САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Сланевская Нина Михайловна ИНТЕГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА АВСТРАЛИЙСКОГО СОЮЗАВ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ(90-е ГОДЫ XX ВЕКА) Специальность 23.00.04 – политические проблемы международных систем и глобального развития АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук Санкт-Петербург 2000 Работа выполнена на кафедре мировой поли гики факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета. Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации B.C. Ягья ^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ. Актуальность темы определяется рядом важнейших факторов. Во-первых, актуальность изучения этого интеграционного процесса состоит в том, что экономическая значимость Восточно-азиатского региона возросла. И глобальный экономический баланс изменяется в пользу Восточной Азии, чьи темпы экономического роста превосходят темпы роста северноатлантических экономик и стран ЕС. Регион стал самым динамичным в современном мире. Страны АТР имеют 43% мирового валового национального продукта и превратились в один из главных центров мировой экономики. 70% австралийского экспорта идет в страны АТР, причем экспорт Австралии в страны АСЕАН превосходит ее экспорт в США или ЕС. Это объясняется не только новой региональной политикой Австралии, но и бурным наступательным развитием экономик стран АТР. Американская модель экономического развития перестает быть безальтернативной для развивающихся стран Азии и Латинской Америки по мере продвижения Японии и Ново-индустриальных стран АТР на ведущие роли в мировой экономике. Восточно-азиатская модель успешно конкурирует с американской и европейской моделями развития. США и Япония являются торгово-экономическими соперниками. Помимо этого в Восточно-азиатских странах произошла социально-психологическая революция в последней четверти XX века: азиатские страны, объявив об «азиатских ценностях», преодолели своеобразный комплекс неполноценности по отношению к Западу и стали упрекать Запад в неспособности понять, что кроме западной могут существовать и другие модели развития. Эти ценности противопоставляются западным либеральным и социал-демократическим ценностям, таким как защита прав человека, индивидуальная свобода. Во-вторых, рост экономической и политической роли стран Юго-Восточной Азии и существенная военно-политическая нестабильность в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР) поставили Австралию перед необходимостью активного диалога с соседями по региону, поиска политических союзников и экономических партнеров. Новые вызовы, с которыми столкнулась страна, породили изменения в политической философии элиты и повлияли на общественное мнение во многих отношениях. Произошедшая смена политического курса, действительно контрастного по отношению к традиционной для страны политической практике, была тем более радикальной, что коснулась по существу всех сфер государственной и общественной жизни. Либерализм, толерантность, мультикультурализм были провозглашены Канберрой фундаментальными ценностями, венчающими исторический процесс и являющимися главными чертами жизни человечества в наступающем столетии.1 Начавшееся сближение со странами региона, к которому Австралия географически принадлежит, стало предметом политического консенсуса в стране и получило широкое развитие. В-третьих, произошло изменение традиционных установок австралийской внешней политики на покровительство Великобритании и США в связи с достигнутым уровнем экономического развития и глобальными экономическими и1 Bob Hawke. Challenges for Korea and Australia: Speech by the Prune Minister, Mr. Bob Hawks, at a Lunch of Korean Business Associations in Korea, on January 31 // Australian Foreign Affairs and Trade- The Monthly Record, 60.1, January 1989, pp 5-7. политическими сдвигами, произошедшими в последней четверти столетия. В-четвертых, 90-е годы характеризуются новым курсом на изменение австралийской идентичности – «азианизаццей Австралии» (попыткой интегрирования со странами Азии путем создания новой австралийской идентичности) . Австралийский премьер-министр Пол Китинг (Paul Keating), высказал мнение, что для более тесного контакта с Азией нужно, сначала, чтобы австралийцы изменили свое идентичность, и только тогда азиатские народы будут воспринимать Австралию как свою неотъемлемую часть.2 Однако разница в политической