Оценка стоимости предприятия для конкретных целей

Содержание
 
1 Особенности оценки стоимостипредприятия для конкретных целей
 1.1  Оценка стоимости предприятиякак действующего
 1.2  Оценка стоимости предприятия вцелях инвестирования
 1.3 Оценка стоимости предприятия вцелях реструктуризации  и особенности ликвидационной стоимости предприятия
2 Особенности оценки отдельныхобъектов и прав собственности
 2.1 Оценка офисных зданий, магазинови гостинец
 2.2 Оценка неполных правсобственности и особенности оценки бизнеса страховых компаний

   Введение
 
 Процесс приватизации,возникновение фондового рынка, развитие системы страхования, переходкоммерческих банков к выдачи кредитов под залог имущества формирует потребностьв новой услуге – оценки стоимости предприятия (бизнеса), определении рыночнойстоимости его капитала.
 Основной задачей,которая стоит перед оценкой, как инструментом рынка, является установлениеобоснованного и независимого от заинтересованных сторон суждения о стоимоститой или иной собственности (объекта оценки).
 Оценка стоимости любогообъекта представляет собой упорядоченный, целенаправленный процесс определенияв денежном выражении стоимости данного объекта с учетом потенциального иреального дохода, приносимого им в конкретных рыночных условиях.
 Действительно, оценкапредприятия необходима для выбора обоснованного направления егореструктуризации, в процессе оценки выявляют альтернативные подходы куправлению предприятием и определяют, какой из них обеспечит предприятиюмаксимальную эффективность, а, следовательно, и более высокую рыночную цену,что и является основной целью собственников и задачей управляющих фирм врыночной экономике.
 В данной курсовой работерассмотрены особенности оценки стоимости предприятия для конкретных целей иособенности оценки отдельных объектов и прав собственности.

1 Особенности оценкистоимости предприятия для
конкретных  целей
 
1.1 Оценкастоимости предприятия как действующего
 В соответствии со ст.132 Гражданского кодекса РФ «предприятием как объектом прав признаетсяимущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательскойдеятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признаетсянедвижимостью. Предприятие в целом или его часть могут быть объектомкупли-продажи, залога, аренды или других сделок, связанных с установлением,изменением и прекращением вещных прав. В состав предприятия как имущественногокомплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности,включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье,продукцию, права требования, долги, а также права на обозначениеиндивидуализирующие предприятие, его продукцию, работу и услуги, и другиеисключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором ».
 Стоимость предприятиякак действующего (бизнеса в целом) – это понятие включает в себя оценкуфункционирующего предприятия и получение из общей стоимости действующегопредприятия величин для составных его частей, выражающих их вклад в общуюстоимость, однако сама по себе не одна из этих компонент рыночной стоимости необразует.
 В концепции определениястоимости предприятия как действующего наиболее ярко получил свое выражениеодин из принципов оценки, связанных с эксплуатацией предприятия, — принципвклада, который отражает определение стоимости в использовании различных видовсобственности предприятия. Иными словами посредством  определения стоимостипредприятия как действующего собственник может оценить вклад различных активовв общий показатель стоимости.
