Введение
Прежде всего необходимоотметить, что слабослышащие дети неоднородны по составу. Это объясняется:
различной степенью ихарактером нарушения слуховой функции;
сроками обучения вспециальном детском саду.
В последние годыувеличилось число детей, прошедших подготовку в специальных детских садах.Естественно, что развитие медицины и техники, ранняя диагностика,слухопротезирование вносят прогрессивное влияние в подготовку детей в детскихсадах, создавая соответствующие условия для увеличения их числа. Появилосьмного фильмов, книг, посвященных детям с недостатками слуха, что положительносказывается на их воспитании, так как родители оказываются подготовленными кданной проблеме.
К сожалению, насегодняшний день многочисленную группу представляют дети, обучавшиеся вспециальном дошкольном учреждении в течение одного года, двух лет. Ониприходят, как правило, из районных, логопедических, вспомогательных детскихсадов, в которых не всегда правильно ставится диагноз, или из семей, гдеродители не понимают проблемы ребенка со снижением слуха. Самаяраспространенная ошибка, когда нарушения речи у детей рассматривают вне связи ссостоянием слуха, не в качестве вторичного нарушения, а как самостоятельноепроявление.
Когда обусловленностьнарушения речи состоянием слуха вовремя не распознается, слабослышащиедошкольники оказываются в условиях, где используемые методы и средствапедагогического воздействия не адекватны характеру дефекта. Если ошибка вдиагностике все-таки замечена, ребенка переводят в детский сад дляслабослышащих. Однако двух лет бывает недостаточно, чтобы получить полноценнуюподготовку к школе. В связи с этим возрастает важность изучения особенностейслабослышащих детей.
1. Понятие «готовность к школьномуобучению»
Готовность дошкольникас нарушенным слухом к школьному обучению является одним из важных итогов егоразвития в дошкольный период детства. Наступает переломный момент, когдаусловия жизни и деятельности ребенка резко изменяются, складываются новыеотношения со взрослыми и детьми, появляется ответственность за усвоение знаний,которые предъявляются детям не в занимательной форме, а в виде учебногоматериала. Эти особенности новых условий жизни и деятельности предъявляют новыетребования к различным сторонам развития ребенка, его психическим качествам,особенностям личности. Поступление в школу связано с переходом от дошкольноговозраста к младшему школьному возрасту, в психологическом планехарактеризующемуся сменой ведущих видов деятельности: на смену сюжетно-ролевойигре приходит учение. Полноценность перехода к новому этапу психическогоразвития связана не с физическим возрастом ребенка, знаменующим началошкольного обучения, а с тем, насколько полноценно прожит дошкольный периоддетства, исчерпаны его потенциальные возможности (А. В. Запорожец, 1972). Сэтой точки зрения готовность к переходу в школу может рассматриваться какрезультат воспитания и обучения ребенка с нарушенным слухом в дошкольныйпериод, обуславливающий необходимый уровень психического развития.
В условиях детскогосада для детей с нарушениями слуха подготовка к школе обеспечивается в процессевсей коррекционно-воспитательной работы. Основное значение для подготовки кшколе имеет целостная система физического, умственного, нравственного,эстетического воспитания во всех возрастных группах детского сада.
Подготовка детей снарушенным слухом к школе — комплексная задача, охватывающая все стороны жизниребенка и тесно связанная со всем содержанием коррекционно-воспитательнойработы в детском саду. Для понимания проблемы готовности глухого или слабослышащегоребенка к школьному обучению важное значение имеют учет подходов к этойпроблеме в дошкольной педагогике и психологии, рассмотрение различныхкомпонентов психологической готовности к школе (Л. И. Божович, А. В. Запорожец,Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. А. Венгер, Н. И. Гуткина, Е. Е. Кравцова, идр.). Вопросы формирования готовности к школьному обучению детей с нарушениямислуха освещены значительно меньше. Некоторые аспекты готовности глухих ислабослышащих детей к школьному обучению представлены в исследованиях Н. И.Беловой, Б. Д. Корсунской, Э. И. Леонгард, Л. П. Носковой, Е. Г. Речицкой, Е.В. Пархалиной и др. Школьная готовность нередко рассматривается в контекстедругих проблем, чаще всего в связи с обсуждением проблем речевого развитияглухих и слабослышащих детей (К. Г. Коровин, М. К. Шеремет и др.).
2. Содержание подготовки детей к школе
Готовность к обучению вшколе предполагает необходимый уровень физического развития ребенка,позволяющий ему быстро адаптироваться к школьным нагрузкам: увеличениюпродолжительности уроков и их количеству, отсутствию дневного сна, иному режимупитания и т. д. Нагрузка на уроках в школе предполагает более высокий темпдеятельности и работоспособности ребенка в течение длительного по сравнению сдетским — подготовка детей к школе.
По физическомувоспитанию на специальных занятиях и по организации прогулок, соблюдении режима двигательной активности,применении закаливающих процедур. Одним из факторов адаптации детей к школьномурежиму является увеличение времени занятий в подготовительной группе,использование в занятиях некоторых структурных элементов, характерных дляшкольных уроков. Однако, как показывают наблюдения, некоторые педагогиподготовительных групп специальных дошкольных учреждений, стремясь интенсифицироватьподготовку к школе в плане вооружения детей знаниями и умениями, нередконеправомерно увеличивают учебные нагрузки, сокращают двигательную активностьдетей, что приводит к гиподинамии, следствием которой являются нарушенияосанки, а также усталость и быстрая утомляемость. Увеличение нагрузок должноидти под контролем, постепенно, без нарушения режима дня подготовительнойгруппы, с учетом рекомендаций врача и инструктора по физическому воспитанию.
