэнергии * Цена 1 кВт/ч электроэнергии (23)
Затраты на электроэнергию = 247775,44 * 0,65 = 161054,04 руб.
б) Расчет расходов воды на технические нужды
Расход воды на технические нужды = Количество потребляемой воды на 1 станок * Количество станков * Фонд времени работы оборудования * Коэффициент загрузки (использования) оборудования(24)
Расход воды на технические нужды = 0,2 * 13* 1940 * 0,7 = 3530,8 м3

Затраты на воду = Расход воды на технические нужды * Цена 1 м3
воды (25)
Затраты на воду = 3530,8 * 0,28 = 988,62 руб.
в) Расчет затрат на сжатый воздух
Расход сжатого воздуха = Расход сжатого воздуха на 1 станок * Количество станков * Время работы в год (смен) * Время работы в смену (часов) (26) Расход сжатого воздуха = 0,4 * 6 * 252 * 2 = 1209,6 м3

Затраты на сжатый воздух = Расход сжатого воздуха * Цена 1 м3
сжатого воздуха (27)
Затраты на сжатый воздух = 1209,6 * 2,2 = 2661,12 руб.
Расходы на содержание оборудования = Затраты на электроэнергию + Затраты на воду + Затраты на сжатый воздух (28)
Расходы на содержание оборудования = 161054,04+988,62+2661,12=164703,78 руб.
2.4. Расчет затрат на инструменты
Затраты на инструменты = Количество станков * Стоимость списанных инструментов на 1 станок в год (29)
Затраты на инструменты = 13 * 2000 = 26000 руб.
2.5. Расчет амортизации оборудования, ценных инструментов и транспортных средств
Цена единицы оборудования в среднем = (11000 + 15000) / 2 = 13000 руб.
а)Стоимость оборудования = Цена оборудования в среднем * Количество станков(30)Стоимость оборудования = 13000 * 13 = 169000 руб.
б)Стоимость транспортных средств = Стоимость оборудования * Транспортные средства в % от стоимости оборудования(31)
Стоимость транспортных средств = 169000 * 0,32 = 54080 руб.
в)Стоимость ценных инструментов = Стоимость оборудования * Ценные инструменты в % от стоимости оборудования(32)
Стоимость ценных инструментов = 169000 * 0,07 = 11830 руб.
Расчет амортизации:
а)Амортизация оборудования = Стоимость оборудования * Норма амортизации по оборудованию (33)
Амортизация оборудования = 169000* 0,066 = 11154 руб.
б)Амортизация транспортных средств = Стоимость транспортных средств * Норма амортизации по транспортным средствам (34)
Амортизация транспортных средств = 54080 * 0,12 = 6489,6 руб.
в)Амортизация ценных инструментов = Стоимость ценных инструментов * Норма амортизации по ценным инструментам(35)
Амортизация ценных инструментов = 11830 * 0,2 = 2366 руб.
Амортизация оборудования, ценных инструментов и транспортных средств = Амортизация оборудования + Амортизация транспортных средств + Амортизация ценных инструментов (36)
Амортизация оборудования, ценных инструментов и транспортных средств = 11154+6489,6+2366=20009,6 руб.
2.6. Расчет расходов на текущий ремонт оборудования
Стоимость основных средств = Стоимость оборудования + Стоимость транспортных средств + Стоимость ценных инструментов(37)
Стоимость основных средств = 169000+54080+11830=234910 руб.
Расходы на текущий ремонт оборудования = Стоимость основных средств * Текущий ремонт оборудования в % от стоимости основных средств (38)
Расходы на текущий ремонт оборудования = 234910 * 0,07 = 16443,7 руб.
3. Составление сметы общепроизводственных цеховых расходов
Таблица 2 – Смета общепроизводственных цеховых расходов
Статьи затрат
Сумма, руб.

1
2

1. Зарплата персонала цеха
115200,00

2. Отчисления от зарплаты персонала цеха
29952,00

3. Амортизация здания, сооружения и инвентаря
47531,07

4. Расходы на содержание здания, сооружения и инвентаря
256217,19

5. Расходы на охрану труда
6558,85

6. Затраты на испытания, опыты, исследования
6700,00

7. Расходы на текущий ремонт здания, сооружения и инвентаря
43182,03

8. Прочие расходы
3537,39

Итого затрат
508878,53

3.1. Расчет зарплаты персонала цеха
ФЗП персонала цеха = Должностной оклад*Численность персонала цеха*12 месяцев (39)
ФЗП персонала цеха = 4800*2*12=115200 руб.
Численность персонала цеха = Численность основных производственных рабочих * Персонал цеха в % к численности основных производственных рабочих (40)
Численность персонала цеха =15%*15человек = 2 чел.
3.2. Расчет отчислений от зарплаты персонала цеха
ЕСН = ФЗП персонала цеха * 0,26(41)
ЕСН = 115200 * 0,26 = 29952 руб.
3.3. Расчет амортизации здания, сооружения и инвентаря
Основная площадь = Площадь участка на 1 станок * количество станков + Вспомогательная площадь (42)
Основная площадь = 7 * 23 + 7 * 23 * 0,23 = 111,93 м2

