Особенности и основные характеристики государственного устройства России

Содержание
 
Введение
Глава 1 Развитие государственного устройства Российской Федерации
Глава 2 Федеративное устройство России
2.1   Общая теория Федеративного устройства
2.2   Принципы Федеративного устройства современной России
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Введение
 
Когда мыприступаем к изучению государства или права, то, прежде всего сталкиваемся стем, что они представляют собой сложные образования. Они охватывают различныеявления, характеризуются многообразными гранями, сторонами, чертами. Сущностьгосударства включает в себя форму государственного устройства. И прежде,изучить систему законодательства какого-либо государства, необходимо познатьвышесказанную особенность формы данного государства, которая оказывает влияниене только на процесс формирования правовой системы, но и на процесспрактической реализации законов и формирования правового государства. Поэтомуюристу необходимо познание государственно-правовых явлений, что невозможно безизучения понятия формы государственного устройства и ее основных компонентов.
Под формойгосударственного устройства понимают территориальную или национально –территориальную организацию, т.е. то, как устроена территория данногогосударства, из каких частей она состоит и каково их правовое положение.[1]
Государствапо формам своего устройства подразделяются на унитарные, федеративные иконфедеративные (приложение №1).
Определениеоптимальной формы государственного устройства особенно важно длямногонационального государства, такого как Российская Федерация. Чтобыназываться многонациональным, государству недостаточно иметь среди своихграждан лиц различной национальности (такими являются большинство развитыхстран мира). Речь идет об исторически сложившихся национальных группахнаселения, компактно проживающих на различных частях территории государства.Такие национальные группы обычно носят коренной характер, т. е. проживают наданной территории с далеких времен.
Федеративноеустройство — разновидность государственного устройства, являющегося необходимыминститутом конституционного права каждой страны. Государства по-разномуопределяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций,национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства(Россия, США. Канада, ФРГ. Австралия. Бразилия, Аргентина, Мексика. Нигерия,Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства — одни посоображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможностиэффективного демократического управления из одного центра. Устанавливая ту илииную форму государственного устройства, конституция любого государствараспределяет или наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самымпредопределяет правовую базу решения проблем общественного развития.
Ввидуособой важности данной темы она была выбрана для рассмотрения в данной работе.

