ДЕРЕВО КАК СИМВОЛИЧЕСКАЯ ДЕТАЛЬ В РОМАНЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ» Описание пейзажа, характеристики героев через отношение к природе — все это занимает большое место в произведениях Тургенева. Любовь к природе и частые обращения к ней в произведениях сделали автора знатоком пейзажной характеристики. Говоря о природе в романе «Отцы и дети», прежде всего читатель вспомнит лес или, более конкретно, — дерево. И это имеет свой смысл, ведь некоторые герои романа имеют прямое отношение к лесу и дереву. Сомнений не вызовет утверждение, что многие герои «Отцов и детей» зооморфны. Например, Николая Петровича Базаров прямо называет божьей коровкой, а Фенечка — кошечка во сне Базарова. А что же сам Базаров? Его уже труднее сопоставить с каким-либо животным. Возможно, он сам сопоставляет себя с лягушкой, считая, что все люди все равно что лягушка. Говоря о Базарове, нужно сказать, что он, наверное, единственный герой, у которого есть талисманы. И здесь показывает свое влияние природа, к которой Базаров относится равнодушно, даже с цинизмом: «Природа не храм, а мастерская, и человек — в ней работник». А ведь именно природа дала ему один из его талисманов — осину. Но осина дерево очень необычное, она забирает энергию, и на нем даже вешали преступников. Почему же именно осина стала талисманом Базарова? Возможно, потому что Базаров и сам похож на осину. В разговоре с ним многие терялись, смущались, не зная, как вести себя, он как будто забирал энергию у людей, общавшихся с ним. Наверное, это и стало причиной того, что Аркадий Кирсанов последовал за Базаровым, хотя в душе не был нигилистом. Но в то же время есть версия о том, что из осины был сделан крест Христа, то есть в осине присутствует положительное начало. И, безусловно, нельзя отрицать положительные качества Базарова как человека умного и достаточно образованного. Базаров — лягушка, а ведь только она может обращаться к Богу. Афоризмом стали слова Базарова о том, что ни один ботаник не станет рассматривать каждую березу отдельно. И говорил это Базаров, сравнивая березы с людьми. Его собственная жизнь убедила его в обратном. Он встретил такую необычную, немного таинственную женщину, как Одинцова, и полюбил ее, хотя до встречи с Одинцовой презрительно отзывался о женщинах, говорил, что свободно мыслит между женщинами только урод. А ведь береза, с которой он сравнивал людей, — дерево, которое отдает энергию, в отличие от осины. Еще один яркий персонаж «Отцов и детей» — это Павел Петрович Кирсанов. И если Базарова мы сравниваем с осиной, то Павел Петрович — это лес. Лес состоит из деревьев-людей, что говорит отчасти в его пользу, отчасти — нет. Павел Петрович — человек достаточно сильный, но все же он не смог побороть себя при встрече с княгиней Р. Именно в лесу живут божьи коровки, и кошку можно там найти, и лягушку. Поэтому, наверное, Павел Петрович в результате начинает понимать Базарова, ведь лягушка — талисман Базарова. У Базарова с Павлом Петровичем больше сходства, чем различий, и это подтверждается тем, что лягушка живет в лесу. И еще Базаров — это и червь, и орел и Павел Петрович — и апостол Павел, и «маленький». Мотив дерева мы видим и во время встречи Аркадия Кирсанова с Катей Одинцовой. Они сидели под ясенем, который способствовал их любви, оберегал. Они, наверное, почувствовали это и поэтому встречались именно там. В сцене под стогом, когда там отдыхали Базаров и Аркадий, присутствует мотив дерева. Падает кленовый лист. А кленовый лист напоминает крест и принимает значение ключа к жизни, обращения к Богу. И в переломном моменте романа — дуэли — тоже присутствует мотив дерева: дуэль проходила за рощей, эта роща скрывала дуэлянтов, и никто не догадался о том, что же на самом деле произошло между Базаровым и Павлом Петровичем. Базаров, всю жизнь насмехавшийся над прекрасным, в конце жизни задумался, зачем он жил, нужен ли он России? Любовь и природа победили его холодность и равнодушие, и над его могилой мы видим две прекрасные елки, посаженные заботливыми рукам! его родителей. Мотив леса и дерева прослеживается на протяжении практически всего романа и имеет немаловажное значение. Это и средство характеристики персонажей, и средство выражения авторской позиции. Надо обладать большим мастерством, чтобы, казалось бы, небольшие детали сделать значимыми. И Тургенев, обладая этим даром, вложил неоспоримый по важности и необходимости смысл в описания и упоминания леса и дерева.
Похожие работы
Бессоюзная связь в немецком языке
Бессоюзная связь в немецком языке Содержание Введение 1. Проблема бессоюзной связи в современной науке 1.1 Общее языкознание о бессоюзной связи 1.2 Бессоюзное предложение в системе…
Стилистический аспект перевода Средства выражения экспрессии
–PAGE_BREAK–Для большинства людей метафора — это поэтическое и риторическое выразительное средство, принадлежащее скорее к необычному языку, чем к сфере повседневного обыденного общения. Для того, чтобы…
Мысль народная как основа художественного содержания романа-эпопеи Л Н Толстого Война и мир
В 1869 году из-под пера Л. Н. Толстого вышло одно из гениальных произведений мировой литературы — роман-эпопея «Война и мир». По словам И. С. Тургенева,…
Единство цикла рассказов И А Бунина Темные аллеи
Книгу “Темные аллеи” принято называть “энциклопедией любви”. И. А. Бунин в этом цикле рассказов пытался показать отношения двоих с разных сторон, во всем многообразии проявлений.…
Осторожно. Hot Dog. – Михаил Голденков
Михаил Голденков ОСТОРОЖНО HOT DOG! СОВРЕМЕННЫЙ АКТИВНЫЙ ENGLISH 2-е издание, испр. и доп.- М.: ЧеРо, 1999. — 272с.: ил. Содержание СЛЭНГ, ИДИОМЫ, КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ И…
Фантастическое в ранней прозе НВГоголя
Сперва настроим оптику, наведем фокус. Чем удаленней от нас автор, тем больше риск совместить его собственную жизнь с жизнью его персонажей. Bозможно, через сто лет…