культуре Австралии и азиатских стран региона существенна. четко прослеживается в разногласиях по вопросам прав. человека; в обидах азиатских политических лидеров, которы$ ведут время от времени к замораживанию дипломатических связей и деловых контактов стран региона с Канберрой; в отношении к институциализации региональных организаций и решению проблем внутри региона; в отношении самих азиатов к Австралии как представительнице западного мира; в возникновении горячих, дебатов внутри самой Австралии по поводу уместности «азианизации Австралии» и возникновении партии Полины Хэнсон. (Pauline Hanson) с расистской направленностью. В середине 90-х годов австралийские политики начали выражать сомнения по поводу слишком поспешной политики – правительства на сближение с Азией.3 Наметилось даже некоторое охлаждение в австрало-азиатских отношениях, особенно после экономического кризиса2 Paul Keating’s Speech at the Asian Studies Association of Australia’s Bicentennial Conference, printed in ASAA Review (Asian Studies Association of Australia) 11:3, April 1988. P.32. 3 Mackay H. A National Identity? Wait and See.// Where to Now? Australia’s Identity in the Nineties. Ed Beaumont J., Fcderatiopn Press Sydney 1993 Pp. 12-25. в азиатских странах, разрыва договора с Индонезией о безопасности и сотрудничестве. Австралийская внешняя политика характеризуется прагматизмом и гибкостью, и национальные интересы чаще всего одерживают верх над идеологическими. Политика Австралии в регионе, особенно в вопросе прав человека, как раз служит иллюстрацией такой гибкости и компромиссности австралийских властей при «азианиэации Австралии».4 При исследовании роли Австралии в Азиатско-тихоокеанском регионе нельзя обойти стороной такие факторы: географическая дисперсность этого региона, выражающаяся в контрастности больших и малых пространств по типу «суша-море», раэноуровневость развития его отдельных территорий, физико-психологическое состояние и восприятие жизни людьми разных рис, этнического происхождения и культур. Разница между Австралией и ее соседями по всем этим компонентам Значительна. Тем более поразителен успех Австралии в деле интеграции в АТР. Австралии удалось выработать свою собственную модель интеграции. Вот почему обстоятельное изучение внешней политики Австралии в 90-е годы в аспекте ее интеграционного участия в АТР весьма актуально. Одним из главных механизмов интеграции для Австралии служит созданный по ее инициативе АЛЕК (АРЕС)5. Несомненные успехи в деятельности этой организации в 90-е годы, укрепление экономических позиций Австралии в мировой^ 4 Kent A. Human Rights // Australian Foreign Policy Into the Men Millennium Ed Mcdiansky F South Melbourne MacmiUan Education Australia Pty Ltd. 1997 5 АПЕК – первые буквы английского названия АРЕС – Asia-Pacific Economic Co-орсгапоп В отечественной научной литературе данная организация получила название АТЭС – Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество В диссертации используется АПЕК, как это предлагаете! в «Словаре сокращений для четырех языков» (Dictionary of Abbreviations, Dicuonnaire des Siglcs, Wortcrbuch dcr Abkuizungen, Словарь сокращений), применяемых в Европейском Союзе European Commission 1997 Р 6 экономике, развитие многосторонних и двусторонних контактов Канберрой на разных уровнях и в разных областях – все это способствовало изменению роли Австралии в регионе. К тому же Австралия выступает в качестве мощной силы, притягивающей страны Полинезии. В южном полушарии широко обсуждается вопрос о становлении Полинезийского политико-экономического сообщества, где стержневую роль играет Австралия. Основательный анализ роли Австралии в повышении значения АТР несомненно придаст брлыпую глубину научному познанию современных тенденций мирового развития, в том числе в области международных отношений. Несомненно и то, что рассмотрение деятельности Австралии в региональных международных организациях позволит глубже раскрыть современную конфигурацию международных отношений, где международные, наднациональные, надгосударственные организации, объединения, блоки, союзы играют порой большую роль, чем самые мощные государства. Таким образом, выбор темы вполне оправдан с научной и политической точек зрения. Предмет исследования – интеграционная политика Австралии в Азиатско-тихоокеанском регионе в 90-х годах – был избран с учетом того, что бурный экономический рост стран Юго-Восточной Азии с одной стороны, и