Глава1 Развитие государственного устройства Российской Федерации
 
Федеративныхгосударств в мире меньшинство, не более 26. Однако их число растет, некоторыегосударства (Италия, Испания и т.д.) находятся на стадии перехода от унитарныхк федеративным. Причина очевидна: федеративные государства в силудецентрализации и деконцентрации государственной власти становятся болеедемократичными.[2]
Приэтом следует отметить, что в мировой практике отсутствует сколь–нибудь четкийнабор факторов, определяющий тип политико-территориального устройства того илииного государства. Как правило, это набор субъективных, исторически сложившихсяфакторов и событий. Не является исключением в этом ряду и Россия.
Российскаяимперия в силу набора объективных и субъективных причин, несмотря на огромнуютерриторию, полинациональный состав и многоконфессиональность, сформировалоськак жестоко централизованное государство. Однако неудачный для России исходпервой мировой войны, три сокрушительные социальные революции поставили ее награнь распада. Большевики нашли единственно возможный, с их точки зрения,способ сохранить целостность государства – через спекуляцию на национальныхчувствах угнетаемых царизмом народов, т.е. через гипертрофирование принципасамоопределения наций.
Витоге на развалинах Российской империи образовался ряд самостоятельныхгосударств – БССЗ, УССР, Бухарская и Хорезмская Народные Республики, Польша иФинляндия. А на территории центральной России сформировалось уникальное посвоей организации государство – Российская Социалистическая ФедеративнаяСоветская Республика. Уникальность изначального федеративного устройства Россиисостояла в том, что это была федерализация «сверху», осуществляемая по указаниюцентральной власти, путем так называемой автономизации. В итоге в составе РСФСРбыли сформированы шесть типов государствоподобных образований: автономныереспублики, автономные области, национальные (позже — автономные) округа,трудовые коммуны (например, немецкая Трудовая коммуна, преобразованная в 1923г. В АССР немцев Поволжья), края и области. Из всего перечня образований толькоавтономные республики могли претендовать на статус субъектов Федерации,поскольку имели право на принятие собственной конституции и автономноезаконодательство. Остальные территории страны находились в административномподчинении центру, т.е. в положении административно-территориальных единиц,присущих унитарному государству. Тем не менее, все государство в целом получилоназвание федеративного. Такая асимметрия могла существовать только в условияхжесткой административной, организационной и политической централизации.
Потом,когда в период так называемой перестройки началось бурное преобразованиетерриториального устройства страны (республики были объявлены сувереннымигосударствами в составе РФ, большинство автономных областей (за исключениемЕврейской) были также преобразованы в республики, Чукотский автономный округвышел из состава Магаданской области, были образованы города федеральногозначения – Москва и Санкт-Петербург, остальные 9 автономных округов, области икрая потребовали равноправного статуса субъектов Федерации), был заключенФедеративный договор (точнее три договора) согласно которому каждая из группсубъектов Федерации (суверенные республики; области, края, города федеральногозначения; автономные округа) получала свою систему взаимоотношений сцентральной властью.
Различияв этих отношениях были минимальные. Пожалуй, наиболее существенным отличиембыло признание со стороны центральной власти республик сувереннымигосударствами в составе Российской Федерации. Это была вынужденная акция,предотвратившая возможный распад Российской Федерации, наметившийся вслед зараспадом СССР, произошедшим в декабре 1991г. Однако кризис федеративныхотношений миновал, а Федеративный договор, согласно второму разделуКонституции, формально продолжает действовать (во всяком случае, ни одна изсторон не уведомила другую сторону о расторжении заключенного между нимидоговора).
Однойиз проблем государственного устройства, доставшихся Российской Федерации от РСФСР,является наличие автономных округов, входящих в состав края или области.Складывается парадоксальная ситуация, когда один равноправный субъект Федерациивходит в состав другого равноправного субъекта. Эта проблема постепенноразрешается посредством объединения нескольких субъектов Федерации в одинсубъект в соответствии с положениями Федерального конституционного закона «Опорядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе новогосубъекта Российской Федерации», от 17 декабря 2001г. Так с 1 декабря 2005г. Врезультате объединения Пермской области и входящего в ее состав Коми-Пермяцкогоавтономного округа образован новый субъект РФ – Пермский край. С 1 января2007г. В составе РФ образован новый субъект в результате объединенияКрасноярского края и входящих в его состав Таймырского (Долгано-Ненецкого) иЭвенкийского автономных округов с присвоением новому субъекту наименования –Красноярский край (Федеральный Конституционный Закон №6 – ФКЗ, от 14.10.2005г.).С 1 июля 2007г. В результате объединения Камчатской области и входящего в егосостав Камчатского края образован новый субъект РФ – Камчатский край. С 1января 2008г. В составе РФ образован новый субъект в результате объединенияИркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа с присвоениемновому субъекту наименования – Иркутская область (Федеральный КонституционныйЗакон №6-ФКЗ, от 13.12.2006). С 1 марта 2008г. В результате объединенияЧитинской области и Агинского Бурятского автономного округа образован новыйсубъект РФ – Забайкальский край.[3]В ст.65 Конституции внесены соответствующие изменения и дополнения.
Каквидно из вышесказанного развитие Федеративного государственного устройстваРоссийской Федерации началось после Октябрьской революции 1917 года(образование РСФСР) и продолжается и по сегодняшний день, совершенствуя системугосударственного устройства Российской Федерации.

