Диплом Тестирование

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. Назначение и область применения приложения 2. Постановка задачи 3. Организация входных и выходных данных 4. Выбор состава технических и программных средств 5. Описание алгоритма работы программы 2. Описание приложения Система Тестирования 1. Описание формы frmStudent 31 2.2.
Описание формы frmOpen 3. Описание формы frmTest 4. Описание формы frmOcenka 5. Описание формы frmResults 6. Спецификация программы 7. Описание тестовых наборов данных 53 Заключение 55 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 59 БИБЛИОГРАФИя 60 Приложения 64 ВВЕДЕНИЕРазвитие компьютерной техники в последние годы серьёзно затрагивает условия и
способы мышления и обучения на всех уровнях. На этом этапе технического развития уже не только компьютер осваивается культурой как новое знание и новая ценность, но традиционные знания и ценности приобретаются в компьютерной среде. Актуальной задачей педагогической информатики становится помощь профессиональному образованию в адаптации на новом информационном поле, в достижении тех целей, которые постоянно ставит перед собой педагогический коллектив в условиях современной информационной среды.
А это значит, что необходимо прививать компьютерную грамотность как условие получения новых знаний посредством информационной среды. Но изучение персонального компьютера представляет сложность как для детей, так и для взрослых. Опосредованность реалий компьютерной средой, выделение нового типа представлений, которые позволяют пошагово передвигаться, по сути, редко встречаются в повседневной жизни. В системе образования проходят процессы совершенствования её организации, структуры и содержания национальных учебных планов и программ. Развиваются новые формы дистанционного обучения, усиливаются тенденции к формированию открытого образования. Особенно существенны перемены в средствах и технологиях обучения. Бурное развитие информатики и информационных технологий ставит перед образованием проблему расширения практики опережающего обучения, использования новых технологических средств, совершенствования образовательных методик. Современная система образования должна обеспечить условия для развития у обучаемого навыков
постановки задачи, моделирования, оптимизации, принятия решений в условиях неопределённости, умения самостоятельно добывать знания. Знания по предметной области накапливает наука в виде научных статей, докладов и сообщений. Совокупность этих элементов образует источники научных знаний и представляет нелинейную модель. Нелинейная модель – это многотабличные базы данных и знаний, информационные системы с гипертекстами и мультимедиа. Научные эксперты обобщают и систематизируют знания предметной области,
создавая теорию и накапливая практический опыт использования знаний. Систематизация знаний приводит к линейной модели, то есть к последовательному и упорядоченному виду изложения. Обучающая система учитель, средства и технологии обучения формирует у обучаемого личностную модель знаний. Контроль обучения осуществляется путём её оценки целевой экспертной модели. По всей видимости, удачное сочетание линейной и нелинейной моделей в обучении может существенно облегчить
достижение целевых задач учебного процесса. Очень необходимы компьютерные тесты. Использование компьютерных тестов дает возможность оценивать уровень соответствия сформированных знаний, умений и навыков, приобретённых обучаемым, с экспертными моделями знаний, а также сопоставлять их с нелинейными моделями. Это позволит педагогу скорректировать учебный процесс, меняя сочетания используемых линейных и нелинейных технологий обучения. Нужно, однако, отдавать себе отчет в том, что, несмотря на разворачивающийся в последние годы компьютерный бум , мы все еще смутно представляем себе перспективы, открывающиеся на этом пути, и трудности, с которыми придется сталкиваться. Целью работы было формализовать задачу тестирования, спроектировать и разработать программу тестирования, отвечающую современным требованиям, учитывающую особенности тестирования в Современной Гуманитарной Академии, выявить основные особенности и сложности при создании такого рода
программ, разработать рекомендации для разработчиков компьютерных тестов. 1. Назначение и область применения приложенияВ настоящее время большое внимание уделяется разработке компьютерных тестов и их использовании в учебном процессе. Учебный процесс, как сложная система включает в себя четыре составные части учебный план, структуру и содержание курса, обучающую среду педагог, средства и технологии обучения и контроль образовательного
процесса. Первые две части образуют педагогическую модель знаний ПМЗ предметной области. Контроль обучения осуществляется путем оценки соответствия между ПМЗ и личностной моделью знаний обучаемого ЛМЗ с помощью промежуточных и итоговых измерений уровней знаний, умений и навыков ЛМЗ. Педагогическая модель знаний является, как правило, линейной структурой, которую можно представить в виде совокупности последовательно взаимосвязанных модулей знаний рисунок 1.б
а б Рисунок 1 Педагогическая модель знаний представляет собой линейную структуру Каждый модуль предполагает входящую информацию из других модулей и генерирует собственные новые понятия и свойства. Модуль может быть представлен в виде базы данных, базы знаний, информационной модели. Понятия со свойствами и отношениями между ними представляют семантический граф. Рисунок 2 Связи между понятиями Модульное представление знаний помогает организовать четкую систему контроля с помощью компьютерного тестирования, поскольку допускает промежуточный контроль тестирование каждого модуля и итоговый по всем модулям и их взаимосвязям с помощью методики черного ящика осуществлять наполнение каждого модуля педагогическим содержанием выявлять и учитывать семантические связи модулей и их отношение с другими предметными областями. Проектирование модели знаний играет важную роль для образовательного процесса. От этого в конечном итоге зависит обучающая среда преподаватель с его квалификацией
и опытом, средства и технологии обучения, а главное – контроль обучения с помощью компьютерных тестов, который получает в настоящее время широкое распространение. Определим основные понятия компьютерного тестирования. Тестирование – это процесс оценки соответствия личностной и педагогической модели знаний. Главная цель тестирования – обнаружение взаимного несоответствия этих моделей и оценка уровня их несоответствия.
Тестирование проводится с помощью специальных тестов, состоящих из определенного набора тестовых заданий. Тестовое задание – это чёткое и ясное задание по конкретной предметной области, требующее однозначно определяемого ответа или выполнение определенного алгоритма действий. Тест – набор взаимосвязанных тестовых заданий, позволяющих оценить соответствие знаний ученика экспертной модели знаний предметной области. Тестовое пространство – множество различных тестовых заданий по всем
модулям модели знаний. Важнейшим элементом в подготовке тестов выступает класс эквивалентности тестовых заданий. Класс эквивалентности – множество тестовых заданий, таких, что выполнение одного из них гарантирует выполнение других. Приведём математическое определение класса эквивалентности Класс эквивалентности – для множества S, на котором определено отношение эквивалентности, это подмножество, состоящее из всех элементов S, которые эквивалентны друг другу, но не каким-либо другим элементам S. Пак Н.И Филиппов В.В. О технологии создания компьютерных тестов. Журнал Информатика и образование 7, 2000, с.5 Таким образом, чтобы определить класс эквивалентности на множестве тестовых заданий необходимо определить отношение эквивалентности на этом множестве. Два теста будем считать эквивалентными, если они проверяют одинаковые знания, умения или навыки. Правильное решение одного из них гарантирует выполнение другого .
Полный тест – подмножество тестового пространства, обеспечивающего объективную оценку соответствия между личностной и экспертной моделями знаний. Эффективный тест – оптимальный по времени и объёму полный тест. Тестирование выступает как педагогическое средство обучающей системы и может быть использовано как технология контроля образовательного процесса, позволяющей оценить уровень знаний, умений и навыков обучаемого. 1.2. Постановка задачиСамой сложной задачей эксперта по контролю является задача разработки
тестовых заданий, которые позволяют максимально оценить уровень соответствия или несоответствия ПМЗ и ЛМЗ. Построение компьютерных тестов можно осуществить по следующим последовательным шагам 1. формализация экспертной целевой модели знаний 2. нисходящее проектирование тестового пространства 3. формирование и наполнение тестовых заданий 4. формирование полного компьютерного теста 5. тестовый эксперимент 6. выбор эффективного теста 7. анализ, корректировка и доводка теста до вида эксплуатации.
Множество тестовых заданий тестовое пространство , согласно принципу исчерпывающего тестирования, вообще говоря, может быть бесконечным. Однако очевидно, что существует конечное подмножество тестовых заданий, использование которых позволяет с большой вероятностной точностью оценить соответствие ЛМЗ экспертным моделям знаний полный тест . Из полного теста можно выделить эффективный тест оптимальный по объёму набор тестовых заданий, гарантирующий оценку личностной модели студента заданным критериям . Выбор эффективного теста зависит от удачного разбиения тестового пространства на классы эквивалентности, пограничные условия, подходящих тестов на покрытие путей и логических связей между понятиями и модулями. Далее тест должен быть оттестирован на экспертной модели по принципу белого ящика , а затем – на ЛМЗ. Тем не менее, следующим этапом необходим тестовый эксперимент на группе учащихся, который позволит провести корректировку и доводку теста до эксплуатационного вида.