Важное значение дляадаптации ребенка к школьным условиям имеет воспитание трудолюбия,сформированность культурно-гигиенических навыков. Условия специальныхшкол-интернатов, куда поступает большая часть воспитанников дошкольныхучреждений для глухих и слабослышащих, довольно резко отличаются от условий детскогосада, что предполагает сформированность навыков самообслуживания: умениеследить за своим внешним видом, быть опрятным, быстро одеваться, раздеваться,аккуратно есть, поддерживать в порядке личные вещи. При этом важен достаточновысокий темп выполнения различных бытовых действий (есть, собирать личные вещии др.). Различные навыки самообслуживания формируются в процессе трудовоговоспитания во всех возрастных группах. Уделяется внимание самостоятельности ввыполнении детьми таких действий, как одевание, питание, пользование туалетом,поддержание в порядке личных вещей. Старших дошкольников учат поддерживать впорядке свое рабочее место, быстро собирать личные вещи, аккуратно и быстроесть, выполнять гигиенические процедуры. Для того чтобы повысить чувствоответственности за выполнение тех или иных бытовых дел, в старших группахиспользуются дежурства по столовой, по группе. Ребенок-дежурный должен самхорошо справляться с выполнением различных бытовых обязанностей и привлекать кэтому других детей. Важную роль в формировании трудолюбия, развитиикультурно-гигиенических навыков должны играть родители, осуществляющиевоспитание ребенка в семье. Единство требований, предъявляемых к формированиютрудовых умений и навыков в дошкольном учреждении и в семье, может быть залогомпоследующей адаптации ребенка с нарушенным слухом к требованиям школьногорежима.
Одним из наиболееважных компонентов психологической готовности к школе является формированиешкольной мотивации, т. е. желания учиться, стать школьником, выполнять учебнуюдеятельность. Такие свойства, как любознательность, желание познать окружающиймир, интеллектуальная активность, также являются важными показателямипсихологической готовности ребенка к школе. У дошкольника должна бытьсформирована «внутренняя позиция школьника», наличие которой предполагаетсформированность системы мотивов, их соподчинение.
Социальные мотивыучения связаны с потребностью ребенка занять новую социальную позицию,организовать общение с взрослыми и детьми на новом уровне. В случаепреобладания социальных мотивов ребенка интересует выполнение роли ученика:следование требованиям учителя, желание заслужить его одобрение и похвалу.Наличие таких мотивов учения связано с новой социальной ситуацией общения,активным участником которой становится ребенок. Появление социальных мотивовучения связано с преобладанием к концу старшего дошкольного возраставнеситуативно-личностной формы общения, отличительной чертой которой являетсяпотребность во взаимопонимании и сопереживании. У детей складываетсядифференцированное отношение к людям в зависимости оттого, какую роль в общениис ними они выполняют. Этому способствует расширение представлений детей о жизнивокруг, отношениях людей, круге их обязанностей. Положение школьника выступаетдля ребенка как ступенька к взрослой жизни.
Большое значение имеютпознавательные мотивы, когда дети относятся к школе как к источникуприобретения новых знаний, Новые обязанности школьника не становятся значимымидля ребенка, основное —удовлетворение любознательности. Познавательные мотивыучения характерны для детей, которые хотят больше знать, научиться чему-то,испытывают потребность в овладении новыми умениями и знаниями. Для формирования«внутренней позиции школьника» важен сплав двух потребностей — познавательной исоциальной, их сочетание позволит ребенку сознательно включиться в учебныйпроцесс, будет способствовать формированию произвольного поведения (Л. И.Божович, 1968).
Для детей с нарушениямислуха чаще всего на первом плане оказываются познавательные мотивы, что можетбыть объяснено непосредственной ориентировкой детей родителями и педагогами нашколу как источник новых знаний. Наряду с желанием научиться хорошо читать,писать, решать задачи дети с нарушениями слуха часто сообщают о стремлении научиться«хорошо говорить, чтобы другие люди понимали». Нередко среди мотивов учения вшколе глухие и слабослышащие дети называют внешние или ситуативные: «Мамакупила портфель, я пойду в школу», «Мне семь лет, поэтому я пойду в школу»,«Моя сестра учится в школе, и я тоже хочу».
Мотивационный планготовности к школьному обучению формируется в дошкольном учреждении в процессевсей коррекционно-воспитательной работы: на занятиях по всем разделам работы, вразных видах детской деятельности, в общении с детьми и взрослыми. Дляформирования мотивационного плана готовности к школе важное значение имеетрасширение представлений об окружающем мире, знакомство и формирование интересак занятиям и взаимоотношениям людей в разных сферах жизни. Важно учить детейотражать свои представления в продуктивной деятельности и игре. Особое значениев работе со старшими дошкольниками необходимо направлять на развитие речевогообщения как необходимого условия социального воспитания плохослышащих детей.Среди различных сфер жизни взрослых и детей выделяется учеба детей в школе,знакомство с обязанностями школьников, определение главного в учебе (общение сучителем, с детьми, выполнение заданий учителя), формирование положительногоотношения и интереса к содержанию деятельности ученика, взаимоотношений сдетьми и учителями. Этому способствуют экскурсии в школу, просмотр фильмов,диапозитивов, рассматривание картинок и других иллюстраций, чтение рассказов,связанных с темой поступления детей в школу. Особое значение имеет организациясюжетно-ролевых игр по данной тематике, в процессе которой дети выступают вроли учителей и школьников, в ходе освоения ролей воспроизводят различныеотношения, уточняют содержание деятельности в школе, знакомятся с формамиорганизации школьной жизни (урок, перемена, посещение столовой, библиотеки идр.-). Важно показывать детям социальную значимость учения в школе, а такжефиксировать внимание на познавательной стороне предстоящей учебы в школе,иначе, как показала Н. Г. Морозова (1969), у младших глухих школьников долгоевремя преобладают чрезмерно узкие, ограниченные мотивы учения.
