Денежно-кредитная политика, ее цели и особенности проведения в Республике Беларусь

Учреждение образования
“Пинскийгосударственный высший банковский колледж”Национального банка Республики БеларусьКафедра специальныхбанковскихдисциплинКурсовая работа
«Денежно-кредитнаяполитика, ее цели и
особенностипроведения в Республике Беларусь»
Студентки
5 курса гр.501 _______________________О.С. Босовец
подписьг. Пинск
2006г.
РЕФЕРАТОбъем – 32 с., 25 источников, 11 приложений.Денежно-кредитная политика, ее цели и особенностипроведения в Республике БеларусьОбъектом исследования является денежно-кредитная политика РеспубликиБеларусь.Цель курсовой: на основе изучения проводимой в РеспубликеБеларусь денежно-кредитной политики выявить проблемы и основные перспесктивы еедальнейшей реализации. В ходе написания работы был использован системный подход кисследованию денежно-кредитной политики Республики Беларусь, использовалсятеоретический материал учебников и учебных пособий отечественных и зарубежныхавторов, издания периодической печати.Автор работы подстверждает, что приведенный в ней материалправильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а всезаимствованные из литературных и других источников теоретические иметодологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Денежно-кредитная политика каксистема
1.2 Целевые ориентирыденежно-кредитной политики
2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА НАСОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Денежно-кредитная политика,проводимая в 2003-2005 гг.
2.2 Основные направления денежно-кредитнойполитики на 2006 г.
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы в областиденежно-кредитной политики
3.2 Основные перспективы, намеченныев денежно-кредитной политике Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ
Денежно-кредитнаяполитика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий,предпринимаемых Национальным банком Республики Беларусь в целях регулированиясовокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита иденежного обращения.
Осуществляя эмиссию икредитование экономики, банки выполняют полезную и необходимую для развитиястраны роль. Денежные инструменты обслуживают экономический оборот. Ониобеспечивают обращение различных товаров, их переход от одного владельца кдругому, облегчая их переработку или потребление. Однако чрезмерная илибесконтрольная эмиссия денег может привести к опасным и даже разрушительнымпоследствиям.
Денежно-кредитнаяполитика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизациисовокупного объема производства, занятости и уровня цен.
Объектом исследования избрана денежно-кредитная политика РеспубликиБеларусь.
Предмет исследования – цели и задачи денежно-кредитной политикиРеспублики Беларусь.
Цель данной работы: на основе изучения проводимой в Республике Беларусьденежно-кредитной политики выявить проблемы и основные перспесктивы еедальнейшей реализации.
Задачей же является поиск путей совершенствования денежно-кредитнойполитики, позволяющих защитить и обеспечить устойчивость белорусского рубля, втом числе его покупательной способности, и курса по отношению к иностраннымвалютам, содействие на этой основе ускорению социально-экономического развития.
При написании курсовойработы использовались следующие методы:
· сравнения;
· детализации;
· синтез
Они позволили сделатьоценку состояния денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банкомРеспублики Беларусь, выявить основные проблемы в данной области и тенденциидальнейшего функционирования.
Я выбрала эту тему курсовой работы, потому что я считаю еежизненно важной для экономики нашей страны. От эффективности деятельности Национальногобанка и проведения им денежно-кредитной политики зависят реализация программэкономического и социального развития, устойчивость финансового положениястраны, регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемовпроизводства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики,социальную защиту населения.
Тема денежно-кредитнойполитики является достаточно многогранной, поэтому нуждается в дополнительнойразработке и доработке применительно к условиям белорусской экономики, сложившимсяна современном этапе и претерпевающем постоянные изменения, посколькуэкономическое состояние страны постоянно зависит от состояния кредитно-денежнойсистемы. Необходимо учитывать опыт развитых стран, накопившийся в этой области.Все это должно ускорить развитие экономики нашей страны, в какой-то степени сделатьи более эффективной.
Первая глава посвященаденежно-кредитной политике проводимой в Республике Беларусь, а именно, рассматриваютсяее составные элементы и то, как происходит выбор целевого ориентира.
Во второй главепредставлены итоги реализации денежно-кредитной политики за последние три года,а также прогнозируемые показатели на 2006 г.
Проблемамденежно-кредитной политики и перспективам ее развития уделяется внимание взаключительной третьей главе. В ходе написания работы использовался теоретическийматериал учебников и учебных пособий отечественных и зарубежных авторов,издания периодической печати и информация официального сайта Национального банка.

1. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Денежно-кредитнаяполитика как система
Денежно-кредитнаяполитика представляет собой систему взаимосвязанных целей и задач, совокупностьметодов, механизмов и инструментов, при помощи которых происходит воздействиена экономические процессы посредством изменения объема и структуры денежноймассы в обращении, уровня процентных ставок, кредитно-депозитной эмиссии,ликвидности и стабильности банковской системы и других показателей денежногообращения и рынка ссудных капиталов. [1, с.35]
Для решения практических и методологических задач разработки иреализации денежно-кредитной политики целесообразно дать ей более развернутуюхарактеристику в системном аспекте через описание следующих пяти основныхэлементов:
1. Объектом в системе денежно-кредитной политики выступают преждевсего денежные средства (финансовые активы), обеспечивающие воспроизводствотоваров и неденежных услуг и характеризуемые комплексом количественных икачественных параметров: объем, форма, цена, направление движения и т.д.
Кроме того, к объектам можно отнести институты денежно-кредитногосектора (сектора финансовых корпораций экономики страны). [2, с.36]
В соответствии с международной классификацией денежно-кредитныйсектор институционально включает юридические лица, основная функция которых —финансовое посредничество или связанная с ним вспомогательная финансоваядеятельность. В качестве его основных подсекторов рассматриваются:
·  центральный банк,осуществляющий не только контроль над важнейшими аспектами финансовой системы,но и ведущий широкую операционную деятельность на всех сегментах финансовогорынка, включая эмиссию наличных денег, управление международными резервами,предоставление кредита другим депозитным корпорациям;
· другиедепозитные корпорации (в первую очередь универсальные и специализированныекоммерческие банки), основным видом деятельности которых является финансовоепосредничество и которые эмитируют обязательства, включаемые в национальноеопределение широкой денежной массы;
· другиефинансовые корпорации (финансовые, страховые компании и др.);
· вспомогательныефинансовые единицы, например, биржи, брокеры, компании по обмену валюты ипредоставлению финансовых гарантий.
2. Субъектами денежно-кредитной политики являются государственныеструктуры, которые в соответствии с законодательством страны уполномоченыосуществлять государственное регулирование денежных потоков и деятельностиинститутов денежно-кредитного сектора.
