Диагностика школьной тревожности

Содержание
  Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты проявления школьной тревожности. 5 1.1. Понятие тревожности. 5 1.   2. Коррекция детской тревожности с помощью различных методов игровой терапии 12 Выводы по главе 1. 22 Глава 2. Эмпирическое исследование. 23 2. 1. Программа эмпирического исследования. 23 2. 2. Интерпретация полученных данных 27 Выводы 31 Заключение 32 Литература 34

Введение                                                                          
 
Каждый думающий человек, живущий в нашемобществе, может понять, на основе своего собственного опыта и наблю­дения заживущими рядом с ним людьми, что тревога является всепроникающим и глу­биннымявлением. Можно предположить, что думающий че­ловек осознает не только болееявные причины, вызывающие тревогу в наши дни, такие, как угроза войны,отсутствие дей­ственного контроля над ядерным оружием и радикальные по­литическиеи экономические перемены; он увидит также ме­нее очевидные, более глубокие и вбольшей степени, касаю­щиеся каждого индивида лично источники тревоги, находя­щиесяв нем самом и свойственные людям, с которыми он об­щается. Это отсутствиесогласия человека с самим собой, от­сутствие психологически принятых ориентирови отсутствие общепринятых ценностей и правил выхода из конфликтных ситуаций.
В настоящее время увеличилось число тревожныхдетей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональнойнеустойчивостью. О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуютспециальные экспериментальные исследования. Так, количество детей с устойчивойтревожностью (1 – 3 классы) в 1990 – 93 гг. составило от 72 до 75 % (длясравнения в 1980 – 83 гг. таких детей было от 12 до 16 %), т.е. если в 80 – егг. количество тревожных детей  среди младших школьников было близко квозрастной норме, то сейчас оно почти в пять раз больше.
Психологическое самоощущение детей, поступающих вшколу, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье,эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженностив контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции.
И родителям и учителям хорошо известно, скольмучительно протекают годы учебы для тревожных детей. А ведь школьная пора — основная и основополагающая часть детства: это время формирования личности,выбора жизненного пути, овладевания социальными нормами и правилами. Если желейтмотивом переживаний школьника оказываются тревога и неуверенность в себе,то и личность формируется тревожная, мнительная. Выбор профессии для такогочеловека основан на стремлении предохранить себя от неудачи, общение сосверстниками и учителями — не в радость, а в тягость… Да и интеллектуальноеразвитие школьника, когда он связан тревожностью по рукам и ногам, несочетается с развитием творческих способностей, оригинальностью мышления,любознательности. Ведь творческий человек — это человек свободный, рискующий.Он не боится предложить новый, нетрадиционный взгляд или решение, хочет идтисвоим путем. Тревожные же люди — рабы давно принятых зачастую устаревших, нозато многократно проверенных жизнью вариантов.
Цель: Выявить уровень тревожности у учащихся 1 класса.
Задачи:
1.  Провеститеоретический анализ исследованной темы.
2.  Провестиэмпирическое исследование.
Объект исследования: учащиеся 1 «б»класса, СШ г. Бологое.
Предмет исследования: тревожность ушкольников
Гипотеза: Наблюдаются гендерныеразличия в проявлении школьной тревожности у учащихся 1 класса.
Методики:
1.   Методика диагностики уровня школьнойтревожности Филипса.

Глава1. Теоретические аспекты проявления школьной тревожности.
1.   1. Понятие тревожности.
Слово«тревожный» отмечается в словарях т с 1771г. Один из авторов полагает, чтослово тревога обозначает трижды повторяющийся сигнал об опасности со стороныпротивника.
Впсихологическом словаре тревожность-это индивидуальная психологическаяособенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство всамых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому непредрасполагают.
Следуетотличать тревогу от тревожности. Если тревога-это эпизодические проявлениябеспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.
Тревожностьне связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется и проявляетсяпочти всегда.
Впсихологической литературе можно встретить разные определения этого понятия,хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматриватьего дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристикус учетом переходного состояния и его динамику.  
Так А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоциональногодискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящейопасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивоесвойство, черту личности или темпераметра.[1]
Поопределению Р. С. Немова, «тревожность – постоянно или  ситуативно проявляемоесвойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытыватьстрах и тревогу в  специфических социальных ситуациях».[2]
Е.Савина, доцент кафедры  психологии Орловского государственного педагогическогоУниверситета, считает, что  тревожность определяется как устойчивоеотрицательное  переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороныокружающих.[3]
По определению С. С. Степанова «тревожность- переживание  эмоциональногонеблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи».[4]
Такимобразом понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, котороехарактеризуется повышенной склонностью  к переживаниям, опасениям ибеспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.
Термин«тревожность» используется также для обозначения относительноустойчивых индивидуальных различий в склонности испытывать это состояние. Вэтом случае тревожность означает черту личности. Тревожность как черта, илиличностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но ееуровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивидавозникает состояние тревоги.
Помировой статистике, обычная «норма тревожности» — 15%, в России — 60-75%.
КЛАССИФИКАЦИЯВИДОВ ТРЕВОЖНОСТИ
Выделяют два основныхвида тревожности. Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность,т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызываетбеспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддвериивозможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние  не толькоявляется вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступаетсвоеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно иответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным являетсяскорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезныхобстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всегосвидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточнойсформулированности самосознания.
Другой вид – такназываемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностнаячерта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самыхразличных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этомуне располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха,неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие какнеблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постояннонаходится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контактыс окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный.Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженнойсамооценки и мрачного пессимизма.
У детей дошкольноговозраста доминирует ситуативная тревожность.