а) Стоимость здания = Основная площадь * Стоимость 1 м2
здания (43)
Стоимость здания = 111,93 * 9500 = 1063335 руб.
б) Стоимость сооружения = Стоимость здания * Стоимость сооружения в % от стоимости здания (44)
Стоимость сооружения = 1063335 * 0,25 = 265833,75 руб.
в) Стоимость инвентаря = Стоимость здания * Стоимость инвентаря в % от стоимости здания (45)
Стоимость инвентаря = 1063335 * 0,06 = 63800,10 руб.
Расчет амортизации:
а) Амортизация здания = Стоимость здания * Норма амортизации по зданию (46)
Амортизация здания = 1063335* 0,02 = 21266,70 руб.
б) Амортизация сооружения = Стоимость сооружения * Норма амортизации по сооружению (47)
Амортизация сооружения = 265833,75 * 0,07 = 18608,36 руб.
в)Амортизация инвентаря=Стоимость инвентаря*Норма амортизации по инвентарю (48)
Амортизация инвентаря = 63800,10 * 0,12 = 7656,01 руб.
Амортизация здания, сооружения и инвентаря = Амортизация здания + Амортизация сооружения + Амортизация инвентаря (49)
Амортизация здания, сооружения и инвентаря = 21266,7+18608,36+7656,01=47531,07 руб.
3.4. Расчет расходов на содержание здания, сооружения и инвентаря
а) Расход электроэнергии = Количество часов освещения * Основная площадь * Расход электроэнергии на 1 м3
(50)
Расход электроэнергии = 2500 * 111,93 * 0,015 = 4197,38 кВт/ч
Затраты на электроэнергию = Расход электроэнергии * Цена 1 кВт/ч электроэнергии (51)
Затраты на электроэнергию = 4197,38 * 0,65 = 2728,29 руб.
б) Расход тепла = Расход тепла на 1 м3
здания * Число часов отопительного сезона * Объем помещения/ (Теплота испарения * 1000) (52)
Расход тепла = 20 * 4320 * 111,93 * 8/ (540 * 1000) = 143,27 ккал
Затраты на отопление = Расход тепла * Цена 1 тонны топлива (53)
Затраты на отопление = 143,27 * 1680 = 240693,6 руб.
в) Расход воды на бытовые нужды = Число работающих * Расход воды по норме на одного работающего в смену * Время работы в год (смен)/ 1000 (54)
Расход воды на бытовые нужды = (15 + 3 + 2) * 252 * 25/ 1000 = 126 л
Затраты на воду = Расход воды на бытовые нужды * Цена 1 л воды(55)
Затраты воду = 126 * 0,28 = 35,28 руб.
г) Расходы на поддержание здания в чистоте = Стоимость здания * Поддержание здания в чистоте в % от стоимости здания (56)
Расходы на поддержание здания в чистоте = 1063335 * 0,012 = 12760,02 руб.
Расходы на содержание здания, сооружения и инвентаря = Затраты на электроэнергию + Затраты на отопление + Затраты на воду + Расходы на поддержание здания в чистоте (57)
Расходы на содержание здания, сооружения и инвентаря = 2728,29+240693,6+35,28+12760,02=256217,19 руб.
3.5. Расчет расходов на охрану труда
Расходы на охрану труда = ФЗП основных производственных рабочих * Охрана труда в % от основной зарплаты основных производственных рабочих (58) Расходы на охрану труда = 234244,57 * 0,028 = 6558,85 руб.
3.6. Расчет затрат на испытания, опыты, исследования
Затраты на испытания, опыты, исследования = Число работающих * Затраты на испытания, опыты, исследования на 1 работающего (59)
Затраты на испытания, опыты, исследования = 20 * 335= 6700 руб.
3.7. Расчет расходов на текущий ремонт здания, сооружения и инвентаря
Расходы на текущий ремонт здания, сооружения и инвентаря = Стоимость здания, сооружения и инвентаря * Текущий ремонт в % к стоимости здания, сооружения и инвентаря (60)
Расходы на текущий ремонт здания, сооружения и инвентаря = (1063335+265833,75+63800,10) * 0,031 = 1392968,85 * 0,031 = 43182,03 руб.
3.8. Расчет прочих расходов
Прочие расходы = Производственные затраты* Прочие расходы в % от производственных затрат(61)
Прочие расходы = (115200+29952+47531,07+256217,19+6558,85+6700+43182,03) * 0,007 = 3537,39 руб.
3.9 Расчет общехозяйственных расходов
Общехозяйственные расходы = ФЗП основная производственных рабочих * Общехозяйственные расходы в % от основной зарплаты основных производственных рабочих(62)
Общехозяйственные расходы = 234244,57 * 0,17= 39821,58 руб.
4. Определение производственной, полной себестоимости изделия, прибыли и цены на единицу и на программу
Производственная себестоимость = Всего затрат на материалы за вычетом затрат на отходы + ФЗП основная производственных рабочих + +ФЗП дополнительная производственных рабочих + ЕСН + Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования + Общепроизводственные расходы + Общехозяйственные расходы (63)
Производственная себестоимость = 457933,5 + 234244,57 + 30451,79 + 68821,05 + 312072,66 + 508878,53 + 39821,58 = 1652223,68 руб.
Коммерческие расходы = Производственная себестоимость * Коммерческие расходы в % от производственной себестоимости (64)
Коммерческие расходы = 1652223,68 * 0,05 = 82611,18 руб.
Полная себестоимость = Производственная себестоимость + Коммерческие расходы (65)
Полная себестоимость = 1652223,68 + 82611,18 = 1734834,86 руб.
Себестоимость 1 изделия = 1734834,86 / 6750 = 257,01
Прибыль на программу производства = Полная себестоимость на программу производства * Рентабельность / 100(66)
Прибыль на программу производства = 1734834,86*0,24 = 416360,37 руб.
Прибыль на единицу = Прибыль на программу производства/Программа производства(67)
Прибыль на единицу = 416360,37 /6750 = 61,68 руб.
Цена на единицу = Полная себестоимость на единицу + Прибыль на единицу (68) Цена на единицу = 61,68 + 257,01 = 318,69 руб.
Выручка = Цена на единицу * Программа производства(69)Выручка = 318,69*6750 = 2151195,23 руб.
Таблица 3 – Нормативная калькуляция себестоимости изделия
Статьи затрат
Сумма, руб.