В компьютерных тестах необходимо также предусматривать тестирование знаний и профессиональных способностей. Как правило, основной задачей педагогического использования компьютерных тестов является определение объема и качества знаний, уровня навыков и умений. В связи с этим удобно выделить три класса компьютерных тестов знаний, умений и навыков. Типы компьютерных тестовых заданий определяются способами однозначного распознавания ответных действий
тестируемого. Рисунок 3 Схема создания теста 1. Типы тестовых заданий по блоку знания q альтернативные вопросы требуют ответа да нет q вопросы с выбором ответ выбирается из готового набора вариантов q информативные вопросы на знание факторов где, когда, сколько q вопросы, ответы на которые можно контролировать по набору ключевых слов q вопросы, ответы на которые можно распознавать каким-либо методом однозначно. 2. Типы тестовых заданий по блоку навыки распознание деятельности – манипуляций с клавиатурой, по конечному
результату q задания на стандартные алгоритмы альтернативные да нет , выбор из набора вариантов q выполнение определённых действий. 3. Типы тестовых заданий по блоку умения . То же самое, что по блоку навыки , но с использованием нестандартных алгоритмом и задач предметной области при контроле времени их решения q задание на нестандартные алгоритмы альтернативные да нет , выбор из набора вариантов q выполнение определённых действий. Выделяют четыре основные конструктивные формы тестовых заданий, которые могут быть представлены с помощью разнообразных технических приёмов. Реальные задания чаще всего являются модификацией или комбинацией четырёх перечисленных ниже форм . Задания в закрытой форме с выбором правильного ответа . К таким заданиям относятся, например, стандартный тест выбор одного из нескольких альтернативных вариантов , указание ошибок в тесте и др. Задания в открытой форме.
В них не используются готовые варианты ответов, а испытуемому нужно самому дополнить например, набрать с клавиатуры требуемое слово, группу слов, формулу, знак, число, и т.п. Задание на установление соответствия. Здесь испытуемому предлагается восстановить соответствие между элементами двух или нескольких списков множеств , найти соответствие между понятиями и определениями, между визуальной и текстовой информацией, выполнить различные виды сортировок и классификацией по нескольким
признакам корзинам . Задания на конструирование правильной последовательности по одному или нескольким параметрам. Такие задания применяются для контроля усвоения студентом какого-либо процесса и связанного с ним алгоритма, хронологии исторических событий и фактов, ранжирования персоналий, понимания логики связей. Хорошим считается тест, когда он q чувствителен к угадыванию тестируемого q восприимчив к невнимательности и ошибочным действиям тестируемого q положительно влияет на тестируемого и педагога, который использует
тест. При этом тест используется студентом для обучения тренажёр, самопроверка и контроля. Для преподавателя же тест служит q средством коррекции учебного процесса q вспомогательным средством для текущего контроля, дидактическим средством обучения q для дистанционного обучения. Компьютерные тесты являются одним из средств обучения в рамках виртуально-тренинговой системы образования. Основное требование к программе заключается в её соответствии индивидуально-вариативной форме обучения студентов. Этому требованию, на мой взгляд, отвечает макроструктура компьютерной тестирующей программы, которая должна включать пять основных функционально связанных с собой блока блок, наполнения банка заданий по данной дисциплине модулю знаний, учебному элементу блок статистики результатов тестирования, в которой включён модуль оценки усвоения знаний по каждой выделенной контрольной единице тестирования блок администрирования, предназначенный для установки преподавателем или самим студентом различных параметров
и режимов работы программы общего количества заданий для тестирования, контроля времени, критериев выставления оценки тестирования и т.п. блок выбора режима тестирования. К этому блоку относятся выбор одного из следующих режимов – жесткий режим, в котором тестирование производится с ограничением времени на 1 вопрос отводится 1 минута мягкий режим, где тестирование производится без учета времени, и режим тренировка , где также не учитывается время, и сразу выдается ответ правильно
или неправильно . блок тестирования, в котором производится собственно тестирование в соответствии с выбранным режимом. Наиболее простая логика программы заключается в сквозном режиме представления тестовых заданий, последовательно проверяющих усвоение каждой контрольной единицы тестирования. Обычно считается, что все задания равноценны, и за выполнение задания испытуемый получает или 1 или 0, хотя в банке заданий по данной дисциплине напротив каждого задания можно установить балл за правильное
решение задания. В соответствии с установленным в блоке администрирования критериальным числом, связанным с процентом правильно решенных заданий, программа определяет, какой смысловой модуль усвоен, а какой не усвоен. При этом вариативность, избирательность программы определяется критерием досрочного перевода испытуемого к тестированию по следующей группе заданий в зависимости от успешного прохождения первых двух трех заданий данной группы. Это позволяет значительно сократить объём теста для хорошо подготовленных студентов и, наоборот, дает возможность более основательно проверить знания тем, кто не уверен в своей подготовке. Статистика результатов тестирования представляется программой в виде таблицы или списка , в которой указаны контрольные единицы, усвоенные или не усвоенные учащимися. В заключении отметим, что разработанный по представленной технологии тест, чтобы получить статус полноценного педагогического теста, должен пройти серьёзную проверку на надёжность и валидность.
Эта проверка связана с предварительной апробацией теста на значительным количестве учащихся и требует определённого времени. Однако такая проверка необходима и должна быть включена в полный технологический цикл производства и внедрения контролирующих компьютерных программ в учебный процесс. 1.3. Организация входных и выходных данныхРанее существовал подход к программированию тестов с концепцией одна компьютерная программа тестирует испытуемого только на одном тесте , иначе говоря, все вопросы
и варианты ответов на них хранились в теле программы, в ее коде. Поэтому, если необходимо было создать другой компьютерный тест, писалась другая компьютерная программа тестирования. Этот подход неэффективен, так как он не позволяет организовывать предложение вопросов в случайной последовательности и выбор числа вопросов испытуемым. По сути, такие программы работают по простому алгоритму выдай вопрос – прими ответ.
Более современным является подход хранения тестовых заданий во внешнем файле в базе данных а универсальная программа тестирования выбирает задания из этой базы данных, предлагает ее испытуемому и ведет протоколирование результатов. Таким образом, одна программа может выбирать вопросы и ответы не только из одной, а из нескольких баз данных тестов и таким образом, является универсальной тестирующей программой. Результаты прохождения тестов также записываются в базу данных, что позволяет вести статистику тестирования по каждому студенту. Программа также позволяет создавать новые тесты, то есть наполнять содержимым некоторую базу тестирования в какой-либо предметной области. Рассмотрим структуру базы данных, в которой хранятся тестовые задания из какой-либо предметной области. В базе присутствуют следующие таблицы OpenClose – предназначена для хранения всех вопросов. CloseOtvet – хранит предложенные варианты с указанием правильного на тестовые задания
ТЗ закрытого типа Каждое тестовое задание идентифицируется своим кодом. Таблица с заданиями OpenClose содержит поле Kod типа Счетчик. Все остальные таблицы также содержат в качестве указателя на номер тестового задания поле Kod числового типа. На рисунке 4 показан конструктор таблиц Связи между таблицами отображены на рисунке 5. Как видим, используется связь между таблицами один-ко-
многим , так как главная таблица OpenClose содержит задание, идентифицированное ключевым полем типа Счетчик, а каждая другая таблица содержим множество вариантов ответов на это задание Рисунок 4 Структура полей таблиц базы данных тестирования . Рисунок 5 Схема данных базы данных тестирования банка заданий по данной дисциплине Множество испытуемых студентов, учеников также хранится в иерархической базе данных.
База данных имеет пять таблиц с определенными иерархическими связями Таблица Facultet содержит список факультетов академии университета таблица Groups содержит список групп университета. Для каждой группы определена принадлежность к какому-либо факультету. таблица Students содержит список студентов академии университета . Для каждого студента определена его принадлежность к какой-либо группе. таблица
Results содержит результаты тестирования каждого студента по всем пройденным им тестам. Связь с таблицей Students осуществляется по коду студента в таблице Students. таблица ListTest содержит список тестов с указанием объема тестового набора с указанием пути к файлу с набором тестовых заданий базе данных теста . Рисунок 6 Схема базы данных Академия Таким образом, база данных университет представляет собой иерархически организованную структуру где самой главной таблицей является Facultet, подтаблицей является таблица Groups, таблица Students, в свою очередь является подчиненной к таблице Groups, а таблица Results является подчиненной к таблице Students. На рисунке 6 показана таблица Facultet с раскрытыми подчиненными таблицами.
