МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Экология и безопасностьжизнедеятельности»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Расчетно-пояснительная записка
Разработка технологической карты напогрузочно-разгрузочные работы для Курганского представительства ООО «Уралтранс»
Дисциплина: Безопасность труда
Студент группы
Специальность 280101
«Безопасность жизнедеятельности
в техносфере»
РуководительКурган2008
Курганский государственный университет
Кафедра Экологии и безопасности жизнедеятельности
ЗАДАНИЕ №__
на курсовой проект
Группа ____________ Специальность 330100
Фамилия ____________ Имя ________________ Отчество ___________
Руководитель проекта __________________________________________
Срок проектирования __________________________________________
Тема курсового проекта «Разработка технологической карты напогрузочно-разгрузочные работы для Курганского представительства ООО «Уралтранс»
Содержание курсового проекта:
В соответствии с требования Межотраслевых правил по охранетруда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов ПОТ РМ-007-98 иГОСТ 12.3.009-76* «Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требованиябезопасности» разработать технологическую карту на погрузочно-разгрузочныеработы, выполняемые в ходе осуществления производственной деятельностиКурганского представительства ООО «Уралтранс».
В соответствии с требованиями методических указаний:
– оформитьрасчетно-пояснительную записку;
– оформитьтехническую документацию;
– разработатьграфическую часть:
1-й лист «Основные подходы к обеспечению безопасности при размещениигрузов»
2-й лист «Схема безопасного проведения погрузочно-разгрузочных работ»
Руководитель курсового проекта _________________________
Содержание
Введение
1.Нормативная база обеспечения безопасности труда при погрузочно-разгрузочныхработах
2. Требованиябезопасности к технологическим процессам
3. Требованияк местам производства погрузочно-разгрузочных работ
4. Требованиябезопасности при выполнении отдельных видов работ
4.1 Подъёмно-транспортные машины и приспособления
4.2 Выгрузка пакетов из транспортных средств
4.3 Порядок разборки штабеля и отгрузки продукции потребителю
4.4 Размещение и крепление пакетов на автомобильномтранспорте
5. Разработкамероприятий по повышению уровня безопасности при выполнениипогрузочно-разгрузочных работ Курганским представительством ООО «Уралтранс»
5.1 Общаяинформация о предприятии
5.2Характеристика безопасности производственного процесса
5.3Мероприятия по улучшению условий и безопасности труда
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Погрузочно-разгрузочные работы являются неотъемлемой частьюпроизводственной деятельности любой организации.
Данные работы относятся к категории работ с повышенной опасностью и вопределенных случаях выполняются по наряду-допуску. Широк спектр применяемойпри этом техники.
В таких условиях к персоналу применяются дополнительные требования всвязи с ответственностью за собственную безопасность и безопасность другихработников, сохранность оборудования и грузов.
Вполне очевидно, что погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться построго определенной технологии с соблюдением последовательности операций ипорядка применения оборудования и механизмов.
В данной курсовой работе рассмотрены принципы организации безопасногопроведения погрузочно-разгрузочных работ, даны рекомендации посовершенствования технологии погрузки и выгрузки грузов на отдельно взятомпредприятии – в Курганском представительстве ООО «Уралтранс», разработанасоответствующая технологическая карта.
1. Нормативная база обеспечения безопасности труда припогрузочно-разгрузочных работах
К нормативным документам, регламентирующим требования безопасности привыполнении погрузочно-разгрузочных работ относятся:
1. ГОСТ12.3.009-76(2000) (СТ СЭВ 3518-81) Работы погрузочно-разгрузочные. Общиетребования безопасности;
2. ГОСТ12.3.020-80(2001) ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общиетребования безопасности;
3. Межотраслевыеправила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузовПОТ Р М-007-98;
4. Правилаустройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ-10-14-92;
5. РД10-231-98 Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству ибезопасной эксплуатации.
Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться в соответствии стребованиями ПОТ Р М-007-98, ПБ-10-14-92 идругих нормативных правовых актов и нормативных технических документов,принятых в установленном порядке, и соблюдение которых обеспечиваетбезопасность работ.
Организация работ должна обеспечивать безопасное производство работ,надлежащий контроль за соблюдением требований охраны труда и промышленнойбезопасности, локализацию и ликвидацию последствий аварий и инцидентов наопасном производственном объекте в случае их возникновения и определять порядоктехнического расследования их причин, разработки и реализации мероприятий по ихпредупреждению и профилактике.
