Эмоциональное воспитание

Учреждениеобразования “Брестский государственный университет
имени А.С.Пушкина”
Кафедрапедагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
Эмоциональноевоспитание
Студент:
КрапивныйА.В.
Брест, 2010 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Понятие эмоций. Эмоциональнаясистема
Глава 2. Эмоциональное воспитаниешкольников
Заключение
Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ
Функционирование эмоций– одна из важнейших педагогических, психологических и философских проблем.
Являясь неотъемлемойчастью человеческой жизни, эмоции представляют собой область, привлекающуюпостоянное внимание исследователей из разных областей науки. Необходимоотметить, что в современной психологии отношение к проблеме эмоцийнеоднозначно. Казалось бы, что отмечаемая всеми значимость эмоциональныхпроцессов для жизнедеятельности человека должна привлекать к ним большоевнимание исследователей. Действительно, с давних времён и до современностиисследование эмоциональных процессов не перестаёт быть одной из центральныхпроблем. В то же время из-за многочисленных неудач при попытках объективногоизучения эмоций интерес к ним несколько снизился. Это особенно заметно послеэкспериментального «изобилия» 1950-19809-х гг. в отечественной и зарубежнойпсихологии эмоций. Внимание современных исследователей ограничивается главнымобразом изучением внешнего выражения эмоций, их телесных и знаковыхсоставляющих, а также влиянием отдельных эмоциональных состояний надеятельность школьников.
Исследование эмоцийосложняет и терминологические расхождения. Их возникновение связано с тем, чторазные концепции создавались в разные эпохи и на разных языках. Сыграли своюроль и традиции отдельных школ, связывающие определённые состояния с терминами«эмоции», «страсти» или «чувства».
Различие теоретическихпозиций проявлялось и в представлениях об эмоции. Эмоция определялась как«состояние, регулирующее телесные действия» (Б. Спиноза); «особое состояниесознания» (когнитивные теории), «любое переживание сильного чувства, обычносопровождаемое соматическими изменениями» (Н.Е. Миллер, 1948); «общееоргазмическое возбуждение» (Э. Даффи, 1951), причём Даффи предлогал вообщеотказаться от термина «эмоции»; «результат взаимодействия потребности и возможностиеё удовлетворения» (П.В. Симонов).
Особая проблема визучении эмоций – разграничение эмоциональных и неэмоциональных явлений.Расхождения между отдельными точками зрения возникают при попытке уточнитьхарактер и меру значимости события, способного возбудить эмоцию. Практическилюбое событие вызывает у человека эмоциональную реакцию – эмоцию или чувство. Вто же время в ситуации угрозы возникает особое эмоциональное состояние, котороесовременные учёные обозначают термином «аффект». Но эмоциональное разрешениеситуаций – функция не только аффекта; её могут выполнять и другие ситуативныеэмоции, например гордость, обида, возмущение и др.
Для современнойпедагогики неоднозначно рассматривается проблема эмоционального развития детей,по праву признания одной из самых значимых и дискуссионных. Прежде всего, этосвязано с альтернативностью понимания термина «эмоциональное развитие» вразличных научно-теоретических подходах. Таким образом, эмоциональное развитие– сложный комплексный закономерный процесс усложнения и обогащенияэмоциональной сферы в контексте общей социализации ребёнка.
Эмоциональноевоспитание – очень сложная тема, но она меня заинтересовала. Поэтому я выбралименно эту тему.
Целью я вижу выявлениесущности эмоционального воспитания.
Объектом являетсяпроцесс эмоционального воспитания.
Задача – определить,что необходимо для эмоционального воспитания школьника.

Глава 1.Понятие эмоций. Эмоциональная система
Эмоции –реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющихярко выраженную субъективную окраску: обычно носят ситуативный характер ивыражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворениемпотребностей человека в данный момент (4).
Возникновениеи проявление чувств и эмоций связано со сложной и взаимосвязанной работой корыи подкорки головного мозга, вегетативной нервной системы. Этим определяется ихтесная связь с деятельностью сердца (“от страха сердце замерло”), органовдыхания (“слушал с интересом, затаив дыхание”), с выразительными движениямивсего тела (пантомима), деятельностью лицевых мышц (мимика), с изменениеминтонаций голоса (голосовая мимика) и др.
Эмоции –особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемыев различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.Эмоции и чувства – специфическая форма отражения действительности. Если впознавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах — значимость этих предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации.То есть чувства носят личностный характер. Они связаны с потребностями ивыступают показателем того, как происходит их удовлетворение.
По формепротекания выделяют чувственный тон, настроение, собственно эмоции, страсти,стресс, фрустрацию, высшие чувства. Высший продукт эмоций человека – устойчивыечувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Высшие чувства носятотчетливо выраженный предметный характер, так как связаны с каким-либоконкретным объектом. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятсяих подразделяют на нравственные, эстетические, интеллектуальные. Нравственныепереживаются человеком при восприятии явлений действительности и сравнении этихявлений с нормами, выработанными в обществе. Интеллектуальные чувства возникаютв процессе познавательной деятельности человека. Эстетические представляютсобой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, искусстве,жизни людей (24).
Также из рассужденийА.Д. Кошелевой можно отметить, что изменения в эмоциональной сфере связаны сразвитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности,самосознания.
