Роль и место России во всемирном хозяйстве

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Международная экономическая интеграция: сущность, цели и

факторы развития, этапы…………………………………………………………….5

2. Международное разделение труда. ……………………………………….9

3. Роль и место России во всемирном хозяйстве……………………………14

3.1 Россия и ВТО………………………………………………………………14

3.2 Геоэкономические направления международного

сотрудничества России………………………………………………………….….17

3.3 Россия в мировых инвестиционных потоках……………………….….23

3.4 Вариативные сценарии развития внешней торговли России

до 2025 г ……………………………………………………………………….…..25

Заключение…………………………………………………………………..31

Список использованных источников …………………………………….…33

Введение
 Понятие международной экономической интеграции глубоко неоднозначно, местами противоречиво и двусмысленно. Из-за всей её многогранности довольно трудно понять, с точки зрения какой экономической проблемы международного масштаба её рассматривать. Учитывая интеграцию сугубо как объективное явление, складывающееся десятилетиями, возникает вопрос: как именно можно использовать знания общемировых интеграционных процессов на благо какой-либо одной отдельно взятой страны, только-только пробирающейся к вершинам экономического благополучия? Под такой страной я подразумеваю Россию.

Целью экономики, как известно, являются социальное благополучие нации, стабильность во всех сферах общественных отношений и многое, многое другое. Поэтому важно знать, что предпринимается в этих целях за рубежом, пытаться применить достижения мировой экономики у нас с учётом специфических объектно-субъектных особенностей, уметь обнаружить ошибки, совершаемые в первую очередь развитыми странами с целью предотвращения их повторения в нашей стране.

Принципиально важно для любой страны иметь стабильный экономический потенциал, который реализовывался бы средствами производства, воплощёнными в национальное богатство страны. При соблюдении условия примерного равенства экономического потенциала интегрируемых стран вполне осязаемым результатам наступает идеал благополучия. Однако, в зависимости от неравномерности развития регионов и отдельных стран, различия технологий и т. д., возникают неблагоприятные факторы, мешающие достижению идеала.

Международная экономическая интеграция позволяет проводить взаимовыгодную политику для стран-участниц интеграционной группировки. Экономические границы как бы уничтожаются.

Однако, реальность мира жестока, сурова и противоречива – лишь та страна сможет воспользоваться всеми преимуществами интеграции и партнёрства, которая уже играет довольно значительную роль и относится к развитым.

Для приобщения России к общемировым интеграционным достижениям не только формально, необходимо пытаться достичь равномерности развития во всех сферах общественных отношений – уродливая «кособокость» нам ни к чему, а также достаточного уровня экономического развития, чтобы избежать участи мировой кладовой ресурсов.

Актуальность темы предлагаемого исследования заключается, в том, что развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства и экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда.

Цели курсовой работы: Рассмотреть явление международной экономической интеграции и обозначить место России в структуре всемирного хозяйства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

Исследовать явления международной экономической интеграции и международного разделения труда;

Рассмотреть основные геоэкономические направления международного сотрудничества России;

Обозначить вариативные сценарии развития внешней торговли России до 2025г.

Международная экономическая интеграция: сущность, цели и факторы развития, этапы

Прежде чем говорить о сущности международной экономической интеграции необходимо дать определение понятию интеграции.

Интеграция (от лат. integer — целый) – означает объединение субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними.

Экономическая интеграция (integration, от лат. integratio – восстановление) – взаимодействие и взаимоприспособление субъектов, ведущая к их постепенному экономическому слиянию. На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется прежде всего в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.

В настоящее время, международная торговля стала все более дополняться различными формами международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), в результате которого за границу стали перемещаться уже не только готовый товар, но и факторы его производства. Прибыль, заключенная в цене товара, стала создаваться уже не только в рамках национальных границ, но и за рубежом. Закономерным результатом развития международной торговли товарами и услугами и международного движения факторов производства стала экономическая интеграция.

Факторы развития международной экономической интеграции:

— Социально-экономическая однородность национальных предприятий;

— Близкие уровни экономического развития субъектов;

— Тесное переплетение национальных экономик на микроуровне;

— Общие границы и условия развития;

— Развитие коммуникационных возможностей;

— Общность культурных и исторических традиций;

— Целеустремленность государственных органов и партий стран относительно интеграционных процессов.

Цели международной экономической интеграции:

— Использование преимуществ экономии за счет расширения размеров рынка, сокращения транзакционных издержек;

— Создание более стабильной и предсказуемой среды для взаимной торговли, а также благоприятной внешнеполитической среды;

— Содействие структурной перестройке экономики стран, осуществляющих глубокие экономические реформы, при подключении их к региональным торговым соглашениям со странами, находящимися на более высоком уровне рыночного развития;

— Поддержание молодых отраслей национальной промышленности, для которых в этом случае возникает более широкий региональный рынок;

— Достижение наиболее высокой эффективности производства;

— Насыщение рынка товарами.

Преимущества экономической интеграции:

— Увеличение размеров рынка — действие сквозь масштабы производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимо определение оптимального размера предприятия;

— Обеспечение лучших условий торговли;

— Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры;

— Распространение новых технологий.

Недостатки экономической интеграции:

— Для более отсталых стран интеграция приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идёт перераспределение в пользу более сильных партнёров;

— Возможность олигопольного сговора между транснациональными стран — участниц, что приводит к повышению цен;

— Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации;

Этапы экономической интеграции.

Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных этапов, каждый из которых свидетельствует о степени ее зрелости:

— Преференциальные торговые соглашения, в соответствии с которыми, страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам;

— Зона свободной торговли, предусматривающая полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами;

— Таможенный союз, предполагающий согласованную отмену странами национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран;

— Общий рынок, при котором интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капитала и рабочей силы;

— Экономический союз, который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и координацию макроэкономической политики, и унификацию законодательств в ключевых областях — валютной, бюджетной, денежной.

Большинство из существующих в мире интеграционных группировок находится пока на стадии формальной интеграции, т. е. проходит первый и второй этап интеграционного развития.