На единицу
На программу

1
2
3

1. Сырье, материалы за вычетом отходов
67,84
457933,50

2. Основная зарплата производственных рабочих
34,70
234244,57

3. Дополнительная зарплата производственных рабочих
4,51
30451,79

4. Отчисления ЕСН производственных рабочих
10,20
68821,05

5. Расходы на содержание, эксплуатацию оборудования
46,23
312072,66

6. Общепроизводственные расходы
75,39
508878,53

7. Общехозяйственные расходы
5,90
39821,58

Производственная себестоимость
244,77
1652223,68

8. Коммерческие расходы
12,24
82611,18

Полная себестоимость
257,01
1734834,86

3.1.2. Составление калькуляции фактической себестоимости.
1. Расчет прямых статей затрат.
1.1. Расчет затрат на материалы
Затраты на материал = Цена материала * Программа производства * Вес заготовки(70)
Затраты на материал 1 = (6,5*1,08) * 6750 * 2,4 = 113724 руб.
Затраты на материал 2 = ((12 *0,96)* 6750 *(3,6*30%)) + ((12*1,06)*6750*(3,6*30%))+((12*1,09)*6750*(3,6*40%)) = 303847,2 руб.
Затраты на материалы = 113724 + 303847,2 = 417571,2 руб.
ТЗР = Затраты на материалы * доля ТЗР от стоимости материалов(71)
ТЗР = 417571,2 * 0,24 = 100217,09 руб.
Затраты на отходы = (Вес заготовки – Вес готового изделия) * Программа производства * Цена отходов (72)
Затраты на отходы = ((2,4 + 3,6) – 4,7) * 6750 * 3,9 = 34222,5 руб.
Всего затрат на материалы за вычетом затрат на отходы = Затраты на материалы + ТЗР – Затраты на отходы (73)
Всего затрат на материалы за вычетом затрат на отходы = 417571,2 + 100217,09 – 34222,50 = 483565,79 руб.
1.2 Расчет затрат на заработную плату основных производственных рабочих
ФЗП по тарифу = Тарифная ставка 1 разряда * Тарифный коэффициент * Время на изготовление одного изделия * Программа производства(74)
ФЗП по тарифу 1 цеха = 5 * 1,35 * 2,3255 * 6750 = 105932,81 руб.
ФЗП по тарифу 2 цеха = 5 * 1,78 * 1,3 * 6750 = 78097,5 руб.
ФЗП по тарифу = 105932,81 + 78097,5 = 184030,31 руб.
ФЗП основной = ФЗП по тарифу + премия + доплаты(75)
ФЗП основной = 184030,31 + 184030,31 * 0,15 + 184030,31* 0,07 = 224516,98 руб.
1.3. Расчет допонительного фонда заработной платы основных производственных рабочих
ФЗП дополнительный =
ФЗП основной * доля ФЗП дополнит. от ФЗП основной (76)
ФЗП дополнительный = 224516,98 *13% =29187,21
ФЗП общий = ФЗП основной + ФЗП дополнительный(78)
ФЗП общий = 224516,98 + 29187,21 = 253704,19 руб.
1.4. Расчет отчислений на ЕСН
ЕСН = ФЗП общий * 0,26 (79)
ЕСН = 253704,19 * 0,26 = 65963,09 руб.
2. Составление сметы расходов на содержание и эксплуатацию оборудования
Таблица 4 – Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, руб.
Статьи затрат
Сумма, руб.

1
2

1. Расходы на вспомогательные материалы для обслуживания оборудования
10855,00

2. Зарплата вспомогательных рабочих с отчислениями
73390,35

3. Расходы на содержание оборудования
245477,95

4. Затраты на инструменты
26000,00

5. Амортизация оборудования, ценных инструментов и транспортных средств
20009,60

6. Расходы на текущий ремонт оборудования
16443,70

Итого затрат
392176,60

2.1. Расчет расходов на вспомогательные материалы для обслуживания оборудования
Количество оборудования = Время на изготовление одного изделия * Программа производства/ Фонд времени работы оборудования (80)
Количество оборудования = (2,325+1,3) *6750 / 1940 = 13 станков
Расходы на вспомогательные материалы для обслуживания оборудования = Количество оборудования * Затраты на вспомогательные материалы на 1 станок в год (81)
Расходы на вспомогательные материалы для обслуживания оборудования = 13 * (90+ 105 + 250 + 230 + 160) = 13 * 835 = 10855 руб.
2.2. Расчет зарплаты вспомогательных рабочих с отчислениями
Численность основных производственных рабочих = Время на изготовление одного изделия * Программа производства/ Действительный фонд времени(82)
Численность основных производственных рабочих = (2,235+1,3)* 6750 / 1752 = 14 человек
Численность вспомогательных рабочих= 14 * 0,2 = 3 чел.
ФЗП по тарифу = Тарифная ставка 1 разряда * Тарифный коэффициент * Численность вспомогательных рабочих * Действительный фонд времени(83)
ФЗП по тарифу = 5 * 1,35 * 1 * 1752 + 5*1,78*2*1752= 43011,6 руб.
ФЗП основной = ФЗП по тарифу + премия + доплаты(84)
ФЗП основной = 43011,6 + 43011,6 * 0,15 + 43011,6 * 0,07 = 52474,15 руб.
ФЗП общий = ФЗП основной + ФЗП дополнительный(85)
ФЗП общий = 52474,15 + 52474,15 * 0,11 = 58246,31 руб.
ЕСН = ФЗП общий * 0,26 (86)
ЕСН =58246,31 * 0,26 = 15144,04 руб.
Зарплата вспомогательных рабочих с отчислениями = ФЗП общая + ЕСН(87)
Зарплата вспомогательных рабочих с отчислениями =58246,31 + 15144,04 = 73390,35 руб.
2.3. Расчет расходов на содержание оборудования
а) Расчет затрат на электроэнергию
Расход электроэнергии = Мощность электродвигателя * Фонд времени работы оборудования * Коэффициент загрузки (использования) оборудования * Количество станков/ (Коэффициент полезного действия * Коэффициент потерь электроэнергии в цепи) (89)
Расход электроэнергии = 12 * 1940 * 0,7 * 13 / (0,95 * 0,9) = 247775,44 кВт/ч
Затраты на электроэнергию = Расход электроэнергии * Цена 1 кВт/ч электроэнергии (90)
Затраты на электроэнергию = 247775,44 * 0,975 = 241581,05 руб.
б) Расчет расходов воды на технические нужды
Расход воды на технические нужды = Количество потребляемой воды на 1 станок * Количество станков * Фонд времени работы оборудования * Коэффициент загрузки (использования) оборудования(91)
Расход воды на технические нужды = 0,2 * 13* 1940 * 0,7 = 3530,8 м3

