Особенности управления развитием территорий в России

–PAGE_BREAK–
3.                             
Факторы развития регионов и городов         

          

Рассмотрим некоторые теории, анализирующие и объясняю­щие действие основных факторов экономического развития ре­гионов и городов.

Первая из них — теория пространственных преимуществ, или теория размещения. Согласно этой теории, пространственные преимуществапроявляются в любой экономической деятельнос­ти. Эти преимущества заставляют теили иные виды производств располагаться во вполне определенных регионах.

Так, любые производства, в большой степени зависящие от сырья и дргих материальных ресурсов, располагаются, как правило, близко к местам их добычи.

Например, металлургические заводы тяготеют к местам добычи железной руды и кокса, алюминиевая промышленность к источникам де­шевой электроэнергии. Некоторые массовые производства (особенно това­ров массового спроса), ориентированные на местные рынки, требующие широкой сети распространения, а потому и значительных транспортных издержек, располагаются близко к рынкам сбыта.

Каждый регион, каждый город обладает своими территори­альными преимуществами, связанными либо с источниками сы­рья, либо с другими факторами производства (рабочая сила, земля, энергия), либо с близостью к рынкам сбыта. Данная теория в значительной степени объясняет сложившиеся региональные раз­личия размещением производительных сил.

Другие традиционные представления, связанные не только с те­орией, но и с практикой экономического развития, основываются на закономерностях  агломерации, концентрации и комбинации произ­водства. В крупных городахили городских агломерациях дополни­тельная экономия или дополнительныйэкономический эффект об­разуются в связи с тем, что вокруг успешно действующихпроизводств формируется их окружение. Благодаря объединенному использова­ниюобщих ресурсов (трудовых, энергетических, инфраструктурных) достигаетсядополнительная экономия. Высокая концентрация про­мышленности в крупных городахпозволяет получить дополнитель­ную экономию как результат агломерационногоэффекта: совокуп­ные производственные затраты крупной агломерации меньше, чем сумма затрат каждого производства в случае их одиночного разме­щения вне пределов данной агломерации.

Дополнительный потенциал развития крупных центров воз­никает в связи с тем, что только здесь возможны некоторые виды высококвалифицированной

деятельности: музейная и театраль­ная жизнь, особые виды медицинского обслуживания и пр.

Весьма плодотворной концепцией, позволяющей эффективно анализировать проблемы экономического развития региона, яв­ляется концепция основного и вспомогательного производства. В любом регионе можно выделить основную промышленность, т. е. ту, продукция которой вывозится из региона, и вспомогательное производство, продукция которого потребляется преимуществен­но в пределах региона.

Для примера можно рассмотреть машиностроительный завод в каче­стве основного производства, а его инфраструктуру (строительные органи­зации, банки, страховые учреждения, почта, экспедиционные и транспорт­ные службы, поликлиники, детские сады, школы, колледжи, даже вузы и пр.) — в качестве вспомогательного. Обычно при расширении основного производства увеличивается и вся обслуживающая его инфраструктура — возникает так называемый мультипликативный эффект. Поэтому основное производство можно рассматривать как своеобразный ускоритель эконо­мического роста.

    

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ.             

1. Современные тенденции социально-экономического развития.    

      

Чтобы эффективно воздействовать на ход социально-эконо­мического развития территории, необходимо учитывать законо­мерности и факторы современного социально-экономического развития, и в первую очередь новые особенности воспроизвод­ственных процессов. Ниже рассматриваются общая логика и тенденции современного социально-экономического развития, в пер­вую очередь переход от индустриальной к постиндустриальной модели, глобализация процессов развития.

     Стадии социально-экономического развития

Ответим на простой вопрос: «Где и кем работают люди?» Одни люди работают в материальном производстве, непосредственно воздействуя на вещественный предмет труда, преобразуя его с помощью орудий труда. К ним относятся представители таких профессий, как слесарь, ткачиха, сельскохозяйственный рабочий, сталевар, шахтер, буровик, строитель. Другие люди работают в нематериальном производстве, их предмет деятельности — услу­ги, коммуникации с другими людьми или обработка информа­ции. К ним относятся врач, учитель, государственный служащий, продавец, военный, бухгалтер, программист. Основной тен­денцией развития современного общества стало сокращение от­носительной доли занятых в материальном производстве и уве­личение доли тех, кто занят в нематериальном производстве.