Формирующаяся в младшемшкольном возрасте учебная деятельность тесно связана с произвольностьюповедения, предпосылки которой закладываются в дошкольном возрасте приправильной организации воспитания и обучения детей. Произвольность поведенияпредполагает его контролируемость, достаточный уровень усидчивости, умениедлительно сосредотачиваться на одном занятии и доводить его до конца,определенные волевые усилия. С произвольностью поведения связано умениепоследовательно выполнять указания и инструкции взрослого, учитывать системуусловий поставленной задачи, осуществлять контроль за собственными действиями.
В качестве основныхпредпосылок овладения учебной деятельностью Д. Б. Элькониным (1988) былиуказаны следующие параметры, предполагающие достаточно высокий уровеньпроизвольности:
§ умение детейсознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способдействия;
§ умениеориентироваться на заданную систему требований;
§ умение слушатьговорящего и точно выполнять задания;
§ умение самостоятельновыполнить задание по зрительно воспринимаемому образцу.
На протяжениидошкольного возраста у детей с нарушенным слухом должны быть сформированымеханизмы произвольного поведения, что обеспечивает становление некоторыхпредпосылок учебной деятельности к концу дошкольного периода. Задачиформирования поведения, сотрудничества с другими детьми, умения доводить делодо конца, понимать инструкции взрослого и следовать им занимают важное место вовсей системе коррекционно-педагогической работе. Особенно важное значение дляформирования произвольности приобретает обучение разным видам практическойдеятельности и игры. В процессе обучения изобразительной деятельности детиучатся воспринимать задания воспитателя, анализировать образцы рисования,лепки, выполнять рисунки или лепные поделки в соответствии с требованиямипедагога. С первых лет обучения в специальном детском саду важно учить детейпонимать задание и ориентироваться в нем. Для глухих и слабослышащихдошкольников это представляет значительную сложность, особенно при отсутствииобразца. Особое значение приобретает понимание словесных инструкций, данных вустной, письменной или устно-дактильной форме. Непонимание отдельных слов илисловосочетаний приводит к неполной или неточной ориентировке в условияхзадания, что влечет его неправильное выполнение. Условия практическойдеятельности предполагают формирование умения выполнять задание до конца,действуя самостоятельно, соблюдая требования педагога. При выполнении заданийпедагоги поддерживают детей; следят, чтобы ребенок не прекращал или не прерывалдеятельность, доводил рисунок или лепку до конца. Важное значение приобретаетовладение нормами поведения и общения с другими детьми в процессе детскойдеятельности.
Своеобразие речевогоразвития дошкольников с нарушениями слуха значительно затрудняет общение исвязанное с ним овладение партнерскими отношениями, что является необходимымусловием дальнейшего обучения в школе. Поэтому во всех видах детскойдеятельности внимание уделяется формированию навыков совместной деятельностипри выполнении различных заданий. Младших дошкольников надо учить поочередномуучастию в задании, организовывать простые игры, в которых дети выполняют собственныедействия, чередуя их с действиями других. Особое значение в работе со старшимидошкольниками следует придавать организации коллективных видов деятельности, вкоторых каждый ребенок выполняет часть общей работы: например, при подготовкеаппликации один ребенок вырезает нарисованные деревья, другой — дома, третий —наклеивает, четвертый — готовит подписи и т. д. Условия коллективных видовизобразительной, конструктивной, трудовой деятельности предполагаютформирование ряда умений, которые в дальнейшем обеспечат появление предпосылокучебной деятельности. Это и умение коллективно обсуждать план действий,например, как проводить уборку в группе и украшать помещение перед Новым годом,как распределять обязанности, при этом не всегда совпадающие с желаниями детей,что требует от них преодоления непосредственных желаний. От ребенка требуетсявыполнение порученного задания в соответствии с общим темпом работы,контролирование своих действий, адекватная реакция на оценку работы педагогом,в том числе и на замечания или указания на ошибки. В процессе коллективнойдеятельности у детей формируется и ряд личностных качеств: активность,самостоятельность, ответственность за порученное дело. Важное значение дляформирования произвольности и контроля за своей работой приобретает умениеотчитаться о своей деятельности. Участие в коллективно разделенном трудепостепенно подводит воспитанников подготовительных групп к умению планироватьсвои действия хотя бы в самой элементарной форме, намечать ихпоследовательность. В процессе выполнения таких заданий не только формируетсянравственно-волевая готовность и произвольное поведение, но и происходитскладывание интеллектуальной готовности, предполагающей развитие основныхпознавательных процессов и интеллектуальных умений.
Для формированиясотрудничества детей между собой, партнерских отношений, умения участвовать вобщей работе, формирования темпа деятельности в подготовительных группах могутиметь место такие формы организации, как выполнение заданий подгруппами,группами из двух-трех детей, работа с маленьким учителем, организация дежурств.
Различные видыдеятельности имеют важное значение для формирования произвольных и волевыхпроцессов, однако важнейшим средством формирования произвольности поведенияявляется сюжетно-ролевая игра, которую Д. Б. Эльконин считал «школойпроизвольного поведения». Сюжетно-ролевая игра, будучи ведущей формойдеятельности в дошкольный период, решает ряд задач в развитии ребенка, в томчисле и обеспечивающих подготовку к школьному обучению. В игре формируются инравственно-волевые предпосылки готовности к школьному обучению. Они связаны спринятием игровых задач и необходимостью их реализации в процессеразворачивания сюжета. Способствуя формированию механизмов волевого управленияповедением, подчинения его системе правил, игра создает предпосылки дляпоследующего включения ребенка в обязательную, общественно значимуюдеятельность. Образное мышление, формирующееся в игре и других видахдеятельности, представляет и самостоятельную ценность, а также подводит ребенкак усвоению логических, систематизированных знаний.