ПРИЧИНЫТРЕВОЖНОСТИ
Средипричин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной –это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями,особенно с матерью. Так отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у неготревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке изащите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальнойлюбви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»). Неудовлетворениепотребности ребенка в любви будут побуждать его добиваться ее удовлетворениилюбыми способами.
Детскаятревожность может быть следствием и симбиотических отношений ребенка с матерью,когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его оттрудностей и неприятностей жизни. Она «привязывает» к себе, предохраняя отвоображаемых, несуществующих опасностей. В результате ребенок испытываетбеспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится.Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость.
Однойиз самых частых причин тревожности является завышенные требования к ребенку, негибкая,догматическая система воспитания, не учитывающая собственную активностьребенка, его интересы, способности и склонности. Наиболее распространеннаясистема воспитания — «ты должен быть отличником». Выраженныепроявления тревоги наблюдаются у хорошо успевающих детей, которых отличаютдобросовестность, требовательность к себе в сочетании с ориентацией на отметки,а не на процесс познания. Бывает, что родители ориентируют на высокие, недоступные ему достижения в спорте, искусстве, навязывают ему (если это мальчик)образ настоящего мужчины, сильного смелого, ловкого, не знающего поражений, несоответствие которому (а соответствовать этому образу невозможно) больно бьетпо мальчишескому самолюбию. К этой же области относится навязывание ребенкучуждых ему (но высоко ценимых родителями) интересов, например как туризм,плавание. Ни одно из этих занятий само по себе не плохо. Однако выбор хоббидолжен принадлежать самому ребенку. Принудительное участие ребенка в делах,которые не интересует школьника, ставит его в ситуацию неизбежного неуспеха.
Стремясьвыработать у ребенка такие качества как добросовестность, послушание,аккуратность, учителя нередко усугубляют и без того нелегкое положение ребенка,увеличивая пресс требований, невыполнение которых влечет для него внутреннеенаказание. Без сомнения, добросовестное отношение к делу необходимо, однакодело школьника (учение) — особое дело, в котором процесс важнее результата ислабо с ним связан. Если рабочий трудится прежде всего ради результата,например ради производства какой-либо детали, то ребенок учится не для того, чтобы решить ту или иную задачу: она давно решена и ответ помещен в концезадачника. Смысл учения — в самом процессе учения и развития, ориентация нарезультат, а тем более на отметку как конечную цель всех стараний школьника всочетании с завышенными требованиями родителей способствует перенапряжению егосил, извращают их направленность. От отметки часто зависит отношение к ребенкузначимых для него людей. Ребенок чувствует, что отношение к нему прямопропорционально его успеваемости, и оценки становятся средством достигнутьрасположения родителей, учителей, одноклассников.
Самаинтенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочекразличны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чемдевочки. В девять-одиннадцать лет интенсивность переживаний у обоих половвыравнивается, а после двенадцати лет общий уровень тревожности у девочек вцелом возрастает, а у мальчиков несколько снижается, хотя именно средимальчишек встречаются ребята с серьезными нарушениями в этой сфере.
Кореньдетской тревожности — не открытое пренебрежение интересам ребенка, анеустойчивая, неуверенная, а порой и просто самообманная любовь порождают в немвнутренний конфликт. Как же иначе — он то близок, то далек, то одарен всемимилостями, то отвергнут и наказан — и сам не знает за что. Суть тревоги — внутреннее противоречие детской души. Ребенок буквально ощущает в себепротивоположные силы: одна тянет его к родителям, другая — отталкивает. Онощущает любовь (по крайней мере, видит ее признаки), но одновременно чувствуети постоянный страх потерять эту любовь. Он не верит в ее надежность. Такойстрах страшнее любого наказания.
ОСОБЕННОСТИПОВЕДЕНИЯ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА
Тревожные дети отличаютсячастыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количествомстрахов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку,казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особойчувствительностью. Так, ребенок может тревожиться: пока он в саду, вдруг смамой что-нибудь случится.
Тревожные дети нередкохарактеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожиданиенеблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьиродители ставят перед ними непосильные задачи, требуя этого, что дети выполнитьне в состоянии, причем в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают(«Ничего ты делать не умеешь! Ничего у тебя не получается!»).
Тревожные дети оченьчувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться оттой деятельности, например рисования, в которой испытывают затруднения.
У таких детей можнозаметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятийэто живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты инапряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим и глухим голосом, могут даженачать заикаться. Речь их, может быть как очень быстрой, торопливой, так изамедленной, затрудненной. Как правило, возникает длительное возбуждение:ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь.
Тревожные дети имеютсклонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти,сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом). Манипуляция ссобственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают.
Распознать тревожныхдетей помогает рисование. Их рисунки отличаются обилием штриховки, сильнымнажимом, а также маленькими размерами изображений. Нередко такие дети«застревают» на деталях, особенно мелких.
У тревожных детейсерьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидитаккуратно, старается не делать лишних движений, не шуметь, предпочитает необращать на себя внимание окружающих.  Таких детей называют скромными,застенчивыми. Родители сверстников обычно ставят их в пример своим сорванцам:«Смотри, как хорошо ведет себя Саша. Он не балуется на прогулке. Он каждый деньаккуратно складывает игрушки. Он слушается маму». И, как ни странно, весь этотперечень добродетелей бывает правдой – эти дети ведут себя «правильно».
Но некоторых родителейволнует поведение своих детей. «Саша совсем не любознательный. Любит делатьтолько то, к чему привык.  Никак не удается заинтересовать его чем-то новым.«Люба очень нервная. Чуть что – в слезы. И не хочет играть с ребятами – боится,что они поломают ее игрушки». «Алеша постоянно жмется к маминой юбке – неоттащишь».
Таким образом, поведениетревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такиедети живут в постоянном напряжении, все время, ощущая угрозу, чувствуя, что влюбой момент могут столкнуться с неудачами.
