–PAGE_BREAK–
2.2 Обращения ценных бумаг на РЦБ Украины
Согласно Закону Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» под ценными бумагами понимают «денежные документы, удостоверяющие право владения или отношения займа, определяют взаимоотношения между лицом, которое иx выпустила и иx владельцем и предусматривают, как правило, выплату дохода в виде дивидендов или процентов, а также возможность передачи денежных и других прав, вытекающих из этих документов, другим лицам ».
В Украине могут выпускаться и обращаются следующие виды ценных бумаг:
— Акции;
— Облигации внутренне и внешне государственные;
— Облигации местных займов;
— Облигации предприятий;
— Казначейские обязательства;
— Сберегательные сертификаты;
— Инвестиционные сертификаты;
— Векселя;
— Приватизационные бумаги.
Выпуск акции и их приобретения представляют экономический интерес как для эмитента, так и для инвестора. Для эмитента выпуск акций является источником капитала для создания акционерного общества или для его развития. Для инвестора приобретение акций — это возможность получения дохода. Для того чтобы владелец акции получил прибыль — дивиденд — нужен доход, а он будет, если акционерным обществом хорошо управлять.
Проследим динамику эмиссии акций за 2003-2006 годы по данным ГКЦБФР. Объемы сделок с акциями показано на рис. 4.
На основании полученной информации можно сделать вывод, что объем сделок по акциям наращивает удельный вес в общем объеме выполненных соглашений. В 2005 году удельный вес составил почти 1 / 3 всех выполненных соглашений. Однако это увеличение происходит за счет торговли акциями различных эмитентов. Акции пользуются периодическим спросом, ведь процесс приватизации продолжается. Как только определенное лицо или группа лиц приобретает контроль над 70% уставного капитала эмитента, спрос на акции этого эмитента мгновенно исчезает. Вместе с тем анализ данных показывает, что процесс приватизации в Украине еще незавершенный, ведь в течение года торговцы ценными бумагами выполнили 357,14 тыс. сделок с акциями, причем 87,3% их количества приходится на соглашения торговцев с физическими лицами, то есть продолжается процесс концентрации пакетов.
Другим распространенным финансовым инструментом выступает облигация. Согласно Закону Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» облигация — ценная бумага, которая удостоверяет внесение ее владельцем денежных средств и подтверждает обязательство возместить ему номинальную стоимость этого ценной бумаги в предусмотренный в ней срок с выплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска). Облигации вcеx видов распространяются среди предприятий и граждан на добровольных началах.
В Украине выпускаются облигации следующих видов:
а) облигации внутренних республиканских и местных займов;
б) облигации предприятий.
Облигации предприятий выпускаются предприятиями всех предусмотренных законом форм собственности, объединениями предприятий, акционерными и другими обществами и не дают иx владельцам права на участие в управлении.
Условия выпуска и распространения облигаций предприятий определяются Законом «О ценных бумагах и фондовой бирже», другими актами законодательства Украины и уставом эмитента.
Облигации могут выпускаться именными и на предъявителя, процентными и беспроцентных (целевых), свободно обращающиеся или с ограниченным кругом o6iry. Облигации внутренних республиканских и местных займов выпускаются на предъявителя.
На фондовом рынке Украины наиболее распространены следующие виды облигаций: государственные внутренние облигации, государственные внешние облигации, облигации местных займов и облигации предприятий. В 2006 году наиболее динамично развивался такой сегмент фондового рынка как корпоративные облигации. Именно корпоративные облигации были восприняты отечественными инвесторами как возможность вложения свободных средств. Общий объем торгов облигациями составил свыше 2 млрд. грн., причем 79 млн. грн… из них — ПФТС. Динамика развития рынка облигаций за 2003-2006 годы изображена на рис.5.
Главная проблема рынка облигаций заключается в законодательном ограничении объема эмиссии облигаций для АО 25% уставного капитала. Существует потребность в регулировании этого вопроса и присутствия на этом рынке физических лиц. Пока что их доходы облагаются налогами дважды: впервые налог удерживается предприятием при выплате дохода по облигациям, а второй раз граждане платят подоходный налог при декларировании своих доходов. Доходность облигаций традиционно зависит от текущих ставок кредитов и депозитов. Однако на протяжении года наблюдалась тенденция к снижению купонных ставок с 18-19% годовых до 16%.