С учетом конкретных условий и в соответствии с перечнем в организациидолжны быть разработаны или приведены в соответствие с ними положения иинструкции по охране труда по профессиям и видам работ, при этом переченьинструкций должен быть составлен службой охраны труда при участии руководителейподразделений, служб главных специалистов, организации труда и заработнойплаты, утвержден руководителем организации и разослан структурным подразделениям.
Ответственность за организацию погрузочно-разгрузочных работ ворганизации должна быть возложена приказом на специалиста, организующего этиработы. На время отпуска, командировки и в других случаях отсутствияответственного лица выполнение его обязанностей должно быть возложено приказомна работника, замещающего его по должности.
Руководители и специалисты, обеспечивающие содержание грузоподъемныхмашин в исправном состоянии и их безопасную эксплуатацию, и работники,ответственные за безопасное производство работ кранами, должныруководствоваться инструкциями, разработанными на основе Правил устройства ибезопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, подъемников (вышек) и другихправил Ростехнадзора.
Лицо, руководящее производством погрузочно-разгрузочныхработ, обязано:
– перед началомработы обеспечить охранную зону в местах производства работ, проверить внешнимосмотром исправность грузоподъемных механизмов, такелажного и другогопогрузочно-разгрузочного инвентаря. Работа на неисправных механизмах инеисправным инвентарем запрещается;
– проверить уработников, осуществляющих работы, наличие соответствующих удостоверений идругих документов на право производства этих работ;
– следить за тем,чтобы выбор способов погрузки, разгрузки, перемещения грузов соответствовалтребованиям безопасного производства работ;
– при возникновенииаварийных ситуаций или опасности травмирования работников немедленно прекратитьработы и принять меры для устранения опасности.
Служба охраны труда организации должна осуществлять постоянный контрольза своевременной разработкой, проверкой и пересмотром инструкций по охранетруда, оказывать разработчикам (подразделениям) методическую и организационнуюпомощь и содействие.
Основными опасными и вредными производственными факторами, определяемымипо ГОСТ 12.0.003, при погрузочно-разгрузочных работах и при складированиигрузов являются:
– загазованность изапыленность воздуха рабочей зоны;
– повышенная илипониженная температура воздуха рабочей зоны;
– повышенныйуровень шума на рабочем месте;
– повышенная илипониженная влажность воздуха;
– повышенная илипониженная подвижность воздуха;
– недостаточнаяосвещенность рабочей зоны;
– прямая иотраженная блесткость;
– расположениерабочего места на значительной высоте;
– движущиеся машиныи механизмы, подвижные части кранового оборудования, поднимаемый и перемещаемыйгруз, канаты, цепи, стропы, крючья, траверсы, клещи, балансиры, захваты и т.д.,острые кромки транспортируемого груза, выступающие рым-болты, движущиеся краны,транспорт и др.;
– для кранов наавтомобильном шасси или шасси автомобильного типа токсические воздействияэтилированного бензина и др.
Погрузочно-разгрузочные работы и размещение грузов кранами должнывыполняться по технологическим картам, разработанным с учетом требований ГОСТ12.3.009 и утвержденным в установленном порядке.
При размещении грузов должны соблюдаться размеры отступов: от стенпомещений – 0,7 м, от приборов отопления – 0,2 м (должны увеличиваться поусловиям хранения груза), от источников освещения – 0,5 м, от пола – 0,15 м,между ящиками в штабеле 0,02 м, между поддонами и контейнерами в штабеле — 0,05– 1 м.
Погрузочно-разгрузочные рампы и платформы должны защищать грузы ипогрузочно-разгрузочные механизмы от атмосферных осадков, иметь не менее двухрассредоточенных лестниц или пандусов и ширину, обеспечивающую соблюдениетребований технологии и безопасности при погрузочно-разгрузочных работах.
Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять механизированнымиспособами с применением подъемно – транспортного оборудования и средствмеханизации. Механизированный способ является обязательным для грузов массойболее 50 кг, а также для подъема грузов на высоту более 3 м.
Переноска груза грузчиком допускается массой не более 50 кг. Если массагруза превышает 50 кг, но не более 80 кг, то переноска груза грузчикомдопускается при условии, что подъем (снятие) груза производится с помощьюдругих грузчиков.
Женщинам разрешается поднимать и переносить тяжести вручную: постоянно втечение рабочей смены – массой не более 7 кг, периодически (до 2 раз в час) причередовании с другой работой массой не более 10 кг.
Величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочейсмены, должна быть не более 1750 кгм при перемещении груза по рабочейповерхности и не более 875 кгм при перемещении груза с пола.
При перемещении груза на тележках или в контейнерах прилагаемое усилиедля женщин не должно превышать 10 кг.
Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы, производимые с применениемгрузоподъемных кранов, должны выполняться под руководством лица, ответственногоза безопасное производство работ кранами, назначаемого приказом по организациииз числа мастеров, прорабов, начальников участков, бригадиров, в распоряжениикоторых находятся эти краны.
Погрузочно-разгрузочные площадки, эстакады, мостики, сходни должнысодержаться в исправном и чистом состоянии, а в зимнее время очищаться от снегаи льда и посыпаться песком, шлаком или другими противоскользящими материалами.
Места производства погрузочно-разгрузочных работ, включая проходы ипроезды, должны иметь достаточное естественное и искусственное освещение,твердое и ровное покрытие, содержаться в чистоте и своевременно очищаться отмусора, а зимой от снега и льда и не загромождаться. Складирование материалов,каких-либо предметов в местах производства погрузочно-разгрузочных работ недопускается.
2. Требования безопасности к технологическим процессам
Транспортирование грузов, в основном, осуществляется железнодорожным,автомобильным и водным транспортными средствами.
Складирование грузов должно производиться по технологическим картам суказанием мест и размеров складирования, размеров проходов, проездов и т.д.
Технологическая карта должна выполняться в виде плана склада, площадкискладирования, на котором должны быть обозначены места и размеры штабелейгрузов, подъездные пути для автомобильного и железнодорожного транспорта,проходы для работников, крановые рельсовые пути и зоны обслуживания кранами,места установки стреловых самоходных кранов, транспорта под погрузку илиразгрузку грузов и т.д.
Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповкис применением съемных грузозахватных приспособлений, тары и др. средств,указанных в документации на транспортирование этих грузов. Применяемые грузозахватныеприспособления и средства должны соответствовать требованиям Правил устройстваи безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
Перемещение грузов неизвестной массы должно производиться послеопределения их фактической массы. Запрещается поднимать груз, масса которогопревышает грузоподъемность грузоподъемной машины или грузозахватногоприспособления.
Для обеспечения безопасного перемещения, кантовки, погрузки и выгрузкигрузов в организации должны быть разработаны схемы строповки грузов в зависимостиот их вида, массы, формы.
Погрузочно-разгрузочные работы грузоподъемными механизмами должныпроизводиться при отсутствии людей на местах перегрузок грузов на площадках и втранспортных средствах, за исключением стропальщика при зацепке и отцепке грузозахватныхприспособлений и проверки правильности строповки груза при его подъеме навысоту не более 200 — 300 мм от уровня пола (площадки).
Стропальщик или зацепщик груза должен удалиться в безопасное место послепроверки надежности строповки груза и его подъема на высоту не более 1 м отуровня пола (площадки).
При постановке транспортного средства под погрузку или разгрузку должныбыть приняты меры по предотвращению самопроизвольного его движения.
При погрузке и разгрузке грузов, имеющих острые и режущие кромки и углы,должны применяться подкладки и прокладки, предотвращающие повреждениягрузозахватных устройств.
Площадки для проведения погрузочно-разгрузочных работ должны иметьобозначенные границы.
При перемещении груза авто- и электропогрузчиками с вилочными захватамигруз должен быть расположен равномерно относительно элементов захвата и всоответствии с руководством по эксплуатации автопогрузчиков, при этом груздолжен быть приподнят от пола на 300 — 400 мм. Максимальный уклон площадки притранспортировании грузов погрузчиками не должен превышать угла наклона рамы.
Выступание груза за пределы опорной поверхности захватов должно бытьсимметрично справа и слева и не должно превышать одной трети длины его опорнойповерхности, а положение центра тяжести груза обеспечивало бы его устойчивостьна вилочных захватах.
Транспортирование тары и установка ее в штабель авто- илиэлектропогрузчиком с вилочными захватами должны производиться по одной штуке.
Перемещение авто- и электропогрузчиками грузов больших размеров должнопроизводиться задним ходом и только в сопровождении погрузчика лицом,ответственным за погрузку и транспортирование груза. В обязанность этого лицавходит указание водителю погрузчика дороги, подача предупредительных сигналов иобеспечение безопасности при движении погрузчика.
Загрузка кузова автомобиля (прицепа) должна производиться от кабины кзаднему борту, разгрузка — в обратном порядке.
Применяемые способы укладки грузов должны обеспечивать:
1. Устойчивость штабелей, пакетов игрузов, находящихся в них.
2. Возможность механизированной разборкиштабеля и подъема груза навесными захватами подъемно-транспортногооборудования.
3. Безопасность работающих на штабелеили около него.
4. Безопасность применения и нормальногофункционирования средств защиты работников и пожарной техники.