Н.А. Ветлугинаписала: “Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий“красивое” и “некрасивое”, “истинное” и “ложное”, нельзя научить его стремитьсяк защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против злаи лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях”. Эмоции оказывают большоевлияние на психические процессы. Психические процессы делятся напознавательные, эмоциональные и волевые (12). Деление это условно, так какпсихика условна и все психические явления в ней взаимосвязаны. Эмоциивоздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение,память и мышление. Эмоциональный он присутствует уже в ощущениях, которые могутбыть приятны и неприятны. Влияние эмоций сказывается на восприятии: длярадостного человека все вокруг приятно, раздраженный замечает в предмете своегогнева лишь то, что усиливает его раздражение. Хорошее настроение улучшаетзапоминание. Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранеесобытия. Люди, наделенные развитой эмоциональной памятью, могут живопредставить и сами чувства, когда-то владевшие ими. Эмоции связаны и сзабыванием. Человек забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет длянего большого значения. Существуют определенные закономерности связиэмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденциюспособствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозитее выполнение. Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные ее отнимают.(“Когда я злюсь, мне не нравится рисовать”). Волевые процессы тесно связаны сэмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознаниимотива, принятии решения и развертывании процесса достижения цели,завершающегося выполнением принимаемого решения. Так, эмоциональнаяпривлекательность цели умножает силы ребенка, облегчает выполнение решения.Способность к волевому усилию снижена у людей, находящихся в угнетенномсостоянии. Равнодушный, с тусклыми эмоциями человек, так же не может бытьволевым. С точки зрения отечественных специалистов отмечено, что дляпсихического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому привоспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя впроцессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не боятьсяотрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности,творчестве, ибо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач,без ошибок и срывов.
Разбалансировкачувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводимых котклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов(25). Эмоции — психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанныйна чувственном отражении значимости внешних воздействий, общая,генерализованная реакция организма на такие воздействия (от лат.«emoveo» — волную). Эмоции регулируют психическую активность неспецифично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя напротекание всех психических процессов.
У человека эмоциипорождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т. п.,которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшиеэмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторныхизменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в ― ходеразвития эмоции утрачивают свою, прямую инстинктивную основу, приобретаюсложнообусловленный характер, образуют многообразные виды так называемых высшихэмоциональных процессов (чувства); социальных, интеллектуальных и эстетических,которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной жизни.
Даже так называемыенизшие эмоции (эмоции голода, жажды, страха и т.п.) являются у человекапродуктом общественно-исторического развития, результатом трансформации ихинстинктивных, биологических форм, с одной стороны, и формирования новых видовэмоций — с другой; это относится также к эмоционально-выразительным,мимическим, и пантомимическим движениям, которые, включаясь в процесс общениямежду людьми, приобретают в значительной мере условный, сигнальный и вместе стем социальный характер, чем и объясняются отмечаемые культурные различия вмимике и эмоциональных жестах.
Таким образом, эмоции иэмоциональные выразительные движения человека – представляют собой нерудиментарные явления его психики, а продукт положительного развития ивыполняют в регулировании его деятельности, в том числе и познавательной,необходимую и важную роль.
К эмоциональным, вшироком смысле, процессам в настоящее время принято относить аффекты,собственно эмоции и чувства.
Аффектами называют всовременной психологии сильные и относительно кратковременные эмоциональныепереживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральнымипроявлениями, содержание и характер которых может, однако, изменяться, вчастности, под влиянием воспитания и самовоспитания. У человека аффектывызываются не только факторами, затрагивающими поддержание его физическогосуществования, связанными с его биологическими потребностями и инстинктами. Онимогут возникать также в складывающихся социальных отношениях, например, врезультате социальных оценок и санкций.
Одна из особенностейаффектов состоит в том, что они возникают в ответ на уже фактически наступившуюситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события; в связи сэтим их регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта — аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения поотношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект.
Другое свойствоаффектов состоит в том, что повторение ситуаций, вызывающих то или иноеотрицательное аффективное состояние, ведет к аккумуляции аффекта, которая можетразрядиться в бурном неуправляемом аффективном поведении — «аффективномвзрыве».
При сильных аффектах(испуг, большая радость, гнев, страх) обычный ход ассоциаций нарушается,сознание бывает охвачено одним представлением, с которым связана эмоция, вседругие исчезают, возникновение новых представлений, не связанных с эмоцией,тормозиться. Дальнейшее течение процессов неодинаково. При радости послепервоначального «замирания» наступает наплыв множества представлений,находящихся в связи с обстоятельством, вызвавшим аффект. При страхе, горе,гневе возникшие вначале представления остаются в сознании на долгий срок.Аффект может разрешаться в бурных действиях и в столь сильных изменениях состороны кровообращения и дыхания, что это иногда приводило к обмороку;наблюдались даже случаи мгновенной смерти. Человек с достаточно развитымипроцессами торможения, несмотря на нарушение течения представлений при эмоциях,способен правильно оценить окружающую обстановку, и управлять своимидействиями. Такие аффективные реакции, свойственные здоровому человеку, носятназвание физиологических аффектов.
В отличие от аффектов,собственно эмоции представляют собой более длительные состояния, иногда лишьслабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженныйситуационный характер, т. е. выражают оценочное личностное отношение кскладывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своимпроявлениям в них. Собственно эмоции носят отчетливо выраженный идеаторныихарактер; это значит, что они способны предвосхищать ситуации и события,которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями, опережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в ихспособности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человекагораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется также врезультате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми,и в частности передаваемых средствами искусства.
Собственно эмоциинаходятся в другом отношении к личности и сознанию, чем аффекты. Первыевоспринимаются субъектом как состояния моего «я», вторые — каксостояния, происходящие «во мне». Это отличие ярко выступает вслучаях, когда эмоции возникают как реакция на аффект; так, например, возможнопоявление эмоции боязни, появления аффекта страха или эмоции, вызываемой пережитымаффектом, например аффектом острого гнева. Особый вид эмоций составляютэстетические эмоции, выполняющие важнейшую функцию в развитии смысловой сферыличности.