Кроме центрального банка страны в управлении денежными потоками состороны государства участвуют в первую очередь министерство финансов, основнаязадача которого — регулирование значительных денежных средств при формированиии использовании государственного бюджета, а также общеэкономические органы(например, министерство экономики), выполняющие целеустанавливающую функцию смакроэкономических позиций. [2, с.37]
3. При рассмотрении целей денежно-кредитной политики наиболеепринципиальным представляется разделение их на конечные, промежуточные и тактические.
Под конечными целями понимают общие макроэкономические цели государства.В качестве основных выделяют следующие:
· экономическийрост;
· обеспечениезанятости населения;
· формированиеравновесия платежного баланса страны;
· стабильностьцен как внутренних, так и внешних;
· стабильностьставки процента;
· стабильностьна финансовых рынках;
· стабильностьвалютного рынка.
Национальный банк воздействует на параметры конечных целей черезпромежуточные звенья.
Промежуточными целями монетарной политики является регулирование:
· защитаи обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательнойспособности и обменного курса по отношению к иностранным валютам;
· развитиеи укрепление банковской системы, расширение состава и повышение качествабанковских услуг;
· обеспечениеэффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы
Кромепромежуточных целей, Национальный банк выделяет тактические целиденежно-кредитной политики. К ним относятся уровень резервов или ставкипроцента. Через постановку и достижение тактических целей обеспечиваетсявыполнение целей высшего порядка. [3, с.26-27]
4. Для достижения поставленных целей субъекты денежно-кредитнойполитики используют имеющиеся у них инструменты. Структура инструментов можетбыть представлена в виде набора операционных, нормативных и организационныхэлементов. При этом операции являются одной из наиболее значимых групп инструментовнаряду с двумя другими: нормативными (правила, экономические нормативыдеятельности банков, формы учета и отчетности и т.п.) и организационными(регистрация банков, выдача лицензий, проверки, учредительская деятельность). [2, с.37]
К операционным инструментам денежно-кредитной политики относятся:
· рефинансированиебанков;
· процентныеставки по операциям центрального банка;
· обязательноерезервирование;
· валютныеоперации;
· операциина открытом рынке;
· прямыеколичественные ограничения;
· установлениеориентиров роста денежной массы. [4, с.364]
5. Вместе с тем применение инструментов базируется на монетарных имакроэкономических методах и прогнозах в рамках определенной технологии, илиорганизации монетарного регулирования, основные этапы которой в Национальномбанке Республики Беларусь представлены в приложении 1.
В Республике Беларусь Национальный банк совместно с правительствомРеспублики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет ПрезидентуОсновные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь. [5, c.12]
Важно отметить, что денежно-кредитная политика является частьюобщегосударственной системы экономического регулирования. Кроме того,денежно-кредитную политику следует рассматривать и как элемент общей системымонетарного регулирования, субъектами которой являются все участники денежныхотношений, субъекты хозяйствования, государственные структуры, домашниехозяйства, некоммерческие организации. Поэтому при разработке и реализации денежно-кредитнойполитики необходимо учитывать также ее внешние взаимосвязи с общими системами. [2,с.39]
1.2 Выбор целевого ориентира денежно-кредитной политики РеспубликиБеларусь
В мировой практике центральные банки в качестве основного целевогопоказателя, обеспечивающего стабильность национальной валюты, чаще всеговыбирают либо денежное предложение, либо обменный курс, либо уровень инфляции. Таргетирование денежногопредложения позволяет ограничивать монетарные факторы снижения внутренней ивнешней устойчивости национальной валюты. Выбор в качестве целевого ориентираобменного курса или инфляции позволяет напрямую обеспечивать соответствующуювнешнюю и внутреннюю устойчивость денег. Учитывая хотя и взаимосвязанный, нотем не менее существенно различающийся характер указанных целевых показателей,центральный банк на практике может эффективно осуществлять прямое таргетированиелишь одного из них. [6, с.41]
Начиная с 2002 г. Национальный банк Республики Беларусь выбирает вкачестве целевого ориентира единой государственной денежно-кредитной политикипоказатель обменного курса белорусского рубля. Это связано со следующимипреимуществами курсового таргетирования в республике:
1.обменный курс оказывает значительное влияние на ценовую конкурентоспособностьво внешней торговле и, следовательно, на рентабельность работы реальногосектора;
2.обменный курс может использоваться в качестве «якоря»для инфляции;
3.обменный курс является наиболее управляемым инструментами денежно-кредитнойполитики параметром;
4.текущее состояние обменного курса складывается в основном в результатевоздействия экономических, а не административных факторов;
5.эффективное достижение целевого ориентира по обменному курсупозволяет параллельно создавать необходимые золотовалютные резервы государства;
6.предсказуемая динамика обменного курса способствует дедолларизацииэкономики.
Выбор в качестве целевого ориентира денежно-кредитной политикиобменного курса позволяет, с одной стороны, наилучшим образом способствоватьфинансовой и макроэкономической стабилизации в стране и, с другой стороны,является наиболее реально достижимым по сравнению с другими возможными целевымиориентирами. [7, с.14-15]
Вместе с тем для применяемого в республике механизмапромежуточного таргетирования обменного курса характерны сложности. Прежде всегоможно отметить ограниченность соответствующей монетарной цели в связи смногогранностью экономических отношений. Кроме того, возникают вопросы оценки иконтроля адекватности выбранного промежуточного монетарного ориентира экономическимцелевым параметрам, в первую очередь инфляционным. [8, c.10]
Режим таргетирования инфляции рассматривается как режим денежно-кредитнойполитики с промежуточной целью отнюдь не случайно. Особенностью является то,что промежуточная и приоритетная конечная цель денежно-кредитной политикисовпадают. При этом оптимальный уровень конечной цели является фиксированным ине изменяется во времени. Вместе с этим формулируется промежуточная цель поуровню инфляции на ближайшую перспективу с горизонтом таргетирования 1—3 года,которая может корректироваться в зависимости от текущих условий и тенденций вэкономике.
Таргетирование инфляции включает несколько обязательных элементов:
• публичноеобъявление среднесрочных численных значений целевого уровня инфляции;
• принятиецентральным банком обязательств по достижению ценовой стабильности какпервичной цели денежно-кредитной политики;
• снижениероли других промежуточных целей монетарной политики;
• высокуюинформационную прозрачность денежно-кредитной политики и декларирование плановмонетарных властей;
• повышениеответственности центрального банка за достижение целевых значений инфляции. [9,c.9]
Необходимыми предпосылками и условиями реализации режима инфляционноготаргетирования являются следующие:
1.отказ от контроля над какими-либо другими показателями, крометемпов инфляции;
2.  действующий режимплавающего курса национальной валюты;
3.  относительно высокаястепень независимости центрального банка;
4.  возможность органовмонетарного регулирования моделировать и прогнозировать динамику инфляции сучетом временных лагов, а также наличие разработанных моделей трансмиссионногомеханизма денежно-кредитной политики с высокими прогностическими возможностями.[10, с.20]
Таргетирование инфляции имеет ряд декларируемых преимуществ.