Рисунок 7 Благодаря определенным связям из главной таблицы можно наблюдать записи в подчиненных таблицах. Все базы данных, использующихся в этом проекте являются распределенными базами данных, то есть хранятся на головном компьютере сервере , а наполнение их производится с компьютеров, включенных в локальную сеть, то есть все результаты тестирования, каждое из которых проводилось на локальном компьютере записывается в распределенную базу данных. Подключение к распределенной базе данных в программе производится с помощью
настроечного файла iniTest.txt, в котором прописывается сетевой путь на базы тестирования и на базу данных Univer97.mdb. Схема взаимодействия программы с базой данных представлена на рисунке 8 Рисунок 8 Схема взаимодействия программы с базой данных DLL, являющаяся начинкой Jet, автоматически связываются с программой на Visual Basic во время выполнения. Jet преобразует запросы от программы в физические операции над mdb-
файлом или другим источником данных. 1.4. Выбор состава технических и программных средствСистема управления базами данных Access 97 служит для создания различных баз данных, их редактирования, выборки из базы требуемых данных по условию, созданию на основе баз отчетов различной формы. Следует отметить, что в современное понятие База данных включается не только объект таблица, но также и запрос, отчет, форма, макрос, модуль. Немаловажный фактор то, что в одной базе данных может содержаться по несколько объектов каждого вида, что позволяет создавать взаимосвязанную структуру обработки данных. Необходимость программировать всегда сдерживала широкое внедрение баз данных в малом бизнесе. Крупные предприятия могли позволить себе сделать заказ на программирование специализированной системы под себя . Малым предприятиям зачастую не по силам было не только решить, но даже и правильно сформулировать эту задачу С помощью Access 9x обычные пользователи получили удобное средство для создания и эксплуатации
достаточно мощных баз данных без необходимости что – либо программировать. В то же время работа с Access 9x не исключает возможности программирования. При желании систему можно развивать и настраивать собственными силами. Для этого надо владеть основами программирования на языке Visual Basic. Для современного бизнеса требуется огромное число приложений, занимающихся сохранением
и извлечением информации. Базы данных позволяют просматривать, вводить и хранить огромные объёмы информации, которую в дальнейшем можно извлекать и изменять. По мере необходимости эти сведения используются для отображения и составления отчетов, графиков и диаграмм или даже для генерации счетов-фактур, наряд-заказов и т.д. Общий вывод таков всюду, где есть значительные объёмы информации, которые надо упорядочивать и хранить, напрашивается применение баз данных. Как правило, большинство программ на
Visual Basic работает с той или иной информационной базой. Есть целый ряд ситуаций, в которых использование комбинации Visual Basic база данных наиболее эффективно, в том числе реализация нового приложения с нуля доступ к существующей корпоративной базе данных взаимодействие между базой и Web-сайтом, благодаря чему клиент сможет заказывать товары непосредственно через Internet. Местонахождение и назначение базы данных, с которой вы работаете, может широко варьироваться. Visual Basic – не просто язык программирования. Это – интегрированная среда, позволяющая разрабатывать, выполнять, тестировать и отлаживать широкий спектр задач – от образовательных приложений до баз данных, от финансовых приложений до компонентов Internet. Visual Basic 6. Руководство разработчика. Перевод с английского под редакцией
Ю.М. Зорина. Ирина , BHV Киев, 2000, с.4 В начале 90-х годов казалось, что C очень быстро завоюет мир. И это потому, что С позволял программистам создавать классы, допускающие повторное применение и модификацию другими программистами. Информационные отделы корпораций восприняли это как долгожданную панацею. Или, если сменить метафору, казалось, что найден Святой
Грааль повторного использования, отменяющий необходимость снова и снова реализовывать одну и ту же функциональность в каждом проекте. Однако на практике все оказалось гораздо сложнее. Классы, написанные на С оказались слишком абстрактны и достаточно трудны для работы. Поэтому программистам приходилось адаптировать исходные тексты классов под каждый проект, а это вновь превращало повторное использование из реальности в несбыточную мечту.
Затем на сцене появился Visual Basic с 16-разрядными элементами управления – примером может служить поле ввода. Язык эволюционировал, и в версии VB 3.0 появилось замечательное нововведение – элемент управления данными. Это вызвало к жизни целую индустрию производства таких элементов. Программисты просто размещали их в формах и могли концентрироваться исключительно на разработке кода самого приложения. Эти новые элементы управления имели огромный успех. Настолько большой, что элементы OCX фактически выделили С , который так и не сумел добиться главной цели – обеспечить повторную применимость. И этим элементам принадлежит немалая заслуга в том, что Visual Basic стал самым популярным языком программирования для Windows, языком, которым пользуются свыше миллиона программистов.
Коннэл Дж. Visual Basic 6. Введение в программирование баз данных Пер. с англ, с. 485 Базы данных – мощный инструмент, но если с его помощью нельзя получить нужные сведения, он становится абсолютно бесполезным Мы все утопаем в море информации, но в то же время задыхаемся от нехватки знаний . там же, с. 56. Поэтому при программировании приложений, взаимодействующих с базой данных необходим инструмент, позволяющий производить выборку информации из базы данных, то есть осуществлять
сортировку и фильтрацию записей. Таким инструментом для создания запросов к базам данных существует специальный язык запросов. Он называется SQL Structured Query Language- язык структурированных запросов . SQL по сути дела является языком программирования баз данных, был разработан в связи с появлением реляционных баз данных, изобретет в начале 70-х годов доктором Коддом Е. F. Codd . Прошли годы, и SQL развился в широко используемый стандарт.
Доказательством его популярности служит тот факт, что он был принят Американским национальным институтом стандартов ANSI – American National Standard Institute . Однако, несмотря на проведенную стандартизацию, существует множество диалектов языка в различных реализациях баз данных, и Jet – не исключение. Отличия незначительны и в целом соответствуют или расширяют
ANSI SQL. вы можете пользоваться или не пользоваться нестандартными расширениями Jet. Конечно, расширения дают дополнительные возможности, но они неприменимы для запроса информации из других баз данных, например, Oracle. Однако, если вы работает только с Access и Jet, использование расширений обеспечит некоторые преимущества новые возможности и простоту Сигел Ч. Изучи сам Access 97. Минск Феникс, 1997г с. 225 В действительности SQL – это скорее вспомогательный язык, состоящий из тридцати, или около того, специальных операторов для решения задач, связанных с получением информации из баз данных. Эти операторы могут быть встроены в любой другой язык программирования, например, Visual Basic. SQL – не самостоятельный продукт, его нельзя использовать без привлечения других средств. Вы не можете пойти в свой любимый компьютерный магазин и сказать
Я бы хотел приобрести компакт-диск с SQL . SQL- это важнейшая часть системы управления базой данных – язык для взаимодействия с Jet и большинством других информационных баз Ф. Уемпен. Microsoft Visual Basic 6.0 для профессионалов. Шаг за шагом практ. пособие Пер. с англ М. ЭКОМ, 1999 , с.158 Microsoft Jet прекрасно понимает такие операторы. Jet принимает
SQL-запрос, представляющий собой простой .текст, разбивает его на составляющие, анализирует и оптимизирует. Затем производится запрашиваемое действие и возвращается набор записей, который затем можно присоединить к любому элементу управления данными. Таким образом, производится фильтрация записей и элемент управления данными DAO оказывается подключенными не полностью к таблице базы данных Access, а только к некоторой выборке из этой таблицы.
Еще одной полезной особенностью является возможность создавать динамические SQL-запросы. Dynamic SQL queries Динамический SQL-запрос – это запрос, которые конструируется во время выполнения программы. Например, в приложении есть форма с несколькими вариантами выбора. Когда выбор будет сделан, существует возможность динамически вставить определяющую его переменную в оператор SQL и получить только нужные пользователю записи. Все происходит на лету . Этот подход необычайно полезен в тех случаях, когда нужно, чтобы пользователь выбрал один из нескольких вариантов. Таким образом, SQL незаменим для создания отчета или построения графика. В приложении динамические SQL-запросы используются для выборки из базы данных Univer97.mdb результатов по конкретному студенту, конкретной группе, результатов по выбранному предмету
в предложенной группе и т.д. Как видно, сочетание программы и базы данных может применяться для решения самых разнообразных, интересных задач. Но для этого необходимо хорошо представлять, на каких принципах основана работа с информацией. В современном мире существуют две технологии доступа к данным DAO – Data Access Object объекты доступа к данным и ADO – ActiveX Data Object объекты данных ActiveX .
Дейт, К.Дж. Введение в системы баз данных, 6-е издание Пер. с англ.К. М. СПб Издательский дом Вильямс , 1999. с. 458 Модель DAO позволяет выполнять практически любые операции с базой данных. На сегодняшний день DAO является наиболее распространенным методом доступа к данным, хранящимся на персональных компьютерах и используется в большинстве эксплуатируемых программ.