Более условным и менееобщепринятым является выделение чувств как особого подкласса эмоциональныхпроцессов. Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженныйпредметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций,связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте — конкретном илиобобщенном, отвлечённом например, чувство любви к человеку, к родине, чувствоненависти к врагу и т. п.
Другая особенностьчувств состоит в том, что они образуют ряд уровней, начиная от непосредственныхчувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами,относящимися к социальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны и сразными по своей форме — обобщениями — объекта чувств: образами или понятиями,образующими содержание нравственного сознания человека. Существенную роль вформировании и развитии высших человеческих чувств имеют социальные институции,в частности социальная символика, поддерживающая их устойчивость (например,знамя), некоторые обряды и социальные акты. Как и собственно эмоции, чувстваимеют у человека свое положительное развитие и, имея естественные предпосылки,являются продуктом его жизни в обществе, общения и воспитания.
Современные теориипризнают особую роль отдельных эмоций в жизни человека. Исследователи,занимающиеся прикладной психологией — инженерной, педагогической иликлинической, — так или иначе приходят к пониманию специфичности отдельныхэмоций. Люди, с которыми они работают, испытывают именно счастье, гнев, страх,печаль или отвращение, а не просто “эмоцию”. Современная практика отходит отиспользования таких общих терминов, как “эмоциональная проблема”,“эмоциональное нарушение” и “эмоциональное расстройство”. Психологи пытаютсяанализировать отдельные аффекты и аффективные комплексы и воздействовать на нихкак на различные мотивационные феномены в жизни индивида. Эмоциональная системаредко функционирует в полной независимости от других систем. Некоторые эмоцииили комплексы эмоций фактически всегда появляются и взаимодействуют сперцептивной, когнитивной и двигательной системами, и эффективноефункционирование личности зависит от баланса в деятельности различных систем иих интеграции. В частности, так как эмоция любой интенсивности имеет тенденциюорганизовать действие организма как целого, все физиологические системы иорганы до некоторой степени включаются в эмоцию.
Возникновение эмоциональногопроцесса приводит к формированию новых форм реагирования. Иногда эмоциональныереакции бывают бурными и внезапными, возникая почти сразу после действиявозбуждающего агента. Такая эмоция принимает форму аффекта.
Эмоция, получившаядостаточную силу и организованность, приобретает способность оказывать большоевлияние на функциональное состояние различных психических механизмов.Организующая функция эмоций проявляется в нескольких различных формах:
·    вформе выразительных движений,
·    вформе эмоциональных действий,
·    вформе высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях,
·    вформе определенного отношения к окружающему.
Смех является довольнораспространенным признаком радости и удовлетворения. Нередко с помощью смехавыражается также презрение и насмешливое отношение. Более значительные различиянаблюдаются в выражении радости. Так, например, на Таити для выражении радостилюди иногда причиняют себе боль. Уилсон (цит. по: Klineberg, 1948, с. 194)приводит пример старой женщины, которая, неожиданно встретив сына, от радостиисцарапала себя до крови. Подобные формы проявления радости наблюдались средиаборигенов Австралии. И все же самой распространенной формой выражения радостиявляется смех.
Таким образом, можнопредположить, что у человека существует готовность к определенного родареакциям, или, иначе говоря, готовность к более легкому научению определеннымспособам поведения. Научение направляется социальными нормами; благодарянаучению возникают также и такие реакции, которые могут не иметь никакой«природной» связи с той или иной эмоцией.
Глава 2. Эмоциональноевоспитание школьников
В настоящее времяимеются различные позиции природы и сущности чувств и эмоций, ихвзаимоотношений, особенностей протекания и классификации. При тесной практическойвзаимосвязи чувств и эмоций имеется, однако, необходимость в их различении.Эмоции возникают при удовлетворении органических потребностей, принепосредственных реакциях человека на предметы окружающей обстановки, а также впроцессе ощущений, как их эмоциональный тон. Чувства раскрывают социальнуюприроду человека и складываются как отношения к окружающему миру, кудовлетворению сложных потребностей, возникших в процессе развития человека.
В характеристикеэмоционального строя личности особое место занимают эмоциональные состояния,окрашивающие на определённый период всю деятельность человека. Так, впедагогическом труде часто будет приходиться иметь дело с настроениямиучащихся, их аффективными состояниями. Зависящие от определённого соотношенияобъективных и субъективных условий, они характеризуются определённойдлительностью, динамичностью, силой, своеобразием протекания. Средний школьныйвозраст. Основным видом деятельности подростка, как и младшего школьника,является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрастесущественно изменяется. Подросток приступает к систематическому овладениюосновами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителязанимает коллектив педагогов. К подростку предъявляются более высокиетребования. Это приводит к изменению отношения к учению. Для школьника среднеговозраста учебные занятия стали привычным делом. Учащиеся порой склонны неутруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного илидаже меньше. Нередко происходит снижение успеваемости. То, что побуждаломладшего школьника активно учиться, не играет теперь такой роли, а новыепобуждения к учению (установка на будущее, дальние перспективы) еще непоявились.
Подросток не всегдаосознает роль теоретических знаний, чаще всего он связывает их с личными, узкопрактическими целями. Например, зачастую семиклассник не знает и не хочет учитьправила грамматики, так как «убежден», что и без этих знаний можно писатьграмотно. Младший школьник все указания учителя принимает на веру — подростокже должен знать, зачем нужно выполнять то или другое задание. Нередко на урокахможно слышать: «Для чего это делать?», «Зачем?» В этих вопросах сквозит инедоумение, и некоторое недовольство, и порой даже недоверие к требованиямучителя.
