Анализ структуры денежной массы в России

–PAGE_BREAK–1.2. Денежная масса, скорость обращения денег
Денежная масса – это сумма платежных средств в экономике страны, совокупный объем наличных денег и денег безналичного оборота. Денежная масса характеризует покупательные, платежные и накопительные средства, обслуживающие экономические связи страны и принадлежащие физическим и юридическим лицам, а также всему государству в целом.

Регулирование денежной массы в стране является задачей центральных банков. Оно осуществляется путем денежной эмиссии, проведения операций на открытом рынке (купля и продажа государственных ценных бумаг), регулирование нормы обязательных резервов коммерческих банков и определения размера ставки рефинансирования.

Для оценки динамики денежной массы в стране используют различные экономические показатели. Изменение объема денежной массы может быть связано как с абсолютным ее увеличением вследствие эмиссии, так и с ускорением денежного оборота.

Скорость обращения денег – показатель эффективности движения денег как средства обращения и платежа. В связи с тем, что количественно скорость обращения оценить трудно, для оценок используются косвенные данные.

Обычно используются следующие показатели скорости обращения денег:

–       показатель скорости обращения денег в кругообороте доходов. Этот показатель рассчитывается как отношение ВНП или национального дохода к агрегатам М1 или М2. Динамика расчетной величины показывает взаимосвязь между денежным обращением и процессами экономического развития;

–       показатель оборачиваемости денег в платежном обороте определяется как отношение суммы денег на банковских счетах к среднегодовой величине денежной массы в обращении. Этот показатель определяет скорость безналичных расчетов[4].

1.3. Закон денежного обращения
При функционировании обеспеченных товарами и предоставленными услугами денег изменение их количества в обороте не может оказать заметного влияния на изменение уровня цен.

Это объясняется тем, что при возникновении избыточных для оборота денег последние уходят в сокровища (это характерно, прежде всего, для периода господства денег из драгоценных металлов), а при необходимости, когда товарная масса растет, возвращаются в оборот. В этом случае государственного регулирования денежной массы не требуется, количество денег в обороте регулируется автоматически.

Экономическая модель денежного оборота, отражающая современную практику, рассматривает наличие в обороте неполноценных (символических)  денег, номинальная стоимость которых значительно выше, чем стоимость того материала, из которого эти деньги изготовлены. Функционирование символических денег создает ситуацию, при которой увеличение их количества может оказать воздействие на изменение уровня цен. Рассмотрим влияние изменения денежной массы на уровень цен и на заинтересованность предпринимателей в эффективности своего бизнеса.

Основываясь на уравнении обмена, можно определить, какое количество денег должно быть в обращении. Зависимость между количеством денег, их структурой, скоростью оборота денежной массы, уровнем цен и реальным объемом производства определяет закон денежного обращения.

В общем виде закон, определяющий количество денег в обращении, может быть выражен следующей формулой:

где М – количество денег, необходимых для обращения; P1Q1 – сумма цен товаров и услуг, находящихся в обращении (количество товаров, умноженное на уровень цен); P2Q2 – сумма цен товаров, проданных в кредит, по которым еще не наступил срок оплаты; D1 – сумма платежей по наступившим долговым обязательствам; D2 – сумма взаимно погашаемых платежей; V– скорость оборота денег.

Рассмотрим более подробно некоторые факторы, определяющие необходимое количество денег в обращении. Во-первых, сумма цен реализуемых на рынке товаров и услуг (P1Q1). Если количество проданных в стране товаров и услуг увеличивается, например, вдвое, то при прочих равных условиях потребуется вдвое больше денег, чем прежде. Количество обращающихся товаров и предоставляемых услуг оказывает прямое влияние на количество денег в обращении. Если цены всех товаров повысятся вдвое, то для обслуживания товарооборота потребуется вдвое большее количество денег.

Во-вторых, сумма цен товаров и услуг, проданных в кредит (P2Q2). Степень развития кредита оказывает обратное влияние на количество денег, находящихся в обращении: чем шире развит кредит, тем меньшее количество денег требуется для обращения.

