Общественное производство, его структура и роль в обществе.

21. Понятие общественного производства
         Понятие общественного производства являетсяодним из всеобщих
      определений общества, однако оно не тождественнопонятию общест-
      венной  жизни.  Процесс  общественного производствалюдьми своей
      жизни,  включает в себя прежде всего материальное производство,
      ибо  без  производства  и воспроизводстваматериальных условий и
      средств жизни невозможна сама жизнедеятельностьлюдей во всем ее
      многообразии.  Этим и обусловлена определенная, конституирующая
      весь многообразный процесс общественной жизни рольматериального
      производства. Однако признанием и разъяснениемданного принципи-
      ального положения социально-философской  теории марксизма  тема
      «производство  и общество» вовсе неисчерпывается.  Производство
      общественной жизни включает в себя также и духовноепроизводство
      («производство сознания»),  производстволюдей, как общественных
      индивидов и производство «самой формыобщения»  (К.Маркс),  т.е.
      определенного типа социальной связи людей.  Короче,в отличие от
      чисто экономического толкования сущности производства,философс-
      кий  подход позволяет рассмотреть последнее какпроизводство об-
      щественной жизни,  выражение органическойцелостности человечес-
      кой деятельности.
         В составе историко-материалистического учения обобществе ка-
      тегория  общественного производства даетпредставление о целост-
      ности  самой  основы  общественной жизнедеятельности,  фиксируя
      единство  и взаимодействие материального идуховного начал (про-
      цессов) жизни людей.  Фундамент этого единства составляет  дея-
      тельность людей по производству и воспроизводствуусловий своего
      бытия,  а критерием общественной природы (характераи формы) об-
      щественного  производства  выступает развитиечеловека,  как об-
      щественного существа.
         Маркс писал:  «Если  рассматривать буржуазное общество в его
      целом, то в качестве конечного результатаобщественного процесса
      производства всегда выступает само общество,  т.е.сам человек в
      его общественных отношениях.  Все, что имеетпрочную форму, как,
      например, продукт и т.д., выступает в этом движениилишь как мо-
      мент, как мимолетный момент. Сам непосредственныйпроцесс произ-
      водства выступает здесь только как момент.  Условияи предметные
      воплощения процесса производства сами в одинаковоймере являются

                                   — 3 –
      моментами,  а в качестве субъектов выступают толькоиндивиды, но
      индивиды в их взаимоотношениях,  которые они как воспроизводят,
      так и производят заново.  Здесь перед нами ихсобственный посто-
      янный процесс движения, в котором они обновляютсамих себя в та-
      кой же мере, в которой они обновляют создаваемыйими мир богатс-
      тва.» /Маркс К.,  Энгельс Ф.  Соч.  2-е изд., т.46, ч.2 с.222./
      Иначе  говоря,  производство  является общественнымпрежде всего
      потому,  что его конечным продуктом всегда выступает  общество,
      или,  что то же самое,  производство человека, какобщественного
      существа.  По отношению к этой цели и результатувсе остальное –
      будь  то произведенный продукт,  условия труда, даже сам непос-
      редственный процесс производства — оказываются лишь  моментами,
      или  средствами и материальным условиемосуществления индивидами
      своего общественного бытия,  «собственногопостоянного  процесса
      движения».  Этот вывод можно сформулироватьиначе: именно произ-
      водство и воспроизводство индивидов в ихвзаимоотношениях,  что,
      в  свою очередь неотделимо от создания людьмиматериальных и ду-
      ховных условий своей жизнедеятельности,  и составляет  основное
      содержание производства,  если рассматривать егоприменительно к
      обществу в целом.
         Развивая это положение в плане раскрытия структурыобществен-
      ного производства и взаимодействия ее составныхчастей,  необхо-
      димо отметить следующие моменты.  Безусловно, первым основанием
      общественного характера производства  является совместный  труд
      индивидов,  на  базе и в рамках которого возникаюти развиваются
      сознание и коллективные формы человеческой(общественной)  связи
      и жизнедеятельности. Как уже отмечалось, способпроизводства ма-
      териальных условий бытия людей  – основополагающая  предпосылка
      развития  собственно человеческой (общественной)истории и самой
      способности людей делать историю.  Она остаетсятаковой на любом
      этапе человеческой истории. Но, наряду с этойпредпосылкой, воз-
      никают, начинают действовать и другие предпосылки,не менее важ-
      ные, существенные. По мере того как человекпереходил от присво-
      ения готовых продуктов к труду, происходилоформирование челове-
      ческого  сознания  и самих механизмов сознательнойдеятельности.
      Производство сознания включается непосредственно вреальный про-
      цесс  производства  людьми  условий  иобстоятельств своей жизни
      (впоследствии, в результате общественногоразделения труда появ-