Затраты на воду = Расход воды на технические нужды * Цена 1 м3
воды (92)
Затраты на воду = 3530,8 * 0,35 = 1235,78 руб.
в) Расчет затрат на сжатый воздух
Расход сжатого воздуха = Расход сжатого воздуха на 1 станок * Количество станков * Время работы в год (смен) * Время работы в смену (часов) (93) Расход сжатого воздуха = 0,4 * 6 * 252 * 2 = 1209,6 м3

Затраты на сжатый воздух = Расход сжатого воздуха * Цена 1 м3
сжатого воздуха (94)
Затраты на сжатый воздух = 1209,6 * 2,2 = 2661,12 руб.
Расходы на содержание оборудования = Затраты на электроэнергию + Затраты на воду + Затраты на сжатый воздух (95)
Расходы на содержание оборудования = 241581,05+1235,78+2661,12 = 245477,95 руб.
2.4. Расчет затрат на инструменты
Затраты на инструменты = Количество станков * Стоимость списанных инструментов на 1 станок в год (96)
Затраты на инструменты = 13 * 2000 = 26000 руб.
2.5. Расчет амортизации оборудования, ценных инструментов и транспортных средств
Цена единицы оборудования в среднем = (11000 + 15000) / 2 = 13000 руб.
а)Стоимость оборудования = Цена оборудования в среднем * Количество станков(97)Стоимость оборудования = 13000 * 13 = 169000 руб.
б)Стоимость транспортных средств = Стоимость оборудования * Транспортные средства в % от стоимости оборудования(98)
Стоимость транспортных средств = 169000 * 0,32 = 54080 руб.
в)Стоимость ценных инструментов = Стоимость оборудования * Ценные инструменты в % от стоимости оборудования(99)
Стоимость ценных инструментов = 169000 * 0,07 = 11830 руб.
Расчет амортизации:
а)Амортизация оборудования = Стоимость оборудования * Норма амортизации по оборудованию (100)
Амортизация оборудования = 169000* 0,066 = 11154 руб.
б)Амортизация транспортных средств = Стоимость транспортных средств * Норма амортизации по транспортным средствам (101)
Амортизация транспортных средств = 54080 * 0,12 = 6489,6 руб.
в)Амортизация ценных инструментов = Стоимость ценных инструментов * Норма амортизации по ценным инструментам(102)
Амортизация ценных инструментов = 11830 * 0,2 = 2366 руб.
Амортизация оборудования, ценных инструментов и транспортных средств = Амортизация оборудования + Амортизация транспортных средств + Амортизация ценных инструментов (103)
Амортизация оборудования, ценных инструментов и транспортных средств = 11154+6489,6+2366=20009,6 руб.
2.6. Расчет расходов на текущий ремонт оборудования
Стоимость основных средств = Стоимость оборудования + Стоимость транспортных средств + Стоимость ценных инструментов(104)
Стоимость основных средств = 169000+54080+11830=234910 руб.
Расходы на текущий ремонт оборудования = Стоимость основных средств * Текущий ремонт оборудования в % от стоимости основных средств (105)
Расходы на текущий ремонт оборудования = 234910 * 0,07 = 16443,7 руб.
3. Составление сметы общепроизводственных цеховых расходов
Таблица 5 – Смета общепроизводственных цеховых расходов
Статьи затрат
Сумма, руб.

1
2

1. Зарплата персонала цеха
115200,00

2. Отчисления от зарплаты персонала цеха
29952,00

3. Амортизация здания, сооружения и инвентаря
54660,74

4. Расходы на содержание здания, сооружения и инвентаря
259501,97

5. Расходы на охрану труда
6286,48

6. Затраты на испытания, опыты, исследования
6365,00

7. Расходы на текущий ремонт здания, сооружения и инвентаря
49659,34

8. Прочие расходы
3651,38

Итого затрат
525276,91

3.1. Расчет зарплаты персонала цеха
ФЗП персонала цеха = Должностной оклад*Численность персонала цеха*12 месяцев (106)
ФЗП персонала цеха = 4800*2*12=115200 руб.
Численность персонала цеха = Численность основных производственных рабочих * Персонал цеха в % к численности основных производственных рабочих (107)
Численность персонала цеха =15%*15человек = 2 чел.
3.2. Расчет отчислений от зарплаты персонала цеха
ЕСН = ФЗП персонала цеха * 0,26(108)
ЕСН = 115200 * 0,26 = 29952 руб.
3.3. Расчет амортизации здания, сооружения и инвентаря
Основная площадь = Площадь участка на 1 станок * количество станков + Вспомогательная площадь (109)
Основная площадь = 7 * 23 + 91 * 0,23 = 111,93 м2