В то же время подросткисклонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках.Они с готовностью берутся за изготовление наглядного пособия, живо откликаютсяна предложение сделать простейший прибор. Даже учащиеся с низкой успеваемостьюи дисциплиной активно проявляют себя в подобной ситуации.
Особенно ярко проявляетсебя подросток во внеучебной деятельности. Кроме уроков, у него много другихдел, которые занимают его время и силы, подчас отвлекая от учебных занятий.Школьникам средних классов свойственно вдруг увлечься каким-либо занятием:коллекционированием марок, сбором бабочек или растений, конструированием и т.д.
Большая активность,готовность подростков участвовать в различных видах деятельности проявляется впионерской работе. Им нравится обежать множество квартир и побывать внеожиданных ситуациях при сборе макулатуры или металлолома. Они охотновключаются в оказание тимуровской помощи. «Красные следопыты» готовы пройти ипроехать по многим местам, чтобы получить желаемые сведения.
Ярко проявляет себяподросток и в играх. Большое место занимают игры-походы, путешествия. Они любятподвижные игры, но такие, которые содержат в себе элемент соревнования.Подвижные игры начинают носить характер спортивных (футбол, теннис, волейбол,игра типа «Веселые старты», военные игры). В этих играх на первый планвыступает смекалка, ориентировка, смелость, ловкость, быстрота. Игры подростковносят более устойчивый характер. Особенно ярко в подростковом возрастепроявляются интеллектуальные игры, которые носят состязательный характер(шахматы, КВН, соревнование в решении задач на сообразительность и т. д.).Увлекаясь игрой, подростки часто не умеют распределить время между играми иучебными занятиями.
В школьном обученииучебные предметы начинают выступать для подростков как особая областьтеоретическх знаний. Они знакомятся со множеством фактов, готовы рассказать оних или даже выступить с короткими сообщениями на уроке. Однако подростковначинают интересовать не факты сами по себе, а их сущность, причины ихвозникновения, но проникновение в сущность не всегда отличается глубиной.Образы, представления продолжают занимать большое место в мыслительнойдеятельности подростка. Часто детали, мелкие факты, подробности мешают выделитьглавное, существенное и сделать необходимое обобщение. Учащиеся довольноподробно рассказывают, например, о восстании под предводительством СтепанаРазина, но вскрыть его социально-историческую сущность затрудняются. Дляподростков, как и для младших школьников, характерна установка скорее назапоминание материала, чем на обдумывание и глубокое осмысливание.
В то же время в отличиеот младшего школьника, который с большим интересом воспринимает готовое,подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности. Многиеподростки предпочитают справляться с задачами, не списывая их с доски,стараются избегать дополнительных разъяснений, если им кажется, что они самимогут разобраться в материале, стремятся придумать свой оригинальный пример,высказывают свои собственные суждения и т. д. Вместе с самостоятельностьюмышления развивается и критичность. В отличие от младшего школьника, которыйвсе принимает на веру, подросток предъявляет более высокие требования ксодержанию рассказа учителя, он ждет доказательности, убедительности.
В областиэмоционально-волевой сферы для подростка характерны большая страстность,неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Если вотношении к нему проявляется малейшая несправедливость, он способен «взорваться»,впасть в состояние аффекта, хотя потом может об этом сожалеть. Такое поведениевозникает особенно в состоянии утомления. Очень ярко эмоциональная возбудимостьподростка проявляется в том, что он страстно, с жаром спорит, доказывает,высказывает возмущение, бурно реагирует и переживает вместе с героямикинофильмов или книг. При встрече с трудностями возникают сильные отрицательныечувства, которые приводят к тому, что школьник не доводит до конца начатоедело. В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным, еслидеятельность вызывает сильные положительные чувства.
Для подростковоговозраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка —это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, которыйслужит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценкиповедения других людей. Но действенность идеала определяется не столькорассудочной деятельностью подростка, сколько силой его эмоций. В качествеидеала часто выступает конкретный человек. Обычно это выдающиеся люди, яркие,героические личности, о которых он узнает из книг, кинофильмов и реже близкиелюди, по отношению к которым в большей степени проявляется критичность. Напсихическое развитие подростка определенное влияние оказывает половое созревание.Одной из существенных особенностей личности подростка является стремление бытьи считаться взрослым. Подросток всеми средствами пытается утвердить своювзрослость, и в то же время ощущения полноценной взрослости у него еще нет.Поэтому стремление быть взрослым и потребность в признании его взрослостиокружающими остро переживается. В связи с «чувством зрелости» у подросткапоявляется специфическая социальная активность, стремление приобщаться к разнымсторонам жизни и деятельности взрослых, приобрести их качества, умения ипривилегии. При этом в первую очередь усваиваются более доступные,чувственно-воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения(способы отдыха, развлечений, специфический лексикон, мода в одежде иприческах, а подчас курение, употребление вина).