5. Циркуляцию воздушных потоков приестественной и искусственной вентиляции закрытых складов.
6. Соблюдение требований к охраннымзонам линий электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.
Авто- и электропогрузчики следует использовать на площадках с твердым ировным покрытием.
При перемещении грузов погрузчиками необходимо применять рабочиеприспособления (вилочные захваты, крюки, ковши и др.) в соответствии стехнологическими документами по ГОСТ 3.1120.
Погрузчики с вилочными захватами при транспортировании мелких илинеустойчивых грузов должны оснащаться предохранительной рамкой или кареткой дляупора груза при перемещении.
Удлинители вилочных захватов должны быть оборудованы соответствующимизащелками или приспособлениями, надежно фиксирующими и удерживающими их назахватах.
Перемещение крупногабаритных грузов, ограничивающих видимость водителюавтопогрузчика, должно производиться в сопровождении специально выделенного ипроинструктированного сигнальщика.
Перевозка людей допускается только при наличии на транспортных средствахсидений, выполненных в соответствии с документацией предприятия-изготовителятранспортного средства.
Перевозка грузчиков в кузове автомобиля, как правило, не допускается.Если по роду работы необходимо перевозить экспедиторов или грузчиков, то онидолжны находиться в кабине автомобиля.
3. Требования к местам производства погрузочно-разгрузочныхработ
Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны размещаться наспециально отведенной территории с ровным твердым покрытием или твердымгрунтом, способным воспринимать нагрузки от грузов и подъемно — транспортныхмашин. Площадки для производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметьуклон не более 5 град., при применении авто- и электропогрузчиков — не более 3град.
Подъездные пути к площадкам производства погрузочно-разгрузочных работдолжны иметь твердое покрытие и содержаться в исправном состоянии. Движениетранспортных средств в местах производства погрузочно-разгрузочных работ должнобыть организовано по схеме, утвержденной администрацией организации, ирегулироваться разметкой и дорожными знаками на въездах, выездах, в местахразворотов и постановки под разгрузку (погрузку) транспортных средств всоответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации.
Погрузочно-разгрузочные площадки должны иметь размеры, обеспечивающиенормальный фронт работ. На площадке для погрузки и выгрузки тарных штучныхгрузов, хранящихся в складах и пакгаузах, должны быть устроены платформы,эстакады, рампы высотой, равной высоте пола кузова транспортного средства.Рампы со стороны подъезда транспортных средств должны быть шириной не менее 1,5м и иметь уклон не более 5 град. Ширина эстакады, предназначенной дляперемещения по ней транспортных средств, должна быть не менее 3 м.
Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметьосвещенность не менее 10 лк. В случае необходимости освещения больших площадейможет быть применено прожекторное освещение.
При размещении грузов не должно возникать помех естественному освещению,вентиляции, безопасной эксплуатации оборудования, проезду транспортных средств,проходу работников, безопасному производству работ, использованиюпротивопожарного оборудования, маршрутам эвакуации работников в аварийныхситуациях и т.д.
Размеры погрузочно-разгрузочных площадок должны обеспечивать расстояниемежду габаритами транспортных средств с грузом не менее 1 м. При проведениипогрузки и разгрузки вблизи здания расстояние между зданием и транспортнымсредством с грузом должно быть не менее 0,8 м, при этом должен бытьпредусмотрен тротуар и отбойный брус.
Исходные материалы, заготовки, полуфабрикаты, детали, готовая продукция иотходы производства (обрабатываемые грузы) не должны оказывать вредноговоздействия на работающих при контакте с ними.
При необходимости работы с грузом, являющимся источником вредных иопасных производственных факторов, должны применяться соответствующие средствазащиты (как коллективные, так и индивидуальные), включая и организационныемеры.
4. Требования безопасности при выполнении отдельных видовработ
4.1 Подъёмно-транспортные машины иприспособления
Технология погрузочно-разгрузочных итранспортно-складских (ПРТС) работ на складах определяет порядок ипоследовательность выполнения операций по погрузке, выгрузке, транспортировке искладированию пакетов, используемые технические средства, а также устанавливаеттребования по охране труда. Технологию ПРТС работ удобно рассмотреть на примерепакетов, сформированных на стандартных плоских поддонах размерами 800х1200х150мм, изготавливаемых по ГОСТ 9078-84. Требования к пакетам сформулированы в ГОСТ24597-81.
Пакетированию на поддонах подлежатгрузы в транспортной таре или без нее, имеющие стабильную правильнуюгеометрическую форму, не меняющуюся в процессе пакетирования, складирования итранспортировки. Необходимую прочность обвязки пакета на плоских поддонахобеспечивают средства скрепления грузов – упаковочная стальная и полимернаяленты, стальная проволока, усадочная и растягивающаяся пленки, клей и т. п.