а) Стоимость здания = Основная площадь * Стоимость 1 м2
здания (110)
Стоимость здания = 111,93 * 10925 = 1222835,25 руб.
б) Стоимость сооружения = Стоимость здания * Стоимость сооружения в % от стоимости здания (111)
Стоимость сооружения = 1222835,25 * 0,25 = 305708,81 руб.
в) Стоимость инвентаря = Стоимость здания * Стоимость инвентаря в % от стоимости здания (112)
Стоимость инвентаря = 1222835,25 * 0,06 = 73370,12 руб.
Расчет амортизации:
а) Амортизация здания = Стоимость здания * Норма амортизации по зданию (113)
Амортизация здания = 1222835,25* 0,02 = 24456,71 руб.
б) Амортизация сооружения = Стоимость сооружения * Норма амортизации по сооружению (114)
Амортизация сооружения = 305708,81* 0,07 = 21399,62 руб.
в)Амортизация инвентаря=Стоимость инвентаря*Норма амортизации по инвентарю (115)
Амортизация инвентаря = 73370,12 * 0,12 = 8804,41 руб.
Амортизация здания, сооружения и инвентаря = Амортизация здания + Амортизация сооружения + Амортизация инвентаря (116)
Амортизация здания, сооружения и инвентаря = 24456,71+21399,62+8804,41 = 54660,74 руб.
3.4. Расчет расходов на содержание здания, сооружения и инвентаря
а) Расход электроэнергии = Количество часов освещения * Основная площадь * Расход электроэнергии на 1 м3
(117)
Расход электроэнергии = 2500 * 111,93 * 0,015 = 4197,38 кВт/ч
Затраты на электроэнергию = Расход электроэнергии * Цена 1 кВт/ч электроэнергии (118)
Затраты на электроэнергию = 4197,38 * 0,975 = 4092,45 руб.
б) Расход тепла = Расход тепла на 1 м3
здания * Число часов отопительного сезона * Объем помещения/ (Теплота испарения * 1000) (119)
Расход тепла = 20 * 4320 * 111,93 * 8/ (540 * 1000) = 143,27 ккал
Затраты на отопление = Расход тепла * Цена 1 тонны топлива (120)
Затраты на отопление = 143,27 * 1680 = 240693,6 руб.
в) Расход воды на бытовые нужды = Число работающих * Расход воды по норме на одного работающего в смену * Время работы в год (смен)/ 1000 (121)
Расход воды на бытовые нужды = (14 + 3 + 2) * 252 * 25/ 1000 = 119,7 л
Затраты на воду = Расход воды на бытовые нужды * Цена 1 л воды(122)
Затраты воду = 119,7 * 0,35 = 41,90 руб.
г) Расходы на поддержание здания в чистоте = Стоимость здания * Поддержание здания в чистоте в % от стоимости здания (123)
Расходы на поддержание здания в чистоте = 1222835,25 * 0,012 = 14674,02 руб.
Расходы на содержание здания, сооружения и инвентаря = Затраты на электроэнергию + Затраты на отопление + Затраты на воду + Расходы на поддержание здания в чистоте (124)
Расходы на содержание здания, сооружения и инвентаря = 4092,45+240693,6+41,90+14674,02 = 259501,97 руб.
3.5. Расчет расходов на охрану труда
Расходы на охрану труда = ФЗП основных производственных рабочих * Охрана труда в % от основной зарплаты основных производственных рабочих (125) Расходы на охрану труда = 224516,98 * 0,028 = 6286,48 руб.
3.6. Расчет затрат на испытания, опыты, исследования
Затраты на испытания, опыты, исследования = Число работающих * Затраты на испытания, опыты, исследования на 1 работающего (126)
Затраты на испытания, опыты, исследования = 19 * 335= 6365 руб.
3.7. Расчет расходов на текущий ремонт здания, сооружения и инвентаря
Расходы на текущий ремонт здания, сооружения и инвентаря = Стоимость здания, сооружения и инвентаря * Текущий ремонт в % к стоимости здания, сооружения и инвентаря (127)
Расходы на текущий ремонт здания, сооружения и инвентаря = (1222835,25+305708,81+73370,12) * 0,031 = 1601914,18 * 0,031 = 49659,34 руб.
3.8. Расчет прочих расходов
Прочие расходы = Производственные затраты* Прочие расходы в % от производственных затрат(128)
Прочие расходы = (115200+29952+54660,74+6286,48+6365+259501,97+49659,34) * 0,007 = 3651,38 руб.
3.9 Расчет общехозяйственных расходов
Общехозяйственные расходы = ФЗП основная производственных рабочих * Общехозяйственные расходы в % от основной зарплаты основных производственных рабочих(129)
Общехозяйственные расходы = 224516,98*,17= 38167,89 руб.
4. Определение производственной, полной себестоимости изделия, прибыли и цены на единицу и на программу
Производственная себестоимость = Всего затрат на материалы за вычетом затрат на отходы + ФЗП основная производственных рабочих + +ФЗП дополнительная производственных рабочих + ЕСН + Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования + Общепроизводственные расходы + Общехозяйственные расходы (130)
Производственная себестоимость = 483565,79+224516,98+29187,21+65963,09+392176,60+525417,50+38167,89=1758854,47 руб.
Коммерческие расходы = Производственная себестоимость * Коммерческие расходы в % от производственной себестоимости (131)
Коммерческие расходы = 1758854,47 * 0,05 = 87942,72 руб.
Полная себестоимость = Производственная себестоимость + Коммерческие расходы (132)
Полная себестоимость = 1758854,47 + 87942,72 = 1846797,19 руб.
Себестоимость 1 изделия = 1846797,19 / 6750 = 273,60
Прибыль на программу производства = Полная себестоимость на программу производства * Рентабельность / 100(133)
Прибыль на программу производства = 1846797,19*0,24 = 443231,33 руб.
Прибыль на ед. =Прибыль на программу производства/Программа производства (134)
Прибыль на единицу = 443231,33 /6750 = 65,66 руб.
Цена на единицу = Полная себестоимость на единицу + Прибыль на единицу (135) Цена на единицу = 65,66 + 273,60 = 339,26 руб.
Выручка = Цена на единицу * Программа производства(136)Выручка = 339,26*6750 = 2290028,52 руб.
Таблица 6 – Фактическая калькуляция себестоимости изделия
Статьи затрат
Сумма, руб.

На единицу
На программу

1
2
3

1. Сырье, материалы за вычетом отходов
71,64
483565,79

2. Основная зарплата производственных рабочих
33,26
224516,98

3. Дополнительная зарплата производственных рабочих
4,32
29187,21

4. Отчисления ЕСН производственных рабочих
9,77
65963,09

5. Расходы на содержание, эксплуатацию оборудования
58,10
392176,60

6. Общепроизводственные расходы
77,82
525276,91

7. Общехозяйственные расходы
5,66
38167,89

Производственная себестоимость
260,57
1758854,47

8. Коммерческие расходы
13,03
87942,72

Полная себестоимость
273,60
1846797,19

Сравнение нормативной калькуляции себестоимости изделий с фактической представлено в аналитической таблице
Таблица 7 – Сравнительная аналитическая таблица нормативной калькуляции себестоимости изделий с фактической
Статьи затрат
Нормативная калькуляция
Фактическая калькуляция
Абсолютное изменение
Относительное изменение