Процесс становленияличности ребенка связан в значительной степени с игрой. Важная сторона этогопроцесса — зарождение волевой регуляции поведения и соподчинение мотивов. Вигре ребенок вынужден подчинять свои действия определенным требованиям,связанным с общим игровым замыслом или правилами игры; регулировать своеповедение в зависимости от отношения своей роли к другим персонажам искладывающихся в зависимости от этого взаимоотношений. К концу дошкольногопериода дети начинают придавать все большее значение играм с правилами, точнорегламентирующими ход игры. Складывающееся в игре «подчинение ситуативныхпобуждений более значимым создает почву для возникновения постоянной иерархиимотивов, дающей возможность говорить об определенной направленности личностиребенка» (А. В. Запорожец, Т. А. Маркова, 1980).
Таким образом,формирование разных видов детской деятельности, и прежде всего игры в ееразвитом виде, оказывает определяющее значение для становления произвольности,волевого управления поведением, проявления некоторых личностных качеств, важныхдля формирования школьной готовности. Нравственно-волевые предпосылки школьнойготовности также формируются под влиянием содержания занятий и используемыхприемов обучения. Наряду с игровыми приемами в подготовительной группезначительно больше используются словесные: чтение, беседы, рассказы,объяснения, предполагающие сообщение информации в прямом виде. Изменяется стильпедагогического общения с детьми. Он напоминает своеобразную игру в школу, вкоторой распределены роли учеников и учителя. От детей требуется умениевыполнить задание до конца, наладить отношения с другими детьми, определитьстепень своего участия в работе. Для этого необходимы развитие произвольностидействий и сформированность коммуникативных умений, связанных с определеннымуровнем речевого развития. Оценка деятельности детей педагогами уже не толькосвязана со старанием ребенка, но и учитывает качество выполнения задания,сравнение с деятельностью других детей.
Готовность к школе вобласти умственного развития включает ряд взаимосвязанных сторон. Многимипедагогами и психологами подчеркивается, что решающее значение в готовности кусвоению школьной программы имеют не сами по себе знания и навыки, а уровеньразвития познавательных интересов и познавательной деятельности ребенка.Интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к новому, нежеланиевключаться в решение задач, прямо не связанных с практическими потребностямиили игровыми интересами, не способствуют успешному учению в школе, даженесмотря на определенный запас знаний и сформированность некоторых умений.
К школьному обучениюребенок с нарушенным слухом должен подойти, имея определенный уровеньсформированности познавательных процессов. Важное значение имеетсформированность дифференцированного восприятия, что обеспечивает возможностьанализировать, сравнивать предметы и явления, выделять свойства и особенности.Важно также наличие временных и пространственных представлений, знание ихсловесных обозначений. Представления о времени, о сроках и темпе выполнениязаданий — одно из условий организации деятельности детей на уроке. Особенновысокие требования предъявляются к уровню мышления ребенка, готовящегося кшколе. У него должны быть сформированы достаточно высокий уровеньнаглядно-образного мышления и элементы логического, а также образная исмысловая память, произвольное внимание. Ребенок должен понимать взаимосвязьразличных природных и социальных явлений, устанавливать их причины и следствия,видеть сходное и различное, объяснять причины явлений, делать выводы.Необходимо формирование познавательных процессов в единстве с развитием речиглухих и слабослышащих дошкольников. Решение различных мыслительных задачобеспечивается на уровне наглядно-образного и логического мышления при условииовладения речевыми средствами.
В системепсихолого-педагогической готовности к школе внимание уделяется овладениюнекоторыми математическими знаниями и навыками: счету, умению решать арифметическиезадачи. Развитие математических представлений тесно связано с умственнымразвитием ребенка. К концу дошкольного периода дети с нарушениями слухаовладевают количественным счетом в пределах двадцати, учатся решать примеры изадачи в пределах десяти. Математические знания и умения детей являются основойизучения математики в школе. Однако усвоенные знания окажутся полезными, еслиони опираются на понимание математических отношений, усвоение состава числа, ибесполезными, если они усвоены механически.
Развитие познавательныхпроцессов обеспечивается всей педагогической работой при формировании разныхвидов деятельности на занятиях и в свободном общении детей и взрослых. Вместе стем спонтанное, неконтролируемое развитие познавательных процессов не может обеспечитьтот эффект, который достигается при планомерном развитии восприятия, внимания,мышления, памяти, воображения.
Планирование задачпознавательного развития детей в каждом виде деятельности, подбор игр иупражнений и создание дидактических пособий, отбор речевого материала иусвоение его в связи с развитием познавательной деятельности — необходимыеусловия, обеспечивающие его эффективность. Наряду с рисованием, лепкой,конструированием, трудом, разнообразными играми огромное значение приобретаютзанятия по развитию речи, формированию элементарных математическихпредставлений, где умственное развитие детей протекает особенно интенсивно. Встаршем дошкольном возрасте очень важны создание воображаемых ситуаций в играхи на занятиях, постановка перед детьми проблемных задач, требующих решения внаглядном или образном плане с последующими словесными объяснениями. Особоезначение приобретает умение устанавливать причинно-следственную зависимость,находить различные варианты объяснений, уметь мотивировать свое мнение.Безусловно, овладение речевыми средствами имеет огромное значение. Однаконельзя судить о развитии познавательной деятельности глухого или слабослышащегодошкольника по умению объяснить, подтвердить свое решение только с помощьюречи. Необходимо умение использовать и другие средства: практические действия,естественные жесты, указания на предметы, рисование и др.
