Судьба деревни в изображении современных писателей В Распутин Прощание с Матёрой А Солженицын Матрёнин

РЕ Ф Е Р А Т

натему:

«Судьбадеревни в изображениисовременныхписателей»(В. Распутин«Прощание сМатёрой» А. Солженицын«Матрёниндвор»)
КузнецоваАлександраученика11 класса «В» школы№ 1100
Москва2001г

Многиеписатели необошли в своемтворчествесудьбу русскойдеревни. Однивосхищалисьдеревенскойприродой и«учились вистине блаженствонаходить», другие виделиистинное положениекрестьян иназывали деревнюнищей, а ее избы– серыми. В советскоевремя темасудьбы русскойдеревни стала, чуть ли не ведущей, а вопрос великогоперелома актуалени в наши дни.Коллективизациязаставилаписателейвзяться заперо.

РаспутинВалентин Григорьевич(р. 1937), прозаик.
Родился15 марта в селеУсть-Уда Иркутскойобласти вкрестьянскойсемье. Послешколы поступилна историко-филологическийфакультетИркутскогоуниверситета.В студенческиегоды стал внештатнымкорреспондентоммолодежнойгазеты. Одиниз его очерковобратил на себявнимание редактора.Позже этоточерк под заголовком«Я забыл спроситьу Лешки» былопубликованв альманахе«Ангара» (1961).
Окончивуниверситетв 1959, Распутиннесколько летработал в газетахИркутска иКрасноярска, часто бывална строительстве.КрасноярскойГЭС и магистралиАбакан — Тайшет.Очерки и рассказыоб увиденномпозже вошлив его сборники«Костровыеновых городов»и «Край возлесамого неба».
В 1965 Распутинпоказал нескольконовых рассказовприехавшемув Читу на совещаниемолодых писателейСибири В. Чивилихину, который стал«крестным отцом»начинающегопрозаика.
Перваякнига рассказовРаспутина«Человек с этогосвета» былаиздана в 1967 вКрасноярске.В том же годувыходит повесть«Деньги дляМарии».
В полнуюсилу талантписателя раскрылсяв повести «Последнийсрок» (1970), заявиво зрелости исамобытностиавтора.
Затемпоследовалиповести «Живии помни» (1974) и«Прощание сМатёрой» (1976), поставившиеих автора в рядлучших современныхрусских писателей.
В 1981 вышлиновые рассказы:«Наташа», «Чтопередать вороне»,«Век живи — веклюби».
Появлениев 1985 повестиРаспутина«Пожар», отличающейсяостротой исовременностьюпроблемы, вызвалобольшой интересу читателя.
В последниегоды писательмного времении сил отдаетобщественнойи публицистическойдеятельности, не прерываятворчества.В 1995 вышли в светего рассказ«В ту же землю»; очерки «Внизпо Ленереке»; в 1996 — рассказы«Поминный день»; в 1997 — «Нежданно-негаданно»;«Отчие пределы»(«Видение» и«Вечером»). Живети работает вИркутске.

У каждогочеловека естьсвоя малаяродина, та земля, которая являетсяВселенной ивсем тем, чемстала Матерадля героевповести ВалентинаРаспутина. Отлюбви к малойродине берутистоки всекниги В.Г. Распутина.В повести «Прощаниес Матерой»легко прочитываетсясудьба роднойдеревни писателя– Аталанки, вгоды строительстваБратской ГЭСпопавшей в зонузатопления.
Матера– это и остров, и одноименнаядеревня. Тристалет обживалиэто место русскиекрестьяне.Неторопливо, без спешки, идет жизнь наэтом острове, и за те тристас лишним летмногих людейсделала счастливымиМатера. Всехпринимала она, всем становиласьматерью и заботливовскармливаладетей своих, и дети отвечалией любовью. Ине нужно быложителям Матерыни благоустроенныхдомов с отоплением, ни кухни с газовойплитой. Не вэтом виделиони счастье.Была бы тольковозможностьприкоснутьсяк родной земле, затопить печку, попить чаю изсамовара, прожитьвсю жизнь рядомс могилкамиродителей, акогда придетчеред, лечьрядом с ними.Но уходит Матера, уходит душаэтого мира.
