–PAGE_BREAK–В описании опыта работы педагог предлагает некоторые новые подходы к социализации молодежи (обучаемых) и ее постепенному «врастанию» в открытое плюралистическое общество, которые успешно применяются в его практической деятельности. Автор опыта, на основе социологического исследования молодежной среды, проведенным в 2004 году по заказу фонда «Новая Евразия», приходит к выводу, что для «успеха демократических преобразований в стране необходимо постоянное правовое и гражданское образование молодежи». Огромную роль при этом играет школа как важнейший институт социализации личности. Педагог убежден, что, выполняя социальный заказ общества, школа призвана дать не только определенный запас знаний, но и воспитать личность, способную решать социальные задачи.
Обосновывая выбор рассматриваемой проблемы, автор выявляет основное противоречие между необходимостью политического образования личности, способной к решению стоящих перед ней задач, адаптированной к современным социально-экономическим условиям, адекватно участвующей в политической и общественной жизни страны, способной жить и трудиться в быстроменяющемся мире, с одной стороны, и недостаточным вниманием государства к проблемам молодежи, ее гражданского и патриотического воспитания, несоответствием деятельности самого государства правовым ожиданиям молодого поколения, с другой.
Из данного противоречия вытекает ряд существенных проблем, среди которых автор называет следующие:
– прагматичность молодежи (в качестве своего жизненного кредо молодое поколение выделяет карьеру и богатство);
– патриотизм и приоритет интересов российского государства в малой степени присущи современной молодежи;
– осознание молодым поколением важности высокой правовой культуры в правовом государстве, готовность следовать принципам права;
– потребность молодежи в получении правовых знаний существенно превышает существующие возможности как в сфере образования, так и в общественном секторе;
– необходимость пополнения молодежью своих правовых знаний и невозможность делать это в силу различных причин.
Исходя из данного противоречия, автор ставит перед собой ряд задач, способствующих разрешению выше обозначенных проблем, и рассматривает при этом разные подходы к содержанию гражданского образования, которые нашли свое отражение в существующих сегодня курсах и программах. В этом состоит ценность опыта учителя, который, делая анализ подходов к обучению учащихся обществознанию, показывает на практике, как, используя тот или иной подход, можно вызвать у обучаемых интерес к своему предмету. Остановимся кратко на некоторых из них, поскольку они представляют несомненный интерес для педагогов любого школьного предмета и любой квалификации и успешно используются педагогом в его практической деятельности.
1. Ситуативно-воспитательный подход. Для него характерно обращение первоочередного внимания на рассмотрение реальных жизненных ситуаций, смещение акцентов от содержания к ценностным ориентирам личности, поощрение активности учащихся, использование ролевых игр, групповых дискуссий. В основе данного подхода лежит обращение к социальному опыту подростка, моделирование его поведения, обучение и воспитание через рассмотрение и решение жизненных проблем. При этом подходе большое значение имеют моральные дилеммы, когда школьникам предлагаются ситуации сложного морального выбора и когда не существует однозначного решения.
Данный подход, считает педагог, отличается высокой мотивацией учащихся и их интересом к рассмотрению тем. Создается атмосфера доверия и сотрудничества, развивается умение отстаивать свою точку зрения на основе убедительных аргументов. Однако при всем положительном имеется и ряд недостатков, которые необходимо учитывать: низкий уровень научности; опасность морализаторства в преподавании; преобладание воспитательных акцентов над компонентом знаний.
Ярким примером реализации ситуативно-воспитательного подхода является образовательная программа «Мой выбор», включающая в себя пособия по учебной и воспитательной работе с учащимися 8-9 классов.
2. Правовой подход. Акцентирует внимание учащихся на то, что каждый гражданин в первую очередь должен знать законы своей страны, уметь их анализировать, не бояться защищать свои права и пользоваться законами. Главная цель подхода – формирование гражданско-правовой культуры (совокупности правовых знаний, убеждений и установок личности, борьба с правовым нигилизмом, формирование уважения к демократическим ценностям и законопослушности). Конечная цель — формирование высокого уровня правосознания гражданина демократического общества.
Автор обращает внимание на программу «Правовое образование в средней школе», проводимую Фондом правовых реформ: рамках данного подхода подготовлена целая серия учебных пособий, среди них заслуживает внимание «Основы правовых знаний» под редакцией С.И.Володиной, А.М.Полиевктовой и других для 8-9 классов и «Право и экономика» для учащихся X-XI классов. Педагог успешно применяет некоторые материалы данных пособий в своей педагогической деятельности.