Важными средствамиразвития познавательной деятельности детей и формирования интеллектуальныхумений является их практическая и игровая деятельность, в процессе которойстарших дошкольников ставят перед необходимостью осознания поставленной цели,планирования последовательности ее достижения, подбора необходимых атрибутов иинструментов, контроля и координирования своей работы по ходу ее выполнения,оценки результата с точки зрения поставленной задачи. Реализация этихкомпонентов деятельности формирует общие интеллектуальные умения ребенка —понимание цели задачи, умение элементарно планировать свою деятельность иусловия ее выполнения, контроль за действиями, оценку выполненной работы, безсформированности которых обучение в школе вызовет трудности у ребенка.
Ребенку с нарушеннымслухом, поступающему в школу, необходим запас представлений и знаний оразличных явлениях окружающего мира: о предметах и их назначении; природе;жизни людей, сферах их занятости, характере их взаимоотношений, нормахповедения. Важно качество этих представлений и знаний, их правильность,обобщенность. Складывающиеся в дошкольном возрасте представления, отражающие разныеобласти действительности, помогут ребенку подойти в школе к изучению разныхпредметов. Познание различных сторон действительности происходит в ходеширокого ознакомления с окружающим миром, при развитии трудовых умений,возможностей отражения и уточнения усвоенного опыта через игру, рисование,конструирование. Систематизация знаний о разных сторонах действительности, ихуглубление, как правило, требуют проведения специальных занятий по ознакомлениюс окружающим миром, развитию речи, математике. В подготовительных группах, гдеособенно большое значение придается систематизации и обобщению знаний детей,важное место занимает информация о различных общественных и социальныхявлениях, о взаимоотношениях людей, отношениях детей и взрослых, что оченьценно для развития познавательной активности детей, формирования мотивацииучения в школе.
Подготовка глухого илислабослышащего дошкольника к обучению в школе связана с формированием речи иобщения, что составляет одну из наиболее специфических черт в системе школьнойготовности детей данной категории. Речевая готовность к школе — итог работы поформированию речи и развитию ее как средства общения в течение всего пребыванияребенка в дошкольном учреждении. Наиболее важным аспектом речевого развитияплохослышащего ребенка в плане готовности к школьному обучению следует считатьсформированность навыков общения со взрослыми и детьми. При овладенииразличными типами коммуникативных высказываний важнее всего учить детейвступать в общение со знакомыми и новыми для них людьми: отвечать на вопросы всвязи с разными бытовыми, практическими ситуациями, задавать вопросы, уметьвыражать свои просьбы, желания и т. д. Однако недостаточно овладеть тольконавыками разговорно-обиходной речи. Для общения важно понимание норм речевогоэтикета и взаимоотношения общающихся партнеров. Поэтому в быту, в играх, наразличных тематических занятиях детям нужно демонстрировать нормы речевогоэтикета: как следует что-то попросить; как обратиться к незнакомым и знакомымлюдям; извиниться, поблагодарить и т. д. Эти речевые умения формируются всоответствии с программой по развитию речи. Однако следует активизировать их вовсех видах детской деятельности. Согласовывая эту работу с родителями, нужноподчеркивать значимость ее в семье, в ситуациях, выходящих за пределыдошкольного учреждения и дома: в транспорте, на улице, в магазине.
Возможности устнойкоммуникации глухих и слабослышащих детей требуют формирования навыковслухо-зрительного восприятия речи, поэтому этот вид речевой деятельности должензанимать большое место в работе по развитию речи, в том числе на индивидуальныхзанятиях по произношению. Для полноценного участия в общении речь ребенка сосниженным слухом должна быть достаточно разборчивой, понятной для окружающих.Эта задача реализуется прежде всего на индивидуальных занятиях, материаломкоторых в первую очередь должны быть фразы и слова, обслуживающие потребностикоммуникации.
Еще одним важнымаспектом речевой подготовленности дошкольника с нарушенным слухом к школеявляется развитие навыков связного высказывания, так как обучение в первомклассе потребует от ребенка умения рассказать о своей деятельности,последовательно выразить впечатления от увиденного в театре, на празднике.Поэтому в старшей и подготовительной группе внимание уделяется умению строитьсвязные высказывания по различной тематике в виде рассказа, описания.
Для детей с нарушениямислуха в силу особенностей речевого развития важное значение придается овладениючтением, К моменту перехода в школу глухие и слабослышащие дети должны уметьчитать и понимать небольшие тексты по знакомой тематике, что предусмотренопрограммами по развитию речи. Чтение в дошкольном возрасте рассматривается каксредство развития речи, условие формирования словаря и навыков связной речи.Важно не только овладение техникой чтения, но и осознанное восприятие текста,умение осмыслить и передать содержание в ответах на вопросы, отразить врисунке, демонстрации действий. Формальное овладение техникой чтения, особенноустно-дактильного, без понимания содержания читаемого, вредно, так какформирует привычку неосмысленного чтения.
Таким образом,готовность к школьному обучению детей с нарушениями слуха не может бытьобеспечена только в результате формирования некоторых навыков и умений,тренировки в выполнении ряда заданий при усилении работы в подготовительныхгруппах. Она формируется только в результате реализации всей системы коррекционно-педагогическойработы в дошкольном учреждении.