   
  Важное место в современной психологии занимает изучениегендерных аспектов       тревожного поведения. Замечено, что интенсивностьпереживания тревоги,       уровень тревожности у мальчиков и девочек различны.В дошкольном и младшем       школьном возрасте мальчики более тревожны, чемдевочки. Это связано с тем,       с какими ситуациями они связывают своютревогу, как ее объясняют, чего       опасаются. И чем старше дети, темзаметнее эта разница. Девочки чаще       связывают свою тревогу с другимилюдьми. К людям, с которыми девочки могут       связывать свою тревогу,относятся не только друзья, родные, учителя.       Девочки боятся такназываемых «опасных людей» — пьяниц, хулиганов и т. д.
      Мальчики же боятсяфизических травм, несчастных случаев, а также       наказаний, которые можноожидать от родителей или вне семьи: учителей,       директора школы и т.д.[5]
      Особенно остройпроблема тревожности является для детей подросткового       возраста. В силуряда возрастных особенностей подростничество часто       называют«возрастом тревог». Подростки тревожатся по поводу своей      внешности, по поводу проблем в школе, взаимоотношений с родителями,       учителями,сверстниками. И непонимание со стороны взрослых только       усиливаетнеприятные ощущения. 2.   2. Коррекция детской тревожности спомощью различных методов игровой терапииПрограмма«Самочувствие»
Данная программапредставляет собой набор игр, объединенных в два цикла и направленных наснижение уровня тревожности у детей.
Первый цикл включает всебя игры, основная цель которых – снижение уровня тревожности, выработка уребенка уверенности в своих силах и повышение навыков самоконтроля
Второй цикл включает всебя игры, основная цель которых – помочь ребенку осознать собственные чувства,переживания и освоить новые эффективные социально приемлемые стратегииповедения.
Каждое занятие можетвключать в себя либо одну игру, как представлено в программе, либо комбинациюнескольких игр на усмотрение психолога. Проведение занятий требует отдельногопомещения, желательно расположенного вдали от музыкального и спортивного зала иот других источников повышенного шума.
Первый цикл
Занятие 1. «Игра врисунки»
Занятие 2. «Разрываниебумаги»
Занятие 3. «Игра ссекундомером»
Занятие 4. «Представь,что ты это можешь»
Занятие 5. «Игра с глиной(тестом, пластилином)»
Занятие 6. «Волшебныйковер»
Занятие 7. «Спрятанныепроблемы»
Второй цикл
Занятие 8. «Чувства»
Занятие 9. «Мир чувств»
Занятие 10. «Направленнаявизуализация»
Занятие 11. «Сочинениеисторий с помощью предметов»
Занятие 12. «Стройка»
Занятие 13. «Фотоальбом»
Первыйцикл
«Игра врисунки»
Первая встреча спсихологом, как правило, вызывает у детей тревогу или усиливает имеющеесячувство тревожности. «Игра в рисунки» позволяет снизить у ребенка уровеньтревоги для повышения эффективности дальнейшей работы.
В начале проведения игрыпсихолог спрашивает у ребенка, играл ли он когда-нибудь в рисунки, и при этомначинает рисовать и одновременно комментировать. Со словами: «Нарисуем-кадомик», – он рисует квадрат, а в нем два квадратика поменьше (окна) ипрямоугольник посередине (дверь). «Это – обычный домик, с двумя окнами, крышейи трубами» (треугольник – крыша, два прямоугольника – трубы).
«В этом домике жилмальчик (девочка)». Далее психолог обращается к ребенку: «Как звали этогомальчика (девочку)?» Если ребенок не отвечает, психолог говорит сам иобращается к ребенку, чтобы тот подтвердил. Для примера возьмем имя Саша.
«Саша жил в доме сосвоими родителями. Однажды они купили ему щенка». Психолог обращается кребенку: «Как же Саша назвал щенка?» Ребенок может предложить какую-нибудькличку. Если он этого не делает, психолог сам ее предлагает. «Назовем егоРексом. Однажды Саша вернулся из садика и не нашел дома Рекса. Он вышел наулицу поискать собаку». Психолог проводит прямую линию от двери вниз.
Затем он обращается кребенку: «Как ты думаешь, нашел Саша там свою собачку?» Если ребенок отвечает«нет» или молчит, психолог продолжает рассказ. Если ребенок отвечает «да»,психолог говорит: «Подойдя к собачке, Саша увидел, что она только похожа наРекса, но это не Рекс». Затем продолжает рассказ: «Саша стал дальше искатьРекса». Психолог проводит несколько линий до тех пор, пока не получится что-топохожее на четыре лапы, и тогда говорит: «Саша вспомнил, что Рекс любит гулятьв парке и пошел туда». При этом нужно провести линию немного вверх, а затем всторону, чтобы было похоже на хвост. «Саша ходил по парку (завитушка на хвосте),но так и не нашел Рекса. И тогда он пошел домой». Здесь можно спросить, какоенастроение было у Саши, как быстро он шел домой, что делал по дороге. Затемпсихолог проводит горизонтальную линию влево и соединяет парк (хвост) и дом(голова собаки). В итоге должен получиться рисунок, похожий на собаку. Затемпсихолог спрашивает: «Что случилось с нашим рисунком?» Если ребенок отвечает,психолог завязывает с ним разговор. Если он молчит, то психологу самому нужносказать, что рисунок превратился в собачку. Затем можно предложить ребенкупорисовать самому.
«Игра в рисунок» позволяет ребенку снизить уровеньтревожности и дает возможность установить положительные взаимоотношения ребенкас психологом.
«Разрывание бумаги»
Данная игра способствуетснижению напряжения, дает ребенку возможность выразить эмоции и снизитьсостояние тревоги у детей.