На
единицу

На
программу

На
единицу

На
программу

На
единицу

На
программу

На
единицу

На
программу

1
2
3
4
5
6
7
8
9

1. Сырье, материалы за вычетом отходов
67,84
457933,50
71,64
483565,79
+ 3,80
+ 25632,29
105,60
105,60

2. Основная зарплата производственных рабочих
34,70
234244,57
33,26
224516,98
– 1,44
– 9727,59
95,85
95,85

3. Дополнительная зарплата производственных рабочих
4,51
30451,79
4,32
29187,21
– 0,19
– 1264,58
95,79
95,85

4. Отчисления ЕСН
10,20
68821,05
9,77
65963,09
– 0,43
– 2857,96
95,78
95,85

5. Расходы на содержание, эксплуатацию оборудования
46,23
312072,66
58,10
392176,60
+ 11,87
+ 80103,94
125,68
125,67

6. Общепроизводственные расходы
75,39
508878,53
77,82
525276,91
+ 2,43
+ 16398,38
103,22
103,22

7. Общехозяйственные расходы
5,90
39821,58
5,66
38167,89
– 0,24
– 1653,69
95,93
95,85

Производственная себестоимость
244,77
1652223,68
260,57
1758854,47
+ 15,8
+ 106630,79
106,45
106,45

8. Коммерческие расходы
12,24
82611,18
13,03
87942,72
+ 0,79
+ 5331,54
106,45
106,45

Полная себестоимость
257,01
1734834,86
273,60
1846797,19
+ 16,59
+ 111962,33
106,46
106,46

Произведенные расчеты показывают, что фактическая производственная себестоимость изделий превышает нормативную – на 15,80 руб. на каждую единицу изделия и на 106630,79 руб. в целом на программу (или на 6,45%), это обусловлено повышением стоимости сырья и материалов – на 5,60%, увеличением расходов на содержание и эксплуатацию оборудования – на 25,67%, общепроизводственных расходов – на 3,22%, а изменение таких статей затрат, как основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих, отчисления ЕСН, общехозяйственные расходы снижают производственную фактическую себестоимость в целом на 4%.
Таким образом, в связи с превышением фактической производственной себестоимости изделия над нормативной и повышением коммерческих расходов на 6,45% увеличивается и полная себестоимость изделия на 16,59 руб. на каждую единицу и на 111962,33 руб. на программу (что составляет 6,46 %).
3.2. Анализ на основе учёта полной себестоимости и «Директ-костинга»

Выполнить расчёты по системе «Директ-костинг», рассчитать точку безубыточности, объём продаж на заданную прибыль. Полученные данные представить в таблице 8.
Таблица 8 – Расчёт прибыли на основе переменных затрат по системе «Директ-костинг»

Показатели
Сумма, руб.

На единицу
На программу

1
2
3
4

1.
Выручка от реализации продукции
318,69
2151195,23

2.
Переменные затраты, всего в том числе:
131,12
885072,71

2.1.
На материалы
67,84
457933,50

2.2.
Основная заработная плата производственных рабочих
34,7
234244,57

2.3.
Дополнительная заработная плата производственных рабочих
4,51
30451,79

2.4.
Отчисления на социальные нужды
10,20
68821,05

2.5.
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (30% этих расходов)
13,87
93621,80

3.
Маржинальный доход
187,57
1266122,52

4.
Постоянные затраты, всего в том числе
125,89
849762,15

4.1.
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (70% этих расходов)
32,36
218450,86

4.2.
Общепроизводственные расходы
75,39
508878,53

4.3.
Общехозяйственные расходы
5,90
39821,58

4.4.
Коммерческие расходы
12,24
82611,18

5.
Прибыль
61,68
416360,37

1) расчет точки безубыточности (определение объёма продукции, который необходимо продать предприятию, чтобы достичь критической точки) проводят по следующей формуле:
Точка безубыточности в натуральном выражении = Постоянные затраты / Маржинальный доход на единицу продукции(137)
Точка безубыточности в натуральном выражении = 849762,15/ 187,57 = 4530 ед.
2) объема продаж на заданную прибыль рассчитывают следующим образом:
Объем продаж на заданную прибыль = (Постоянные затраты + Прибыль)/ Маржинальный доход на единицу продукции(138)
Объем продаж на заданную прибыль = (849762,15+ 416360,37) / 187,57 = 6750 ед.
Точка безубыточности – это объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка, поэтому, начиная с объема выпускаемой продукции равного 4530 единиц, предприятие начинет получать прибыль. Чтобы достичь прибыль, равную 416360,37 руб., объем продаж предприятия должен составить 6750 единиц. График определения критической точки представлен на рисунке 1 /Приложение 2/.
3.3. Методы ценообразования на основе переменных затрат

Необходимо рассчитать цену единицы продукции, используя следующие методы ценообразования:
1) метод на основе переменных затрат
2) метод валовой прибыли
3) метод рентабельности продаж
4) метод рентабельности активов.
Предприятие хотело бы увеличить прибыль на 15 %.
Рентабельность активов (РА) = 15 %, следовательно
15 % = Прибыль (желаемая) / Активы, отсюда
Активы = Прибыль (желаемая) / 0,15.
Данные для расчета трансфертной цены представим в таблице 9.
Таблица 9 – Подготовка данных для расчета цены
Показатели
Затраты на единицу
Затраты на программу

