Особенности правоспособностивоенного образовательного учреждения высшего профессионального образования Федеральной пограничной службы Российской Федерации
По своейорганизационно-правовой форме военный вуз является государственным учреждением(организацией, созданной собственником (государством) для осуществления управленческих,социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемаяим полностью или частично)[1].
В соответствии с п.3ст.120 ГК РФ, особенности правового положения отдельных видов государственных ииных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. Особенностиправового положения образовательных учреждений закреплены в законодательстве обобразовании.
При рассмотренииособенностей правового положения военных вузов, прежде всего, представляетсянеобходимым обратить внимание на то, что в соответствии с п. 3 ст. 12 ЗаконаРоссийской Федерации “Об образовании” (далее — Закон “Об образовании”)[2],действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяетсяна все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимоот их организационно — правовых форм и подчиненности (иными словами, на военныевузы, как и на все остальные).
Военный вуз, как и любое другое образовательноеучреждение в соответствии с п.2 ст.12 Закона “Об образовании”, являетсяюридическим лицом. При этом в соответствии с п.5 ст. 33 Закона “Об образовании”,права юридического лица у образовательного учреждения в части ведения финансово- хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом и направленной на подготовкуобразовательного процесса, возникают с момента регистрации образовательногоучреждения. Что же касается права на ведение образовательной деятельности ильготы, установленные законодательством Российской Федерации, то они возникаюту образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения)(п. 6Закона).
В соответствии с п. 5 ст.12 Закона “Об образовании”, деятельность государственных и муниципальных образовательныхучреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующихтипов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и разрабатываемымина их основе уставами этих образовательных учреждений.
Анализ норм Закона “Обобразовании” и, в частности, п.4 ст.12 этого Закона позволяют сделать вывод отом, что военный вуз можно отнести к такому типу образовательного учреждения,как учреждение высшего профессионального образования.
Что касается видоввузов, то в соответствии с Федеральным законом “О высшем и послевузовскомпрофессиональном образовании”, в Российской Федерации устанавливаются следующиевиды высших учебных заведений: университет, академия, институт (п.1 ст. 9).Таким образом, деятельность, например, военных институтов, при принятииТипового положения об институте, будет регламентироваться также такимположением.
В соответствии с п.8ст. 41 Закона “Об образовании”, военные вузы, как и любые другиеобразовательные учреждения, “вправе привлекать в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числевалютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательныхи иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также засчет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридическихлиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц”.
Что касается пожертвований (особенно от иностранныхграждан и юридических лиц), то на них, видимо, уж очень сильно надеяться нестоит, по крайней мере, в обозримом будущем. А вот возможность получения дополнительныхсредств “за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренныхуставом образовательного учреждения услуг” стоит рассмотреть подробнее.
Государственные образовательные учреждения высшегопрофессионального образования, в соответствии с п.10 ст. 41 Закона “Обобразовании”, вправе осуществлять подготовку и переподготовку специалистовсоответствующего уровня образования по договорам с физическими и (или)юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения (сверх финансируемых засчет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся).
В соответствии со ст.45 ГК РФ, государственные образовательные учреждения (так же как имуниципальные) вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациямплатные дополнительные образовательные услуги[3].
Необходимо отметить, что платные образовательныеуслуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемойза счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредствомтакой деятельности, изымаются государством, как учредителем вуза, в его бюджет.Образовательное учреждение при этом вправе обжаловать указанное действиеучредителя в суд (п.3 ст. 45 Закона “Об образовании”).
Доход от указанной деятельностигосударственного или муниципального образовательного учреждения за вычетом долиучредителя (собственника) реинвестируется в данное образовательное учреждение, втом числе на увеличение расходов на заработную плату, по его усмотрению. Даннаядеятельность не относится к предпринимательской.
Таким образом, военные вузы, как и все другиегосударственные образовательные учреждения, имеют право оказывать платныеобразовательные услуги, а полученные в результате этой деятельности средства –самостоятельно расходовать на развитие учебно-материальной базы, и на оплатутруда преподавателям и другим работникам вуза.