                                   — 4 –
      ляется собственно духовное производство).  Однакоеще более важ-
      ной предпосылкой была следующая:  производство ивоспроизводство
      условий и средств материального существования людейс самого на-
      чала было (объективно,  независимо от  степени осознания  этого
      факта)  производством  самого человека,  способомформирования и
      развития его общественных свойств,  качеств. Внесуществования и
      развития  производства  нельзя даже представитьсебе возможность
      выделения человека как самостоятельного субъекта,активного дея-
      теля из первоначально нерасчлененного общественногоцелого.
         Общественное производство есть динамичнаясистема и  структу-
      ра.  В  ней то одна то другая стороны,  илифакторы,  выходят на
      первый план и становятся определяющими.  Труд, средства  произ-
      водства, знания (наука и опыт), также природные исоциальные ус-
      ловия в их конкретно-историческом сочетаниихарактеризуют  внут-
      реннюю  структуру производительных сил(материальных и духовных)
      на всех этапах развития общественного производства.Однако живое
      движение  этих сил в истории общественногопроизводства многооб-
      разно. Меняется соотношение накопленного и живоготруда, которые
      могут превращаться по отношению к друг други изсредства в цель;
      преобразуется само отношение между трудом ипроизводством  вооб-
      ще.
         Из предыдущего изложения следует,  чтонедостаточно  признать
      определяющую роль способа производства в общественномразвитии –
      необходимо также осознать,  что сам человекявляется основой об-
      щественного производства.  Энгельсовское положениео «производс-
      тве людей»  (в  предисловии  к  первому изданию  «Происхождение
      семьи,  частной собственности и государства»)рассматривает про-
      изводство человека не только в плане продолжениярода,  но  и  в
      плане  процесса формирования и развития социальныхкачеств инди-
      вида, становления и развития личности. И если неупускать из ви-
      да, что человек есть главная производительная сила,то надо приз-
      нать следующее:  воспроизводство человека даже вкачестве эффек-
      тивного, культурного и т.п. работника имеет самоепрямое отноше-
      ние к историческим изменениям общественногопроизводства и прог-
      рессу общества.
         Исходя из сказанного, «тайна»общественного производства зак-
      лючена в «обработке людей людьми»(К.Маркс) ,  в том,  как  люди
      производят друг-друга, в характере общественной связи.Это отно-

                                   — 5 –
      сится и к материальному и духовному производству.Ведь сознание,
      собственно, только там  и возникает,  где индивидоказывается вы-
      нужденным смотреть на самого себя как бы со стороны,как бы гла-
      зами других людей,  где он должен соизмерять своииндивидуальные
      действия с действиями другого человека,  т.е. врамках совместно
      осуществляемой жизнедеятельности. Поэтому причинытого или иного
      характера развития материальной и духовнойдеятельности надо ис-
      кать в реальной системе общественных отношений.
         Итак, понятие общественного производствазанимает  в  системе
      категорий исторического материализма особое место. Оно взбирает
      в себя и становится кристаллизацией (теоретическимобразом)  та-
      ких отправных  идей социально-философской теориимарксизма,  как
      положение о практическом характере общественнойжизни,  предмет-
      но-деятельной природе человека, а также целостногохарактера об-
      щественной деятельности людей. В этом плане понятиеобщественно-
      го производства приобретает значениеосновополагающего принципа,
      конституирующего весь исторический процесс вкачестве определен-
      ной целостности, где все моменты и факторынаходятся в диалекти-
      ческом единстве.
.