1. Переменные производственные затраты
131,12
885072,71

2. Постоянные производственные затраты
107,75
727329,39

3. Общехозяйственные и коммерческие расходы
18,14
122432,76

4. Всего затрат
257,01
1734834,86

Желаемая прибыль = 15%*416360,37 = 478814,43
1. Метод ценообразования на основе переменных затрат
а) Процент наценки = (Желаемая величина прибыли + Суммарные постоянные затраты + Коммерческие и общехозяйственны расходы) / Суммарные переменные затраты(139)
Процент наценки = (478814,43+727329,39+122432,76) / 885072,71 = 1,5 или 150 %.
б) Цена единицы продукции на основе переменных затрат = Переменные затраты на единицу + Процент наценки * Переменные затраты на единицу(140)
Цена единицы продукции на основе переменных затрат = 131,12 + (1,5 * 131,12) = 328 руб.
2. Метод валовой прибыли
а) Процент наценки = (Желаемая величина прибыли + Коммерческие, общеадминистративные расходы)/ Суммарные постоянные и переменные затраты (141)
Процент наценки = (478814,43+122432,76) /(727329,39+885072,71) =0,37289 или 37,289%
б) Цена единицы продукции на основе валовой прибыли = Суммарные производственные затраты на единицу + Процент наценки * Суммарные производственные затраты на единицу(142)
Цена единицы продукции на основе валовой прибыли = 238,87+(0,37289*238,87)=328 руб.
3. Метод рентабельности продаж
а) Процент наценки = Желаемая величина прибыли / Суммарные затраты(143)
Процент наценки = 478814,43 / 1734834,86 = 0,276 или 27,6 %
б) Цена единицы продукции на основе рентабельности продаж = Суммарные затраты на единицу + Процент наценки * Суммарные затраты на единицу (144)
Цена единицы продукции на основе рентабельности продаж=257,01+(0,276*257,01)=328 руб.
4. Метод рентабельности активов
а) Цена на основе рентабельности активов = Суммарные затраты на единицу + Желаемая норма рентабельности активов * (Общая стоимость задействованных активов/ Ожидаемый объем производства продукции в единицах)(145)
Цена на основе рентабельности активов = 257,01 + 0,15 * ((478814,4 /0,15)/6750) = 328 руб.
При всех методах ценообразования цена единицы продукции будет одной и той же, в данном случае она равна 328 руб.

3.4. Учет нормативных затрат и анализ отклонений. Расчет статичных и гибких бюджетов
Необходимо:
1. составить таблицу «Подготовка статичного и гибких бюджетов»;
2. выполнить сравнение данных статичного бюджета с фактическими затратами по данным бухгалтерского учёта на фактический объём реализации. Расчётные данные оформить в таблице «Анализ выполнения плана: сравнение фактических и бюджетных данных»;
3. скорректировать бюджетные данные на фактический выпуск. Для этого составить таблицу «Анализ выполнения плана с использованием данных гибкого бюджета»;
4. на основе проведённых исследований сделать выводы.
Статичный бюджет (затраты на основную программу продаж) принимается из основной программы расчёта нормативной калькуляции.
Так как условия реализации при рыночной экономике меняются, то помимо статичных бюджетов составляются гибкие бюджеты на новые программы, которые могут быть выше или ниже статичного бюджета. Цель гибких бюджетов состоит в том, что руководство должно знать, какие могут быть результаты при изменении условий реализации. Вычисление гибкого бюджета состоит в том, что переменные затраты умножаются на любой задуманный объём гибкого бюджета, а постоянные затраты полностью переносятся в гибкий бюджет на уровне статичного бюджета.
Составление и сопоставление статичного бюджета с гибким представлено в таблице 10.
Таблица 10 – Подготовка статичного и гибких бюджетов, руб.
Показатели
Объём производства
Переменные затраты на единицу продукции, руб.

Гибкий бюджет на понижение,
ед. (7430)

Статичный бюджет, ед. (8730)

Гибкий бюджет на повышение, ед.
(9930)

1
2
3
4
5

1. Затраты на материалы
369728,00
457933,50
539328,00
67,84

2. Основная заработная плата производственных рабочих
189115,00
234244,57

275865,00
34,70

3. Дополнительная зарплата основных рабочих
24579,50
30451,79
35854,50
4,51

4. Отчисления на социальное страхование
55590,00
68821,05
81090,00
10,20

5. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (30 %)
77591,5
93621,80
110266,50
13,87

6. Итого переменных затрат
714604,00
885072,71
1042404,00
131,12

7. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (70 %)
176362,00
218450,86
257262,00
32,36

8. Общепроизводственные расходы
410875,50
508878,53
599350,50
75,39

9. Общехозяйственные расходы
32155,00
39821,58
46905,00
5,90

10. Коммерческие расходы
66708,00
82611,18
97308,00
12,24

11. Итого постоянных затрат
686100,50
849762,15
1000825,50
125,89

12. Всего затрат (стр. 6 + стр.11)
1400704,50
1734834,86
2043229,50
257,01

13. Выручка
1736860,50
2151195,23
2533585,50
318,69

14. Прибыль (стр. 13 – стр. 12)
336156,00
416360,37

490356,00
61,68

По данным учёта за истекший год предприятие реализовало определённый объём продукции. Тогда выполняется сравнение данных статичного бюджета с фактическими затратами по данным бухгалтерского учёта на фактический объём реализации. Расчётные данные представлены в таблице 11.
Таблица 11 – Анализ выполнения плана: сравнение фактических и бюджетных данных, руб.
Показатели (статьи затрат)
Бюджет (статичный)
ед.

Фактические затраты на объём реализации
Отклонение от плана (бюджета)

1
2
3 = п.2 +, – п.4
4 = (п.2 * % изменения)

1. Затраты на материалы
457933,50
489988,85
+ 32055,35

2. Основная заработная плата производственных рабочих
234244,57

255326,58

+ 21082,01

3. Дополнительная зарплата основных рабочих
30451,79
33192,45
+ 2740,66

4. Отчисления на социальное страхование
68821,05
75014,94
+ 6193,89

5. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (30 %)
93621,80
96430,45
+ 2808,65

6. Итого переменных затрат
885072,71
949953,27
+ 64880,56

7. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (70 %)
218450,86
222819,88
+ 4369,02

