Функционирование органов прокуратуры Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.
Ивановский государственный университет.Юридический факультет.
Кафедра конституционного, административного и финансовогоправа.
 
Функционирование органов прокуратуры РоссийскойФедерации
Курсовая работа
Студента 3 годаобучения
ИВГУ юридическогофакультета
заочного обучения набазе
второго высшегообразования
Научный Руководитель:
Иваново, 2008.

Оглавление
 
Введение.
§1.Система органов прокуратуры РФ.
§2.Правовые основы деятельности прокуратуры РФ.
§3.Проблемы оптимизации системы органов прокуратуры.
Заключение.
Списокиспользованной литературы.
Списоксокращений.

Введение
КонституцияРоссийской Федерации 1993 года отразила качественные изменения жизни общества иориентиры дальнейшего его развития. Она провозгласила Россию демократическимфедеративным правовым социальным светским государством, в котором носителемсуверенитета и единственным источником власти является ее многонациональныйнарод, а человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Вместес тем, в настоящее время для российского общества актуальна проблема реализацииположений Конституции. Факты нарушения конституционных норм, споры по вопросамтолкования и применения основного закона диктуют необходимость в принятиикомплекса мер, направленных на создание условий для реализации положенийОсновного закона.
Вдеятельности по охране Конституции Российской Федерации участвуют различныесубъекты права, использующие при этом разнообразные средства обеспеченияперевода ее положений в общественную практику. Особое место здесь отводитсяорганам прокуратуры. Прокурорская деятельность является самостоятельным видомгосударственной деятельности. Как подчеркнул президент России на всероссийскомсовещании прокуроров в 2001 году, прокуратура была и остается одной изважнейших составляющих российской правоохранительной системы.
Функционированиеорганов прокуратуры вносит значительный вклад в обеспечение верховенстваКонституции Российской Федерации, утверждение принципа законности, укреплениеединства правового пространства, способствует охране прав и законных интересовличности, а также совершенствованию реализации принципа разделения властей.
Преобладающейв отечественной науке является позиция о значительной роли прокуратуры вреализации принципа разделения властей, о необходимости сохранения за ней широкихполномочий по надзору за законностью в
РоссийскойФедерации. Вместе с тем, надлежит заметить, что преимущественно в начале 1990-хгодов ряд ученых расценивали прокуратуру как элемент тоталитарного режима ивысказывали мнение о необходимости ограничения роли прокуратуры путемзакрепления за ней исключительно функции обвинения в уголовном процессе ивключения в судебную систему.
Реформаотечественной прокуратуры 1864 года, одним из результатов которой стало лишениепрокурорской системы функции надзора за исполнением закона, имела крайненегативные последствия для режима законности в государстве, резко подорвалаавторитет прокуроров, лишила их реальных механизмов противодействия нарушениямзакона. Поэтому любые новые попытки ослабления надзорных функций органовпрокуратуры приведут, в том числе, к ослаблению существующего режима охраныКонституции России, в том числе.
 

§1.Система органов прокуратуры РФ
Вч. 1 ст. 129 Конституции РФ закреплен один из важнейших принципов организацииорганов прокуратуры — они составляют единую централизованную систему. Согласноэтому принципу прокуратура РФ представляет собой единую федеральнуюцентрализованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору РоссийскойФедерации и осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на еетерритории законов, уголовное преследование в соответствии с полномочиями,установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ, координациюдеятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. ПрокуратураРФ выполняет и иные функции, возложенные на нее федеральными законами.
Всистему прокуратуры входят:
— Генеральная прокуратура РФ;
— прокуратуры субъектов РФ;
— научные и образовательные учреждения;
— прокуратуры городов и районов;
— военные;
— и другие специализированные прокуратуры.
Верхнююступень в иерархической лестнице системы органов прокуратуры занимаетГенеральная прокуратура РФ. Она возглавляется Генеральным прокурором РФ. Ееструктуру составляют главные управления, управления и отделы, а также Главнаявоенная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором.
Вцелях совершенствования деятельности Генеральной прокуратуры РоссийскойФедерации, обеспечения эффективного взаимодействия подразделений аппарата ируководства системой органов прокуратуры, руководствуясь ФЗ «О прокуратуре РФ»,был издан приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 января 2003 г. N 2 «Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации».Регламент устанавливает порядок организации и деятельности Генеральнойпрокуратуры РФ на основе Конституции РФ, ФЗ «О прокуратуре РФ», другихфедеральных законов, международных договоров, приказов, указаний, распоряжений,положений и инструкций Генерального прокурора РФ.
Внем указано, что Генеральным прокурором РФ издаются обязательные для исполнениявсеми работниками организационно-распорядительные документы, определяютсядолжностные обязанности заместителей Генерального прокурора РФ, его советников,помощников по особым поручениям, начальников управлений и отделов, а также иныхработников, устанавливается компетенция структурных подразделений аппарата,научных и образовательных учреждений Генеральной прокуратуры. Эти вопросырешаются им исходя из штатной численности работников, утвержденной УказомПрезидента РФ от 19 августа 2003 г. N 969 «Об общей штатной численностиорганов прокуратуры Российской Федерации» и фонда заработной платы,установленной Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2005 г. N 467 «Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов прокуратурыРоссийской Федерации».
Систематерриториальных прокуратур РФ соответствует федеративному устройству России.Согласно Конституции РФ Российская Федерация состоит из республик, краев,областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов– равноправных субъектов Российской Федерации.[1] Систематерриториальных органов прокуратуры состоит из трех звеньев (уровней):
1)Генеральная прокуратура РФ;
2)прокуратуры субъектов Федерации;
3)районные (городские) прокуратуры. В городах, где районное деление отсутствует,образованы прокуратуры административных округов с приданием им статусапрокуратур районов в городах.