 Потребительскаястоимость – стоимость, которую конкретная собственность имеет для конкретногопользователя при конкретном пользовании. Этот вид стоимости делает акцент натом вкладе, который собственность вносит в стоимость того предприятия, чьейчастью она является, без учета наиболее эффективного использования этойсобственности или величины денежной суммы, которая могла бы быть получена от еепродажи.
 Эффективная стоимость –стоимость имущества, с точки зрения его настоящего владельца, равная большей издвух величин – потребительской стоимости имущества для данного владельца истоимости реализации имущества.
 Чистая стоимостьреализации – расчетная величина выручки от продажи актива за вычетом затрат попродаже.
 Наиболее характерныеособенности концепции оценки предприятия как действующего:
1. Стоимостьпредприятия как действующего – отдельный вид стоимости, который определяетстоимость предприятия для конкретного пользователя, что отражает его нерыночный характер.
2. Оценка стоимостипредприятия как действующего предполагает оценку продолжающего действоватьпредприятия, имеющего благоприятные перспективы развития с сохранениемсуществующего использования активов.
 3. Концепция оценкистоимости предприятия как действующего предполагает определение стоимостипредприятия как действующего путем капитализации его дохода; общий показательстоимости при этом можно распределить по составным частям в соответствии с ихвкладом в целое, однако сама по себе не одна из этих компонент рыночнойстоимости не образует.
 В теории оценкисобственности существует три основополагающих подхода: затратный, рыночный(сравнительного анализа продаж) и доходный.
Очевидно, что наиболееприемлемым подходом для оценки предприятия как действующего является доходныйподход.
 При применении доходногоподхода необходимо учитывать такие факторы, как:
 – прогнозные темпы ростаи длительность периода получения прибыли;
 – риск полученияпрогнозируемых доходов;
 – изменение стоимостиденег во времени.
 Использованиеконкретного метода доходного подхода во многом определяется характеромполучаемого предприятием дохода. В случае если доход предприятия стабилен, либоесть долгосрочный стабильный темп роста дохода, обычно невысокий, используетсяметод капитализации дохода. При нестабильности предполагаемых в будущем доходовили существовании планов привлечения дополнительных инвестиций используетсяметод дисконтирования будущих доходов.
 Стоимость предприятиякак действующего представляет собой сумму стоимостей в использовании активовпредприятия. Стоимость для бизнеса какого-либо актива измеряется меньшей издвух величин – чистых текущих затрат на замещение и его эффективной стоимостью.Под чистыми текущими затратами на замещение понимаются наименьшие затраты наприобретение потенциала оставшейся службы актива на дату баланса.
 Таким образом, приопределении стоимости предприятия как действующего как суммы стоимостей виспользовании активов предприятия необходимо к полученной итоговой стоимостиприбавить рыночную или иную стоимость избыточных активов с альтернативнымтекущему вариантом использования.