Выявлению более детальных тенденций современного экономического развития общества помогает классификация секторов общественного производства, предложенная американским социологом и экономистом Д. Беллом. В соответствии с его классификацией все общественное производство подразделяется на три сектора: первичный, вторичный и третичный. К первичному сектору относятся сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, рыболовство и лесоводство, т. е. те виды деятельности, которые связаны преимущественно с природными ресурсами. К вторичному сектору относятся отрасли, занятые обработкой добытых ресурсов: металлургия, машиностроение и металлообработка, химия и нефтехимия, легкая и пищевая промышленность, энергетика, строительство и пр. К третичному сектору относятся наука, искусство, телекоммуникации, производство программного обеспе­чения, оборона, торговля, медицинское обслуживание, образование, административное управление и другие виды услуг. В соответствии с этой классификацией всю историю человеческого общества можно разделить на три этапа: до индустриальный, индустриальный и постиндустриальный.            

                        

  Рис.1. Структура занятости в до индустриальном обществе       

               

Рис.2. Структура занятости в индустриальном обществе

                    

Рис.3. Структура занятости в постиндустриальном обществе

В до индустриальном обществе (см. рис. 1) структура занятос­ти такова, что почти все заняты в первичном секторе, преимуще­ственно в сельском хозяйстве.

При этом производительность труда в сельском хозяйстве еще относительно низка и не дает возмож­ности высвободить работников для других секторов обществен­ного производства.

По мере того, как растущая производительность труда в сель­ском хозяйстве позволяет меньшему количеству людей прокор­мить все общество, начинает расширяться вторичный сектор: происходит индустриализация. В индустриальном обществе ос­новная часть занятых работает во вторичном секторе, при этом третичный сектор вбирает в себя пока еще относительно неболь­шую часть всех занятых (см. рис. 2).

Из рис. 3 видно, что в постиндустриальном обществе в пер­вичном секторе занята незначительная часть активного населе­ния (обычно ниже 5 — 10%). Во вторичном секторе, который тра­диционно ассоциируется с индустриальной мощью и уровнем развития страны в целом, с научно-техническим прогрессом в его материально-вещественном выражении, число занятых снижает­ся до 20-30% всех занятых. Большая часть всего занятого насе­ления начинает работать в третичном секторе, который в значи­тельной степени совпадает с нематериальным производством в системе общественного производства.

Постиндустриальное общество — это общество, которое на­ходится еще на стадии становления даже в некоторых высокораз­витых странах Запада и Востока. Однако тенденция к развитию большинства развитых стран в сторону постиндустриального общества налицо. Так, например, в США более 2/3 всех рабочих мест занято в сфере услуг и лишь около 20% — в промышленности и строительстве. За последние 20 лет основной рост числа рабо­чих мест наблюдался в банковском, страховом, гостиничном деле, в розничной торговле, в то время как в промышленности этого практически не наблюдалось.

Анализ структуры занятости в разных странах и регионах может служить инструментом оценки степени развития экономи­ки и степени зрелости постиндустриального общества. В табл. 1 приведены данные по Таджикистану, СНГ в целом, России, стра­нам Европейского Союза и Нидерландам. Эти данные позволя­ют сделать вывод, в частности, о том, что Таджикистан имеет сильно отличающуюся от СНГ структуру занятости; Россия — несколько более прогрессивную, чем СНГ в целом, но существен­но менее прогрессивную, чем Европейский Союз; Нидерланды характеризуются более прогрессивной структурой, чем Европей­ский Союз в целом. Именно структура Нидерландов отличается ярко выраженным постиндустриальным характером.