4.2 Выгрузка пакетов из транспортныхсредств
Пакеты выгружают в такойпоследовательности: сориентировав вилы погрузчика (при необходимости с помощьюприспособлений), следует ввести их в проемы поддона и плавно подъехать к пакетудо упора в его торец; приподнять пакет и наклонить грузоподъемную раму назад;транспортировать взятый на вилы пакет в склад на высоте не более 300 мм надполом склада.
При штабелировании пакетов внутрипомещения на пол необходимо соблюдать следующие требования:
• пакеты укладывают в штабель прямойкладки до трех ярусов по высоте, с уступами и смещением к центру штабеля – привысоте более трех ярусов (рис. 1); укладка пакетов должна быть по возможностиболее плотной, параллельными рядами без перекосов (исключение составляютзазоры, предусмотренные требованиями технологии хранения продуктов);
/>
Рисунок 1 – Схемы укладки штабелей:
а – прямой кладки; б – с уступами; в– со смещением
• допускается использованиедеревянных прокладок для выравнивания пакетов;
• ширина штабеля не должна превышать6,0 м. Длина штабеля определяется местными условиями;
• укладка в штабель деформированныхпакетов не допускается (в зависимости от степени деформации пакеты необходимоисправлять или переформировывать);
• высота штабеля определяется исходяиз условий максимального использования высоты секции склада, технологиихранения, с учетом прочности тары и допустимой нагрузки на пол склада;
• расстояние от верха штабеля досветильников на складе должно составлять не менее 500 мм.
Автофургоны разгружают с заездом в нихпо переходному трапу погрузчика, тележки или штабелера. Пакетированный груз,поступивший в крупнотоннажных контейнерах, разгружают с помощью ручныхгидравлических или электрических тележек или со стола-платформы. Снятый сконтейнеровоза контейнер разгружается с заездом погрузчика внутрь контейнераили с помощью тележки.
4.3 Порядок разборки штабеля иотгрузки продукции потребителю
Разборку штабеля и погрузку пакетов втранспортные средства выполняет бригада из двух-трех человек: двухводителей-погрузчиков и при необходимости одного рабочего для выполнениявспомогательных операций.
При перевозке пакетов автомобильнымтранспортом используют универсальные бортовые автомобили и специализированные:автомобили-самопогрузчики, автофургоны, автопоезда. При отгрузке пакетов вконтейнерах используют полуприцепы-контейнеровозы соответствующейгрузоподъемности. Пакеты в кузове автомобиля и контейнерах устанавливают, какправило, в один ярус. Пакеты с легкими грузами могут быть установлены в дваяруса при условии обеспечения их сохранности в процессе перевозки. К перевозкеих следует принимать после внешнего осмотра, без их разборки.
Универсальные бортовые автомобили иавтопоезда обычно загружают со стороны бортов, что не вызывает особыхсложностей, если высота рампы находится ниже или на уровне настила кузова.Пакеты устанавливают погрузчиком с рампы непосредственно в кузов, при этомзагрузка проводится с перестановкой автомобиля загружаемой стороной кузова кфронту работ. Кузова крытых автомобилей грузоподъемностью 8,0 т и более, атакже крупнотоннажные контейнеры загружают с въездом погрузчика в кузов иликонтейнер. Для обеспечения возможности въезда погрузчика в фургон или контейнерс рампы можно использовать переходной трап при условии, что его уклон непревышает 7°.
Фургон или контейнер загружают, какправило, в два этапа. С помощью одного погрузчика пакеты устанавливают на крайстола-платформы. Другим погрузчиком, перемещающимся по рампе или перекидномупандусу, пакеты перегружают в кузов или контейнер. Допускается подъемпогрузчика на рампу другим грузоподъемным средством. Для загрузки автофургоновгрузоподъемностью до 8,0 т или крупнотоннажных контейнеров рекомендуетсяиспользовать гидравлические или электрические тележки.
4.4 Размещение и крепление пакетов наавтомобильном транспорте
На автомобильном транспортеразмещение и крепление пакетов проводят в соответствии с Правилами перевозокгрузов автомобильным транспортом, действующими с 1972 г. Пакеты размещают вкузовах бортовых грузовых автомобилей, как правило, в один ярус. Выступаниепакета над бортами автомобиля не должно быть более чем на величину их высоты.Возможно размещение пакетов в два яруса и более (в зависимости от их высоты) вавтомобилях, полуприцепах-фургонах типа «АЛКА». Крепление пакетов в кузовахавтомобилей должно исключить их перемещение и опрокидывание в процессеперевозки. Их необходимо укрывать влагопрочным материалом (брезентом) длязащиты от атмосферных осадков при перевозке.