Глава2 Федеративное устройство России
 
2.1 Общаятеория федеративного государства
 
Территория каждого государства делитсяна части, определяющие его внутреннюю структуру, территориальное устройство. Врамках территориального устройства государства складываются систематерриториальных единиц, на которые делится государство, система государственныхсвязей между государством в целом и этими территориальными единицами, характеркоторых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой изего территориальных единиц.[4]
Подобного рода устройство территориигосударства принято называть государственным устройством. Таким образом, можно сказать,что государственное устройство — это территориальная организация государства,характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством вцелом и его частями, связанной с их правовым статусом.
С точки зрения формы своего государственногоустройства все государства делятся на две группы — унитарные и федеративные.
Унитарным считается государство, неимеющее в своей внутренней территориальной структуре других государств. В этомсмысле унитарное государство (т.е. одно, единое) принято называть простымгосударством.
Унитарное государство делится, какправило, лишь на административно-территориальные единицы (районы, города,сельские поселения и т.д.), из которых складывается егоадминистративно-территориальное устройство. Административно-территориальныеединицы не наделяются собственным правовым статусом. Им обладают лишьуправляющие ими органы государственной власти либо органы местногосамоуправления.[5]
Поскольку унитарное государство не имеетв своем составе других государств, для него характерны одна конституция, одинвысший орган законодательной власти, один высший орган исполнительной власти,единая система высших судебных органов, единое гражданство.
Унитарное государство может существоватьсамостоятельно как отдельное суверенное государство. Оно может также входить всостав другого государства на федеративных началах, т.е. сохраняя определенныйкомплекс своих суверенных прав, либо на автономных началах.
В бывшем Союзе ССР унитарнымигосударствами считались все союзные республики, кроме Российской Федерации, атакже все автономные республики.
В современной Российской Федерацииунитарные государства — все республики в ее составе. Унитарными государствамиявляются также большинство государств мира.
Федеративноегосударство (федерация) — форма государственного устройства, при которомвходящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеютсобственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы.Данная форма государственного устройства является также следствиемдобровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственныхобразований в одно союзное государство.
Государства, образующие новоефедеративное государство, называются его субъектами. Последние, как правило,обладают одинаковым правовым статусом. Однако мировой практике известны и такиефедерации, субъекты которых обладают различным правовым статусом.[6]
Между федерацией и ее субъектамипроводится разграничение компетенции, цель которого обеспечить наиболееэффективное осуществление федерацией своих задач путем объединения ресурсов ивозможностей всех ее членов и в интересах как самой федерации, так и еесубъектов. Сохраняя за собой полномочия в определенном объеме, субъектыфедерации добровольно ограничивают свою компетенцию в пользу федерации,признавая приоритет ее задач и целей. Они признают также на своей территориивысшую юридическую силу нормативных правовых актов федерации.
Государственная власть федерацииявляется единственной суверенной властью на ее территории. Она опирается наволю всего народа федерации. Признание полного суверенитета субъектов федерацииозначало бы одно из двух: либо формальный характер такого признания, невлекущий за собой никаких юридических последствий, либо ликвидацию федерации. Вэтом случае федерация утрачивает характер союзного государства и превращается всоюз суверенных государств или распадается на отдельные суверенные государства,существующие самостоятельно.
Основываясьна вышесказанном и учитывая всю его неоднородность в различных странах, можно,тем не менее, выделить наиболее общие черты, характерные для большинства изних:
*территорияфедерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов,земель, республик и т.п.;
*верховнаязаконодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральнымгосударственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектамиразграничивается союзной (федеральной) конституцией;
*субъектыфедерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшиезаконодательные, исполнительные и судебные органы;
*существуетединое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;
*основнаяобщегосударственная деятельность осуществляется союзными государственнымиорганами, которые официально представляют федерацию в межгосударственныхотношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
Взависимости от признаков построения федераций их можно подразделить на: территориальные(союзное государство); национальные (союз государств); территориально-национальные(приложение №2).
Основноеразличие между территориальными и национальными федерациями состоит в различнойстепени суверенности их субъектов.
Территориальнаяфедерация
Территориальнаяфедерация характеризуется значительным ограничением государственногосуверенитета субъектов федерации:
*центральнаявласть обладает верховенством по отношению к высшим государственным органамчленов федерации. Конституционные нормы устанавливают перечень вопросов, покоторым только союз может издавать нормативно-правовые акты, а оставшиесявопросы находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации.Например, в США исключительная компетенция союза — международная и внешняяторговля, чеканка монеты, объявление войны, набор и содержание армии,учреждение судов и др., а в компетенции штатов — проведение выборов, внутренняяторговля, здравоохранение, изменение конституций штатов, их органов власти иуправления и др.;
*субъектыфедерации конституционно лишены права прямого представительства в международныхотношениях;
*конституционноезаконодательство не предусматривает, а иногда и запрещает субъектам федерацииодносторонний выход из союза;
*управлениевооруженными силами осуществляется союзными государственными органами, асубъектам федерации в мирное время запрещается содержать профессиональныевооруженные образования.
Национальнаяфедерация
Национальнаяфедерация характеризуется более сложным государственным устройством вследствиемногонационального состава ее населения. Можно выделить следующие основныепризнаки большинства разновидностей национальной федерации:
*субъектыфедерации — национально-государственные образования, отличающиеся друг от друганациональным составом населения и, соответственно, его культурой;
*национальнаяфедерация строиться на принципе добровольного объединения составляющих еесубъектов, пользующихся одинаковыми правами, не зависимо от размера территориии численности населения;
*всесубъекты современной национальной федерации обладают признакамигосударственного суверенитета (свой парламент, президент, кабинет министров,судебная система) и не теряют своего права устанавливать дипломатическиеотношения с любым другим государством, заключать экономические политические идругие договоры;
*высшиегосударственные органы формируются из представителей субъектов федерации длятого, чтобы обсуживать общенациональные интересы и в необходимых случаяхкоординировать их;
*воснове национальной федерации лежит право наций на самоопределение, т.е. праволюбой нации решать вопрос о своей государственности.
Территориально-национальнаяфедерация
Существуютгосударственные устройства, где органически сочетаются признаки итерриториальной, и национальной федерации (Россия). Специфика такогогосударства состоит в необходимости не только интегрировать, но идифференцировать интересы всех его субъектов, как национальных, так итерриториальных
2.2 Принципыфедеративного устройства современной России
 