                                   — 6 –
          22. Структура общественного производства
         Структурирование общественного производства опирается на три
      пары диалектически тождественных понятий: процесс-продукт, про-
      изводство-потребление,  результат-предпосылка, наоснове которых
      оно предстает как «многократнорасчлененная»  (К.Маркс)  катего-
      рия.
         Общественное производство как механизм общественногоразвития
      является диалектически  противоречивым единствомпроцесса и про-
      дукта. Процесс производства «угасает в продукте»  (К.Маркс),  а
      его продукт  вновь  возвращается  в  процесспроизводства в виде
      предмета, средства, фактора. (См.: Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. 2-е
      изд., т.  23,  с.191).  Процесс производстваосуществляется ради
      продукта, а продукт производится для возобновленияи поддержания
      процесса производства.  Целостность  процесса  ипродукта произ-
      водства есть целостность общественного труда, вкотором они сов-
      падают, ибо продукт это овеществленный,  а процесс- живой труд.
      Овеществленный труд — первая характеристикацелостности  общест-
      венного производства.
         Совпадение процесса и продукта производствалежит в основе  и
      качественной скачкообразности  общественногоразвития,  выражаю-
      щейся в смене общественно-экономических формаций, инепрерывнос-
      ти его количественных изменений и их накопление. Количественная
      непрерывность производства выступает как расширенной  воспроиз-
      водство, т.е.  общественное производство совпадаетс расширенным
      воспроизводством. Неспособность общественнойсистемы  обеспечить
      непрерывность своего  производства  означает конецее развития и
      существования. Непрерывность истории — этонепрерывность  произ-
      водства, которая не исключает, а предполагаетпрерывность произ-
      водства отживающих общественных систем,  на сменукоторым прихо-
      дят другие. Непрерывность общественногопроизводства, его совпа-
      дение с расширенным воспроизводством звучит уМаркса так: «также
      как общество не может перестать потреблять, так неможет оно пе-
      рестать производить.  Поэтому всякий общественныйпроцесс произ-
      водства, рассматриваемый  в постоянной связи и внепрерывном по-
      токе своего возобновления,  является в  то  же время  процессом
      воспроизводства». Непрерывность  расширенного воспроизводства –
      вторая (количественная) характеристика целостностиобщественного

                                   — 7 –
      производства.
         Целостность производства как воспроизводства выступает  сис-
      темным единством четырех процессов: производства,распределения,
      обмена и потребления, которые, по определениюМаркса, составляют
      «собственные моменты» производства ивыступают как «части едино-
      го целого;  различия внутри единства».  Отсюдаследует первое  и
      абстрактное определение системной структурыобщественного произ-
      водства: 1. Производство; 2. Распределение; 3.Обмен; 4. Потреб-
      ление. Непрерывность  этих  процессов обеспечиваетнепрерывность
      функционирования общественного производства какмеханизма разви-
      тия общества.
         Непрерывность воспроизводства порожденасовпадение производс-
      тва и потребления:  «производство естьпотребление,  потребление
      есть производство» (К. Маркс). Это значит, чтовсякое производс-
      тво есть потребление, а всякое потребление естьпроизводство. Но
      их совпадение является не метафизическитождественным,  но  диа-
      лектически противоречивым,  т.е. вовзаимообусловленных, но раз-
      ных отношениях.  Противоречивость производства ипотребления по-
      рождена противоречивостью,  которые  по  отношениюк предыдущему
      процессу производства выступают его результатом,  апо отношению
      к последующему  его предпосылкой.  Продукт — диалектическое тож-
      дество результата и предпосылки.  Результат«процесса производс-
      тва столь  же  неизбежно принимает вид егопредпосылок,  как его
      предпосылки вид его результата».  Поэтомупроизводство результа-
      тов есть потребление предпосылок, а потреблениепредпосылок есть
      производство результатов.
         Системная структура  общественного производствапринимает та-
      ким образом более конкретный вид:  1.  Производстворезультатов;
      2. Распределение результатов; 3. Обмен результатов;4. Потребле-
      ние предпосылок.
         Продукты воспроизводства едины и многи.  Единыони в том, что
      общественны, что составляют общество,  которое естьединый  про-
      дукт производства.  Маркс писал:  «еслирассматривать буржуазное
      общество в его целом, то в качестве конечногорезультата общест-
      венного процесса производства всегда выступает самообщество…»
         Единство продуктов не исключает, а предполагаетих многообра-
      зие. Если  общество  в целом — продуктпроизводства,  то и любой
      его компонент — тоже продукт производства,  которыйне  является