экономические проблемы Австралии в связи с внутренними экономическими реформами, вызванными глобализацией мировой – экономики и политики с другой,- способствовали установлению Австралией более те’сных контактов со странами Азиатско-тихоокеанского региона. Методологической основой исследования является современная научная методология, включающая в себя принципы достоверности, системного анализа, критического отношения к 8 источникам и литературе. При изучении конкретных геополитических явлений используется диалектический принцип, рассматривающий общественные процессы согласно причинно-следственной обусловленности во всей их сложности, противоречивости и многообразии. Комплексный подход к изучаемым вопросам потребовал не только критического анализа собранного материала, составляющего глубоко фундированную основу диссертации, но и творческого применения различных направлений геополитической теории (геополитика географического детерминизма, географическая идеология, геосоциология, геополитика деглобализации). Целью настоящей диссертации является комплексный политологический анализ интеграционной политики Австралии в Азиатско-тихоокеанском регионе в 1990-х годах. В данной связи предполагается исследование политических, дипломатических, экономических, военно-стратегических и культурологических аспектов региональной интеграционной политики Австралии. Для ее достижения поставлены следующие основные задачи исследования: – составить периодизацию процесса интеграции Австралии в Азиатско-тихоокеанском регионе; – исследовать факторы, способствующие и препятствующие интеграции Австралии с азиатскими странами; – раскрыть наиболее важные аспекты политики Австралии в отношении Восточной Азии, в том числе в области национальной и региональной безопасности; – определить влияние международных организаций на участие Австралии в региональном интеграционном v процессе; – изучить деятельность Австралии в международной организации Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АЛЕК); – выяснить влияние азиатского экономического кризиса 1997-1998 годов на интеграционный процесс в регионе; – исследовать механизмы интеграционной политики Австралии.^ Научная новизна работы. 1. Данная диссертация является первой в отечественной науке попыткой провести систематизированное исследование участия Австралии в интеграционном процессе р Азиатско-тихоокеанском регионе в 1990-х годах во всем его многообразии и противоречиях. До сих пор проблемы, изучаемые в диссертации, еще не были рассмотрены в специальном исследовании. В научный оборот введены неизвестные ранее факты, документы. 2. Уточнена и конкретизирована периодизация австралийской региональной политики в контексте политических изменений и набирающего силу процесса глобализации мировой экономики и политики. 3. С привлечением обширного фактического материала освещена политика Австралии в области экономического, политического, и военно-технического сотрудничества со странами АТР с учетом новейших тенденций и явлений в этих областях. 4. Обосновано ключевое значение АЛЕК как инструмента, используемого австралийским правительством для укрепления регионального сотрудничества и интегрирования в сообщество азиатских стран.10 5. Рассмотрена и проанализирована уникальная в Новейшей истории западных стран попытка смены национально-культурной идентичности как неотъемлемой части интеграционной политики правительства премьер-министра Пола Китинга в первой половине 90-х годов. Практическая значимость. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по геополитике, регионоведению, политологии, конфликтологии, истории и теории международных отношений. В результате рассмотрения актуальных проблем интеграции Австралии в рамках Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) выявляется механизм участия в этом процессе страны, расположенной на целом континенте и обладающей многими уникальными природными ресурсами. Интеграция – веление времени, логика исторического развития любой страны, и от нее самой зависит ускорение или замедление участия в интеграционном процессе. Изучая соответствующую политику, можно смоделировать сотрудничество одной страны с другими. Эта модель, в данном случае условно названная австралийской, дает возможность государственным органам России, занимающимся внешними связями, учитывать накопленный в международном сообществе опыт при выстраивании политической линии как в отношении самой Австралии, так