В-третьих, сумма наступивших платежей (D1) отражает количество денег, необходимых для оплаты долгов: чем больше существует отсроченных платежей, тем большее количество денег необходимо для их осуществления.

В-четвертых, сумма взаимно погашающихся платежей (D2) отражает степень развития безналичных расчетов[5].

1.4.  Сущность денежных агрегатов
Для оценки и анализа изменений объема денежной массы используются различные показатели, или денежные агрегаты. Агрегаты ранжируются по мере уменьшения ликвидности включенных в них разновидностей денежных средств. Степень ликвидности определяется тем, насколько быстро данное денежное средство можно использовать для покупки товаров и услуг.

Наибольшей ликвидностью обладают наличные деньги, находящиеся у покупателя, или депозиты до востребования. Деньги, лежащие в банке на срочном вкладе, уже имеют в этом отношении ряд ограничений: во-первых, надо дождаться оговоренного срока снятия денег со счета, а во-вторых, коммерческий банк должен быть надежным. Присоединяя постепенно к наиболее ликвидным средствам менее ликвидные, мы получаем набор основных денежный агрегатов М0, М1,…, Мn. Для определения денежной массы каждой конкретной страны используется различное количество агрегатов: во Франции – 2, в США – 4. В России используются 4 агрегата – М0, М1, М2, М3. Сумма всех агрегатов называется совокупной денежной массой. Рассмотрим более подробно их экономическое содержание.

Агрегат М0включает наличные деньги в обращении (монеты и бумажные деньги) плюс остатки наличных денег в кассах предприятий и организаций. Этот агрегат обслуживает наличный оборот[6].

Следует отметить, что металлические деньги составляют незначительную долю наличности (2 – 3% от наличных денег), они оплачивают мелкие сделки по приобретению товаров или получению услуг. Реальная стоимость монеты значительно ниже номинальной. Изготавливается она из сплавов дешевых металлов. Это делается для того, чтобы удешевить денежный оборот, не допустить аккумуляции денег в одних руках в качестве сокровища, а также, чтобы избежать переплавки их в слитки, что предпринималось бы, если бы металл представлял техническую ценность. Таким образом в агрегате М0преобладают банкноты.

Агрегат М1 состоит из агрегата М0плюс средства на расчетных счетах юридических лиц плюс средства страховых компаний плюс депозиты до востребования населения в коммерческих банках.

Расчетный счет – это счет, открываемый банками юридическими лицами для хранения денежных средств и осуществления расчетов.

Депозит до востребования –  это денежный вклад, который должен быть выдан банком клиенту по его первому требованию. Поэтому можно говорить о доступность этих сбережений для вкладчика в любой момент времени. Однако, как мы видим, этот вид безналичных денег не включен в агрегат М0. Это связано именно с оценкой возможность этих денежных средств максимально оперативно превращаться в товары и услуги. Банк может быть закрыт на обеденный перерыв, в связи с окончанием рабочего дня, может разориться и оказаться неспособным выполнить свои обязательства переда клиентом. В связи с этим, как уже было отмечено, составляющие компоненты агрегата М1 не могут по  оперативной доступности для клиента быть приравнены к наличным деньгам.

Агрегат М1 обслуживает операции по реализации ВВП, по распределению и перераспределению национального дохода, накоплению и потреблению.

Большинство экономистов склонны рассматривать денежную массу в узком смысле, то есть состоящую из агрегата М1.

Другие агрегаты – М2 и М3 – называют «почти деньгами». Это высоколиквидные финансовые активы, которые не функционируют непосредственно в качестве средства обращения, но могут легко, без риска финансовых потерь, переводиться в наличность или счета.

Агрегат М3 содержит агрегат М1 плюс срочные депозиты населения в коммерческих банках плюс краткосрочные государственные ценные бумаги.