Федерация— одна из разновидностей государственного устройства (другой его вид —унитарное государство). Государственное устройство является в свою очередьэлементом формы государства (наряду с формой правления и политическим режимом).Государственное устройство характеризует строение государства, его структуру (внационально-территориальном аспекте).
Федеративноеустройство Российского государства — это его национально- территориальнаяорганизация, структура. Федеративное устройство характеризует состав, правовоеположение составных частей — субъектов федерации, их взаимоотношения сгосударством в целом.[7]
Российская Федерация имеет рядособенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычнообразуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзноегосударство. Образование же Российской Федерации шло совсем иным путем. Россиякак федерация не является объединением нескольких государств. Она былаобразована в результате создания в ее составе ряда автономных государств иавтономных национально-государственных образований народов, населяющих еетерриторию. Эти государства, а также национально-государственные образования и былипризнаны субъектами Российской Федерации.[8]
Вот почему Российская Федерация с самогоначала ее создания являлась одновременно и национальным государством русскогонарода, составляющего подавляющее большинство ее населения и давшего имяреспублике, и основанной на автономии федерацией, объединившей в своем составерусский и многие другие народы.
Порядок образования Российской Федерациисвидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта Федерация носилане договорно-конституционный или договорный характер, как многие другиефедерации, а конституционно-правовой характер, поскольку была создана не врезультате заключения договора между ее субъектами, а на основе провозглашенияее федерацией в Конституции Республики.
Не обладая классическими признакамифедеративного государства, Россия как федерация вызывала немало споров. Ноглавным аргументом в защиту ее федерального характера служили не те или иныеформальные признаки федерации, а воля ее народов, выразивших желаниерассматривать свое государство в качестве федеративного.
Ныне Российская Федерация в большей мерепоходит на классическое федеративное государство, чем ее предшественница РСФСР.В настоящее время субъектами Российской Федерации являются не только бывшие илинастоящие автономии, но и области, края, города федерального значения. Такимобразом, в настоящее время не часть, как это было прежде, а вся территорияРоссийской Федерации складывается из территорий ее субъектов.
Однако несмотря на изменение многих еечерт Российская Федерация была и осталась конституционно-правовой федерацией.
Посвоему устройству Российская Федерация — суверенное, целостное, федеративноегосударство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов:республики, края, области, города федерального значения, автономная область,автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его составзакреплены Конституцией РФ.
Федеративноеустройство России базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ (ст. 5,ч. 3) в числе основ конституционного строя. Одним из таких принциповКонституция РФ называет государственную целостность, которая лежит в основеустройства Российской Федерации.[9]
Государственнаяцелостность означает, что Российская Федерация — цельное, единое инераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства игосударственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации, чтосоответствует международным стандартам и мировому опыту федеративногостроительства. Целостность — естественная черта независимых государств.
СовременнаяРоссийская Федерация — государственное по своей природе объединение всехсубъектов федерации, а не аморфный, слабый их союз, не конфедерация. Российскоегосударство возникло и развивалось как единое централизованное, имеетмноговековую историю. В течение длительного периода оно было многонациональным.Автономные образования в составе
РоссийскойФедерации (тогда РСФСР) в основном создавались центральной властью, высшимиорганами государства. РФ возникла не как договорная федерация, не в результатеобъединения своих субъектов. Напротив, они были образованы ею самой в составеединого государства.
