Эффективность внедрения профильного обучения в сельских школах

Одним из наиболее актуальныхнаправлений деятельности органов управления образованием, методических служб навсех уровнях, общеобразовательных учебных заведений в последние годы является обеспечениеперехода старшей школы на профильное обучение.
Преимущественнаяпрофильность школы III ступени предусмотрена Законами Украины «Об образовании»,«Об общем среднем образовании», Национальной доктриной развития образования,Концепцией профильного обучения в старшей школе и является необходимым условиемобеспечения доступности к качественному образованию.
На сегодняшний день ужеможно делать определенные выводы о степени эффективности решения данноговопроса как в Автономной Республике Крым в целом, так и в ее сельских регионахв частности.
Проведено мониторинговоеисследование эффективности внедрения различных форм профильного обучения вобщеобразовательных учебных заведениях сельских регионов Автономной РеспубликиКрым как необходимого условия обеспечения доступности к качественномуобразованию.
В ходе мониторинговогоисследования:
проанализированыстатистические данные, предоставленные районными органами управленияобразованием;
проведено анкетированиепяти категорий респондентов, а именно:
13 руководителей отделовобразования районных государственных администраций в Автономной РеспубликеКрым;
103 руководителейобщеобразовательных учебных заведений, в которых организовано профильноеобучение;
141 учителя, работающегов системе профильного обучения;
455 родителей учащихся10-х – 11-х профильных классов;
455 учащихся 10-х – 11-х профильныхклассов.
Всего получено иобработано 1167 анкет, что составляет 90,1% от запланированного количества;
изучена работа органовуправления образованием, методических служб, общеобразовательных учебныхзаведений 5 сельских районов, а именно:
Результаты, полученные в ходепроведенной работы, позволяют сделать выводы, о том, что в деятельности органовуправления образованием, методических служб, общеобразовательных учебныхзаведений сельских районов Автономной Республики Крым имеется определеннаясистема, прослеживается ряд положительных тенденций в работе по анализируемомунаправлению:
утверждены вустановленном порядке и (с различной степенью успешности) реализуются планыперехода на профильное обучение учащихся старшей школы, соответствующиерайонные программы;
возросло количествообщеобразовательных учебных заведений, в которых организовано профильноеобучение. Если в 2007/2008 учебном году таких ОУЗ было 193 (64,98% от общегоколичества общеобразовательных учебных заведений I-III ступеней сельских регионовАРК), то в 2008/2009 учебном году – 246 (82,55%) (диаграмма 1). Из указанногоколичества общеобразовательных учебных заведений в 2008/2009 учебном году 121(49,2%) являются однопрофильными, а 124 (50,8%) – многопрофильными (диаграмма2);
охват учащихся классовIII ступени профильным обучением возрос с 44,7% в 2007/2008 учебном году до59,2% в 2008/2009 учебном году (диаграмма 3);
получила дальнейшееразвитие сеть общеобразовательных учебных заведений нового поколения (гимназий,лицеев, коллегиумов, соответствующих УВК). Согласно полученным данным, насегодняшний день таких ОУЗ в сельских районах автономии насчитывается 21 (7,05%от общего количества сельских ОУЗ);
проводится определеннаяработа по реализации идей межшкольного сетевого взаимодействия и созданияобразовательных округов. В 2008/2009 учебном году создан и функционируетобразовательный округ в Симферопольском районе, в который вошли 3общеобразовательных школы I-III ступеней – Донская, Мазанская, Трудовская;
в значительной степенивозросло внимание к организации допрофильной подготовки;
повысилась эффективностьпсихологического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения(диаграмма 5);
значительное место ворганизации учебно-воспитательного процесса заняли современные педагогические технологии.Наиболее применяемыми из них являются интерактивные технологии, методикиличностно-ориентированного, модульного обучения, информационные технологии(диаграмма 4);
серьезное вниманиеуделяется организации работы со способными и одаренными учащимися, повышениюрезультативности их участия во Всеукраинских ученических олимпиадах,конкурсах-защитах научно-исследовательских работ МАН;
возросло количествообщеобразовательных учебных заведений, осуществляющих взаимодействие с высшимиучебными заведениями, количество ВУЗов, вовлеченных в такое сотрудничество,более разнообразными стали формы взаимодействия;
в сельских регионахвозросло количество общеобразовательных учебных заведений, имеющих доступ ксети «Интернет» (с 44,4% в 2007/2008 учебном году, до 53,3% в 2008/2009), атакже имеющих собственный Интернет-сайт – с 26,5% до 29,9% соответственно(диаграмма 6).