     Структура занятых по секторам экономики (в %)

                                                Т а б л и ц а 1

    

Общие закономерности мирового экономического развития дают возможность оценить предысторию и перспективу экономи­ческого развития региона. В регионах, находящихся на разных стадиях развития, происходят разные по своей сути процессы, поэтому здесь приме­нимы разные рецепты управления процессом экономического раз­вития.

В регионе на стадии индустриального развития действуют за­кономерности, определяемые ролью ведущих отраслей, «локомо­тивов индустрии», которые создают так называемый мультипли­кативный эффект и определяют развитие региона в целом. Веду­щая отрасль создает дополнительные рабочие места, а вся инф­раструктура региона как бы обслуживает основное производство. В этих условиях нередко формируются регионы с моноотрасле­вой структурой, когда одно или несколько предприятий одной отрасли определяют состояние экономики и социальной сферы всего региона.

На постиндустриальной стадии развития региона главным фактором, определяющим его благосостояние, становится уро­вень развития инфраструктуры. Развитость дорожной сети, свя­зи, жилищного сектора, сферы услуг и индустрии развлечений, предложение офисных помещений, низкий уровень преступнос­ти, обеспеченность региона квалифицированными кадрами, в целом способность инфраструктуры региона принять новые виды бизнеса и новых людей, быстро и эффективно приспособиться к новым условиям — все это определяет потенциал постиндустри­ального развития.

Классификация стадий развития человеческого общества по­зволяет сделать вывод о том, что все более значимое место в со­временном мире занимает нематериальное производство, и эта тенденция постоянно усиливается.

Действительно, все больше и больше труда, как живого, так и овеществленного, затрачивает­ся в нематериальной сфере. Именно здесь создается большая часть стоимости в современном мире. Инвестиции также идут в основ­ном в развитие третичного сектора общественного производства. Подтверждением этому служит мировая статистика и статистика многих государств.

Так, например, в России непроизводственные капитальные вложения составляют более 50% валовых капитальных вложений. В США на инфор­мационное оборудование (оборудование связи и телекоммуникаций, копи­ровальную и вычислительную технику) идет более 50% всех инвестиций в оборудование. Другими словами, основные инвестиции идут не на обору­дование металлургических комбинатов и нефтеперерабатывающих заводов, а на ксероксы, факсы, персональные компьютеры, средства связи и пр., т. е. на то оборудование, которое обслуживает нематериальную сторону обще­ственного производства. И труд, и капитал затрачиваются преимуществен­но в нематериальном производстве, следовательно, и основная часть добав­ленной стоимости создается именно в нематериальном производстве. Этот вывод дает возможность по-новому рассмотреть многие факты современ­ной экономической жизни и по-новому проанализировать тенденции эко­номического развития стран, регионов и городов.
2. Социально-экономическая устойчивость развития регионов.       

  

Цивилизацией накоплено немало знаний об устойчивости го­сударства, сфер общественно-экономической деятельности, в том числе и об устойчивости развития. Люди всегда пытались выяс­нить, при каких условиях устойчивость развития сохраняется или утрачивается, к чему это приводит, обосновывали соответствую­щие меры сдерживания, ускорения и т.п.

Необходимость решения подобных вопросов обычно возрас­тает в периоды смены циклов в развитии, реконструкции обще­ственных структур, крупных прорывов в науке, технике, терри­ториальной организации. При этом переосмысливаются практи­ческий опыт и теоретические концепции, уточняется характер грядущих перемен, выдвигаются гипотезы, обосновываются сце­нарии, выявляются формы устойчивости, ее черты, признаки и граничные состояния.

     Устойчивость — это относительная неизменность основных параметров территориальной социально-экономической систе­мы, ее способность сохранять их в заданных пределах при от­клоняющих (как негативных, так и позитивных) влияниях извне и изнутри.

Устойчивость проявляется как системное качество и может быть раскрыта по разным основаниям, например экономическо­му, социальному, политическому, экологическому и т.п. содер­жанию устойчивости.

