Проект модернизации одноковшового экскаватора с целью повышения производительности и экономической эффективности

Проект модернизации одноковшового экскаватора с целью повышенияпроизводительности и экономической эффективности

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Типовая технологическая карта разработана на разработку выемоклобовым забоем экскаватором Э0-3322Б, оборудованным обратной лопатой и погрузкагрунта в автомобили-самосвалы
РАЗРАБОТКА ГРУНТОВ ЗЕМЛЕРОЙНЫМИ МАШИНАМИ
Технологический процесс устройства выемки включает разработкугрунта с погрузкой в транспортные средства или на бровку выемки,транспортировку грунта, планировку дна и откосов.
Выбор способа разработки грунта и схемы комплексной механизациизависит от объемов и сроков выполнения работ, вида грунта, геометрическихпараметров земляного сооружения и условий производства работ.
При комплексно-механизированной разработке грунта кроме ведущейземлеройной машины в комплект включаются также вспомогательные машины длятранспортировки грунта, планировки и т.д.
В качестве ведущей машины при разработке постоянных выемокзначительной глубины, котлованов и траншей больших размеров принимаютодноковшовый экскаватор. Для транспортировки грунта используют чаще всегоавтосамосвалы, а также железнодорожный транспорт, конвейерный и гидравлический.Количество транспортных средств и схема их подачи к экскаватору назначаются изусловия обеспечения бесперебойной работы экскаватора.
Для зачистки дна выемки, разравнивания грунта и обратной засыпкипазух используются, как правило, бульдозеры.
Технологические возможности экскаватора зависят от вида рабочегооборудования, системы его привода и главного параметра-емкости ковша.Рекомендации по выбору емкости ковша и других параметров экскаватора взависимости от объема выемки приводятся в нормативной и справочной литературепо земляным работам.
Для выемок значительных объемов принимают экскаваторы с большойемкостью ковша. При разработке обводненных грунтов предпочтительнее применятьэкскаваторы с рабочим оборудованием «обратная лопата»,«драглайн». Разработку грунта в глубоких траншеях с креплениемвертикальных стенок, а также в опускных колодцах целесообразно производитьгрейферным ковшом.
Экскаваторы с гидравлической системой привода рабочегооборудования позволяют обеспечить высокую точность геометрических параметроввыемки и большие возможности автоматизации процесса работы машины.
Пространство, в котором размещается экскаватор и происходитразработка грунта, называют экскаваторным забоем. Профиль экскаваторных забоеви их геометрические параметры для основных видов рабочего оборудованияэкскаватора представлены на рис.1.
/>
Рис.1. Профили забоя экскаваторов с различным рабочимоборудованием:
а- прямая лопата с канатным управлением рабочим оборудованием; б -обратная лопата; в – драглайн; г — грейфер; д – профиль забояпрямой лопаты с гидравлической системой управления; е – то же, обратнаялопата; ж – грейфер;
/> – радиускопания; /> -радиус выгрузки; +/> — высота копания; -/> — глубина копания; /> – высотавыгрузки
При проектировании производства работ размеры забоя назначают изусловий обеспечения максимальной производительности экскаватора за счетсокращения времени рабочего цикла. Для этого высота (глубина) забоя должнаобеспечивать заполнение ковша с «шапкой» за одну операцию резания грунта,угол поворота для разгрузки ковша должен быть минимальным и т.д.
Выемка, образующаяся в результате последовательной разработкигрунта при периодическом передвижении экскаватора в забое, называетсяэкскаваторной проходкой.
В зависимости от расположения экскаватора относительно забоя и егоперемещения в процессе разработки грунта проходка может быть лобовой (торцовой)или боковой.
Траншеи разрабатываются, как правило, за одну лобовую проходку.Разработка котлованов выполняется одной или несколькими параллельнымипроходками. При значительной глубине выемки она разрабатывается ярусами,постепенно углубляясь до образования проектного контура котлована (рис.2).
/>
Рис.2. Схемы экскаваторных проходок с рабочим оборудованием«прямая лопата»
а — лобовая (торцовая) проходка; б — то же, с двустороннимрасположением транспорта; в — уширенная лобовая проходка с движениемэкскаватора «зигзаг»; г — поперечно-торцовая проходка; д — боковаяпроходка; е — разработка котлована по ярусам:
I, II, III, IV — яруса разработки;
1 — экскаватор; 2 — автосамосвал; 3 — направление движениятранспорта
В зависимости от геометрических параметров выемки и характеристикирабочего оборудования экскаватора назначают вид, размеры и количество проходок.
Одноковшовые экскаваторы с рабочим оборудованием «прямаялопата» целесообразно применять для разработки выемок значительныхразмеров при отсутствии грунтовых вод или незначительном их притоке.
При разработке грунта с погрузкой в транспорт «прямаялопата» — наиболее производительный вид рабочего оборудования. Экскаваторс таким оборудованием размещается на подошве забоя и разрабатывает грунт вышеуровня стоянки. Разработка грунта, как правило, осуществляется с погрузкой втранспортные средства, которые могут располагаться на одном уровне сэкскаватором или выше подошвы забоя.
В зависимости от ширины котлована лобовая проходка экскаватораможет быть прямолинейной, зигзагообразной и поперечно-торцовой. Боковаяпроходка применяется при разработке широких котлованов. Очертания выемки приразличных проходках представлены на рис.2. Ширина лобовых проходок определяетсяпо формулам:
для лобовой прямолинейной
/>;
для зигзагообразной

/>;
для поперечно-торцовой
/>;
для боковой
/>,
где:
/> – оптимальный радиус резанияэкскаватора;
/> – длина рабочей передвижкиэкскаватора;
/> — радиус резания на уровнестоянки;
/> – количество поперечныхпередвижек экскаватора;
/> – коэффициент откоса;
/>- высота забоя.
Для въезда в котлован устраивают траншею с уклоном 10-15° ишириной до 3,5 м при одностороннем движении и до 8 м при двустороннем.
Экскаваторы с рабочим оборудованием «обратная лопата» идраглайн разрабатывают выемки (котлованы, траншеи и др.) любой ширины иглубиной, не превышающей максимальной глубины резания. Поярусная разработкавыемки при этом виде оборудования, как правило, не практикуется. Экскаваторразмещается выше забоя, что облегчает разработку мокрых и обводненных грунтов.