Для работы необходимоиметь старые газеты или любую другую ненужную бумагу. В начале игры психологможет, не объясняя правил, просто предложить ребенку рвать бумагу. Затем он самберет газету и начинает ее рвать и бросать кусочки в центр комнаты, говоря приэтом ребенку, что размер кусочков не важен. Если ребенок не подключается сразук работе, его нельзя заставлять. Психолог может встать спиной к ребенку, делаявид, что не замечает его. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча вцентре комнаты становится большой, психолог предлагает ребенку поиграть скусочками и начинает энергично подбрасывать их вверх, разбрасывать по комнате.
«Игра с секундомером»
Эта игра проводится длятого, чтобы ребенок овладел навыками самоконтроля. В результате у ребенкаповысится мотивация контроля за своими реакциями и он получит возможностьпочувствовать удовлетворение от результата выполненного действия.
Для проведения игрыпонадобятся секундомер, фишки, принадлежности для рисования, кубики. Ребенкупредстоит выполнить одну из двух задач: построить из кубиков башню илираскрасить сделанное по трафарету изображение.
Начиная игру ссекундомером, психолог говорит: «Сейчас я тебе дам десять фишек. Вот кубики.Тебе за 10 минут нужно построить башню. Если ты будешь отвлекаться, то неуспеешь. При этом каждый раз, как только ты отвлечешься, начнешь разговаривать,задавать мне вопросы или заниматься чем-нибудь другим, ты будешь отдавать мнепо одной фишке. Если же ты справишься с заданием за 10 минут, я дам тебе еще 10фишек. Когда наберешь 30 фишек, ты выиграешь и получишь приз».
Усложнение игры состоит втом, что после нескольких занятий (когда ребенок научится не отвлекаться)психолог во время выполнения задания нарочно отвлекает ребенка. При этомпоследнему дается инструкция не обращать на терапевта внимание. Последующиевозможные усложнения игры связаны с удлинением времени выполнения задания на 5минут.
 «Представь, что тыэто можешь»
Упражнение используется сцелью выработки у ребенка уверенности в своих силах. Ребенку предлагается непросто что-то сделать, а представить, что он может это сделать и показать.Например, если попросить ребенка завязать шнурки, он может отказаться. В этомупражнении психолог просит его представить, что он может завязать шнурки ипоказать, как это делается.
В воображаемой игровойситуации ребенок чувствует себя более свободно и не опасается, что у негочто-то не получится. Причем в данном случае для ребенка является более ценнымсам процесс самостоятельного действия, чем его результат.
«Игра с глиной(тестом, пластилином)»
Для проведения игрынеобходимо иметь пластичный материал (глину, тесто, пластилин), набор формочек(позволяющих отразить разнообразные эмоционально значимые темы), скалку,различные изобразительные и поделочные предметы (камушки, перья, зубочистки,карандаши, стеки, молоток, пластмассовый нож).
Вначале ребенку даетсявозможность изучить свойства предоставленного ему материала, поиграть с ним.При этом психолог может также играть с материалом. Как правило, вначале ребенокнекоторое время играет с материалом и предметами, изучая их свойства и наблюдаяза реакцией терапевта. Затем он переходит к основному этапу работы – созданиюопределенных образов. Работа каждого ребенка с материалом индивидуальна,поэтому психологу нужно вести себя достаточно чутко и осторожно, чтобы выбратьоптимальный момент для того, чтобы вмешаться в процесс детского творчества.
Существуют два основныхспособа работы детей с материалом:
1.   Создание единичных символическихобразов.
2.   Создание набора фигур илиизображений, которые используются для ролевой игры.
Данная игра позволяетребенку снизить уровень тревожности, ослабить и снять эмоциональное ифизическое напряжение.
«Волшебный ковер»
Игра направлена на снятиеу ребенка напряжения, скованности и на снижение уровня тревожности.
Для проведения игрынеобходимо иметь маленький легкий коврик, который ребенок мог бы легкоперемещать, но в то же время мог уместиться на нем сидя и лежа.
Психолог предлагаетковрик ребенку и говорит, что это не простой коврик, а волшебный, и в данныймомент он превратился в дом (больницу, садик, кроватку и т. д. в зависимости отпроблемы ребенка). Затем психолог предлагает поиграть на этом коврике и сам включаетсяв игру, беря на себя роль мамы (воспитателя или другого человека в зависимостиот проблемы ребенка).
«Спрятанные проблемы»
Большинство тревожныхдетей склонны держать в себе тревожные переживания. Эта игра позволит ребенкупроявить свои чувства, снизить уровень тревожности и подготовиться к играмвторого цикла.
Для проведения игрыпонадобятся пустая емкость с крышкой (ящичек, коробка), фломастеры, бумага.Психолог проделывает в крышке отверстие, чтобы туда можно было просунутьнебольшой лист бумаги. Затем он предлагает ребенку нарисовать, что или кто еготревожит (пугает), рассказать об этом, а потом бросить в «почтовый ящик», т.е.спрятать проблему. Если у ребенка недостаточно развиты изобразительные навыкиили он отказывается рисовать, можно предложить ему рассказать о своей проблеме,затем дунуть на чистый листочек («вложить» в него проблему) и «спрятать» ее в«почтовом ящике».
После занятия можноспросить ребенка, что он хочет сделать с содержимым ящика. Если ребенокзатрудняется с ответом психологу нужно предложить различные варианты:выбросить, порвать, смять, сжечь и т.д.
Второй цикл
«Чувства»
Основная цель игры –помочь ребенку в выражении чувств и обучение соотнесению эмоциональныхсостояний с их рисуночными изображениями.
Для проведения игрыпсихологу необходимо подготовить кубики с нарисованными на них лицами,изображающими различные чувства (радость, злость, печаль, веселье, обида идр.).
