21. Понятие общественного производства
Понятие общественного производства являетсяодним из всеобщих
определений общества, однако оно не тождественнопонятию общест-
венной жизни. Процесс общественного производствалюдьми своей
жизни, включает в себя прежде всего материальное производство,
ибо без производства и воспроизводстваматериальных условий и
средств жизни невозможна сама жизнедеятельностьлюдей во всем ее
многообразии. Этим и обусловлена определенная, конституирующая
весь многообразный процесс общественной жизни рольматериального
производства. Однако признанием и разъяснениемданного принципи-
ального положения социально-философской теории марксизма тема
«производство и общество» вовсе неисчерпывается. Производство
общественной жизни включает в себя также и духовноепроизводство
(«производство сознания»), производстволюдей, как общественных
индивидов и производство «самой формыобщения» (К.Маркс), т.е.
определенного типа социальной связи людей. Короче,в отличие от
чисто экономического толкования сущности производства,философс-
кий подход позволяет рассмотреть последнее какпроизводство об-
щественной жизни, выражение органическойцелостности человечес-
кой деятельности.
В составе историко-материалистического учения обобществе ка-
тегория общественного производства даетпредставление о целост-
ности самой основы общественной жизнедеятельности, фиксируя
единство и взаимодействие материального идуховного начал (про-
цессов) жизни людей. Фундамент этого единства составляет дея-
тельность людей по производству и воспроизводствуусловий своего
бытия, а критерием общественной природы (характераи формы) об-
щественного производства выступает развитиечеловека, как об-
щественного существа.
Маркс писал: «Если рассматривать буржуазное общество в его
целом, то в качестве конечного результатаобщественного процесса
производства всегда выступает само общество, т.е.сам человек в
его общественных отношениях. Все, что имеетпрочную форму, как,
например, продукт и т.д., выступает в этом движениилишь как мо-
мент, как мимолетный момент. Сам непосредственныйпроцесс произ-
водства выступает здесь только как момент. Условияи предметные
воплощения процесса производства сами в одинаковоймере являются
— 3 –
моментами, а в качестве субъектов выступают толькоиндивиды, но
индивиды в их взаимоотношениях, которые они как воспроизводят,
так и производят заново. Здесь перед нами ихсобственный посто-
янный процесс движения, в котором они обновляютсамих себя в та-
кой же мере, в которой они обновляют создаваемыйими мир богатс-
тва.» /Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч.2 с.222./
Иначе говоря, производство является общественнымпрежде всего
потому, что его конечным продуктом всегда выступает общество,
или, что то же самое, производство человека, какобщественного
существа. По отношению к этой цели и результатувсе остальное –
будь то произведенный продукт, условия труда, даже сам непос-
редственный процесс производства — оказываются лишь моментами,
или средствами и материальным условиемосуществления индивидами
своего общественного бытия, «собственногопостоянного процесса
движения». Этот вывод можно сформулироватьиначе: именно произ-
водство и воспроизводство индивидов в ихвзаимоотношениях, что,
в свою очередь неотделимо от создания людьмиматериальных и ду-
ховных условий своей жизнедеятельности, и составляет основное
содержание производства, если рассматривать егоприменительно к
обществу в целом.
Развивая это положение в плане раскрытия структурыобществен-
ного производства и взаимодействия ее составныхчастей, необхо-
димо отметить следующие моменты. Безусловно, первым основанием
общественного характера производства является совместный труд
индивидов, на базе и в рамках которого возникаюти развиваются
сознание и коллективные формы человеческой(общественной) связи
и жизнедеятельности. Как уже отмечалось, способпроизводства ма-
териальных условий бытия людей – основополагающая предпосылка
развития собственно человеческой (общественной)истории и самой
способности людей делать историю. Она остаетсятаковой на любом
этапе человеческой истории. Но, наряду с этойпредпосылкой, воз-
никают, начинают действовать и другие предпосылки,не менее важ-
ные, существенные. По мере того как человекпереходил от присво-
ения готовых продуктов к труду, происходилоформирование челове-
ческого сознания и самих механизмов сознательнойдеятельности.
Производство сознания включается непосредственно вреальный про-
цесс производства людьми условий иобстоятельств своей жизни
(впоследствии, в результате общественногоразделения труда появ-
— 4 –
ляется собственно духовное производство). Однакоеще более важ-
ной предпосылкой была следующая: производство ивоспроизводство
условий и средств материального существования людейс самого на-
чала было (объективно, независимо от степени осознания этого
факта) производством самого человека, способомформирования и
развития его общественных свойств, качеств. Внесуществования и
развития производства нельзя даже представитьсебе возможность
выделения человека как самостоятельного субъекта,активного дея-
теля из первоначально нерасчлененного общественногоцелого.