Стремление бытьвзрослым ярко проявляется и в сфере взаимоотношений со взрослыми. Подростокпротестует, обижается, когда его, «как маленького», опекают, контролируют,наказывают, требуют беспрекословного послушания, не считаются с его желаниями иинтересами. Подросток стремится расширить свои права. Он требует, чтобывзрослые считались с его взглядами, мнениями и интересами, т. е. претендует наравноправие со взрослыми. Важнейшим благоприятным условием нормальных взаимоотношенийс подростком является такая ситуация, когда взрослые выступают по отношению кподростку в роли старшего друга и товарища, у которого можно многому научиться.Если же старшие продолжают относиться к подростку, как к ребенку, то можетвозникнуть конфликтная ситуация. Для подросткового возраста характернапотребность в общении с товарищами. Подростки не могут жить вне коллектива,мнение товарищей оказывает огромное влияние на формирование личности подростка.Особенно велико влияние пионерской и комсомольской организаций. Активноучаствуя в жизни пионерской организации, находясь под контролем коллектива,подростки приучаются выполнять каждодневные обязанности, формируют общественнуюактивность, инициативу, способность определять свою волю и интересы волейколлектива.
Подросток не мыслитсебя вне коллектива, гордится коллективом, дорожит его честью, уважает и высокоценит тех одноклассников, которые являются хорошими товарищами. Он более чуткои сознательно по сравнению с младшим школьником относится к мнению коллектива,руководствуется им. Если младший школьник в большинстве случаев удовлетворяетсяпохвалой или порицанием, исходящими непосредственно от учителя, то подросткабольше затрагивает общественная оценка. Он болезненнее и острее переживаетнеодобрение коллектива, чем неодобрение учителя. Поэтому очень важно иметь вклассе здоровое общественное мнение, уметь на него опереться.
Место, которое занимаютподростки среди товарищей по классу, имеет огромное социально-психологическоезначение: в числе «трудных» учащихся, как правило, оказываются те подростки,которые в школе относятся к категории изолированных. Сильнейшим стремлениемподростка является стремление завоевать авторитет среди товарищей, бытьуважаемым, и во имя этого он готов на все. Если его не принимают в классе, онищет себе друзей вне школы. Формирование личности подростка будет зависеть оттого, с кем он вступит в дружеские взаимоотношения. Иной характер по сравнениюс младшим возрастом приобретает дружба. Если в младшем школьном возрасте детидружат на основе того, что живут рядом или сидят за одной партой, то главнойосновой дружбы подростков является общность интересов. При этом к дружбепредъявляются довольно высокие требования, и дружба носит более длительныйхарактер. Она может сохраниться на всю жизнь. У подростков начинаютскладываться относительно устойчивые и независимые от случайных влиянийморальные взгляды, суждения, оценки, убеждения. Причем в тех случаях, когдаморальные требования и оценки ученического коллектива не совпадают стребованиями взрослых, подростки часто идут за моралью, принятой в их среде, ане за моралью взрослых. У подростков возникает своя система требований и норм,и они могут упорно их отстаивать, не боясь осуждения и наказания со сторонывзрослых. Этим объясняется, видимо, стойкость некоторых «моральных установок»,которые из года в год существуют в среде школьников и почти не поддаютсяпедагогическому воздействию, например, осуждение тех учащихся, которые не даютсписывать или не хотят подсказывать на уроке, и вполне добродушное, дажепоощрительное отношение к тем, кто списывает и пользуется подсказкой. Но вместес тем мораль подростка оказывается еще недостаточно стойкой и может менятьсяпод влиянием общественного мнения товарищей. Это особенно заметно, когда ученикпереходит из одного класса в другой, где существуют иные традиции, требования,общественное мнение, которое он и принимает.
У подростков яркопроявляется высокое гражданское чувство советского патриотизма. Особенно яркопатриотизм пионеров проявился в годы Великой Отечественной войны. Движимыечувством советского патриотизма, современные подростки-пионеры идут по местамреволюционной, боевой и трудовой славы старшего поколения, обогащая свой опытновыми знаниями и высокими гражданскими чувствами. Они горячо любят своюРодину, стремятся как можно скорее и больше принести пользы обществу, мечтаютпрославить Родину замечательными героическими подвигами.
Старший школьныйвозраст. В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видовдеятельности старшеклассников. В связи с тем что в старших классах расширяетсякруг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактовдействительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этомвозрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномернораспределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к однойнауке. Во второй группе проявляется некоторая односторонность, но это неслучайно и типично для многих учеников. Основы законодательства о народномобразовании закрепили награждение оканчивающих среднюю школу похвальнойграмотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов».
Различие в отношении кучению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы,связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем,мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы старших школьниковхарактеризуются наличием ведущих, ценных для личности побуждений.Старшеклассники указывают на такие мотивы, как близость окончания школы и выборжизненного пути, дальнейшее продолжение образования или работа по избраннойпрофессии, потребность проявить свои способности в связи с развитиеминтеллектуальных сил. Все чаще старший школьник начинает руководствоватьсясознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания вопределенной области, возникает стремление к самообразованию. Учащиеся начинаютсистематически работать с дополнительной литературой, посещать лекции, работатьв школах юных математиков, юных химиков и т. п.
Старший школьныйвозраст — это период завершения полового созревания и вместе с тем начальнаястадия физической зрелости. Для старшеклассника типична готовность к физическими умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированиюнавыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выборапрофессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитиенекоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровьяи привлекательности влияет на формирование у юношей и девушек высокойсамооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. д., наоборот, осознаниесвоей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в своисилы, пессимизм.
Старший школьник стоитна пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальнуюситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встаетперед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старшихклассов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них изначимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебныйпроцесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе,чем подростки, смотреть на школу. Если подростки смотрят в будущее с позициинастоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего.