Во-первых, как и таргетирование денежных агрегатов, оно дает возможностьденежным властям сосредоточиться на внутренних проблемах экономики. Посколькуденежные власти в данном случае не устанавливают для себя жестких соотношениймежду динамикой денежных агрегатов и темпом роста цен, таргетирование инфляциипозволяет более гибко реагировать на изменение макроэкономической ситуации.
Во-вторых, таргетирование инфляции, как и таргетирование обменногокурса, очевидно и понятно для общественности. Установление конкретныхориентиров по темпам инфляции повышает ответственность центрального банка заего действия и помогает решить проблему непоследовательности вденежно-кредитной политике. [9, с.10]
Использование инфляции в качестве номинального якоря предполагаетустановление и обнародование целевого уровня инфляции на перспективу, публичноепринятие центральным банком обязательств по его безусловному достижению.Преимущество инфляционного таргетирования состоит в замещении синтезом целогоряда экономических индикаторов одностороннего характера промежуточныхориентиров, используемых при принятии решений, создании четкой и устойчивойсистемы принятия решений и использования инструментов. При этом реакция банкана экономические шоки становится предсказуемой для экономических агентов иприводит к увеличению доверия к монетарной политике. В свою очередь, этопредполагает постоянную и оперативную публикацию статистических данных, чтопозволяет рынкам и финансовым агентам заранее видеть необходимость принятияцентральным банком тех или иных решений. В то же время инфляционноетаргетирование характеризуется как политика с ограниченными дискреционнымивозможностями. Это выражается в удержании инфляции вблизи целевого ориентиравне зависимости от уровня и интенсивности макроэкономических шоков. [3, с.30]
Необходимо отметить, что режим таргетирования инфляции как промежуточнаяцель денежно-кредитной политики имеет ряд существенных недостатков.
Во-первых, центральный банк должен иметь возможность эффективно управлятьпоказателем, избранным в качестве промежуточной цели.
Во-вторых, существует проблема выбора конкретного индекса цен в качествецелевого параметра.
В-третьих, динамика инфляционных процессов находится в зависимости отмножества факторов, которые недостаточно контролируются денежными властями.
В-четвертых, таргетирование инфляции предполагает, что денежные властисосредотачиваются на одной из макроэкономических целей — инфляции, не уделяядолжного внимания динамике других целевых переменных (в первую очередь темпамроста ВВП).
В-пятых, существует достаточно продолжительный временной лаг между действиямиденежных властей и изменением темпов роста цен. [9, c.11]
Режим прямого инфляционного таргетирования реализует одну из основныхконечных общеэкономических целей — стабильность цен, которая является существеннымусловием экономического роста. Тем самым обеспечивается не только внутренняя,но и внешняя стабильность национальной валюты. При этом проведение подобнойполитики считается наиболее прозрачным для общественности. [8, с.10]
В условиях Беларуси переход к инфляционному таргетированию представляетсямногоплановой задачей, решение которой потребует выполнения рядаобщеэкономических мер, обеспечивающих возможность определяющего воздействия наинфляцию через инструменты Национального банка, и прежде всего через егопроцентную политику. Основными из них являются:
• обеспечениемакроэкономической стабильности, в том числе конкурентоспособностиотечественного производства на внешних рынках;
• либерализацияценообразования;
• созданиеразвитого рынка капитала и рыночное формирование процентных ставок;
• наличиеустойчивой банковской системы;
• устранениеопределяющего влияния налогово-бюджетной политики, политики доходов на денежно-кредитнуюполитику и инфляцию.
Необходимы также законодательные меры для юридического закрепленияпозитивных общеэкономических тенденций, а также для создания центральному банкувозможностей эффективно воздействовать своими инструментами на инфляционныепроцессы. Организационные меры предполагают существенное перераспределениефункций экономических органов страны и центрального банка, в том числе поконтролю за инфляцией и ценообразованием. Важным является совершенствованиерегламента прогнозирования и проведения решений в денежно-кредитном, реальном,налогово-бюджетном и внешнеэкономическом секторах экономики. Наконец, введениеинфляционного таргетирования предполагает проведение серьезной методологическойработы: описание трансмиссионного механизма влияния денежно-кредитной политикина инфляцию и экономические показатели; разработка методов и моделейпрогнозирования инфляции, а также ее анализ на основе сформированной концепциитрансмиссионного механизма; определение вида и характеристик целевогопоказателя инфляции; определение лага между моментом применения монетарныхинструментов и времени их воздействия на инфляцию; оценка и формированиеподходящего монетарного инструментария. [8, с.11]
Таким образом, режим прямого инфляционного таргетирования для РеспубликиБеларусь представляется вполне перспективным, однако он требует серьезнойподготовительной работы, как со стороны органов экономического управления, таки научной общественности страны.

2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯПОЛИТИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Денежно-кредитная политика,проводимая в 2003-2005 гг.
Развитиеденежно-кредитной сферы характеризовалось следующими основными тенденциями:
·  сохранение достаточно благоприятнойситуации на валютном рынке, что отразилось в превышении предложения иностраннойвалюты над спросом в целом по рынку;
·  укрепление обменного курсабелорусского рубля по отношению к основным иностранным валютам;
·  продолжение снижения номинальныхпроцентных ставок на финансовом рынке и увеличением сбережений населения вбанках;
·  сохранение роста активов и пассивов вбанковской системе;
·  обеспечение эффективности, надежностии безопасности платежной системы;
·  сохранение тенденции снижения уровнядолларизации экономики, а также ростом спроса экономики на деньги и кредитовпредприятиям и населению. [11, с.41]
Развитие экономики страныхарактеризовалось заметным повышением деловой и инвестиционной активности вбольшинстве отраслей, замедлением инфляционных процессов, проявлением тенденциик номинальной ревальвации белорусского рубля.
Экономический ростпроисходил на фоне увеличения рентабельности реализованной продукции, сниженияэнергоемкости и материалоемкости производства, увеличения производительноститруда, высоких темпов роста реальных денежных доходов населения.