Экскавация грунта может осуществляться в направлении, совпадающемс перемещением экскаватора, — торцовой проходкой и перпендикулярно направлениюперемещения — боковой. В последнем случае глубина разработки меньше, чем приторцовой. Схемы проходок и их размеры представлены на рис.3.
/>
Рис.3. Схемы проходок экскаватора с рабочим оборудованием«драглайн» и «обратная лопата»
а- лобовая проходка; б — уширенная лобовая; в — поперечно-торцовая; г — боковаяпроходка; д — разработка котлована двумя лобовыми проходками;
I и II — последовательность проходок; 1 — экскаватор; 2 — автосамосвал
Грунт разрабатывают с погрузкой в транспорт или в отвал. Драглайнболее производительно работает с перемещением грунта в отвал или насыпь.
Многоковшовые экскаваторы — землеройные машины непрерывногодействия, наиболее эффективные при разработке выемок постоянного поперечногосечения и большой протяженности.
Экскаваторы поперечного копания используют, как правило, приразработке карьеров, больших котлованов, прокладке каналов, планировке откосовпостоянных выемок значительных размеров и т.д.
2 РАЗРАБОТКА ГРУНТА ЭКСКАВАТОРАМИ
Разработка грунта одноковшовыми экскаваторами. В промышленном игражданском строительстве применяют экскаваторы с ковшом вместимостью от 0,15до 2, реже до 4 м/>. Они имеют комплект сменногооборудования, включающий прямую и обратную лопаты, драглайн и грейфер. Крометого, стрела, входящая в комплект драглайна и грейфера, может быть оборудованагрузовым крюком или клином-бабой.
Прямая лопата представляет собой открытый сверху ковш с режущимпередним краем, жестко насаженный на рукоять, которая шарнирно соединена сострелой машины и выдвигается вперед с помощью напорного механизма. Опорожняетсяковш путем открывания его днища. Такая конструкция прямой лопаты обеспечиваетей наибольшую производительность. Для рыхления грунта режущий край ковшаснабжен зубьями. Это относится ко всем видам сменного оборудования, новыпускаются ковши и без зубьев — со сплошной (обычно полукруглой) режущейкромкой. При разработке грунтов I и II групп экскаватор может быть оборудованковшом увеличенного объема. Разрабатывают грунт, когда экскаватор стоит на днеразрабатываемого забоя. На небольшую глубину он может отрывать грунт и нижегоризонта стояния, для чего устраивают пандус, позволяющий установить машину взабое выемки.
Обратная лопата — это открытый снизу ковш с режущим переднимкраем, жестко насаженный на рукоять, шарнирно соединенную (без напорногомеханизма) со стрелой. По мере протягивания назад ковш заполняется грунтом.Затем при вертикальном положении рукояти ковш переводят к месту выгрузки иразгружают путем подъема с одновременным опрокидыванием. Рабочая зонарасположена ниже горизонта стояния машины. Современные модели экскаваторов собратной лопатой имеют гидропривод, позволяющий ковшу поворачиватьсяотносительно рукояти.
Ковш драглайна навешивают на канатах на удлиненную стрелукранового типа. Ковш забрасывают в выемку на расстояние, несколько превышающеедлину стрелы, его заполняют грунтом путем подтягивания по поверхности к стреле.Затем ковш поднимают в горизонтальное положение к стреле и поворотом машиныпереводят на место разгрузки. Опорожняется ковш при ослаблении тягового каната.Драглайном можно разрабатывать грунт не только сильно насыщенный влагой, но инаходящийся под слоем воды.
Грейфер представляет собой ковш с двумя или более лопастями иканатным приводом, принудительно смыкающим эти лопасти. Грейфер навешивают натакую же стрелу, что и драглайн. С помощью грейфера можно разрабатывать выемкис вертикальными стенками. При повороте стрелы ковш перемещается к местуразгрузки и опорожняется при принудительном раскрытии лопастей. Грейферпогружается в грунт только за счет собственной массы ковша. Грейфер применяютобычно для разработки грунтов малой плотности (I и II группы) и находящихся подводой. Более плотные грунты предварительно необходимо рыхлить.
Производительность одноковшового экскаватора снижается по мереувеличения плотности грунта. Кроме того, она зависит от способа разработкигрунта (при работе «на вымет» производительность повышается, припогрузке на транспортные средства — снижается), вместимости ковша иконструктивного решения кромки ковша. Экскаваторы с ковшами малой вместимости (до0,5 м/>)обслуживает один машинист; их применяют только для разработки грунтов I…IIIгрупп. Более мощные экскаваторы обслуживают машинист и его помощник. Они могутразрабатывать (кроме грейфера) грунты всех шести групп (наиболее плотные — после предварительного рыхления).
Производительность экскаватора можно повысить, уменьшив уголповорота стрелы и увеличив вместимость ковша. Для этого необходимо максимальнозаполнять ковш грунтом (с «шапкой»), а также совмещать процессырезания грунта с поворотом стрелы и др.
Разработанный одноковшовыми экскаваторами грунт перевозятсамосвалы, тракторы с прицепами, железнодорожные составы, гидравлическийтранспорт, реже — ленточные конвейеры.
При транспортировании грунта ленточными конвейерами загрузочноезвено конвейера устанавливают параллельно оси проходки экскаватора, апогрузочный ковш-питатель перемещают вдоль загрузочного звена по мерепродвижения экскаватора. При перемещении экскаватора на следующую заходкузагрузочное звено отрихтовывают в новое положение. При погрузке вжелезнодорожные составы рельсовый путь следует укладывать параллельно осипроходки экскаватора. График движения землевозных составов должен быть сделантаким образом, чтобы перерывы между отправлением загруженного состава и подачейпорожнего были минимальными, и состав передвигался по мере загрузки вагонов.Обычно в автосамосвал входит 3-6 ковшей грунта. Допустимый недогруз не долженпревышать 10%, перегруз — 5%.
Массу грунта, погружаемого за один цикл работы экскаватора,определяют по формуле:
/>,
где:
/> – геометрическая вместимостьковша, м/>;
/> – плотность грунта, т/м/>;
/> – коэффициент разрыхления;
/> – коэффициент использованиявместимости ковша (отношение объема грунта в плотном состоянии,разрабатываемого за один цикл, к геометрической вместимости ковша).
Число автомобилей или автопоездов, необходимых для обеспечениябесперебойной работы экскаватора, рассчитывают по формуле:
/>
где: /> – продолжительность,соответственно, установки машины под нагрузку, нагрузки машины экскаватором,пробега машины в оба конца при заданном расстоянии, мин; при L, км, и среднейскорости движения />, км/ч,
/>
/> – продолжительностисоответственно установки машины под разгрузку, разгрузки машины,технологических перерывов, возникающих во время рейса (маневры, пропусквстречного транспорта на разъезде, ожидание), мин.