Международная экономическая интеграция рассматривается (особенно в ее западноевропейском варианте) как трехуровневая модель, согласно которой взаимодействие происходит на следующих уровнях:

— На микроуровне, т.е. на корпоративном уровне отдельные компании вступают в прямые хозяйственные связи, развертывают интеграционные процессы.

— На межгосударственном уровне целенаправленная деятельность государств (коллективная или односторонняя) способствует интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспечивает функционирование особых интеграционных инструментов.

— На национальном уровне, на котором страны-участницы добровольно передают друг другу ряд политико-экономических функций.

Международное разделение труда

Международное разделение труда — объективная материаль­ная основа международного обмена товарами и услугами, тех­нологиями и знаниями, база развития производственного, научно-технического, торгового и иного сотрудничества между страна­ми мира.

Сущность международного разделения труда проявляется в един­стве двух процессов — расчленения процесса производства и по­следующего его объединения. В специализации различных ви­дов трудовой деятельности в отдельных странах и в дальнейшем их взаимодействии и взаимодополнении — основное содержание международного разделения труда.

Международное разделение труда является средством эконо­мии затрат общественного труда, основой рационализации ми­ровых и национальных производительных сил, обеспечивает формирование оптимальных международных воспроизводствен­ных пропорций на отраслевом и национальном уровне.

Исторически и логически международное разделение труда — элемент общей системы общественного разделения труда, про­должение его развития внутри отдельных стран. В свою очередь, международное разделение труда активно воздействует на раз­витие производительных сил и производственных отношений, оказывает существенное воздействие на внутринациональные формы разделения труда.

В мировом хозяйстве выделяются три вида разделения труда:

— общее — по сферам производства и отраслям народного хо­зяйства (отраслевая специализация). Отсюда вытекает ра­нее сложившиеся в мировом хозяйстве традиционное деление экспортеров на индустриальные, сырьевые, аграр­ные и т.п.;

— частное — базирующееся на производстве отдельных видов конечной продукции и услуг (предметная специализация);

— единичное — основанное на специализации производителей на изготовлении отдельных деталей, узлов, компонентов конечной продукции (поузловая и подетальная специали­зация) и на отдельных стадиях (в их взаимосвязи) техноло­гического процесса (технологическая специализация).

Основным побудительным мотивом участия в международном разделении труда для стран мирового сообщества является по­лучение экономических выгод. В самом общем виде эти выго­ды состоят в следующем: на мировой рынок поступают те това­ры, услуги, технологии и т.п. данной страны, национальные издержки производства которых ниже мировых, а ввозятся те результаты производства, национальные издержки на которые выше мировых.

В ходе международного обмена товарами и услугами в любой стране, участвующей в международном разделении труда, обес­печиваются получение разницы (выгоды) между интернациональ­ной и национальной стоимостью экспортируемых и импортиру­емых товаров и услуг, а также экономия национальных затрат на отказе от внутреннего производства товаров и услуг за счет их относительно дешевого импорта.

Международное разделение труда, являясь функцией разви­тия производительных сил и международных экономических отношений, создает объективные условия для усиления взаимо­связи и взаимозависимости воспроизводственных процессов стран мира, порождает стимулы к взаимовыгодному экономическому сотрудничеству, расширяет пределы интернационализации про­изводства до общемировых масштабов.

В условиях глобализации мирового хозяйства растущее воздей­ствие на изменения в направлениях и формах развития международ­ного разделения труда оказывают крупнейшие ТНК и сформиро­ванные ими транснациональные производственные комплек­сы, работающие в едином режиме, заданном транснациональными технологическими системами. При этом технологическое един­ство предприятий различных стран, входящих в состав таких транснациональных воспроизводственных комплексов, в ряде случаев дополняется финансовым и организационным единством.

Международное разделение труда реализуется в своих основ­ных формах — международной специализации и кооперации про­изводства.

Под международной специализацией производства понимает­ся такая форма международного разделения труда, когда отрас­ли, подотрасли, отдельные технологические процессы предпри­ятий национальных хозяйств ориентируются на выпуск однород­ной продукции сверх внутренних потребностей. Классифицируя различные виды международной специализации производства, можно выделить прежде всего межотраслевую и внутриотрас­левую специализацию.

Межотраслевая специализация предполагает сосредоточение в отдельных странах определенных отраслей производства при отсутствии в них целого ряда других отраслей. Такой вид международной специа­лизации связан с недостаточным развитием производительных сил во многих странах, поэтому их место в международном разделе­нии труда определялось наличием тех или иных природных ре­сурсов — минерального или сельскохозяйственного сырья, возмож­ностью выращивания определенных продовольственных культур.

Современная Россия участвует в международном разделении труда на меж­отраслевой основе как поставщик энергетических ресурсов (нефть, нефтепродукты, природный газ), черных и цветных металлов, удобрений, лесобумажной продукции. В этих отраслях производ­ства зависимость от внешнего рынка достаточно высока.

Показатели степени вовлеченности отдельных отраслей про­изводства в международную специализацию могут быть опреде­лены двумя путями. Во-первых, путем вычисления степени уча­стия данной отрасли в международной специализации по срав­нению с другими отраслями национальной экономики. Этот показатель может быть рассчитан на основе сопоставления экс­портных квот (отношение экспорта к объему производства) от­дельных отраслей. Во-вторых, путем выявления роли отрасли данной страны в ми­ровом экспорте соответствующей продукции. В этом случае ко­эффициент относительной экспортной специализации (КОЭС) может быть определен как отношение удельного веса товара (со­вокупности товаров отрасли) в экспорте страны к удельному весу товара (товаров-аналогов) в мировом экспорте.

Для экономики страны существенное значение имеет набор отраслей, в которых она специализируется в мировом хозяйстве. Более эффективной для страны является специализация в пере­довых (наукоемких) отраслях обрабатывающей промышленности, продукция которых более высоко оценивается и менее подвер­жена конъюнктурным колебаниям.

Внутриотраслевая спе­циализация связана с отраслями, основанными не столько на использовании естественных ресурсов, сколько на результа­тах научно-технической деятельности, и охватывает преиму­щественно промышленно развитые страны, хотя ТНК втягива­ют в эту специализацию и развивающиеся страны.