В старшем школьномвозрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными иучебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, устарших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствуетформированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. Всвязи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребностьразобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. В старшихклассах учащиеся переходят к усвоению теоретических, методологических основ,различных учебных дисциплин. Характерным для учебного процесса являетсясистематизация знаний по различным предметам, установление межпредметныхсвязей. Все. это создает почву для овладения общими законами природы иобщественной жизни, что приводит к формированию научного мировоззрения. Старшийшкольник в своей учебной работе уверенно пользуется различными мыслительными операциями,рассуждает логически, запоминает осмысленно. В то же время познавательнаядеятельность старшеклассников имеет свои особенности. Если подросток хочетзнать, что собой представляет то или иное явление, то старший школьникстремится разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить мнение,установить истину. Старшим школьникам становится скучно, если нет задач дляума. Они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое,оригинальное.
Старших школьниковинтересуют не только вопросы теории, но самый ход анализа, способыдоказательства. Им нравится, когда преподаватель заставляет выбирать решениемежду разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; онис готовностью, даже с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию.
Наиболее частое иизлюбленное содержание споров и задушевных бесед старшеклассников — этоэтические, нравственные проблемы. Их интересуют не какие-либо конкретныеслучаи, они хотят знать их принципиальную сущность. Искания старших школьниковпроникнуты порывами чувства, их мышление носит страстный характер.Старшеклассники в значительной мере преодолевают свойственную подросткамнепроизвольность, импульсивность в проявлении чувств. Закрепляется устойчивоеэмоциональное отношение к разным сторонам жизни, к товарищам и к взрослымлюдям, появляются любимые книги, писатели, композиторы, любимые мелодии,картины, виды спорта и т. д. и вместе с этим антипатия к некоторым людям,нелюбовь к определенному виду занятий и т. д.
В старшем школьномвозрасте происходят изменения в чувствах дружбы, товарищества и любви.Характерной особенностью дружбы старшеклассников является не только общностьинтересов, но и единство взглядов, убеждений. Дружба носит интимный характер:хороший друг становится незаменимым человеком, друзья делятся самымисокровенными мыслями. Еще более, чем в подростковом возрасте, предъявляютсявысокие требования к другу: друг должен быть искренним, верным, преданным,всегда приходить на помощь. В этом возрасте возникает дружба между юношами идевушками, которая порой перерастает в любовь. Юноши и девушки стремятся найтиответ на вопрос: что такое настоящая дружба и настоящая любовь. Они многоспорят, доказывают правильность тех или иных положений, принимают активноеучастие в вечерах вопросов и ответов, в диспутах.
В старшем школьномвозрасте заметно изменяются эстетические чувства, способность эмоциональновоспринимать и любить прекрасное в окружающей действительности: в природе, вискусстве, общественной жизни. Развивающиеся эстетические чувства смягчаютрезкие проявления личности юношей и девушек, помогают освобождаться отнепривлекательных манер, вульгарных привычек, способствуют развитию чуткости,отзывчивости, мягкости, сдержанности.
Усиливаетсяобщественная направленность школьника, желание принести пользу обществу, другимлюдям. Об этом свидетельствует изменение потребностей старших школьников. У 80процентов младших школьников преобладают личные потребности, и только в 20процентах случаев учащиеся выражают желание сделать что-то полезное для других,но близких людей (для членов семьи, товарищей). Подростки в 52 процентахслучаев хотели бы что-то сделать для других, но опять-таки людям ближайшегоокружения. В старшем школьном возрасте картина существенно меняется. Большинствостаршеклассников указывают на стремление оказать помощь школе, городу, селу,государству, обществу.
Огромное влияние наразвитие старшего школьника оказывает коллектив сверстников, будь то школьныйкласс, комсомольская организация или просто дружеская компания. Висследованиях, посвященных нравственным идеалам и жизненным планамдесятиклассников, выяснилось, что в некоторых коллективах мнением комсомольскойорганизации дорожат 46 процентов, мнением классного коллектива — 44 процента, амнением учителей — всего 29 процентов школьников. Однако это не снижает устарших школьников потребности в общении со взрослыми. Напротив, поиски общениясо взрослыми у них даже выше, чем в другие возрастные периоды. Стремление иметьвзрослого друга объясняется тем, что решить вставшие проблемы самосознания исамоопределения самому бывает очень трудно. Эти вопросы живо обсуждаются вкругу ровесников, но польза такого обсуждения относительна: жизненный опыт мал,и тогда на помощь приходит опыт взрослых.
Старшие школьники предъявляюточень высокие требования к моральному облику человека. Это связано с тем, что встаршем школьном возрасте создается более целостное представление о себе и оличности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологическихкачеств людей, и прежде всего одноклассников. Требовательность к окружающимлюдям и строгая самооценка свидетельствуют о высоком уровне самосознаниястаршего школьника, а это, в свою очередь, приводит старшего школьника ксамовоспитанию. В отличие от подростков у старшеклассников отчетливопроявляется новая особенность — самокритичность, которая помогает им болеестрого и объективно контролировать свое поведение. Юноши и девушки стремятсяглубоко разобраться в своем характере, в чувствах, действиях и поступках,правильно оценить свои особенности и выработать в себе лучшие качестваличности, наиболее важные и ценные с общественной точки зрения.
Несмотря на то, чтостаршеклассники более ответственно и планомерно занимаются самовоспитанием волии характера, они все же нуждаются в помощи со стороны взрослых, и в первуюочередь учителей, классных руководителей. Учитывая индивидуальные особенности,классный руководитель должен вовремя подсказать школьнику, на что ему следуетобратить внимание при самовоспитании, как организовать упражнения посамовоспитанию воли и характера, познакомить с приемами стимуляции волевыхусилий (самовнушение, самообязательство, самоконтроль и др.).