Рассмотрим организациюоказания платных образовательных услуг военным вузом на примере Московскоговоенного института ФПС России[4]. Образовательнаядеятельность МВИ организована в соответствии с требованиями Закона “Обобразовании”, Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональномобразовании” на основании соответствующей лицензии № 16 Г – 1009 от 30 ноября1995 года, выданной Государственным Комитетом РФ по высшему образованию, иПостановления Госкомвуза России от 30 ноября 1994 года № 6 об аккредитацииэтого вуза.
Деятельность пооказанию институтом платных образовательных услуг дополнительнорегламентируется Уставом МВИ и Положением о платной образовательнойдеятельности в военном образовательном учреждении профессионального образованияФедеральной пограничной службы Российской Федерации[5].
Прежде всего, вПоложении чётко определена цель платной образовательной деятельности вузов ФПСРоссии – привлечение дополнительных (внебюджетных) источников финансированияобразовательной деятельности (п. 1.1.).
Как в Уставе, так и вПоложении достаточно подробно перечислены виды платных образовательных услуг,которые может оказывать МВИ ФПС России.
Прежде всего, институтвправе в пределах, предоставленных лицензией, осуществлять подготовку за платуспециалистов с высшим юридическим образованием.
В соответствии с“Положением об экстернате в государственных, муниципальных высших учебныхзаведениях Российской Федерации”[6] институт вправе проводитьтекущую и итоговую государственную аттестацию для лиц, получающих второе высшеепрофессиональное образование в форме экстерната на платной основе.
За рамкамисоответствующих образовательных программ и государственных образовательныхстандартов институт может оказывать целый ряд платных дополнительныхобразовательных услуг[7].
В соответствии сдействующим законодательством и Уставом вуза, институт может осуществлять инекоторые другие виды деятельности, приносящей доходы.
Доходы, полученные отвсех видов указанной выше деятельности по оказанию платных образовательныхуслуг, реинвестируются в институт и распределяются в соответствии с Уставом МВИФПС России (п.3. 5.) следующим образом:
– на развитиеучебно-материальной базы и создание фондов для текущих учебных расходов – неболее 80 %;
– на оплату трудапреподавателей – не менее 20%.
Статистическая и бухгалтерская отчётность опоступлении и расходовании денежных средств ежегодно представляется в ФПСРоссии и общественности института.
Крайне важным представляется рассмотрение особенностейправового режима имущества военного вуза.
Необходимо отметить, что имущество, которым институтобеспечивается за счёт бюджетных средств, остаётся государственнойсобственностью и закрепляется за МВИ на праве оперативного управления. При этоминститут не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за нимимуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете(п.1 ст. 298 ГК РФ).
Государство, каксобственник имущества, переданного в оперативное управление военному вузу,вправе изъять это имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Однакоданное правомочие собственника распространяется лишь на то имущество, котороесубъектом оперативного управления (учреждением или казённым предприятием) неиспользуется, либо используется не по назначению, либо является для негоизлишним (ст. 296 ГК РФ).
При рассмотрении дел позаявлениям учреждений или казённых предприятий о признании недействительнымиактов управомоченных собственником органов об изъятии или распоряженииимуществом, принадлежащим учреждениям или казённым предприятиям на правеоперативного управления, суды должны исходить из того, что бремя доказыванияналичия обстоятельств, являющихся в соответствии с ГК РФ основаниями дляизъятия либо иного распоряжения имуществом (п. 2 ст. 296 ГК), возложено науправомоченный собственником орган[8].
Что касается правового режима имущества, полученного врезультате оказания платных образовательных услуг и иной разрешённой вузудеятельности, приносящей доходы, то тут есть существенные отличия от режимаимущества, закреплённого на праве оперативного управления.
Если в соответствии с учредительными документамиучреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, тодоходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имуществопоступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельномбалансе (п.2 ст. 298 ГК РФ). По смете указанные доходы не проводятся.
В соответствии с п. 7. ст. 39 Закона “Об образовании”и ст. 27 Закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”образовательному учреждению принадлежит право собственности на денежные средства,имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и (или) юридическимилицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуальногои творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также на доходыот собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные на этидоходы объекты собственности.