Экономическому ростуспособствовала проводимая денежно-кредитная политика, направленная наобеспечение финансовой стабильности в стране. [12, с.11]
Прирост индексапотребительских цен в 2005 г. составил 8% против 14,4% в 2004 г. (25,4% в 2003г.), что является его наиболее низким значением за последние 15 лет. [11, с.37]
Существенную роль вограничении темпов инфляции играла динамика официального курса белорусскогорубля, выступающего в качестве номинального якоря. При этом обменный курсбелорусского рубля к российскому рублю выступает контрольным показателем, кдоллару США – индикативным показателем денежно-кредитной политики. [13, с.27]
В условиях относительноблагоприятной внешнеэкономической ситуации и направленности курсовой политикина ограничение инфляционных процессов официальный обменный курс белорусскогорубля к российскому рублю за 2004 г. снизился на 6,4%, против 21,2% в 2003 г.,за 2005 г. укрепился на 3,9% и на 1 января 2006 г. составил 74,86 рубля за 1российский рубль при допускаемом в рамках Основных направленийденежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2005 г. снижении до 2,4%.(см. приложение 2)
Официальный курсбелорусского рубля к доллару США за 2004 г. снизился на 0,6%, против 12,3% в2003, на 1 января 2006 г. он составил 2 152 рубля, увеличившись с начала 2005г. на 0,8%. (см. приложение 3) [11, с.42]
При этом, несмотря наноминальное укрепление обменного курса белорусского рубля к иностраннымвалютам, реальный курс белорусского рубля к российскому рублю и реальныйэффективный курс находился в пределах, не ухудшающих ценовуюконкурентоспособность экономики. [14, с.24]
Индекс реального курса белорусскогорубля к российскому рублю, рассчитанный по индексу потребительских цен, в 2005г. находился ниже уровня 2004 г. на 3,4% (за 2004 г. по сравнению с 2003 г.снизился на 5%). Реальный эффективный курс, то есть курс по отношению к валютамстран – основных торговых партнеров Республики Беларусь, в 2005 г. находилсяниже уровня 2004 г. на 1,2%. [11, с.43]
Рост доверия кнациональной валюте, основанный на ее позитивной динамике по отношению киностранным валютам, способствовал, кроме того, дальнейшему увеличению спросаэкономики на белорусские рубли, снижению уровня долларизации монетарной сферы,что также содействовало экономическому росту.[13, с.28]
Широкая денежная масса за 2005 г. увеличилась на 42,2%, илина 3,7 трлн. рублей, и на 1 января 2006 г. составила 12,6 трлн. рублей при ееувеличении на 44,1% за 2004 г. (за 2003 г. – 56,4%). (см. приложение 4, таб. 1)
Такое изменение денежногопредложения в 2005 г. сопровождалось продолжением позитивной тенденции сниженияскорости обращения денег, что свидетельствует о замедлении инфляционныхпроцессов. Скорость обращения широкой денежной массы в 2005 г. снизилась на9,7% (в 2004 г. – на 8,9%). При этом, скорость обращения рублевой денежной массы уменьшилась на 18%(при ее снижении в 2004 г. на 17,2%; 2003 г. на 15,8%).
Доля рублевой денежноймассы в общем объемеширокой денежной массы за 2005 г. увеличилась на 7,4% и на 1 января 2006 г.составила 68,4% (против увеличения на 5,4% и 61% за 2004 г., за 2003 г. на 4,7%и 55,5% соответственно), что свидетельствует о продолжении тенденции сниженияуровня долларизации экономики страны. [11, с. 43]
Основными факторами ростаспроса экономики на белорусские рубли стали:
·  увеличение производства товаров иуслуг;
·  рост удельного веса денежных формрасчетов в общем объеме выручки от реализации;
·  потребность субъектов хозяйствованияв трансформации заработанных ресурсов в иностранной валюте в активы вбелорусских рублях, что связано с необходимостью финансирования ими текущейдеятельности и инвестиций в основной капитал, а также с предпочтением активов внациональной валюте сравнительно с иностранной валютой.[13, с.29]
Денежная база в белорусских рублях и иностраннойвалюте в 2005 г. увеличилась на 73,7%, или на 1,8 трлн. рублей (за 2004 г. – на41,9%, 2003 г. – на 49,9%). Балансовыми факторами изменения денежной базы вбелорусских рублях и иностранной валюте явился рост на 1,1 трлн. рублей чистыхиностранных активов органов денежно-кредитного регулирования и на 0,7 трлн.рублей – чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования.(см. приложение 4, таб. 2)
Рублевая денежная база за 2005 г. выросла на 71,1%, или на1,6 трлн. рублей (за 2004 г. – на 38,9%, за 2003 г. – на 72,3%), что позволилосочетать достижение целей по снижению инфляции и обеспечению необходимой кредитнойподдержки реального сектора экономики на основе недопущения избыточного ростаденежного предложения.[11, с.48]
Основными факторами,повлиявшими на увеличение рублевой денежной базы в 2005 г., явились:
·  покупка Национальным банкомРеспублики Беларусь иностранной валюты на сумму 907,6 млрд. рублей;
·  увеличение требований Национальногобанка к экономике на 532,3 млрд. рублей;
·  увеличение объема государственныхценных бумаг в портфеле Национального банка на 187,1 млрд. рублей;
·  уменьшение на 24,8 млрд. рублейдепозитов расширенного Правительства Республики Беларусь на счетах в Национальномбанке.[11, с.49]
Чистые иностранные активыорганов денежно-кредитного регулирования на 1 января 2006 г. составили 1 383,8млн. долларов США. Их увеличение связано, в основном, с покупкой Национальнымбанком иностранной валюты в условиях превышения предложения иностранной валютынад спросом на нее на валютном рынке.