и всего АТР. Тем самым выводы диссертации и приведенные в ней фактологические данные расширяют > ее практическое значение. Усиливается оно и в связи с углублением теоретических подходов исследования мировой экономики и политики. Хронологические рамки работы – 1990-е годы – объясняются значением этого периода как поворотного в истории Австралии со странами АТР. Именно в это время региональная интеграция 11 стала одним из важнейших приоритетов австралийской внешней политики, неотъемлемой частью развития Австралии. Источники и литература. Комплексный характер исследования обусловил привлечение нескольких групп источников и литературы, на основе которых написана диссертация и сформулированы научные выводы. Источниковедческой базой исследования являются документы австралийского правительства, определяющие основные направления внешней политики страны в конце XX века. В работе использованы официальные материалы, расположенные на электронных страницах (Интернет) правительства Австралии, международных организаций, учебных и научно-исследовательских центров по изучению взаимоотношений Азии и Австралии, а также аналогичных центров в США и странах Азии. Использовались также электронные версии энциклопедий и ежегодных справочных материалов, официальных документов международных организаций и электронных австралийских газет.6 Одна из основных групп использованной литературы иностранные журналы и ежегодные обзоры политических, военно-стратегических, экономических, иммиграционных и дипломатических событий.76 ACFO http://www.acfoa.asn.au/policy/pressrel.hun; Pauline Hanson’s Speech http://vcepoliUcs.com/partes/hansoa/lianson/lmn; Australia, House of Representatives. Parliamentary Debates. http://www.dfat.gov au./geo/australia,. http://www.lainp.ac.uk/ASNM/; Services for recearcbes http://lcweb.loc.eov/; Vertual Library. Australia. http://www.lamp.ac.uk/ASN/vI/; Electronic publications, http://www.accessasia.org/; Australian politics in Pacific region. http^cweb2.1oc.gov/rrd/cs/cshome.html; the Library of US Congress. http://catalogloc.gov/ ;Australia. http://www.8ustudies.orgM; political news, www.guardian.co.uk; political news . www.bbc.co uk; ‘The Asia-Australia Survey 1994. Eds. Тrood R. and McNaroara 0. Centre for Australia-Asia relations. Macmillan Education Australia Pty Ltd. 1994; The Asia-Australia Survey 1996-97; The Asia-Australia Survey 1997-98. Journals and newspapers: Weekend Australia; Foreign Affairs; Utisan Express, Th* Pacific Review; World Politics; Canberra Times; the Annals of the American Academy of Political and Social Science; Australian Journal of Political Science; Australian Financial Review . 12 Для понимания тенденций развития международных отношений в Австралии и регионе были изучены теоретические работы видных отечественных и зарубежных политологов, историков и географов.* При написании диссертации были также проанализированы публикации авторских коллективов и монографии историков, политологов, социологов, экономистов и военных специалистов, посвященные проблемам австралийской политической культуры, внешней политике и реформам.9^ Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка использованной литературы и четырех * МэХэн. А. Влияние морской силы на историю. 1660-1783. Москва. 1941; Макиндер X. Географическая ось истории.// Элементы. Евразийское обозрение. Москва. 1996. Vli Плешаков К. Гео-идеологическая парадигма. (Взаимодействие геополитики и идеологии на примере отношений между СССР, США и КНР в континентальной Восточной Азии, 1949,1991) Москва. 1994; Массов А.Я. Андреевский флаг пол южным крестом (из истории русско-австралийских связей первой трети XIX века). С-Петербург. СПб морской технический университет. 1995; Колосов B.C. Политическая география: проблемы и методы. Л. Наука. 1988; Косов Ю.В. В поисках стратегии выживания. Анализ концепций глобального развития. Петербург. СПбУ. 1991; Тихонравов Ю.В. Геополитика. Москва. 1996; Картов Н.А. Геополитика. Москва. ЮНИТИ. 1999; Ланцов С.А. Социальные революции и общественный процесс: теория, история, современность. ЛГУ. 1990; Гаджиев К.С. Введение в геополитику. Москва. Логос. 2000; Политология. Под ред. М.А. Василика. Москва. Юристъ. 1999; Ягья B.C. Из истории создания Совета государств Балтийского моря. 4.1// Вестник СПбУ. Сер.6. Вып. 3. 1999; ‘ Bjzezinski Z. America’s New Geostrategy.// Foreign Affairs. 1988. Vol.66. No.4, spring; Grabowsky A. Die Politik. Ihre Elemente und ihre Probleme.Bad Godesberg. 