3. Обществоведческий подход. Гражданское образование понимается как система знаний об обществе, окружающем мире, включающая основы политологии, социологии, философии и других дисциплин. При этом в центре внимания оказывается человек, находящийся в системе общественных отношений. По мнению педагога, недостатком этого подхода является опасность излишней теоретизации и слишком большого для учащихся объема получаемых сведений и фактов. Данного подхода придерживается группа авторов под руководством Л.Н.Боголюбова (учебники «Введение в обществознание» для 8-9 классов, «Человек и общество» для учащихся 10-11 классов), А.И.Кравченко «Обществознание».
4. Культурологический подход. Здесь акцент делается на сравнительный анализ культур различных народов мира, изучение опыта становления современной цивилизации, поиск общечеловеческих ценностей и выделение культурных особенностей. Главная идея – формирование толерантного отношения к представителям других народов и их культур, понимание и уважение культурного разнообразия. Этот подход может успешно интегрироваться с другими вариантами гражданского образования. Наиболее ярко этот подход отражен в работах П.С.Гуревича (Курс «Введение в философию»).
5. Компетентностный подход. При данном подходе на первое место выдвигается не информированность ученика, а его умение решать проблемы. От учащегося требуется постановка задачи, проектирование и оценка нового опыта, рефлексия и контроль эффективности собственных решений. Иными словами, это метод проектирования. Он только начинает внедряться в школьную практику и имеет много положительных моментов: переход от передачи знаний к освоению и применению их на практике; высокая мотивация к учению; личностно-ориентированное обучение; компетентностный подход не отрицает знаний.
Но при применении данного подхода имеют место и определенные проблемы, например, у многих учителей обществознания возникнет необходимость усиленно готовиться к осуществлению образовательного процесса через введение учебных задач-ситуаций, которые ученик будет решать с помощью учителя; потребуются по-новому подготовленные учебники и учебные пособия, в которых учебный материал будет представлен в виде задач и ситуаций, не принижая при этом знаниевого компонента.
6. Некоторые другие подходы. И.Фрумин предлагает два подхода:
– дисциплинарный (акцент ориентирован на знания);
– деятельностный, предполагающий вовлечение школьников в деятельность путем школьного самоуправления.
7. Политологический подход. Данный подход акцентирует внимание на изучение государства, политических идей, идеологий, партий и общественных организаций, прав человека и конституционализма.
По мнению автора, участие в политическом процессе понимается как основа гражданской компетенции. Здесь должны рассматриваться принципы демократии, основные характеристики правового государства, формы политического участия граждан в этом процессе. Кроме теоретической части предполагается и моделирование политического процесса: заседание правительства и других государственных структур, формирование политических партий и общественных организаций, проведение выборов и избирательных кампаний.
Политологический подход предполагает и непосредственное соприкосновение с политикой:
– интервьюирование политических лидеров;
– анализ реальных ситуаций, связанных с политическими процессами;
– проведение социологических опросов населения, участвующего в политических процессах;
– непосредственное участие в моделированных мероприятиях (выборах, заседаниях и пр.).
Отработка теоретических знаний при этом подходе осуществляется и через участие школьников в исследовательской работе (написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, олимпиадах по праву и других формах учебной деятельности).
Однако не следует забывать, что школа отделена от политики и не может быть использована для пропаганды определенных идей и идеологий. Здесь необходимо соблюдать особые принципы преподавания. Политологический подход в преподавании обществознания следует, очевидно, реализовывать в рамках гражданского образования, рассматриваемого в современной науке как специфическая область воспитательно-образовательной работы, которая значительно шире правового образования. Она включает в себя, кроме последнего, элементы политических, исторических, экономических, этических, социологических, философских и психологических знаний, отобранных и осмысленных на основе определенных ценностных ориентаций личности.
Исходя из данного положения, автор опыта делает вывод, что отечественное гражданское образование должно представлять собой овладение учащимися всей совокупностью знаний, представлений, ценностей, необходимых гражданину России.
Главной целью гражданского образования становится воспитание цивилизованного человека — гражданина и патриота своей Родины. В практическом плане – это подготовка учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, основы которого определены Конституцией РФ.
2.2 От теории к практике
В 90-ые годы XX века гражданское образование самоопределяется в самостоятельное и важное звено школьного образования. В ноябре 1994 года издан Указ Президента Российской Федерации «Об изучении Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях». Изучение Конституции РФ – это первый шаг к созданию фундамента политических знаний. На начальном этапе не требуется ее детального изучения, здесь идет лишь формирование общих понятий «Конституция», «Права и обязанности», «Виды прав гражданина РФ». В рамках политологического подхода целесообразно начать знакомство учащихся с политическими правами гражданина РФ, на доступном уровне объяснять смысл политических прав, избирательного права и др.