Устойчивость может быть присуща не только фиксированно­му состоянию системы, но и ее изменениям. В качестве основных видов такой устойчивости можно выделить:

• устойчивость развития, характеризующуюся систематичес­ким приращением результата не ниже допустимого минимума и не выше объективно детерминированного максимума;

• перманентную устойчивость, когда изменения, в том числе поло­жительные проявляются лишь эпизодически и непродолжительно;

• гиперустойчивость, т. е. состояние, когда регионы к разви­тию маловосприимчивы, не способны адаптироваться к измене­ниям, в том числе и необходимым положительным.

Повышение устойчивости территориальной системы означа­ет повышение степени активного преодоления ею неблагоприят­ных, в том числе случайных, вариаций внешней среды. Высшей формой устойчивой организации системы является такая, при которой система способна устойчиво развиваться, саморегули­роваться, самоуправляться, самосовершенствоваться, максималь­но используя внутренние, а также заемные ресурсы.

     Устойчивое социально-экономического развитие региона  характеризуется его возможностью обеспечивать положительную ди­намику уровня и качества жизни населения, использовать в этих целях новые факторы и условия, в том числе сбалансированное воспроизводство экономического, социального, природно-ресурсного и экономического потенциала, локализованного на его тер­ритории.

Таким образом, устойчивое развитие региона характеризует­ся его  способностью, во-первых, удовлетворять общественные потребности, объективно за ним закрепленные в результате тер­риториального разделения труда; во-вторых, организовать надеж­ное воспроизводство, внутренний экономический оборот и с прием­лемой эффективностью удовлетворять потребности местного сообщества; в-третьих, создавать условия (ресурсные, социальные, организационные и др.), гарантирующие достойную жизнедеятель­ность не только живущим, но и будущим поколениям.

За нижними пределами реальной устойчивости возникает не­устойчивость, перспектива непрогнозируемого ухудшения соци­ально-экономической ситуации.

Катастрофы обычно связывают­ся с потерей управляемости со стороны государства, региональ­ных и муниципальных властей, криминализацией и деградацией территориального сообщества в целом.

Проблемы устойчивости регионов России в настоящее время приобрели особое значение. В их решение вовлекаются крупные структуры и интеллектуальные ресурсы. Исследования ориенти­руются на обоснование региональной, отраслевой и межотрасле­вой стратегии развития на ближайшие годы, на период преодо­ления системного кризиса в Российской Федерации в целом.

     Угрозы устойчивому развитию территориальных социально-экономических образований РФ

Угрозы устойчивому развитию регионов страны разнообраз­ны по источникам возникновения, формам проявления, силе воз­действия, времени действия и т.п.

Поэтому они могут быть клас­сифицированы по различным основаниям.

     Глобальные угрозы связаны прежде всего с экономической ре­организацией мирового сообщества и возникновением новых тер­риториальных экономических центров, необходимостью улучше­ния экологической обстановки, переходом цивилизации к новой, постиндустриальной фазе и др.

Одна из них заключается в том, что человечество перешло пороговый уровень таких угроз хозяйственной емкости биосфе­ры, т.е. допустимый предел потребления продукции биосферы. В современном мире постоянно исчезают виды животных и рас­тений, уменьшаются леса, увеличиваются пустыни и площади территорий, на которых нарушено естественное природное рав­новесие.

В ближайшей перспективе во всех странах мира, в том числе и в России, существенно возрастут экологические ограничения, политическими, экономическими и административными мерами будут сдерживаться производства, ориентированные на экстен­сивное использование природных ресурсов и загрязняющие эко­систему.

     Национальные угрозы устойчивости страны также разнообраз­ны. Среди них:

• крайняя незначительность позитивных изменений в эконо­мике, высокая затратность всех факторов производства (труда, капиталов, материалов, энергии) и, как следствие, низкая эффек­тивность отечественного народного хозяйства;

•    низкий уровень качества управления;

• техническая отсталость и технологическое несовершенство большей части предприятий, ослабление научно-технического потенциала России;

• неэффективная структура производства, низкий уровень ин­вестиций в основные фонды и человеческий капитал;

     • непомерно высокая долговая нагрузка на отечественную эко­номику;

• возрастающая доля теневого сектора экономики;

• утечка капиталов за рубеж, растущий диктат иностранных производителей на внутреннем рынке России и др.