1.2 Оценка стоимостипредприятия в целях инвестирования
 Инвестициями принятоназывать вложения средств с целью получения дохода в будущем. Инвестиционныйпроект может выступать либо как самостоятельный объект оценки, либо как один изэлементов собственности, выделяемых в затратном подходе наряду с машинами иоборудованием, интеллектуальной собственностью и т.д.
 Инвестиционный проектможет быть оценен по большому числу факторов: ситуация на рынке инвестиций,состояние финансового рынка, геополитический фактор и т.п. Однако на практикесуществуют универсальные методы определения инвестиционной привлекательностипроектов, которые дают формальный ответ: выгодно или не выгодно вкладыватьденьги в этот проект, какой проект предпочесть при выборе из несколькихвариантов. Проблема оценки инвестиционной привлекательности состоит в анализепредполагаемых вложений в проект и потока доходов от его использования.
 Теория и практикаинвестиционных расчетов имеет в своем арсенале множество разнообразных методови практических применений оценки реальных проектов.
 Несмотря на большоеразнообразие различных методов, их можно разделить на две группы:
 – статистические, тоесть методы,  в которых не учитывается различная ценность денег в разныепериоды времени;
  — динамические, то естьметоды, основанные на дисконтировании.
 Наиболее частоиспользуются два статистических метода:
 – простой срококупаемости;
 – бухгалтерская нормадоходности.
 Сроком окупаемостиявляется период, в течение которого первоначальные инвестиции окупаютсядоходами от реализации проекта.
 Часто этот методиспользуется для экспресс-анализа проектов.
 Срок окупаемости неможет являться единственным методом оценки проектов, но как дополнительнаяхарактеристика проекта, предоставляющая важную для инвестора информацию, частоиспользуется в практических расчетах.
 Бухгалтерская нормадоходности показывает, сколько процентов в год в среднем зарабатывает фирма насвои инвестиции. Вычислить бухгалтерскую норму доходности можно, разделивсреднюю годовую прибыль на среднюю годовую величину инвестиций.
 К динамическим методамотносятся:
 – метод расчета чистогоприведенного эффекта. Данный метод получил наиболее широкое распространение приоценки капиталовложений;
 –  метод расчета индексарентабельности инвестиции;
 – метод расчета нормырентабельности инвестиции;
 – метод определениясрока окупаемости инвестиции.
1.3 . Оценкастоимости предприятия в целях реструктуризации  и особенности ликвидационнойстоимости предприятия.
 Складывающиеся рыночныеотношения открывают большие перспективы для российского бизнеса, но в то жевремя большинство предприятий имеют мало шансов на дальнейшее существование безреструктуризации. Под реструктуризацией можно понимать процесс, обеспечивающийэффективность использования производственных ресурсов, приводящий к увеличениюстоимости бизнеса. Главная цель реструктуризации – поиск источников развитияпредприятия (бизнеса) на основе внутренних и внешних факторов. Внутренниефакторы основаны на выработке операционной, инвестиционной и финансовойстратегии создания стоимости предприятия за счет собственных  и заемныхисточников финансирования, а внешние основаны на реорганизации видовдеятельности и структуры предприятия.
 Согласно ст. 57 ГК РФ ист.15 Закона РФ «Об акционерных обществах», общество может быть добровольнореорганизовано в форме слияния, присоединения, разделения, выделения ипреобразования.
 Под слиянием понимаетсявозникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двухили нескольких обществ, с прекращением существования последних.