Visual Basic 6 Руководство разработчика В 2 тт 1 том, перевод с английского под редакцией Ю.М. Зорина, BHV Киев, 2000 г с.321 Элемент управления данными DAO предоставляет широкие возможности для извлечения информации из базы. Он отбирает запрошенные записи и сохраняет их в оперативной памяти. Однако для отображения записей необходимы визуальные инструменты, которые можно было бы связать с элементом
управления данными. Для этой цели в Visual Basic имеется целое семейство связанных элементов управления, которые позволяют представить данные в практически любом виде рис. 9 Рисунок 9 Элемент управления данными извлекает данные и отображает их в связанных элементах управления 1.5. Описание алгоритма работы программыРассмотрим логическую схему взаимодействия базы данных Access, содержащую таблицы базы данных, формы программы вместе с элементом управления данными DDC – DAO data control и связанными элементами управления рис.10 . Элемент управления данными с помощью свойства DataBaseName осуществляет подключение к указанной базе данных. Но так как база данных содержит таблицы и запросы в свойстве RecordSource необходимо указать существующую таблицу или запрос, или указать текст динамического SQL-запроса, который возвращает набор записей. Таким образом, элемент управления данными всегда подключен
к одному объекту базы данных – таблице или запросу. Рисунок 10 Логическая схема отображения данных на форме программы Но элемент управления данными только содержит набор записей из таблицы или запроса, но не может отображать на форме информацию из таблицы или запроса. Для этой цели служат связанные с DDC элементы управления, которые отображают информацию из одного поля таблицы или запроса.
Ряд элементов управления позволяет подключать поля только определенных типов. В таблице 1 перечислены такие элементы управления и возможность их подключения к данным определенных типов Таблица 1. Подключение элементов управления к данным разных типов Элемент управления Типы данных TextBox Текстовый, memo, числовой, дата. Редактирование разрешено Label Текстовый, числовой, дата.
Редактирование запрещено Image Графические элементы базы данных. Редактирование невозможно Picture Box Графические элементы базы данных. Редактирование разрешено CheckBox Логический True False ListBox Текстовый. Редактирование разрешено. ComboBox Текстовый. Редактирование разрешено Информация из базы данных поступает в один из элементов
управления, который служит для ее отображения. Для того чтобы осуществить эту связь, используется специальный элемент управления, который называется Data. С этой целью в его свойствах указывается, к какой базе будет обращаться программа. В элемент управления Data входят и средства для перемещения между записями в БД. Имеются четыре кнопки, которые позволяют переходить к первой, последней, следующей по счету и предыдущей записи. Рисунок 11 Элемент управления данными DDC -DAO data Control Для подключения к БД служат два свойства элемента Data. Свойство DatabaseName имя БД связывает элемент управления с определенной базой данных. Второе свойство, RecordSourse, связывает элемент с одной из таблиц в БД. После того, как установлено соединение с базой данных, можно выбрать нужную таблицу из списка имеющихся. После того как образ таблицы создан в элементе Data, поля таблицы можно передать другим элементам управления
в составе формы. В поле ввода TextBox можно просматривать техт, содержащийся в определенном таблицы. Это требует установки свойств DataSource и DataField этого элемента управления. Свойство DataSource, то есть источник данных, должно содержать имя элемента типа Data, а DataField – название поля, которое нужно просмотреть. Перед установкой связи через элемент управления данными был выбран формат для базы, к которой было
произведено подключение. Этой цели служит свойство Connect. По умолчанию оно ориентировано на формат MicroSoft Access. Элементы управления в форме Visual Basic предоставляют полный доступ к информации в базе данных. Изменения, сделанные пользователем при редактировании данных, автоматически обновляются в базе при переходе к другой записи или при закрытии формы. Другим визуальным средством для отображения информации
из базы данных является MSFlexGrid обычная сетка . Из всех элементов управления, имеющихся в Visual Basic, MSFIexGrid является одним из наиболее выразительных Элемент MSFIexGrid предоставляет все функциональные возможности, необходимые для построения приложений электронных таблиц . Если вы освоили его базовые свойства, то написание приложений, работающих подобно
электронной таблице и предназначенных для отображения соответствующих данных, сведется просто к установке свойств этого элемента Visual Basic 6. Руководство разработчика. Перевод с английского под редакцией Ю.М. Зорина. Том 1, Ирина , BHV, Киев 2000, с.295 MSFlexGrid является средством управления ActiveX. Это средство управления предоставляет множество традиционных для работы с электронными таблицами возможностей. Связав средство управления FlexGrid с соответствующим образом сконфигурированным средством управления Data в форме получаем дополнительные мощные возможности обработки информации и представления ее в табличной форме. Взаимодействие средства управления Data со средством управления MSFlexGrid осуществляется путем установки свойств.DataSource. Установив эту связь, ячейки объекта типа табличная сетка автоматически заполняются записями
базы данных. В программе решаются независимые друг от друга подзадачи 1. Ввод пароля пользователя, по которому определяется, пользователь какого типа использует программу в данный момент студент или администратор . В зависимости от этого программа предоставляет или отказывает в выполнении каких-то команд. Например, администратор может менять содержимое базы данных университета добавить или удалить группу, студентов, переименовывать группы и т.д. и банка данных тестовых заданий.
Студенту производить такие изменения запрещено. 2. Редактирование базы данных университета академии и банка данных заданий по дисциплинам. 3. Построение иерархического дерева университета академии в зависимости от данных, присутствующих в базе данных университета. 4. Выбор тестового задания и режима тестирования студентом. 5. Собственно тестирование в соответствии с выбранным режимом.
6. Выставление оценки тестируемому и занесение в базу данных результата тестирования по каждому студенту. 7. Просмотр статистики тестирования по каждому студенту, построение соответствующего графика и вывод его на печать. 2. Описание приложения Система Тестирования Так как современная система тестирования должна иметь основные блоки стр. 12 , то и представленный проект имеет формы, соответствующие основным блокам системы тестирования блоку администрирования соответствует форма frmStudent блоку выбора режима тестирования соответствует форма frmOpen блоку тестирования соответствуют формы frmTest и frmOcenka блоку статистики результатов тестирования соответствует форма frmResults блоку наполнения тестовыми заданиями соответствует форма frmFillTest Схема проекта имеет следующую структуру Рисунок 12 Схема проекта Тестирование. В данной программе реализован
MDI-интерфейс, то есть проект содержит одну главную MDI-форму MDIMain , в состав которой входят шесть подчиненных дочерних форм. Формы в MDI-приложении имеют несколько особенностей, которые влияют на его внешний вид Ш все дочерние формы располагаются в пределах рабочей области главной MDI-формы, в отличие от обычных форм, которые могут находиться в любом месте экрана.
Ш Если дочерняя форма сворачивается, то ее значок отображается не на панели задач, как это происходит с обычными окнами, а в нижней части главной формы. С другой стороны, если подчиненная форма разворачивается во весь экран , то она занимает всю рабочую область MDI-формы, а заголовок всего окна содержит в этом случае объединение заголовков главной и подчиненной форм Ш Свойство AutoShowChildren главной формы определяет режим автоматического отображения всех ее
дочерних форм при запуске приложения свойство True или загрузку их в скрытом виде значение False . В нашем приложении установлено значение False – дочерние формы не отображаются, пока не будет выбрана база данных торговой фирмы. Ш Если активная дочерняя форма имеет собственное меню, то оно отображается в строке меню MDI-формы. 2.1. Описание формы frmStudentФорма frmStudent приложения блок администрирования Форма содержит четыре основных блока 1. Элемент управления дерево, представляющее базу данных Univer97.mdb в иерархически организованном виде. Этот элемент управления отлично подходит для решения поставленной задачи, так как он отображает иерархически организованные сведения в виде дерева. 2. Рамка Факультет содержит текстовые поля, каждое из которых присоединено к элементу управления данными, который подключен в свою очередь к таблице Fakultet. Иначе говоря, рамкаFakultet отображает сведения из таблицы
Fakultet. Рисунок 13 Элементы формы frmStudent 3. Рамка Группа отображает данные из таблицы Groups, то есть содержит текстовые поля, связанные с элементом управления данными, который подключен к таблице Groups. 4. Рамка Студент отображает данные из таблицы Student с помощью этого же механизма. 5. Форма содержит также панель инструментов, которая содержит основные команды, встречающиеся в строке
меню. 6. Форма содержит также выпадающее меню, основные команды которого продублированы с помощью панели инструментов. 7. Кроме того, форма содержит невидимую табличную сетку для нее установлено свойство Visible False , присоединенную к элементу управления datFakultet. Она необходима для построения дерева, добавления или удаления группы или студента. 8. Для этой же цели присутствует невидимая сетка, присоединенная к элементу datGroups.