                                   — 8 –
      монопродуктом. Непрерывность производства однихрезультатов тре-
      бует потребления других предпосылок. Единственнымоснованием вы-
      деления классов общественного продукта может бытьтолько признак
      «необходимости и достаточности для непрерывности  воспроизводс-
      тва» (К.Маркс).  Таких  классов  продуктовможно выделить только
      четыре (соответственно числу процессов производства),  ибо  от-
      сутствие хотя  бы  одного  из них делаетнепрерывность воспроиз-
      водства невозможной: материальные блага в составесредств произ-
      водства и предметов потребления (для краткостивещи); обществен-
      ные отношения и их организационные формы (длякраткости  органи-
      зации), общественное  сознание,  выраженное  какинформация (для
      краткости информация);  население,  люди, человек(для краткости
      люди). Эти продукты и противоположны,  и едины.Противоположны в
      том, что они качественно наиболее различны.  Единыне  только  в
      том, что общественны, но и в том, чтовзаимопроникают, взаимоот-
      ражают друг-друга:  каждый из них и овеществлен, и  организован
      (воплощает общественные  отношения),  и информативен (воплощает
      общественное сознание),  и очеловечен  (воплощает труд  людей),
      т.е. каждый из них универсален, но особым образом.
         Системная структура общественного производствана этом уровне
      рассмотрения принимает более конкретный вид: 1.Производство ре-
      зультатов (вещей,  организаций, информации, людей);2. Распреде-
      ление результатов;  3. Обмен результатов (вещей);4. Потребление
      предпосылок (вещей, организаций, информации,людей).
         Единый процесс  общественного производствадиалектически диф-
      ференцируется соответственно качеству и числуклассов обществен-
      ных продуктов.  Поэтому оно выступает какдиалектически противо-
      речивое единство четырех форм производства.  Этинаиболее фунда-
      ментальные, инвариантные  для  всякого  механизма общественного
      развития формы целесообразно называть сферамипроизводства, каж-
      дая из которых объединяет в себе однородные поконечному резуль-
      тату отрасли и виды деятельности.  Сферыпроизводства:  первая и
      определяющая — сфера материального производства,результат кото-
      рого — вещи.  Вторая — сфера организационногопроизводства,  ре-
      зультат которого — организации,  организованныеобщественные от-
      ношения. Третья — сфера духовного производства, результат кото-
      рого — информация, выражающая содержаниеобщественного сознания.
      Четвертая — сфера производства человека, результат  которого  –

                                   — 9 –
      люди, население.  Четыре сферы производствадиалектически проти-
      воположны и едины. Едины они в том, чтопроизводство одного про-
      дукта требует потребления предпосылок всех четырехклассов. Поэ-
      тому в каждой сфере вместе с  производством основного  продукта
      воспроизводятся  все другие продукты, нопо-разному.
         Так потребление вещей воспроизводит их в видепотребности,  а
      потребление организаций,  информации и людейвоспроизводит их не
      только в виде потребности (уничтожения,  нужды), но и в виде их
      сохранения, приращения, развития. Здесь лежитосновное диалекти-
      ческое противоречие между материальной и социальнойсферами  об-
      щественного производства, где первая определяетвторые (основной
      социалогический закон),  а вторые создают всенеобходимые  соци-
      альные условия для производства материальных благ(вещей) из ма-
      териала природы. Причем, мера и уровень вторыхсоответствует ме-
      ре и уровню первой.
         Поскольку каждая сфера производит результат длявсех  четырех
      сфер, а потребляет части всех четырех классовпредпосылок,  пос-
      кольку каждый класс сферных продуктов делится на четыре  части,
      что выражается следующей продуктовой матрицей:
         В1  В2  В3  В4, где В-вещи        = В1 + В2 + В3+ В4,
         О1  О2  О3  О4, где О-организации = О1 + О2 + О3+ О4,
         И1  И2  И3  И4, где И-информация  = И1 + И2 + И3+ И4,
         Л1  Л2  Л3  Л4, где Л-люди        = Л1 + Л2 + Л3+ Л4.
         (Примечание: в матрице 4х4 строки  выражают результаты  сфер
      производства по  буквенному обозначению,  а столбцы- их предпо-
      сылки — по цифровому обозначению).
         Отсюда системная  структура общественногопроизводства прини-
      мает следующий более конкретный вид,  которыйпредставлен в таб-
      лице.
.