Впреамбуле нынешней Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народРоссийской Федерации сохраняет исторически сложившееся государственноеединство. Российская Федерация имеет все признаки государства, выступаетсубъектом международного права. Она имеет общую, единую территорию,охватывающую территории всех субъектов, осуществляет, будучи сувереннымгосударством, территориальное верховенство, обеспечивает своюнеприкосновенность. В Российской
Федерацииединая правовая система, в ней гарантируется единство экономическогопространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств;она сама устанавливает правовые основы единого рынка. В Конституции РФпредусмотрены гарантии государственной целостности РФ. Большую роль здесьиграет Президент РФ, на которого возложена обязанность принимать меры по охранесуверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственнойцелостности.
 Единствосистемы государственной власти тесно связано с государственной целостностью иею обусловлено.[10]Целостная, хотя и федеративная, государственная организация предполагает единуюсистему власти. Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральныхорганов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю еетерриторию, верховенстве федеральных Конституции и законов. Структурагосударственной власти многосложна. Субъекты федерации пользуются значительнойсамостоятельностью в осуществлении государственной власти.
Внепределов компетенции Российской Федерации эти субъекты обладают всей полнотойгосударственной власти. Однако они должны признавать конституционноеразграничение компетенции между ними и федерацией в целом, верховенствофедеральных конституций и законов и исполнять их.[11]
Впределах своей компетенции и федерация и субъекты федерации принимают правовыеакты, решают вопросы государственной и общественной жизни. По предметам веденияРоссийской Федерации (первая группа вопросов) принимаются федеральные законы,имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного веденияРоссийской Федерации и ее субъектов (вторая группа вопросов) издаютсяфедеральные законы, в соответствии с которыми субъекты федерации принимают ужесвои законы и иные нормативные акты.
Законыи иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могутпротиворечить федеральным законам, регулирующим первые две группы вопросов. Вслучае же противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным вРоссийской Федерации, действует федеральный закон. Однако при противоречиимежду федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта федерации,принятым по вопросам, находящимся вне ведения Российской Федерации и еесовместного с субъектами ведения, действует нормативный правовой акт субъектафедерации. Таким образом, предметы ведения, полномочия самой федерации и еесубъектов строго разграничены, и эти границы не должны ими нарушаться.
Вчисле принципов федеративного устройства России — принципы равноправия исамоопределения народов в Российской Федерации. Значение их подчеркнуто впреамбуле Конституции РФ. Россия является многонациональным государством, и еефедеративное устройство это отражает. Мировой опыт федерального строительствасвидетельствует, что в некоторых случаях федеративная форма государственногоустройства может быть обусловлена многонациональным составом населения и служитгосударственно-правовой формой, помогающей разрешать национальный вопрос.
Внастоящее время РФ включает субъекты федерации, образованные по национальному(национально-территориальному) принципу (республики, автономная область,автономные округа) и по территориальному (края, области, города Москва иСанкт-Петербург). При этом население республик, автономных образований имеетмногонациональный характер; в краях, областях, двух крупнейших российскихгородах также живут представители многих наций и народностей (хотя в них, восновном, сосредоточено русское население). В современном федеративномустройстве России получает развитие территориальный (региональный) принцип.Указанные два принципа организации субъектов федерации(национально-территориальный и территориальный) — также существенныехарактеристики федеративного устройства России.
Равноправиенародов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитиенациональной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всемнародам нашей страны право на сохранение родного языка, создание условий дляего изучения и развития. Оно гарантирует равенство прав и свобод человека игражданина, независимо от расы, национальности, языка. Каждый человек имеетправо на пользование родным языком, на свободный выбор языка обучения,воспитания, творчества. Государственным языком Российской Федерации на всей еетерритории остается русский язык, но республики вправе устанавливать своигосударственные языки. Они употребляются наряду с русским языком в органахгосударственной власти, органах местного самоуправления, государственныхучреждениях республик.[12]