9. Кроме того, присутствует сетка, присоединенная к элементу управления datStudents. Для нее также установлено свойство Visible, имеющее значение False. 10. ImageList содержит присоединенные изображения, которые используются панелью инструментов. 11. На форме присутствуют четыре элемента управления данными DAO, каждый из которых подключен к таблицам Fakultet,
Groups, Students, Results базы данных Univer97.mdb. Элементы управления, которые будут использованы в данной форме, а также значения их основных свойств приведены в таблице 2 Таблица 2 элементы управления формы frmStudent Элемент События Свойство Значение 1. Дерево TreeView Щелчок Click ImageList ImageList1 1. Style 7-PlusMinusPictureText 2. Рамка группа элементов типа текстовое поле Нет DataSource datFakultet 1. DataField Соответствующее имя поля из таблицы Fakultet 3. Рамка группа элементов типа текстовое поле Нет DataSource datGroups 1. DataField Соответствующее имя поля из таблицы Groups 4. Рамка группа элементов типа текстовое поле Нет DataSource datStudent 1.
DataField Соответствующее имя поля из таблицы Student 5. Панель инструментов Щелчок Click ImageList ImageList1 6. Строка меню Щелчок Click Name MenuBar1 7. Табличная сетка MsflexGrid Нет DataSource datFakultet 8. Табличная сетка MsflexGrid Нет DataSource datGroups 9. Табличная сетка
MsflexGrid Нет DataSource datStudents 10. Список изображений Нет ListImage Прикрепленный список изображений 11. Элементы управления данными Нет DataBaseName Заполняется строкой из настроечного файла iniTest.txt, который содержит полный путь к базе данных Univer97.mdb RecordSource Первоначально – это таблицы базы данных
Fakultet, Groups, Student, Results. Впоследствии значением этого свойства может быть текст SQL-запроса. Рассмотрим подробнее анатомию элемента управления Дерево. Дерево состоит из расположенных друг под другом ветвей, состоящих из узлов. Каждый узел обычно содержит рисунок задаваемый свойством Image и метку задаваемую свойством Text . Изображения для узлов передаются с помощью списка изображений,
ассоциированного с деревом. На форме имеется элемент управления ImageList1 Узел может быть раскрыт или свернут в зависимости от того, есть ли у него узлы – потомки. На самом верхнем уровне дерева находится один или несколько корневых узлов. На самом деле, математическое понятие дерева состоит в том, что присутствует один корневой узел. Исходя из этого можно предположить, что элемент TreeView может содержать несколько деревьев . Каждый корневой узел может иметь любое количество потомков. Общее количество узлов ограничено лишь объемом памяти компьютера. Приведем синтаксис добавления нового узла в дерево MyTreeView.Add relative, relationship, key, text, image, selectedImage Метод Add имеет параметры, описание которых приведено в таблице 2
Таблица 3 Операнды метода Add добавления узла в дерево данных Параметр Обязательность Описание Relative Необязательный Это ключ существующего узла. С его помощью можно определить в каком отношении к данному узлу находится вновь добавляемый например, является потомком Relationship Необязательный Определяет позицию нового узла по отношению к ключу, указанному параметром
Relative Key Необязательный Уникальная строка, которая может использоваться для поиска узла Text Необязательный Строка, появляющаяся в узле Image Необязательный Индекс рисунка в ассоциированном списке изображений SelectedImage Необязательный Индекс того рисунка в ассоциированном списке изображений, которое появляется, если узел выделен Отношении нового узла к узлу, указанному параметром
Relative, описывается константами, представленными в таблице 3 Таблица 4 Параметры добавляемого узла по отношению к существующему узлу Константа Описание TvwFirst Узел помещается перед всеми узлами того же уровня, что и узел, заданный параметр Relative TvwLast Узел помещается после всех узлов того же уровня, что и узел, заданный параметром Relative TvwNext Узел помещается после узла, заданного параметром
Relative TvwChild Узел становится потомком узла, заданного параметром Relative Алгоритм построения дерева таков При первоначальной загрузке формы происходит подключение к базе данных элементов управления datFakultet, datGroups, datStudents и таким образом табличные сетки, ассоциированные с таблицами базы заполняются значениями из базы Univer97.mdb. Организовав цикл по строкам этих трех табличных сеток добавляем узлы к дереву. Каждый узел ассоциируем со свойством Key следующим образом считываем из табличной сетки MsFlexFak код факультета, из табличной сетки MsFlexGroup – код группы, а из табличной сетки MsFlexStudent код студента и составляет таким образом ключ узла дерева KeyFak2Gr3St5. Это означает, что узел представляет собой студента с кодом 5, кодом группы 3, кодом факультета 2. Если узел представляет собой группу, то ключ узла выглядит примерно так
KeyFak2Gr3. Аналогично, если узел дерева представляет собой факультет, то код содержит только сведения о факультете KeyFak2. Впоследствии такая организация ключей узлов дерева оказывается очень удобной. При щелчке по дереву событие щелчок по дереву возвращает параметр Key – ключ узла. Анализируя составной ключ и выделив из него коды факультета, группы и студента можем обновить данные в присоединенных текстовых полях для факультета, группы и студента с помощью
Sql-запроса к базе данных, сделав выборку по трем основным таблицам базы данных Univer97.mdb на соответствие кодов. Алгоритм построения дерева в виде блок-схемы приведен на рисунке 14 Рисунок 14 Алгоритм построения дерева опирается на анализ трех табличных сеток, прикрепленных к таблицам Fakultet, Groups, Student При добавлении или удалении записей из базы данных Univer97.mdb повторно вызывается описанная выше процедура построения дерева.
На форме соблюдены принципы построения пользовательского интерфейса. Когда на дереве указатель мыши останавливается на факультете, рамки для отображения информации о студенте и группе становятся невидимыми. Демонстрируя мощные возможности DAO, в то же время обеспечиваем удобный интерфейс, с которым пользователю будет легко работать. Помните пользователь вообще не знает, что такое DAO. Для него программа – это прежде всего пользовательский интерфейс Коннэл Дж. Visual Basic 6. Введение в программирование баз данных Пер. с англ, с. 435. 2.2. Описание формы frmOpenПри щелчке по дереву университета в блоке администрирования программы, если узел представляет собой какого-то студента, а на группу или факультет становится доступным пункт меню Начать тестирование. Код студента, а также фамилия, имя, отчество, код группы студента запоминаются
в глобальных переменных и производится переход к форме Выбор режима тестирования, где можно выбрать собственно базу данных тестирования иначе говоря, выбрать какой-то предмет для тестирования , а также выбрать режим тестирования. Элемент управления данными DatTests 1 рис. 15 подключен к таблице ListTest базы данных Univer97.mdb список тестов и содержимое этой таблицы отображается в табличной сетке
MsflexTests, так как она с помощью средства DataSource подключена к элементу datTests. Щелчком по сетке 2 можно выбрать нужный тест, так как для сетки определено событие Click -щелчок по сетке, в коде которого записывается путь к базе данных тестирования и происходит подключение к базе тестирования. Элементы управления 3 , 4 и 5 объединенные в рамку позволяют выбрать один из трех режимов тестирования, а также число тестовых заданий.
Число тестовых заданий можно выбрать в комбинированном списке 6 , или напечатать в комбинированный список, а также можно использовать элемент Ползунок 7 для выбора числа тестовых заданий. Рисунок 15 Элементы формы frmOpen Тестирование начинается с помощью пункта меню Начать тестирование или с помощью горячей клавиши F5. Элементы формы frmOpen, а также их основные свойства приведены в таблице 5 Таблица 5 Элементы управления формы frmOpen Элемент События Свойство Значение 1. Элемент управления данными Data нет dataBaseName Заполняется в форме MDIMain путем считывания имени базы данных из файла iniTest.txt 1. RecordSource Становится равным значению из третьего столбца табличной сетки тестов текущей строки сетки 1. Name DatTests 2. Табличная сетка MsFlexGrid
Click Name MsFlexTests 1. DataSource DatTests 3. Проверка CheckBox Нет Name ChkStrong 4. Проверка CheckBox Нет Name chkMild 5. Проверка CheckBox Нет Name chkTren 6. Комбинированный список ComboBox Click Name cmbChAns 7. Ползунок линейка Slider Change Name SlTest 1. Max Число записей в базе тестирования
Recordset.recordCount 1. Min 1 При выборе режима тестирования одна из глобальных логический переменных PrStrong, PrMild и PrTren получает значение True, глобальная целочисленная переменная Vtest получает значение, равное числу выбранных вопросов и управление передается форме frmTest, которое производит собственно тестирование в соответствии с выбранным режимом тестирования. При выборе жесткого режима тестирование проводится с учетом времени.