В отличие от вкладов до востребования, срочные депозиты являются денежными средствами, размещенными клиентами банка на определенный, указанный в документах срок. Клиент может получить вложенные денежные средства с процентами только по истечении этого срока. Очевидно, что оперативная доступность этих безналичных денег ниже, чем у составляющих компонент агрегата М1.

Что касается государственных краткосрочных ценных бумаг, то объективно они являются самыми надежными и ликвидными из всех видом ценных бумаг. Их гарантом выступает государство. Кроме того,  данные краткосрочные бумаги являются бумагами с быстрым сроком погашения. Высокая надежность обеспечивает быструю продажу их на фондовых биржах.

Многие государства с развитой экономикой при расчете агрегата М2 учитывают денежные средства, вложенные в государственные краткосрочные бумаги. Однако сегодняшнюю ситуацию на российском рынке ценных бумаг, связанную с невозможностью государства рассчитаться по своим долговым обязательствам, можно считать форс-мажорной также по отношению к принятой схеме денежных агрегатов.

Следует отметить, что сложившаяся в России ситуация иллюстрирует причины, по которым эти ценные бумаги не могут по своей ликвидность быть отнесенными к агрегатам М0и М1, так как их обладатели не могут реализовать их по указанному номиналу, не говоря уже о прибыли.

Агрегат М3 содержит агрегат М2 плюс депозитные сертификаты плюс ценные бумаги, обращающиеся на денежном рынке.

Депозитный сертификат – это письменное свидетельство кредитного учреждения о депонировании денежных средств, удостоверяющее право юридического лица на получение по истечении установленного срока депозита и процентов по нему. В число ценных бумаг входят также коммерческие векселя, выписанные предприятиями. Так как эта часть денежных средств, вложенных в ценные бумаги, создается не банковской системой, то она находиться под контролем не только предприятий – участников вексельной сделки, но и банка, так как превращение векселя в средство платежа требует, как правило, акцепта банка. Акцептуя вексель, банк выступает гарантом его оплаты в случае неплатежеспособности предприятия-плательщика[7].

В ситуации здоровой экономики, нормального денежного оборота между агрегатами существует равновесие, определенные пропорции, подразумевающие, что объем безналичных денег должен превосходить объем денежной наличность. В этом случае денежный капитал переходит из наличного оборота в безналичный. При нарушении этого равновесия в денежном обращении образуется нехватка наличных денег, рост цен и другие негативные явления.

Около трети денежной массы составляют наличные деньги. Рост доли наличных денег, оплата юридическими лицами произведенной сделки не безналичным путем, а нелегальной «черной наличностью» ведет к созданию «теневой» экономики, уклонению от уплаты налогов, отсутствию прозрачной финансовой системы государства[8].

    продолжение
–PAGE_BREAK–2. Регулирование денежной массы в стране 2.1. Особенности денежной системы России

Денежная система Российской Федерации функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном Банке РФ, определившем ее правовые основы.

Официальной денежной единицей (валютой) в нашей стране является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным банком и публикуется в печати.

Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории России обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах Центрального банка.

Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот должен быть не менее одного и не более пяти лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платежного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуются по закону.

На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях). В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возложены следующие обязанности:

прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных учреждений;

определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

разработка и утверждение правил ведения кассовых операций в народном хозяйстве.

В отличие от периода существования действительных золотых денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости потеряли связь с металлической основой, Центральный банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБР и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

Резервные фонды банкнот и монет создаются по распоряжению банка России, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. Объективная потребность в резервных фондах обусловлена:

необходимостью удовлетворить нужды экономики в наличных деньгах;

обновлением денежной массы в обращении в связи с пришедшими в негодность деньгами;

поддержанием обязательного покупюрного состава денежной массы в целом по стране и по регионам;

сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков.

Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения документа, дающего право ЦБР подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.

Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных учреждений. Законом предусмотрен общий срок безналичных расчетов не более двух операционных дней в пределах субъекта Федерации и не более пяти операционных дней в пределах РФ. В качестве платежных документов для безналичных расчетов используются платежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы, платежные требования-поручения и другие платежные документы, утвержденные Банком России.