1948; Vidal de la Blanche P. Principes de geographic humaine. P. 1922; Attali J. lignes g’horizon. P. 1990; Aron R. Paix et guerre entre les nations. Paris: Calmann-Levy, 1984; Huntington S.J. The Clash of Civilizations?// Foreign Affairs,72:3, Summer 1993;Hofstede G. Culture and Organizations. Software of the Mind. London. McGraw-Hill Company. 1992; The “Power of Public Ideas. Ed. Reich R. Cambridge. Ballinger Publishing Company. 1988. ‘capling M.N., Crozier M-, Considine M. Australian Politics in the Global Era. South Melbrune.Longman. 1998; Cotton J. and Ravenhill J. Seeking Asian Engagement. Australia in World Affairs, 1991-95; Mediansky F. Australian Foreign Policy. Into the New Millennium. South Melburne. Macmillan Education Australia Pty Ltd. 1997; Argy F. Australia at the Crossroads. Radical Free Market or a Progressive Liberalism? St. Leonards. Alien and Unwin.1998; Treaty-Making and Australia. Eds. Alston P. and Chiam M. Sydney. The Federation Press Pty Ltd. 1995; Our Heritage and Australia’s Future. Ed. Ramsey J. Melburne. Schwartz and Wilkinson. 1991.^ 13 приложений. Материалы в главах размещены частично по тематическому, частично по хронологическому принципу. Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в трех научных публикациях, а также в докладе на конференции «ООН в XXI веке» (факультет международных отношений, 2000). Отдельные положения работы были использованы для подготовки спецкурсов, читаемых на кафедре мировой политики в С.Петербургском государственном университете. Диссертация обсуждена на кафедре мировой политики. СТРУКТУРА ^ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.Во. введении определяются цели, основные задачи и хронологические рамки исследования, обосновываются актуальность и научная новизна темы, характеризуется методологические принципы работы, дается обзор использованных исследований и источников.Первая глава «Региональная политика Австралии и интеграционные процессы в АТР» состоит из двух параграфов. В первом параграфе «Межгосударственные отношения Австралии со странами АТР. Общая характеристика и основные этапы» описывается история развития отношений Австралии со странами Азиатско-тихоокеанского региона. Выделяются четыре этапа развития региональных отношений. Первый этап охватывает послевоенный период правления лейбористской партии, 1945-49 годы, когда Австралия, поняв стратегическую важность Юго-Восточной Азии, и опасность, грозившую со стороны окружающих азиатских стран, начала вступать в военные альянсы с крупными державами, такими как Великобритания и США.14 Второй этап австралийской региональной политики можно отнести к началу Корейской войны, к 1950 году, и к началу «холодной войны», когда Австралия присоединилась к западным союзникам в их борьбе с распространением коммунизма в Азии. Австралия участвовала на стороне Великобритании в войне в Малайзии и на стороне США в войне во Вьетнаме. Австралия проводила в тот период политику «Продвинутой обороны». И ее главным врагом все еще оставалась Азия, но теперь уже коммунистическая. Третий период начался с объявления в 1969 году доктрины Никсона и новой политики США, связанных с сокращением присутствия вооруженных сил США в Азиатско-тихоокеанском регионе. Австралия отказалась от стратегии «Продвинутой обороны». В рамках «Договора пяти стран об обороне» (FPDA) Австралия оказывала поддержку Малайзии и Сингапуру. Победа коммунистов в Индокитае в 1975 году привела к региональной поляризации. Образовалась региональная азиатская группа АСЕАН, состоящая из Индонезии, Сингапура, Таиланда, Малайзии, Филиппин. Этот период был для Австралии переходным периодом. Австралия уже была настроена обороняться не против Азии, а вместе с Азией против коммунистов. Четвертый период австралийских отношений со странами Азиатско-тихоокеанского региона можно отнести к 1980-м годам. Во время этого периода «холодная война» подошла к концу, и Австралия перешла на позицию самодостаточности и опоры на собственные силы при обороне. Что касается Азии, Австралия была настроена укреплять безопасность в регионе вместе с азиатскими странами. Австралия участвовала в этот период в мирных операциях ООН по восстановлению мира в15 Камбодже, вошла в Региональный форум стран АСЕАН, созданный для поддержания мира и безопасности в регионе, и создала целую сеть двусторонних соглашений и договоров по обеспечению безопасности. При рассмотрении