 Под присоединениемпризнается прекращение деятельности одного или нескольких обществ с передачейвсех их прав и обязанностей другому обществу.
 Под разделением обществапризнается прекращение деятельности общества с передачей всех его прав иобязанностей вновь создаваемым обществам.
 Под выделением обществапризнается создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав иобязанностей реорганизуемого общества без прекращения деятельности последнего.
 Общество в правепреобразовываться в общество с ограниченной ответственностью или впроизводственный кооператив, при этом к вновь возникшему юридическому лицупереходят все права и обязанности реорганизуемого общества.
 Оценка ликвидационнойстоимости предприятия в ситуации банкротства обладает рядом особенностей,обусловленных в основном самой чрезвычайной ситуацией. Эти особенности должныучитываться экспертом-оценщиком, заказчиком и другими сторонами,заинтересованными в результатах оценки ликвидационной стоимости.
 Этот вид оценкиотносится к так называемым активным видам, когда на основе полученныхрезультатов многими заинтересованными сторонами принимаются соответствующиеуправленческие решения.
 Оценка ликвидационнойстоимости предприятия осуществляется в следующих случаях:
 – компания находится всостоянии банкротства или есть серьезные сомнения относительно ее способностиоставаться действующим предприятием;
 – стоимость компании приликвидации может быть выше, чем при продолжении деятельности.
 Ликвидационная стоимостьподразделяется на три вида:
1) Упорядоченнаяликвидационная стоимость – распродажа активов предприятия осуществляется втечение разумного периода времени, чтобы можно было получить высокие цены запродаваемые активы;
2) Принудительнаяликвидационная стоимость. Активы распродаются настолько быстро, насколько этовозможно, часто одновременно и на одном аукционе.
3) Ликвидационнаястоимость прекращения существования активов предприятия. В этом случае активыпредприятия не распродаются, а списываются и уничтожаются, а на данном местестроится новое предприятие, дающее значительный экономический либо социальныйэффект. В этом случае стоимость предприятия является отрицательной величиной,так как требуются определенные затраты на ликвидацию активов предприятия.
 Расчет ликвидационнойстоимости предприятия включает несколько основных этапов.
1. Берется последнийбалансовый отчет.
2. Разрабатываетсякалендарный график ликвидации активов.
3. Определяетсяваловая выручка от ликвидации активов.
4. Оценочнаястоимость активов уменьшается на величину прямых затрат. Скорректированныестоимости оцениваемых активов дисконтируются на дату оценки по ставки дисконта,учитывающей связанный с этой продажей риск.
5. Ликвидационнаястоимость активов уменьшается на расходы, связанные с владением активами до ихпродажи, включая затраты на сохранение запасов готовой продукции инезавершенного производства, сохранение оборудования, машин, механизмов,объектов недвижимости, а также управленческие расходы по поддержанию работыпредприятия вплоть до завершения его ликвидации.
6. Прибавляется(вычитается) операционная прибыль (убытки) ликвидационного периода.
7. Вычитаютсяпреимущественные права на выходные пособия и выплаты работникам предприятия,требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имуществаликвидируемого предприятия, задолженность по обязательным платежам в бюджет иво внебюджетные фонды, расчеты с другими кредиторами.
  Таким образом,ликвидационная стоимость предприятия рассчитывается путем вычитания изскорректированной стоимости всех активов баланса суммы текущих затрат,связанных с ликвидацией предприятия, а также величины всех обязательств.  