Продолжительность нагрузки /> автосамосвала колеблется вшироких пределах в зависимости от числа ковшей, погружаемых в кузов, родагрунта, среднего угла поворота машины при погрузке и типа экскаватора:
/>,
где:
/> — число ковшей грунта,погружаемого в кузов;
/> — продолжительность одного циклаэкскавации, мин.
/>,
где:
/> – число циклов экскаватора в 1мин при работе с погрузкой в транспортные средства.
Продолжительность остальных операций для автосамосвалов различнойгрузоподъемности определяют на основе статистической обработки данных повыборочным замерам времени на объекте.
Рабочее место экскаватора (т.е. место, где он разрабатывает грунт)называется забоем. Геометрические размеры и форма забоя зависят от оборудованияэкскаватора и его параметров, размеров выемки, видов транспорта и принятойсхемы разработки грунта. Применение рациональных приемов работы в правильновыбранном забое обеспечивает максимальную эффективность применяемогооборудования и высокую производительность при минимальной себестоимостиземлеройных работ. В технических характеристиках экскаваторов любой маркиприведены, как правило, максимальные показатели их: радиусы резания, выгрузки,высота выгрузки и др. Работа на максимальных для данной машины параметрахприводит к ее быстрому износу и, как следствие, к снижению еепроизводительности. Поэтому для производства земляных работ следует приниматьоптимальные рабочие параметры, составляющие 0,9 максимальных паспортных данных />, а именно
/>

Оптимальная высота (глубина) забоя должна быть достаточной длязаполнения ковша экскаватора за одно черпание, она должна быть равнавертикальному расстоянию от горизонта стоянки экскаватора до уровня напорноговала, умноженному на коэффициент 1,2:
/>,
где:
М — высота напорного вала над, уровнем стоянки м.
Если высота забоя относительно мала (например, при разработкепланировочной выемки), целесообразно использовать экскаватор вместе сбульдозером. Последний разрабатывает грунт и перемещает его к рабочему местуэкскаватора. Здесь бульдозер окучивает грунт, обеспечивая при этом достаточнуювысоту забоя, что позволяет эффективно использовать экскаватор.
Экскаватор и транспортные средства должны быть расположены такимобразом, чтобы средний угол поворота экскаватора от места заполнения ковша доместа его выгрузки был минимальным, так как на поворот стрелы расходуется до70% рабочего времени цикла экскаватора.
Для прямой лопаты различают лобовой и боковой забои. В лобовомзабое экскаватор разрабатывает грунт впереди себя и отгружает его натранспортные средства, которые подают к экскаватору по дну забоя. В этом случаеавтомобили подходят задним ходом попеременно то с одной, то с другой сторонызабоя. Соответственно и грунт разрабатывается то с одной, то с другой стороныот оси проходки, при этом угол поворота достигает 140° и более, что снижаетпроизводительность экскаватора. Лобовой забой применяют в редких случаях (приразработке экскаватором пионерной траншеи, въездного пандуса и др.).
В боковом забое экскаватор разрабатывает грунт по одну сторону отоси движения и грузит его на транспортные средства, подаваемые по другуюсторону от оси проходки. При этом обеспечиваются благоприятные условия длядвижения транспорта, а средний угол поворота составляет 70… 90°. Поэтомупосле пионерной проходки весь оставшийся в выемке грунт разрабатывают способомпродольного бокового забоя (рис.4).
/>
Рис 4. Схема определения проходки экскаватора
1,2 — стоянки экскаватора.
Максимальная ширина разработки />(по одну сторону от оси проходки)определяется катетом прямоугольного треугольника, гипотенузой которого являетсявыбранный радиус резания, а вторым катетом — перемещение экскаватора междупоследующими стоянками />. Эта величина равняется разностимежду максимальным и минимальным радиусами резания. Исходя из этого принимают:
/>
Средний уголок поворота машины определяется между направлениемстрелы при прохождении ее через центр тяжести объема грунта, разрабатываемого содной стороны (точка 0), и положением стрелы в момент выгрузки ковша.
Для лобовой проходки целесообразно принимать ширину разработки 2/>, так как приэтом средний угол поворота оказывается наименьшим.
Некоторые виды выемок (например, планировочные) можно разрабатыватьбоковым забоем с движением транспорта на одном уровне с экскаватором. Иногдадля перехода к разработке с боковым забоем необходимо вначале отрывать такназываемую пионерную траншею, которую экскаватор начинает разрабатывать,опустившись на дно забоя по пандусу (рис.5, а).
/>
/>
Рис.5.Схемы проходок одноковшового экскаватора с прямой лопатой и подачи транспорта:
а- при проходке пионерной траншеи и последующих боковых проходках:
О.Э.1, О.Э.2 — стоянки экскаватора; О.Т.1, О.Т.2 — стоянкитранспорта;
1-3 — последовательность разработки грунта;
б — при поперечных проходках
Если высота выгрузки экскаватора больше или равна сумме глубинывыемки, высоты борта автосамосвала или другой транспортной единицы и при этомдобавляется 0,5 м (на «шапку» над бортом), пионерную траншеюразрабатывают боковым забоем при движении транспорта по дневной поверхности нарасстоянии не менее 1 м от края выемки.
При этом ширина проходки будет равна /> (см. рис.5, а), где /> – ширина частипроходки, обращенной в сторону подачи транспорта. При определении /> следуетисходить из минимально необходимой величины для обеспечения беспрепятственногоразворота хвостовой части машины />. Это требование являетсяобязательным, так как радиус выгрузки, соответствующий принятой высотевыгрузки, должен быть больше или равен /> плюс заложение откоса (глубинапроходки, умноженная на котангенс />, где /> – угол наклона откоса), плюс 1 м(безопасный зазор от бровки до кузова) и плюс половина ширины транспортнойединицы.
При значительных в плане размерах выемки целесообразноразрабатывать ее поперечными проходками вдоль меньшей стороны (рис.5, б). Такойспособ разработки обеспечивает минимальную длину пионерной траншеи и позволяеторганизовать наиболее производительное кольцевое движение транспорта.