Одним из направлений международной внутриотраслевой специализации производства является предметная специализа­ция, заключающаяся в сосредоточении выпуска определенных видов продукции данной отрасли в той или иной стране. В час­тности, существует специализация крупных фирм США, Великобритании, ФРГ, Японии, а следовательно, и самих этих стран на производстве некоторых видов оборудования, синтетических материалов и т.д.

Получает развитие, хотя еще и не очень значительное в меж­дународных масштабах, технологическая специализация, заклю­чающаяся в выполнении на предприятиях определенных видов работ. К этому виду специализации может быть отнесено изго­товление не только на внутренний, но и на внешний рынок по­ковок, литья, штамповок, заготовок и т.п.

Развитие международной специализации производства сопро­вождается развитием международной кооперации производства.

Кооперирование между фирмами разных стран развивается не только в сфере производства, но и в области НИОКР, проектиро­вания и сооружения объектов, в сфере сбыта, оказания услуг и др. По формам организации при этом прежде всего необходимо выделить подрядное кооперирование, которое предполагает, что одна из сторон соглашения дает другой или другим участникам заказ на выполнение определенной работы на основе обуслов­ленных требований, включая объемы и сроки поставок, их качество и т.д.

Другая форма организации кооперирования — совместное производство, когда две-три или более фирм на основе соглашения совместно выпускают готовую продукцию, осуществляя между собой специализацию на выполнении отдельных видов работ.

Формой производственного кооперирования является и дого­ворная специализация, которая предполагает разграничение про­грамм участников соглашения. Такие соглашения обычно не толь­ко направлены на устранение дублирования производства, что, естественно, устраняет конкуренцию между участниками на рын­ках соответствующих товаров, но и предполагают сотрудниче­ство в производстве другой продукции, взаимные или односто­ронние субподрядные поставки, совместные научные исследо­вания и разработки.

Другой международный формой специализации и коопери­рования между предприятиями разных стран является развитие деятельности ТНК. Вполне естественно, что между предприя­тиями, расположенными в разных странах, но принадлежащих одной компании, развиваются специализация и кооперирование в самых разнообразных и наиболее удобных формах. Ввиду того что эти предприятия управляются из одного центра, отношения между ними более стабильны, а связи — более глубокие и дол­госрочные. Но даже в пределах одной транснациональной ком­пании международная специализация предприятий таит в себе некоторые элементы неустойчивости: возможны перебои с по­ставкой деталей в связи с забастовками и т.д. Поэтому ТНК ча­сто создают на своих предприятиях в разных странах дублирую­щие производства.

3. Роль и место России во всемирном хозяйстве

3.1 Россия и ВТО

Всемирная торговая организация (ВТО) ведет свою историю с 1948 года, когда была первыми членами было подписано ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле). В 1995 году ГАТТ было преобразовано в ВТО.

Важнейшими функциями ВТО являются:

— проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами;

— разрешение торговых споров;

— мониторинг национальной торговой политики стран-членов;

— техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО;

— сотрудничество с международными специализированными организациями.

Основной проблемой развития ВТО стало противостояние богатых стран и новичков. Речь идет о конфликте интересов и несовместимости позиций различных сторон переговорного процесса.

Противоречия внутри организации приводят к следующим последствиям:

Первое, к увеличению количества разбирательств между странами.

Второе, к росту антидемпинговых процедур. Так, например, под видом защиты от демпинга американское правительство фактически осуществляет протекционистскую защиту своих неконкурентоспособных отраслей.

Третье, в рамках ВТО развитые страны применяют замаскированные торговые барьеры: санитарные правила, условия сертификации продукции, специфические технические стандарты.

Таким образом, богатые страны, прикрываясь принципами свободной торговли защищают национальный бизнес и пытаются ограничить конкуренцию со стороны новых членов ВТО. В частности, недавно принятое в ВТО королевство Тонго не сможет устанавливать размер ввозных пошлин выше 20 процентов от стоимости продукта. Для сравнения, пошлины США на импорт говядины достигают 350 процентов, а ввозные пошлины ЕС на сахар составляют 300 процентов.

По сути, страны с развитой рыночной экономикой с помощью ВТО осуществляют мировую экспансию, захватывая наиболее перспективные растущие иностранные рынки и превращая развивающиеся страны в свои сырьевые придатки. Можно говорить о том, что ВТО становится одним из инструментов пресловутого «золотого миллиарда».

Целью России является не вступление в ВТО любой ценой, а достижение путем переговоров наиболее выгодных условий, включающих:

— Непосредственное участие в разработке норм, регулирующих международные торговые связи;

— Обеспечение достаточной степени защищенности отечественных производителей в условиях разумно открытой экономики на основе применения норм и правил ВТО;

— Получение недискриминационных условий доступа для российских товаров и услуг на зарубежные рынки, особенно высокоэффективных видов изделий обрабатывающей промышленности;

— Улучшение торгово-политического режима по сравнению с нынешней ситуацией, содействие развитию экспортных возможностей страны и «облагораживанию» структуры российского экспорта .

Угрозы и риски для России при вступлении в ВТО:

-В условиях повышения конкуренции неизбежно поглощение относительно слабых производств;

— Наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда самых слабых производств не выдержавших конкуренции и нарастанию безработицы;

— России придется в ближайшие годы выровнять свои внутренние цены на энергоносители и транспортные тарифы с мировыми, что приведет к дополнительной инфляции и снижению конкурентоспособности на мировом рынке продукции энергоемких производств (металлургии) и обрабатывающей промышленности;

— Отток прибыли от деятельности российских филиалов западных компаний за рубеж на счета их центральных управляющих структур с целью выплаты дивидендов;

— ВТО фактически запрещает проводить промышленную политику, то есть политику целенаправленного и прагматичного протекционизма;

— По условиям вступления в ВТО Россия должна снижать господдержку сельского хозяйства каждые пять лет на 5-10 процентов;

— Таможенные пошлины формируют до 37% федерального бюджета. При вступлении в ВТО России придется пойти на смягчение таможенного режима, что может отрицательно сказаться на наполняемости бюджета;

— Российская промышленность получает выходы на рынки, которые ей сейчас все равно «не по зубам», поэтому не сможет воспользоваться открывающимися возможностями, какими бы радужными не были перспективы;

— Страна станет еще более зависимой от импорта продовольствия. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с отечественного рынка будет очень сложно;

— Резкое усиление конкуренции со стороны иностранных производителей товаров и услуг на внутреннем рынке, которое может привести к спаду промышленного и сельскохозяйственного производства, еще более усилится сырьевая специализация России.