2 Особенности оценкиотдельных объектов и прав собственности
 
Оценка офисных зданий,магазинов и гостинец
 Для оценки офисныхзданий необходимо использовать метод капитализации дохода, так как такие зданияприобретаются для получения дохода от их эксплуатации.
 Задача оценщика состоитв том, чтобы определить чистый операционный доход  и соответствующие ставкикапитализации.
 Показатель чистогооперационного дохода зависит от платы за арендованные помещения и расходов поэксплуатации здания.
 Каждый договор арендыявляется индивидуальным и может содержать много различных условий и ограничений,в том числе не отраженных в договоре аренды. Прежде чем приступить к оценкеофисного здания, оценщик должен внимательно исследовать договоры аренды.
 Если здание целикомпередается одному арендатору, то, как правило, все расходы по эксплуатациивозлагаются на него. Если здание сдается частями большому количествуарендаторов, то расходы по ремонту внешней инфраструктуры, коридоров, фасадов,главного входа, вспомогательных помещений, и т.д. владелиц берет на себя.Договорами аренды могут быть предусмотрены условия оплаты арендаторами частирасходов по ремонту и коммунальным услугам.
 Основное правило состоитв том, что владелиц здания, для устранения как можно большего числа случайныхрасходов и гарантии стабильности дохода, будет стремиться переложить большуючасть расходов на арендаторов.
   В случае, если зданиесдается частями и владелиц оставляет за собой какую-либо  часть здания ипредлагает арендаторам дополнительные услуги, которые могут быть включены варендный договор или оплачиваться отдельно, то денежные потоки оценщик долженразложить на составляющие: валовой доход, эксплуатационные расходы, чистыйоперационный доход и ставка капитализации.
 Валовый доход состоитиз:
 – рентной платысуществующих арендаторов;
 – дохода от помещения,занимаемого владельцем;
 – потенциального доходаот еще не сделанных площадей;
 – потенциального доходаот перезаключения контрактов с существующими арендаторами после истечения ихсроков.
 Эксплуатационные расходывключают:
 – коммунальные платежи;
 – затраты на оплатуобслуживающего персонала;
 – страхование;
 – затраты на ремонт;
 – затраты наэксплуатацию лифтов;
 – затраты на уборкупомещений и территории;
 – налоги.
 Ставка капитализацииможет значительно изменяться в зависимости от типа здания, его местоположения,возможности полной аренды строения, а также от большого количества числа другихфакторов, влияющих на риск вложения капитала в офисное строение.
 Стоимость магазинов восновном зависит от их торговых возможностей, которые во многом определяются ихместоположением.
 Приступая к оценкемагазина, оценщик должен мысленно поставить себя на место потенциальногопокупателя и ответить на следующие вопросы:
1) продажа какихтоваров может дать наибольшую доходность, учитывая спрос населения иместоположение магазина?
2)  каким может бытьоборот магазина?
3) какова будетпрогнозируемая валовая прибыль от владения магазином?
4) какую среднююнорму прибыли захочет иметь владелец магазина?
5) каковы будутоперационные расходы на ремонт, коммунальные услуги, зарплату и налоги?
6) какую аренднуюплату можно будет заплатить после вычета расходов и дохода владельца?
 Так как решающеезначение на стоимость магазина оказывает его местоположение, то этот фактордолжен быть особенно тщательно исследован оценщиком.
 При оценки магазинаможно использовать три метода: затратный, сравнения продаж, доходный. При этомследует иметь в виду, что затратный метод дает наименее надежную оценкустоимости магазинов. Метод сравнения продаж может быть использован, еслиимеются достоверные цифры о продажах аналогичных объектов, что в наших условияхбывает достаточно редко. Чаще всего оценщику будут доступны  данные по аренднымставкам, поэтому основным методом оценки должен быть доходный.
 Применяя доходный метод,оценщик должен учитывать не только действующую арендную плату, но и изучитьрыночные ставки в оцениваемом сегменте рынка. При оценке очень важно учесть всепоправки на обязательные расходы, которыми отягощен арендатор, и финансовуюстабильность арендатора. Если анализ показывает нестабильность арендатора, тооценщик в своих расчетах должен отталкиваться не от реальной арендной платы, аот рыночных ее показателей.
 Оценка гостинец имеетряд специфических особенностей по сравнению с другими видами собственности.Общая площадь помещения гостиницы не имеет такого большого значения, какспособность гостиницы привлечь клиентов. Эта способность во многом определяетсяее местоположением и рядом других факторов, которые должны быть выясненыоценщиком при личной инспекции.
 При оценке гостинец оценщикдолжен провести анализ наилучшего и наиболее эффективного использования, таккак может оказаться, что сегодняшнее использование гостиницы  не являетсянаилучшим и наиболее выгодным.
 При проведении инспекцииважно собрать как можно больше информации об объекте, чтобы затем использоватьее в процессе оценки.
 После проведенияинспекции необходимо изучить рыночные условия для данного сегмента рынка и,прежде всего уяснить к какому классу относиться гостиница. После этогоуточняется, какая конкуренция существует в этом классе гостинец, и какова онабудет в будущем.
 