                                   — 10 –
 ш1
      ═════════════╤═════════╤══════════╤══════════╤════════╤═════════
      Сферы        │Процессы │1.Произ-  │2.Распре-│3.Обмен │4.Потреб-
      Производства │Продукты │  водство │ деление │        │  ление 
      ═════════════╪═════════╪══════════╪══════════╪════════╪═════════
      Материальное │ Вещи    │ Вещей    │Вещей    │ Вещей  │ В1  О1 
      производство │         │          │         │        │ И1  Л1 
      ─────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼────────┼─────────
      Организацион.│ Органи- │ Органи-  │Органи-  │ Органи-│ В2  О2 
      производство │ зации   │ заций    │заций    │ заций  │ И2  Л2 
      ─────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼────────┼─────────
      Духовное     │ Инфор-  │ Инфор-   │Инфор-   │ Инфор- │ В3  О3 
      производство │ мация   │ мации    │мации    │ мации  │ И3  Л3 
      ─────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼────────┼─────────
      Производство │ Люди    │ Людей    │Людей    │ Людей  │ В4  О4 
      Человека     │         │          │         │        │ И4  Л4 
 ш0
         Дальнейшая конкретизация полученной сфернойструктуры общест-
      венного производства  осуществляется на путирассмотрения много-
      образных исторических проявлений и уровней развитиясредств про-
      изводства в  различных общественно-экономическихформациях,  где
      они проходят путь от синкретической слитности впервобытной фор-
      мации до уровня сознательной организованности, общественности в
      более поздних формациях.
.

                                   — 11 –
          23. Производство и общество
         В отличие  от  отдельных отраслей общественногопроизводства,
      совокупное производство не имеет  строго очерченных  социальных
      пространственно-временных  границ и  нелокализовано в структуре
      общественно-экономической формации.  Рассматривая общество  под
      углом  зрения  производства,  мы анализируемсоциальные группы и
      личности прежде всего в качестве творцовобщественных благ.  Ос-
      воение  мира и его преобразование подчиненополучению этих благ.
      В названном аспекте акцентируется созидательная функция челове-
      чества;  участие в производстве рассматривается вкачестве родо-
      вого признака людей:  «А производственнаяжизнь — писал К.Маркс,
      — и есть родовая жизнь». Не локализованы ивездесущи такие, упо-
      мянутые Марксом «отрасли», какпроизводство личности, производс-
      тво общественной жизни.  Они создают,  так сказать,общесоциаль-
      ные, отличные от частных и частичных ценности.
         «Основной вопрос» производствазаключается в том,  что произ-
      водится  в  данном  виде деятельности,  какое благосозидается в
      нем, материальное или духовное, социальное илиполитическое, че-
      ловеческий организм или качества личности, производственные от-
      ношения или средства к жизни, формы общественныхотношений и об-
      щения  или  жизнь  общества  как способсуществования социальных
      субъектов (а не белковых тел, аминокислот и т.п.) иинтегральное
      состояние функционирующей и развивающейсяобщественной системы.
         В каждом виде общественного производства«задействованы» свои
      силы,  помимо  производственных  сил материальногопроизводства,
      силы:  политические,  семейно-бытовые и т.д.  Здесьскладываются
      отношения субъектов по поводу средств, организациии результатов
      данной деятельности,  то или иное производственноеобщение и по-
      ведение.  В итоге “…  всегда имеетсяопределенный общественный
      организм,  общественный субъект,  действующий вболее или  менее
      обширной совокупности отраслей производства”/Маркс К.,  Энгельс
      Ф. Соч./.
         Жизнь общества не исчерпывается производством ивключает неп-
      роизводственные деятельность и отношения, общение иповедение, –
      непроизводственную  жизнь.  Так,  участвуя вдеятельности в сво-
      бодное время,  человек-работник превращается в«иного субъекта»,
      который обновленным «вступает внепроизводственный процесс  про-