Выгоды и преимущества для России от вступления в ВТО:

— Современная экономика может эффективно развиваться только при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. И ВТО играет не последнюю роль при определении правил игры на этом рынке;

— В качестве члена ВТО Россия сможет использовать специальный механизм для более эффективного разрешения торговых споров;

— Ослабление дискриминации России на международных рынках, распространение принципа наибольшего благоприятствования;

— Повышение конкуренции на внутреннем рынке заставит бизнес больше вкладывать в развитие и переоборудование производства, повышение конкурентоспособности своей продукции;

— Россия получит выходы на новые рынки, которые сегодня фактически закрыты;

— Повышение прозрачности бизнеса за счет адаптации нашего законодательства к международным нормам.

Сопоставляя возможные выгоды и ущерб, нетрудно заметить, что возможный ущерб более осязаем, в то время, как выгоды и преимущества не всегда очевидны и их сложнее оценить количественно. В некотором смысле Россия вынуждена поменять синицу в руках на журавля в небе.

С другой стороны, вступление в ВТО неизбежно по ряду причин, в том числе политических, а также чтобы не усиливать экономическую изоляцию России в будущем и не закрепить окончательно статус сырьевого придатка Запада – поэтому именно сейчас российским предприятиям важно успеть как можно лучше подготовиться к грядущим переменам в экономике страны.

3.2
Геоэкономические направления международного сотрудничества России.

Наиболее ярким примером международной экономической интеграции можно назвать Евросоюз. ЕС – могучая экономическая сила. На долю ЕС приходится существенная часть мирового ВВП и международной торговли (соответственно 23 и 24%). Внутри союза созданы наднациональные интеграционные институты, складывается единое правовое пространство. Граждане наднациональных государств-членов являются одновременно гражданами ЕС. Завершено строительство Единого внутреннего рынка – пространства, где существует «четыре свободы» (свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей). Образован экономический и валютный союз с единой коллективной валютой – евро. Проводится общая политика в основных областях социально-экономической жизни. Всё более весомой становится внешняя политика и политика в области безопасности.

Отдельные отечественные специалисты считают, что в геоэкономическом векторе развития России европейский азимут явно обозначен в качестве приоритета. Признавая на словах, что формирование общего экономического пространства в Европе не предполагает вступления РФ в Европейский союз, они, тем не менее, убеждены в том, что стратегия отношений с ЕС должна заключаться в последовательном создании зоны свободной торговли, таможенного союза, экономического и валютного союза. Фактически такая стратегия нацелена на присоединение России к единой Европе в качестве ассоциированного члена.

Позиция России в данном вопросе изложена в «Стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 годы)», которая одобрена Президентом России. В соответствии с этим документом партнерство с ЕС намечается строить на базе договорных отношений, главным образом на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), вступившего в силу в 1997 г. В Стратегии подчеркивается, что ее задачей не является присоединение или «ассоциация» России с ЕС. Пересматривать эту позицию вряд ли оправданно.

Возможность ассоциированного членства в ЕС предполагает одностороннее восприятие Россией европейского законодательства без участия в его выработке и, соответственно, утрату самостоятельности в проведении внутренней экономической политики. Поэтому скорее, речь может идти об использовании в полной мере положений имеющегося соглашения о партнерстве и сотрудничестве, а также об изучении возможностей продвижения к зоне свободной торговли после вступления России в ВТО.

Практика последнего времени показывает, что ЕС неохотно идет на открытие своих рынков перед российскими производителями, опасаясь конкуренции с их стороны. Страны ЕС предъявляют к России претензии, говоря об излишней закрытости российского рынка и чрезмерном протекционизме, о несовершенстве законов, коррупции и воровстве, препятствующих цивилизованной политике инвестиций. В свою очередь Россия осуждает ЕС за дискриминацию по отношению к российскому экспорту товаров и капиталов, излишнюю строгость антидемпинговых мер и иные внешнеторговые ограничения, оставшиеся со времен «холодной войны».

После принятия ЕС решения о предоставлении России статуса страны с рыночной экономикой, в регламенты Евросоюза, относящиеся к подобным странам, перенесены положения, которые закреплены в регламентах, касающихся нерыночных экономик. В частности, устанавливается, что при проведении антидемпинговых расследований могут использоваться «суррогатные» цены (цены третьих стран) и мировые цены, если подразумевается, что отечественная цена товара искусственно занижена, обмен товаром в стране в значительной части осуществляется по бартеру или в процессе его переработки имеют место некоммерческие расчеты. Указывается, что антидемпинговые санкции, которые обычно вводятся в отношении отдельных предприятий, могут применяться и в отношении страны в целом. Хотя в этих нововведениях в регламенты Россия прямо не упоминается, адресат их очевиден. В связи с регулированием цен на товары и услуги естественных монополий и сохранением бартерного обмена в нашей стране под дискриминационные положения регламентов могут подпадать фактически все российские предприятия-экспортеры.

За последние годы в экономических отношениях России с ЕС возник ряд принципиально новых и далеко непростых проблем, очевидно осложнивших перспективы российско-европейского сотрудничества. Самая первоочередная из этих проблем — рамки взаимодействия с Евросоюзом после расширения в мае 2004 г. его масштабов за счет вступления новых членов и увеличения числа стран-участниц с 15 до 25. В преддверии расширения ЕС твердо заявлял о том, что на отношения России с присоединяющимися странами должны быть в полном объеме распространены положения СПС. Россия, со своей стороны, подчеркивала, что, пойдя на пространственное расширение сферы действия СПС, она потеряет те льготы, которые имела в торговле с бывшими странами-членами СЭВ – Польшей, Словакией и Чехией, в результате чего ее экономические потери могли бы составить, по разным оценкам, от 150 до 300 млн. евро в год. Разногласия в подходах к режиму дальнейшего взаимодействия достигли такой степени остроты, что главы дипломатических ведомств ЕС приняли в феврале 2004 г. специальную резолюцию, требующую от России безоговорочного принятия выдвинутых Евросоюзом условий. Россия была вынуждена согласиться распространить положения СПС на новых членов ЕС и предложила продолжить диалог о предоставлении ей Евросоюзом соответствующих компенсаций.