Надумалипостроить нареке мощнуюэлектростанцию.Остров попалв зону затопления.Всю деревнюнадо переселятьв новый поселокна берегу Ангара.Но эта перспективане радоваластариков. Душабабки Дарьиобливаласькровью, ведьв Матере нетолько онавыросла. Это– родина еепредков, а самаДарья считаласебя хранительницейтрадиций своегонарода. Онаискренне верит, что «нам Матеруна подержаниетолько дали…чтобы обихаживалимы ее с пользойи кормились».
И встаютМатеринцы назащиту своейродины, пытаютсяспасти своюдеревню, своюисторию. Но чтомогут старикии старухи сделатьпротив всемогущегоначальника, который отдалприказ затопитьМатеру, стеретьее с лица земли.Для чужих этотостров всеголишь территория, зона затопления.Прежде всего, новоявленныестроителипопыталисьснести на островекладбище. Дарьяприходит квыводу, что влюдях и обществестало утрачиватьсячувство совестливости.«Народу сталомного боле, — размышляетона, — а совесть, поди-ка та же…, нашасовесть постарела, старуха стала, никто на неене смотрит…Че про совестьежели этакоетвориться!»
Утратусовести героиРаспутинасвязываютвпрямую с отрывомчеловека отземли, от своихкорней, от вековыхтрадиций. Ксожалению.Остались вернымиМатере лишьстарики и старухи.Молодежь живетбудущим и спокойнорасстаетсясо своей малойродиною.
Но писательзаставляетзадуматься, будет ли человек, покинувшийсвою роднуюземлю, порвавшийсо своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты, покидая Матеру, не теряет лион свою душу, свою нравственнуюопору?
Павлу, старшему сынуДарьи, тяжелейвсего. Он разрываетсяна два дома: нужно обустраиватьжизнь в новомпоселке, но ещене вывезенамать и Матеры.Душой Павелна острове. Емутрудно расстатьсяс материнскойизбой, с землейпредков: «Небольно терятьэто только тем, кто тут не жил, не работал, неполивал своимпотом каждуюборозду», — считаетон. Но и восстатьпротив переселенияПавел не в силах.
Андрею, внуку Дарьи, легче. Он ужевкусил новое.Его тянет кпеременам:«Сейчас времятакое живое…все, как говорится, в движении. Яхочу, чтоб быловидно мою работу, чтоб она навечноосталась…»В его представлении, ГЭС – это вечность, а Матера – ужечто-то отжившее.Андрею изменяетисторическаяпамять. Уезжаястроить ГЭС, он вольно илиневольно освобождаетместо другимсвоим единомышленникам,«пришлым», которые делаютто, чем покаеще неудобнозаниматьсяуроженцу Матеры– заставлятьлюдей покидатьобихоженнуюземлю.
Итогплачевен… Скарты Сибириисчезло целоеселение, а вместес ним – традициии обычаи, которыена протяжениистолетий формировалидушу человека, его неповторимыйхарактер.
Что жетеперь будетс Андреем мечтавшимо строительствеэлектростанциии пожертвовавшимсчастьем своеймалой родины? Что будет сПетрухой которыйготов за деньгипродать свойдом, свою деревню, отречься отматери? Чтобудет с Павлом, который мечетсямежду деревнейи поселком, между островоми материком, между нравственнымдолгом и мелочнойсуетой и таки остается вфинале повестив лодке посредиАнгары, не приставни к одному изберегов? Чтобудет с темгармоническиммиром, которыйдля каждогочеловека становитсясвятым местомна земле, какна Матере, гдеуцелел царственныйлиствень, гдеобитательницы– старухи –праведницыпривечаютнеузнаваемогонигде, гонимогомиром Богодума, странника, юродивого,«божьего человека»? Что будет сРоссией? Надеждуна то, что Россиявсе-таки неутратит своихкорней, Распутинсвязывает сбабкой Дарьей.Она несет всебе те духовныеценности, которыеутрачиваютсяс надвигающейсягородскойцивилизацией: память, верностьроду, преданностьсвоей земле.Берегла онаМатеру, доставшуюсяей от предков, и хотела передатьв руки потомков.Но приходитпоследняя дляМатеры весна, и передаватьродную землюнекому. Какмучительнорассуждаетэта малограмотнаяженщина о судьбесвоей деревни! Да и сама земляскоро перестанетсуществовать, превратившисьв дно искусственногоморя.