Впрокуратурах субъектов Федерации действуют сообразноадминистративно-территориальному делению прокуратуры городов и районов, которыенепосредственно подчиняются соответственно прокурорам республик, краев,областей, автономной области, автономных округов. В ряде субъектов Федерацииорганы прокуратуры созданы в соответствии с особенностями ихадминистративно-территориального деления. Так, прокуратуры районного(городского) уровня в Якутии называются прокуратурами улусов, в Тыве –коожунов.
Восновной части субъектов Федерации на низовом уровне созданы и действуют толькопрокуратуры городов и районов. В некоторых субъектах Федерации действуютмежрайонные прокуратуры, осуществляющие свои полномочия на территориинескольких районов.
Вцелях осуществления функций руководства районными прокурорами и контроля за ихдеятельностью прокурорам городов с районным делением Генеральный прокурор РФпредоставил определенные полномочия.
Вотдельных городах отсутствует районное деление и образованы административныеокруга. В большинстве субъектов Федерации имеются только прокуратуры городов ирайонов. Однако в ряде республик, краев, областей, автономных округовобразованы межрайонные прокуратуры, которые осуществляют надзор на территориинескольких районов.
Учитываяособое положение Москвы, был принят специальный Закон «О статусе столицыРоссийской Федерации», которым предусмотрено специальноеадминистративно-территориальное деление Москвы. Оно закреплено в Уставе города,принятом Московской Думой. В настоящее время в Москве созданы муниципальныерайоны и административные округа. С учетом этого в столице действуютмежрайонные прокуратуры, обеспечивающие надзор на территории ряда муниципальныхрайонов, и прокуратуры административных округов, имеющие статус прокуратургородов с районным делением. Прокуроры административных округов, в частности,осуществляют руководство межрайонными прокурорами и непосредственно надзираютза исполнением законов органами управления и контроля административных округов,должностными лицами окружного уровня, а также за соответствием законуиздаваемых ими правовых актов. Кроме того, они производят предварительноеследствие по делам о тяжких преступлениях организованных групп, опреступлениях, совершенных на территориях, поднадзорных нескольким межрайоннымпрокуратурам, участвуют в рассмотрении дел межмуниципальными (районными)народными судами по направленным прокурорам округа заявлениям и искам,уголовным делам, расследованным прокуратурой округа. Все эти прокурорыподчинены прокурору Москвы.
Всистему прокуратуры РФ входят также специализированные прокуратуры. К их числуотносятся:
— военные;
— транспортные;
— природоохранные прокуратуры;
— прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовныхнаказаний;
— а также прокуратуры, осуществляющие надзор в закрытых административно – территориальныхобразованиях и на режимных объектах.
ПриказомГенерального прокурора РФ N 24 от 9 апреля 1996 г. разграничена компетенция территориальных прокуроров и прокуроров специализированныхпрокуратур.
Возглавляетвоенные прокуратуры Главная военная прокуратура, которая на правах структурногоподразделения входит в Генеральную прокуратуру. Структуру военной прокуратурысоставляют: прокуратуры военных округов, прокуратура Ракетных войскстратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы РФ ипрокуратуры других войск, приравненные по своему статусу к прокуратурамсубъектов РФ. В структуре военной прокуратуры имеются также прокуратурыгарнизонов, объединений и соединений, имеющие статус прокуратур городов ирайонов.
Генеральныйпрокурор РФ возложил на транспортных прокуроров осуществление надзора зазаконностью правовых актов и исполнением законов Государственным таможеннымкомитетом, Министерством путей сообщения РФ, Министерством транспорта РФ (заисключением вопросов автомобильно-дорожной службы), Федеральной авиационнойслужбой России, Федеральной службой речного флота России и входящими в ихсистему государственными предприятиями, учреждениями, организациями иконтролирующими органами, общественными объединениями транспорта,Межгосударственным авиационным комитетом.
Транспортнымпрокурорам подследственны дела о преступлениях, совершенных на полотне железнойдороги, станциях, вокзалах, платформах, пристанях, судах, воздушных судах, ваэропортах, поездах, морских и речных портах системы Министерства путейсообщения и Министерства транспорта РФ, а также о преступлениях, совершенных послужбе работниками государственных предприятий, учреждений и организацийсистемы Министерства путей сообщения, Министерства транспорта РФ (за изъятиемавтомобильно-дорожной службы), Федеральной авиационной службы России,Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флотаРоссии, органов внутренних дел на транспорте, Федеральной таможенной службыРоссийской Федерации. Они также расследуют дела о преступных нарушениях правилбезопасности движения и эксплуатации железнодорожного, водного и воздушноготранспорта независимо от форм собственности и ведомственной принадлежноститранспортных средств и дела о контрабанде и других нарушениях таможенногозаконодательства.
Возглавляетсистему транспортных прокуратур Управление по надзору за исполнением законов натранспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры Российской Федерации.В нее также входят: транспортные прокуратуры, приравненные к прокуратурамсубъектов РФ, и подчиненные им транспортные прокуратуры, имеющие статусрайонных прокуратур. В основном эта система создавалась применительно к сетижелезных дорог и других транспортных магистралей. В настоящее времясоответственно отделениям железных дорог действуют транспортные прокуратуры направах районных и управлениям железных дорог — транспортные прокуратуры на правахпрокуратур субъектов Федерации. В подчинении последних находятся и другиетранспортные прокуратуры.
Кчислу специализированных прокуратур относятся и прокуратуры войсковых частей.Они созданы более 40 лет назад и предназначены для осуществления надзора заисполнением законов в закрытых административно – территориальных образованиях(ЗАТО), на особо важных объектах и в воинских формированиях ряда министерств иведомств. Перечень особо режимных объектов определяется Правительством России иподлежит пересмотру с учетом изменения характеристик того или иного объекта.
Всистему этих прокуратур входят: Второе управление Генеральной прокуратуры РФ ипрокуратуры войсковых частей, статус каждой из которых определен Генеральнымпрокурором РФ.