5 Разработка мероприятий по повышению уровня безопасности привыполнении погрузочно-разгрузочных работ Курганским представительством ООО«Уралтранс»
5.1 Общая информация о предприятии
Курганское представительство ООО «Уралтранс» оказывает полныйкомплекс транспортно-логистических услуг по организации перевозок в прямом исмешанном сообщениях с участием железнодорожного, автомобильного и авиационноготранспорта, как во внутрироссийском, так и в экспортно-импортном сообщении.
Железнодорожные перевозки — срочная доставка грузов из Москвы иСанкт-Петербурга в города Уральского региона. Любые партии, от коробки довагона. Прием груза по ассортименту, в т.ч. с проверкой вложения. Получениегруза на складе отправителя по доверенности.
Почтово-багажные перевозки по России, в т.ч. по схеме «из рук вруки». Экспортно-импортные и мультимодальные перевозки по всему миру.Выгодные условия по СНГ, Европе, Азии, США, Китаю, Африке и др. Успешный опыт синостранными экспедиторами. Оптимальные схемы.
Повагонные и контейнерные перевозки по всей России. Прямые договора сжелезной дорогой. Доставка контейнеров «дверь — дверь», организацияпогрузо-разгрузочных работ с любыми видами грузов, согласование схем погрузки икрепления колесной и сложной техники, прием и отправление клиентских грузов всвой адрес. В наличии сети контейнерных депо по ремонту и складированиюприватных контейнеров.
Авиаперевозки — международные авиаперевозки грузов, в т.ч.скоропортящихся, перевозка животных и опасных грузов по всему миру.Ответственность за браки и нарушение сроков доставки.
Собственные универсальные вагоны вместимостью 120 куб. м на любыенаправления.
Юридические услуги — претензионная работа с Железной Дорогой. Огромныйопыт. Оценка перспектив претензионно-искового урегулирования спора с ЖелезнойДорогой, предложение эффективных мер. Юридические, правовые консультации,адвокаты — экспертиза договоров, представительские функции в любых органах,уполномоченных рассматривать хозяйственные, гражданские и административныеспоры.
Складские услуги — ответхранение. Два склада общей площадью 1800 кв. м.
Услуги по обеспечению охраны и безопасности — вооруженное сопровождениегрузов охранниками-экспедиторами (ЧОП).
Офис представительства располагается по адресу г. Курган, ул.Красина, д. 53, производственная база – по адресу г. Курган, ул. Омская, д.170б.
Аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась, в связи чемневозможно привести достоверную информацию о фактических условиях труда в ООО«Уралтранс».
5.2 Характеристика безопасности производственного процесса
На производственной базе располагаются складские помещения,автомобильные боксы, открытые места хранения автотранспортных средств иавтопогрузчиков, места производства погрузочно-разгрузочных работ.
Погрузочно-разгрузочные работы выполняются только с применениемэлектропогрузчиков с вилочными захватами. Из штабеля, расположенного в складе,груз помещается на захват, затем транспортируется на место погрузки, как правило,располагающееся вне склада. Определенного места производствапогрузочно-разгрузочных работ нет.
Места погрузки и разгрузки, расположенные вне помещений не освещены,имеют песчаную неровную поверхность.
Подобная ситуация является потенциально опасной, так как влечет за собойопасность, обусловленную наличием движущихся автомобилей и погрузчиков,перемещаемых грузов.
В октябре 2007 г. на производственной базе Курганского представительствапри выполнении работ по выгрузке контейнера с грузчиком-экспедитором произошелнесчастный случай. Травмы, полученные пострадавшим, по заключению ФГУ «РНЦ«ВТО» относятся к категории тяжелых.
Бригада работников в составе грузчика-экспедитора, водителяавтопогрузчика и двух грузчиков выполняла работы по выгрузке грузовогоконтейнера из автофургона. Работы выполнялись на открытой площадке в сумеречноевремя суток, при этом освещение рабочего места не было организовано.
Грузчики неровно установили контейнер на вилочном захвате автопогрузчика,при выемке контейнера из фургона заднее колесо погрузчика попало в углубление вгрунте площадки, при этом произошел перекос неровно установленного грузчиками навилочных захватах контейнера, в результате чего произошел изгиб левого захватаи падение груза на находившегося под ним грузчика-экспедитора.