Общественное производство есть динамичнаясистема и структу-
ра. В ней то одна то другая стороны, илифакторы, выходят на
первый план и становятся определяющими. Труд, средства произ-
водства, знания (наука и опыт), также природные исоциальные ус-
ловия в их конкретно-историческом сочетаниихарактеризуют внут-
реннюю структуру производительных сил(материальных и духовных)
на всех этапах развития общественного производства.Однако живое
движение этих сил в истории общественногопроизводства многооб-
разно. Меняется соотношение накопленного и живоготруда, которые
могут превращаться по отношению к друг други изсредства в цель;
преобразуется само отношение между трудом ипроизводством вооб-
ще.
Из предыдущего изложения следует, чтонедостаточно признать
определяющую роль способа производства в общественномразвитии –
необходимо также осознать, что сам человекявляется основой об-
щественного производства. Энгельсовское положениео «производс-
тве людей» (в предисловии к первому изданию «Происхождение
семьи, частной собственности и государства»)рассматривает про-
изводство человека не только в плане продолжениярода, но и в
плане процесса формирования и развития социальныхкачеств инди-
вида, становления и развития личности. И если неупускать из ви-
да, что человек есть главная производительная сила,то надо приз-
нать следующее: воспроизводство человека даже вкачестве эффек-
тивного, культурного и т.п. работника имеет самоепрямое отноше-
ние к историческим изменениям общественногопроизводства и прог-
рессу общества.
Исходя из сказанного, «тайна»общественного производства зак-
лючена в «обработке людей людьми»(К.Маркс) , в том, как люди
производят друг-друга, в характере общественной связи.Это отно-
— 5 –
сится и к материальному и духовному производству.Ведь сознание,
собственно, только там и возникает, где индивидоказывается вы-
нужденным смотреть на самого себя как бы со стороны,как бы гла-
зами других людей, где он должен соизмерять своииндивидуальные
действия с действиями другого человека, т.е. врамках совместно
осуществляемой жизнедеятельности. Поэтому причинытого или иного
характера развития материальной и духовнойдеятельности надо ис-
кать в реальной системе общественных отношений.
Итак, понятие общественного производствазанимает в системе
категорий исторического материализма особое место. Оно взбирает
в себя и становится кристаллизацией (теоретическимобразом) та-
ких отправных идей социально-философской теориимарксизма, как
положение о практическом характере общественнойжизни, предмет-
но-деятельной природе человека, а также целостногохарактера об-
щественной деятельности людей. В этом плане понятиеобщественно-
го производства приобретает значениеосновополагающего принципа,
конституирующего весь исторический процесс вкачестве определен-
ной целостности, где все моменты и факторынаходятся в диалекти-
ческом единстве.
.
— 6 –
22. Структура общественного производства
Структурирование общественного производства опирается на три
пары диалектически тождественных понятий: процесс-продукт, про-
изводство-потребление, результат-предпосылка, наоснове которых
оно предстает как «многократнорасчлененная» (К.Маркс) катего-
рия.
Общественное производство как механизм общественногоразвития
является диалектически противоречивым единствомпроцесса и про-
дукта. Процесс производства «угасает в продукте» (К.Маркс), а
его продукт вновь возвращается в процесспроизводства в виде
предмета, средства, фактора. (См.: Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. 2-е
изд., т. 23, с.191). Процесс производстваосуществляется ради
продукта, а продукт производится для возобновленияи поддержания
процесса производства. Целостность процесса ипродукта произ-
водства есть целостность общественного труда, вкотором они сов-
падают, ибо продукт это овеществленный, а процесс- живой труд.
Овеществленный труд — первая характеристикацелостности общест-
венного производства.
Совпадение процесса и продукта производствалежит в основе и
качественной скачкообразности общественногоразвития, выражаю-
щейся в смене общественно-экономических формаций, инепрерывнос-
ти его количественных изменений и их накопление. Количественная
непрерывность производства выступает как расширенной воспроиз-
водство, т.е. общественное производство совпадаетс расширенным
воспроизводством. Неспособность общественнойсистемы обеспечить
непрерывность своего производства означает конецее развития и
существования. Непрерывность истории — этонепрерывность произ-
водства, которая не исключает, а предполагаетпрерывность произ-
водства отживающих общественных систем, на сменукоторым прихо-
дят другие. Непрерывность общественногопроизводства, его совпа-
дение с расширенным воспроизводством звучит уМаркса так: «также
как общество не может перестать потреблять, так неможет оно пе-
рестать производить. Поэтому всякий общественныйпроцесс произ-
водства, рассматриваемый в постоянной связи и внепрерывном по-
токе своего возобновления, является в то же время процессом
воспроизводства». Непрерывность расширенного воспроизводства –
вторая (количественная) характеристика целостностиобщественного
— 7 –
производства.