В связи с тем что российская денежная единица — рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения.

В Федеральном законе о Центральном банке РФ (Банке России) предусмотрены порядок выработки и условия реализации единой государственной денежно-кредитной политики, а также инструменты регулирования Центральным банком величины денежной массы в обращении. Такими инструментами и методами, в частности, являются:

процентные ставки по операциям Банка России;

нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

операции на открытом рынке;

учетная политика;

валютное регулирование;

установление ориентиров роста денежной массы;

прямые количественные ограничения.

В соответствии с принятой государственной денежно-кредитной политикой Центральный банк РФ (Банк России) в целях укрепления рубля регулирует общий объем выдаваемых им кредитов, использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки по кредитным операциям, стимулируя рост или сокращение кредитных вложений.

Конечно, Банк России не может непосредственно воздействовать на процентные ставки по операциям банков со своими клиентами. Эти процентные ставки определяются главным образом количеством денег в обращении и эффективностью посреднической деятельности банковской системы и финансовых рынков. Поэтому влияние Банка России на процентные ставки по операциям банковской системы с нефинансовыми агентами ограничивается регулированием денежного предложения и мерами по улучшению состояния банковской системы.

Обязательные резервы выполняют не только социальную функцию, гарантируя в случае краха банка от полного разорения вкладчиков, но и являются источником дополнительных финансовых источников для Центрального банка для регулирования денежной массы в обращении. Размер обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к обязательствам кредитных организаций.

Суть операций на открытом рынке состоит в изменении предложения ссудного капитала в стране путем скупки или продажи ценных бумаг Центральным банком, вливания финансовых средств в экономику или изъятия ликвидных средств.

Учетная политика Центрального банка состоит в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые, в свою очередь, получают их от промышленных, транспортных, торговых и других предприятий. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Как правило, учетная ставка Центрального банка направлена на лимитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого коммерческого банка. Таким образом, осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд[18].

Валютное регулирование связано с куплей-продажей Банком России иностранной валюты. Эти операции Банка России на валютном рынке позволяют воздействовать на курс рубля в иностранной валюте и на величину денежной массы в обращении.

Наряду с экономическими методами регулирования денежного обращения, которые были перечислены выше. Банк России в исключительных случаях может применять прямые количественные ограничения в виде установления лимитов на рефинансирование банков, на проведение банками отдельных банковских операций. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год определяются Банком России. Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации. Не позднее 1 декабря указанный документ должен быть представлен в Государственную Думу. В основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики даются анализ состояния и прогноз развития экономики России на следующий год, определяются цели и задачи единой государственной денежно-кредитной политики, ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы [16].

    продолжение
–PAGE_BREAK–2.2. Динамика денежной массыРоссии

Наличная денежная масса в обращении в России за 2008 г увеличилась на 6,16 % и на 1 января 2009 г составляла 4 трлн. 378,1 млрд. руб. Об этом свидетельствует опубликованная официальная информация Центрального банка РФ.

По структуре наличная денежная масса на 1 января 2009 г распределялась следующим образом: 4 трлн. 354,4 млрд. руб. составляли банкноты и 23,7 млрд. руб. — монеты. В обращении находилось 6 млрд. 415,6 млн. банкнот и 40 млрд. 052,7 млн. монет.

По сумме 99,46 % всей наличной денежной массы составляли банкноты и только 0,54 % — монеты. По количеству же денежных знаков монеты составляли 86,19 %, а банкноты — 13,81 %.

На купюры номиналом 5 тыс. руб. приходилось 34% от общей суммы банкнот, номиналом 1 тыс. руб. – 51 %, номиналом 500 руб. – 12 %, номиналом 100 руб. – 2 %, номиналом 50 руб. – 1 %. В общем количестве банкнот купюры номиналом 5 тыс. руб. составляли 5 %, номиналом 1 тыс. руб. — 34 %, номиналом 500 руб. – 16 %, номиналом 100 руб. – 17 %, номиналом 50 руб. — 9 %, номиналом 10 руб. – 19 %.