Увеличение на 64,7%чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования обусловленоростом за 2005 г. валовых иностранных активов на 47,6%, или на 450,7 млн.долларов США, и сокращением валовых иностранных пассивов на 82,8%, или на 70,3млн. долларов США. [11, с.48]
Нормативы отчисленийбанков в обязательные резервы Национального банка по привлеченным средствамюридических и физических лиц в иностранной валюте, а так же юридических лиц вбелорусских рублях по сравнению с 2003 г. Сократились на 1% и по состоянию на 1апреля 2005 г. составили 9%. По привлеченным средствам физических лиц вбелорусских рублях ситуация была более изменчива. Данный норматив уменьшился посравнению с 2003 г. на 5% и составил на 1 апреля 2005 г. 5%. (см. приложение 5)[15, с.118]
 Процентная политикаНационального банка была направлена на поддержание процентных ставок наположительном в реальном выражении уровне. При осуществлении процентной политикипринималась во внимание необходимость поддержания процентных ставок на уровне,способствующем росту сбережений в национальной валюте и поступательномурасширению доступности кредитов для субъектов экономики. [12, с.12]
 В 2005 г. ставкарефинансирования была снижена с 17% до 11% годовых (в 2003 г. – с 38% до 28%, ав 2004 г. с – 28% до 17% годовых). В основу решения о снижении ставки былиположены предположения о дальнейшем замедлении инфляционных процессов, развитиеситуации на валютном рынке, стабилизация обменного курса рубля. (см. приложение6)
В соответствии соснижением ставки рефинансирования происходило снижение ставок по инструментамНационального банка.[13, с. 32]
Ставки Национальногобанка по неаукционным инструментам поддержания и привлечения ликвидности банковв течение 2005 г. также снизились: по кредиту «овернайт» и по ломбардномукредиту по фиксированной ставке – с 24% до 16% годовых (в 2004 г. с 40% до 24%);по приему средств в депозиты по различным срокам привлечения – соответственно с6-7% до 3-4% годовых (за 2004 г. с 15-18% до 6-7%). (см. приложение 7 и 8) [14,с. 27]
Ситуация на краткосрочномденежном рынке в рассматриваемом периоде характеризовалась наличиемструктурного избытка ликвидности, в первую очередь за счет формирования активногосальдо текущего счета платежного баланса и приобретения Национальным банкомсущественных объемов иностранной валюты. В целях стерилизации денежногопредложения начиная с мая 2005 г. осуществлялось размещение краткосрочныхоблигаций Национального банка на аукционной основе. Изъятие средствстимулировало некоторый рост ставок на межбанковском рынке. [13, с. 33]
Средняя ставкаоднодневных межбанковских кредитов в 2005 г. снизилась по сравнению с декабрем2004 г. на 18,1% и составила 5,6% годовых. Что касается ситуации в 2004 г., тоставка уменьшилась на 6,7% в сравнении с декабрем 2003 г., составив 23,7%годовых. (см. приложение 9)
 Снижение Национальнымбанком ключевых процентных ставок, а также достаточно «мягкие» условиязаимствования средств на межбанковском рынке оказывали понижающее воздействиена формируемые банками ставки на рублевом кредитном и депозитном рынках. [12,с.12]
Средняя процентная ставкапо новым кредитам банков в национальной валюте в декабре 2005 г. составила13,4% годовых, снизившись на 6,6% относительно уровня декабря 2004 г. (вдекабре 2004 г. – 20%, снизившись на 10,9% относительно декабря 2003 г.).Уровень ставки в реальном выражении за 2005 г. составил 8,6% годовых против10,3% годовых в 2004 г., а в 2003 г. – 15,4%. (см. приложение 10) [11, с.51]
Процентная ставка поновым срочным депозитам в национальной валюте в декабре 2005 г. сложилась науровне 8,8% годовых, снизившись по сравнению с декабрем 2004 г. на 8,5% (вдекабре 2003 г. она была на уровне 23,8%). В реальном выражении за 2005 г. онасоставила 4,2% годовых, снизившись по сравнению с уровнем 2004 г. на 0,5%, в2004 г. – 4,7% снизившись по сравнению с 2003 г. на 0,3%.
Процентная ставка поновым срочным рублевым депозитам населения в декабре 2005 г. составила 11,6%годовых, снизившись по сравнению с уровнем декабря 2004 г. на 5,4% (в декабре2004 г. – 17% снизившись по отношению к уровню декабря 2003 г. на 8,2%). Вреальном выражении за 2005 г. указанная ставка не только оставалась положительной,но и увеличилась на 0,3% по сравнению с уровнем 2004 г. Увеличение реальногозначения данного показателя способствовало повышению привлекательностисбережений в национальной валюте для населения. (см. приложение 11) [11, с.50]
В 2005 г. повышаласьдоступность кредитов банков для субъектов экономики с точки зрения ихстоимости. Об этом свидетельствуют как сопоставление стоимости кредитныхресурсов и средней рентабельности по экономике, так и данные мониторингапредприятий, указывающие на постоянное снижение значимости уровня процентныхставок как фактора, ограничивающего инвестиционную активность предприятий. [12,с. 12]
2.2 Основные направленияденежно-кредитной политики в 2006 г.
Конечной целью денежно-кредитной политики в 2006 г. будетобеспечение с помощью монетарных инструментов снижения инфляции до 7-9%.
Одновременно денежно-кредитная политика будет нацелена наукрепление и развитие банковской системы, обеспечение эффективного, надежного ибезопасного функционирования платежной системы. [16, с.14]
Учитывая отсутствие прямого механизма воздействия на инфляцию спомощью инструментов денежно-кредитной политики, в 2006 г. Национальный банкприменит систему промежуточных целевых ориентиров, обеспечивающих достижениеконечной цели.
Первоочередное внимание при этом Национальный банк уделитноминальному обменному курсу белорусского рубля.
Основная задача курсовой политики будет заключатся в обеспечениистабильности обменного курса и формировании тем самым положительных эффектов ввиде снижения инфляционных и девальвационных ожиданий, ограничения издержек,связанных с рисками изменения обменного курса. [16, с. 15]
В 2006 г. на основе анализа макроэкономической ситуации Национальныйбанк будет осуществлять таргетирование обменного курса белорусского рубля кроссийскому рублю в рамках горизонтального коридора.
Обменный курс белорусского рубля к российскому рублю устанавливаетсяв качестве контрольного параметра денежно-кредитной политики. Он установится врамках горизонтального коридора в пределах от его увеличения на 2% до сниженияна 2%. [16, с.16]
Основными индикативными параметрами денежно-кредитной политики в2006 г. будут следующие:
1. официальный обменный курс белорусского рубля к доллару СШАможет сложиться на конец 2006 г. в диапазоне 2100 — 2200 белорусских рублей за1 доллар США;
2. прирост активной рублевой денежной массы прогнозируется на уровне24-29%;
3. прирост международных резервных активов прогнозируется на 475 — 525 млн. долларов США, в основном за счет покупки иностранной валюты;
4. прирост рублевой денежной базы прогнозируется в пределах26-30%.
Достижение конечной цели денежно-кредитной политики в условияхориентации на поддержание стабильного обменного курса предполагаетнеобходимость усиления роли процентной ставки в качестве инструментаденежно-кредитной политики. Принципиально это означает переход от управленияобъемом денежного предложения к управлению ценой денег в экономике. Такойподход обусловлен, прежде всего, объективными трудностями в оценивании величиныи степени активности спроса экономики на деньги. Данная задача будет решатьсяпутем повышения роли ставки рефинансирования как основной процентной ставкиНационального банка. Прогнозируется, что уровень ставки рефинансирования кконцу 2006 г. составит 8-10%. [16, с.18]
В 2006 г. предполагается сохранить тенденцию к снижению уровнянормативов отчислений в фонд обязательного резервирования. При этом в первоочередномпорядке планируется выравнивание норм обязательного резервирования по различнымкатегориям привлеченных средств без предоставления льгот и преференций банкам.
Указанные действия приведут к улучшению условий привлечениябанками депозитов и повышению доступности кредитов, способствуя повышениюконкуренции в банковском секторе и, следовательно, стимулируя более эффективноеперераспределение финансовых ресурсов в экономике. [16, с.20]
Операционной целью останется ставка однодневного (овернайт)межбанковского рынка кредитов в национальной валюте, на котором осуществляетсяосновной объем операций. В то же время будет обеспечиваться постепеннаяреализация принципа, при котором величина процентной ставки на краткосрочномрынке приближается к уровню ставки рефинансирования. [16, с.18]
В целях реализации данного принципа Национальный банк в первуюочередь прибегнет к осуществлению своих основных операций по предоставлению иизъятию ликвидности на аукционной основе.