Самоопределениенаций может осуществляться в различных национально- государственных инационально-культурных формах. Способами реализации права наций насамоопределение могут быть: создание суверенного, независимого государства,свободное присоединение к независимому государству, объединение с другимгосударством, установление любого другого политического статуса. Таким образом,суверенитет нации может проявляться в создании разных форм государственности,но не всегда — суверенного государства; она может изменить форму своегогосударственного существования, жить в многонациональном государстве.[13]
Правонаций на самоопределение не предполагает, что во всех случаях оно произойдет ввиде независимого государства. Современное международное право, признавая правонаций на самоопределение, требует, однако, соблюдения территориальной целостностинезависимых государств. Зарубежные конституции так же, как и КонституцияРоссийской Федерации, не предусматривают право на отделение, выход из составафедераций, обеспечивая их территориальную целостность, не допуская расчленениянезависимых государств.
Федеративноеустройство России отражает ее многонациональный состав. Она имеет в своемсоставе много национальных государств и национально- государственныхобразований, в том числе 21 республику, автономную область, 10 автономныхокругов. Некоторые автономные образования создавались как форма национальнойгосударственности не только одной нации (а, например, двух и более).
Равноправиесубъектов Российской Федерации — принцип федеративного устройства, впервыеполучивший закрепление в нынешней Конституции РФ.
Онаспециально подчеркивает его важное проявление — равноправие всех субъектовмежду собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.Это равноправие, прежде всего, проявляется:
А)в равенстве их прав и обязанностей как субъектов федерации;
Б)в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всехвидов, в одинаковой степени ограниченной компетенцией самой РоссийскойФедерации;
В)в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации.[14]
НынешняяКонституция РФ, закрепив принцип равноправия субъектов, внесла и некоторыедругие новшества, утверждающие его. В Федеративном договоре и в тексте прежнегоосновного закона имелись различия в компетенции субъектов, в частности, тампредоставлялись большие права республикам; теперь это устранено.
Вто же время имеются различия в государственной организации субъектов федерации.Среди них есть республики, обладающие признаками государства игосударственно-территориальные образования, не имеющие, например, своихконституций, гражданства, высших органов государства, что, однако, не влияет наих равное положение в федерации. Естественны и фактические различия междусубъектами в экономическом потенциале, численности населения, размерахтерритории, географическом положении и т.д.
Итак,из вышесказанного можно сделать вывод, что Федеративная природа Российскогогосударства отличается следующими признаками:
1. РоссийскаяФедерация имеет Конституцию, принятую путем всенародного голосования. Наряду сэтим, республики, входящие в состав Российской Федерации, имеют своиконституции, а иные субъекты свои уставы и законодательства. В данных актахзакрепляется правовой статус субъекта Федерации.
2. РоссийскаяФедерация обладает своей территорией, которая включает в себя территорию еесубъектов, внутренние воды и территориальные моря, воздушное пространство надними.
3. РоссийскаяФедерация характеризуется наличием единого гражданства.
4. РоссийскаяФедерация имеет общие для всей страны органы государственной власти.
5. РоссийскаяФедерация имеет единую денежную и кредитную системы, единый государственныйбюджет и единую систему налогов.
6. РоссийскаяФедерация, как суверенное государство строит свои отношения с другимигосударствами, вправе участвовать в межгосударственных объединениях.Одновременно с этим, субъекты Российской Федерации так же имеют правовнешнеполитических и внешнеэкономических связей.
7. Отношениямежду Российской Федерацией и ее субъектами строятся на разграничении ихпредметов ведения.