Целостность производства как воспроизводства выступает сис-
темным единством четырех процессов: производства,распределения,
обмена и потребления, которые, по определениюМаркса, составляют
«собственные моменты» производства ивыступают как «части едино-
го целого; различия внутри единства». Отсюдаследует первое и
абстрактное определение системной структурыобщественного произ-
водства: 1. Производство; 2. Распределение; 3.Обмен; 4. Потреб-
ление. Непрерывность этих процессов обеспечиваетнепрерывность
функционирования общественного производства какмеханизма разви-
тия общества.
Непрерывность воспроизводства порожденасовпадение производс-
тва и потребления: «производство естьпотребление, потребление
есть производство» (К. Маркс). Это значит, чтовсякое производс-
тво есть потребление, а всякое потребление естьпроизводство. Но
их совпадение является не метафизическитождественным, но диа-
лектически противоречивым, т.е. вовзаимообусловленных, но раз-
ных отношениях. Противоречивость производства ипотребления по-
рождена противоречивостью, которые по отношениюк предыдущему
процессу производства выступают его результатом, апо отношению
к последующему его предпосылкой. Продукт — диалектическое тож-
дество результата и предпосылки. Результат«процесса производс-
тва столь же неизбежно принимает вид егопредпосылок, как его
предпосылки вид его результата». Поэтомупроизводство результа-
тов есть потребление предпосылок, а потреблениепредпосылок есть
производство результатов.
Системная структура общественного производствапринимает та-
ким образом более конкретный вид: 1. Производстворезультатов;
2. Распределение результатов; 3. Обмен результатов;4. Потребле-
ние предпосылок.
Продукты воспроизводства едины и многи. Единыони в том, что
общественны, что составляют общество, которое естьединый про-
дукт производства. Маркс писал: «еслирассматривать буржуазное
общество в его целом, то в качестве конечногорезультата общест-
венного процесса производства всегда выступает самообщество…»
Единство продуктов не исключает, а предполагаетих многообра-
зие. Если общество в целом — продуктпроизводства, то и любой
его компонент — тоже продукт производства, которыйне является
— 8 –
монопродуктом. Непрерывность производства однихрезультатов тре-
бует потребления других предпосылок. Единственнымоснованием вы-
деления классов общественного продукта может бытьтолько признак
«необходимости и достаточности для непрерывности воспроизводс-
тва» (К.Маркс). Таких классов продуктовможно выделить только
четыре (соответственно числу процессов производства), ибо от-
сутствие хотя бы одного из них делаетнепрерывность воспроиз-
водства невозможной: материальные блага в составесредств произ-
водства и предметов потребления (для краткостивещи); обществен-
ные отношения и их организационные формы (длякраткости органи-
зации), общественное сознание, выраженное какинформация (для
краткости информация); население, люди, человек(для краткости
люди). Эти продукты и противоположны, и едины.Противоположны в
том, что они качественно наиболее различны. Единыне только в
том, что общественны, но и в том, чтовзаимопроникают, взаимоот-
ражают друг-друга: каждый из них и овеществлен, и организован
(воплощает общественные отношения), и информативен (воплощает
общественное сознание), и очеловечен (воплощает труд людей),
т.е. каждый из них универсален, но особым образом.
Системная структура общественного производствана этом уровне
рассмотрения принимает более конкретный вид: 1.Производство ре-
зультатов (вещей, организаций, информации, людей);2. Распреде-
ление результатов; 3. Обмен результатов (вещей);4. Потребление
предпосылок (вещей, организаций, информации,людей).
Единый процесс общественного производствадиалектически диф-
ференцируется соответственно качеству и числуклассов обществен-
ных продуктов. Поэтому оно выступает какдиалектически противо-
речивое единство четырех форм производства. Этинаиболее фунда-
ментальные, инвариантные для всякого механизма общественного
развития формы целесообразно называть сферамипроизводства, каж-
дая из которых объединяет в себе однородные поконечному резуль-
тату отрасли и виды деятельности. Сферыпроизводства: первая и
определяющая — сфера материального производства,результат кото-
рого — вещи. Вторая — сфера организационногопроизводства, ре-
зультат которого — организации, организованныеобщественные от-
ношения. Третья — сфера духовного производства, результат кото-
рого — информация, выражающая содержаниеобщественного сознания.