На первом этапе психологзнакомит ребенка с изображениями, называя чувства. Затем он просит ребенкапоказывать ему кубик и называть, какое чувство на нем нарисовано. При этомвовсе не обязательно, чтобы ребенок называл именно то чувство, котороепервоначально было закреплено за изображением.
На следующем этапепсихолог предлагает ребенку построить башню или дом из кубиков. При этомребенку необходимо брать любой кубик, называть чувство, которое на немизображено, а затем использовать его для постройки.
Усложнение игрызаключается в том, что ребенку предлагается не только назвать чувство, котороеизображено на кубике, но и рассказать, в какой ситуации он испытывал(испытывает, мог бы испытывать) это чувство.
«Мир чувств»
Данная игра позволяетребенку ощутить безопасную дистанцию, необходимую для словесного описания своихпереживаний. Вовлечение в игру способствует снятию психологических защит и вусловном игровом контексте делает возможным словесное описание ребенком своихпереживаний. Кроме того, игра позволяет ребенку отреагировать свои чувства,которые он осознает, но не может выразить словами.
В ходе игры психолограсполагается на уровне ребенка: либо за столом, либо на полу. У него имеются 8листов бумаги размером 10×15 см, а также маркер и стаканчик с фишками. Этомогут быть крышки от бутылок, кружочки, вырезанные из цветного картона, илиигральные фишки.
В начале игры ребенкапросят перечислить все знакомые ему чувства. При этом психолог с помощьюрисунков на листе бумаги схематично передает это чувство (например, радость –улыбка, грусть – слеза и т. д.). Психолог старается, прежде всего, выяснить течувства, которые связаны с имеющимся нарушением у ребенка. При затруднениисловесного выражения чувства психолог может подсказать ребенку варианты. Послетого как все 8 листов заполнены, психолог располагает их перед ребенком. Затемпсихолог рассказывает какую-либо историю, при этом он кладет фишки на текартинки, которые соответствуют его чувствам. Задание можно несколькоусложнить, если с помощью фишек передавать интенсивность и силу чувства: чемсильнее чувство, тем больше фишек на одной картинке.
Следующие истории ребенокрассказывает сам, а психолог кладет фишки на соответствующие рисунки. Если дляпередачи чувств не хватает изображений, их можно нарисовать дополнительно.Данная игра особенно эффективна при работе с тревожными детьми: она позволяетразобраться в причинах, вызывающих у ребенка тревожное состояние.
«Направленнаявизуализация»
В основе этой игры лежитметод релаксации. При использовании этой игры в работе с детьми вначаленеобходимо применять упражнения, направленные на достижение сфокусированноговнимания на фоне релаксации, а затем вызывать у ребенка зрительные образы.
При использовании этогометода ребенок получает контроль над собственным телом и чувствами, но толькопри условии, что он способен к последовательному выполнению простых заданий ине сопротивляется релаксации.
Ребенку предлагаетсярасположиться в специальном, удобном кресле или на кроватке. Затем ребенкапросят сконцентрироваться поочередно на каждой группе мышц (ноги, руки, тело,лицо), попеременно напрягая и расслабляя их. В конечном итоге достигаетсярасслабление всех мышц. Хотя глубокая мышечная релаксация способствуетуспешному проведению направленной визуализации, на начальных этапах работы илипри работе с маленькими детьми (которым трудно сохранять неподвижное положение)достаточно просить ребенка просто выполнять задания, связанные с фокусировкойвнимания на разных мышечных группах. Следует учить ребенка достигать релаксациис открытыми глазами. Это поможет ему в дальнейшем активизировать свое воображениев условиях, не способствующих погружению в глубокую релаксацию.
«Сочинение историй спомощью предметов»
Эта игра позволяетребенку определиться со своими чувствами и осознать последствия своих действийв той или иной ситуации.
Для проведения игрыпонадобятся пять или шесть предметов. Эти предметы кладут перед ребенком иобъясняют, что ему нужно придумать о них историю, причем история должна бытьинтересной и должна чему-то учить. После этого ребенок выбирает предмет ипридумывает о нем историю. Во время рассказывания психолог можетпроанализировать, с каким героем идентифицирует себя ребенок, какие приписываетему чувства и поступки, насколько они реальны. Затем психолог пересказываетисторию, придуманную ребенком.
Основная цель сочиненияребенка и его пересказа психологом заключается в предоставлении ребенкувозможности понять свои чувства и осознать последствия своих действий.
«Стройка»
Данная игра поможетребенку научиться вербально и невербально выражать свои эмоции.
Для проведения игрынеобходимы кубики, используемые в качестве строительного материала. Психологобъясняет ребенку, что они вместе будут строить дом (заборчик, башню и т. п.).Но прежде чем положить кубик, ребенку нужно рассказать, что его раздражаетбольше всего. Только после этого он может положить свой кубик. Затем психологделает то же самое. В следующий раз ребенок может рассказать, что ему большевсего нравится, затем — что его веселит, от чего ему грустно, чего он боится ит. д. «Фотоальбом»
Данная игра позволяет нетравмирующим ребенка образом выяснить его чувства по поводу определенныхсобытий и значимых для него людей, а также помогает ребенку выразить своичувства.
Для проведения игрынеобходимо попросить родителей, чтобы они подобрали и принесли семейныефотографии, на которых достаточно четко были бы изображены близкие родственникиребенка и, по возможности, жизненные ситуации, отражающие различные стороныжизни ребенка. Также понадобятся ножницы, клей, фломастеры, бумага, скотч.
Принесенные фотографиираскладываются на полу, чтобы их можно было хорошо видеть. Затем психотерапевтзадает ребенку вопросы, касающиеся изображенных на фотографиях людей. Послечего выявляются фотографии, которые ребенку почему-либо не нравятся. Психолограсспрашивает ребенка, что именно на них ему не нравится, и просит сделать так,как ему бы понравилось: разрисовать фотографии, вырезать тех людей, которые емуне нравятся, приклеить тех, которые нравятся, и т.д. Если ребенок не обладаетдостаточными техническими навыками, психолог может помочь ему в изменениифотографий. Измененные фотографии складываются в отдельный «фотоальбом».