Вторая основная проблема во взаимоотношениях России с ЕС – нахождение компромисса в энергодиалоге, линия Евросоюза в котором претерпела серьезную эволюцию. В конце прошлого века ЕС, как известно, выступил с инициативной налаживания широкомасштабного сотрудничества в сфере энергетики, целью которого являлось бы осуществление Россией поставок энергоносителей в единую Европу на стабильной основе в обмен на инвестиции, новейшие технологии и управленческий опыт (так называемый «план Проди»). Однако в дальнейшем эта инициатива в плоскость практических договоренностей не перешла.

И, наконец, третья крупная проблема – налаживание интеграционного взаимодействия между Россией и ЕС, контуры которого продолжают обсуждаться в режиме постоянного диалога с 2001 г. Речь идет о создании общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) и зоны свободной торговли.

Само собой, последствия перехода к режиму свободной торговли с ЕС должны быть достаточно достоверно спрогнозированы как с точки зрения расширения притока импортных товаров и услуг на российский рынок, так и в плане уменьшения таможенных доходов бюджета, за счет которых в настоящее время осуществляется финансирование реального сектора и социальных программ. Последнее особенно важно потому, что на Евросоюз приходится почти две пятых внешнеторгового оборота России и, следовательно, примерно такая же часть поступлений от взимания таможенных пошлин.

Непростые вопросы, стоящие на повестке дня в отношениях с объединенной Европой, не дают оснований рассчитывать на то, российско-европейское сотрудничество в ближайшем и более отдаленном будущем будет развиваться безоблачно и только по восходящей линии. Евросоюз, если судить по практическим действиям его комиссий в последние годы, не склонен рассматривать нашу страну как равноправного партнера и считает вполне допустимым осуществлять в отношении нее определенный диктат. В этих условиях России предстоит приложить серьезные усилия к отстаиванию своих интересов и находить такие развязки возникающих проблем, которые сводили бы к минимуму возможное негативное влияние на ее экономику изменений в режиме взаимодействия с Европой, включая и его интеграционный аспект. Уже сегодня следовало бы с учетом имеющегося опыта начать готовиться к дальнейшему расширению ЕС, которое может обернуться возникновением новых трудностей в сфере экономических отношений с ним.

Азиатско-Тихоокеанский мега-регион — совокупность стран Азии, Северной и Южной Америк, Австралии и Океании, расположенных по окружности Тихого океана, справедливо рассматривается как единая геоэкономическая зона. В начале XXI века он сохранил свою роль самого быстроразвивающегося района мира. Достаточно отметить, что в АТР входят три из четырех мировых центров силы (по определению российского Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования — ЦМАК) – США, Япония и Китай, четвертый центр – Европейский Союз.

После вступления в 1998 г. в форум Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) Россия получила важный шанс не только обозначить свою роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и значительно расширить внешнеэкономические связи, в первую очередь в интересах ускоренного развития дальневосточных и сибирских районов страны, более активно подключиться к глобальным процессам экономического развития.

Экономический потенциал данного мега-региона и его место в мировой экономике и торговле в первую очередь определяется странами, объединяемыми АТЭС. Этот форум включает 21 страну и территорию с совокупным ВВП порядка 19,3 трлн. долларов. На их долю приходится более 40% мирового экспорта и 43% мирового импорта. Объемы внутрирегиональной торговли превышают 70% внешнеторгового оборота стран-участниц форума.

В торговле России с экономиками АТЭС в целом и большинством стран – членов Форума в отдельности сложился постоянный и значительный положительный баланс — превышение российского экспорта над импортом составляет от 1,5 до 3 раз. Устойчивый дефицит в торговле отмечен лишь с четырьмя тихоокеанскими странами: Канадой, Австралией, Новой Зеландией и Индонезией. Это на деле означает масштабный вывоз из России сырья и полуфабрикатов.

Внешняя торговля России с экономиками АТЭС в значительной мере замкнута на четыре страны: США, Китай, Японию и Республику Корея. Их доля в суммарном обороте торговли Россия – АТЭС практически остается неизменной (около 85%), при этом удельный вес Китая возрос (до 31,4%) при некотором сокращении доли США (31,9%) и Японии (15,7%).

Товарная структура торговли России не претерпела существенных изменений и основывается на сырьевом экспорте. В среднесрочной перспективе вряд ли можно рассчитывать на значительное увеличение удельного веса машиностроительной продукции в российском экспорте в азиатско-тихоокеанские государства.

В этих условиях в среднесрочной перспективе одним из немногих резервов расширения машиностроительного экспорта из России в тихоокеанские страны являются поставки вооружений. К 2000 г. доля Российской Федерации в мировом экспорте вооружений достигла почти 30% — до одной трети поставок осуществляется в страны Восточной Азии. Кроме того, имеются возможности расширения поставок в отдельные государства АТР оборудования и услуг для атомных электростанций (удельный вес России в мировом экспорте по этим позициям оценивается в 11%).

По степени вовлеченности во внутрирегиональную торговлю Россия выглядит достаточно скромно по сравнению со всеми без исключения экономиками АТЭС. В 2000 году странами, в наименьшей степени ориентированными в своей внешней торговле на партнеров по Форуму, являлись Чили, Перу и США (удельный вес экономик АТЭС в их экспорте составлял соответственно 53,6%, 54,6% и 64,7%). Для большинства других тихоокеанских стран и территорий этот показатель превышал 70%, а для отдельных экономик – 90% (Канада – 93,4%, Мексика – 92,1%, Бруней – 95,5%). На этом фоне внешнеторговые интересы России на азиатско-тихоокеанском направлении вряд ли могут быть охарактеризованы, как приоритетные.

3.3
Россия в мировых инвестиционных потоках
.