В тоже время, проведенныеисследования свидетельствуют о наличии целого ряда нерешенных проблем,недостатков и недоработок в организации работы по данному направлению,реализации потребностей учащихся в профильном обучении:
не организованопрофильное обучение учащихся старшей школы в 54 из 298 общеобразовательныхучебных заведений сельских регионов Автономной Республики Крым, что составляет18,12% от их общего количества. Профильным обучением в 2008/2009 учебном годуне охвачено 40,8% учащихся 10-11 классов сельских общеобразовательных учебныхзаведений;
при общем ростеколичества общеобразовательных учебных заведений нового поколения в сельскихрегионах АРК, их контингент (без учета учащихся общеобразовательных классов УВК«Школа-гимназия», «Школа-лицей», «Школа-коллегиум») составляет всего 1277человек (1,79% от общего количества). До сих пор не созданы такие учебныезаведения в Первомайском (начальник отдела образования Крестьянинова Е.А.) иРаздольненском районах.
медленными темпамивнедряются в работу идеи организации образовательных округов и межшкольногосетевого взаимодействия, как форм профильного обучения, особенно эффективных всельской местности. Так, в Раздольненском районе, не смотря на принятиесоответствующей районной программы, образовательные округа в текущем учебномгоду не начали свою работу. Основная причина – в бюджете района не нашлосьнеобходимого финансирования в объеме 22,0тыс.грн. В Джанкойском районепроведена подготовительная работа по созданию образовательного округа в составеАзовского УВК «Школа-гимназия», Майского УВК, Майской и Октябрьской ОШ, Центрадетского и юношеского творчества, Азовского и Майского дошкольных учебныхзаведений. Однако, функционирование округа не начато, т.к. с головами сельскихи поселковых советов на решен вопрос организации подвоза учащихся к меступроведения занятий и домой. В тоже время, удельный вес многопрофильных классовв 2008/2009 учебном году составляет 37,4% от общего количества профильныхклассов, хотя данная форма организации профильного обучения, по нашему мнению,является наименее эффективной;
несмотря на то, что в2008/2009 учебном году, допрофильная подготовка организована в 219 ОУЗ (73,5%от общего количества ОУЗ сельских регионов АРК), углубленное изучение отдельныхпредметов осуществляется только в 94 (31,5% от общего количества ОУЗ сельскихрегионов АРК);
количество учебныхкабинетов в общеобразовательных учебных заведениях в соответствии с профилемобучения составляет в текущем учебном году только 34,18% от потребности, а ихоснащенность в соответствии с Типовыми перечнями – 20,41%. Рост этихпоказателей по сравнению с прошлым учебным годом крайне невелик и составляетсоответственно 6,11% и 0,83%;
вызывают тревогу иобеспеченность общеобразовательных учебных заведений учебниками и учебнымипособиями для профильных классов, которая в 2007/2008 учебном году составляла19,02% от потребности. А в 2008/2009 учебном году составляет 21,23% (ростобеспеченности составил 2,21%);
по-прежнему невеликоколичество региональных авторских программ спецкурсов и курсов по выбору дляорганизации профильного обучения, утвержденных в установленном порядке. Втекущем учебном году их количество составляет 17. В тоже время, в ходе выездовв регионы установлено, что в рабочих учебных планах значительной части ОУЗпрофильные предметы либо не «подкреплены» спецкурсами и курсами по выбору (ЦелинновскийУВК и Заветленинская ОШ Джанкойского района), либо введенные спецкурсы несоответствуют профилю обучения (большинство общеобразовательных учебныхзаведений Красноперекопского района);
качественный составучителей, обеспечивающих преподавание профильных предметов, не в полной мереотвечает решаемым задачам (диаграмма 7). В 2008/2009 учебном году из 549учителей, преподающих профильные предметы, 64 имеют II квалификационнуюкатегорию (11,66% от общего количества), а 57 (10,38%) – квалификационнуюкатегорию «специалист». Причем, отмечен рост количества учителей II категории иучителей-специалистов по сравнению с 2007/2008 учебным годом на 1,97% и 0,69%соответственно. При этом курсы повышения квалификации для работы в системепрофильного обучения в 2007 и 2008 годах прошли только:
33 директора ОУЗ;
28 заместителей директоров;
22 руководителяпредметных методобъединений (кафедр);
20 руководителей районныхметодобъединений;
9 методистов районныхметодических кабинетов (центров);
321 учитель-предметник (изкоторых не все задействованы в обеспечении профильного обучения);
к преподаванию впрофильных классах не привлекаются преподаватели ВУЗов, кандидаты и докторанаук. Так, в 2008/2009 учебном году, преподавание профильных предметовосуществляет только 1 кандидат наук в Кировском районе;
недостаточнорезультативна такая форма профильного обучения, как работа со способными иодаренными учащимися. В 2008 году из 350 призеров III этапа Всеукраинскихученических олимпиад, только 81 (23,1%) – из сельских районов АРК, а из 18призеров IV этапа – 2 (11,1%) (по одному учащемуся школ Белогорского (начальникотдела образования Стегачев Н.В.) и Красногвардейского (начальник отделаобразования Чертков В.А.) районов). При этом среди призеров III этапа олимпиадотсутствуют представители ОУЗ Первомайского района. В III этапе конкурса – защитынаучно-исследовательских работ МАН не принимали участие учащиеся 7 сельскихрегионов автономии (50%), а именно – Джанкойского, Красноперекопского,Ленинского (начальник отдела образования Бендо Н.Н.), Нижнегорского (начальникотдела образования Кульневич В.Н.), Раздольненского, Сакского (начальник отделаобразования Соболев В.Н.), Советского (начальник отдела образования АкуленкоВ.И.). Кроме того, только у 22,2% призеров III этапа Всеукраинских ученическихолимпиад из числа учащихся ОУЗ сельских регионов Автономной Республики Крым,предмет, по которому они стали призерами, совпадает с профилем обучения. Полноесоответствие этих показателей имеет место только в Сакском районе. Показательвыше среднего – в Белогорском (42,8%) и Красногвардейском (44,4%) районах.Полностью отсутствует соответствие среди учащихся-призеров Красноперекопского,Раздольненского, Советского и Черноморского районов (заместитель начальникаотдела образования Педорич Е.В.);
качество контроля заорганизацией профильного обучения со стороны органов управления образованиемтребует координального улучшения. Так, в Красноперекопском районе такойконтроль осуществляется исключительно при проведении аттестационной экспертизыучреждений, т.е. 1 раз в 10 лет.
Результаты проведенногоанкетирования свидетельствуют, что 23% родителей считают, что главной цельюпрофильной школы является подготовка к выбору профессии, а 22% — подготовка кобучению в ВУЗе. В то же время, результаты поступления выпускников 2008 года ввысшие учебные заведения говорят о том, что только у 37,65% из них будущаяспециальность соответствует профилю обучения. Данный факт, на наш взгляд, свидетельствуето:
недостаточной работеадминистраций общеобразовательных учебных заведений, психологических служб повыявлению склонностей учащихся, разъяснительной работе с ними и их родителямипри определении профиля обучения;
невозможности, исходя изматериально-технического, учебно-методического и кадрового обеспечения,удовлетворить в полной мере спрос на те или иные профильные направленияобучения. В этой связи является необоснованным, на что уже указывалось выше,отсутствие должного внимания к решению вопросов организации работы ифункционирования образовательных округов.
Кроме того, сравнениерезультатов анкетирования всех категорий респондентов по вопросувостребованности тех или иных профессий (в их регионе и в Автономной РеспубликеКрым в целом) с данными о распределении учащихся по отдельным профильнымнаправлениям (диаграммы 8, 16) свидетельствует о несовпадении потребностейрынка труда со структурой профильного обучения в разрезе его направлений ипрофилей.