Подобную игру можнопроводить несколько раз в течение всего процесса коррекции для отслеживаниятого, изменяется ли отношение ребенка к близким родственникам. Переделанныефотографии могут служить также достаточным информационным материалом. Сразрешения ребенка этот «фотоальбом» можно показать родителям.
Дляснятия тревожности у младших школьников существуют целые комплексы приемов,упражнений. Однако центральную роль играют два метода.
1. Методпоследовательной десенсибилизации. Суть его состоит в том, что ребенкапомещают в ситуации, связанные с областью, вызывающей у него тревогу и страх,начиная с тех, которые могут лишь немного волновать его, и кончая теми, которыевызывают сильную тревогу, возможно, даже испуг. Для снятия напряжения ребенкупредлагают сосать конфету.
2. Метод«отреагирования» страха, тревоги, напряжения. Осуществляется с помощьюигра-драматизации «в очень страшную, страшилищную школу», где сначала с помощьюкукол-петрушек а затем без них в форме театральных этюдов дети изображаютпугающие их ситуации школьной жизни, причем все пугающие моменты должны бытьдоведены до крайней степени («так, чтобы зрителям было очень страшно»). Крометого, можно применять приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах», причемакцентироваться должна школьная тематика. В ходе этой работы всяческипоощряются попытки юмористического, карикатурного изображения ситуаций.
Выводы по главе 1.
Состояниечистой или как говорят психологи, «свободно плавающей», тревогикрайне трудно перенести. Неопределенность, неясность источника угрозы делаетпоиск выхода из положения очень трудным, сложным. Испытывая гнев, я могубороться. Испытывая печаль, я могу искать утешения. Но в состоянии тревоги я немогу ни защищаться, ни бороться, потому что не знаю против чего бороться изащищаться.
Кактолько возникает тревога, в душе ребенка включается целый ряд механизмов,которые «перерабатывают» это состояние во что-то другое, пусть тоженеприятное, но не столь невыносимое. Такой ребенок может внешне производитьвпечатление спокойного и даже самоуверенного, но необходимо научитьсяраспознавать тревожность и «под маской».
Надпроблемой «тревожности» у детей, работали многие психологи.
Так,например, Рогов Евгений Иванович разработал  коррекционную работу  с учащимися,испытывающие так называемую открытую тревогу, Рогов Е.И. предлагают рядприемов, например «приятное воспоминание», где школьнику предлагаетсяпредставить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление икак можно ярче, стараясь  вспомнить все ощущения или прием «Улыбка», где даютсяупражнения  для расслабления мышц лица.
РаисаВикторовна Овчарова выделила способы преодоления тревожности у детей, где работа педагога по снятию тревожности и страхов может проводитьсянепосредственно  в ходе учебных занятий, когда используются отдельные методы иприемы.
А. М.Прихожан  разработал методы и приемы  психокоррекционной работы с тревожностью,описал работу  по психологическому просвещению родителей и учителей. Им былиразработаны коррекционные программы
-Программадля детей, поступающих в школу.
-Программадля учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.
-Программапо развитию  уверенности в  себя и способности к самопознанию  и др.
Е.Савина и Н. Шанина разработали рекомендации воспитателю детского сада,следование которым позволяет уменьшить или предотвратить детскую тревожность.
МаргаритаИвановна Чистякова в своей книжке « Психогимнастика» разработала упражнения нарелаксацию, как отдельных мышц, так и всего тела, которые будут весьма полезныдля тревожных детей.
Доктор психологии Мэри Аворд (США) представила  комплекс упражнений для мышечной релаксации. Техника работы с детьми включает  в себя как  физическоенапряжение, так и визуализации                             (некоторыепредставления).
ПсихологиР. Тэммла, М. Дорне, В. Амена разработали тест тревожности, целькоторого-исследование тревожности ребенка по отношению  к ряду типичных длянего  жизненных ситуациях общения с другими людьми.
Глава 2. Эмпирическое исследование.
2. 1. Программа эмпирического исследования.
Исследованиебудет проводиться в 1 классе средней школы г. Бологое. В исследовании участвуют7 человек, в возрасте от 7 до 8 лет. Из них 4 девочки и 3 мальчика.
Будетпроводиться методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса, с цельюизучения уровня и характера тревожности у учащихся младшего школьного возраста.
Методика 1.
Цель: Выявить гендерные различия впроявлении школьной тревожности.
Тест предназначен для изучения уровняи характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднегошкольного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитыватьсяшкольникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуетсяоднозначно ответить «да» или «нет».
Инструкция:
«Ребята, сейчас Вам будет предложенопросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе.Старайтесь отвечать искренне и правдиво,   здесь нет верных или неверных,хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
На листе для ответов вверху запишитесвое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ«+», если Вы согласны с ним, или
«-» если не согласны.
Текст опросника
1.  Трудно пи тебе держаться на одномуровне со всем классом?
2.  Волнуешься ли ты, когда учительговорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3.  Трудно ли тебе работать в классе так,как этого хочет учитель?
4.  Снится ли тебе временами, что учительв ярости от того, что ты не знаешь урок?
5.  Случалось ли, что кто-нибудь изтвоего класса бил или ударял тебя?
6.  Часто ли тебе хочется, чтобы учительне торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что онговорит?
7.  Сильно ли ты волнуешься при ответеили выполнении задания?
8.  Случается ли с тобой, что ты боишьсявысказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
 9.   Дрожат ли у тебя колени, когдатебя вызывают отвечать?