2.2 Оценка неполныхправ собственности и особенности оценки бизнеса страховых компаний
 В условиях становлениярыночных отношений в стране полным правом собственности в большинстве случаевобладает только государство. Для частных и юридических лиц, обладающихразличной недвижимостью, существуют различные формы ограничений полного права.Эти ограничения включают финансовые требования к объектам собственности,ограничение на пользование собственностью, ограничения на время пользованияобъектом, а также ограничения, физически разделяющие объект. 
 Каждое из ограниченийвлияет на стоимость объекта недвижимости, и оценщик должен уметь оцениватьвлияние ограничений на стоимость.
 К финансовым ограничениямотносятся закладные и долевое участие.
 Закладная представляетсобой обязательство представить объект собственности в качестве обеспечениядолга для получения ипотечного кредита.
 Оценщик должен составитьпрогноз сумм, которые должны быть выплачены в соответствии с закладной, ипродисконтировать их в текущую стоимость.
 Существует также многодругих финансовых ограничений, влияющих на стоимость недвижимости, такие как:опцион (право купить определенный объект собственности по оговоренной цене втечении определенного срока), контракт на титул, залоговые требования по налогуи т.д.
 В нашей стране оценщикчаще всего сталкивается с необходимостью определения стоимости прав,возникающих при аренде.
 При сдачи имущества варенду возникают два новых имущественных права: право арендодателя и правоарендатора. Оценщик должен уметь оценить стоимость этих прав.
 Владелец сданной варенду недвижимости, как правило, сохраняет за собой право возвратить ее снова всвое пользование по истечению срока аренды либо в случае невыполнения условийарендного договора, а также может распоряжаться недвижимостью, то естьпродавать ее, передавать по завещанию, дарить, закладывать под ипотечныйкредит.
 Стоимость праварендодателя может быть равной, большей или меньшей, чем стоимость полногонабора прав на неарендованное имущества. Все зависит от соотношения контрактнойи рыночной арендных плат.
 Методологической основойоценки бизнеса страховых компаний является анализ отчетности представляемойстраховщиками в различные контролирующие инстанции. Сложность заключается в том,что большая часть отчетных форм являются специфическими, присущими лишь данномувиду бизнеса. 
 В страхованииобязательно наличие двух сторон:
 – страховщик –специальная организация (страховая компания), которая создает и используетстраховой денежный фонд для страховых выплат;
 – страхователь –юридическое или физическое лицо, которое вносит в страховой фонд установленныеплатежи (страховые взносы).
 Существеннымиотличительными особенностями страхования являются следующие:
 – наличие страховогориска, по которому можно оценить вероятность наступления страхового случая,определить размер возможного ущерба и исчислить эквивалентную страховую сумму;
 – случайный характернаступления страховых событий, т.е. события должны иметь вероятный характер;
 – наличие объективнойпотребности возмещения ущерба и возможность его выражения в натуральной илиденежной форме;
 – возвратность страховыхплатежей, т.е. все средства, собранные страховщиком для выплат страхового возмещения,возвращаются страхователям, но не каждому по отдельности, а только тем у когонаступил страховой случай;
 – замкнутая раскладкаущерба, т.е. общая сумма ущерба, понесенного страхователями за определенныйпромежуток времени, раскладывается на всех участников страхового фонда.Результат раскладки представляет собой основу для расчета страхового платежа.
 Страхование делится наимущественное, личное страхование, страхование ответственности и социальноестрахование, и может осуществляться в добровольной и обязательной формах.
 Можно рекомендоватьследующий алгоритм проведения анализа для оценки страховой компании.
 Этап 1. Анализорганизационно-правовой основы деятельности
 1. Проверка наличия исоответствия законодательству документов, подтверждающих право на осуществлениестраховой деятельности:
 – учредительныхдокументов;
 – свидетельства огосударственной регистрации;
 – лицензии наосуществление страховой деятельности.
 2. Проверка соответствияосуществляемой деятельности учредительным документом и требованиязаконодательства:
 – соответствиепроводимых видов страховой деятельности полученной в установленном порядкелицензии;
 – выполнение требованияпо минимальному размеру уставного капитала;
 – соблюдениенормативного соотношения активов и обязательств;
 – соблюдение требованийо максимальной ответственности по отдельному риску и т.д.
 Этап 2. Анализпоказателей страховой статистики
 1. Показатели,отражающие процесс формирования страхового фонда в разрезе проводимых видовстрахования:
 – количество и оценкастраховых объектов;
 – начисленные иполученные суммы страховых премий (взносов);
 – количество заключенныхи действующих договоров страхования;
 – движение страховогопортфеля;
 – структура страховоготарифа и т.п.
 2. Показатели,отражающие процесс расходования страхового фонда в разрезе проводимых видовстрахования:
 – количествопроизошедших страховых случаев;
 – количествопострадавших объектов;
 – объем выплатстрахового возмещения и страховых сумм и т.п.
 3. Расчет средних иотносительных статистических показателей:
 – средний страховойплатеж;
 – средняя страховаясумма;
 – охват страхового поля;
 – средняя выплата;
 – убыточность страховойсуммы и т.п.
 Этап 3. Анализфинансовой отчетности
 1. Анализ показателейфинансовой отчетности по общепринятой методике финансового анализа:
 – абсолютные показателифинансовой отчетности;
 – расчет относительныхпоказателей.
 2. Расчет специфическихфинансовых показателей страхового бизнеса.
 Этап 4. Анализ страховойотрасли
 1. Статистический обзорстраховой отрасли.
 2. Рейтинговая оценкастрахового бизнеса.
 Этап 5. Оценка бизнесастраховой компании
 1. Анализ возможностиприменения затратного, доходного, сравнительного подходов.
 2. Проведениесогласования результатов оценки. Расчет итоговой стоимости бизнеса страховойкомпании.
                    