Выемки, глубина которых превосходит максимальную высоту забоя дляданного типа экскаватора, разрабатывают в несколько ярусов (рис.6). При этомнижний ярус разрабатывают аналогично верхнему, а автомобили подают кэкскаватору так, чтобы ковш наводился на кузов сзади. Трасса движенияавтомобиля в этом случае должна быть параллельной оси проходки экскаватора, нонаправлена в противоположную сторону.
/>
Рис.6. Схема разработки котлована большой глубиныпоследовательными проходками (I-V) экскаватора с прямой лопатой:
1-5 — последовательность разработки грунта.
При работе с обратной лопатой также применяют торцовый или боковойзабой. При разработке грунта торцовым забоем экскаватором с обратной лопатой«на себя» экскаватор движется по оси отрываемой им траншеи иликотлована и попеременно разрабатывает то одну, то другую его сторону взависимости от того, с какой стороны подходит очередной автомобиль. В торцовомзабое средний угол поворота машины 70…90°. Траншею можно расширятьпараллельными боковыми забоями (рис.7). Боковой забой образуется при разработкегрунта по одну сторону от оси движения экскаватора. Если при разработке траншеигрунт складывают в отвал по одну сторону от траншеи, ось проходки смещается всторону отвала, а ширина разработки уменьшается по сравнению с максимальновозможной при торцовой проходке. При разработке в отвал и на транспортавтомобили подходят к экскаватору со стороны, противоположной отвалу, а осьпроходки смещается относительно оси траншеи в ту сторону, в которую отгружаетсябольшая часть грунта. При боковом и торцовом забоях автосамосвалы подходят потрассе, параллельной оси движения экскаватора, но навстречу ему, а при торцовомзабое их устанавливают под загрузку под углом 15,..25° к оси движенияэкскаватора.
/>
/>
Рис.7. Схемы проходок экскаватора с обратной лопатой илидраглайна:
а- при торцовой проходке и последующих боковых проходках:
О.Э.1- О.Э.З — стоянки экскаватора; О.Т.1 — О.Т.З — стоянки транспорта;
1-3- последовательность проходок экскаватора;
б- при поперечных проходках
Наиболее целесообразно применять экскаватор с обратной лопатой дляотрывки траншей глубиной до 6 м и небольших котлованов глубиной до 4 м(например, под фундаменты отдельных колонн).
Для торцовой и боковой проходок организация работ драглайна иобратной лопаты аналогична. При этом сохраняется такое же соотношениемаксимальной глубины резания. Драглайн обычно передвигается между очереднымистоянками на 1/5 длины стрелы. Так как ковш драглайна гибко подвешен к стреле,для него весьма эффективной является челночная схема работы (рис.8). В этойсхеме предусмотрено, что автосамосвал подходит к месту загрузки по дну забоя изагружается попеременными черпаниями ковша по обе стороны от кузова. Уголповорота экскаватора при погрузке по продольно-челночной схеме приближается к0°, а при поперечно-челночной — к 15…20°, при этом продолжительностьразгрузки уменьшается, так как ковш опорожняется без прекращения поворотногодвижения экскаватора в момент переноса ковша над кузовом машины. Благодаряэтому общая продолжительность рабочего цикла экскаватора /> снижается на 20…26%.
При разработке грунтов I и II групп экскаватор, оборудованныйгрейферным ковшом, должен быть так расположен относительно траншеи, чтобы уголего поворота не превышал 70…90°. Грейфер на новую стоянку передвигается на1/4 длины стрелы.
/>
/>
Рис.8. Схемы работы драглайна челночным способом.
а- при погрузке грунта в транспорт, подаваемый по дну забоя;
б- при погрузке грунта в транспорт, подаваемый на уровне стоянки экскаватора, иво временный отвал
Экскаваторы отрывают котлованы и траншеи на глубину, несколькоменьшую проектной, оставляя так называемый недобор. Недобор (5…10 см)оставляют, чтобы избежать повреждения основания и не допустить переборовгрунта. Для повышения эффективности работы экскаваторов применяют скребковыйнож, насаженный на ковш экскаватора. Это приспособление позволяетмеханизировать операции по зачистке дна котлованов и траншей и вести их спогрешностью не более />2см, что исключает необходимостьручных доработок.
3 ЭКСКАВАТОР Э0-3322Б
ЭКСКАВАТОР Э0-3322Б (рис.9) предназначен для разработки грунта 1-4групп, отрывки колодцев и других местных выемок, погрузки предварительно разрыхленногогрунта 4 5 групп мёрзлого грунта, а также сыпучих материалов из штабеля идругих работ в условиях умеренного климата при температуре окружающего воздухаот -40 до +40 °С.
Техническая характеристика
Наибольшая скорость передвижения, км/ч …………………19,66
Наибольший преодолеваемый подъем, град………………….22
Номинальная, мощность,л.с………………………………………..75
Номинальный расход гидрожидкости, л/мин………………….330
Номинальное давление в гидросистеме, МПа………………….16
Экскаватор поставляется потребителям, оборудованный обратнойлопатой с ковшом вместимостью 0,5 м/>.
По заказам потребителей заводом-изготовителем могут бытьпоставлены следующие виды сменных рабочих органов. К оборудованию обратнаялопата: ковши емкостью 0,4; 0,63 и 0,2 м/>; ковш профильной емкостью е 0,5 м/>; гидромолотСП-71; рыхлитель статического действия; удлиненная рукоять.
/>
Рис.9. Схема экскаватора Э0-3322Б
R — радиус вращения хвостовой части,м+……………………………2,8
Б — ширина поворотной платформы (по кабине), м+……………..2,66
В — высота по кабине,м…………………………………………………….3,14
Г — высота оси пяти стрелы, м……………,…………………………….1,96
A — расстояние от оси пяты стрелы до оси вращения, м+…….0,45
Е — база,м………………………………………………………………………..2,8
Ж — колея, м………………………………………………………………………2,04
К — ширина ходовой части,м………………………………………………..2,7
Л — от оси вращения экскаватора до оси задних колес, м+..++1
М — ширина при работе на выносных опорах, м+…………………..1,3
К грейферному оборудованию: грейферные ковши двухчелюстныеемкостью 0,32 м/>и 0,5 м/>; грейферный ковш емкостью0,35/0,5 м/>.
К оборудованию прямого копания — ковши емкостью 0,57 и 1 м/>.
Схемы и кинематические параметры рабочей зоны экскаватора Э0-3322Бс оборудованием обратная лопата, грейферным оборудованием, оборудованиемпрямого копания и различными рабочими органами приведены на рис.10-15.