Распутинне против перемен, он не пытаетсяв своей повестипротестоватьпротив всегонового, прогрессивного, а заставляетзадуматьсяо таких преобразованияхв жизни, которыебы не истребиличеловеческогов человек. Всилах людейсберечь роднуюземлю, не датьей исчезнутьбез следа, бытьна ней не временнымжильцом, а вечнымее хранителем, чтобы потомне испытыватьперед потомкамигоречь и стыдза утерю чего-тородного, близкоготвоему сердцу.
В. Распутинкасается многихнравственныхвопросов всвоей повести, но судьба Матеры– ведущая темаэтого произведения.
К этойже теме примыкаетрассказ А.И.Солженицына«Матрениндвор».

АлександрИсаевич Солженицын. Один из ведущихрусских писателейдвадцатогостолетия, родился в Кисловодске11 декабря 1918 года.Лауреат Нобелевскойпремии по литературе(1970) «за нравственнуюсилу, с которойон продолжилтрадицию русскойлитературы».Академик РоссийскойАкадемии Наук(1997).
Солженицынизучал математикуи физику в Ростовскомуниверситете, который и закончилперед началомвойны междунацистской Германией иСоветскимСоюзом. Он провоевалтри года в КраснойАрмии (артиллерия)и достиг званиякапитана. 9 февраля1945 года его арестовалафронтоваяконтрразведказа критическиезамечания оСталине, высказанныеим другу  вписьмах, перлюстрированныхвоенной цензурой.Приговоренныйбезсудно квосьми годамлагерей, онпробыл в нихдо 1953 года. В 1952Солженицынзаболел раком, от которогочудом вылечилсяв ташкентскойбольнице в1954.
Во времяхрущевскойэры он былреабилитировани в 1956 смог вернутьсяв ЦентральнуюРоссию. Солженицынпоселился вРязани и сталпреподаватьв школе математикуи физику, одновременноработая надсвоими книгами.Рассказ «Одиндень ИванаДенисовича»(1962) был первымиз опубликованныхв СССР солженицынскихвещей. После1966 на долгие годыего пересталипубликовать.Наружу конфликтвыплеснулся«Письмом IV-мусъезду советскихписателей», в котором Солженицынпотребовалликвидациицензуры, реабилитациимногих писателей, уничтоженныхво время репрессий, и возврата еголичного архива, конфискованногоКГБ в 1965 году.После выходав свет за рубежомромана «В кругепервом» (1968) иповести «Раковыйкорпус»(1968-69) иполучения имНобелевскойпремии (1970) конфронтациятолько возросла.ДальнейшиепубличныевыступленияСолженицына(«Великопостноеписьмо ВсероссийскомупатриархуПимену», «Мири насилие», «Письмо вождямСоветскогоСоюза»), так жекак и публикацияпервого варианта«Августа 14-го»(1971) и первого тома«АрхипелагаГУЛАГ» (1973), вынудилисоветскоеруководствоизгнать писателяв Германию вфеврале 1974.