Организация работы сдетьми дошкольного возраста в семье. Воспитание и обучение их происходит втечение всего дня: в процессе режимных моментов (гигиенических процедур, еды,прогулок), игр, свободной деятельности.Ежедневно проводятся два или три занятияс детьми, длительность которых колеблется от 20 до 30 мин. Занятия включают всебя различные виды работы, чередование которых делает их неутомительными длядетей.Так же как и при организации работы с детьми раннего возраста,обязательным условием является создание слухоречевой среды в семье,предполагающей постоянное речевое общение с ребенком всех членов семьи.Использование слуховых аппаратов является еще одним фактором успешностипроведения работы с ребенком.
В работах различныхспециалистов подчеркивается необходимость работы по всестороннему развитиюребенка. Наиболее полно различные направления работы с глухими и слабослышащимидошкольниками и методика их проведения представлены в работах А. А. Венгер, Г.Л. Выгодской, Э. И. Леонгард; Б. Д. Корсунской (1970); Э. И. Леонгард, Е. Г.Самсоновой (1991). нарушение слух готовность обучение
Физическое воспитание всемье рассматривается как одно из важнейших направлений развития ребенка.Обучение основным движениям, выполнение общеразвивающих упражнений с предметамии без предметов, развитие пространственной ориентировки и координации движений,формирование правильной осанки — таково содержание работы по физическомувоспитанию в семье. Родители могут успешно вести эту работу, сочетая упражненияс разнообразными играми детей на прогулках, занятиях в спортивном уголке.
В семье должнопроводиться и трудовое воспитание. На различных этапах дошкольного периода онавключает в себя воспитание гигиенических навыков и поведения в быту;хозяйственно-бытовой труд, направленный на выполнение некоторых обязанностей всемье; расширение представлений о труде взрослых; труд в природе,предполагающий участие ребенка в работе на участке, уходе за комнатнымирастениями; ручной труд, в процессе которого дети учатся изготовлять поделки избумаги, картона, природного материала.
Ознакомление сокружающим миром позволяет сформировать представления об окружающих ребенкапредметах, их свойствах и назначении; явлениях живой природы (растениях,животных), временные представления. Важнейшее значение следует придаватьнаблюдениям за деятельностью людей, условиями их жизни, занятиям; обучениюориентированию в окружающей обстановке; знанию различных бытовых учреждений;усвоению норм поведения, активизации их в собственном опыте ребенка при общениис людьми.
Ознакомление сокружающим миром является основой для формирования речи: усвоения значенийслов, обозначающих предметы, свойства, действия; понимания фраз с этимисловами; самостоятельного использования вопросов, побуждений, ответов навопросы, сообщений в общении со взрослыми и детьми. Этому разделу отводится важнаяроль в социальном и познавательном развитии дошкольников с нарушениями слуха.
Познавательное развитиеребенка также связано с проведением игр и упражнений по развитию зрительноговосприятия (зрительное внимание, запоминание, формирование целостного образапредмета, развитие восприятия цвета, формы, величины, пространственныхотношений), развитию наглядно-действенного, наглядно-образного, элементовлогического мышления, развитию воображения.
Формированиеэлементарных математических представлений дошкольников: дети в семье, как и вдетском саду, должны уметь считать в пределах двадцати; освоить прямой иобратный счет, счет группами; знать состав числа в пределах десяти; уметьрешать примеры в пределах десяти; понимать и решать простые задачи при условиинаглядно представленного условия. Математические знания ребенка используются вразличных бытовых ситуациях, в играх, в связи с познаванием окружающего мира,когда возникает потребность использовать различное количество предметов,убирать часть их, добавлять, распределять между участниками и т. д.
Игровая деятельностьребенка направлена на формирование сюжетно-ролевой игры, участие ребенка в нейнаряду с другими детьми, изготовление атрибутов и элементов костюмов. Важноучить детей передавать свои впечатления в играх, отражать отношения между людьмии взрослыми, использовать предметы- заместители, воображаемые ситуации и др.Как и в других видах деятельности, важное значение придается игре как средствуразвития речи: обозначению атрибутов игры, называнию ролей и определениюсюжета, общению с другими детьми в процессе игры.
Развитиеизобразительной деятельности дошкольников в семье связано с продолжениемобучения рисованию, лепке, аппликации, которое было начато на предыдущих этапахразвития ребенка. Обучение рисованию направлено на умение передавать в рисункесвои впечатления; уметь обследовать предметы сначала с помощью взрослого, азатем и самостоятельно; отражать свойства предметов; умение радоваться рисунками лепным поделкам. Важнейшим элементом работы по рисованию являетсяформирование замысла рисунка, развитие сюжетного рисования, лепки,конструирования, соотнесение с реальными предметами, людьми, событиями.
Важное значениепридается развитию творчества в про цессе рисования, аппликации,конструирования. Развитие изобразительной деятельности тесно связано срасширением словаря и использованием фразеологии — этот вид деятельности можетбыть связан с обучением рассказыванию. Все виды деятельности ребенка носятразвивающий характер и являются основой для формирования речи: накоплениясловаря, уточнения значений слов и фраз, понимания и развития самостоятельнойречи. Весь речевой материал используется в общении со взрослыми и другимидетьми в связи с наблюдениями за предметами и явлениями, играми и упражнениями,различными видами изобразительной деятельности и конструирования.
Работа по речевомуразвитию глухих и слабослышащих детей в семье требует также и организацииспециальных занятий, где проводится планомерная работа по развитию устной иписьменной речи детей.
Обучение произношениюстроится на основе развивающегося слухо-зрительного восприятия ребенка присистематическом использовании фонетической ритмики.
Рекомендуетсяпроведение двух 5-10-минутных занятий по фонетической ритмике в течение дня. Наних проводится работа по вызыванию звуков, произнесению их в слогах и, главное,в словах, фразах. В процессе занятий по фонетической ритмике используютсяупражнения, направленные на развитие речевого дыхания, слитности, ритма речи,интонации. Детей старшего дошкольного возраста учат использовать в речинекоторые нормы орфоэпии.