Ранее доходы, образующиеся у учреждений помимобюджетных ассигнований (за счёт хозяйственной деятельности) рассматривались каких “специальные (внебюджетные) средства”, расходуемые по специальным сметам.Теперь, по мнению Е.А. Суханова, они составляют объект самостоятельного вещногоправа[9]. Таким образом, по мнениюЕ.А. Суханова, в отношении имущества, полученного учреждением от разрешённойдеятельности, приносящей доходы, у этого юридического лица возникает особоевещное право – право самостоятельного распоряжения имуществом, которое онопределяет, как право “на самостоятельное распоряжение, владение и пользованиеопределёнными видами государственного и иного имущества в установленных закономпределах”[10]. По мнению Е.А.Суханова, по юридической природе оно близко к праву полного хозяйственноговедения и является переходным, “средним” между широким правом полногохозяйственного ведения и узким правом оперативного управления[11].Схожей точки зрения придерживается и А.И. Масляев, хотя и отмечает при этом,что “это право в отличие от ранее действующего законодательства, относящего егок праву полного хозяйственного ведения (ст. 48 Основ гражданскогозаконодательства 1991 г.), не получило специально такого прямого признания вст. 298 ГК”[12].
Ю.К. Толстой не так категоричен. С его точки зрения,речь в этих случаях должна идти об особом вещном праве, не укладывающемся ни врамки оперативного управления, ни в рамки права хозяйственного ведения, “если взаконе или ином правовом акте не предусмотрено, что такие доходы иприобретённое за их счёт имущество поступают в собственность учреждения”[13].
Недостаточно чётко, на наш взгляд, определён режимимущества, которое учреждения получают в виде дара, пожертвований, целевыхвзносов физических и юридических лиц, по завещанию и иным подобным основаниям.По мнению Ю.К. Толстого, это имущество (хотя право на него обычно остаётсябезымянным) “зачастую выделяется из круга имуществ, принадлежащих учреждениям иунитарным предприятиям на праве оперативного управления или на праве хозяйственноговедения, равно как и имуществ, приобретаемых учреждением за счёт допускаемойуставом предпринимательской деятельности и поступающих в самостоятельноераспоряжение соответствующего учреждения (см., например: пп. 60, 61, 63 УставаРоссийской академии живописи, ваяния и зодчества, утв. ПостановлениемПравительства РФ от 6 марта 1996 г. № 237; пп. 6, 15, 19 УставаГосударственного академического Мариинского театра, утв. ПостановлениемПравительства от 6 марта 1996 г. № 259. – СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1118, 1135)”[14].
Рассматривая особенности правового режима имуществаучреждений, на которое право оперативного управления не распространяется, исоответствие статьям 120, 296 и 298 ГК РФ положений законов “Об образовании” и“О высшем и послевузовском профессиональном образовании” об отнесении этогоимущества к собственности учреждений, Ю.К. Толстой отмечает, что в соответствиис п. 3 ст. 120 ГК “особенности правового положения отдельных видовгосударственных и иных учреждений определяются законом и иными правовымиактами, а это вроде бы позволяет отступать от тех характеристик имущественныхправ учреждений, которые даны в ст. 296 и 298 ГК”[15].
Вместе с тем, категорические выводы некоторыхотечественных цивилистов о том, что на имущество, приобретаемое за счёт доходовот разрешённой деятельности, учреждение не может иметь права собственности, аможет иметь только иные вещные права, представляются не совсем убедительными.
Во-первых, в статье 216 ГК РФ такие вещные права, как“право самостоятельного распоряжения имуществом, приобретённым учреждением засчёт доходов от разрешённой деятельности”, даже не упоминаются. Легальное жеопределение понятия юридического лица, содержащееся в п.1 ст. 48 ГК РФ,указывает: “Юридическим лицом признается организация, которая имеет всобственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имуществои отвечает по своим обязательствам этим имуществом … и т.д.). Как мы видим, вэтом определении перечислены три вида вещных прав и какого-либо иного особоговещного права не предусмотрено.
Во-вторых, ни в одной статье ГК РФ не сформулирован конкретнозапрет учреждению иметь имущество на праве собственности.
В-третьих, собственник – учредитель учреждения имеетправо изымать только имущество, закреплённое за учреждением (только излишнеелибо используемое не по назначению (п. 2 ст. 296 ГК)). При этом, как ужеотмечалось, бремя доказывания наличия обстоятельств, являющихся в соответствиис Кодексом основаниями для изъятия либо иного распоряжения имуществом, возложенона управомоченный собственником орган[16].