Такая практика обеспечит повышение предсказуемости и прозрачностиприменения инструментов Национальным банком, а значит, облегчит процессуправления банками собственной ликвидностью. Это позволит повысить стабильностьи ликвидность внутреннего рынка и на этой основе снизить рыночные риски.
Процентные ставки по постоянно доступным инструментам (кредитовернайт и депозиты) будут формировать коридор колебаний стоимости ресурсов намежбанковском рынке. [16, с.19]

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы в областиденежно-кредитной политики
Особенностью денежно-кредитной политики Республики Беларусьпоследних лет была нацеленность на преодоление негативных явлений истабилизацию национальных денежных единиц. Это нашло свое отражение всущественном снижении инфляции и изменении обменного курса, что взаимосвязано спозитивной динамикой макроэкономических показателей. Вместе с тем, несмотря наопределенные успехи, в денежно-кредитной сфере существуют проблемы, которыеснижают эффективность регулирования денежно-кредитного рынка. [17, c.32 ]
Среди наиболее актуальных аспектов денежно-кредитной политики,которым целесообразно уделять особое внимание при разработке стратегии итактики действий Национального банка можно выделить следующие:
1.Повышение эффективности осуществляемых банковским сектором функцийпо обслуживанию реального сектора экономики, аккумулированию денежных средствнаселения, предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции.
2.Проблема адекватной оценки спроса на деньги и реакцияНационального банка на прогнозируемые изменения на рынке, которые, в своюочередь, в большей мере обусловлены недостаточным изучением трансмиссионногомеханизма и качеством макроэкономических прогнозов, на базе которыхопределяются основные целевые монетарные ориентиры.
3.Условия поддержания внешней и внутренней устойчивости национальнойвалюты. Обоснование движущих сил динамики реального курса и оценка динамикиравновесного валютного курса.
4.Взаимодействие денежно-кредитной, фискальной исоциально-экономической политики для формирования наиболее благоприятных условийсоциально-экономического развития.
5.Роль процентной политики в формировании условий для роста объемовсбережений и кредитования реального сектора экономики. Обоснование оптимальногоуровня реальных процентных ставок.
6.Методологические подходы к оценке возможных размеров обращенияналичной иностранной валюты в экономике.
7.Обеспечение прозрачности денежно-кредитной политики и повышениядоверия к ней.
8.Совершенствование инструментов денежно-кредитного регулирования иэффективности их применения. Вопросы адаптации инструментов денежно-кредитногорегулирования, апробированных международной практикой, к конкретным условиямстран с переходным типом экономики.
9.Использование современных экономико-математических методов имоделей для обработки, анализа и прогнозирования тенденций в денежно-кредитнойсфере и оценки влияния последних на реальный сектор экономики.
10.Совершенствование институциональной и функциональной структурыбанков. Пути и возможности расширения ресурсной базы банков.
11.Комплексное развитие финансового рынка и антимонопольноерегулирование.
12.Совершенствование принципов и инструментов банковского надзора наоснове внедрения международных стандартов.
13.Операционная надежность, эффективность и безопасность платежнойсистемы.
14.Развитие системы безналичных расчетов с использованием банковскихпластиковых карточек. Создание единого информационно-расчетного пространства.
15.Управление финансовыми рисками.
16.Развитие и совершенствование правовой базы банковской деятельности.[18, с.55]
Можно выделить еще несколько групп проблем связанных со стабилизацией денежнойсферы, которые к сожалению еще не решены.
Первая группа проблем возникла потому, что стабилизация белорусскогорубля до сих пор в значительной степени связывалась с факторами чисто денежногохарактера. Достижение положительного уровня процентных ставок в реальномвыражении, постепенное сокращение относительных масштабов эмиссии, а главное,переход к единому обменному курсу национальной валюты в 2000 г. — все этообусловило постоянный рост доверия к национальной валюте, что проявлялось встабильном увеличении поступающей в страну валютной выручки.
Вторая группа проблем в области денежно-кредитной политики связана стем, что возрастает сложность и масштабность решаемых задач. Если в предыдущиегоды одна из целей монетарной политики заключалась в том, чтобы нормализоватьситуацию, то сегодня задача направлена на достижение международных стандартов вобласти гарантий надежности банковской системы, повышение ее траспарентности,качества банковских услуг и технологического потенциала банков. Кроме того,необходимо обеспечить устойчивую стабильность денежной системы, а это помимоневысоких и предсказуемых темпов инфляции и девальвации предполагает достижениеумеренных процентных ставок и показателей их дифференциации по видам операций исрокам. За последние годы здесь заметен существенный прогресс. [19, с.5]
Третья группа проблем связана с недостаточным финансовымпотенциалом банковской системы. Белорусские банки, по международным меркам,можно отнести в лучшем случае к средним, а многие промышленные предприятия являютсявесьма крупными. Для нормального развития им нужны соответствующие кредиты. Нонебольшой банк не может предоставить крупный кредит, это противоречит принципамбезопасного ведения банковских операций, так как даже самый надежный заемщиквсе же не может гарантировать своевременный возврат кредита на все 100%, никтополностью не застрахован. [20, с.196]
Нельзя не сказать о четвертой группе проблем, связанных сосложнением ситуации в мировой денежной и финансовой системе. В прежние годы,когда темпы инфляции и девальвации в республике были высоки, динамика курсовдругих твердых валют не сильно интересовала. Сегодня белорусский рубль может нетолько ослабляться, но и укрепляться по отношению к тем или иным свободно конвертируемымвалютам. И при определении параметров курсовой политики необходимо этоучитывать. Причем проблема реформирования мировой валютно-финансовой системыявляется очень серьезной.[19, c.6]
Решение вышеуказанных проблем создаст условия для повышенияэффективности монетарной политики, проводимой Национальным банком. Этообеспечит финансовую стабилизацию, необходимую для структурной перестройкинациональной экономики. Национальному банку также целесообразно расширятьвзаимовыгодное сотрудничество в сфере денежно-кредитной политики, в том числе смеждународными финансовыми организациями. В современных условиях усилениевзаимодействия в области разработки и реализации монетарной политики приобретаетвсе большее значение как фактор развития национальной экономики и снижениястепени ее уязвимости к внешним финансовым потрясениям. [18, с.56]
3.2.Основные перспективы, намеченные в денежно-кредитной политике РеспубликиБеларусь
Основнымицелями денежно-кредитной политики Республики Беларусь до 2010 г., всоответствии с Концепцией развития банковской системы Республики Беларусь на2001-2010 гг., будут являться защита и обеспечение устойчивости белорусскогорубля, в том числе его покупательной способности, и курса по отношению киностранным валютам, содействие на этой основе ускорению социально-экономическогоразвития. Защита и обеспечение покупательной способности белорусского рубляинструментами денежно-кредитной политики предполагают поддержание цен и обменногокурса используемой в Беларуси валюты за счет монетарных факторов на уровнях,обеспечивающих динамическое социально-экономическое развитие страны. [21,с.652]
По мерелиберализации цен, совершенствования государственного регулирования цен напродукцию предприятий естественных монополий, ликвидации перекрестногосубсидирования, прекращения финансирования дефицита республиканского бюджета засчет кредитов Национального банка будет повышаться роль денежно-кредитной политикив обеспечении внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля.