Долгосрочный устойчивый экономический рост в России может быть обеспечен при условии активного включения страны в мировые инвестиционные потоки. Развернувшиеся в конце прошлого века процессы глобализации и региональной интеграции сопровождаются усилением мобильности капитала. Участие России в международном инвестиционном обмене имеет свои особенности. Специфика России заключается в том, что, будучи страной с переходной экономикой, она вывозит капитала намного больше, чем ввозит. При этом большинство отраслей российской экономики, кроме экспортно-ориентированных, испытывают нехватку средств для финансирования инвестиций. Мы вывозим капитал почти так же интенсивно, как некоторые развитые страны, но по большей части он оседает в виде депозитов в иностранных банках, а его инвестиционная составляющая крайне мала.

Качество ввозимого капитала также нельзя назвать удовлетворительным. Объемы поступающих в Россию прямых инвестиций (по 4 млрд. долл. ежегодно) по мировым меркам крайне незначительны. Практически отсутствуют иностранные инвестиции в «портфельной» форме, которые во всем мире обеспечивают переток капитала из финансовой сферы в реальный сектор экономики. В значительной степени поступающий в страну капитал имеет российское происхождение и представляет собой репатриацию ранее вывезенной из страны прибыли. Иностранные инвестиции пока не стали ключевым источником новейших технологий в производстве и управлении, фактором трансформации институциональной среды.

Тем не менее, страна располагает богатыми природными ресурсами, находясь в выгодном географическом положении между экономически развитыми Европой и Японией и бурно развивающимся Китаем, последние годы демонстрирует высокие темпы прироста ВВП, обладает значительным рыночным потенциалом при растущей платежеспособности населения. Все это вместе с определенными успехами в экономической сфере (снижение налогового бремени, существенное уменьшение отношения внешнего долга к ВВП, признание за страной статуса рыночной экономики, исключение из черного списка ФАТФ, повышение кредитного рейтинга) позволило России войти в 2004 году в десятку наиболее привлекательных для инвестиций стран мира.

По мере увеличения капитализации российских компаний и становления фондового рынка, можно рассчитывать на значительное повышение удельного веса иностранных портфельных инвестиций. В отношении иностранного ссудного капитала необходимо сформировать такую экономико-правовую систему, при которой он мог бы трансформироваться в производственные инвестиции, а его спекулятивная составляющая была бы минимизирована. Более активному притоку иностранных инвестиций будет способствовать повышение прозрачности отечественного бизнеса, переход на международные стандарты отчетности, комплекс мер по защите прав миноритарных акционеров, рост капитализации компаний, повышение инвестиционных рейтингов, развитие фондового рынка и совершенствование банковской системы.

В части добывающих отраслей стратегию развития страны надо строить, как это делали Канада, Австралия, Норвегия, повышая их эффективность путем внедрения новейших научных разработок. Подъем этих отраслей на качественно иной инновационный уровень, позволит, в том числе, довести существующие в стране проекты, связанные с высокими технологиями до промышленного внедрения. Очень важно создать условия для прихода инвесторов в развитие инфраструктуры, прежде всего транспортной. Еще одно направление будущего –программы образования, научной подготовки, повышения квалификации как госслужащих, так и представителей частного бизнеса.

Экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью, как правило, нуждается в государственной поддержке, поэтому целесообразно существенно увеличить объемы государственного кредитования и страхования. Вывоз капитала по этой линии было бы желательно довести в следующем десятилетии до 10-15 млрд. долл. в год.

Укрепление национального производства, развитие инвестиционных процессов, создание соответствующей финансовой инфраструктуры должны привести к тому, что в 2020-2025 гг. будет происходить свободный переток капиталов, как между различными сферами российской экономики, так между ней и внешней средой.

3.4
Вариативные сценарии развития внешней торговли России до 2025 г.

На рубеже ХХI в. стало очевидным, что развиваться по старому, на основе сложившейся экономической и внешнеторговой структуры, Россия больше не может. Движение в русле инерционного сценария, как подтверждает практика первых лет нового века, обрекает нашу страну на замедление экономического роста, постоянное отставание от других стран в области научно-технического прогресса и эффективности производства, а следовательно и благосостояния населения, что в дальнейшем чревато полной утратой способности страны к самостоятельному развитию.

Ситуация усугубляется возникновением дополнительных противоречий, связанных с нарастанием темпов процесса глобализации. Открывая новые возможности для приобщения к достижениям мировой науки и техники, более рационального использования производственных и финансовых ресурсов, он одновременно усиливает угрозу выталкивания отстающих стран на обочину цивилизации.

Имеются и более резкие оценки, касающиеся нашего будущего. Так директор ВНИКИ А.Н.Спартак рассматривает продолжение топливно-сырьевой специализации России в качестве подрыва устойчивого развития нации, ее жизни, фактически, за счет будущих поколений.

В этих условиях все острее становится проблема выбора Россией оптимальной стратегии социально-экономического развития на длительную перспективу, где роль внешнего фактора была бы определена с учетом отмеченных глобальных вызовов. Как показывает мировая практика, для будущего решающее значение приобретают не столько сами размеры экономического роста, сколько качество и стабильность процесса динамизации экономики, зависящие от эффективности хозяйственной деятельности. А это требует решительного поворота страны к инновационной модели развития за счет интенсивного использования потенциала научно-технических знаний, полномасштабного освоения высоких технологий, что и ведет к конечному результату — глубокой перестройке структуры производства и внешнеэкономических связей.

В дальнейших рассуждениях и предложениях мы попытаемся сравнить два сценария развития – инерционный и инновационный.

Особенностью многих соображений отечественных авторов относительно инновационного фактора в экспортном потенциале России является то, что чаще всего инновационный товар (услуга) пока рассматриваются самостоятельно и изолированно от всего массива экспортных потоков. Но для такой страны как наша, представляется, что сначала надо пройти стадию самонасыщения результатами научно-технического прогресса, а затем уже экспортировать их в составе традиционных экспортных товаров, а не только как самостоятельные результаты.

Возможности изменения структуры отечественной внешней торговли до 2010 г. и в последующий период тесно связаны с моделью многовекторной международной специализации России, представляющей собой сочетание традиционных топливно-сырьевых товаров с инновационно-насыщенной продукцией в экспорте и потребительских товаров с инвестиционным оборудованием в импорте.