                                   — 12 –
      изводства» /Маркс К., Энгельс Ф. Соч./. Такимже должен быть ме-
      тодологический подход к общественному производству,производству
      вообще и к его отдельной отрасли.
         В любой из сфер жизни общества присутствует непроизводствен-
      ное использование созданного в соответствующемпроизводстве бла-
      га: взаимодействуют политические,духовно-идеологические,  соци-
      альные обмен  и потребление.  Последниевыделяются,  несмотря на
      то, что в обществе непроизводительное использованиеодного блага
      всегда сопровождается  созданием каких-либо другихвидов ценнос-
      тей, их подготовкой или переработкой. Производство, распределе-
      ние, обмен и потребление лишь преобладают в той илииной общест-
      венной ситуации.
         Категория «общественное производство»  относится к философс-
      ко-социологическим понятиям,  отражающим, во-первых,  — первич-
      ность в нем. Понятия «общество»,«социальная реальность», «жизнь
      общества», «общественный прогресс», «законы  общества»фиксируют
      единство социальной  системы.  Понятияобщественно-экономической
      формации, образа жизни,  законо социальнойреволюции, антогонис-
      тического и неантогонистического общества, исторической эпохи и
      др. и системность этапов и типов историческогопрогресса,  поня-
      тие личности,  коллектива,  социального  закона идр.  фиксируют
      системность элементов общества.  Производство каксозидание  об-
      щественных благ  — «исходный пункт …  игосподствующий момент»
      (К.Маркс) по отношению к не-созиданию; материальноепроизводство
      первично к духовному и другим производствам.
         Существование общественного производства, егосоциально-общих
      черт и связей «улавливается»«производственным аспектом» истори-
      ческого материализма как логическое завершениепознания  матери-
      ального, духовного и всех других видов пространств.
         В качестве не-полярных противоположностейсоотносятся  произ-
      водственное и непроизводственное в общественнойжизни; полярными
      же противоположностями являются непосредственно(или собственно)
      производство и  собственно  потребление, производство  вообще и
      потребление вообще.  Кроме того,  уже  отмечалось, что  взаимно
      предполагают и  исключают друг-друга в качествепротивоположнос-
      тей общественное и индивидуальное производство.
.

                                   — 13 –
          24. Заключение
         Общественное производство есть,  в первуюочередь, производс-
      тво человека.  Но это вовсе не значит,  чтообщественное  произ-
      водство — это сумма производств, в число которыхвходит и произ-
      водство человека.  Вся  система  общественного производства   в
      единстве его составных частей (материального, духовного и соци-
      ального) подчинена производству человека.
         Материальное производство  составляет  основу общественного,
      ибо без производства материальных условий и средствжизни невоз-
      можна и  сама  жизнедеятельность людей.  Но помимоматериального
      производства, общественное включает в себя такжедуховное произ-
      водство, производство  потребления,  производстволюдей и произ-
      водство всей системы общественных отношений,которые в своей со-
      вокупности составляют социальную «ткань»общества.  Они обслужи-
      вают производство и воспроизводство человека каквершины в  этой
      своеобразной иерархии.
.

                                   — 14 –
                      Список используемой литературы:
         1. Бородин Е.Т.  Общественное производство какпредмет
            философского исследования
            М.: Высш. шк., 1989 г.
         2. Гайдулина Л.Ф. Развитие общественногопроизводства
            как основа становления целостности общества
            Казань, 1990 г.
         3. Дудченко Н.А.  Общественное производство:структура и
            факторы развития
            Киев, 1991 г.
         4. Максимов А.А.  Объектно-идеальные формы всистеме
            общественного производства
            Свердловск 1989 г.
         5. Общественное производство:  понятие, социальная природа и
            сущность
            АН СССР Институт философии М.: 1982 г.
         6. Структура общественного производства. Материальное и
            духовное производство
            АН СССР Институт философии М.: 1982 г.
         7. Сущность и структура общественногопроизводства
            М.: 1990 г.