развития дипломатических отношений со странами Восточной Азии в 90-х годах выделяются три периода: начало, середина и конец 90-х годов. Описывается ситуация политического сдвига в начале 90-х в направлении Азии, связанного с приходом правительства Китинга. Это касалось и дипломатических отношений, и вопросов безопасности, и экономики. Рассматривается программа австралийского правительства «Элементарные знания об Азии», целью которой было преодолеть культурный разрыв между Австралией и ее азиатскими соседями. Премьер-министр Китинг хотел, чтобы австралийцы и азиаты считали Австралию частью единого азиатского культурного и, может быть, политического пространства. Стремление к культурной интеграции было обусловлено ростом экономической зависимости Австралии от азиатских рынков. Правительство рассчитывало таким образом облегчить и ускорить процесс экономической интеграции со странами АТР. Но в самих азиатских странах восприятие Австралии трансформировалось достаточно медленно, даже на уровне политических элит. В середине 90-х годов,1 несмотря -на ряд успехов, таких как деятельность в Региональном форуме стран АСЕАН, использование АЛЕК в качестве механизма по либерализации торговли в регионе, активизация контактов на высшем государственном уровне, далеко не все противоречия и разногласия со странами АТР чбыли преодолены. В конце 1995 года малайзийский премьер- 16 министр Махатхир отверг притязания Австралии на звание азиатской страны. В 1996 году к власти в Австралии пришло коалиционное правительство, которое заявило о продолжении внешнеполитического курса на сближение с Азией. Но экономический кризис, и связанный с ним рост политической нестабильности в регионе, внесли коррективы в австралийскую политику. Снизились австралийские инвестиции в регион, сократилось число студентов и иммигрантов из стран Азии. Вмешательство Австралии в дела Восточного Тимора ухудшило отношения с Индонезией, хотя было одобрено Таиландом, Филиппинами, Малайзией, Сингапуром. Поскольку Австралия не разделила судьбу переживших кризис азиатских экономик, создавшееся ранее впечатление общности оказалось вновь утрачено. Кроме того, политика интеграции встретила серьезное сопротивление внутри самой Австралии. Во втором параграфе «Внешняя политика Австралии в контексте региональной интеграции» отношения Австралии со странами Восточной Азии освещаются применительно к отдельным странам региона. Изложенные факты описывают динамику укрепляющихся двусторонних связей и существующие трения с такими странами как Малайзия и ‘Индонезия. Рассматриваются разногласия между Австралией и азиатскими странами по вопросам прав человека. Хотя австралийская политика стремится минимизировать негативное воздействие этой проблемы на отношения со странами Азии, проблема прав человека остается одним из наиболее труднопреодолимых препятствий для интеграции. Исследуются также региональные структуры, способствующие интеграции в Азиатско-тихоокеанском регионе. После Второй мировой войны начался процесс создания17 региональных организаций в АТР. Сначала военно-политических союзов, затем организаций по экономическому, культурному сотрудничеству, взаимодействию в вопросах связи, транспорта, экологии и т.д. Создание в 1989 году по инициативе ‘Австралии АПЕК положило начало новому этапу в процессе взаимодействия и интеграции в регионе. Австралии удалось превратить АПЕК в инструмент по либерализации региональной торговли и укреплению своего влияния на процессы в Азии. Большое значение правительство в Канберре придает укреплению механизмов реализации и мониторинга принятых в АПЕК решений, что наталкивается нередко на сопротивление азиатских стран, желающих сохранить свободу действий и неготовых к ускоренной интеграции. Второй параграф касается также проблематики культурного взаимопроникновения и препятствий, возникающих на этом пути. Идеология мультикультурализма при своей реализации столкнулась с действительностью глубоких различий между Австралией и азиатскими странами. Целый ряд идеологов азиатской идентичности, таких как: Кишоре Махбубани, Махатхир Мохамед, Ли Куан Ю, Масаказу Ямазаки и другие, склонны подчеркивать эти различия,Вторая глава «Политика Австралии в области региональной экономической интеграции» состоит из двух параграфов. В первом параграфе «Основные направления внешнеэкономической деятельности Австралии» кратко рассматривается внешнеэкономическая политика Австралии, переход от исключительных