Ранняя юность — этовремя дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности, какцелеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляетсявыдержка и самообладание, усиливается контроль за движением и жестами, в силучего старшеклассники и внешне становятся более подтянутыми, чем подростки. Актуализациии развитию положительных эмоций школьников способствует создание психологическикомфортных условий. Для этого целесообразно использовать приёмы прямогопсихотерапевтического воздействия. В начале урока полезно послушатьвдохновляющую классическую музыку, например “Престо” Вивальди или марш из оперыВерди «Аида». Иногда учащиеся приходят на урок в возбужденномсостоянии (после занятий физкультурой, напряженной контрольной работы и т.д.).Тогда требуется умиротворяющая музыкальная вставка, например «Анданте»Баха или «Адажио» Моцарта. Это снимают напряжение от собственноучебных занятий и настраивают внимание.
В работах советскихисследователей Левитова Н.Д., Якобсона П.М., Леонтьева А.Н., Мясищева В.Н.,Ковалёва А.Г., Пуни А.Ц. и других раскрывается место эмоциональных состояний впсихологической структуре личности, их связь с психическими процессами ипсихическими свойствами личности. В психологических исследованиях Д. Линдслея,П.Г. Янга, А. Симона, Р. Плутчика, Н.В. Витта проводится изучение эмоциональныхсостояний: 1) по особенностям внешнего проявления и выражения; 2)по силе; 3) повлиянию ситуации на качество возникающего состояния; 4) по направленности; 5)по соотношению физических качеств объекта и физиологических особенностейсубъекта.
Эмоции, переживаемыечеловеком, оказывают непосредственное влияние на качество выполняемой имдеятельности – его работы, учебы, игры. Например, один ученик увлечен предметоми полон страстного желания изучить его досконально, постичь до тонкостей.Другой – испытывает отвращение к изучаемому предмету и, естественно, ищетповода не заниматься им. Легко представить, какие эмоции будет вызывать учебныйпроцесс у каждого из этих двух учеников: первому он принесет радость и счастьепознания, второму – вечный страх перед провалом на контрольной работе. Впроцессе жизни у человека формируются свойственные ему эмоциональныеособенности. Люди различаются по силе эмоциональной возбудимости, поэмоциональной устойчивости, по соотношению эмоциональной устойчивости ивозбудимости. Своеобразное сочетание этих особенностей раскрывается вэкспрессивной, динамической стороне личности: в мимике, пантомимике,жестикуляциях. Эмоциональное развитие ребёнка начинается с первых дней егожизни. Первая школа его чувств – семья. Полученное в ней остаётся в ребёнке на всюжизнь. Особенности типа нервной деятельности ребёнка, условия окружающей среды,своеобразие воспитания, особенности школьного обучения, развитостьсаморегуляции являются важнейшими условиями развития и формирования эмоций ичувств школьника. Каждый школьный возраст имеет свои особенности эмоциональнойжизни, характеризующиеся определённой сложностью чувств, эмоциональнойвозбудимостью, устойчивостью, импульсивностью, особенностями протекания. Всложной системе воспитательной работы важно раскрыть богатство переживаний,показать их роль в деятельности и формировании облика личности, научитьшкольников умению владеть собой, подавлять нежелательное раздражение, обиду,строптивость. Организация воспитательного процесса предполагает выработкупривычки переключать отрицательную эмоцию на более сильную положительнуюэмоцию, поддерживать у школьников веру в себя, анализировать свои настроения,чувства, поступки и с определённых нравственных позиций.
С этой целью можноиспользовать методику― “Шкала тревожности”, разработанную по принципу“Шкала социально-ситуационной тревоги” Кондоша (1973). Особенность шкал такоготипа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие усебя каких-либо переживаний симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрениятого, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типазаключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить областидействительности, объекты, являющиеся для школьников основными источникамитревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников,оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции. Впсихолого-педагогической литературе констатируется факт недостаточного вниманияк тем внутренним предпосылкам своеобразия деятельности, которое характеризуютвозрастные периоды развивающей личности. До нашего времени остается актуальнойзадача, намеченная А.Н. Леонтьевым: изучение процесса объекта, в результатекоторого формируется личность. В этих поисках психологического ипедагогического подходов к развитию личности, используя концепциюперсонализации, группа психологов по руководством А.В. Петровского показала,что реальное, а не желаемое развитие личности обуславливается не одной ведущейдеятельностью, а комплексом актуальных форм деятельности. В связи с этимстановится необходимым обеспечивать не доминирование одного вида деятельности,а активное педагогическое обоснованное формирование комплекса взаимосвязанныхдеятельностей, каждая из которых и «может и должна стать личностно-образующей».Взаимосвязь и взаимообусловленность различных видов деятельности впедагогическом процессе является важнейшим фактором формирования активности,гармонизации личности, способной к творчеству в любой сфере деятельности.
Поведение будущегочеловека прямо зависит от образовательного уровня современного школьника, отего эмоционально-ценностного отношения к миру, от уровня эстетическоговосприятии действительности. От его морально-нравственных качеств. Поэтомуперед школой сегодня стоит задача воспитывать личность творческую, обладающуюразвитыми эстетическими и нравственными качествами, готовую к продуктивнойсозидательной деятельности в условиях социальных и экономических преобразованийв обществе. Современный школьник постоянно находится в потоке самойразнообразной информации и впечатлений, в том числе и эстетического характера.Разобраться в этом потоке, представить себе явления жизни в порядке значимостипомогает эстетическое воспитание.