Напрокуроров войсковых частей Генеральным прокурором РФ возложено осуществлениенадзора за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовыхактов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местногосамоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, органами контроля,их должностными лицами в закрытых административно-территориальных образованиях,на особо важных и особо режимных объектах, органами военного управления,специализированными военно-строительными и иными воинскими формированиями,занятыми на строительстве, в охране и эксплуатации особо важных и особорежимных объектов, а также территориальными органами министерств и ведомств вотношении перечисленных объектов.
В1980-1990 гг. практически во всех субъектах РФ были образованы межрайонныеприродоохранные прокуратуры со статусом районных и подчиненные соответствующимпрокурорам республик, краев, областей, автономных округов.
Природоохранныепрокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защитуокружающей среды, экологических прав граждан, природоохранными органами,предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами,общественными объединениями, перечень которых определяется прокуроромсоответствующего субъекта Федерации. Они также производят предварительноеследствие по делам об экологических преступлениях, совершенных преимущественнона поднадзорных природоохранным прокурорам предприятиях.
Вцелях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовногонаказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера,назначаемых судом, были образованы прокуратуры по надзору за законностьюисполнения уголовных наказаний. Они имеют статус районных прокуратур иподчиняются соответствующим прокурорам субъектов Федерации.
Напрокуроров по надзору за соблюдением законов в ИТУ возложены обязанности поосуществлению надзора за исполнением законов и соответствием законам издаваемыхправовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина администрациейисправительно-трудовых учреждений, специальных подразделений по обеспечениюбезопасности объектов уголовно-исполнительной системы. Они также производятпредварительное следствие по делам о преступлениях, совершенных осужденными висправительно-трудовых учреждениях, а также по службе работниками этихучреждений, специальных подразделений по обеспечению безопасности объектовуголовно – исполнительной системы.
Всистему органов прокуратуры входят также научные и образовательные учреждения,являющиеся юридическими лицами.
Внастоящее время в системе органов прокуратуры РФ имеются один научный, триинститута повышения квалификации работников органов прокуратуры, учебныйинститут. Это Научно – исследовательский институт проблем укрепления законностии правопорядка, Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральнойпрокуратуры РФ (Москва), Институт повышения квалификациипрокурорско-следственных работников Генеральной прокуратуры РФ(Санкт-Петербург), Институт повышения квалификации прокурорских работниковГенеральной прокуратуры Российской Федерации (Иркутск) и Санкт-Петербургскийюридический институт Генеральной прокуратуры РФ. Кроме того, образованы еще триучебных института прокуратуры Российской Федерации в составе Московскойгосударственной юридической академии, Саратовской государственной академииправа и Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).
Вопросыделового сотрудничества оперативных подразделений Генеральной прокуратуры РФ,прокуроров субъектов Федерации и приравненных к ним прокуроров с научными и образовательнымиучреждениями прокуратуры находятся под постоянным контролем Генеральногопрокурора. Своим Указанием от 18 марта 1996 г. N 17/20 «Об улучшении взаимодействия органов прокуратуры с научными и образовательными учреждениями системыпрокуратуры Российской Федерации в деятельности по укреплению законности иправопорядка» Генеральный прокурор определил основные формывзаимодействия.
2.Конституцией РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» Генеральному прокурору РФ дано право наобразование, реорганизацию и ликвидацию органов и учреждений прокуратуры. Всоответствии с Регламентом Генеральной прокуратуры РФ, утвержденного приказомГенеральной прокуратуры РФ N 2 от 15 января 2003 г. принимается решение и порядок об образовании или реорганизации органов и учрежденийпрокуратуры, одновременно определяет их статус.
Инициативав постановке вопросов об образовании, реорганизации и ликвидации районных игородских прокуратур (или специализированных, имеющих тот же статус) исходит отпрокуроров субъектов Федерации. Они же предварительно прорабатывают эти вопросыс соответствующими органами местного самоуправления. Вопросы об образованииспециализированных прокуратур, осуществляющих надзор в закрытыхадминистративно-территориальных образованиях, на особо важных и особо режимныхобъектах, Генеральный прокурор РФ решает с учетом мнений Правительства РФ,соответствующих федеральных министерств и ведомств. При решении вопросовобразования специализированных прокуратур, имеющих статус прокуратур субъектовФедерации и осуществляющих надзор на территории нескольких субъектов Федерации,Генеральный прокурор учитывает мнение органов власти и управления, внеобходимых случаях федерального уровня и всегда — субъектов Федерации, территорииили объекты которых попадают в поле надзорной деятельности образуемойпрокуратуры. В качестве примера можно привести приказ Генеральной прокуратурыРФ от 19 октября 1997 г. N 293ш «Об образовании Московской региональнойприродоохранной прокуратуры, упразднении природоохранной прокуратуры г. Москвыи изменении штатной численности прокуратуры Московской области».
3.Система органов прокуратуры закреплена в ФЗ «О прокуратуре РФ» и представляетсобой разветвленную сеть территориальных, военных и иных специализированныхпрокуратур, научных и образовательных учреждений, других организаций,являющихся юридическими лицами, организационно между собой взаимосвязанных ивзаимообусловленных единством решаемых задач по обеспечению режима законности иправопорядка. Законом запрещено создание на территории РФ органов прокуратуры,не входящих в единую систему прокуратуры РФ. Это является одним из условийреализации основополагающего принципа построения и функционирования прокуратуры- единства и строгой централизации системы прокурорских органов. Образование,реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение ихстатуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Примером служитПоложение «Об отделах Генеральной прокуратуры Российской Федерации вфедеральных округах», утвержденное Генеральной прокуратурой РФ 2 сентября 2002 г.
Исходяиз смысла ФЗ «О прокуратуре РФ», все создаваемые на территории РФ органыпрокуратуры должны непременно входить в единую систему органов прокуратуры идействовать на основе ФЗ «О прокуратуре РФ», приказов и указаний Генеральногопрокурора РФ.
Такимобразом, никто не может присваивать функции прокуратуры на территорииРоссийской Федерации. Во время чеченских событий были созданы, так называемыеорганы прокуратуры республики Ичкерии, которые никогда не были признанызаконными. Подтверждением служат приказы Генеральной прокуратуры РФ «Оборганизации деятельности военных прокуратур Объединенной группировки войск(сил) на Северном Кавказе» N 249 от 9 сентября 2002 г., «О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека игражданина при проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказскогорегиона Российской Федерации» N 301 от 20 ноября 2002 г.
Всоответствии со ст. 28 Федерального закона «Об общественныхобъединениях» в названии общественного объединения не допускаетсяиспользование наименований органов государственной власти и органов местногосамоуправления, существующих на территории РФ политических партий, а такжепартий прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи снарушением Федерального закона «О политических партиях». ОпределениеСК РФ по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 мая 2002 г. N 56-Г02-10, установило, что общественная организация «независимая общественнаяпрокуратура» в своем наименовании использовала термин«прокуратура», указывая на характер своей деятельности, как этопредусмотрено ст. 54 ГК РФ (части первая, вторая и третья) (с последними изм. идоп. от 27 июля 2006 г.). Признано незаконным использование понятия«прокуратура» в названии общественной организации «независимаяобщественная прокуратура».
Особое место в системе органов прокуратуры Россиизанимает Следственный комитет при прокуратуре РФ.
В систему прокуратуры Российской Федерации входитСледственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, состоящий изГлавного следственного управления Следственного комитета при прокуратуреРоссийской Федерации, следственных управлений Следственного комитета припрокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации иприравненных к ним специализированных следственных управлений Следственногокомитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе военных следственныхуправлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, а такжеследственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РоссийскойФедерации по районам, городам и приравненных к ним специализированныхследственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РоссийскойФедерации, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета припрокуратуре Российской Федерации.
Положение о Следственном комитете при прокуратуреРоссийской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.[2]
Следственный комитет при прокуратуре РоссийскойФедерации является органом прокуратуры Российской Федерации, обеспечивающим впределах своих полномочий исполнение федерального законодательства об уголовномсудопроизводстве.
Следователи Следственного комитета при прокуратуреРоссийской Федерации проводят предварительное следствие по делам о преступлениях,отнесенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ихкомпетенции.
Систему Следственного комитета при прокуратуреРоссийской Федерации составляют: Главное следственное управление Следственногокомитета при прокуратуре Российской Федерации, следственные управленияСледственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектамРоссийской Федерации и приравненные к ним специализированные следственныеуправления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в томчисле военные следственные управления Следственного комитета при прокуратуреРоссийской Федерации по военным округам, флотам, Ракетным войскамстратегического назначения и другие военные следственные управленияСледственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, приравненные кследственным управлениям Следственного комитета при прокуратуре РоссийскойФедерации по субъектам Российской Федерации, а также следственные отделыСледственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городами приравненные к ним специализированные следственные отделы Следственногокомитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе военные следственныеотделы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации пообъединениям, соединениям, гарнизонам и другие военные следственные отделыСледственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, приравненные кследственным отделам Следственного комитета при прокуратуре РоссийскойФедерации по районам, городам.
3. Следственный комитет при прокуратуре РоссийскойФедерации возглавляет Первый заместитель Генерального прокурора РоссийскойФедерации – Председатель Следственного комитета при прокуратуре РоссийскойФедерации, который назначается на должность и освобождается от должностиСоветом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлениюПрезидента Российской Федерации.
Председатель Следственного комитета при прокуратуреРоссийской Федерации имеет первого заместителя и заместителей, которыеназначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РоссийскойФедерации по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуреРоссийской Федерации.
Председатель Следственного комитета при прокуратуреРоссийской Федерации в пределах установленных штатной численности и фондаоплаты труда работников (сотрудников) Следственного комитета при прокуратуреРоссийской Федерации и его структурных подразделений утверждает их структуру иштатное расписание, а также определяет полномочия структурных подразделений.
В Следственном комитете при прокуратуре РоссийскойФедерации создаются главные управления, управления, отделы и отделения;образуются должности руководителей соответствующих структурных подразделений,их первых заместителей и заместителей, а также старших прокуроров-криминалистов,прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам,следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей.
Работники Следственного комитета при прокуратуреРоссийской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности впорядке, устанавливаемом Председателем Следственного комитета при прокуратуреРоссийской Федерации.
В Следственном комитете при прокуратуре РоссийскойФедерации образуется коллегия, в состав которой входят по должности ПредседательСледственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, его первыйзаместитель и заместители, а также другие работники, которые назначаются надолжность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации попредставлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре РоссийскойФедерации. Положение о коллегии Следственного комитета при прокуратуреРоссийской Федерации утверждается Председателем Следственного комитета припрокуратуре Российской Федерации.
Работники Следственного комитета при прокуратуреРоссийской Федерации являются прокурорскими работниками.[3]
§2.Правовые основы деятельности прокуратуры РФ
Правоваяоснова деятельности прокуратуры Российской Федерации — это фундаментальнаячасть правового регулирования единой федеральной централизованной системы.
Такоерегулирование осуществляется на уровне:
а)федеральных законов РФ;
б)международных договоров РФ;
в)нормативных правовых актов РФ (актов Президента и Правительства РФ и др.);ведомственных и межведомственных подзаконных актов.
Прокуратура и законодательство о прокуратуреотносится к исключительному ведению РФ.[4]
ВКонституции определены общие вопросы организации прокурорской системы и порядканазначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации ипрокуроров субъектов Федерации. Более детально вопросы организации деятельностиорганов прокуратуры законодателем изложены в ФЗ «О прокуратуре РФ» и постоянносовершенствуются.
Правовыеосновы организации, порядка деятельности органов прокуратуры и полномочийпрокуроров заложены и других федеральных законах, регулирующих различные сферыправовых отношений. Об этом имеется указание в Федеральных законах: «Огосударственной тайне» N 5485-I от 21 июля 1993 г. (ст. 32), «О федеральной службе безопасности» N 40-ФЗ от 3 апреля 1995 г. (ст. 24), «О государственной охране» N 57-ФЗ от 27 мая 1996 г. (ст. 32), «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» N27-ФЗ от 6 февраля 1997 г. (ст. 53), «О службе в таможенных органахРоссийской Федерации» N 114-ФЗ от 21 июля 1997 г. (ст. 58), «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»N 128-ФЗ от 25 июля 1998 г. (ст. 16), «Об оперативно-розыскнойдеятельности» N 144-ФЗ от 12 августа 1995 г. (ст. 21), «О внешней разведке» N 5-ФЗ от 10 января 1996 г. (ст. 25), «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишениясвободы» N 5473-I от 21 июля 1993 г. (п. 5 ст. 38), «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» N103-ФЗ от 15 июля 1995 г. (ст. 51), «О наркотических средствах ипсихотропных веществах» N 3-ФЗ от 8 января 1998 г. (ст. 60).
Вовсех перечисленных выше нормативно – правовых актах указаны цели, функции,задачи и компетенция прокуратуры, которые в совокупности предопределяютединство и централизованность системы ее органов: действие органов прокуратурына основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральномупрокурору РФ; осуществление ими полномочий независимо от федеральных органоввласти и органов государственной власти субъектов Федерации, органов местногосамоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии сдействующими на территории России законами, а также на основе гласности иинформирования органов власти и самоуправления, населения о состояниизаконности.
В международных договорах и соглашениях РоссийскойФедерации о правовой помощи и сотрудничестве по различным аспектам борьбы спреступностью также заложены полномочия органов прокуратуры РФ.
Процессуальноеположение прокурора, его полномочия, правовые средства их реализации вразличных судебных инстанциях при рассмотрении уголовных, гражданских,арбитражных дел, дел об административных правонарушениях регламентируютсясоответственно Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданско-процессуальнымикодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Кодексом обадминистративных правонарушениях.
Наиболеесистематизированная совокупность норм об организации, полномочиях и порядкедеятельности прокуроров и следователей прокуратуры содержится в Уголовно –процессуальном кодексе. В целях надлежащего выполнения возложенной на прокурорафункции в сфере уголовного судопроизводства он наделен широким кругомполномочий. Для повышения их эффективности Генеральным прокурором РФ издан рядорганизационно-распорядительных документов, положения которых являютсяобязательными для исполнения.[5] Онипозволяют решать организационные вопросы по реализации процессуальных норм иобеспечению конституционных прав участников уголовного судопроизводства.
Прокуроруполномочен не только участвовать в производстве предварительногорасследования, но и в необходимых случаях давать письменные указания онаправлении расследования, производстве следственных действий и иныхпроцессуальных действий, а также лично производить не только отдельныеследственные действия, но и иные процессуальные действия. Эти полномочия даютвозможность прокурору определяющим образом влиять на ход предварительногорасследования, обеспечивая его надлежащее качество и оперативность, а принеобходимости осуществить любое следственное действие или иное процессуальноедействие без принятия уголовного дела к своему производству.
Одновременнов УПК РФ ограничен и круг должностных лиц органов прокуратуры, которые могут отимени государства поддерживать в суде обвинение по уголовному делу. Достаточносказать, что функции государственного обвинителя могут осуществлять толькопрокурор района, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры ивышестоящий прокурор.[6]
Государствовнимательно относится к деятельности прокуратуры, о чем свидетельствуетдовольно большое количество Указов Президента РФ. В частности, Указ от 19августа 2003 г. N 969 «Об общей штатной численности органов прокуратурыРоссийской Федерации» принят в целях обеспечения предусмотренногоУголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации участия прокуроров вуголовном судопроизводстве. Согласно Положению «О координации деятельностиправоохранительных органов в борьбе с преступностью», утвержденному УказомПрезидента РФ от 18 апреля 1996 г., одним из основных направлений вдеятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью являетсясоздание следственно-оперативных групп для раскрытия и расследованияпреступлений. Прокуроры при этом призваны осуществлять руководство подобнымигруппами и надзор за законностью деятельности следователей иоперативно-розыскных органов.
Во исполнение ФЗ «о прокуратуре РФ» и других нормативныхдокументов были приняты Постановления Правительства Российской Федерации«О создании институтов прокуратуры в составе Московской государственнойюридической академии, Саратовской государственной академии права и Уральскойгосударственной юридической академии» N 787 от 8 июля 1996 г., «Об оружии, предназначенном для личной защиты прокуроров и следователей» N 708 от29 июня 1999 г., «Об утверждении норм выдачи и описания знаков различия и форменногообмундирования прокуроров, следователей, научных и педагогических работников,имеющих классные чины» N 352 от 25 марта 1996 г., «О продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставляемого прокурорам и следователяморганов прокуратуры, работающим в местностях с тяжелыми и неблагоприятнымиклиматическими условиями» N 242 от 6 марта 1996 г. и ряд других.
Всвязи с ратификацией Российской Федерацией Европейской Конвенции о защите правчеловека и основных свобод и признании юрисдикции Европейского суда по правамчеловека прокуратура исполняет нормы этих договоров, конвенций, касающихсянепосредственно ее, либо когда это вытекает из общих положений договоров, когдаисполнитель определяется согласно компетенции прокуратуры, определяемойфедеральными законами. Международное поручение об осуществлении уголовногопреследования направляется через Генеральную прокуратуру и как процессуальныйдокумент особого рода должно содержать обязательные реквизиты, определяемыемеждународными договорами — этого требует приказ Генеральной прокуратуры РФ от3 августа 1998 г. N 50 «Об организации международного сотрудничествапрокуратуры Российской Федерации».
Регулированиетрудовых отношений прокурорских работников существенно отличается отрегулирования трудовых отношений иных работников прокуратуры.
Такоеотличие проводится по различным условиям и аспектам прохождения службы. Ониотражены в существенной мере в законодательных и иных нормативных правовыхактах. Трудовые отношения прокурорских работников регламентируются, преждевсего, ФЗ «О прокуратуре РФ», который устанавливает прохождение службы ворганах и учреждениях прокуратуры. В случае, когда какие-либо отношения прохожденияслужбы прокурорских работников не урегулированы ФЗ «О прокуратуре РФ»,применяются нормы трудового законодательства, включая нормы о прохождениигосударственной службы. Более детально кадровые вопросы определяются приказамиГенеральной прокуратуры РФ от 11 ноября 1996 г. «Об основных направлениях работы с кадрами в органах прокуратуры Российской Федерации» N 66 от 11ноября 1996 г., «О порядке реализации организационно-штатных полномочий в системепрокуратуры Российской Федерации» N 8 от 29 января 1999 г., «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных идругих специализированных прокуратур» N 54 от 9 сентября 2002 г., «Об организационных основах деятельности прокуратур городов с районным делением» N57 от 21 октября 1996 г.
Присвоениеклассных чинов определены Указом Президента РФ от 30 июня 1997 г. N 659 «Об утверждении Положения о классных чинах прокурорских работников РоссийскойФедерации» и Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 25 декабря 1997 г. N 6-11 «О классных чинах прокурорских работников, знаках различия и форменномобмундировании прокуроров, следователей, научных и педагогических работников,имеющих классные чины».
ПрокуратураРФ представляет собой систему органов, осуществляющих от имени РоссийскойФедерации и независимо от федеральных органов государственной власти, органовгосударственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления,общественных объединений надзор за исполнением действующих на ее территориизаконов. Таким образом, Конституция делает только одно исключение из правила — прокуроры субъектов Федерации назначаются Генеральным прокурором РоссийскойФедерации по согласованию с ее субъектами.[7]Законодательством субъекта Федерации должно быть определено, с какими органамивласти субъектов Федерации и в каком порядке производится такое согласование.
Конституциями,уставами (основными законами) различных субъектов Федерации этот вопросрегламентируется не единообразно. Существование и успешная деятельностьпрокуратуры Российской Федерации как специфического самостоятельногогосударственного органа возможны, если все ее органы составляют единуюцентрализованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим иГенеральному прокурору. Такое построение органов прокуратуры позволяет имдействовать в едином направлении и осуществлять надзор за исполнением законов,независимо от каких бы то ни было других государственных органов и должностныхлиц. Согласно Конституции РФ полномочия, организация и порядок деятельностипрокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
Поэтомуна прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренныхфедеральными законами. Тем самым подчеркивается федеральный характерпрокуратуры как целостной государственно-правовой структуры. Верно и то, что изпредмета ведения прокуратуры иными законами или иными нормативными правовымиактами не могут быть изъяты возложенные на нее функции, не могут быть суженысферы правовых отношений, в которых в соответствии с законами осуществляетсяпрокурорский надзор, иные функции прокуратуры.
На прокуратуру Российской Федерации не может бытьвозложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.[8]
Всоответствии со стоящими перед прокуратурой РФ целями, она выполняет рядопределённых функций, которые определяют направления её деятельности[9]:
1) Надзорза исполнением законов: федеральными министерствами и ведомствами,представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ,/> органамиместного самоуправления, органами военного управления,/> органамиконтроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемыхими правовых актов, о котором в более широком аспекте будет сказано ниже;
2) Надзорза соблюдением прав и свобод человека и гражданина: федеральными министерствамии ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органамисубъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления,органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителямикоммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законоворганами, осуществляющими:
3) оперативно-розыскнуюдеятельность, дознание, предварительное следствие;
4) Надзорза исполнением законов администрациями: органов и учреждений, исполняющихнаказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера,администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
5) Надзорза исполнением законов судебными приставами;
6) Уголовноепреследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальнымзаконодательством РФ (осуществляемое следственным комитетом при прокуратуре РФи прокурором, при поддержании государственного обвинения в суде);
7) Участвуютв рассмотрении дел судами, обжалуют противоречащие закону решения, приговоры,определения, постановления судов.
ПрокуратураРФ принимает участие в правотворческой деятельности.
Генеральнаяпрокуратура РФ в пределах своей компетенции – осуществляет прямые связи с соответствующимиорганами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними;
8) Заключаетсоглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью;
9) Участвуетв разработке международных договоров Российской Федерации.
Основнойфункцией всех органов прокуратуры является прокурорский надзор, которыйпредставляет собой действия прокуроров по наблюдению за законностью решенийорганов власти и управления, хозяйствующих субъектов и объединений, затрагивающихправа и законные интересы граждан, общества и государства, а также направленныена устранение нарушений законов и способствовавших им обстоятельств, навосстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности.Прокурорский надзор осуществляется от имени Российской Федерации.
Основнымиотраслями и направлениями прокурорского надзора являются:
1. надзорза исполнением законов: федеральными министерствами и ведомствами,представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ,органами местного самоуправления, органами военного управления, органамиконтроля, их должностными лицами, органами управления и руководителямикоммерческих и некоммерческих организаций, а также соответствие законамиздаваемых ими правовых актов;
2. надзорза соблюдением прав и свобод человека и гражданина: федеральными министерствамии ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органамисубъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления,органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителямикоммерческих и некоммерческих организаций;
3. надзорза исполнением законов органами, осуществляющими: оперативно-розыскнуюдеятельность, дознание, предварительное следствие;
4. надзорза исполнением законов:
— администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судоммеры принудительного характера,
— администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Всядеятельность прокуратуры по данным отраслям и направлениям четкорегламентирована действующим законодательством РФ.
Приосуществлении общего надзора прокуроры имеют следующие полномочия:
1. попредъявлении служебного удостоверения: беспрепятственно входить на территории ив помещения органов, на которые распространяется надзор, иметь доступ к ихдокументам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей ворганы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать отруководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления:необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделенияспециалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок попоступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельностиподконтрольных или подведомственных им организаций;[10]
2. />вызыватьдолжностных лиц и граждан для объяснений по по
3. водунарушений законов. При наличии оснований, установленных законом, прокурорвозбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечениялиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности. [11]При установлении нарушений закона прокурор имеет право применить следующие актыпрокурорского реагирования:
4. вынестипредставление об устранении нарушений;[12]
5. принестипротест на противоречащий законам правовой акт;[13]
6. обратитьсяв суд или арбитражный суд с требованием о при-
7. знанииправового акта недействительным;[14]
8. вынестипостановление о возбуждении
9. производстваоб административном правонарушении;[15]
10. потребоватьписьменно привлечения виновного лица к иной
11. установленнойзаконом ответственности.
§3.Проблемы оптимизации системы органов прокуратуры
Однимиз наиболее видных путей оптимизации системы органов прокуратуры РФ явился путьсоздания Следственного комитета при прокуратуре РФ.
Касаемовыбранного пути оптимизации системы органов прокуратуры РФ, выбранной приподдержке Генерального Прокурора РФ Ю. Чайка можно прийти к выводу, что все,разработанные в поддержку данной концепции нормативно – правовые актынаправлены на обеспечение полноценной самостоятельности следователя. Даннуюконцепцию предложил Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка, выступивший передсредствами массовой информации 19 марта 2007 г. Подобнаяконцепция развития органов прокуратуры РФ основана на усилении принципасостязательности сторон в судебном процессе по уголовным делам. В свою очередь Следственным комитетом при прокуратуре РФ руководитПредседатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации,назначаемый который назначается на должность и освобождается от должностиСоветом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлениюПрезидента Российской Федерации (как и сам Генеральный прокурор РФ).
Исходя из выбранной концепции развития на сегодняшний день системаорганов прокуратуры в своих полномочиях ограничена до представлениягосударственного обвинения в суде, а также функций по надзору за федеральнымиорганами исполнительной власти.
Проанализировавписьмо главного военного прокурора, адресованноевоенным прокурорам гарнизонов, можно сделать вывод о том, что планируетсясоздание следственного органа, в рамках РФ, который будет объединять в себеследователей всех ведомств, которые в настоящее время осуществляют деятельность по расследованию уголовных дел. Кроме того, из материаловэтого письма можно сделать вывод о том, что Прокуратура РФ в перспективереорганизуется в комитетгосударственных обвинителей при Министерстве Юстиции РФ(данный тезис подтверждается вопросом в письмеглавного военного прокурора об отношении военных прокуроров и приравненных кним прокуроров к сокращению штатов военных прокуратур и переходе нафедеральную гражданскую службу).
Безусловновыбранный путь развития органов прокуратуры позволитсделать следствие абсолютно независимым от обвинения. Подобные шагизаконодателем делаются в целях усиления состязательности в уголовном процессе.
В настоящеевремя в системе органов военных прокуратур существуют существенные недостатки.
К наиболее значимым я хочу отнести недостатки, существующие в военныхпрокуратурах и следственных подразделениях при военных прокуратурах.
Конкретно этовыражается в существенных недостатках в формировании структуры военнойпрокуратуры РВСН и Следственного Управления (далее СУ) припрокуратуре РВСН. Сложившееся положение дел обусловлено делениемпрокуратур и СУ по принципу окружного подчинения.
Уникальностьпрокуратуры и СУ РВСН заключается в том, что РВСН приравнены к военному округу(в силу наличия в ведении подчиненных объединений,соединений и частей ядерного оружия). Из территориальной расположенностипрокуратур Ракетных армии и Следственных отделов при прокуратурах армий (далееСО) вытекают основные и самые существенные недостатки, выражающиеся взначительном удалении участков прокуратур и СО отруководства и судебных органов, рассматривающих по существу уголовные дела идр.
Такиеограничения создают существенные препятствия для соблюдения норм УПК итребований других нормативно – правовых актов. Препятствия выражаются в трудности соблюдения процессуальных сроков и сроковреагирования, если речь идет о прокурорском надзоре.

Заключение
Такимобразом, Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованнаясистема органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор засоблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующихна территории Российской Федерации.
Положениео прокуратуре базируется на Федеральном Законе «О прокуратуре РоссийскойФедерации» от 17 ноября 1992 г. Этот акт отвечает интересам укреплениязаконности и правопорядка в сложный переходный период развития России. В нем взначительной мере учтен опыт сходных государственно – правовых структурразвитых стран. Одновременно сохранены и усилены положения, учитывающиепреемственность отечественного опыта. Основное усилие сделано на развитиеогромного правозащитного потенциала прокуратуры, в том числе в реализации егоконституционного приоритета обеспечения реальных гарантий прав и свободчеловека и гражданина. С учетом этого введена в закон специальная глава опрокурорском надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина какглавном приоритете в ее деятельности. В этих целях прокуратуры осуществляютнадзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами,законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации,органами местного самоуправления, органами контроля, а также руководителямикоммерческих и некоммерческих организаций.
Одновременнопрокуратура способствует взаимодействию разделения властей, выполняя функциюодного из элементов системы «сдержек и противовесов», их согласованномуфункционированию как единой государственной власти; прокуратура призванаобеспечивать укрепление и сохранность законности.
Местопрокуратуры в системе государственно-правовых институтов имеет ключевоезначение для определения сущности прокурорской системы, функций прокуратуры, ееправового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности.
Онаустанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого быони ни исходили. Одновременно всей своей деятельностью прокуратура способствуетвзаимодействию разделенных властей, их согласованному функционированию какединой государственной власти; все ветви власти заинтересованы в сохранении иукреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура. ПрокуратураРоссийской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральнымизаконами.
Вцелях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защитыправ и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересовобщества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
1) надзорза исполнением законов;
2) надзорза соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
3) надзорза исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскнуюдеятельность, дознание и предварительное следствие;
4) надзорза исполнением судебных решений судебными приставами;
5) надзорза исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющихнаказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера,администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
6) уголовноепреследование в соответствии с полномочиями, установленнымиуголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
7) координациюдеятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Прокурорыв соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерацииучаствуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовываютпротиворечащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
Крометого, Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческойдеятельности.

Списокиспользованной литературы
 
Ι.Нормативный материал
 
1. Конституция РФ.Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // «Российская газета», 25дек.1993 N 237.
2. Уголовно –процессуальный кодекс Российской федерации от 18 дек. 2001 г. N 174-ФЗ // «Российская газета» от 22 декабря 2001 N 249.
3.Федеральный закон О прокуратуре российской федерации: ФЗ N 2202-1 от 17 января 1992года // СЗРФ, 20 ноября 1995, N 47, Ст. 4472.
4.Федеральный закон «О государственной тайне» N 5485-I от 21 июля 1993 //«Российская газета», N 182, 21 сен 1993.
5.Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» N 40-ФЗ от 3апреля 1995 // СЗРФ, 10 апр.1995, N 15, Ст. 1269.
6.Федеральный закон «О государственной охране» N 57-ФЗ от 27 мая 1996// СЗРФ, 27 мая 1996, N 22, Ст. 2594.
7.Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних делРоссийской Федерации» N 27-ФЗ от 6 февраля 1997 // СЗРФ, 10 февр. 1997, N6, Ст. 711.
8.Федеральный закон «О службе в таможенных органах РоссийскойФедерации» N 114-ФЗ от 21 июля 1997 // «Российская газета», N146, 31 июля 1997.
9.Федеральный закон О государственной дактилоскопической регистрации в РоссийскойФедерации” N 128-ФЗ от 25 июля 1998 // «Российская газета», N145, 01 авг. 1998.
10.Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» N 144-ФЗ от12 августа 1995 // СЗРФ, 14 авг.1995, N 33, Ст. 3349.
11.Федеральный закон «О внешней разведке» N 5-ФЗ от 10 января 1996 //«Собрание законодательства РФ», 15 янв.1996, N 3, Ст. 143.
12.Федеральный закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовныенаказания в виде лишения свободы» N 5473-I от 21 июля 1993 //«Ведомости СНД и ВС РФ», 19 авг. 1993, N 33, Ст. 1316.
13.Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых всовершении преступлений» N 103-ФЗ от 15 июля 1995 // «Ведомости СНД иВС РФ», 19 авг. 1993, N 33, Ст. 1316.
14.Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропныхвеществах» N 3-ФЗ от 8 января 1998 // СЗРФ, 12 янв. 1998, N 2, Ст. 219.
15.Федеральный закон «Об общественных объединениях» N 82-ФЗ
19мая 1995 года // «Российская газета», N 100, 25 мая. 1995.
16.Указ Президента РФ от 19 августа 2003 N 969 «Об общей штатной численностиорганов прокуратуры Российской Федерации» // СЗРФ, 25 авг. 2003, N 34, Ст.3360.
17.Постановление Правительства Российской Федерации «О создании институтовпрокуратуры в составе Московской государственной юридической академии,Саратовской государственной академии права и Уральской государственнойюридической академии» N 787 от 8 июля 1996. 1996 // СЗРФ, 12 авг. 1996, N21, Ст. 313.
18.Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении нормвыдачи и описания знаков различия и форменного обмундирования прокуроров,следователей, научных и педагогических работников, имеющих классные чины»N 352 от 25 марта 1996 // СЗРФ, 2 авг. 2001, N 14, Ст. 33.
19.Постановление Правительства Российской Федерации «О продолжительностиежегодного оплачиваемого отпуска, предоставляемого прокурорам и следователяморганов прокуратуры, работающим в местностях с тяжелыми и неблагоприятнымиклиматическими условиями» N 242 от 6 марта 1996 // СЗРФ, 11 марта 2001, N214, Ст. 134.
20.Постановление Правительства Российской Федерации Положение «Об отделахГенеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах»,утвержденное Генеральной прокуратурой РФ 2 сентября 2002 // СЗРФ, 21 окт. 2002,N 14, Ст. 313.
21.Определение СК РФ по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 мая 2002 N56-Г02-10 // СЗРФ, 21 авг. 2001, N 14, Ст. 360.
22. ПриказГенеральной прокуратуры РФ «Об организации деятельности военных прокуратурОбъединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе» N 249 от 9сентября 2002 // Сборник основных организационно-распорядительных документовГенеральной прокуратуры РФ. Том 1. 2004.
23. ПриказГенеральной прокуратуры РФ «О совершенствовании прокурорского надзора засоблюдением прав и свобод человека и гражданина при проведенииконтртеррористических операций на территории Северо-кавказского регионаРоссийской Федерации» N 301 от 20 ноября 2002 г // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ. Том1. 2004.
24. Приказ Генеральнойпрокуратуры РФ от 19 октября 1997 N 293ш «Об образовании Московскойрегиональной природоохранной прокуратуры, упразднении природоохраннойпрокуратуры г. Москвы и изменении штатной численности прокуратуры Московскойобласти» // официально опубликован не был.
 
ΙΙ.Специальная литература
 
1.  КитироваЕ.В., Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 января 1992 N 2202-I«О прокуратуре Российской Федерации» // Издательский Дом«ИНФРА-М», 2004.
2.  ТриксА.В. Справочник прокурора // М. 2006.
3.  БуянскийС.Г. Прокуратура в условиях административно-правовой реформы // М. 2004.
4.  ОсинВ.В., Чтомешает прокуратуре России обеспечить верховенство закона? // М. 2007.

Списоксокращений
 
РФ– Российская Федерация.
СССР– Союз Советских Социалистических Республик.
ФЗ– Федеральный закон.
УПК– уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации.
ГПК– Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
ИТУ– Исправительно-трудовое учреждение.
ЗАТО– Закрытое административно – территориальное образование.
РВСН– Ракетные войска стратегического назначения.
СУ– Следственное управление.
СЗРФ– Собрание законодательства Российской Федерации.