/>
Рис.10. Схема работы экскаватора ЭО-3322БНаименование (к рис 10)
Нормальная рукоять при ковше объемом м/>
Удлиненная рукоять при ковше объемом м/> 0,5 0,63 0,2 0,4 0,2
R/> — радиус, описываемый кромкой зуба кома, м 1,1 1,3 1,2 1 1,2
R/> — наибольший радиус копания на уровне стоянки, м 7,5 7,6 7,5 8,2 8,2
Н/> — наибольшая глубина копания, м 4,2 4,3 4,3 5 5,2
Н/>-наибольшая высота выгрузки, м 4,8 4,8 4,9 5,2 5,3
R/> — радиус выгрузки при наибольшей высоте выгрузки, м 6,2 6,2 6,3 7,1 7,2
/>
Рис.11. Схема работ экскаватора Э0-3322Б с обратной лопатой изубом рыхлителем
R/> — наибольший радиус копания науроне стоянки, м+………8,1
Н/> — наибольшая допустимая глубиназабоя, м……………………..0,4
R/> — радиус, описываемый режущейкромкой зуба, м+……………0,6
/>
Рис.12. Схема закрепления гидромолота СП-71 на экскаватореЭ0-3322Б
Н — высота гидромолота с клином, мм++……………………2530
в — ширина гидромолота, мм ………………………………………640
l/> — длина клина,мм……………………………………………………500
/>
Рис.13. Схема работы гидромолота СП-71 на экскаваторе Э0-3322Б:
Н/> — наибольшая глубина рыхления,м………………………….5,3
R – наименьший радиус рыхления на уровне стоянки, м 3,5
R/> — наибольший радиус рыхления науровне стоянки, м 7,6
Ширина забоя (рациональная),м……………………………….5
Технологическая характеристика
Энергия удара,Дж…………………………………++++++++2940
Частота ударов (не более),уд./мин……………………………………120
Начальное давление в пневмоаккумуляторе,МПа……………..0,7-0,8
Масса, кг ………………………………………………………………………750
/>
Рис.14. Схема работы экскаватора Э0-3322Б с грейфернымоборудованием:
R/>- наибольший радиускопания на уровне стоянки, м++….9.3
R – наименьший радиус копания на уровне стоянки, м++..+.2,36
R/>- радиус выгрузки принаибольшей высоте выгрузки, м 6,00
Н/>- наибольшая глубинакопания, м………………………………….7,5
Н/>- наибольшая высотавыгрузки, м+………………………………6,36
/>
Рис.15. Схема работ экскаватора Э0-3322Б с погрузочнымоборудованием:
R/>- наибольший радиускопания на уровне стоянки, м+…..6,69
R/> — радиус выгрузки при наибольшейвысоте выгрузки, м..+.4,04
Н/> — наибольшая высота выгрузки,м+………………………………….3,2
L — длина планируемого участка,м+++………………………………2,02
Разработка выемок лобовым забоем экскаватором Э0-3322Б,оборудованным обратной лопатой и погрузка грунта в автомобили-самосвалы
Общие положения
В зависимости от вида разрабатываемого грунта и необходимых параметроввыемки экскаватор может применяться с нормальной и удлиненной рукоятью.Удлиненная рукоять монтируется только на моноблочную стрелу экскаватора.
На нормальную рукоять монтируют ковши емкостью 0,2; 0,4; 0,5 или0,63 м/>, ана удлиненную — ковши емкостью 0,2 или 0,4 м/>.
Наибольшие размеры выемок с откосами различной крутизны,разрабатываемых экскаватором Э0-3322Б, и величина передвижки экскаватораприведены в табл.1 (параметры выемок определены, исходя из технологическихпараметров экскаватора)
Таблица 1Наименование Крутизна откосов (1:m) 1:1,25 1:1 1:0,67 1:0,5 1:0,25
Нормальная рукоять и ковш емкостью 0,4 — 0,5 м/> Параметры выемки, м Глубина, Н 3,2/2,3 3,2/2,3 3,2/2,3 3,2/2,3 3,2/2,3 Ширина по верху, В 9,0/9,0 7,4/9,0 5,3/9,0 4,2/9,0 2,6/9,0 Ширина по дну,b 1,0/3,3 1,0/4,4 1,0/5,9 1,0/6,7 1,0/7,8 Величина передвижки экскаватора L, м 0,5/2,0 0,5/2,0 0,5/2,0 0,5/2,0 0,5/2,0
Нормальная рукоять и ковш емкостью 0,63 м/> Параметры выемки, м H 3,2/2,3 3,3/2,3 3,3/2,3 3,3/2,3 3,3/2,3 B 9,0/9,1 7,7/9,1 5,5/9,1 4,4/9,1 2,8/9,1 b 1,1/3,4 1,1/4,5 1,1/6,0 1,1/6,8 1,1/7,9 Величина передвижки экскаватора L, м 0,5/2,0 0,5/2,0 0,5/2,0 0,5/2,0 0,5/2,0
Нормальная рукоять и ковш емкостью 0,2 м/> Параметры выемки, м H 3,2/2,3 3,2/2,3 3,2/2,3 3,2/2,3 3,2/2,3 B 8,5/8,7 6,9/8,7 4,8/8,7 3,7/8,7 2,1/8,7 b 0,5/3,0 0,5/4,1 0,5/5,6 0,5/6,4 0,5/7,5 Величина передвижки экскаватора L, м 0,5/2,0 0,5/2,0 0,5/2,0 0,5/2,0 0,5/2,0
Удлиненная рукоять и ковш емкостью 0,4 м/> Параметры выемки, м H 3,9/2,3 3,9/2,3 3,9/2,3 3,9/2,3 3,9/2,3 B 10,7/10,7 8,7/10,7 6,1/10,7 4,8/10,7 2,9/10,7 b 0,9/5,0 0,9/6,1 0,9/7,6 0,9/8,4 0,9/9,5 Величина передвижки экскаватора L, м 0,5/2,5 0,5/2,5 0,5/2,5 0,5/2,5 0,5/2,5
Удлиненная рукоять и ковш емкостью 0,2 м/> Параметры выемки, м H 3,9/2,3 3,9/2,3 3,9/2,3 3,9/2,3 3,9/2,3 B 10,3/10,7 8,3/10,7 5,7/10,7 4,4/10,7 2,4/10,7 b 0,5/5,0 0,5/6,1 0,5/7,6 0,5/8,4 0,5/9,5 Величина передвижки экскаватора L, м 0,5/2,5 0,5/2,5 0,5/2,5 0,5/2,5 0,5/2,5
Примечание. В числителе приведены параметры выемки при минимальнойширине выемки по дну, равной ширине ковша; в знаменателе — при максимальнойширине выемки по верху, которую можно разработать экскаватором за один проход
Производительность экскаватора Э0-3322Б при разработке выемок ипогрузке грунта в автомобили-самосвалы приведена в табл.2.