По мнению 84% респондентов,школа лишь частично ориентируется на спрос, существующий на рынке труда приопределении профильных направлений обучения (диаграмма 14), а 64% директоровобщеобразовательных учебных заведений ответили, что лишь иногда взаимодействуютс районными центрами занятости.
Более подробно результатыанкетирования приведены в диаграммах 9-21.
Подводя итогвышесказанному, и давая общую оценку эффективности внедрения различных формпрофильного обучения в общеобразовательных учебных заведениях сельских регионовАвтономной Республики Крым, приведем следующие цифры и факты:
в 2008г. только 50,89%выпускников 11-х профильных классов поступили в высшие учебные заведения I-IVуровней аккредитации, из них, как уже упоминалось, только 37,65% — наспециальности, соответствующие профилю обучения;
только 23% руководителейорганов управления образованием (диаграмма 17), 11,7% руководителейобщеобразовательных учебных заведений, 8,5% учителей-предметников считают, чтоКонцепция профильного обучения в старшей школе реализуется успешно. Среди родителейучащихся 10-х–11-х профильных классов только 31% считает, что содержаниепрофильного обучения вполне соответствует их ожиданиям. Их мнение разделяет всего29,5% учащихся;
сохраняется серьезнаядиспропорция между предложениями рынков труда и образовательных услуг. Так, придостаточно высоком спросе на квалифицированные рабочие кадры (диаграмма 16), в2008/2009 учебном году только в 42 ОУЗ (17% от общего количества) реализуетсяинформационно-технологическое профильное направление, в то время какфилологическое – в 125 (50,8%), общественно-гуманитарное – в 69 (28%)(диаграмма 8). При дефиците педагогических кадров только 4 общеобразовательныхучебных заведения (1,6%) открыли в текущем учебном году психолого-педагогическиеклассы.
Исходя из изложенноговыше, предлагаем:
В 2009 и последующихгодах при проведении мониторингов качества образования в регионах включать врабочий план их проведения вопросы эффективности организации профильногообучения, в т.ч. создания и функционирования образовательных округов.
Руководителям органовуправления образованием:
Принять необходимые мерыи обеспечить завершение в 2010 году перехода старшей школы на профильноеобучение.
До 01.09.2009 г.проанализировать существующую сеть общеобразовательных учебных заведений (вт.ч. нового поколения), привести ее в соответствие с реальными потребностяминаселения в части организации профильного обучения.
В первом полугодии 2009года провести подготовительные мероприятия и обеспечить с 01.09.2009 г.открытие и функционирование образовательных округов. При невозможности созданияобразовательных округов – рассмотреть вопрос организации межшкольного сетевоговзаимодействия.
При формировании сетиклассов на 2009/2010 учебный год рассмотреть вопрос целесообразности открытиямногопрофильных классов.
При формировании рабочихучебных планов на 2009/2010 учебный год обеспечить полное использование часоввариативной части на организацию профильного обучения, соответствие курсов повыбору, спецкурсов выбранным профилям обучения.
До 01.03.2009г. создатьтворческие группы из учителей-предметников для разработки региональныхавторских программ спецкурсов, курсов по выбору.
До 01.06.2009 г.разработать (или пересмотреть существующие) планы совместной деятельности срайонными центрами занятости с целью приведения предложения рынкаобразовательных услуг в соответствие со спросом на рынке труда регионов.
В течение 2009-2010 годовпринять необходимые меры для создания в общеобразовательных учебных заведенияхпредметных учебных кабинетов для организации профильного обучения, укрепления ипополнения их учебно-материальной базы.
До 01.09.2009 г.проанализировать существующую методическую сеть регионов, работу районных ишкольных психологических служб и принять меры для их приведения в соответствиес задачами организации профильного обучения в старшей школе с учетом имеющегосякачественного состава педагогических кадров.
В первом полугодии 2009года рассмотреть на заседаниях коллегий отделов образования состояние работы соспособными и одаренными учащимися, наметить комплекс мероприятий по повышениюее результативности.
При разработке плановработы на 2009 и последующие годы предусматривать в них осуществление контроляза организацией профильного обучения в общеобразовательных учебных заведениях.