10.  Часто ли твои одноклассники смеютсянад тобой, когда вы играете в разные игры?
11.  Случается ли, что тебе ставят болеенизкую оценку, чем ты ожидал?
12.  Волнует ли тебя вопрос о том, неоставят ли тебя на второй год?
13.  Стараешься ли ты избегать игр, вкоторых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
14.  Бывает ли временами, что ты весьдрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15.  Часто ли у тебя возникает ощущение,что никто из этих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
16.  Сильно ли ты волнуешься перед тем,как начать выполнять задание?
17.  Трудно ли тебе получать такиеотметки, каких ждут от тебя родители?
18.  Боишься ли ты временами, что тебестанет дурно в классе?
19.  Будут ли твои одноклассники смеятьсянад тобой, ты сделаешь ошибку при ответе?
20.  Похож ли ты на своих одноклассников?
21.  Выполнив задание, беспокоишься ли тыо том, хорошо ли с ним справился?
22.  Когда ты работаешь в классе, уверенли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23.  Снится ли тебе иногда, что ты в школеи не можешь ответить на вопрос учителя?
24.  Верно ли, что большинство ребятотносится к тебе дружески?
25.  Работаешь ли ты более усердно, еслизнаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатамитвоих одноклассников?
26.  Часто ли ты мечтаешь о том, чтобыпоменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27.  Боишься ли ты временами вступать вспор?
28.  Чувствуешь ли ты, что твое сердценачинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твоюготовность к уроку?
29.Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто- нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты себячувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особымвниманием?
31.                                                                                                                                                                  Бываетли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
32.            Какты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются сучебой?
33.            Похожели на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
34.            Частоли ты боишься выглядеть нелепо?
35.            Доволенли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36.            Помогаетли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
37.            Волновалоли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38.            Надеешьсяли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
39.            Считаешьли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники?
40.            Частоли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
41.            Обладаютли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят вклассе?
42.            Злятсяли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43.            Доволенли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
44.            Хорошоли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45.            Высмеиваютли временами твои одноклассники твою внешность и  поведение?
46.            Думаешьли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47.            Еслиты не можешь ответить, когда тебя спрашивают,
чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48.            Когдавечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, чтобудет завтра в школе?
49.            Работаянад трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи,которые хорошо знал раньше?
50.    Дрожит ли слегка твоярука, когда ты работаешь над заданием?
51.    Чувствуешь ли ты, чтоначинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классузадание?
52.    Пугает ли тебя проверкатвоих знаний в школе?
53.    Когда учитель говорит,что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишьсяним?
54.    Снилось ли тебевременами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
55.    Когда учитель объясняетматериал, кажется ли тебе, твои дноклассники понимают его лучше, чем ты?
56.    Беспокоишься ли ты подороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
57.    Когда ты выполняешьзадание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
58.    Дрожит ли слегка твоярука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
2. 2. Интерпретация полученныхданных
По методике Филипса былопределен уровень школьной тревожности. Результаты тестирования приведены вприложении. 
Таблица 1.
Общее число несовпадений по всему тесту.Порядковый № испытуемого
Общий результат по тесту
% 1 Ира 29,3 2 Никита 55,2 3 Настя 55,2 4 Марина 24,1 5 Оксана 32,7 6 Дима 49,9 7 Валера 39,6
Таблица 2.
Общий средний результат по тесту Филлипсадевочки мальчики 35,3 48,2
Таблица 3.
Число совпадений по каждому из 8 факторов.№ Факторы тревожности 1 2 3 4 5 6 7 8 1 22,7 54,5 30,7 33,3 33,3 75 2 81,8 27,3 38,4 16,6 83,3 80 80 62,5 3 72,7 36,4 38,5 83,3 83,3 60 40 50 4 36,3 45,4 53,8 66,6 33,3 40 20 50 5 36,4 36,4 30,7 33,3 66,6 40 20 37,5 6 49,9 36,3 53,8 49,9 49,9 60 60 50 7 49,9 36,3 53,8 16,6 33,3 60 20 62,5 Общее среднее
49,9
38,9
42,8
42,8
54,7
48,5
34,3
55,4
 
Условные обозначения:
1.    Общая тревожность в школе;
2.    Переживания социального страха;
3.    Фрустрация потребности в достижении успеха;
4.    Страх самовыражения;
5.    Страх ситуации проверки знаний;
6.    Страх не соответствовать ожиданиям окружающих;
7.    Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;
8.    Проблемы и страхи в отношениях с учителями.
Можно ли утверждать, чтоодна из выборок превосходит другую по уровню тревожности?
Подсчет ранговых сумм по выборкам учеников 1 класса
 (мальчики и девочки).Девочки (n1 = 4) Мальчики (n2 =3) Показатель тревожности ранг Показатель тревожности ранг 32,7 3 55,2 6,5 29,3 2 39,6 4 24,1 1 49,9 5 55,2 6,5
/>Суммы    141,3
12,5
144,7
15,5
Средние  35,3
 
48,2
 
Общая сумма рангов: 12,5+ 15,5 = 28
Расчетная сумма:
               7·(7+1)             7·8
Σ (R1) = ————— = ——— = 28
                   2                     2
Равенство реальной ирасчетной сумм соблюдено.
Мы видим, что по уровнютревожности более «высоким» рядом оказывается выборка мальчиков. Именно на этувыборку приходится большая ранговая  сумма: 15,5.
Теперь мы готовысформулировать гипотезы:
Н0: Группа мальчиков не превосходит группу девочек по уровнютревожности.
Н1: Группа мальчиков превосходит группу девочек по уровнютревожности.
В соответствии соследующим шагом алгоритма определяем эмпирическую величину U по формуле: 
     
                        nx · (nx + 1)
U = (n1 · n2) + ————— — Tx
                              2
где  n1 – к -во испытуемых по выборке 1.
n2  – к — во испытуемых по выборке 2.