Комиссией, проводившей расследование данного несчастного случая, былиустановлены следующие причины инцидента:
1. Неудовлетворительная организацияпроизводства работ, выразившаяся в отсутствии организационно-техническойдокументации (технологической карты, проекта производства работ) на выполнениепогрузочно-разгрузочных работ, применение автоподъемника несоответствующеймассе контейнер грузоподъемностью
2. Недостатки в содержании рабочегоместа, выразившиеся в недостаточной освещенности и невыровненности площадкипроизводства работ.
3. Недостатки в подготовке работников вобласти охраны труда, выразившиеся в непроведении стажировки на рабочем месте,обучения по охране труда и проверки знаний.
Как видно, все причины носят организационный характер, их устранение нетребует больших капительных вложений. При этом особый интерес вызывает величинаущерба от данного несчастного случая.
Время отсутствия пострадавшего на работе составило 334 часа.Заработная плата работника составляла 76 руб./час. Работодатель получил отФонда социального страхования РФ компенсацию за расходы по оплате труда в сумме25384 руб.
Объем работ, потерянный за период нетрудоспособности, былчастично компенсирован за счет перераспределения работ внутри представительства.Кроме того, были организованы сверхурочные работы в объеме 40 ч. Затраты,связанные с дополнительной трудовой нагрузкой, составили порядка 30 руб./час.
Затраты времени управленческого персонала и специалиста поохране труда на расследование несчастного случая и реорганизацию трудасоставили 10 ч. Оказание помощи пострадавшему и уборка территории, на которойпроизошел несчастный случай, заняла 10 ч.
В результате груза произошло повреждение вилочного захватаавтопогрузчика. Затраты на ремонт автопогрузчика и замену захвата составили 79тыс. руб.
В таблице 1 приведены результаты расчета ущерба отнесчастного случая.
Таблица 1 – Расчет величины ущерба от несчастного случая напроизводстве
Потери от несчастного случая на производстве
Прямые затраты ч. руб./ч. Итого, руб. Заработная плата за период отсутствия на работе 334 76 25384
Косвенные затраты Оплата сверхурочных работ 40 30 1200 Потерянный объем продукции (невыполненная работа) 0,5 76 38 Потерянный объем продукции (работа, выполнявшаяся другими) 334 30 10020
Другие затраты по персоналу Расследование несчастного случая 10 76 760 Стоимость расчистки, ремонта и уборки 10 76 760
Ущерб имуществу Оборудование и др. 79000
Перебои в производственном процессе и потери от простоев Потери от простоя 10 76 760
Прочие затраты Влияние на размер страхового взноса и др.
Подлежит вычитанию из суммы потерь Компенсация от страховой компании 25384
Итого прямые и косвенные расходы 92538 Расходы по заработной плате без учета несчастного случая 334 76 25384
Итого потери от несчастного случая 67154
Таким образом ущерб, нанесенный работодателю в результате произошедшегонесчастного случая составляет 67154 руб.
5.3 Мероприятия по улучшению условий и безопасности труда
Исходя из установленных причин несчастного случая и величины нанесенногоим ущерба, очевидно, что основными мероприятиями по профилактикепроизводственного травматизма при выполнении погрузочно-разгрузочных работдолжны стать:
1. Разработка организационно-техническойдокументации на производство погрузочно-разгрузочных работ и других работ сповышенной опасностью.
2. Назначение лица, ответственного забезопасное производство работ с применением грузоподъемных машин и механизмов.
3. Организация надзора со стороныадминистративно-технического персонала за выполнением опасных работ.
4. Документальное определение местпроизводства работ и приведение погрузочно-разгрузочных площадок в соответствиегосударственным нормативным требованиям охраны труда.
5. Проведение обучения и проверки знанийтребования охраны труда персонала, постоянно занятого напогрузочно-разгрузочных работах.
6. Наряду с этим рекомендуетсяприменение самоходных штабелеров. Конструкции этого типа удобно использовать впомещениях с узкими проходами или там, где нагрузка на пол ограничена, аиспользование более тяжелой складской техники или классических вилочныхпогрузчиков исключено. Применение штабелеров повысит уровень безопасности привыемке грузов из фургонов автомобилей и их установке на захваты погрузчиков (внастоящее время в большинстве случаев данная операция выполняется вручную)
Организационно-технологическая документация может быть представлена ввиде технологической карты или проекта производства работ, последний, какправило, разрабатывается на разовые или редко выполняемые работы с повышеннойопасностью.
В соответствии с ПОТ Р М-007-98 погрузочно-разгрузочные работывыполняются по технологическим картам с указанием мест и размеров площадокпроизводства работ, размеров проходов, проездов и т.д.