Казначейские обязательства — вид ценных бумаг на предъявителя, размещаемых исключительно на добровольных началах среди населения, удостоверяют внесение их владельцами денежных средств в бюджет и дают право на получение фиксированного дохода.
Выпускаются следующие виды казначейских обязательств:
а) долгосрочные — от 5 до 10 лет;
б) среднесрочные — от 1 до 5 лет;
в) краткосрочные — до одного года.
Решение о выпуске долгосрочных и среднесрочных казначейских обязательств принимается КМУ. Решение о выпуске краткосрочных казначейских обязательств принимается МФУ. В решении о выпуске казначейских обязательств определяются условия их выпуска.
Порядок определения продажной стоимости казначейских обязательств устанавливается МФУ, исходя из времени их приобретения.
Выплата дохода по казначейским обязательствам и их погашение осуществляются в соответствии с условиями их выпуска, утвержденных: за долгосрочными и среднесрочными обязательствами — КМУ, краткосрочным — МФУ.
Казначейские обязательства были выпущены в соответствии с Постановлением КМУ от 10.01.02 № 15. Но они не являются инструментом для фондового рынка, поскольку размещаются исключительно среди физических лиц. В 2002 году этот финансовый инструмент впервые вышел на фондовый рынок. Общее количество сделок по ним составила 556,13 млн. грн. Этот объем превышает объем за внешними государственными облигациями и инвестиционными сертификатами. Это связано с тем, что генеральным агентом по их размещению, обслуживанию и погашению избран Сбербанк, как государственный банк с наиболее разветвленную сеть филиалов в стране. Минфин по поручению правительства выбрал в советники по коммуникационной политики для образовательно-информационной поддержки размещение казначейских обязательств известную в рекламном бизнесе агентство Adell Saatchi & Saatchi.
Сберегательный сертификат — письменное свидетельство банка о депонировании денежных средств, которое удостоверяет право вкладчика на получение по истечении установленного срока депозита и процентов по ним. Существуют следующие виды сберегательных сертификатов: срочные (под определенный договорный процент на определенный срок) или до востребования, именные и на предъявителя. Именные сертификаты обращению не подлежат, а их продажа (отчуждение) другим лицам является действительным.
С каждым годом удельный вес этого инструмента на фондовом рынке Украины растет и в 2006 году этот показатель превысил 10% общего объема выполненных соглашений. Проследим эту динамику с помощью рис. 6.
Вексель — ценная бумага, который удостоверяет безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить после наступления определенного срока определенную сумму денег владельцу векселя (векселедержателя).
Выпускаются следующие виды векселей: простой, переводной.
На фондовом рынке вексель продолжает занимать значительное место на фондовом рынке продолжает занимать вексель, но если в 20032 году его удельный вес в общем объеме выполненных соглашений занимала до 70%, то в течение последних лет она стала меньше 50%. Динамика сделок с векселем изображена на рис 7.
По данным отчетности торговцев ценными бумагами, в течение 2006 года на рынке ценных бумаг Украины было выполнено 542 454 договора купли-продажи общим объемом 108607,9 млн. грн. По сравнению с предыдущим годом количество сделок уменьшилось на 29 тыс. грн. с одновременным увеличением общего объема в 1,5 раза, что свидетельствует об увеличении средней цены сделки с ценными бумагами, которое наблюдается в течение 2 последних лет.
Также прогнозируется увеличение удельного веса организованного рынка. Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины», который предусматривает, что сделки по купле-продаже ценных бумаг будут заключаться исключительно на организационно оформленном рынке.
Политическая ситуация – тот фактор, который наиболее отрицательно влияет на развитие фондового рынка Украины. Постоянная нестабильность и смена то тех, то других частей правительства, вытекающая отсюда непоследовательность как внешней, так и внутренней политики, заставляет инвесторов лишний раз задуматься, несмотря на достаточно позитивные экономические показатели.