На эстетическоевоспитание и формирование личности оказывают влияние разнообразные общественныекритерии. К ним относятся социальная среда, национальные традиции, общественныеотношения. Все они в совокупности формируют эмоционально-ценностное отношениеличности школьника к миру вообще, воспитывают его нравственные качества. Формирование нравственной сферы личностипредполагает формирование нравственного сознания и поведения школьника. Поднравственным сознанием мы будем понимать отражение в сознании человекапринципов и норм нравственности, регулирующих взаимоотношения людей, их отношениек общественному делу, к обществу (т.е. знание нравственных норм и отношение кним). Ребенку необходим большой объем нравственных представлений, запаснравственных знаний как ориентиров при выборе способов поведения в возникающихновых для них ситуациях. Но усвоение нравственных понятий само по себе еще необеспечивает формирования нравственного поведения. Психологические исследованияпоказали, что нередко дети хорошо зная нравственные нормы, не следуют им всвоем поведении. Поэтому процесс воспитания нельзя свести только к словесномувоздействию, очень важна организация деятельности учащихся. Недопустимо, чтобывербальные методы воспитания учащихся преобладали над их конкретнойдеятельностью. Превращение нравственных знаний, понятий в убеждения требует ихзакрепления в системе мотивов поведения и соответствующих им нравственныхпривычек. Целенаправленное построение деятельности детей, осуществляемое наоснове нравственных понятий и пронизанное нравственными эмоциями, составляетоснову формирования нравственного поведения. Формирование нравственногоповедения предполагает формирование нравственных привычек (привычки к труду,товарищеской помощи и т.д.). Нравственная сфера личности (единство сознания,поведения, чувств и привычек) наиболее успешно формируется в специальноорганизованной системе воспитания, где не только сочетаются нравственноепросвещение и практическая деятельность школьников, но где в этой деятельностиспециально проецируются, координируются нравственные отношения детей друг сдругом, с коллективом, с обществом. В этих условиях дети не просто усваиваютсумму приведенных правил и норм, но и накапливают личный опыт нравственногоповедения, нравственных привычек, превращающихся в мотивы поведения, внравственные убеждения. Воспитание через эмоциональное воздействие — очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять иискоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Подлинные чувства-переживания― плод жизни. Они не поддаются произвольному формированию, а возникают,живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человекаего отношений к окружающему. Нельзя произвольно, по заказу вызвать у себя тоили иное чувство: чувства не подвластны воле, они своевольные дети природы. Ночувства можно косвенно направлять и регулировать через посредство деятельности,в которой они и проявляются, и формируются.
Невозможно, да и ненужно, полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. Ихвозникновение в учебной деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждаяк их преодолению. Важной здесь является интенсивность: слишком сильные и частоповторяющиеся отрицательные эмоции приводят к разрушению учебных действий(например, сильный страх мешает отвечать хорошо знающему материал ученику), и,становясь устойчивыми, приобретают невротический характер. Безусловно, учительдолжен в первую очередь ориентироваться на положительное подкрепление учебнойдеятельности школьника, на то, чтобы вызвать и поддержать у него положительныйэмоциональный настрой в процессе учебной работы. С другой стороны, ориентацияученика только на получение положительных эмоций, связанных с успехами илизанимательностью уроков, тоже является малопродуктивной. Изобилие однотипныхположительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. Ребенку, (как и взрослому)необходим динамизм эмоций, их разнообразие, но в рамках оптимальнойинтенсивности.
Как уже говорилось,эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым полезно помнить обэтом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями.Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать ― этоповлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенкане переживать то, что он переживает, чувствует; можно ограничивать лишь формупроявления его негативных эмоций. Кроме того, задача состоит не в том, чтобыподавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы косвенно, опосредованнонаправлять их, организуя деятельность ребёнка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современному человеку всвоих поступках часто приходится руководствоваться главным образом не эмоциями,а разумом, но во многих жизненных ситуациях влияние эмоций на поведениечеловека весьма велико. А всеобщее стремление к поддержанию у себя и уокружающих положительного эмоционального состояния — это залог здоровья, бодростии счастья. Таким образом, ключи к здоровью и счастью находятся в нашихсобственных руках. Роль эмоций очень велика, они, как цвета радуги, окрашиваютвнутренний мир человека. Без эмоций мир был бы скучен, однообразен. Эмоцииявляются частью человека, его жизни. Ведь какое счастье — любить, радоваться,веселиться. Но даже такие эмоции как грусть, ненависть, горе и обида важны длячеловека. Они формируют в нём чувства сострадания, упорства, а также умениедостигать цели и умение переживать.

ЛИТЕРАТУРА
1.     ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. М., 1991.
2.     РубинштейнС.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. ΙΙ. М.: Педагогика, 1989.
3.     Климова-ФюгнероваМ. Эмоциональное воспитание в семье. – Минск, 1981.
4.     ЛюбицынаМ.И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей. – Л., 1974.
5.     СоловейчикС. Л. Педагогика для всех. – М., 1987
6.     ТитаренкоВ. Нравственное воспитание в семье// Культура семейных отношений. – М., 1985.
7.                 Возрастная ипедагогическая психология. Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.
8.     Изард И. Эмоциичеловека. М., 1980.
9.     ПсихологияЭмоций. Тексты. М., 1984.
10.    С.П.Баранов, Л.Р. Болотина, Т.В. Воликова, В.А. Сластинин. Педагогика // учебноепособие для пед.училищ – М.: Просвещение, 1981;
11.   БорисоваЕ.С. Эстетическое воспитание школьников. — Л., 1972.
12.   Обэстетическом воспитании школьников / Под ред. Е.Г. Савченко. — М., 1960.