связей с США и Великобританией к более широкому международному и региональному экономическому сотрудничеству, в первую очередь с Японией и Ново-18 индустриальными странами в АТР. Исследуются последствия экономической глобализации для национальной экономики Австралии. До 70-х годов внутренний австралийский рынок находился под защитой высоких тарифных ставок. Но к середине 90-х годов протекционистский барьер сократился в семь раз. Активно участвуя в работе ВТО и АЛЕК, Австралия с 80-х годов проводит последовательно либеральную внутреннюю и внешнюю экономическую политику. Это укрепило ее позиции на мировом рынке, но, в то же время, сделало экономику страны заложницей процессов, неконтролируемых на национально-государственном уровне. Второй параграф «Особенности экономического сотрудничества Австралии со странами АТР» посвящен процессу глобализации в связи с экономической ситуацией в странах Восточной Азии в 90-х годах. Австралия помогала странам АТР преодолеть последствия кризиса, будучи участницей всех трех пакетов МВФ, и выделяя кредиты в двустороннем порядке. Это участие объясняется большой зависимостью австралийской экономики от состояния азиатских рынков. Азиатские страны уже в 1993 году занимали семь верхних строчек в списке главных австралийских экспортеров, и пять – в списке импортеров. До 50% туристов приезжало в Австралию из Азии. Во втором параграфе раскрывается участие Австралии в международных экономических организациях. Особое внимание уделено истории создания и развития АЛЕК, – которому австралийское правительство сумело придать ведущую роль в процессе интеграции и либерализации экономической жизни региона. Главные усилия австралийской политики направлены на расширение полномочий и предметов ведения АЛЕК, а также на^ 19 использование его в качестве центра притяжения и координации действий других региональных организаций.Третья глава называется «Внешняя политика и национальная безопасность Австралии». В главе – два параграфа. ^ Первый параграф «Влияние глобализации на австралийскую политику безопасности» кратко излагает историю политики Австралии в области обороны. До Второй мировой войны оборона Австралии обеспечивалась Великобританией, в состав вооруженных сил которой входили австралийский флот и сухопутные силы. После Второй мировой войны Австралия реализовывала политику «Продвинутой обороны», пытаясь создать преграду от возможных угроз на дальних подступах к континенту. В эту эпоху Австралия была частью антикоммунистических оборонительных союзов, принимала участие во вьетнамской войне. Сокращение присутствия США в регионе с конца 60-х годов вынудило австралийское правительство отказаться от политики «Продвинутой обороны» и перейти к формированию стратегии обороны непосредственно по периметру границ с опорой на внутренние ресурсы. Законченное теоретическое оформление эта доктрина получила в парламентском документе «Оборона Австралии, 1987 год». В параграфе дается также обзор дискуссии по проблемам оборонной политики Австралии и рисков, связанных с нестабильной социально-политической обстановкой в соседних азиатских странах. Во втором параграфе «Деятельность Австралии по .укреплению многосторонних и двусторонних связей со странами АТР по обеспечению региональной безопасности» анализируется деятельность австралийского правительства по укреплению двусторонних и многосторонних связей в области20 безопасности со странами АТР. Ключевую роль в обеспечении безопасности правительство в 90-х годах отводило налаживанию продуктивного диалога и сотрудничества с азиатскими соседями Важным элементом такого процесса стало строительство системы обмена и взаимодействия между военными ведомствами стран региона. Заключение Переход Австралии к политике региональной интеграции в 90-е годы XX века был следствием длительного исторического процесса взаимодействия со странами региона и внутриполитического развития. Этот процесс во всей полноте его составляющих прошел несколько этапов, рассмотрение которых по различным сферам, а именно: оборонная политика, экономика, политическое и дипломатическое сотрудничество осуществлено в данной работе. Основные выводы диссертации таковы: • В своей внешней политике Австралия перешла от пассивного следования в фарватере США и Великобритании к усилиям по налаживанию, после того, как присутствие США в регионе ослабло, сначала двусторонних, а затем многосторонних связей. Эта политика привела к концу 80-х годов