В настоящее время Россия, превратившаяся в прошлом веке из экспортера в импортера продовольствия и сельскохозяйственного сырья, начинает возрождать экспорт сельхозпродукции, в первую очередь в европейские страны. Преимущества отечественных аграрных товаров очевидны – они сравнительно дешевы и экологически чисты. Поэтому в ближайшей перспективе при некотором улучшении ситуации в агропромышленном комплексе ежегодные приросты этой группы товаров могут достичь не менее 1,1% по инновационному сценарию, против 1,0% по инерционному сценарию.

Согласно Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, Россия намерена отреагировать на сдвиги в размещении мировых потребностей в энергоресурсах прежде всего отказом от моноевропейской ориентации своего экспорта, а также активным наращиванием импорта и транзита энергоресурсов, в первую очередь из стран Центральной Азии.

Важным компонентом экспортной политики России будет диверсификация рынков как по видам энергоресурсов, так и по регионам. После 2010 г. замедлится бурный рост доли нефти и нефтепродуктов в энергетическом экспорте страны (60% в 2002 г.) за счет повышения доли газа и увеличения экспорта угля и электроэнергии. Главным же направлением диверсификации экспорта, станет освоение новых рынков сбыта в АТР: к 2020 г. туда прогнозируется направить 25-28% российского экспорта энергоресурсов.

Однако в первое десятилетие текущего века основным для России по-прежнему будет рынок Западной и Центральной Европы. Доминирующим энергоресурсом здесь останется нефть: ее доля в суммарном энергопотреблении сохранится на уровне 40-41% до 2010 г., после чего будет медленно снижаться. Более динамичен в Европе рынок природного газа, и при стабильных или растущих мировых ценах экспорт в Европу российского газа увеличится к 2010 г. на 20-25% по сравнению с 2000 г., а затем стабилизируется вследствие взятых на себя странами ЕС обязательств по ограничению импорта из одного источника.

Россия уже обозначила рост интереса к участию на энергетических рынках АТР путем разработки проектов освоения ресурсов нефти и газа на шельфе Сахалина. Ожидается, что их реализация обеспечит добычу 20 млрд. куб. м газа и 24 млн. т нефти, которые пойдут преимущественно на экспорт. Наиболее крупными и эффективными являются проекты экспорта в Китай (а через него – в Корею) по меньшей мере, 30 млрд. куб. м природного газа по трубопроводам из Восточной Сибири, Якутии и острова Сахалин.

Рост экспорта продукции обрабатывающей промышленности будет затруднен по целому ряду причин. Стимулировавший вывоз за границу эффект девальвации рубля, который существенно повысил рентабельность экспорта в металлургии, химии и лесной промышленности, к 2004 г. был в основном исчерпан. Высокий уровень износа основных фондов в данных секторах промышленности (более 50%) ставит под вопрос сохранение достигнутых объемов экспорта в условиях ожидаемого увеличения внутреннего потребления их продукции. Из-за ухудшения мировой конъюнктуры и ограничений со стороны отдельных стран на импорт из России российские экспортеры, в частности производители цветных и отдельных видов проката черных металлов, сталкиваются с серьезными трудностями в реализации своей продукции на внешних рынках. Поэтому в рассматриваемой перспективе можно ожидать относительно умеренных, приростов экспорта данных видов продукции по инновационному сценарию на 7% в среднем за год против 5% по инерционному сценарию.

Положение, сложившееся в машиностроении, также не дает оснований рассчитывать в ближайшие годы на ускоренное увеличение экспорта машин, оборудования и транспортных средств. Незначительные и прежде возможности российских машиностроителей производить продукцию, отвечающую требованиям мировых рынков по потребительским свойствам и качеству, за последние годы сузились в результате усилившегося отставания отечественного производства от мирового технологического уровня.

В целом же приросты экспорта данной группы товаров могут составить около 5% в год по инновационному сценарию против 3% по инерционному. Некоторого увеличения темпов прироста экспорта машин и оборудования можно ожидать только к концу десятилетия при условии проведения технической модернизации в отдельных отраслях машиностроения.

В условиях расширения внутреннего спроса и снижения в последние годы мировых цен на товары российского импорта вполне возможен динамичный рост ввоза из-за границы продукции и производственного, и потребительского назначения.

Приросты импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья, в том числе текстильного, могут кратно увеличиться по сравнению с концом 90-х гг. при этом годовой прирост по обоим сценариям будет значительным, в том числе по инерционному – 20% и инновационному – 25%. В то же время, вполне вероятными представляются достаточно быстрые годовые приросты импорта товаров химической и целлюлозно-бумажной промышленности (от 3 до 8%).

Модернизация российской экономики объективно потребует расширения ввоза в страну современных машин и оборудования. При улучшении финансового состояния предприятий в текущем десятилетии, в том числе и в результате снижения налогового бремени, улучшения платежной дисциплины и действия других факторов, можно ожидать ускоренного увеличения объемов поставок из-за рубежа машин и оборудования по инновационному сценарию до 5% в год против 2 % по инерционному.

При ожидаемых среднегодовых темпах прироста физических объемов экспорта и импорта по товарным группам структура внешней торговли к концу десятилетия претерпит некоторые изменения. В отечественном экспорте на 10% сократится удельный вес топливно-сырьевых товаров и соответственно увеличится доля готовой продукции. Вместе с тем доля в экспорте машин и оборудования останется практически на прежнем уровне.

Структура импорта серьезных изменений не претерпит. В нем на 2% уменьшится доля машин и оборудования и примерно на столько же вырастет удельный вес химической продукции и готовых изделий.

Если мы представим себе геоэкономическую карту мира 2025 года, то скорее всего обнаружим, что даже расширенная ЕС займет в товарообороте России отнюдь не предполагаемые отдельными исследователями 50 и более процентов, а более умеренную долю – примерно 36% против 26% в 2002 г., что объясняется прежде всего ориентацией комплекса обрабатывающей промышленности «новых» стран-членов ЕС и их услуг в силу принадлежности ее монополиям «старой» Западной Европы именно на обслуживание этой части рынка, а также введенными ограничителями на объемы импорта из России топливно-сырьевых. В то же время возрастет доля стран АТЭС, соответственно, с 9,5 до 35%. Одновременно предполагается увеличение доли стран СНГ, соответственно, с 17 до 24-25% за счет углубления сотрудничества России в рамках отдельных субрегиональных образований Содружества.