8. Общепроизводственные расходы
508878,53
508878,53

9. Общехозяйственные расходы
39821,58
38228,72
– 1592,86

10. Коммерческие расходы
82611,18
80958,96
– 1652,22

11. Итого постоянных затрат
849762,15
850886,09
+ 1123,94

12. Всего затрат
1734834,86
1800839,36
+ 66004,50

13. Выручка
2151195,23

14. Прибыль
416360,37

При заполнении таблицы необходимо выполнить следующие условия:
1. Переменные затраты:
1) Затраты на материалы увеличились на 7%
2) Затраты на труд увеличились на 9%
3) Переменные общепроизводственные расходы увеличились на 3%
2. Постоянные затраты:
1) Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования увеличились на 2%
2) Общепроизводственные расходы остались без изменения
3) Общехозяйственные расходы снизились на 4%
4) Коммерческие расходы снизились на 2%
5) Выручка увеличилась на 4%.
Так как фактический выпуск продукции больше чем по плану, то сопоставление результатов деятельности со статичным бюджетом не является показательным для оценки выполнения плана.
Для правомерности анализа необходимо скорректировать бюджетные данные на фактический выпуск. При составлении гибкого бюджета переменные затраты на единицу умножаются на количество произведённых единиц, а постоянные затраты остаются на уровне статичного бюджета (таблица 12). Такой подход даёт возможность получить гибкий бюджет для любого уровня деятельности.
Таблица 12 – Анализ выполнения плана с использованием данных гибкого бюджета
Показатели (статьи затрат)
Бюджет в расчёте на
7750 ед.

Фактические затраты
Отклонения от бюджета

1
2
3
4 = 3 – 2

1. Затраты на материалы
512192,00
489988,85
– 22203,15

2. Основная заработная плата производственных рабочих
261985,00
255326,58
– 6658,42

3. Дополнительная зарплата основных рабочих
34050,50
33192,45
– 858,05

4. Отчисления на социальное страхование
77010,00
75014,94
– 1995,06

5. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (30 %)
104718,50
96430,45
– 8288,05

6. Итого переменных затрат
989956,00
949953,27
– 40002,73

7. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (70 %)
244318,00
222819,88
– 21498,12

8. Общепроизводственные расходы
569194,50
508878,53
– 60315,97

9. Общехозяйственные расходы
44545,00
38228,72
– 6316,28

10. Коммерческие расходы
92412,00
80959,96
– 11453,04

11. Итого постоянных затрат
950469,50
850886,09
– 99583,41

12. Всего затрат
1940425,50
1800839,36
– 139586,14

13. Выручка
2406109,50

14. Прибыль
465684,00

Сравнение фактических затрат с гибким бюджетом показало, что фактические переменные затраты оказались ниже гибкого бюджета на 40002,73 руб., так же как и фактические постоянные затраты стали ниже гибкого бюджета на 99583,41 руб. Данные изменения несколько снизили общее количество затрат – они уменьшились на 139586,14 руб. и составили 1800839,36, однако, это не позволило увеличить прибыль, и в целом она уменьшается на 146800,81 руб.
3.5. Подготовка бюджета денежных средств для решения управленческих задач

Движение денежных средств (денежных потоков) включает ожидаемый приток, расход денежных средств в течение дня, недели, месяца или более длительного периода. Приход классифицируется по источникам поступления средств, а расход – по направлениям использования. Ожидаемое сальдо денежных средств на конец периода сравнивается с минимальной суммой денежных средств, которая должна постоянно поддерживаться. Размеры минимальной суммы определяются менеджерами предприятия. Эта денежная сумма позволяет спасти положение при ошибках в управлении движением наличных средств и в случае непредвиденных ситуаций.
Необходимо:
1) составить смету (бюджет) денежных средств (денежных потоков), таблица 13.
2) сделать выводы
Объём продаж: – 1 квартал – 22% от общей суммы реализации
– 2 квартал – 24% от общей суммы реализации
– 3 квартал – 26% от общей суммы реализации
– 4 квартал – 28% от общей суммы реализации.
Данные проценты распространяются и на расходы.
Таблица 13 – Смета (бюджет) денежных средств (денежных потоков), руб.
Показатели
1 кв.
2 кв.
3 кв.
4 кв.
Год

1
2
3
4
5
6

1. Денежные поступления, всего, в том числе
473262,95
516286,86
582310,76
607334,66
2179195,23

Выручка от реализации
473262,95
516286,86
559310,76
602334,66
2151195,23

Дивиденды



5000,00
5000,00

Реализация основных средств


23000,00

23000,00

2. Денежные расходы, всего, в том числе
402383,53
438745,65
475107,81
531469,94
1847706,93

Материалы
100745,37
109904,04
119062,71
128221,38
457933,50

Зарплата с отчислениями
73373,83
80044,18
86714,53
93384,87
333517,41

Переменные общепроизводственные расходы (30% ОПР)
33585,98
36639,25
39692,53
42745,80
152663,56

Содержание и эксплуатация оборудования(100%)
68655,99
74897,44
81138,89
87380,34
312072,66

Постоянные общепроизводственные расходы (70% ОПР)
78367,29
85491,59
92615,89
99740,20
356214,97

Постоянные общехозяйственные расходы
8760,75
9557,18
10353,61
11150,04
39821,58

Коммерческие расходы
18174,46
19826,68
21478,91
23131,13
82611,18

Проценты за кредит
2400,00
2400,00
2400,00
2400,00
9600,00

Сумма кредита



20000,00
20000,00

Налог на прибыль
18319,86
19985,30
21650,74
23316,18
83272,08

3. Рост (уменьшение денежных средств), (п.1 – п. 2)
70879,42
77541,21
107202,95
75864,72
331488,30

4. Денежные средства на начало квартала
120000,00
178000,00
185000,00
210000,00

5. Денежные средства на конец квартала (п. 4+, – п.3)
190879,42
255541,21
292202,95
285864,72

6. Минимальная сумма денежных средств
150000,00
150000,00
150000,00
150000,00

7. Излишек (недостаток) (п. 5 – п. 6)
40879,42
105541,21
142202,95
135864,72

По итогам расчёта сметы денежных потоков можно сделать вывод, что конечные остатки денежных средств достаточно велики и организация может решить задачу по увеличению объёма продаж на основе освоения новых рынков сбыта своих услуг. На данные цели могут использоваться имеющиеся в наличии излишки денежных средств.