к созданию по инициативе Австралии крупнейшей региональной организации АЛЕК. Кульминацией усилий в направлении региональной интеграции стала политика правительства Пола Китинга. Китинг предполагал осуществить масштабный повор’от в жизни страны в целом, используя либеральную идеологию для доказательства необходимости экономической открытости и культурно-политической интеграции с азиатскими соседями.21 Заметные практические результаты были достигнуты: статус Австралии в регионе изменился, страна приобрела значительный вес в международных организациях, связи с соседями укрепились и стали более дружественными, существенно изменился культурный ландшафт страны. Но наряду с этим возникли новые проблемы, связанные с различным историческим опытом, разницей политических систем, религий и неодинаковым представлением о значении и целях процесса глобализации между австралийскими политическими лидерами и элитами азиатских стран. Кроме того, внутри самой Австралии попытка навязать сверху смену национальной идентичности вызвала острые дискуссии и неоднозначную реакцию со стороны населения. Да и в самих азиатских странах изменения в восприятии Австралии происходили достаточно медленно. Феномен партии Хэнсон напрямую связан с либеральной и покровительственной по отношению к национальным меньшинствам политикой. Социальная и экономическая нестабильность в регионе, когда в любой момент из какой-нибудь азиатской страны может хлынуть поток беженцев, заставляет австралийское правительство идти на компромиссы, несмотря на то, что Австралия является подписавшейся стороной всех основных договоров ООН по правам человека. Австралия преследует внешнеполитический курс интеграции с азиатскими странами, политика которых часто не соответствует западным стандартам. Политика правительства Австралии находится постоянно под давлением как внешних сил, так и различных сил внутри страны. Положение правительства усугубляется внутренними противоречиями в стране в связи с процессом глобализации, который способствует разобщению22 монолитного национального восприятия многих политических вопросов. Австралийскому Союзу, возможно, предстоит столкнуться с политикой культурного самоутверждения азиатских стран после преодоления финансового кризиса 1997-1998 гг. и приобретения экономической стабильности одновременно с сохранением недоверия к западным странам. • В сфере экономики естественным эквивалентом культурной и политической интеграции выступал либерализм, разрушивший традиционную закрытость австралийского внутреннего рынка и поставивший промышленность и сельское хозяйство страны перед лицом необходимости повышения конкурентоспособности. Активное использование ВТО (Всемирная торговая организация) и региональных экономических организаций облегчило доступ австралийским товарам на азиатские рынки и способствовало диверсификации австралийского экспорта. Протекционистская политика, столь характерная для самой Австралии в прошлом, стала теперь предметом борьбы и трений с региональными партнерами. Однако экономический кризис в азиатских странах во второй половине 90-х годов существенно ослабил стремление к интеграции в экономике и усилил скептицизм в отношении широких перспектив регионального сотрудничества. • В оборонной политике, направленной на обеспечение национальной и региональной безопасности, после Второй мировой войны Австралия оказалась вовлеченной в систему глобального противостояния и сотрудничала со странами региона постольку, поскольку это было вызвано задачами борьбы с коммунистической опасностью. Стратегия «Продвинутой обороны» предполагала сдерживание волны конфликтов на безопасном расстоянии и вписывалась в конфронтационную стратегию эпохи23 «холодной войны» с характерными элементами сепаратных договоренностей и вмешательства во внутренние дела стран региона. Исчезновение угрозы со стороны СССР и Китая естественным образом повлияло на политику Австралии, которая теперь была больше ориентирована на многостороннее сотрудничество и обмен. Вместе с тем нестабильность в регионе по-прежнему держит в напряжении австралийское правительство, вынуждая его развивать собственные вооруженные силы, которые в эпоху исчезновения антикоммунистических оборонительных альянсов должны быть достаточны для защиты страны на всем протяжении ее границ. Коалиционное правительство, пришедшее к власти в 1996 году, выступает за развитие как многост
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…