Особое значение имеет включенность регионов в территори­альное разделение труда, которое формировалось десятилетия­ми и опирается на использование естественных (природных) эко­номических преимуществ конкретных территорий. С учетом этих преимуществ создавались соответствующие мощности и иные необходимые условия, закреплялась экономическая специализа­ция региона. Потенциал этого фактора весьма значителен, но зна­чительна и угроза специализации  региона.

Исходным для обеспечения устойчивости было и остается признание того, что регион может надежно функционировать в том случае, если обеспечит максимально возможный вывоз и ре­ализацию в других районах своей конкурентоспособной или же уникальной продукции, а также закупку всего необходимого для организации своего жизнеобеспечения.

Из Республики Бурятии, например, вывозится 2/3 объема продукции промышленного производства и ввозится из других регионов 80% потребляемой в республике промышленной продукции. Рассчитывать на такое взаимодействие и взаимопонимание, опираться на помощь других регионов можно только при условии общей согласованной стратегии, эквивалентных и возмездных отношений между регионами.

Существенные угрозы устойчивому социально-экономическо­му развитию могут заключаться в потере внутреннего рынка ре­гиона. Такая потеря обычно ведет к недогрузке производствен­ных мощностей и, как следствие, к разрушению технологическо­го потенциала, истощению доходной части бюджета.

     Социальные угрозы устойчивости регионов России также раз­нообразны. Наиболее общими из них являются угрозы со сторо­ны негативных демографических тенденций. Численность насе­ления страны продолжает снижаться — со 148,3 млн. в 1991 г. до 146,5 млн. человек в 1998 г. Согласно прогнозам, к 2010 г. число россиян может уменьшиться до 141 млн. человек. Угрожающе воз­растает смертность. Она превышает рождаемость в 70 субъектах Федерации, при этом в 24 из них число умерших в 2-3 раза боль­ше числа родившихся (средний показатель по РФ составляет 1,7 раза).

При сохранении нынешнего уровня смертности в республиках Карелии, Коми, Тыва, Краснодарском крае, Ленинградской, Магаданской, Псковской и Сахалинской областях до пенсионного возраста смогут дожить менее половины мужчин, вступивших в трудовую деятельность. Кроме того, в ряде регионов в последнее время отмечается интенсивный отток населения, особенно из районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, играющих важную экономическую, политическую и военно-стратегическую роль.

     Факторы-гаранты социально-экономической устойчивости регионов

Факторы-гаранты социально-экономической устойчивости регионов многочисленны и разнообразны.

Для регионов с достаточно диверсифицированной структурой производства, значительным производственным потенциалом, развитой инфраструктурой и квалифицированными кадрами (рес­публики Башкортостан, Татарстан, Белгородская, Вологодская, Липецкая, Нижегородская, Самарская, Свердловская и Челябин­ская области) благоприятные перспективы заключаются в сохра­нении спроса на продукцию отраслей их специализации, в уси­лении ориентации на развитие эффективных секторов эконо­мики.

Существенно иная обстановка в республиках Коми, Саха (Яку­тия), Хакасии, Красноярском крае, Иркутской, Кемеровской, Магаданской, Омской, Оренбургской, Томской и Тюменской областях. Их относительное благополучие обусловлено экспорт­ной специализацией сырьевых отраслей. Основные факторы ус­тойчивости этих регионов заключаются в сохранении конъюнк­туры внешнего рынка, разрешении экологических, инвестицион­ных и социальных противоречий. Снижение мировых цен на уг­леводородное сырье в 1997 1998 гг., резкое сокращение по этой причине валютных поступлений в страну наиболее полно харак­теризуют риск и угрозы устойчивости недиверсифицированных регионов.