Таблица 2Производительность
Нормальная рукоять при ковше емкостью, м/>
Удлиненная рукоять при ковше емкостью, м/> 0,5 0,63 0,2 0,4 0,2
Техническая, м/>/ч, в грунтах II группы 78,3 100,0 – – 31,2 IV группы 47,2 – 19,0 37,8 –
Эксплуатационная, м/>/ч, в грунтах II группы 31,3 40,0 – – 12,5 IV группы 18,9 – 7,6 15,1 –
4 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
Основные указания по производству работ
До начала земляных работ предварительно производят планировкуповерхности бульдозером, инструментальную разбивку выемки, прокладываютземлевозные дороги.
Разрабатывают грунт в выемке лобовым забоем. Откос лобовой стенкизабоя принят равным 1:0,5;
При разработке грунта ось проходки экскаватора совмещена с осьювыемки.
Автомобили-самосвалы под погрузку подаст задним ходомустанавливают в соответствии со СНиП на расстоянии 1 м от бровки траншеи стаким расчетом, чтобы угол поворота экскаватора не превышал 70°. При этом учитывают,что радиус выгрузки экскаватора R/>(высота выгрузки 2,4 м); выгрузкав автомобили-самосвалы ЗИЛ-ММЗ-555 составляет: с нормальной рукоятью и ковшамиемкостью 0,5 и 0,63 м/> — 6,6 м; с нормальной рукоятью иковшом 0,2 м/> — 6,7 м; с удлиненной рукоятью и ковшом емкостью 0,4 м — 7,7 м; с удлиненнойрукоятью и ковшом 0,2 м/>-7,6 м.
Откосы боковых стенок выемок, разрабатываемых экскаватором, должныприниматься в соответствии со СНиП в зависимости от вида грунта и глубинывыемки.
Технологическая схема на разработку грунта экскаватором Э0-3322Бприведена на рис.16.
/>
Рис.16. Схема разработки грунта в выемках экскаватором Э0-3322Б:
1- экскаватор ЭО-3322Б; 2 — вешки; 3 — автомобиль — самосвал ЗИЛ-ММЗ 555

5 ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
Схема операционного контроля качества
Разработка котлованов экскаватором
Состав операций и средства контроляЭтапы работ Контролируемые операции Контроль (метод, объем) Документация Подготовительные работы
Проверить:
— выполнение вертикальной планировки поверхности строительной площадки (при необходимости);
— разбивку осей сооружения и границ котлована.
Визуальный
Измерительный Общий журнал работ Механизированная разработка грунта
Контролировать:
— отклонения отметок дна котлована от проектных;
— вид и характеристики вскрытого грунта естественных оснований;
— размеры котлована в плане;
— крутизну откосов.
Измерительный,
точки измерений устанавливаются случайным образом;
на принимаемый участок 1020 измерений
Технический осмотр всей поверхности основания
Измерительный
То же Общий журнал работ
Приемка выполненных
работ
Проверить:
— геометрические размеры котлована;
— отметки и уклоны дна котлована;
— крутизну откосов котлована;
— качество грунтов основания (при необходимости).
Измерительный
То же

Технический осмотр всей поверхности основания Акт освидетельствования скрытых работ Контрольно-измерительный инструмент: нивелир, рулетка, теодолит, шаблон.
Операционный контроль осуществляют: мастер (прораб), геодезист — в процессе работ
Приемочный контроль осуществляют: работники службы качества, мастер (прораб), представители технадзора заказчика.
Технические требования
Размеры котлованов по дну в натуре должны быть не менее установленных проектом.
Минимальная ширина котлованов должна быть не менее ширины конструкции + 0,2 м с каждой стороны, при необходимости передвижения людей в пазухе — не менее 0,6 м.
Котлованы следует разрабатывать, как правило, до проектной отметки с сохранением природного сложения грунтов основания.
Отклонения отметок дна котлованов в местах устройства фундаментов и укладки конструкций:
— при окончательной разработке не должны превышать 5 см;
— при черновой разработке не должны превышать данных, приведенных в таблице:
/>  Вид механизма для разработки грунта Предельные отклонения, см Число измерений 1)одноковшовыми экскаваторами, оснащенными ковшами с зубьями     а) с механическим приводом по видам оборудования:     — драглайн; + 25 20 — прямая лопата; + 10 15 — обратная лопата; + 15 10 б) с гидравлическим приводом; + 10 10 2) одноковшовыми экскаваторами, оснащенными планировочными ковшами, зачистным оборудованием и др. специальным оборудованием для планировочных работ, экскаваторами-планировщиками; + 5 5
На устройство оснований под конструкции следует составлять актосвидетельствования скрытых работ.
Не допускается:
размыв, размягчение, разрыхление или промерзание верхнего слоягрунта основания толщиной более 3 см.
6 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
При работе на экскаваторах следует руководствоваться СНиП12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительноепроизводство» и СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве.Часть 1. Общие требования», а также правилами, изложенными в инструкциипо эксплуатации экскаватора. В забое экскаватор необходимо устанавливать наровной спланированной площадке. Работа на уклонах не разрешается.
При работе прямой лопатой в высоком забое необходимо удалятьнаходящиеся сверху козырьки и крупные камни, поскольку при осыпании грунта онимогут повредить экскаватор и стать причиной несчастного случая.
Запрещается нахождение людей и производство каких-либо другихработ в зоне действия экскаватора; путь передвижения экскаватора в пределахстроительной площадки должен быть заранее спланирован, а на слабых грунтахусилен инвентарными щитами.
Производство земляных работ в зоне расположения подземныхкоммуникаций (газопроводов, электрокабелей и др.) допускается только списьменного разрешения организации, ответственной за эксплуатацию этихкоммуникаций. К разрешению должен быть приложен план (схема) с указаниемрасположения и глубины заложения коммуникаций. До начала работ необходимоустановить знаки, указывающие место расположения подземных коммуникаций.