Обучение чтению. Вработе с дошкольниками в семье оно имеет большое значение. При обучении чтениюиспользуется методика послогового чтения, которая подкрепляется работой сразрезной азбукой, собственным письмом ребенка чтения первоначально в процессеразных видов деятельности, в быту, в играх широко используются таблички снаписанными печатным шрифтом словами и фразами, которые вначале ребеноквоспринимает целостно, а постепенно, по мере овладения чтением, начинаетпрочитывать по слогам. Принципиально важно уточнять правильность пониманияпрочитанных слов и фраз. С этой целью после чтения слова ребенок указывает напредмет, выполняет действие, отражает свое понимание в рисовании, лепке идругих видах деятельности. Для формирования навыков осознанного чтениярекомендуется изготовление и чтение книжек-самоделок, отражающих события изжизни ребенка. Рисунки в книжке делают сначала взрослые при участии ребенка, азатем сами дети. Изготовление книжек-самоделок и их неоднократное чтениеподдерживает у ребенка интерес к чтению. Постоянное чтение подписей ккартинкам, материала различных занятий, книжек-самоделок должно подвести кформированию навыка чтения адаптированных и неадаптированных текстов, пониманиюих содержания.
В качестве одного изважных средств развития внимания, воображения, словесной памятирассматривается рассказывание, в процессе которого взрослый рассказываетребенку короткие рассказы, сказки. Для лучшего понимания содержания в качественаглядной опоры используются игрушки, фигурки действующих лиц, картинки.Ребенка учат следить за эмоциональным рассказом взрослого. Многократноерассказывание одних и тех же историй в занимательной, доступной для ребенкаформе приводит к тому, что постепенно он сам начинает пересказывать сначалафрагменты рассказов, а затем и целые истории. В процессе рассказывания устарших дошкольников может развиваться творческое отношение: придумываниепродолжения рассказов, а потом и самостоятельное сочинение небольших историй исказок.
Для закрепленияструктуры слова, уточнения звукобуквенного состава используется письмопечатными буквами, сначала в виде списывания слов с табличек и запоминания их,а затем и письмо слов и фраз по памяти. Для формирования интереса к письмуиспользуются разнообразные методические приемы: подписывание рисунков,письмо-поручение, письмо-просьба, слухозрительные и слуховые диктанты. Старшиедошкольники должны уметь написать отчет о выполненных ими действиях, овыполняемых действиях других людей, дать описание сюжетной картинки, написатьнесколько связных предложений о выходных днях. Все написанное ребенкомобязательно должно уточняться в плане понимания значения написанных слов ифраз. Развитие речи ребенка, овладение произносительной стороной речи тесносвязано с развитием речевого слуха, расширением представлений о звукахокружающего мира.
В дошкольный периодпродолжается поэтапное формирование слухового восприятия речи, начатое в раннийпериод развития ребенка. Детей учат различать и опознавать знакомый (на слух)речевой материал, т. е. воспринимать его сразу на слух, без наглядной основы.Опознавание детьми знакомого речевого материала способствует формированию вдолговременной слуховой памяти акустических образов, оперированию ими в процессевосприятия речи.
Параллельно проводитсяработа по различению новых слов, словосочетаний, фраз, которые знакомы ребенкув письменной и устной формах. В соответствии с последовательностью работы поразвитию слухового восприятия детям постепенно начинают предъявляться на слух иновые слова, незнакомые по звучанию, а затем и совсем незнакомые по значению ипо звучанию слова. Накопление слухового словаря, которое происходит наспециальных занятиях, в быту, в разных видах деятельности, становится условиемполноценного усвоения данного материала, обеспечивает формирование смысловой ипроизносительной стороны слов и фраз различного типа. Работа по развитиюслухового восприятия тесно связана с работой над произношением, так как весьпредъявляемый на слух материал ребенок воспроизводит устно и в процессеуточнения акустических образов происходит дифференциация и уточнениезвуко-слоговой и ритмико-интонационной характеристики слов и фраз. В процессеразвития слухового восприятия увеличивается расстояние, с которого детивоспринимают речевой материал с аппаратом и без него. Глухих и дошкольниковучат воспринимать голос нормальной громкости, а слабослышащих — и шепот.Результаты работы по развитию слухового восприятия, естественно, будут разнымиу слабослышащих и глухих детей в зависимости от состояния слуха, сроковслуховой тренировки.
Развитие слуховоговосприятия обеспечивается также в ходе восприятия неречевых звучаний:дифференциации различных музыкальных инструментов, голосов животных и птиц,количества звучаний, мужского и женского голосов, сольного и хоровогоисполнения. Одним из средств развития слухового восприятия является восприятиебытовых звуков, сигналов транспорта, природных шумов. Воспитание и обучениенеслышащего ребенка в семье создает для этой работы значительно большевозможностей по сравнению с условиями детского сада.
Работа по формированиюречи, развитию слухового восприятия в семье включается во все звеньяпедагогической деятельности родителей и может быть связана со всеми моментамижизнедеятельности ребенка.
Условиями эффективностивоспитания и обучения ребенка с нарушенным слухом в семье является постояннаяпомощь и контроль за развитием ребенка со стороны сурдопедагоговсурдокабинетов, групп кратковременного пребывания, Центров реабилитации слуха иречи, где консультируют родителей по вопросам воспитания детей в семье.
3. Изучение уровня речевой готовности кшколе
Действующий принципдифференцированного обучения слабослышащих детей в зависимости от уровняречевого развития требует выдвижения данного критерия как основного придиагностики готовности к школьному обучению.