Четвертая — сфера производства человека, результат которого –
— 9 –
люди, население. Четыре сферы производствадиалектически проти-
воположны и едины. Едины они в том, чтопроизводство одного про-
дукта требует потребления предпосылок всех четырехклассов. Поэ-
тому в каждой сфере вместе с производством основного продукта
воспроизводятся все другие продукты, нопо-разному.
Так потребление вещей воспроизводит их в видепотребности, а
потребление организаций, информации и людейвоспроизводит их не
только в виде потребности (уничтожения, нужды), но и в виде их
сохранения, приращения, развития. Здесь лежитосновное диалекти-
ческое противоречие между материальной и социальнойсферами об-
щественного производства, где первая определяетвторые (основной
социалогический закон), а вторые создают всенеобходимые соци-
альные условия для производства материальных благ(вещей) из ма-
териала природы. Причем, мера и уровень вторыхсоответствует ме-
ре и уровню первой.
Поскольку каждая сфера производит результат длявсех четырех
сфер, а потребляет части всех четырех классовпредпосылок, пос-
кольку каждый класс сферных продуктов делится на четыре части,
что выражается следующей продуктовой матрицей:
В1 В2 В3 В4, где В-вещи = В1 + В2 + В3+ В4,
О1 О2 О3 О4, где О-организации = О1 + О2 + О3+ О4,
И1 И2 И3 И4, где И-информация = И1 + И2 + И3+ И4,
Л1 Л2 Л3 Л4, где Л-люди = Л1 + Л2 + Л3+ Л4.
(Примечание: в матрице 4х4 строки выражают результаты сфер
производства по буквенному обозначению, а столбцы- их предпо-
сылки — по цифровому обозначению).
Отсюда системная структура общественногопроизводства прини-
мает следующий более конкретный вид, которыйпредставлен в таб-
лице.
.
— 10 –
ш1
═════════════╤═════════╤══════════╤══════════╤════════╤═════════
Сферы │Процессы │1.Произ- │2.Распре-│3.Обмен │4.Потреб-
Производства │Продукты │ водство │ деление │ │ ление
═════════════╪═════════╪══════════╪══════════╪════════╪═════════
Материальное │ Вещи │ Вещей │Вещей │ Вещей │ В1 О1
производство │ │ │ │ │ И1 Л1
─────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼────────┼─────────
Организацион.│ Органи- │ Органи- │Органи- │ Органи-│ В2 О2
производство │ зации │ заций │заций │ заций │ И2 Л2
─────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼────────┼─────────
Духовное │ Инфор- │ Инфор- │Инфор- │ Инфор- │ В3 О3
производство │ мация │ мации │мации │ мации │ И3 Л3
─────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼────────┼─────────
Производство │ Люди │ Людей │Людей │ Людей │ В4 О4
Человека │ │ │ │ │ И4 Л4
ш0
Дальнейшая конкретизация полученной сфернойструктуры общест-
венного производства осуществляется на путирассмотрения много-
образных исторических проявлений и уровней развитиясредств про-
изводства в различных общественно-экономическихформациях, где
они проходят путь от синкретической слитности впервобытной фор-
мации до уровня сознательной организованности, общественности в
более поздних формациях.
.
— 11 –
23. Производство и общество
В отличие от отдельных отраслей общественногопроизводства,
совокупное производство не имеет строго очерченных социальных
пространственно-временных границ и нелокализовано в структуре
общественно-экономической формации. Рассматривая общество под
углом зрения производства, мы анализируемсоциальные группы и
личности прежде всего в качестве творцовобщественных благ. Ос-
воение мира и его преобразование подчиненополучению этих благ.
В названном аспекте акцентируется созидательная функция челове-
чества; участие в производстве рассматривается вкачестве родо-
вого признака людей: «А производственнаяжизнь — писал К.Маркс,
— и есть родовая жизнь». Не локализованы ивездесущи такие, упо-
мянутые Марксом «отрасли», какпроизводство личности, производс-
тво общественной жизни. Они создают, так сказать,общесоциаль-
ные, отличные от частных и частичных ценности.
«Основной вопрос» производствазаключается в том, что произ-
водится в данном виде деятельности, какое благосозидается в
нем, материальное или духовное, социальное илиполитическое, че-
ловеческий организм или качества личности, производственные от-
ношения или средства к жизни, формы общественныхотношений и об-
щения или жизнь общества как способсуществования социальных
субъектов (а не белковых тел, аминокислот и т.п.) иинтегральное
состояние функционирующей и развивающейсяобщественной системы.