Владимирская, Ивановская, Курская, Московская, Смоленс­кая, Тульская, Ульяновская и Ярославская области к началу ре­форм располагали мощным производственным потенциалом, инфраструктурой и квалифицированными кадрами. Резервы по­вышения экономической и социальной их устойчивости и устой­чивого развития заключаются в ориентации на использование новейших технологий, удовлетворение потенциальных потребно­стей российского рынка и восстановление утраченных внешне­экономических позиций, в налаживании новых каналов товаро­движения и поставок сырья, в приоритетном развитии городов инновационных точек роста.

Краснодарский, Ставропольский края и Ростовская область располагают благоприятными условиями для эффективной орга­низации сельскохозяйственного производства. Их использование можно рассматривать как фактор устойчивости регионов и га­рант продовольственной безопасности России.

Отличительной чертой республик Марий Эл, Мордовии, Уд­муртии и Чувашии, Хабаровского края, Брянской, Кировской, Курганской, Псковской и Саратовской областей является значи­тельная связь их экономики с военно-промышленным комплек­сом страны. Здесь высокотехнологичные и эффективные произ­водства оборонной промышленности соседствуют с устаревши­ми и неэффективными предприятиями других секторов экономи­ки. Наращивание выпуска конкурентоспособной продукции в этих секторах почти невозможно, так что спад производства ВПК нечем компенсировать. Гарантии повышения устойчивости и ус­тойчивого развития экономики таких регионов заключаются в сохранении высокотехнологичных производств, широком их при­менении в отраслях и производствах гражданского назначения. Однако для осуществления этой стратегии необходимы крупные инвестиции, в том числе прямое целевое финансирование из фе­дерального бюджета.

Республики Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Кара­чаево-Черкесская, Ингушетия, Северная Осетия—Алания состав­ляют группу подверженных наиболее глубокой депрессии регио­нов, что является результатом действия не только экономичес­ких, но и других факторов. Перевод этих республик на путь ус­тойчивого развития сопряжен с государственным урегулирова­нием острейших политических, межнациональных, пограничных и других проблем.

Включенность региона в крупнее межрегиональные системы также содержит потенциал устойчивости. В частности, взаимо­действие субъектов Федерации в проведении взаимовыгодной эко­номической и социальной политики в рамках экономических рай­онов и в пределах действия межрегиональных ассоциаций явля­ется дополнительным фактором их устойчивости.
    продолжение
–PAGE_BREAK–
       

 3. Макроэкономическое региональное развитие современной России.        

     Схема экономического пространства России

Экономическое пространство России состоит из различ­ных регионов, различающихся уровнем экономического разви­тия, отраслевой специализацией, природно-климатическими условиями. Вместе с тем эти регионы чрезвычайно сильно взаимо­связаны, причем не столько торговлей, сколько современным глубоко специализированным высокотехнологичным производ­ством. Схема российского экономического пространства в виде стилизованной географической карты России с условно спрям­ленными очертаниями и выявлением 11 укрупненных ниже. На схеме показан удельный вес каждого регио­на в валовом материальном продукте России (в %) применитель­но к 1997 г.

     Схема 1. Динамика распределения по регионам общероссийских объемов производства (в %)

     

Северный регион — 4,3

Уральский -4,3

Западно-Сибирский – 14,2

Восточно-Сибирский — 6,2

Дальневосточный – 5,3

Северо-западный – 5,0

Центральный -18,5

Волго-Вятский -5,5

Центрально-Черноземный – 5,6

Приволжский – 12,6

Северо-Кавказский – 7,8

В ходе длительного совместного развития российских реги­онов сложились определенное общественное разделение труда меж­ду ними и их отраслевая специализация в составе целостного экономического пространства России. Для востока России, включаю­щего 6 регионов Поволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Северный, характерно преобладание ресурсопроизводящих отраслей. В начале 90-х гг. и лих регионах производилось более 80% продукции нефтегазовой промышленности всей России, почти 15% угольной промышлен­ности, свыше 75% черной и почти 90% цветной металлургии, около 60% химической, свыше 65% лесной и лесоперерабатывающей промышленности. На западе России, куда входят 5 регио­нов Северо-Западный. Центральный, Волго-Вятский, Централь­но-Черноземный и Северо-Кавказский, в основном сосредото­чены ресурсообрабатывающие отрасли. В начале 90-х гг. здесь производилось более 70%) продукции легкой промышленности всей России, свыше 52% машиностроения и пищевой промышлен­ности.

