Обзор статьи ЛИ Скворцова Язык общения и культура экология и язык

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ФИЛИАЛ МОСКОВСКОЙ АКАДЕМИИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
Г. МОСКВЫ
РЕФЕРАТ
ТЕМА: Обзор статьи Л.И. Скворцова «Язык общения и культура (экология и язык)»
Выполнила: Хабарова Л.В.
Группа Б-733
Благовещенск 2007
Статья Л.И. Скворцова «Язык общения и культура (экология и язык)» посвящена проблеме состояния современного литературного языка и русской речи. В работе описываются вопросы экологии культуры и предметы лингвистической экологии, а также факторы и условия развития современного русского языка, что оказывает на него наибольшее влияние. Автор призывает читателя оберегать русский язык от засорения вульгаризмами и жаргонизмами, ненужными иноязычными заимствованиями, от разного рода неточностей, ошибок и неправильностей. Это всё может привести к оскудению языка и к обеднению или омертвению мысли.
Цель статьи – показать читателю важность сохранения русского языка и культуры речи, ведь родной язык – душа нации; в языке и через язык можно увидеть важные особенности и черты, национальную психологию, характер народа, склад его мышления.
Автор предлагает осмыслить культуру языка в экологическом аспекте – как часть здоровой окружающей «речевой среды существования», освобожденной от ошибок и неточностей, нежелательной нивелировки, негативно влияющих на жизнь языка, на общую духовность и нравственность. Экологический подход к вопросам культуры речи, речевого общения предполагает ответственное отношение к национальным языковым традициям, воспитание действенной любви к родному языку, заботу о его прошлом, настоящем и будущем.
Писатель придает особое значение предмету лингвистической экологии, которым является культура мышления и речевого поведения, воспитание лингвистического вкуса, защита и «оздоровление» литературного языка, определение путей и способов его обогащения и совершенствования, эстетика речи. Также подчеркивает, что экология языка и экология культуры становится одной из актуальных задач современности.
Л.И. Скворцов выделяет три фактора развития современного русского языка. Во-первых, это общенародность литературного языка, которая приводила и приводит к постоянному обновлению литературных норм, к их освобождению от устарелых элементов, противоречащих духу народной речи, тенденциям общеязыкового развития – в сторону демократизации. Во-вторых, это широкое и активное приобщение современного образованного читателя к творчеству таких писателей как В. Набоков, Б. Зайцев, И. Шмелев, М. Алданов, знакомство с трудами Н. Бердяева, С. Булгакова, П. Струве, П. Сорокина, В. Розанова, Г. Федотова, Е. Трубецкого, П. Флоренского, Д. Андреева, и мн. др. Все это, безусловно, влияет на современный литературный язык, поднимая его авторитет, воспитывая языковой вкус говорящих и пишущих. В-третьих, это расцвет всех жанров современной публицистики, развитие средств массовой информации, непосредственно отражающих дыхание времени, активные процессы, происходящие и в обществе, и в языке.
Автор подчеркивает, что современная устная и письменная речь стилистически снижается и огрубляется. Язык художественной литературы испытывает тенденции к безликости и стандартности. Язык науки страдает от ненужной усложненности, обилия не всегда оправданных иноязычных заимствований в области терминологии. Публицистика подчас грешит многословием, невнятностью и невыразительностью.
Писатель предлагает создать «Бестолковый словарь» (антоним к «Толковому словарю»), чтобы с его помощью учить школьников, как не надо говорить и писать. В словарь предлагается включить распространенные ошибки типа бо΄язнь, гла΄венство, значи΄мый, осу΄жденный, углу΄бить, намере΄ния, средства΄, обеспече΄ние, хозяева΄, «скуднеют», «черезвычайный», «беспрецендентный», «конъюктурный» и мн. др.В него могут войти такие обороты и конструкции, как более моложе, другая альтернатива, приехал с Италии, сувениры на память и т. д. В этом «словаре» найдет соответствующее место и газетная реклама.
Особое место в статье уделяется прекрасному писателю Андрею Платонову, его романы и повести – художественное воплощение народных дум и народного русского языка во всем его мудром косноязычии – считает автор. Также, отмечает «трудность» языка А. Платонова, на которую сетуют читатели,- во многом мнимая, надуманная. Ведь это обычная сложность освоения нового и необычного культурного пласта (когда он и тяжелый, и богатый). Но уж на то оно и богатство, и сокровище, что не дается без труда и усилий.
«В русском литературном языке сконцентрирована наша национальная культура. И пока мы хорошо говорим и пишем по-русски, нам не грозит никакая денационализация – при всех экономических и политических переменах или даже катаклизмах» — пишет Л.И. Скворцов.
Писатель подтверждает, что лингвоэкологическое «культивирование» родного языка как языка нации помогает духовному возрождению народа. Оно служит базой для укрепления экономической, хозяйственной, политической, государственной и других сторон общественной жизни. Оно ведет к общему обустройству, к самоуважению нации, к стабильному и гармоничному общественному развитию и, в конечном счете, к экономическому и культурному процветанию народа и страны.
«Причина многих экономических и политических трудностей, с которыми столкнулась наша страна в последние годы, состоит в заметном падении нравственного уровня общества. Как никогда прежде общество наше нуждается в духовном возрождении, моральном развитии, в утверждении высокой нравственности. Это должно проявляться во всем, в том числе и в языке, в манере нашего повседневного общения и поведения, в понимании задач постоянного культурного совершенствования каждого из нас» — утверждает автор.
На мой взгляд, статья Л.И. Скворцова очень интересная и патриотичная по отношению к русскому языку и культуре речи. Приведено много примеров неправильного употребления различных слов, курьезные фразы архитекторов, журналистов, ведущих. Масса цитат знаменитых писателей и публицистов, таких как К.Д.Ушинский, Н. Заболоцкий, Ф.М. Достоевский, Ф.И. Буслаев, Л.В. Щерба.
Я целиком и полностью согласна с автором статьи в том, что мы должны уделять больше внимания нашей повседневной речи и письму, прививать нашим детям любовь к художественной литературе, к русскому искусству, к науке и, конечно же, к великому русскому языку и культуре речи.