Обменныйкурс белорусского рубля будет формироваться на рыночных принципах всоответствии со спросом и предложением. Политика обменного курса белорусскогорубля будет ориентирована на снижение инфляции, пополнение официальных валютныхрезервов.
Приформировании валютного курса белорусского рубля будут учитываться условиявнешней торговли, и, прежде всего, колебания мировых цен на товары, изменениекросс-курсов валют стран, являющихся основными экономическими партнерамиБеларуси. С учетом допускаемой инфляции и других макроэкономическиххарактеристик, особенно состояния торгового баланса товаров и услуг, будетобеспечиваться предсказуемая динамика официального обменного курса белорусскогорубля по отношению к валютам других государств. [22, с.22]
Определяющаяроль в обеспечении требуемой динамики цен и официального обменного курсабелорусского рубля среди монетарных факторов будет принадлежать темпамнаращивания денежного предложения в белорусских рублях. Базовым условием,которое будет определять увеличение денежного предложения используемой вРеспублике Беларусь, будет увеличение реального спроса на деньги, создаваемогоростом реального ВВП. Кроме того, реальный спрос на деньги будет формироватьсяза счет расширения сферы применения белорусского рубля в совершении внутреннихи внешних операций, снижения скорости обращения денег, а также других факторов.
Каналаминаращивания денежного предложения будут преимущественно покупка иностраннойвалюты и рефинансирование банков на рыночных принципах. Основным средствомрегулирования текущей ликвидности банков станут операции Национального банка наоткрытом рынке с ценными бумагами Правительства Республики Беларусь и с иностраннойвалютой.
Процентнаяполитика станет одним из важнейших инструментов регулирования денежногопредложения. Процентная политика будет ориентирована на снижение процентныхставок по кредитам и депозитам при обеспечении их положительного уровня вреальном выражении, создание всем агентам экономических отношений равныхусловий в размещении средств в банках, государственные ценные бумаги и другиеактивы, в пользовании банковскими услугами, недопущение монопольных испекулятивных тенденций на денежном рынке, развитие добросовестной конкуренции.
По мереукрепления макроэкономической и финансовой стабилизации будет проводитьсяполитика снижения норматива резервных требований к привлеченным банкамидепозитами, что станет одним из факторов роста ресурсной базы банков дляосуществления ими активных операций. Отношения Национального банка каккредитора последней инстанции и банков будут строиться на рыночных принципах.Последовательно будет проводиться политика отказа от установленияиндивидуальных нормативов деятельности банков. [22, с.23]
Вобеспечении внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля значительнаяроль будет принадлежать увеличению золотовалютных резервов органовденежно-кредитного регулирования.
Важнейшиминаправлениями увеличения государственных золотовалютных резервов будут являтьсяпокупка Национальным банком золота и иностранной валюты, получение доходов отуправления золотовалютными резервами, привлечение внешних займов, а такжеаккумулирование части валютных доходов, полученных от приватизации государственнойсобственности.
Целевыеориентиры денежно-кредитной политики, ее важнейшие инструменты будутформироваться в направлениях и на уровнях, которые будут создавать наиболееблагоприятные условия для проведения эффективной экономической политики. [22,с.24]
Что касается среднесрочной перспективы, то важно обеспечитьреализацию следующих конкретных направлений и мероприятий:
1.Продолжить проведение денежно-кредитной политики, направленнойна поддержание стабильного курса белорусского рубля. Нормализация платежногобаланса должна осуществляться за счет повышения конкурентоспособностиэкономики, привлечения иностранных инвестиций и интеграции отечественныхпроизводителей в структуру международных хозяйственных связей при параллельномукреплении реального курса рубля.
2.  Необходимо обеспечитьвнедрение Международных стандартов финансовой отчетности не только в банковскойсистеме, но и в экономике в целом.
3.  Следует последовательнопроводить политику ужесточения бюджетных ограничений для предприятий всехотраслей.
4.  Очень важно обеспечитьразвитие системы банковских услуг, включая их качество и разнообразие. [19,с.6]
На основании проведенной неофициальнойоценки прозрачности денежно-кредитной политики в Беларуси с использованиемпринятого МВФ Кодекса надлежащей практики по обеспечению прозрачности вденежно-кредитной и финансовой политике в качестве ориентира, выдвинутопредложение о повышении прозрачности денежно-кредитной политики иусовершенствовании нормы подотчетности Национального банка Республики Беларусь.
 В частности, можно былобы улучшить ситуацию по следующим аспектам:
1.  внести ясность в вопрос об автономииНационального банка Республики Беларусь;
2.  более четко определитьинституциональную взаимосвязь между налогово-бюджетными и денежно-кредитнымиоперациями;
3.  более четко определить роль доллараСША в качестве якоря денежно-кредитной политики, если он играет такую роль;
4.  обеспечить распределение прибыли Национальногобанка Республики Беларусь в соответствии с оптимальной международной практикой;
5.  принять и опубликовать конкретныестандарты поведения персонала Национального банка Республики Беларусь иобеспечить правовую защиту сотрудников;
6.  публиковать прошедшие аудиторскуюпроверку подробные финансовые отчеты, составленные в соответствии с международнымистандартами финансовой отчетности (МСФО). [23]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы особенностью денежно-кредитной политикиРеспублики Беларусь была нацеленность на преодоление негативных явлений истабилизацию национальной денежной единицы. Несмотря на определенные успехи, вденежно-кредитной сфере существуют и проблемы. Их можно сгруппировать в четыреблока:
Во-первых, это проблемы, возникшие из-за того, что стабилизациябелорусского рубля до сих пор в значительной степени связывалась с факторамичисто денежного характера.
Во-вторых, проблемы связанные с возросшей сложностьюи масштабностью решаемых задач. К ним относятся достижение международныхстандартов в области гарантий надежности банковской системы, повышение качествабанковских услуг и технологического потенциала банков, обеспечение устойчивойстабильности денежной системы.
 В-третьих, недостаточный финансовый потенциал банковской системы.
В-четвертых, осложнение ситуации в мировой денежной и финансовойсистеме. В прежние годы, когда темпы инфляции и девальвации в республике быливысоки, динамика курсов других твердых валют не сильно интересовала. Сегоднябелорусский рубль может не только ослабляться, но и укрепляться по отношению ктем или иным свободноконвертируемым валютам.
Важно также выделить следующие аспекты, которым необходимо уделитьособое внимание:
·  обеспечение прозрачностиденежно-кредитной политики и повышения доверия к ней;
· взаимодействиеденежно-кредитной, фискальной и социально-экономической политики дляформирования наиболее благоприятных условий социально-экономического развития;
·  использование современныхэкономико-математических методов и моделей для обработки, анализа и прогнозированиятенденций в денежно-кредитной сфере и оценки их влияния на реальный секторэкономики;
·  совершенствованиеинституциональной и функциональной структуры банков;
·  совершенствованиепринципов и инструментов банковского надзора на основе внедрения международныхстандартов;
·  операционная надежность,эффективность и безопасность платежной системы;
·  развитие системыбезналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек;
·  управление финансовымирисками;
·  развитие исовершенствование правовой базы банковской деятельности.
Решение вышеуказанных проблем создаст условия для повышенияэффективности монетарной политики, проводимой Национальным банком.
Косновным тенденциям в области денежно-кредитной политики Республики Беларусьможно отнести следующие:
·  повышение роли денежно-кредитнойполитики в обеспечении внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля;
·  ориентация политики обменного курсабелорусского рубля на снижение инфляции, пополнение официальных валютныхрезервов;
·  использование показателей внешнейторговли при формировании валютного курса белорусского рубля;
·  повышение роли показателей темповнаращивания денежного предложения в белорусских рублях;
·  проведение Национальным банком операцийна открытом рынке с ценными бумагами Правительства Республики Беларусь и синостранной валютой, с целью регулирования текущей ликвидности банков;
·  проведение политики снижениянорматива резервных требований к привлеченным банками депозитам;
·  увеличение золотовалютных резервоворганов денежно-кредитного регулирования в целях обеспечения внутренней ивнешней устойчивости белорусского рубля;
·  отказ от установления индивидуальныхнормативов деятельности банков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1.  Бриштелев А. Принципы организацииденежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь//Банковский вестник.2004. №31. с.35-38
2.  Лобанов А. Денежно-кредитная политикакак система//Банковский вестник. 2004. №1. с.36-39
3.  Бриштелев А. Целевые ориентиры монетарнойполитики в Республике Беларусь//Банковский вестник. 2005. №1. с.26-31
4.  Деньги, кредит, банки: Учеб./ Г.И.Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов и др.; Под ред. Г.И. Кравцовой. – Мн.:БГЭУ, 2003 – 527 с.
5.  Организация деятельности Центральногобанка: Учеб. метод. пособие/ И.Н. Тищенко. – Мн.: БГЭУ, 2003 – 39 с.
6.  Рудый К. Монетарная политика вРеспублике Беларусь//Вестник Ассоциации белорусских банков. 2003. №17-18.с.41-43
7.   Калечиц С. Выбор целевого ориентираденежно-кредитной политики Республики Беларусь//Банковский вестник. 2004. №1.с. 14-15
8.  Лобанов А. Калечиц С. Механизмобеспечения стабильности национальной валюты//Банковский вестник. 2004. №34. с.8-11
9.  Корчагин О. Инфляционноетаргетирование: заблуждение и реальность //Банковский вестник. 2005. №16.с.9-13
10.  Гаврилов В.Белорусский рубль становится устойчивее//Банковский вестник. 2005. №19. с.10-14
11.  Основныетенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь.Аналитическое обозрение НБ РБ. 2005
12.  Каллаур П. Обитогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики РеспубликиБеларусь за январь-сентябрь и задачи на IV квартал 2005 г.//Банковский вестник. 2005. №31. с.11-13
13.  Основныетенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь.Аналитическое обозрение НБ РБ. январь-ноябрь 2005
14.  Тенденции вденежно-кредитной сфере Республики Беларусь в январе-ноябре 2005 г.//Банковский вестник. 2006. №2. с. 23-28
15.  Бюллетеньбанковской статистики. 2005. №12(78)
16.  Основные направленияденежно-кредитной политики на 2006 г.
17.  Корчагин О.Современные подходы к реализации денежно-кредитной политики//Вестник Ассоциациибелорусских банков. 2004. №1-2. с.31-33
18.  Рекомендацииучастников международной научно-практической конференции «Актуальные аспектыденежно-кредитной политики»//Банковский вестник. 2004. №1. с.55-56
19.  Тихонов А. 2005год: задачи и перспективы//Банковский вестник. 2005. №1. с.5-7
20.  Тихонов А.Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: результаты, задачи иперспективы/Проблемы прогнозирования и государственного регулированиясоциально-экономического развития. Материалы IV международной конференции.- Минск, 2-3 октября 2003 г. (том1)
21.  Национальнаяэкономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития.Механизмы управления: Учеб. пособие В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В.Богданович и др.; Под общ. ред. В.Н. Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 844 с.
22.  Концепцияразвития банковской системы республики Беларусь на 2001-2010 гг.
23.  http://www.nbrb.by
24.  Основныетенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь.Аналитическое обозрение НБ РБ. январь-декабрь 2004
25.  Бюллетеньбанковской статистики. 2004. №12(66)

Приложение 1
Технологияденежно-кредитной политики
1. Разработкадолгосрочных и среднесрочных экономических программ
(выработка экономическихцелей и стратегических мероприятий)
2. Согласованнаяразработка программ на отчетный год:
 Прогнозэкономического и социального развития страны
 Государственныйбюджет
 Прогнозныйплатежный баланс
 Отраслевыепрограммы
 Основныенаправления денежно-кредитной политики:
— цели монетарнойполитики;
— прогноз монетарныхбалансов;
— лимиты и меры порегулированию денежной эмиссии;
— направления процентнойполитики;
— валютное регулирование;
— развитие рынка ценныхбумаг;
— развитие банковской иплатежной системы.
3. Квартальные экономическиеи монетарные прогнозы, выработка мер по их реализации
4. Внутриквартальнаяработа
4.1. Ежемесячно — прогноз целевых ориентиров
 – монетарный прогноз имеры
 – процентные ставки
4.2. Еженедельно — прогноз ликвидности
— процентные ставки
— план монетарныхопераций
4.3. Ежедневно
4.3.1. Сбор и анализинформации:
а) пассивный прогнозликвидности банков;
б) операцииПравительства;
в) результаты текущихопераций денежного рынка;
г) заявки банков;
д) активный прогнозликвидности.
4.3.2. Согласованиеопераций
4.3.3. Проведениемонетарных операций

Приложение 2
/>
Рисунок. Официальныйобменный курс белорусского рубля к российскому рублю (на последний день месяца)
Примечание. Источник:собственная разработка

Приложение 3
/>
Рисунок. Официальныйобменный курс белорусского рубля к доллару США (на последний день месяца)
Примечание. Источник:собственная разработка