Тем не менее, несмотря на политическую нестабильность, согласно отчёту за 2005 г. Государственной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР), выпуск ценных бумаг, зарегистрированный в 2005 г. и
равняющийся 61.99 миллиардам гривен, является самым высоким показателем с начала регистрации украинских ценных бумаг (рис. 2.2.4). Объём выпущенных бумаг в 2005 г превышает тот же показатель 2004 г. на 78 %, что является наибольшим темпом роста за всё время существования фондового рынка на Украине.
Среди выпущенных финансовых инструментов наибольший объём занимают акции (40,03 %), инвестиционные сертификаты институтов совместного инвестирования (37,19%). Остальные виды выпущенных ценных бумаг представлены на рисунке 8.
Рис. 8
Объём выпуска ценных бумаг, зарегистрированных ГКЦБФР в 1996-2005 г., млрд. грн.
Рис. 9.
Объём различных видов ценных бумаг, выпущенных в 2005 г.
В 2005 объем заключённых соглашений на рынке ценных бумаг равнялся 403,8 миллиардов гривен, что на 82,53 миллиарда ГРН больше объема заключённых соглашений в 2004 году.
При этом на фондовом рынке Украины с нерезидентами было заключено 25% сделок, что говорит об увеличении активности отечественных инвесторов.
Деятельность по организации торговли на фондовом рынке осуществляют фондовые биржи и торгово-информационные системы. В Украине существует восемь бирж и две торгово-информационные системы:
– Донецкая Фондовая Биржа (DSE);
— Киевская Международная Фондовая Биржа (KISE|);
— Крымская Фондовая Биржа (CSE );
— Приднепровская Фондовая Биржа | (PSE);
— Украинский Межбанковская Валютная Биржа (UICE|);
— Украинская Международная Фондовая Биржа (UISE|);
— Украинская Фондовая Биржа (USE );
— Луганская Фондовая Биржа (LSE|);
Кроме того, две торгово-информационные системы: – “Первая Фондовая Торговая Система”, “PFTS|”;
— Дочернее предприятие Ассоциации “Южно-Украинская Коммерческая и Информационная Система” – “Юг-сервер”.
На организаторах торговли ценными бумагами в 2005 г. было заключено сделок по купле-продаже ценных бумаг на сумму 16,4 миллиардов гривен. Это — самый большой объём сделок, заключённых на торговых организаторах в течение предыдущих лет.
При этом объём сделок, заключённых на ПФТС в 2005 г. составляет 88,22% от всего объёма заключённых сделок на фондовом рынке. Для сравнения, в 2004 г. этот показатель равнялся 74,66 %. Именно поэтому для технического анализа фондового рынка Украины нами будет использоваться индекс ПФТС.
Среди существующих в Украине бирж наибольшее количество сделок было заключено в 2005 г. на Украинской Фондовой Бирже (40,73%).
Следует учитывать, что подавляющее большинство сделок с ценными бумагами на первичном рынке заключается на УФБ, а на вторичном рынке – на ПФТС.
Таким образом, анализ состояния экономики Украины говорит о стабильном и значительном росте всех показателей. Украина развивается достаточно быстрыми темпами. И хотя существует значительное количество неблагоприятных факторов (таких как показатели инфляции и политическая нестабильность), это не останавливает, в свою очередь, рост фондового рынка Украины, о чём говорят показатели объёма выпуска и оборота ценных бумаг. Эксперты, как отечественные, так и зарубежные, оценивают фондовый рынок Украины как перспективный и привлекательный, хотя он находится на одной из начальных стадий развития и оценивается как недостаточно активный.
3. Перспективы развития фондового рынка Украины
Глобализация экономического развития всех сторон современной хозяйственной деятельности диктует соответствующие требования, количественные и качественные параметры для украинской экономики. Соответствие украинской экономики мировым стандартам требует создания благоприятного инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов. Создание такого инвестиционного климата предполагает политическую и законодательную стабильность, формирование экономически обоснованной налоговой политики, включения экономики в мировые хозяйственные связи, развитие в Украине полного комплекса инфраструктуры фондового рынка. Формирование соответствующих условий для инвестиционной деятельности является важным направлением государственной политики.