Динамика изменения денежной массы в  2008 году представлена в таблице 1.

Таблица 1

Денежная масса М2 (национальное определение) в 2008 году
(млрд. руб.)

В 2008 году в России наблюдалось увеличение объемов денежной массы (денежный агрегат М2), широкой денежной массы, а также рост депозитов финансовых и нефинансовых компаний. Вместе с тем, данные показатели заметно ниже показателей 2007 года. Исключение составляет только объем депозитов в иностранной валюте, выросший за год более чем на 100 %.

Такие данные опубликованы в мониторинге Министерства экономического развития РФ «О текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам января 2009 года». [19].

В частности, объем денежной массы в России в течение 2008 года (по состоянию на 1 января текущего года) составил 13493,2 млрд. рублей, увеличившись на 1,7 %, против 47,5 % роста в 2007 году. Прирост широкой денежной массы в 2008 году составил 14,6 % (в 2007 году – 44,2 %).

Основным источником роста объема широкой денежной массы стал 35,6 % рост требований кредитных учреждений к нефинансовым организациям, а также к населению. Прирост чистых иностранных активов банковской системы в 2008 году составил 23,1% (против 44,2% годом ранее).

Депозиты нефинансовых организаций (в национальной валюте), возросли в течение прошлого года на 5,6%, хотя в 2007 году их рост составлял 67,9 %.

Темп прироста срочных депозитов нефинансовых организаций за 2008 год составил 39,3 % (в 2007 году депозиты указанной группы увеличились более чем в 2 раза – на 108 %); остатки средств на текущих и расчетных счетах нефинансовых организаций в 2008 году снизились на 10,9 % (годом ранее наблюдался их рост на 53,4 %).

Вместе с тем, удельный вес срочных депозитов в структуре рублевых депозитов нефинансовых организаций повысился в прошлом году до 43,4 %.

Также, в России в прошлом году наблюдался значительный рост депозитов в иностранной валюте. Их общий объем возрос на 102,8 % (в долларовом эквиваленте), что в 3,8 раза превышает показатели 2007 года. При этом, депозиты населения в иностранной валюте возросли на 99,3 %, нефинансовых организаций – на 105,9% (в 2007 году рост составлял 13,3 % и 42,3 % соответственно).

Кроме того, общий объем срочных депозитов, входящих в состав денежного агрегата М2, в прошедшем году увеличился на 9,7 %, а объем депозитов до востребования снизился на 8,9 % (в 2007 году рост данных показателей достигал 55,8 % и 52 % соответственно).

Таким образом, по данным Минэкономразвития РФ, изменилась и доля указанных составляющих безналичных средств в общем объеме денежного агрегата М2: доля срочных депозитов за 2008 год возросла до 43 %, а депозитов до востребования за указанный период снизилась до 28,9 %.

Показатели по вкладам населения в национальной валюте за 2008 год заметно ниже показателей по депозитам в долларах, евро и другой иностранной валюте: объем таких вкладов сократился на 3,4 %, срочных рублевых депозитов – на 3,7 %, а вкладов до востребования – на 1,9 %.

Еще одной тенденцией, сложившейся в прошлом году, стал рост спроса населения на наличную иностранную валюту, что связано с девальвацией рубля.

По данным Банка России о движении наличной иностранной валюты через уполномоченные банки, в декабре 2008 года чистый спрос населения на наличную иностранную валюту составил $10,3 млрд. (в том числе чистый спрос на наличный евро в долларовом эквиваленте составил $5 млрд., чистый спрос на доллары – $5,2 млрд).

Прирост денежной массы (агрегат М2) в 2009 году прогнозировался 19-28% в зависимости от сценарных вариантов развития, говорится в основных направлениях денежно-кредитной политики на 2009-2011 годы.