При приближении к подземным коммуникациям земляные работы должныпроизводиться под наблюдением прораба или мастера, а в непосредственнойблизости от газопровода и кабелей, находящихся под напряжением, кроме того, поднаблюдением работников газового хозяйства и электрохозяйства.
Разработка грунта в непосредственной близости от действующихподземных коммуникаций допускается только вручную лопатами; использовать ломы,кирки и пневмомашины запрещается.
Погрузка грунта в самосвалы экскаватором должна производиться состороны заднего или бокового бока самосвала. Нахождение людей во время погрузкимежду экскаватором и транспортным средством запрещается.
Во время перерывов в работе ковш экскаватора должен быть опущен наземлю. После окончания работы машинист экскаватора обязан не только прочноустановить ковш, но и затормозить экскаватор.
В пределах призмы обрушения запрещаются складирование материалов,движение и установка строительных машин и транспорта, а также установка столбовлиний связи.
Производство работ в траншеях и котлованах, подвергающихсяувлажнению после их полного или частичного отрытия, допускается в том случае,если будут приняты меры предосторожности против обрушения грунта. Для этогопрорабу или мастеру необходимо тщательно осмотреть состояние откосов передначалом работы каждой смены; необходимо обрушить грунт в местах обнаружениянависей и трещин у бровок и на откосах; временно прекратить работы до высыханиягрунта; уменьшить крутизну откосов на участке, где производство работ являетсянеотложным.
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда и технике безопасности для машинистов одноковшовыхгусеничных и пневмоколесных экскаваторов
I. Общие требования
1. К управлению экскаваторов допускаются лица не моложе 18 лет,прошедшие специальный курс обучения и получившие удостоверения на правоуправления экскаватором определенной модели.
2. Каждый экскаватор закрепляется за определенным обслуживающимперсоналом. Один из машинистов назначается старшим (бригадиром).
3. Независимо от прохождения курса обучения весь обслуживающийперсонал должен пройти инструктаж по технике безопасности в соответствии сусловиями работы.
4. Персонал, обслуживающий экскаватор, должен быть в спецодежде ииметь все надлежащие защитные средства. Без этого работать на экскаваторезапрещается.
5. Перед началом смены машинист должен получить точные указания обусловиях работы в порядке выполнения данного ему задания.
6. Обслуживающий персонал не имеет права приступать к работе наэкскаваторе, не убедившись в его полной исправности.
7. Все вращающиеся детали — зубчатые, цепные и ременные передачи,маховики и т. д. — должны быть ограждены кожухами. Пуск экскаватора при снятыхкожухах запрещается.
8. Пуск двигателя и механизмов разрешается только после подачимашинистом сигнала.
9. Во время работы экскаватора всем, кроме машиниста,категорически запрещается находиться на поворотной платформе. Не допускаетсяиметь на поворотной платформе посторонние предметы.
10: Необходимо следить за тем, чтобы во всех шпоночных, болтовых иклиновых соединениях ответственных частей экскаватора была совершенно исключенавозможность их самопроизвольного разъединения.
11. Заправлять двигатель топливом и смазкой следует только приестественном освещении и лишь в случае крайней необходимости ночью сэлектроосвещением (от сети или аккумулятора).
12. Во время заправки топливом запрещается курить, пользоватьсяспичками, керосиновыми фонарями и др. источниками открытого огня. Послезаправки все детали, облитые топливом или смазкой, следует насухо вытереть, апролитое топливо тщательно засыпать песком.
13. Не разрешается пользоваться открытым огнем для подогревадвигателя. При запуске холодного двигателя необходимо налить в радиатор горячуюводу, а в картер — подогретое масло.
14. Воспламенившееся около машины топливо нельзя тушить водой. Дляэтой цели необходимо использовать огнетушитель, который должен быть в кабинеэкскаватора, а также песок, брезент и т. д.
15. Машинист, сдающий смену, обязан предупреждать своего сменщикаобо всех неисправностях экскаватора, обнаруженных им во время работы, а такжеделать записи об этом в журнале.
II. Рабочее место экскаватора
1. Площадка, на которой устанавливается экскаватор, должна бытьхорошо спланирована, освещена и обеспечивать хороший обзор фронта работ.Экскаватор необходимо закрепить во избежание его самопроизвольного перемещения.
2. Расстояние от наружного края гусеницы до бровки траншеи икотлована определяется расчетом на устойчивость откосов, но оно должно быть неменее 1 м.
3. Забой для прямой лопаты должен представлять собой стенку,возвышающуюся над поверхностью стоянки экскаватора с наклоном под угломестественного откоса грунта в сторону от экскаватора. Вертикальные стенки забоядопускаются лишь в плотных грунтах.
4. Для обратной лопаты и драглайна забой должен представлять собойповерхность, находящуюся ниже поверхности стоянки экскаватора, наклонную подуглом естественного откоса грунта в сторону от экскаватора.
5. Для прямой лопаты высота забоя не должна превышать максимальнойвысоты копания ковша. При этом нельзя допускать образования свесов (козырьков),которые могут обрушиться и засыпать людей, обслуживающих экскаватор.
6. Для обратной лопаты и драглайна высота забоя не должнапревышать наибольшую глубину копания при данной установки экскаватора.
7. Машинист обязан следить за состоянием забоя и, если возникаетопасность, что он обрушится, немедленно отвести экскаватор в безопасное место исообщить об этом производителю работ. Пути отхода экскаватора должны бытьпостоянно свободными.
III. Техника безопасности во время работы экскаватора
1. На каждом экскаваторе должны быть вывешены правила управления,ухода за оборудованием и схема пусковых устройств.
2. Заводя пусковой двигатель дизеля, нельзя брать рукоятку вобхват, все пальцы должны быть с одной стороны рукоятки. Запрещается заводитьперегретый пусковой двигатель.
3. Во избежание ожогов руки не следует касаться выхлопной трубыпри запуске и работе пускового двигателя и дизеля. Соблюдать осторожностьследует также тогда, когда открываешь крышку радиатора и спускаешь из негогорячую воду.
4. Недопустимо устранять неисправности при работающем двигателе.
5. Запрещается вносить в кабину экскаватора предметы, размеркоторых, превышает 1,5 м, независимо от того, из какого материала они сделаны,а также хранить в кабине бензин, керосин и др. легковоспламеняющиеся вещества.
6. При грозе работать в экскаваторе или около него, а также в зонекабельной сети, запрещается.
7. Нельзя открывать бочку с бензином, ударяя по пробкеметаллическими предметами.