На тест отводится определенное время на каждый вопрос отводится минута, и не высвечивается подсказка – правильно или неправильно . При мягком тестировании учет времени не производится, и также нет подсказки, правильно ответил студент или неправильно. При выбранном режиме тренировка не производится учет времени и сразу выдается подсказка правильно , неправильно . Также при переходе к собственно тестированию программа выбирает в случайном порядке необходимое заказанное
пользователем число тестовых заданий и генерирует случайную последовательность вопросов и хранит их в строковом массиве для последующего вывода на экран в метки вопросов и поля проверки ответов. 2.3. Описание формы frmTestФорма frmTest содержит элементы управления, приведенные на рисунке 16. Командная кнопка 1 производит проверку правильности ответов и позволяет произвести переход к следующему вопросу. Командная кнопка 2 переходит к следующему вопросу. В метку 8 выводится собственно вопрос, а в массиве проверок 3 выводятся варианты ответов, причем при выводе каждого вопроса массив проверок перемешивается. Каждая проверка из массива 3 при выводе каждого вопроса стоит на случайном месте. Это необходимо для того, чтобы студенты не могли друг другу подсказать правильные варианты – это 1 и 3 , или запомнить ответ на вопрос, опираясь только на номера вариант.
В принципе, если два испытуемых одновременно отвечают на этот вопрос, у каждого из них будет свой порядок вариант ответов. Это вынуждает студентов усваивать знания, опираясь на логические связи дисциплины. Полоса прогресса 4 увеличивает свое значение на 1, показывая студенту процент пройденных вопросов. Максимальное значение полосы прокрутки устанавливается равным объему теста при начале тестирования . Рисунок 16 Элементы формы frmTest В метки 6 и 7 выводятся текущее время и число секунд, оставшееся
до конца теста. Приведем в таблице описание основных свойств объектов формы Таблица 6 Описание основных элементов формы frmTest Элемент События Свойство Значение 1. Командная кнопка Command Button Click Name cmdProverka 2. Командная кнопка Command Button Click Name cmdPerUp 3. Массив проверок
CheckBox Нет Name Check 1. Index Значение от 1 до 9 4. Полоса прогресса ProgressBar Нет Name ProgressBar1 1. Max Устанавливается равным объему теста 1. Min 1 5. Таймер Нет Name 1. Interval 3600 6. Метка Label Нет Name lblTimer 1. Caption Now 7. Meтка Label Нет Name lblOstTest 1.
Caption число секунд до окончания теста 8. Метка Label Нет Name Question 1. Caption Вопрос теста Приведем алгоритм работы формы тестирования Вид формы во время выполнения программы зависит от глобальных логических переменных, значения которых были установлены на форме frmOpen выбор теста и режима тестирования . В зависимости от этого включается или не включается таймер тестирования, а также отображается или скрывается с помощью свойства Visible метка подсказки. Рисунок 17 Алгоритм формы frmTest 2.4. Описание формы frmOcenkaПосле прохождения последнего тестового задания в форме frmTest управление программой автоматически передается в форму frmOcenka где происходит выставление оценки, в зависимости от общего числа пройденных тестовых заданий и количества правильных ответов. Также на этой форме происходит запись результата прохождения теста в таблицу
Results. Рисунок 18 Элементы формы frmOcenka Элементы формы описаны в таблице 7 Таблица 7 Описание основных элементов формы frmOcenka Элемент События Свойство Значение 1. Командная кнопка Command Button Click Name cmdResults 2. Метка Label Нет Name Soob 1. Caption Текст подсказки 3. Метка Label
Нет Name lblOcenka 1. Caption Значение от 2 до 5 оценка 4. Рисунок PictureBox Нет Name Diagram 1. Picture Прорисовка диаграммы отношения правильных и неправильных ответов из кода 5. Метка Label Нет Name prav 1. Caption Число правильных ответов 6. Метка Label Нет Name neprav 1. Caption Число неверных ответов 7. Элемент управления данными
Нет Name datResults 1. dataBaseName Устанавливается из формы MDIMain 1. RecordSource Results 8. Текстовые поля TextBox Нет DataSource datResults 1. DataField Соответствуют названиям полей из таблицы Results Алгоритм формы прост выставляется оценка в зависимости от выбранного режима тестирования и количества правильных и неправильных ответов. При жестком режиме тестирования диапазон оценки хорошо и отлично
уже, нежели при мягком режиме и режиме тренировка . Результаты пройденного теста выводятся в метки 2 , 3 , 5 , 6 , а также строится двухстолбцовая диаграмма, высота левого столбца выражает количество правильных ответов, высота правого столбца выражает количество неверных ответов. Результаты сразу же невидимо для пользователя записываются в базу данных Results с помощью метода AddNew набора данных элемента управления данными datResults. datResults.Recordset.MoveLast -передвинуть указатель на последнюю запись datResults.Recordset.AddNew – добавить новую запись Rem вывод в текстовые поля результатов тестирования datResults.RecordSet.Update – сохранить запись 2.5. Описание формы frmResultsНа этой форме в этом окне проводится сводный анализ результатов тестирования. Безусловно, статистика результатов тестирования по студенту,
группе, предмету, дате позволяет выявить общие тенденции усвоения знаний и позволяет подкорректировать учебный процесс. Выбор объекта для статистики производится на форме frmStudent, поскольку на ней хорошо организовано средство для поиска информации. После выбора студента с помощью меню Тестирование Просмотреть результаты тестирования переходим на форму frmResults. При этом в глобальные переменные передаются значения кода выбранного студента и
ФИО выбранного студента. Учебная дисциплина для проведения статистики выбирается на форме frmResults. Прежде чем построить график, необходимо вывести информацию по которой будет строиться график. Такая информация отображается в табличной сетке 3 , которая с помощью средства DataSource присоединена к элементу управления данными 1 . Элемент управления данными 1 отображает информацию из динамических
SQL-запросов отображение списка тестирования по студенту и названию теста , отображение итогов тестирования по названию теста и группам , отображение итогов тестирования по дате и по названию теста и в конце концов, просто отображение результатов тестирования по дате. Форма снабжена средством построения графиков тестирования по студенту и по группе. Рисунок 19 Элементы формы frmResults Таблица 8 – элементы формы frmResult Элемент События Свойство Значение 1. Элемент управления данными Data Нет Name datResults 1. DatabaseName Устанавливается в форме MDIMain 1. RecordSource Динамические SQL-запросы 2. Элемент управления данными Data Нет Name datListTest 1. DatabaseName Устанавливается в форме MDIMain 1. RecordSource
ListTest 3. Табличная сетка MsFlexGrid Нет Name msFlexRes 1. dataSource datResults 4. Диаграмма MS Chart1 Нет dataSource datResults 5. Список данных DB Combo Нет Name DBCTest 1. RowSource datListTest 1. ListField Test 6. Календарь Нет Name Calendar1 1. Value Now 7. Стандартный диалог CommonDialog Нет Name CommonDialog1 1.
Filter .jpg 8. Строка состояния StatusBar Нет Name StatusBar1 1. Style sbrSimple Выбор студента и группы осуществляется в форме frmStudent. С помощью дерева Институт нужно отметить необходимого студента или группу, выбор названия теста производится из выпадающего списка 5 , который выбирает названия тестов из таблицы ListTest базы данных Univer97. присоединен с помощью свойства
RowSource к элементу управления данными 3 , поле для выпадающего списка устанавливается свойством ListField Затем из меню Информация необходимо выбрать команды о тестировании по группам или о тестировании студента . Динамический SQL-запрос найдет необходимый набор записей, который будет отображен в табличной сетке 3 . Информацию по дате тестирования можно получить, если щелкнуть по элементу управления Календарь 6 . График автоматически перестраивается с помощью встроенного средства
Visual Basic построения графиков – MsChart1, который с помощью свойства DataSource соединен с некоторым набором записей DAO. Построенный график можно сохранить с помощью меню График, команда Сохранить или с помощью горячей клавиши F2. Сохранение производится с помощью элемента управления CommonDialog, который отображает стандартное окно диалога сохранения файлов. На самом деле стандартное окно диалога сохранения не производит собственно сохранение, а только возвращает полное имя файла для сохранения. Сохранение рисункового файла производится с помощью метода SavePicture для элемента PictureBox 4 . CommonDialog1.ShowSave открытие окна диалога сохранения If CommonDialog1.FileName Then если было вписано имя файла а не нажата кнопка
Отмена SavePicture Grafik.Image, CommonDialog1.FileName сохранить изображение из Grafik во внешний файл, имя которого возвращено элементом CommonDialog 2.6. Спецификация программыИсполняемый файл программы Комплексная система тестирования имеет название Testirovanie и может быть расположен в любом дерева папок на жестком диске. Проектом называется комплект файлов, которые используются для разработки приложения.