Ранее сообщалось, что Банк России прогнозирует снижение темпов роста денежной массы в 2008 году до 30-35% с 47% в 2007 году и 48,8% в 2006 году.

Фактически результаты динамики денежной массы представлены в таблице 2.

Таблица 2

Денежная масса М2 (национальное определение) в 2009 году
(млрд. руб.)

Дата

Денежная масса М21

Темпы прироста денежной массы, %

Всего

в том числе

к предыдущему
месяцу

к 01.01.2009

наличные деньги
(M0)

безналичные
средства

01.01.2009

13 493,2

3 794,8

9 698,3

2,0

  —

01.02.2009

11 990,7

3 312,7

8 677,9

-11,1

-11,1

01.03.2009

12 021,3

3 301,6

8 719,7

0,3

-10,9

01.04.2009

12 111,7

3 278,3

8 833,4

0,8

-10,2

01.05.2009

12 339,1

3 410,1

8 928,9

1,9

-8,6

01.06.2009

12 861,1

3 461,9

9 399,3

4,2

-4,7

01.07.2009

13 161,0

3 522,5

9 638,5

2,3

-2,5

01.08.2009

13 121,0

3 550,1

9 570,9

-0,3

-2,8

01.09.2009

13 305,0

3 506,6

9 798,5

1,4

-1,4

01.10.2009

13 649,5

3 485,6

10 163,9

2,6

1,2

01.11.2009

13 874,7

3 566,7

10 308,0

1,6

2,8

В 2010 -2011 годах темпы прироста спроса на деньги (М2.) продолжат замедление и могут составить 16-25 % в 2010 году и 14-22 % в 2011 году.

Денежная масса (агрегат М2) представляет собой объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на счетах нефинансовых организаций и физических лиц, являющихся резидентами РФ. Увеличение объема обращаемых в стране денег является одним из факторов инфляции.

В документе ЦБ рассматривает по каждому году 4 варианта в зависимости от цены на нефть. В частности, в 2009 году оцениваются варианты при среднеговодой цене на нефть 66 долларов (первый вариант), 90 долларов за баррель (второй вариант), (третий вариант) 95 долларов за баррель и 115 долларов (четвертый вариант).

В 2010 году рассматривается вариант при цене на нефть в среднем по году 60 долларов за баррель (первый вариант), 78 долларов за баррель (второй вариант), 90 долларов за баррель (третий вариант) и 130 долларов за баррель (четвертый вариант). В 2011 году рассматриваются сценарии при цене на нефть в среднем по году в 60 долларов за баррель (первый вариант), 75 долларов за баррель (второй вариант), 88 долларов за баррель (третий вариант) и 122 доллара за баррель (четвертый вариант).

Прирост денежной базы в узком определении в 2009 году, согласно основным направлениям ДКП, прогнозировался 17-26 % в зависимости от сценарных вариантов развития.

По оценкам ЦБ, темп прироста денежной базы в узком определении в 2010 году может снизиться до 12-20%, а в 2011 году — до 9-17%.

Денежная база в узком определении включает выпущенные в обращение Банком России наличные деньги (с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций) и остатки на счетах обязательных резервов по привлеченным кредитными организациями средствам в национальной валюте, депонируемых в Банке России.

Правительство РФ и ЦБ определили задачу снизить инфляцию в 2010 году — 5,5 -7,0%, а к 2011 году выйти на уровень инфляции 5,0-6,8% (из расчета декабрь к декабрю). При этом, отмечают в ЦБ, указанные цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция 6,7-8,0% в 2009 году, 4,5-6,2% в 2010 году и 4,5-6,1% в 2011 году.

Денежная масса в следующем году будет увеличиваться на уровне 13 — 15% в номинальном значении, а с учетом инфляции следующего года   —  на 4 — 6% в реальном значении [18].

Такими же темпами будут расти и кредиты банков. При этом в большей степени вырастут кредиты корпоративным заемщикам и в меньшей   —  розничные.

    продолжение
–PAGE_BREAK–