Поселившисьсначала в Швейцарии, в 1976 Солженицынс семьей переехал в США. Будучина Западе, онзавершил «Бодалсятеленок с дубом: очерки литературнойжизни» (1975) и восстановилтри пьесы (1981), сочиненныеим устно в лагерях.В 1982 публикациейрасширеннойверсии «Августа14-го» открылось«повествованиев отмеренныхсроках» о русскойреволюции — «Красное колесо».Сплотка главоттуда былаопубликованаеще  в 1975 подназванием«Ленин в Цюрихе».Среди его выступленийна Западе отметим«Расколотыймир» (речь вГарварде, 1978), «Чемгрозит Америкеплохое пониманиеРоссии» и «Иметьмужество видеть»(статьи дляжурнала «ФоринАфферс», 1980).Интеллектуальноеи моральноевлияние Солженицынасыграли важнуюроль в падениикоммунистическихрежимов ВосточнойЕвропы и СССР.
В 1989 журнал«Новый мир»напечатал главыиз «АрхипелагаГУЛАГ», а в августе1990 Солженицынубыло возвращеносоветскоегражданство.В сентябре тогоже года тиражом27 миллионовэкземпляровв СССР былопубликованего манифест«Как нам обустроитьРоссию». В мае1994 писательвернулся наРодину; средиего новых работ- «Русский вопроск концу ХХ века», рассказы, публицистика.Весной 1998 онзавершил книгу«Россия в обвале»; продолжение«Теленка» — «Угодило зернышкопромеж двухжерновов: очеркиизгнания» ссентября 1998печатает журнал«Новый мир».
Пожалуй, нет средивозвращающихсяв литературуимен такого, которое бывызвало большеэмоций, интеллектуальногонапряженияи дискуссий, чем имя АлександраИсаевича Солженицына.Наш современник, возмутительспокойствияв застойноелихолетье, изгнанник снеслыханноймировой славой, один из «зубров»литературырусского зарубежья, Солженицынсоединяет всвоем личностномоблике и творчествемногие тревожащиенаше сознаниеначало.
Характеренэтим и рассказписателя «Матрениндвор». В центреповествования– судьба деревенскойженщины.

Россиябогата не толькобезграничнымипросторами, плодороднымиземлями, фруктовымисадами, но инезауряднымилюдьми, праведниками, одарённымичистой, божественнойэнергией. Онисмотрят на насясными глубокимиглазами, будтозаглядываютв душу, да так, что ничего отних не скроешь.Праведникижертвуют многимижизненнымипрелестямиради чистотыдуши, с радостьюпомогают окружающимдостойно преодолетьвсе невзгоды, выйти победителемиз борьбы ссамим собой, духовно очиститься.И что бы о нихни говорили, сколько бы ниудивлялисьих неприхотливости, на русскойземле всегданайдётся местотаким людям, ибо они проповедуютправду. Железнаядорога чёрнойзмейкой убегаетза горизонт, по ней всё также проносятсяпоезда, где-тобыстрее, где-томедленнее. Но«на сто восемьдесятчетвёртомкилометре отМосквы по ветке, что идёт к Муромуи Казани, ещёс добрых полгодапосле того всепоезда замедлялисвой ход». Нет, пути уже давнопочинили, и, пройдя переезд, поезд опятьнабирал скорость.Только машинистызнали и помнили, отчего это всё.Да Игнатич, повествующийо той горько-нелепойтрагедии отпервого лица.«Матрёнин двор»- это рассказо беспощадностичеловеческойсудьбы, злогорока, о глупостисоветскихпослесталинскихпорядков, ожизни простыхлюдей, далёкихот городскойсуеты и спешки,- о жизни всоциалистическомгосударстве.Этот рассказ, как замечалсам автор, «полностьюавтобиографичени достоверен», отчество рассказчика- Игнатич — созвучнос отчествомА. Солженицына- Исаевич. Действиепроисходитв 1956 году, черезтри года послесмерти тирана.Люди ещё незнают, как житьдальше: из «пыльнойгорячей пустыни»бесчисленныхлагерей онипопадают «простов Россию», чтобынавсегда затерятьсягде-нибудь всредней полосе- «без жары, слиственнымрокотом леса».