Тх – большая из двух ранговых сумм.
nx – х-во испытуемых в группе с большейсуммой рангов.
                             3·(3+1)
 Uэмп = (4·3) +————— — 15, 5 = 2, 5
                                 2
Поскольку в нашем случае n1 ≠ n2, подсчитаем эмпирическую величину U и для ранговой суммы (12,5),подставляя в формулу соответствующее ей nx:
                             4·(4+1)
 Uэмп = (4·3) +————— — 12,5 = 9,5
                                 2
Для сопоставления скритическим значением выбираем меньшую величину U:  Uэмп = 2, 5
По Таблице 2, Приложение1 определяем критические значения для соответствующих n, причем меньшее n принимаем за n1 (n1 = 3)и отыскиваем его в таблице. Большее n принимает за n2 (n2 = 4)и отыскиваем его в таблице.
                   Uкр = {
Мы можем констатироватьдостоверные различия, если Uэмп ≤ Uкр
Построим «ось значимости»
/>

Uэмп = 2,5
Uэмп  > Uкр
Ответ: Но принимается. Группа мальчиков не превосходит группу девочекпо уровню тревожности.
Выводы
      Мною было проведеноисследование среди учащихся 1 класса    (7-8 лет). Выявлено, что в даннойгруппе детей с повышенной тревожностью нет. Выявлен средний уровень тревожностиу 66,6 % мальчиков. У 33,3% мальчиков и 25% девочки наблюдается высокий уровеньобщей школьной тревожности. Низкая сопротивляемость стрессу выявлена  у 33,3 %мальчиков. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих, выявлен  у 33,3 %мальчиков.
Гипотеза, предложенная мною в началеисследования, не подтвердилась.  В данной группе мальчики не превосходятдевочек по уровню тревожности. Но все же гендерные различия в проявлениишкольной тревожности у учащихся 1 класса наблюдаются, хоть и незначительные.
      Интенсивностьпереживания тревоги,       уровень тревожности у мальчиков и девочек различны.Общий средний результат тревожности по тесту у мальчиков – 48,2 %, у девочек –35,3 %.
В младшем       школьномвозрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем,       скакими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего      опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще      связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочкимогут       связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные,учителя.
      Девочки боятся такназываемых «опасных людей» — пьяниц, хулиганов и т. д.
      Мальчики же боятсяфизических травм, несчастных случаев, а также       наказаний, которые можноожидать от родителей или вне семьи: учителей,       директора школы и т.д. 
 
Заключение
      Проблематревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современнойпсихологии. Среди негативных переживаний человека тревожность       занимаетособое место, часто она приводит к снижению работоспособности,      продуктивности деятельности, к трудностям в общении. В состоянии тревоги мы,как правило,      переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различныхэмоций, каждая       из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения,на наше       соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. Приэтом       следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей можетвызываться       разными эмоциями
      Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в    повышеннойсклонности испытывать беспокойство в различных жизненных       ситуациях, в томчисле и тех, объективные характеристики которых к этому       непредрасполагают.
      Тревожность можетпорождаться как реальным неблагополучием личности в наиболее значимых областяхдеятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучномуположению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений вразвитии самооценки и т.п.
      Тревожность каксвойство личности во многом обуславливает поведение       субъекта.Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная      особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует      свой оптимальный или желательный уровень тревожности — это так называемая      полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении      является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
      Однако повышенныйуровень тревожности является субъективным проявление       неблагополучияличности.
      Тревожностьоказывает существенное влияние и на самооценку ребенка.
      Повышенный уровеньтревожности у ребенка может свидетельствовать о его       недостаточнойэмоциональной приспособленности к тем или иным социальным       ситуациям. Этопорождает общую установку на неуверенность в себе.
      Таким образом,вопросы изучения детской и подростковой тревожности       занимают значительноеместо в современной психологии. Среди наиболее       злободневных вопросов — выявление причин возникновения и способов       коррекции тревожного поведения.

Литература
1.  Аракелов Н.Е.,Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. // Психологическийжурнал – 1997 № 2.
2.  Аракелов Н.,Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции. // Вестник МУ, сер.Психология. 1998., № 1, с. 18
3.  Божович Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование),М., Просвещение, 1968.
4.  Выготский Л.С.Вопросы детской психологии. М., 1997.
5.  Габдрева Г.Ш.Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус, 2000, № 5.
6.  Мэй Р. Проблематревоги/ Пер. с англ. Гладкова А. Г. М. – 2001.
7.  Обухова Л.Ф.Детская возрастная психология. М.., 1996.
8.  Практикум повозрастной и педагогической психологии. /Под ред. А.И.Щербанова, М., 1987.
9.  Практическаяпсиходиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие – Самара: Дом «БАХРАХ»,1998, с. 672.
10.                                                                                                                                                   Прихожан А.М.Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе. Кн. Дляучащихся, М.: Просвещение, 1994
11.                                                                                                                                                   Психология.Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского, 2-е изд., испр и доп.М.:: Политиздат, 1990.
12.                                                                                                                                                   Психология ипедагогика: Учебное пособие для вузов/ Составитель и ответственный редакторРадугин А. А. М. – 2003.
13.                                                                                                                                                   . Рабочая книгашкольного психолога. / Под ред. Дубровиной И.В., Просвещение, 1991.
14.                                                                                                                                                   Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие., М.:Владос, 1996, с. 529.
15.                                                                                                                                                   Савина Е.Тревожные дети. // Дошк. Воспитание. 1996., № 4.
16.                                                                                                                                                   Хорни К.Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. Ред.Т.В.Бурменской, М.: Изд-кая группа «Прогресс», 1993.