К основным особенностям сценария на период после 2010 г. можно отнести:

— более заметный разброс показателей между инерционным и инновационным сценариями в целом;

= стабилизацию соотношений между геоэкономическими направлениями внешней торговли России;

— заметное возрастание роли трубопроводного транспорта в экспортных перевозках в страны ЕС и АТЭС, в импортных перевозках из стран СНГ;

— существенное увеличение интермодальных перевозок по направлениям Восточная Сибирь и Якутия – Севморпуть – Северо-Восток АТР, Аляска и северо-западные провинции и территории Канады; Центральный и Северо-Западный федеральные округа России – Украина, восточная часть ЕС; север Урала – Севморпуть – север Западной Европы;

— большую вероятность появления новых транспортных артерий, особенно в направлении север Сибири и Дальнего Востока – север АТЭС (железнодорожные, автомобильные, водные и трубопроводные перевозки), а также новых транспортных средств (сухогрузов и танкеров подводного плавания под арктическими льдами, дирижаблей для вывоза продукции из зоны вечной мерзлоты с сохранением экологического состояния природы) и межматериковых переходов (напр. Чукотка – Аляска, Сахалин – Хоккайдо).

Заключение

К сожалению, на данный момент времени можно констатировать, что Россия по большей части продолжает следовать инерционному сценарию, за исключением некоторых отраслей промышленности, в основном производящей продукцию военного назначения. Если ситуация не изменится, то уже к 2025г. нас может ожидать окончательное закрепощение в качестве сырьевого придатка Запада. Для России не может быть актуальным даже путь, по которому следуют страны ЮВА – размещение на нашей территории западных высокотехнологичных производств, т. к. произведенная таким образом продукция выйдет более дорогой, чем азиатские аналоги (исключение – т.н. «отверточная сборка» автомобилей). Поэтому России жизненно необходим переход на инновационный сценарий развития.

В настоящее время в России достаточно мало конкурентоспособных отраслей экономической деятельности, без учета сырьевого сектора. По моему мнению, вступление в ВТО на предлагаемых условиях в данный момент может вызвать окончательный крах таких секторов российской экономики, как автопром, сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность и др. в связи с резким снижением их конкурентоспособности. Но даже в тех сферах, в которых мы могли бы успешно конкурировать, честной конкуренции со стороны Запада ожидать не приходится. Поэтому на данный момент мне представляется верным ведение четкой протекционистской политики по отношению к российским промышленным товарам.

Да, это вызовет ответные санкции со стороны ЕС и США, но так ли много мы теряем? На Западе и сейчас к России зачастую подходят с мерками времен «холодной войны». В этом свете представляется наиболее перспективным освоение рынков АТР (в первую очередь, Индии и стран Юго-Восточной Азии), Ближнего Востока и Латинской Америки. Сегодня мы можем видеть, что Россия действительно предпринимает реальные шаги в этом направлении.

О высокотехнологичном секторе. Сегодня мы можем видеть, что правительство РФ начинает предпринимать действия по возрождению высокотехнологичного сектора промышленности и освоению новых технологий, в т.ч. информационных, и это радует. В России достаточно как современных, так и сохранивших актуальность советских разработок в данных сферах. К тому же, при достаточном уроне инвестиций (в первую очередь государственных) в «высокие технологии» Россия и сейчас могла бы достойно конкурировать с Западом в этой отрасли (что и делает в частности, в сфере вооружений).

Также, Россия могла бы занять достойное место на рынке услуг – в первую очередь услуг инженеров-разработчиков и программистов, чьи школы в России традиционно сильны. Сейчас правительство говорит о необходимости создания на территории России «технополисов», по типу знаменитой Силиконовой долины в США.

Хотелось бы закончить свою работу словами директора Института проблем глобализации, доктора экономических наук М.Делягина:

«В настоящее время человечество стоит на пороге качественно нового и потому неведомого периода своего развития.

С одной стороны, заканчивается эпоха изменения природы: антропогенная нагрузка приблизилась к объективному пределу, и человек начинает решать эту проблему путем приспособления себя к окружающей среде. С другой стороны, технологии вырвутся из-под общественного контроля, как это было при переходе от феодализма к капитализму, неся «на плечах» уже не просто новые общественные отношения, но и новый облик всего человечества.

То, что для слабого и глупого является проблемой, для сильного и умного становится возможностью.

Сегодня в силу объективных причин глобализация является проблемой для России.

Из этого следует только один вывод: нам пора исправляться».

Список использованных источников:

Делягин, М.Г. Россия в условиях глобализации // «НГС», № 9, 2004г.

Кузык, Б.Н. Высокотехнологичный комплекс в экономической системе России. Научный доклад в ООН РАН, М.: 2004, с. 36.

Макаров, А.А., Фортов, В.Е. Тенденции развития мировой энергетики и энергетическая стратегия России // Вестник Российской академии наук, №3, 2004г., с. 204.

Наука и высокие технологии на рубеже третьего тысячелетия. М.: «Наука», 2001.

Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Центр стратегических разработок 1999-2000.

Петров, С.И. Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспектива // Экономический вестник, №2, 2001г., с. 56

Россия в глобализирующемся мире. Политико-экономические очерки. М.: «Наука», 2004, с. 434-437.

Север и энергетическая стратегия России. В книге «Север России: актуальные проблемы развития и государственный подход в к их решению», М.- Сыктывкар, 2004, с.128.

СОПС. Отчет о прикладном экономическом исследовании «Проблемы и перспективы участия России в форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» М.: 2002

Спартак, А.Н. Россия в международном разделении труда. Выбор конкурентоспособной стратегии. М.: МАКС ПРЕСС, 2004, с. 248.

Стратегия внешнеэкономических связей России в условиях глобализации (сценарий до 2025г.). Центр внешнеэкономических исследований ИМЭПИ РАН, М.: 2004

www.5ballov.ru

www.allbest.ru

www.BankReferatov.ru

www.Referatov.net