Ещё год назад, вернувшисьиз неволи, человекмог устроитьсяразве что носилкитаскать. Дажеэлектрикомна порядочноестроительствоего бы не взяли.А теперь извольте- можете учительствовать.В отделе кадров, куда следовалообратитьсяпо вопросутрудоустройства,«кадры уже несидели за чёрнойкожаной дверью, а за остеклённойперегородкой, как в аптеке».Воздух былпросто наэлектризовансвободой. Подождёшь, пока объяснениевсем твоимстранностямнайдут, каждуюбукву в документах«перещупают», походят изкомнаты в комнату, куда-то позвонят,- и ты трудоустроен.В тот год быстрыхперемен, когда«повелось подве — по трииностранныхделегации внеделю принимать», рассказчиквозвращаетсяв новый мир изтех краёв, откудаещё недавноживым мало ктомог вернуться.Устроился онучителем вместечке, «гдене обидно быи жить и умереть», в Высоком Поле.Ночью лишьтихий шелестветвей по крышам, днём ниоткудане слышно радиои всё в миремолчит. Но человекнуждаетсякаждый деньв завтраке иобеде, а хлебав Высоком Полене пекли, да иничем съестнымне торговали.Что ж, благородныеработникиотдела кадровсмилостивилисьнад рассказчикоми направилиего судьбу вТорфопродукт, куда легкоможно былоприехать, ноуехать — невозможно.В этом посёлкесмешались двеэпохи — «однообразныехудо штукатуренныебараки тридцатыхгодов и, с резьбойпо фасаду, состеклённымиверандами, домики пятидесятых».Но жители и техи других в равнойстепени вдыхаливонь и копотьиз фабричнойтрубы. Вот кудаможет завестимечта о тихомуголке России! А ведь там, откудаприехал рассказчик,«дул такойсвежий ветерночами и толькозвёздный сводраспахивалсянад головой».Но лучше свободновдыхать фабричныевыхлопы, чемнаслаждатьсякрасотамиприроды заколючей проволокой.На торфяномпосёлке скитаниярассказчикане закончились.Судьбе былоугодно, чтобыостановилсяон в соседнейдеревушке сничего не говорящимназванием — Тальново, вдоме «с четырьмяоконцами врядна холоднуюнекраснуюсторону и сукрашеннымпод теремокчердачнымокошком». Избупостроили давнои добротно, набольшую семью, а жила в нейтеперь одинокаяженщина летшестидесяти.Безмолвную, с кругловатымжёлтым, больнымлицом хозяйкузвали Матрёна.О ней мы узнаёмгораздо больше, чем о рассказчике.Эта женщинас незатейливым, деревенскимименем многоработала, несмотряна болезнь, работала бесплатно:«не за деньги- за палочки».Пенсию ей неплатили. У Матрёныв избе жиликолченогаякошка, подобраннаяиз жалости, мыши и тараканы.«Но не потомубыли мыши визбе, что колченогаякошка с нимине справлялась: она как молнияза ними прыгалав угол и выносилав зубах. А недоступныбыли мыши длякошки из-затого, что кто-токогда-то оклеилМатрёнину избузеленоватымиобоями, да непросто в слой, а в пять слоёв.Друг с другомобои склеилисьхорошо, от стеныже во многихместах отстали- и получиласькак бы внутренняяшкура на избе.Между брёвнамиизбы и обойнойшкурой мышии проделалисебе ходы инагло шуршали, бегая по нимдаже и под потолком».Солженицынописываетдеревенскийбыт с изряднойдолей иронии.Желание выполнитьработу наверняка, чтобы потомпереклеиватьне пришлось, оборачиваетсямногочисленныминеудобствамидля животного(«кошка сердитосмотрела вследшуршанию мышей, а достать немогла») и людей.Матрёна Васильевнаизбу не жалела- ни для мышей, ни для тараканов, ибо в шуршаньемышей, непрерывном, как далёкийшум океана, шорохе таракановне было ничегозлого, не былолжи. Шуршаньебыло их жизнью.