К сожалению, Украина все еще находится далеко от основных потоков капитала. Попытки рыночных преобразований отдельных сторон хозяйственной деятельности, к сожалению, не приводят к желаемому результату. Отсутствие эффективно действующей инфраструктуры, которая обеспечивает аккумулирование капитала для инвестиций в производственную и социальную сферы и способствует рациональному размещению финансовых ресурсов, не дает возможности эффективно управлять хозяйственной деятельностью и конкурентно оценивать стоимость производственных ресурсов. Несовершенная система учета прав собственности на имущество в сочетании с отсутствием общенациональных рынков основных ресурсов производства делает украинскую продукцию неконкурентной, а украинские предприятия — убыточными.
Процессы реформирования собственности в Украине сопровождались структурной перестройкой экономики и обусловили создание рынка ценных бумаг, как составной части рыночных отношений. Проведения приватизации в Украине, к сожалению, осуществлялось почти при полном отсутствии законодательства, которое бы решало весь комплекс проблем по обращению ценных бумаг и учитывало хоть часть опыта других государств. Государство предложила подавляющем большинстве предприятий единственный путь к «нового управления — акционирование. Большинство эмитентов в Украине использовали эмиссию финансовых инструментов не с целью привлечения инвестиций, а для преобразования из государственной формы собственности в частную с изменением формы хозяйствования. Это привело к обращению большого количества неликвидных ценных бумаг (35 тысяч эмиссий ценных бумаг акционерных обществ). Путем обмена приватизационных сертификатов и льготной подписки была сформирована большое количество (30 млн) владельцев ценных бумаг, которые по своей сути не являются собственниками и не имеют возможности (а иногда желания) управлять надлежащей им собственностью. В Послании Президента Украины к Верховной Раде Украины относительно стратегии экономической и социальной политики на 2000 -2004 гг указано: „неэффективным и логически незавершенным оказался процесс приватизации. Ее осуществление не обеспечило формирование ответственного хозяина, который был бы заинтересован в инвестиционной деятельности, ускоренном обновлении производства, его реальном оздоровлении. Не достигнуто оптимальной глубины приватизационного процесса. Как следствие, в ходе реформирования экономики не удалось обеспечить глубокой структуризации отношений собственности, ввести полноценные правовые и организационные механизмы реализации преимуществ частной собственности, всестороннего укрепления позиций национального капитала “.
Показатели рентабельности инвестиций в ценные бумаги в реальных секторах экономики привели к стагнации рынка ценных бумаг. Невысокая рентабельность капиталовложений в ценные бумаги украинских корпораций — одна из причин оттока капитала с рынка ценных бумаг, а налоги — причина, которая снижает эту рентабельность еще больше. Этот процесс связан также с наличием более рентабельных и менее рискованных сфер капиталовложений.
Стагнация украинского рынка корпоративных ценных бумаг имеет негативные последствия для Украины не только снижением объема инвестиций, но и для крупнейшего собственника корпоративных ценных бумаг — государства. Сложность определения справедливой цены на ценные бумаги вне функционирующего рынка ценных бумаг может привести к убыткам государства в случае продажи пакетов ценных бумаг. Отмечается угрожающая тенденция роста количества правонарушений по учету прав собственности. Так за 1997 год на рынке ценных бумаг ГКЦБФР зарегистрировала 2200 правонарушений, а за 1998 год в три раза больше. Положение, которое сложилось в настоящее время по отношению к фиксации прав собственности на ценные бумаги, приближается к критическому состоянию. Отсутствуют отдельные службы надзора и контроля по определенным сегментам рынка, почти все функции возложены на ГКЦБФР. Также отчетность и бухгалтерские документы участников рынка не являются доступными и требование о публикации информации о деятельности иногда просто игнорируется.