В-четвёртых, в соответствии с п. 2 ст. 300, “припереходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждениесохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество”. Акакова в таком случае будет судьба иного имущества учреждения, если учреждениеимеет на него только “особые вещные права, близкие к праву хозяйственноговедения”? Исходя из указанной нормы, переход этого имущества к новомусобственнику не предполагается. Если же применять правило о праве следования(переход права собственности на имущество к другому лицу не является основаниемдля прекращения других вещных прав на это имущество (п.3 ст. 216 ГК РФ)), тополучается, что при осуществлении правомочия самостоятельного распоряженияуказанным имуществом, учреждение, передавая в ходе какой–либо сделки правособственности на отчуждаемое имущество новому собственнику, вместе с темсохраняет “особое вещное право” на указанное имущество.
В-пятых, самостоятельное распоряжение имуществом непредусматривает ограничений для недвижимого имущества. Следовательно, можносделать вывод о том, что учреждение может самостоятельно распоряжаться какдвижимым, так и недвижимым имуществом. Таким образом, право самостоятельногораспоряжения имуществом оказывается по своему содержанию шире права хозяйственноговедения.
Нечёткость правового регулирования особенностей режимаимущества учреждения, по нашему мнению, в настоящее время не позволяет сдостаточной точностью ответить, является ли право самостоятельного распоряженияимуществом учреждения особым вещным правом или оно адекватно праву собственности.
Так или иначе, всё имущество, которым владеетучреждение, разделить как минимум на два вида:
1. Имущество, принадлежащее учреждению на правеоперативного управления.
2. Имущество, приобретаемое учреждением за счётдоходов от разрешённой деятельности, переданные ему физическими и (или) юридическимилицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, продукты интеллектуальногои творческого труда, являющиеся результатом его деятельности.
Таким образом, фактически всё имущество, включая дажебиблиотечный фонд военного вуза, должно быть, разделено на две части:
– государственный фонд (имущество,принадлежащее вузу на праве оперативного управления);
– собственный фонд (имущество,принадлежащее вузу на праве собственности (или ином вещном праве)).
И если имуществом из первого фонда вуз может тольковладеть и пользоваться, но не может распоряжаться, то имуществом изсобственного фонда вуз может распоряжаться полностью по своему усмотрению.Единственное ограничение состоит в том, что доходы, получаемые государственным илимуниципальным образовательным учреждением от оказания платных дополнительных образовательныхуслуг, не предусмотренных соответствующими образовательными программами игосударственными образовательными стандартами за вычетом доли учредителя(собственника), реинвестируются в данное образовательное учреждение, в том числена увеличение расходов на заработную плату (по его усмотрению)[17].
Особенностями правовогорежима имущества обусловлены и некоторые особенности ответственности вуза поего обязательствам.
В частности, всоответствии с п.2 ст.120 ГК РФ, учреждение отвечает по своим обязательствамтолько находящимися в его распоряжении денежными средствами. При ихнедостаточности субсидиарную ответственность несёт собственник соответствующегоимущества (в нашем случае – государство).
Кроме того, в отношении учреждений действуют общиеправила ГК о субсидиарной ответственности собственника имущества юридическоголица по обязательствам последнего в случае, если несостоятельность(банкротство) юридического лица вызвана собственником и имущества юридическоголица недостаточно (п.3 ст.56 ГК РФ).
Вопрос о том, могут ли кредиторы обратить взыскание наимущество, приобретённое учреждением за счёт дозволенной в учредительныхдокументах деятельности, остаётся открытым. По мнению Ю.К. Толстого,“по-видимому, на этот вопрос нужно ответить утвердительно, если в законе илиином правовом акте, определяющем особенности правового положения отдельныхвидов учреждений, не предусмотрено иное”[18].
Что касается ответственности вуза по егообязательствам, то в соответствии с п. 9 ст. 39 Закона “Об образовании”образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряженииденежными средствами и принадлежащей ему собственностью. При недостаточности у образовательногоучреждения указанных средств ответственность по его обязательствам несет учредительв порядке, определяемом законом.