Матрёна отличаласьтрудолюбием: вставала вчетыре-пятьутра, «тихо, вежливо, стараясьне шуршать, топила русскуюпечь, ходиладоить козу, поводу ходилаи варила в трёхчугунках».Наверное, жребийМатрёны былжить в то время, когда людиработали бескорыстно, не думая о пенсии.А деньги и наградыполучал тот, кто о высокихрезультатахдокладывал.Матрёна никомуне могла отказать: без неё ни однапахота огородане обходилась.Денег она небрала, получалаудовольствие, прилив сил отработы. Матрёнинапокорностьшла от сердца.Она не прислуживала, но служилаокружающим, всегда былаготова поделитьсяпоследним.Матрёна Васильевна- человек не отмира сего. Еёдети умерлив младенчестве, на войне безвести пропалмуж. Ей долгоне оформлялиза него пенсию.И всё же женщинане озлобилась, осталась радушной, открытой ибескорыстноотзывчивой.Матрёна напоминаетбиблейскуюгероиню Марию.Матрёна у Солженицына- воплощениеидеала русскойкрестьянки.Её облик подобениконе, жизнь- житию святой.Её дом — сквознойсимволическийобраз рассказа- как бы ковчегбиблейскогоправедникаНоя, в которомон спасаетсяот потопа вместес семьёй и парамивсех земныхживотных — чтобыпродолжитьрод людской.Матрёна — праведница.Но односельчанене ведают о еёутаённой святости, считают женщинупросто неумной, хотя именноона хранитвысшие чертырусской духовности.Подобно Лукерьеиз рассказаТургенева«Живые мощи», Матрёна на своюжизнь не жаловалась, Богу не докучала, ведь он и такзнает, чего ейнадобно. Житиесвятой должнозавершатьсясчастливойсмертью, соединяющейеё с Богом. Однакосмерть героини- горько-нелепая.Брат покойногомужа, алчныйстарик Фаддей, принуждаетМатрёну отдатьему её горницу.БезотказнаяМатрёна остроощущает винуперед Фаддеем: незадолго доПервой мировойвойны она сталаего невестой, но, уверенная, что тот погибна фронте, вышлазамуж за Фаддеевабрата. Потерягорницы и внезапнаяпропажа кошкипредвещаютгибель домаМатрёны и еёсмерть. Бытьможет, она ипредчувствоваланеладное: бояласьпожара, бояласьмолнии, а большевсего почему-то- поезда. Подпоезд она ипопала Гибельгероини символизируетжестокостьи бессмысленностьмира, в которомона жила. Первоначальнорассказ назывался«Не стоит селобез праведника»- по русскойпословице.Праведница-крестьянкажила в окружениинедоброжелательныхи корыстныхколхозников.Их убогая инесчастнаясудьба малочем отличаласьот существованиялагерных узников.Они жили поискони заведённымпорядкам. Дажепосле смертиМатрёны, сделавшейдля всех такмного добра, соседи не особеннопереживали, хотя и плакали, в избу шли сдетьми, будтона спектакль.«Те, кто считалсебя покойницероднее, начиналиплач ещё с порога, а достигнувгроба, наклонялисьголосить надсамым лицомусопшей». Плачродственниковбыл «своегорода политикой»: в нём каждыйизлагал своисобственныемысли и чувства.И все эти причитаниясводились ктому, что «всмерти её мыне виноваты, а насчёт избыещё поговорим!»Жаль, что добром, народным илисвоим, называетязык имуществонаше. И его-тотерять считаетсяперед людьмипостыдно иглупо. Рассказ«Матрёнин двор»невозможночитать безслёз. Эта грустнаяисторияправедницы-крестьянкине художественныйвымысел автора.Солженицындоверяет жизнии её творцу — Богу больше, чем художественномувымыслу. Оттогос таким сопереживаниеми гордостьючитается рассказ: ведь осталисьещё на землерусской праведники, без которыхне стоит нисело, ни город, ни вся землянаша.

Библиография:

В. РаспутинИзбранныепроизведенияв 2-х томах. М.,«Молодая гвардия»,1984г.
А. Солженицын«Матренин двор»
И. ДедковОбновленноезрение. М., 1988г.