Заключение
 
 Стоимость предприятиякак действующего (бизнеса в целом) – это понятие включает в себя оценкуфункционирующего предприятия и получение из общей стоимости действующегопредприятия величин для составных его частей, выражающих их вклад в общуюстоимость, однако сама по себе не одна из этих компонент рыночной стоимости необразует.
 В теории оценкисобственности существует три основополагающих подхода: затратный, рыночный(сравнительного анализа продаж) и доходный.
Очевидно, что наиболееприемлемым подходом для оценки предприятия как действующего является доходныйподход.
 При определениистоимости предприятия как действующего как суммы стоимостей в использованииактивов предприятия необходимо к полученной итоговой стоимости прибавитьрыночную или иную стоимость избыточных активов с альтернативным текущемувариантом использования.
 Инвестиционный проектможет быть оценен по большому числу факторов: ситуация на рынке инвестиций,состояние финансового рынка, геополитический фактор и т.п. Однако на практикесуществуют универсальные методы определения инвестиционной привлекательностипроектов, которые дают формальный ответ: выгодно или не выгодно вкладыватьденьги в этот проект, какой проект предпочесть при выборе из несколькихвариантов. Проблема оценки инвестиционной привлекательности состоит в анализепредполагаемых вложений в проект и потока доходов от его использования.
 Оценка ликвидационнойстоимости предприятия в ситуации банкротства обладает рядом особенностей,обусловленных в основном самой чрезвычайной ситуацией. Эти особенности должныучитываться экспертом-оценщиком, заказчиком и другими сторонами,заинтересованными в результатах оценки ликвидационной стоимости.
 Этот вид оценкиотносится к так называемым активным видам, когда на основе полученныхрезультатов многими заинтересованными сторонами принимаются соответствующиеуправленческие решения.
 Для оценки офисныхзданий необходимо использовать метод капитализации дохода, так как такие зданияприобретаются для получения дохода от их эксплуатации.
 При оценки магазинаможно использовать три метода: затратный, сравнения продаж, доходный. При этомследует иметь в виду, что затратный метод дает наименее надежную оценкустоимости магазинов. Метод сравнения продаж может быть использован, еслиимеются достоверные цифры о продажах аналогичных объектов, что в наших условияхбывает достаточно редко. Чаще всего оценщику будут доступны  данные по аренднымставкам, поэтому основным методом оценки должен быть доходный.
 Оценка гостинец имеетряд специфических особенностей по сравнению с другими видами собственности.Общая площадь помещения гостиницы не имеет такого большого значения, какспособность гостиницы привлечь клиентов. Эта способность во многом определяетсяее местоположением и рядом других факторов, которые должны быть выясненыоценщиком при личной инспекции.
 При сдачи имущества варенду возникают два новых имущественных права: право арендодателя и правоарендатора. Оценщик должен уметь оценить стоимость этих прав.
 Методологической основойоценки бизнеса страховых компаний является анализ отчетности представляемойстраховщиками в различные контролирующие инстанции. Сложность заключается в том,что большая часть отчетных форм являются специфическими, присущими лишь данномувиду бизнеса. 

           Список использованной литературы
 1. Бочаров В.В. Финансовый анализ. –СПб: Питер, 2003.
 2. Григорьев В.В., Федотова М.А.Оценка предприятия: теория и практика: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 1996.
 3. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса иинноваций. – М.: Филинъ, 1997.
 4. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса иуправление стоимостью предприятия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
 5. Есипов В.Е., Маховикова Г.А.,Терехова В.В. Оценка бизнеса. – СПб.: Питер,2008.
 6. Савицкая Г.В. Анализхозяйственной деятельности: Учебное пособие. – М.ИНФРА-М,2003.
 7. Симионова Н.Е. Оценка стоимостипредприятия. – Ростов-на-Дону,2004.
 8. Черняк В.З. Оценка бизнеса. –М.: Финансы и статистика,1996.
 9. Эккерт Д. Оценка земельныхучастков. – М.: РОО, 1994.
 10. Федотова М.А., Уткин Э.А. Оценканедвижимости и бизнеса. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»; ЭКМОС,2000.