Анализ речевогоразвития глухих и слабослышащих детей предпологает выяснения объема словарногозапаса, уровня развития импрессивной и экспрессивной сторон речи, владениенавыками связной речи.
Рассматривая речевоеразвитие глухих детей подготовительного класса специальной школы, С.А. Зыковуказывал, что количественная сторона словаря- важный критерий, характеризующейуровень речевой подготовки ребенка к школе. Позже количественная сторонаовладения словарем анализировалась Л.П. Носковой в ходе экспериментальногообучения глухих детей вдвугодичных дошкольных отделениях при школе.
Характеризуя речевуюготовность глухих дошкольников с точки зрения объема словаря и степени владениясвязной речью, Н.А. Марева выделила три уровня речевой готовности к школеглухих детей.
М.К. Шеремет выделяетчетыре уровня и соответственно им четыре группы слабослышащих детей по степениготовности к школьному обучению, где определяющим показателем является уровнемречевого развития (объем словарного запаса, навыки связной речи, усвоениезвуко-буквенного состава слова).
Некоторые авторыпоказатели речевой готовности считают уровень понимания связной речислабослышащими детьми или понимание значений слова в контексной речи. Р.М.Боскис отмечала что ребенок может понять речь только в тех приделах, в каких онактивно ее пользуется.
Характеристикеособенностей речевого развития детей с нарушениями слуха посвящен рядисследований. Однако в большинстве своем они фиксировали данные, полученные вучебном процессе. Исключение состовляют исследование А.Г. Зикеева, К.Г.Коровина, М.К. Ширемет, а также выполнено под руководством Е.Г. Речицкойисследование Россы-Марии Кастельянос.
4. Изучение особенностей развития некоторыхсторон позновательной деятельности детей с недостатками слуха дошкольного имладшего школьного возраста
Теоретические положенияЛ. С. Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка,разграничении первичных и вторичных нарушений в психическом развитииспособствовали нового подхода к рассмотрению особенностей позновательнойдеятельности детей с недостатками слуха ( Р.М.Боскис, Т.А.Власова, А.П. Гозова,И.М.Соловьев, Ж.И.Шиф и др.) Суть его состоит в том, что и нормальный ребенок иребенок с ограниченными возможностями развиваются по единым законам.Исследование особенностей психического развития дошкольников с нарушениямислуха, определение возможностей своевременно коррекционного развития на дефектосуществляются с позиций фундоментальных положений Л.С.Выготского о системномподходе анализу психики, о зонах «актуального» и «ближайшего развития» ребенка,о том, что обучение должно нести за собой развитие.
Проблема развитиянаглядного мышленияу глухих детей неоднократно привлекала внимание исследователей. Теоретическийинтерес объясняется тем, что это область является классической для изученияроли речи развития мышления. В результате было выявлено, что наглядное мышлениеу детей с нарушениями слуха развивается с большими отклонениями орт нормы,отстает и видоизменяется из-за отставания или недоразвития речи. Изучаяособенности оперирования зрительными оброзами глухих детей старшего дошкольногои младшего школьного возраста, Н.В.Яшкова отмечает, что мысленное оперированиеобразоми их переработка у глухих детей идет сложнее, чем у нормально слышащих.У неслышащих способы выполнения задания более элементарные, наблюдаютсязатруднения в формировании обобщенных способов действия. Нагляное мышлениеглухих детей к началу школьного обучения оказывается неидентичным наглядномумышлению слышащих, несформирована оно и у многих глухих первоклассников.
Однако различныестороны позновательной деятельности детей с нарушениями слуха исследовались, восновном, у младших школьников. Своеобразие развитие и восприятия и мышленияслабослышащих дошкольников в контексте проблемы готовности к школьному обучениюпрактически не изучалось в специальной литературе.
5. Методики изучения психологическойготовности слабослышащих дошкольников к обучению в школе
При изучении психологическойготовности к школьному обучению целесообразно использовать комплексный подход,в котором осуществляется диагностика эмоционально-волевой сферы, умственной имотивационной готовности.
Диагностикаэмоционально-волевой готовности включает определение уровняэмоционально-волевой регуляции; выявление уровня развития волевых действий ипроизвольности внимания.
Диагностика умственнойготовности предполагает определение уровня речевого развития, уровняразвития познавательных действий (восприятия), наглядно-оброзного мышления иосновных мыслительных операций.
Диагностикамотивационной готовности направлена на определение отношения к учению вшколе.
Задания детям предъявляютсяиндивидуально. Время обследования не должно превышать 40 мин., что соответствуетмаксимальной работоспособности старшего дошкольника. Выполнению ряда заданийможет предшествовать определенная подготовка детей, в процессе которой сначалавыполняются так называемые обучающие задачи, а затем контрольные.
При диагностикеумственной готовности нами были апробированы три вида помощи:эмоционально-регулирующая, направляющая, обучающая.
Эмоционально-регулирующаяпомощь предполагает императивные воздействия и оценочные суждения со стороныпедагога, которые направлены на активизацию собственных возможностейобследуемого. Направляющая помощь заключается в организации педагогом начальныхэтапов выполнения задания. Обучающая помощь связана с необходимостьюпредварительного обучения ребенка новому способу действия.
При оценке выполнениязадания могут быть использованы следующие критерии: высокий уровень оценивается1 балом, средний 0,5 балла, низкий 0 баллов.
Список использованной литературы
Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание иобучение
дошкольников с нарушением слуха.- М., 2001.
Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье.-М., 1970.
Речицская Е.Г, Пархалина Е.В. Готовность слабослышащихдетей дошкольного возроста к обучению в школе. –М.,2000.