Заключение
 
Принципфедерализма жизненно важен для интеграции Российского государства,отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов:экономическим, национальным, историческим, социально-политическим,идеологическим. Уже в процессе перехода от прежней жестко централизованнойэкономики к рыночным хозяйственным отношениям быстро выявилась необходимостьмногих специфических форм и методов такого перехода. Федерализм призван статьтвердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России наоснове общероссийского согласия. В многонациональной России федерализмспособствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправияи самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другойстороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества.
Особоследует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных сзакреплением и осуществлением прав человека и гражданина. Уже на протяжениидолгого времени на защиту и поддержку федерализма встает такой органисполнительной власти, как Министерство Внутренних Дел. МВД РоссийскойФедерации организовано в соответствии с федеративным устройством России и ееадминистративно-территориальным делением. Высшим звеном системы являетсянепосредственно Министерство внутренних дел России. В тоже время как отмечаютисследователи, в звеньях системы органов внутренних дел нет единообразия.
Федерализмв его современном прогрессивном прочтении не противостоит ни идеямсамоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересамрегионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности. Если федерализмоснован на демократических принципах, на устоях правового государства, если ондействительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются егодостоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услугсвобода передвижения людей; более благоприятные условия для взаимообменадостижениями науки, образования, культуры. Важно, однако, постоянно помнить,что достоинства федерализма проявляются не автоматически.
Судьбыроссийского федерализма находятся в руках нынешнего и будущих поколений. Оченьважно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции1993 года, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностьюприменяемых форм и методов. С одной стороны, необходимо, чтобы были установленыи действовали надежные гарантии, препятствующие возрождению унитаристских,авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствоватьсебя в безопасности от опасных переходов в системе управления. С другойстороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостояниисепаратизму и безудержному регионализму. Как свидетельствует весь мировой опыти особенно наша собственная история, ослабление федерации и ее распад не тольконесут с собой экономические и политические тяготы, но и прямо ведут к лишениямбольших групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и свобод.Федерализм, свободный от таких изъянов, способен выдержать испытания временем,а главное, улучшить жизнь людей.

Списокиспользованной литературы
 
1.  Конституция РоссийскойФедерации. Текст и справочные материалы. – М.: Эксмо, 2009.-64с.-(Карманный справочникюриста).
2.  Конституция РоссийскойФедерации. Научно-практический комментарий (постатейный) Отв. Редактор Ю.А.Дмитриев. М., «Юстицинформ», 2007, — 371с.
3.  Федеральныйконституционный закон №6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образованияв ее составе нового субъекта Российской Федерации», от 17 декабря 2001г.
4.  ФедеральныйКонституционный Закон №6 – ФКЗ, «Об образовании в составе Российской Федерациинового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярскогокрая, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийскогоавтономного округа», от 14.10.2005г.
5.  ФедеральныйКонституционный Закон №6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации врезультате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятскогоавтономного округа», от 13.12.2006
6. Комарова В. Ф. Формы непосредственной демократии в России. М.: Фенникс,1998. С. 144.
7.  Ковешников Е. М.Конституционное право РФ. М.: Инфра, 2001. С. 224
8. Григонис В. П., Григонис Э. П. Конституционное право России. СПб.:Питер, 2002. С. 368.
9.  Хабриева Т. Я.Парламентское право России. М.: Юристъ, 2003. С. 655.
10.  Малько А. В., КолесниковЕ. В. Конституционное право РФ: Учебно-методическое пособие. – М.: НОРМА, 2001.С. 354
11.  Гринин Л.Е. Обществоведение(Обществознание): Ответы на экзаменационные вопросы. Для учащихся 11 класса ипоступающих в вузы. — Волгоград: Учитель, 2004. – 67с.
12.  Кравченко А.И. Социологияи политология: Учеб. Пособие для студ. Сред. Проф. Учеб. Заведений. – 2-е изд.,стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство; Высшая школа, 2001.– 312с.
13.  Самыгин С.И., СтоляренкоЛ.Д. Политология: экзаменационные ответы. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 320с.
14.  История государства иправа, 2008г. №13. Р.М.Магомаев. «Основные этапы развития государственногоустройства советской России и его влияние на Федеративное устройство РоссийскойФедерации»
15.  Государственная власть иместное самоуправление, 2005г. №12. Л.А.Цисарь. «Федеративное государство:особенности, основные характеристики»
16.  Государственная власть иместное самоуправление, 2006г. №8. В.А.Черепанов «О системной модели Федеративногогосударства»

Приложение№1
 
/>/>/>ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВАУнитарные Федеративные Конфедеративные
/>Простое, единое государство, которое не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его членов
Сложные, союзные государства, как результат объединения ряда государств или государственных образований – членов федерации
/>

/>Объединение государств, которые полностью сохраняют свою независимость Великобритания, Португалия, Япония, Франция РФ, США, Германия СНГ, Евросоюз

Приложение№2
ДЕЛЕНИЕФЕДЕРАЦИИ
/>

Национальная
характеризуется более сложным государственным устройством вследствие многонационального состава ее населения
Территориальная
характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации
Территориально-национальная
сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации