Расчет и анализ потерь от брака
Бракомназывается продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличияв ней дефектов. Дефект — это каждое отдельное несоответствие продукцииустановленным требованиям. Дефекты бывают явные, выявление которыхрегламентировано соответствующей документацией, и скрытые, выявление которыхдокументацией не предусмотрено.
Дляединообразного и точного определения признаков допущенного брака на заводахиспользуются классификаторы брака, устанавливающие единую его классификацию повидам, виновникам и причинам. Содержащиеся в классификаторе шифры позволяютупростить все записи, связанные с оформлением брака, и механизировать его учет.
Подвидом брака подразумеваются конкретные дефекты и отступления от установленныхтребований к качеству материала, форме, размерам изделия, которые являютсяоснованием для его забракования и отделения от годной продукции. По видам впроизводстве различают исправимый и неисправимый брак. Исправимым бракомсчитаются заготовки, детали, узлы либо изделия с такими дефектами, устранениекоторых технически возможно и экономически целесообразно, что позволяетиспользовать их по прямому назначению без снижения требований к качеству.Окончательным браком считаются заготовки, детали, узлы и изделия с дефектами,устранение которых технически неосуществимо или экономически нецелесообразно,поскольку не обеспечивает возможности их использования по прямому назначению.
Крометого, различают брак внутризаводской, выявленный в ходе производственногопроцесса, и внешний, обнаруженный за пределами завода, проявившийся в сферереализации или в процессе использования продукции. Внешний брак свидетельствуеткак о плохом качестве продукции, так и о неудовлетворительной работеконтрольных служб предприятия и называется рекламацией. Появление рекламацийнаносит производителю не только материальный, но и моральный ущерб, сказываясьна его репутации.
Попричинам различают брак, допущенный из-за нарушения технологической дисциплины(небрежное отношение рабочего к своей работе), ошибок в технической документации,работы на неисправном или неправильно налаженном оборудовании, использованиянекачественного инструмента, дефектов в исходном материале, пропуска дефектовОТК на последующих операциях и др.
Повиновникам различают брак, допущенный по вине рабочего-оператора; рабочего — наладчика оборудования; отделов главного технолога, главного конструктора,главного механика; инструментального цеха; отдела технического контролякачества (таблица 1).
Таблица1. Классификатор брака по виновникам и причинамВиновник брака Шифр брака Причина брака Рабочий-исполнитель 01 Небрежное отношение к работе или нарушение технологии Рабочий-наладчик 02 Неправильная наладка оборудования Администрация цеха 03 Неправильное хранение и транспортирование материалов, комплектующих изделий, деталей 04 Неправильный инструктаж рабочего 05 Несоответствие марки материала требованиям чертежа 06 Неверная наладка оборудования 07 Недоброкачественный инструмент, штампы, модели и др. Отдел главного технолога 10 Ошибки в технологической документации 11 Несвоевременное изменение технологий 12 Технический дефект оснастки, заложенный в документации Отдел главного конструктора 20 Ошибки в конструкторской документации 21 Несвоевременная коррекция чертежей Отдел технического контроля 31 Пропуск брака на последующие операции 32 Несвоевременный контроль средств измерения, инструментов, приспособлений
Отдел главного
Механика (энергетика) 41 Неисправное оборудование Внешние поставщики 50 Скрытые дефекты материалов и комплектующих изделий
Учети анализ брака позволяет выявить его причины и конкретных виновников, чтоявляется неотъемлемой частью рациональной организации производства. Эти мерыимеют целью разработку организационно-технических мероприятий, обеспечивающихликвидацию и предупреждение брака, учет потерь от брака и отнесение их за счетконкретных виновников, организацию работ по изготовлению продукции взамензабракованной. Наконец, данные учета и анализа брака и рекламаций используютсядля подготовки статистических материалов, используемых для изучения динамикибрака по отдельным календарным периодам и местам образования.
Каждаяпартия продукции предъявляется на контроль с сопроводительной документацией, вкоторой контролер отмечает результаты проверки качества. При обнаружении впредъявленной продукции неисправимого брака контролер обязан оформить егоактом. Исправимый брак возвращается на доработку. Акт является основным и единымпервичным документом для учета и анализа брака. Он должен содержать тольконеобходимые сведения: наименование изделия, а также операции, на которойобразовался брак, характеристику брака с указанием шифра его вида, причиныбрака и его виновника (согласно классификатору), сумму потерь, подлежащуювзысканию с виновника.
Весьвыявленный брак помечается клеймом, немедленно изымается и направляется насклад-изолятор, откуда передается на склад утиля.
Еслибрак продукции обнаруживается у потребителя, на предприятие поступаетрекламация. В ней указываются причины, вследствие которых продукция не удовлетворяеттребованиям заказчика. Предприятие проверяет обоснованность рекламации ибракованную продукцию заменяют годной, возмещая потребителю убытки. Возвратдефектной или бракованной продукции по каждому производственному звенуучитывается при оценке эффективности его работы, подведении итогов деятельностивсего предприятия.
Анализбрака и рекламаций производится в разрезе отдельных причин, виновников и видов.
Онимеет целью отобразить:
а)процент брака по заводу и его подразделениям;
б)потери от брака в нормо-часах и в денежном выражении.
Прианализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели. Абсолютныйразмер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованнуюпродукцию и расходов на исправление исправимого брака.
Абсолютныйразмер потерь от брака получают путем вычитания из абсолютного размера бракастоимости брака по цене использования, суммы удержаний с виновников брака исуммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов.
Относительныепоказатели размера брака и потерь от брака рассчитываются как процентноеотношение абсолютного размера брака или потерь от брака к производственнойсебестоимости товарной продукции.
Учетбрака, определение уровня дефектности продукции и производства. В процессеизготовления часть продукции производится с отступлениями от установленных втехнической документации параметров. Такая продукция считается дефектной илибракованной. Наличие дефектной продукции ведет к увеличению непроизводительныхпотерь производства. Это оказывает отрицательное влияние на все основныетехнико-экономические показатели работы предприятия, снижая производительностьтруда, прибыль и рентабельность, повышая себестоимость продукции.
Дефектыподразделяются на два основных вида: исправимые и неисправимые. Устранениеисправимых дефектов путем дополнительных работ может превратить бракованнуюпродукцию в годную. Неисправимые дефекты в силу технологических и техническихпричин не могут быть устранены и, следовательно, наличие таких дефектов — этопрямые потери производства. Уровень дефектности продукции зависит от рядаобъективных и субъективных факторов. Объективные факторы обусловлены спецификойпродукции и производства, уровнем научно-технического прогресса в отрасли.Иногда при производстве сложных видов продукции, а также при неуправляемостиотдельных процессов ее создания наличие брака неизбежно. В таких случаях бракпланируется. Для предупреждения брака необходимы изучение причин еговозникновения и их строгий учет.
Учет,анализ причин и списание брака производится в соответствии с требованиями,установленными в СТП и технической документации на продукцию. На выявленныйокончательный брак составляют акт о браке, на исправимый — накладную на возвратисправимого брака. Службы ОТК анализируют причины, по которым произошел брак,его количественные показатели. Экономические службы определяют потери от брака.Полученные результаты используются для определения уровня дефектностипродукции, процессов производства и труда, учитываются при планировании иоценке качества продукции, моральном и материальном стимулировании трудовыхколлективов и отдельных исполнителей.
Коэффициентдефектности продукции (Д) определяется по формуле:
/>,(1)
гдеmi — число дефектов i-го вида в выборке;
i = /> – количество видов дефектов;
ui — коэффициент весомости i-годефекта.
Индексдефектности (Iд) характеризует средневзвешенное значениеотносительных коэффициентов дефектности разнородной продукции:
/>, (2)
гдеui — коэффициент весомости i-го индекса;
/> – относительныйкоэффициент дефектности;
J =/> -количество видов продукции.
Относительныйкоэффициент дефектности определяется по формуле:
/>, (3)
гдеДб — базовый коэффициент дефектности, который может быть определенна основании прошлого периода, принятого за базу.
Длявыявления наиболее существенных причин брака используется анализ Парето(названный по имени итальянского экономиста). Анализ Парето включает в себяследующие этапы:
1)определение цели анализа;
2)сбор данных о характере, причинах, количестве и стоимости дефектов;
3)анализ результатов наблюдений, выявление наиболее значимых факторов;
4)построение диаграммы и графика Парето, наглядно показывающих относительнуюзначимость каждого фактора.
Взависимости от целей анализа, например, снизить процент или стоимость брака,издержки или трудозатраты, связанные с исправлением брака, производятся сбор исистематизация данных.
Наосновании полученных данных о причинах брака продукции составляется таблицарегистрации данных о дефектах (таблица 2).
Таблица2. Таблица регистрации данных о дефектах стартеров 425.3708Номер дефекта Вид дефекта Дефекты Потери количество доля коэффициент масса доля 1 Короткое замыкание 64 0,251 1 64 0,109 2 Реле не включает стартер 52 0,204 3 156 0,266 3 Заедание привода на валу якоря 14 0,055 5 70 0,119 4 Шум стартера 7 0,027 1 7 0,011 5 Нет электроцепи 4 0,015 1 4 0,066 6 Привод не возвращается в исходное положение 7 0,007 3 6 0,010 7 Мал тормозной момент 37 0,145 5 185 0,315 8 Фрезеровка шестерни привода, скол зуба 63 0,248 1 63 0,107 9 Фрезеровано стопорное кольцо 1 0,003 1 1 0,001 10 Большой ток холостого хода 4 0,015 6 24 0,040 11 Прочие 6 0,023 1 6 0,010 Сумма 254 1,0 586 1,0
Подоле дефекта (или потерь) выявляют наиболее существенные (группа А) и наиболеенесущественные (группа С) причины брака и группу В, располагающуюся междугруппами А и С.
Так,по данным таблицы 2 группу причин брака, имеющих наибольшую долю дефектов,составят дефекты № 1, 2 и 8 группу С — № 4-6, 9-11 и группу В — № 7, 3.
Еслицели анализа направлены на выявление наибольших потерь от брака, то в группу Авойдут дефекты № 2 и 7, в группу С — № 4-6, 9, 10 и 11, в группу В — № 1, 3, 8.
Данноеранжирование факторов (причин брака) позволяет построить диаграмму Парею (рисунок1). С помощью диаграммы в удобной и наглядной форме можно представить потери отбрака в зависимости от причин его появления.
Строитсядиаграмма Парето в виде столбчатого графика. Его столбики соответствуютотдельным факторам, являющимся причинами возникновения брака. Столбикиразделены на группы А, В, С. На первое место по горизонтальной оси ставитсядефект, встречающийся наиболее часто (или имеющий наибольшую долю потерь). Внашем примере по доле потерь — дефект № 7 и т. д. в порядке уменьшения ихзначимости.
Пополученным данным строится кривая кумулятивной суммы, которая показываетнарастающим итогом долю каждого из дефектов.
Изрисунка 1 следует, что необходимо наметить мероприятия по устранению дефектов №7 (тормозной момент) и № 2 (реле не включает стартер), на долю которойприходится более половины всех потерь от брака.
Путемсравнения диаграмм Парето, построенных до и после улучшения производственногопроцесса, оценивается эффективность принятых мер.
/>
Рисунок 1. Диаграмма Парето
Список использованных источников
1. Гончаров В. И. Менеджмент: Учеб. пособие.– Мн.: Мисанта, 2003. – 624 с.
2. Гуторова И. А. Стандартизация.Метрология. Сертификация: Учебно-практическое пособие. – М.: ПРИОР, 2001. – 64с.
3. Клевлеев В. М., Попов Ю. П., КузнецоваИ. А. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник. – М.: Форум: ИНФРА-М,2004. –256 с.
4. Крылова Г. Д. Основы стандартизации,сертификации, метрологии: Учебник для вузов. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. –671 с.
5. Лифиц И. М. Стандартизация, метрологияи сертификация: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2004. –330 с.
6. Новицкий Н.И., Олексюк В.Н. Управлениекачеством продукции: Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2004. – 367 с.
7. Управлениекачеством: Учебно-методический комплекс / А. Л. Ходенков, И. П. Лубчинская. –Мн.: Изд-во МИУ, 2005. – 135 с.