В состав проекта входят следующие основные файлы Ш Файл проекта расширение .vbp Ш Файлы форм расширение .frm Ш Файлы основных модулей расширение .bas Ш Файлы модулей классов расширение .cls Ш Файлы отчетов расширение .dsr Файл проекта содержит связи между всеми элементами приложения и включает в себя все его формы и модули, а также различные ссылки и настройки для компиляции
Файл форм содержит описание форм, использованных в приложении, составляющих их элементов со значениями свойств объектов, а также объявляемые переменные, константы, процедуры обработки событий и пользовательские процедуры и функции. Для каждой формы в приложении существует свой файл – модуль формы. Файлы основных модулей. Их содержимым являются процедуры, функции, а также объявляемые переменные и константы, которые можно использовать в других модулях данного приложения. Файлы модулей классов. Предназначены для создания разработчиком собственных классов с описанием их методов и свойств. Файлы дизайнеров отчетов. Эти файлы могут непосредственно компилироваться в исполняемый код и не зависят от присутствия файлов форматов. Если в приложении имеется несколько форм, то обязательно необходимо указать загрузочную форму, которую системе нужно будет вывести на экран при запуске этого приложения. Определение такой формы выполняется в окне
Project Properties Свойства проекта , вызываемого одноименной командой меню Project. Здесь на вкладке General Общие в раскрывающемся списке StartUp Object Начальные объекты следует указать загрузочную форму. В данном случае выбрана форма Search. Рисунок 20 Указание начальной формы при запуске приложения Состав проекта Наименование Обозначение Примечание
Testirovanie.vbp Файл проекта содержит связи между всеми элементами приложения MdiMain Файлы форм Главная MDI-форма содержит все подключения к базе данных frmStudent.frm Работа формы Студенты frmOpen.frm Работа формы Выбор теста и режима тестирования frmTest.frm Работа формы Тестирование frmResult.frm Работа формы Результаты тестирования frmFillTest.frm Работа формы
Заполнение тестовых заданий Univer97.mdb Файл базы данных Аccess Исходный файл базы. Первоначально имеет описанную структуру базы. Заполнение записями проходит в режиме работы приложения Файлы тестов расширение mdb Файл базы данных Аccess Исходные файлы базы данных тестирования iniTests.txt
Файл содержащий пути к базам vb5db.dll Динамически подключаемая библиотека Входит в состав ядра Jet. Для корректной работы программы необходимо присутствие этого файла в папке Windows System Comdlg32.ocx Элемент ActiveX Обеспечивает работу стандартного диалога Dblist32.ocx Элемент ActiveX Обеспечивает работу списка данных msFlxgrd.ocx Элемент ActiveX Обеспечивает работу табличной сетки 2.7. Описание тестовых наборов данныхАлгоритмические ошибки приводят к различным последствиям. Во-первых, могут возникнуть невыполнимые действия. Например, деление на нуль, корень квадратный из отрицательного числа, выход индекса за границы строки и т. п. Это ошибки времени исполнения. Они приводят к прерыванию выполнения программы. Как правило, имеются системные программные средства, помогающие в поиске таких ошибок.
Другая ситуация, когда алгоритмические ошибки не приводят к прерыванию выполнения программы. Программа выполняется до конца, получаются какие-то результаты, но они не являются верными. Для окончательной отладки алгоритма и анализа его правильности производится тестирование. Тест – это такой вариант решения задачи, для которого заранее известны результаты. Как правило, один тестовый вариант не доказывает правильность программы.
Программист должен придумать систему тестов, построить план тестирования для исчерпывающего испытания всей программы Visual Basic 6 Руководство разработчика В 2 тт 1 том, перевод с английского под редакцией Ю.М. Зорина, BHV Киев, 2000 г стр.687 с. 98 Успешное прохождение всех тестов есть необходимое условие правильности программы. Заметим, что при этом оно необязательно является достаточным.
Чем сложнее программа, тем труднее построить исчерпывающий план тестирования. Опыт показывает, что даже в фирменных программах в процессе эксплуатации обнаруживаются ошибки. Поэтому проблема тестирования программы – очень важная и одновременно очень сложная проблема. В тестовой набор данных включены результаты тестирования по группе ОИН-109. В качестве пробного тестового набора был использован тест по дисциплине
Информатика . ЗаключениеВ работе рассматриваются вопросы повышения качества преподавания за счет использования современных технологий. Многие убеждены в высоком уровне традиционного российского стиля преподавания, в качестве лишь одного критерия указывается его несомненное мировое признание. Цель преподавания сегодня – отнюдь не противопоставление новых технологий привычному характеру преподавания. Речь, наоборот, идет о дополнении традиционного стиля новыми технологиями. Процесс компьютеризации обучения, познавательная деятельность в системе человек-компьютер требуют обоснованных рекомендаций для эффективной организации интеллектуальных решений взаимодействующего с компьютером человека. Интеллектуальная деятельность человека в ее компьютеризированных формах специфична по отношению к некомпьютеризированным формам мышления. Это явление объясняется превращением данного вида деятельности в самостоятельную профессию с ее специальными задачами и умственными средствами.
В информатике можно различать следующие типы взаимодействия человек – человек , человек – машина , машина-человек , машина-машина , человек-машина-человек , машина-человек-машина . Второй и третий типы коммуникации определяют прежде всего возможности человека при взаимодействии с машиной. Эффективность такого общения зависит от знания человеком возможностей ЭВМ для решения некоторого класса задач и его психологической готовностью к осуществлению такого рода
взаимодействия. К сожалению, современное образование не дает в достаточном объеме систематических знаний о сущности человеческого фактора в технике, закономерностях распределения функций между человеком и компьютером, о возможностях и ограничениях механизмов приема и переработке информации человеком при принятии решений. Однако такого рода знание сегодня не только желательно, но и совершенно необходимо, так как конфронтация между человеческой психикой и информационной технологией может привести к серьезной
деформации эмоциональной сферы и стиля мышления человека например, у компьютерных фанатиков – хакеров . В диалоге с человеком компьютер вернее, его аппаратно-программное обеспечение способен активизировать человеческую мысль, сообщать ей новые, неожиданные перспективы. В этом его принципиальное отличие от любого другого технического устройства. Технические средства служат усилителями абстрактного мышления и способствует эффективному практическому применению его результатов. Одновременно происходит перестройка деятельности, использующей информацию. Действительно, компьютеризация и автоматизация интеллектуальных процедур ведут не просто к новым способам переработки и хранения информации, меняется сама деятельность и мышление. В области педагогики встает важная задача обучения новым формам деятельности и мышления, претерпевшим развитие под влиянием указанных процессов. Компьютеры всех поколений работают с символьными выражениями
на высоком уровне абстракции. Общение с ними заставляет людей все больше и больше совершенствовать логический стиль мышления. Декомпозиция, разложение объектов при таком стиле является основной операцией. Всевозможные классификации по различным логическим основаниям и логические методы формирования понятий составляют значительную часть методов, используемых при таком стиле мышления. Автором приводятся основные сложности при разработке программ компьютерного тестирования
Ш тестовые задания должны быть приведены к одному из четырех видов и сведены в формализованную базу данных. Педагогической наукой накоплено много тестовых заданий, но они нуждаются в доработке, точной формализации для использования в системах компьютерного тестирования Ш структура учебного заведения, которая будет использовать программу тестирования также должна быть переведена в формат иерархически организованной базы данных
Ш всегда существует вероятность, что студенты могут недостаточно серьезно относиться к решению тестов, используя всевозможные шпаргалки или запоминать ответы на тесты формально, например правильный ответ это первая и третья варианты . Ш имеет большое значение, а также большую сложность задача систематизации результатов тестирования по группам, студентам, дисциплинам. Автор работы предлагает следующие пути решения этих проблем Ш система тестирования должна быть оснащена удобными инструментами для заполнения используемых баз данных тестирования баз данных тестирования и базы данных Академия Ш современная система тестирования должна иметь встроенную справку, информирующую пользователя об основах теории тестирования и четырех типах тестовых заданий, а также порядок заполнения тестов в программе, в блоке заполнения тестовых заданий. Ш Разработчику программы компьютерного тестирования
необходимо из разнообразия всевозможных отчетов выбрать главные, обеспечить их сохранение во внешних файлах для печати и подшивки. Ш при тестировании необходимо организовывать вывод вариант ответов в случайном порядке двойная система вывода заданий – сами задания выводятся в случайном порядке, а также варианты ответов выводить в случайном порядке Ш разработчику тестовых заданий можно продумать вопрос о том, чтобы каждый вопрос имел свой балл за правильное решение.
Таким образом, в программе можно запросить создать тестовый набор заданного уровня сложности, например сложность от 2 до 4 . Это значит, что из набора тестовых заданий будут выбираться только такие, которые попадают в этот диапазон сложности. С помощью этого способа можно дифференцировать сложность теста для разных категорий студентов. В ходе написания этой курсовой работы автор узнал Ш на чем основана современная система тестирования
Ш на чем основана объектная модель DAO, которая абстрагирует внутреннюю структуру базы данных Ш как использовать стандартные диалоги Windows – Открыть, Сохранить, Печать, Шрифт, Цвет Ш как использовать визуальный элемент Дерево TreeView Ш как использовать инструмент для автоматического построения графиков MSChart . А также приобрел ряд полезных навыков Ш изучил как создавать панель инструментов формы Ш применил строку состояния для вывода сообщений пользователю Ш узнал, как использовать инструмент полоса прогресса ProgressBar1 Ш изучил принципы открытия стандартных окон диалога в форме использование свойств окна диалога Ш приобрел дальнейшие навыки в написании SQL-запросов. Ш построения дерева объектов и связывания с деревом изображений пиктограмм .