Как правило, технологические карты выполняются в виде таблицы, содержащейосновные мероприятия по соблюдению технологии и безопасности при выполненииработ, а также виде плана площадки, на котором должны быть обозначены местаустановки автомобилей и подъезда погрузчиков, размеры штабелей грузов, проходыдля работников и т.д.
В таблице 2 представлена текстовая часть предлагаемой технологическойкарты.
Таблица 2 – Технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ № п/п Наименование операции
Оборудование,
приспособления,
персонал 1 Разгружаемый автомобиль устанавливают на погрузочно-разгрузочной площадке, обозначенной сигнальной разметкой. Автомобиль ставят на стояночный тормоз, под колеса устанавливают противооткатные упоры. Автомобиль, водитель автомобиля 2 Разгрузка производится через задний борт автомобиля. В случае необходимости грузчики придвигают груз к краю заднего борта с целью обеспечения простоты выемки груза и кузова автомобиля. Грузчики 3 Получив задание, водитель автопогрузчика подъезжает к автомобилю на расстояние, обеспечивающее безопасность выполнения работ. Автопогрузчик, водитель автопогрузчика 4 Груз устанавливается на вилочные захваты и извлекается из кузова автомобиля. Автопогрузчик, водитель автопогрузчика 5 Груз транспортируется в склад, устанавливается в штабель или снимается с вилочных захватов и устанавливается в определенное место для дальнейшего его размещения с применением самоходных штабелеров. Автопогрузчик, водитель автопогрузчика 6 В случае применения самоходных штабелеров оператор штабелера устанавливает груз на вилочный захват, транспортирует его до штабеля, затем устанавливает в штабель. Самоходный штабелер, оператор штабелера 7 Размещение грузов в складском помещении выполняется по технологической карте на размещение грузов. Автопогрузчик, самоходный штабелер, водитель автопогрузчика, оператор штабелера 8 Погрузка грузов в автомобиль выполняется в обратной последовательности. 9 Перед началом погрузочно-разгрузочных работ персонал должен быть ознакомлен с инструкциями по охране труда, данной технологической картой, технологической карте на размещение грузов и другими локальными нормативными актами по охране труда.
Заключение
Независимо от масштабов производственной деятельности организациивыполнение погрузочно-разгрузочных работ с применением оборудования имеханизмов проводится строго в соответствии с технологией, определяемой техническойслужбой организации и утверждаемой руководителем.
Величина рассчитанного ущерба от несчастного случая производстве,произошедшего с работником Курганского представительства ООО «Уралтранс»,обосновывает экономическую выгоду и заинтересованность работодателя впланировании и выполнении мероприятий по улучшению условий труда и повышениюуровня безопасности работников.
Реализация определенных профилактических мер организационного характера,таких как организация производства работ и рабочих мест в соответствии снормативными требованиями охраны труда, позволит повысить защищенность работниковот опасных производственных факторов, снизить затратность деятельности организации,повысить конкурентоспособность на рынке грузоперевозок и облагородить корпоративныйимидж.
Список использованных источников
1. ГОСТ12.2.003-91(2001) ССБТ. Оборудование производственное. Общие требованиябезопасности.
2. ГОСТ12.3.002-75(2000) ССБТ. Процессы производственные. Общие требованиябезопасности.
3. ГОСТ12.3.009-76(2000) (СТ СЭВ 3518-81) Работы погрузочно-разгрузочные. Общиетребования безопасности.
4. ГОСТ12.3.020-80(2001) ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общиетребования безопасности.
5. ГОСТ12.4.026-2001 Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная.Назначение и правила применения. Общие технические характеристики. Методыиспытаний.
6. ГОСТ14192-96 Маркировка грузов.
7. ГОСТ3.1120-83 ЕСТД. Общие правила отражения и оформления требований безопасности втехнологической документации
8. ГОСТ25546-82(1993) Краны грузоподъемные. Режим работы.
9. Инструкцияпо проектированию, изготовлению и безопасной эксплуатации стропов грузовых РД11-07-2007.
10. Межотраслевыеправила по охране труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и размещениигрузов ПОТ Р М-007-98.
11. РД10-231-98 Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству ибезопасной эксплуатации.
12. Огосударственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерации(Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 12.08.94№ 937).
13. Положениео порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда иМетодические указания по разработке правил и инструкций по охране труда(Постановление Минтруда России от 01.07.93 № 129).
14. Трудовой кодекс РоссийскойФедерации.
15. «Экономическаяоценка затрат по совершенствованию производственной среды» – В.Хусберг, старший эксперт по охране труда и безопасностина производстве Московского бюро МОТ.