Отсутствие в Украине практики формирования депозитарного учета обуславливает необходимость концентрации интеллектуальных и финансовых усилий вокруг Национального депозитария, к компетенции которого относится стандартизация депозитарного учета и стандартизация документооборота. Помощь в создании депозитарного учета в Украине могут сделать практические разработки в этом направлении других странах. Наибольшей проблемой в этом направлении является ограниченный доступ украинских специалистов к наилучшему практического опыта иностранных депозитарных систем, который является „ноу-хау“ и не подлежит распространению. Практическое изучение работы конкретных депозитарных систем может стать залогом НЕ допущения ошибок и основой для адаптации и интеграции украинского рынка ценных бумаг в международные рынки. Такие практические разработки должны быть изучены и адаптированы с учетом всего комплекса законодательных и нормативных актов Украины. К тому же анализ данных показал, что большинство регистраторов ценных бумаг сконцентрированы в г. Киеве и Киевской области, подавляющее количество областей и регионов не имеют собственных хранителей ценных бумаг.
Еще одной проблемой современного финансового рынка Украины можно назвать отсутствие единого фондового центра. Это усложняет сделать рынок прозрачным, целостным и не дает инвесторам уверенности в правильности своего выбора. Инвестор не отдаст своих денег туда, где от него не скрывают информацию. Указанные недостатки существенно влияют на финансовую доверие мелких инвесторов и размеры средств, которые привлекаются.
Принцип целостности рынка требует внедрения единых подходов к функционированию организованных рынков на всей территории Украины. Мировая практика свидетельствует, что рынок неизбежно эволюционирует от хаотичности и раздробленности к целостности, централизации. Это характерно для всей финансовой системы рыночных отношений — как в пределах одной страны, так и в международных финансово-экономических отношениях.
Адекватное функционирование и взаимодействие информационной, учетной системы и системы исполнения сделок создает условия для появления целостного, высоколиквидного, эффективного и справедливого фондового рынка в Украине. Этот фундамент должен обеспечить эффективность государственного регулирования, необходимый уровень защиты прав собственности инвесторов и будет способствовать поступлению инвестиций в экономику Украины.
Важно заметить, что в настоящее время заключения и выполнения соглашений относительно ценных бумаг регулируется множеством законодательных и подзаконных актов, регулирующих имущественные отношения. С одной стороны, это общее законодательство (Гражданский кодекс Украины, Закон „О собственности“, „О нотариате“ и т.п.) с рядом подзаконных актов, а с другой — специальное законодательство. Отсутствие четкой определенности относительно порядка применения общих и / или специальных нормативно-правовых актов дает возможность решать судьбу участников рынка ценных бумаг субъективно. Создание четко понятной и прозрачной системы законодательного регулирования предоставит инвестору уверенность, что в Украине его права собственности защищены. В случае избрания этого пути решения проблем учета прав, закрепленных ценными бумагами, можно регулировать четко определенным специальным законодательством.
Таким образом, можно сделать выводы, что для эффективной работы фондового рынка в Украине необходимо:
• проведение широкомасштабных реформ для создания прозрачного, справедливого и надежного рынка;
• создание механизмов надежной защиты прав инвесторов и потребителей финансовых услуг;
• расширение спектра возможностей инвесторов и потребителей финансовых услуг по выбору финансовых услуг;
• создание равных возможностей инвесторов и потребителей финансовых услуг относительно доступа к рынку и получению финансовых услуг;
• повышение качества работы финансовых учреждений и стимулирования конкуренции между ними;
• создание законодательной базы для формирования справедливого и прозрачного среды заключения и исполнения договоров на финансовом рынке;
• адаптация национального финансового рынка до международных финансовых рынков;
• обеспечение стабильности финансовой системы государства;
• введение системы электронного учета ценных бумаг;
• создание условий для адекватного функционирования и взаимодействия информационной, учетной системы и системы исполнения сделок путем приведения общих принципов к стандартизации и унификации;
• ознакомление специалистов с мировым опытом организации фондового рынка путем международного обмена и стажировки. продолжение
–PAGE_BREAK–