В каждом виде общественного производства«задействованы» свои
силы, помимо производственных сил материальногопроизводства,
силы: политические, семейно-бытовые и т.д. Здесьскладываются
отношения субъектов по поводу средств, организациии результатов
данной деятельности, то или иное производственноеобщение и по-
ведение. В итоге “… всегда имеетсяопределенный общественный
организм, общественный субъект, действующий вболее или менее
обширной совокупности отраслей производства”/Маркс К., Энгельс
Ф. Соч./.
Жизнь общества не исчерпывается производством ивключает неп-
роизводственные деятельность и отношения, общение иповедение, –
непроизводственную жизнь. Так, участвуя вдеятельности в сво-
бодное время, человек-работник превращается в«иного субъекта»,
который обновленным «вступает внепроизводственный процесс про-
— 12 –
изводства» /Маркс К., Энгельс Ф. Соч./. Такимже должен быть ме-
тодологический подход к общественному производству,производству
вообще и к его отдельной отрасли.
В любой из сфер жизни общества присутствует непроизводствен-
ное использование созданного в соответствующемпроизводстве бла-
га: взаимодействуют политические,духовно-идеологические, соци-
альные обмен и потребление. Последниевыделяются, несмотря на
то, что в обществе непроизводительное использованиеодного блага
всегда сопровождается созданием каких-либо другихвидов ценнос-
тей, их подготовкой или переработкой. Производство, распределе-
ние, обмен и потребление лишь преобладают в той илииной общест-
венной ситуации.
Категория «общественное производство» относится к философс-
ко-социологическим понятиям, отражающим, во-первых, — первич-
ность в нем. Понятия «общество»,«социальная реальность», «жизнь
общества», «общественный прогресс», «законы общества»фиксируют
единство социальной системы. Понятияобщественно-экономической
формации, образа жизни, законо социальнойреволюции, антогонис-
тического и неантогонистического общества, исторической эпохи и
др. и системность этапов и типов историческогопрогресса, поня-
тие личности, коллектива, социального закона идр. фиксируют
системность элементов общества. Производство каксозидание об-
щественных благ — «исходный пункт … игосподствующий момент»
(К.Маркс) по отношению к не-созиданию; материальноепроизводство
первично к духовному и другим производствам.
Существование общественного производства, егосоциально-общих
черт и связей «улавливается»«производственным аспектом» истори-
ческого материализма как логическое завершениепознания матери-
ального, духовного и всех других видов пространств.
В качестве не-полярных противоположностейсоотносятся произ-
водственное и непроизводственное в общественнойжизни; полярными
же противоположностями являются непосредственно(или собственно)
производство и собственно потребление, производство вообще и
потребление вообще. Кроме того, уже отмечалось, что взаимно
предполагают и исключают друг-друга в качествепротивоположнос-
тей общественное и индивидуальное производство.
.
— 13 –
24. Заключение
Общественное производство есть, в первуюочередь, производс-
тво человека. Но это вовсе не значит, чтообщественное произ-
водство — это сумма производств, в число которыхвходит и произ-
водство человека. Вся система общественного производства в
единстве его составных частей (материального, духовного и соци-
ального) подчинена производству человека.
Материальное производство составляет основу общественного,
ибо без производства материальных условий и средствжизни невоз-
можна и сама жизнедеятельность людей. Но помимоматериального
производства, общественное включает в себя такжедуховное произ-
водство, производство потребления, производстволюдей и произ-
водство всей системы общественных отношений,которые в своей со-
вокупности составляют социальную «ткань»общества. Они обслужи-
вают производство и воспроизводство человека каквершины в этой
своеобразной иерархии.
.
— 14 –
Список используемой литературы:
1. Бородин Е.Т. Общественное производство какпредмет
философского исследования
М.: Высш. шк., 1989 г.
2. Гайдулина Л.Ф. Развитие общественногопроизводства
как основа становления целостности общества
Казань, 1990 г.
3. Дудченко Н.А. Общественное производство:структура и
факторы развития
Киев, 1991 г.
4. Максимов А.А. Объектно-идеальные формы всистеме
общественного производства
Свердловск 1989 г.
5. Общественное производство: понятие, социальная природа и
сущность
АН СССР Институт философии М.: 1982 г.
6. Структура общественного производства. Материальное и
духовное производство
АН СССР Институт философии М.: 1982 г.
7. Сущность и структура общественногопроизводства
М.: 1990 г.