В заключении можно отметить, что использование вычислительных средств повышает мотивацию обучения за счет перенесения акцентов на выполнение самостоятельной учебной деятельности, включения игровых ситуаций, возможности многократного повторения учебной ситуации без обращения к учителю, реализации различных режимов тестирования . Тем самым педагогические воздействия становятся менее авторитарными, более мягкими и демократичными. Все это, естественно, становится реальным при реализации уникальных возможностей вычислительной
техники и программного обеспечения, о которых было сказано выше. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙDAO – Data Access Object объекты доступа к данным . ADO – ActiveX Data Object – объекты данных ActiveX. VB – Visual Basic. DLL Dynamic Link Libraries динамически подключаемая библиотека . ISAM Indexed Sequential Access Method индексно-последовательный метод доступа .
ODBC – Open DataBase Connectivity открытый стандарт взаимодействия с базами данных . СУБД – система управления базами данных. DDC DAO data control элемент управления данными DAO . БИБЛИОГРАФИя 1. Visual Basic 6 Руководство разработчика В 2 тт 1 том, перевод с английского под редакцией Ю.М. Зорина, BHV Киев, 2000 г стр.687 2. Visual Basic 6.0
Пер. с англ СПб. БХВ-Петербург, 2004 992 с. 3. Атре Ш. Структурный подход к организации баз данных М. Финансы и статистика, 1983 320 с. 4. Бойко В.В Савинков В.М. Проектирование баз данных информационных систем М. Финансы и статистика, 1989 351 с. 5. Брайан Сайлер, Джефф Споттс. Использование Visual Basic 6.0. Вильямс. 1999 г. 832 с. 6. Браун С. Visual Basic 6 Учебный Курс. Питер. 1999 г. 688 с. 7. Вячеслав Понамарев. Visual Basic .NET. БХВ-Петербург. 2003 г. 304 с. 8. Геральд Муч, Михаэль Райтингер. Visual Basic 6.0 для пользователя. BHV – Киев. 1999 г. 416 с. 9. С.В. Глушаков, Сурядный
А.С. Программирование на Visual Basic 6.0. Харьков ФОЛИО, 2002, с.520 с ил. Серия для программистов 10. Глушаков С. В Ломотько Д. В. Базы данных. Учебный курс. Р н Д. 2000. 504 с. 11. Грэг Перри, Санжайа Хеттихева. Освой смостоятельно Visual Basic 6 за 24 часа. Бином.
1999 г. 384 с. 12. Гюнтер Штайнер. Visual Basic .NET. Лаборатория Базовых Знаний. 2002 г. 544 с. 13. Дейт, К.Дж. Введение в системы баз данных, 6-е издание Пер. с англ.К. М. СПб Издательский дом Вильямс , 1999 848 стр. ил. 14. Дейт К. Руководство по реляционной СУБД DB2 М.
Финансы и статистика, 1988 320 с. 15. Дейтел Х. М П. Дж. Дейтел, Т. Р. Нието. Как программировать на Visual Basic .NET. Книга 2. Программирование для сети, структуры данных. Бином-Пресс. 2003 г. 512 с. 16. Джексон Г. Проектирование реляционных баз данных для использования с микроЭВМ. -М. Мир, 1991 252 с. 17. Джеффри П. Мак-
Манус, Джеки Голдштейн, Кевин T. Прайс. Обработка баз данных на Visual Basic .NET. Вильямс. 2003 г. 416 с. 18. Диана Зак. Visual Basic .NET. Самоучитель. Питер. 2003 г. 560 с. 19. Долженков В. Мозговой, М. Visual Basic .NET. Учебный курс. Питер. 2003 г. 464 с. 20. Дональд
Е. Кнут. Искусство программирования. Основные алгоритмы. 3 – е издание. Вильямс. 2000. 1500 с. 21. Дэн Кларк. Объектно-ориентированное программирование в Visual Basic .NET. Питер. 2003 г. 352 с. 22. Дэн Рамел. Visual Basic .NET. Справочник программиста. Эком. 2002 г. 352 с. 23. Евтюхин Е.В. Структуризация знаний и технология разработки компьютерных тестов Журнал Информатика и образование 6, 1999 24. Коннэл Дж. Visual Basic 6. Введение в программирование баз данных Пер. с англ М. ДМК, 2000-720 с. ил. Серия для программистов . 25. Кузьменко В.Г. Базы данных в Visual Basic и VBA.
Самоучитель М. ООО Бином-Пресс , 2004 г 416 с. ил. 26. Пак Н.И. О нелинейных технологиях обучения. Журнал Информатика и образование 7, 1999 27. Пак Н.И Филиппов В.В. О технологии создания компьютерных тестов. Журнал Информатика и образование 7, 2000 28. Толковый словарь по вычислительным системам
М. Высшая школа, 1997. 29. Ф. Уемпен. Microsoft Visual Basic 6.0 для профессионалов. Шаг за шагом практ. пособие Пер. с англ М. ЭКОМ, 1999 – 720 с. илл. 30. Сигел Ч. Изучи сам Access 97. Минск Феникс, 1997г 450 с. ил. 31. Лебедева М.Б Соколова М.И. Модульный подход к обучению и возможности его реализации в курсе информатики.
Журнал Информатика и образование 5, 2000 32. Розин В.М. Проблема гуманизации информатики. Социальные и методологические проблемы информатики, вычислительной техники и средств автоматизации материалы круглого стола Вопросы философии. 2003. 11. 33. Кириллов В.В. Структуризованный язык запросов SQL СПб. ИТМО, 1994 80 с. 34. Компьютерные инструменты в образовании.
С-Пб. 5. 1998 г. 35. Крейг Атли. Visual Basic .NET для программистов. ДМК Пресс. 2002 г. 304 с. 36. Кузьменко В.Г. Базы данных в Visual Basic и VBA Самоучитель. Бином. 2004 г. 412 с. 37. М. Ченнел. Разработка приложений на Microsoft Visual Basic 6.0. Трейдинг Лимитед. 2000 г. 400 с. 38.
Мартин Дж. Планирование развития автоматизированных систем М. Финансы и статистика, 1984 196 с. 39. Мейер М. Теория реляционных баз данных М. Мир, 1987 608 с. 40. Микаэл Хальворсон. Microsoft Visual Basic 6.0 для профессионалов. Шаг за шагом. Эком. 1999 г. 720 с. 41. Мюллер Р. Базы данных и UML Проектирование. Лори. 2002 г. 432 с. 42. Питер Эйткен. Visual Basic 6. Этюды профессионалов. ДиаСофт. 1999 г. 480 с. 43. Поль Киммел. Visual Basic .NET. Искусство программирования. ДиаСофтЮП. 2003 г. 720 с. 44. Попов И. И Максимов Н. В Голицына О. Л. Базы данных. Форум. 2004 г. 352 с.
45. Ричард Конвэй, Робин Дьюсон, Брайан Паттерсон, Уильям А. Семпф. Visual Basic. NET. Службы Windows. Справочник. СП ЭКОМ. 2003 г. 208 с. 46. Род Стивенс. Visual Basic. Готовые алгоритмы. ДМК. 2000 г. 384 с. 47. Тиори Т Фрай Дж. Проектирование структур баз данных.
В 2 кн – М. Мир, 1985. Кн. 1 287 с. Кн. 2 320 с. 48. Томас Коннолли, Каролин Бегг. Базы данных. Проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика. Вильямс. 2003 г. 1436 с. 49. Уоллес Вонг. Visual Basic .NET для чайников. Вильямс. 2002 г. 336 с. 50. Хаббард Дж. Автоматизированное проектирование баз данных
М. Мир, 1984 294 с. 51. Хомоненко А. Д. Базы данных. Учебник для высших и средних учебных заведений. Корона Принт. 2002 г. 416 с. 52. Цикритизис Д Лоховски Ф. Модели данных М. Финансы и статистика, 1985 344 с. 53. Чарльз Петцольд. Программирование для Microsoft Windows на
Microsoft Visual Basic .NET. Том 2. Русская Редакция. 2003 г. 624 с. 54. Шумаков П. В. ADO.NET и создание приложений баз данных в среде Microsoft Visual Studio .NET. Диалог-МИФИ. 2003 г. 528 с. 55. Юрий Тихомиров. Microsoft SQL Server 7.0 в Подлиннике. С – Пб. BHV. 1999 г. 720 сю. 56. Якушева Н. М. Visual
Basic .NET. Учебное пособие. Пресс. 2003 г. 288 с. ПриложенияВ качестве приложения приводим 1. листинг программы 2. построенный график тестирования по группам