8. Во избежание несчастных случаев при обрыве подъемного канатаили при аварии рабочего механизма во время работы экскаватора воспрещается,кому бы то ни было находиться в радиусе, равном длине его стрелы плюс 5 м, ноне ближе 15 м от него.
9. Во время работы категорически воспрещается:
а) менять вылет стрелы при заполненном ковше (за исключениемлопат, не имеющих напорного механизма);
б) регулировать тормоза при поднятии ковша;
в) подтягивать при помощи стрелы груз, расположенный сбоку.
10. В случае перерыва независимо от его продолжительности стрелуэкскаватора следует отвести в сторону от забоя, а ковш опустить на грунт.
11. Чистку, смазку и ремонт экскаватора можно производить толькопосле его остановки. При этом двигатель должен быть выключен, а все движущиесяи ходовые части экскаватора — застопорены.
12. Чистка ковша и осмотр головных блоков стрелы производятся сведома машиниста во время остановки экскаватора при спущенном на землю ковше.
13. Если в зоне работы экскаватора расположены подземные кабели,водопроводные и канализационные трубы, а также газопроводы, то обслуживающийперсонал должен быть специально проинструктирован о мерах предосторожности ивести работу под наблюдением представителей технадзора.
14. Производить работы под проводами действующих линийэлектропередач любого напряжения запрещается.
15. В охранной зоне ЛЭП можно работать только по согласованию сэксплуатирующей организацией в том случае, если расстояние по горизонтали междукрайними точками механизма при наибольшем вылете рабочего органа груза иближайшим проводом линии электропередач будет при напряжении 1 кВт — 1,5 м; до20 кВт — 2 м; 35 — 110 кВт-4м; 154 кВт — 5м; 220 кВт — 6 м и 330-500 кВт — 9м.
16. Грунт на автомашину следует грузить со стороны заднего илибокового ее борта. Категорически запрещается проносить ковш над людьми икабиной шофера. Во время погрузки шофер должен выходить из кабины, если она неимеет бронированного щита.
17. Ковш при разгрузке следует опускать как можно ниже, чтобы неповредить автомашины. Нельзя допускать сверхгабаритной загрузки кузова инеравномерного распределения грунта в нем.
18. Между машинистом экскаватора и обслуживающим персоналомтранспортных средств должна быть увязана система сигнализации. Во времяпогрузки на транспортные средства рабочим запрещается находиться в них.
19. Если в забое производят взрывные работы, экскаватор необходимоотвести на безопасное расстояние и повернуть к месту взрыва задней частьюкабины.
20. Дополнительные требования при работе экскаватора с прямой илиобратной лопатой:
а) наполняя ковш, нельзя допускать чрезмерного врезания его вгрунт. Торможение в конце поворота стрелы с заполненным ковшом следуетпроизводить плавно, без резких толчков;
б) поднимая ковш прямой лопаты, нельзя допускать упора его блока вблок стрелы;
в) при опускании стрела или ковш не должны ударяться о раму илигусеницу, а ковш еще и о грунт;
г) при копании в тяжелых грунтах нельзя выдвигать рукоять доотказа;
д) препятствия в забое, которые могут вызвать значительнуюперегрузку ковша или его повреждение, следует обходить путем поворота стрелы;
е) при разработке первой траншеи необходимо следить, чтобы приповороте ковша на разгрузку хвостовая часть экскаватора не задевала за боковуюстенку забоя;
ж) во время экскавации необходимо следить за правильной намоткойканатов на барабан лебедки, чтобы они не перекрещивались на барабане. Нельзянаправлять наматывающиеся канаты руками.
21. При работе драглайном или грейфером:
а) если во время заполнения ковша встречается препятствие, егонеобходимо обойти, подняв ковш. Делать резкие рывки ковшом запрещается;
б) после заполнения ковша его следует немедленно поднять.
22. При работе экскаваторов, оборудованных клин-бабой:
а) зона действия экскаватора от места работы клин-бабы, должнабыть ограждена предупредительными знаками в радиусе 40 м;
б) к работе на экскаваторе, оборудованном клин-бабой, допускаютсятолько экскаваторщики, прошедшие специальный инструктаж по техникебезопасности;
в) перед началом работы необходимо тщательно, проверить креплениеканатов. Канат должен иметь такую длину, чтобы после удара клин-бабы о подошвузабоя на барабане лебедки оставалось не менее двух витков каната;
г) работа с клин-бабой разрешается при наклоне стрелы не менее 60°к горизонту;
д) при осмотре и ремонте, а также замене каната клин-баба должнанаходиться на земле.
IV. Техника безопасности при передвижении экскаватора
1. Самостоятельный спуск и подъем экскаваторов осуществляетсятолько под углом, не превышающим указанный в таблице. Спуск и подъем под угломбольшим, чем указано в таблице необходимо производить при помощи трактора илилебедки в присутствии механика, прораба или мастера.
2. Путь, по которому будет передвигаться экскаватор, должен бытьзаранее выровнен и спланирован, а на слабых грунтах усилен щитами или настиломиз досок, брусьев или шпал. У таких сооружений, как мосты, трубопроводы, насыпии др. необходимо предварительно проверить прочность и получить разрешение отсоответствующей организации на перемещение по ним экскаватора.Марка экскаватора Угол подъема в градусах
Э-153
Э-302
Э-652
Э-1252
16
22
22
20
3. Во время движения экскаватора стрелу его необходимоустанавливать строго по направлению хода, а ковш приподнимать над землей на0,5-0,7 м, считая от нижней кромки ковша. Передвижение экскаватора снагруженным ковшом запрещается.
4. Передвижение экскаватора вблизи и под линиями электропередачдолжно производиться под наблюдением инженерно-технического работника.
7 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
 
Технико-экономические показатели при разработке выемки и погрузкегрунта в автомобили-самосвалы приведены в табл.3.
Таблица 3Наименование
Нормальная рукоять при ковше емкостью, м/>
Удлиненная рукоять при ковше емкостью, м/> 0,5 0,63 0,2 0,4 0,2
Затраты труда на 100 м/>, чел.-ч, в грунтах II группы 3,2 2,5 – – 8,0 IV группы 5,3 – 13,1 6,6 –
Затраты машинного времени на 100м/>, маш — час, в грунтах II группы 3,2 2,5 – – 8,0 IV группы 5,3 – 13,1 6,6 –
Выработка на 1 чел.-день. м/>, в грунтах II группы 256,6 328,0 – – 102,5 IV группы 155,0 – 62,6 124,0 –