Более целенаправленно политические знания формируются в 9-ом классе. Например, общеобразовательная линия «Обществознание» А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой:
Глава 1 (4) «Политическая сфера»,
Глава 2 (5) «Человек и его права»,
Глава 6 «Введение в обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова.
Здесь идет отработка понятий на более высоком уровне, учащиеся вовлекаются в решение спорных политических вопросов, работают непосредственно с текстом Конституции. Однако образовательная линия Л.Н.Боголюбова и А.И.Кравченко не дают полного раскрытия необходимых политических знаний, в связи с чем возникает необходимость в расширении этой сферы в старших (10-11) классах.
Педагог В.Э.Попов обосновывает необходимость расширения политических знаний учащихся:
1. Выпускники средней школы – это генофонд России, ее творческий потенциал и потенциальные избиратели. Они полноправные члены общества и должны обладать необходимыми политическими знаниями, умением разбираться в сложных жизненных ситуациях, навыками участия в политике.
2. Овладение необходимой информацией позволит молодым людям осознать всю важность принимаемых политических решений, свою сопричастность к происходящим политическим событиям, усилит чувство ответственности за службу России и своей малой Родине.
3. Политические знания необходимы старшеклассникам для успешной сдачи ЕГЭ и поступления в учебные заведения области и страны.
Эффективность политологического подхода при изучении обществознания напрямую зависит от правильно выбранной технологии обучения, методов и форм проведения занятий, дополнительной внеурочной деятельности и, конечно, от уровня квалификации и профессионализма учителя.
Основную идею системы работы педагога можно выразить следующим образом: одна из главных целей изучения истории и обществознания – развитие мышления школьников. Не менее важной целью изучения данных предметов является включение индивида в культурную среду, созданную человечеством, формирование умений, полезных в социальном общении и гражданском поведении. Основными задачами преподавания этих предметов являются:
– формирование системы ценностей, связанных с лучшими национальными традициями;
– воспитание чувства патриотизма и гражданственности;
– создание личности школьника, умеющего жить в современном мире, общаться, осваивать информацию и принимать эффективные решения.
Исходя из этих задач, и формируется методика преподавания, выбор новых форм, методов и средств обучения в работе В.Э. Попова. По мнению автора опыта, наиболее эффективными в преподавании истории и обществознания являются нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации. Она применяется учителем в системе:
1. Метод экспрессии в творческой ситуации, предполагающий осуществление целостного подхода к человеку как к единству. Метод эффективен при проведении интегрированных уроков.
2. Метод чтения вслух, предполагающий работу с текстом в непосредственном и метафорическом смыслах.
3. Метод творческого самовыражения, основанный на приобщении школьника к литературному творчеству, общении с искусством, литературой, наукой.
4. Метод дискуссии. Он наиболее распространен при проведении уроков истории и обществознания. Более оправдан в старших классах.
5. Игровые технологии (ролевые и деловые игры, игры с экономическим уклоном).
В своей работе учитель использует наиболее действенные формы обучения с опорой на перечисленные выше методы: групповые, индивидуальные, работа в парах, взаимоконтроль, работа экспертных групп. Этим и достигается повышение эффективности уроков, учет индивидуальных особенностей обучаемых.
Педагог В.Э.Попов при использовании политологического подхода в обучении выделяет несколько основных направлений своей педагогической деятельности. И хотя они общеизвестны, свои приемы и формы обучения он подкрепляет практикой преподавания, показывая, как можно организовать учебный процесс, чтобы вызвать активность учащихся на занятиях и их заинтересованность в своем предмете.
Как же педагог на практике осуществляет политологический подход при изучении обществознания? Покажем на конкретных примерах, а затем опишем комплекс информационно-педагогического модуля (ИПМ). В заключении приведем некоторые выводы, сделанные учителем В.Э. Поповым, которые представляют определенный интерес и способствуют разрешению основного противоречия, выявленного педагогом в ходе описания опыта работы.
2.3 Урочное направление политологического подхода при изучении обществознания
В 9-ом классе при изучении темы «Политические права и свободы» школьники решают проблемы-задания, позволяющие развернуть дискуссию. При обсуждении статьи 31 Конституции РФ учащимся предлагается вопрос-задание: «В ряде стран, в том числе и в России, органы власти регламентируют время и место проведения митингов. Например, не разрешено проводить митинги на центральных магистралях, в рабочие дни недели и т.п. Не является ли такая регламентация нарушением свободы собраний?».
продолжение
–PAGE_BREAK–