В ходе экономических реформ возникли две устойчивые нега­тивные тенденции в динамике хозяйственных связей между реги­онами России. Первая из них ослабление межрегиональных свя­зей под воздействием спада производства, поскольку широта этих связей вследствие отраслевой специализации российских регио­нов сопоставима с масштабами производства в них. Вторая тен­денция, имеющая в своей основе исторически сложившуюся зам­кнутость российского экономического пространства, также при­водит к ослаблению хозяйственных связей между регионами, но по другой причине вследствие увеличения экспорта российской продукции ресурсного назначения.

Разумеется, наряду со спадом производства и увеличением экс­порта производственных ресурсов на сокращение связей между российскими регионами заметно влияют рост тарифов на услуги транспорта, масштабная «бартеризация» экономики. Однако для большинства регионов воздействие этих факторов, несомненно, существенно слабее, чем указанных выше основных тенденций.

Как повлияет ослабление хозяйственных связей между реги­онами на их экономику? Для количественной оценки степени зависимости экономики регионов от их внешних связей была разработана специальная экономико-математическая модель. Она представляет собой оптимизационную статистическую 18-отраслевую модель межотраслевого баланса регионов России. ( Информационной базой для расчётов по этой экономико-математической модели послужили отчётные межотраслевые балансы 11 крупнейших экономических регионов России за 1997 год, подготовленные Госкомстатом РФ). С её помощью устанавливается зависимость изменения объёма внутреннего конечного продукта региона от уровня изменения его внешних связей. Формализованная запись экономико-математической модели выглядит следующим образом:

     , i=1.18,

В уравнении модели приняты следующие обозначения:

Xi – объём производства продукции отрасли i данного региона (i=1.18);

Y – величина внутреннего конечного продукта региона;

aiy – коэффициенты матрицы прямых затрат межотраслевого баланса региона;

si – показатель доли отрасли i  в отраслевой структуре внутреннего конечного продукта региона;

     — сальдо вывоза-ввоза отрасли i данного региона;

с – параметр характеризующий меру «ослабления» внешних связей региона: при с=0 – полное сохранение связей региона, с=1 – внешние связи региона отсутствуют;

     — объём производства отрасли i при с=0.

Результаты расчетов для всех регионов могут быть представлены в виде

следующей линейной зависимости:

          ,         

где k – коэффициент зависимости внутреннего конечного продукта от внешних связей, показывающий величину изменения Y (в %) при изменении его внешних связей на 1%.

В результате расчетов по модели были полу­чены значения коэффициента зависимости k для каждого регио­на России, представленные в таблице 2.

Анализ полученных результатов позволяет объединить все регионы России в три группы. В первую группу попадает наибо­лее независимый регион Уральский, где объем конечного про­дукта наименее зависим от внешних связей. При их изменении на 1% внутренний конечный продукт изменяется менее чем на 0,5%.

Вторую группу образуют Западно-Сибирский, Поволжский, Цен­тральный, Северный, Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Северо-Кавказский, Волго-Вятский и Северо-Западный регионы. У них при изменении внешних связей на 1% конечный продукт изменяется на 0,6—0,8%. Третью группу образует самый зависи­мый Центрально-Черноземный регион, у которого каждый про­цент уменьшения внешних связей снижает его внутренний конеч­ный продукт более чем на 0,9%.

     Коэффициенты экономической зависимости регионов России

                                 Т а б л и ц а 2                                

    

Регион

Коэффициент зависимости

Регион

Коэффициент зависимости

Уральский

0,49

Восточно-Сибирский

0,74

Зап.- Сибирский

0,62

Дальневосточный

0,71

Поволжский

0,65

Северо-Ка вказский

0,75

Центральный

0,67

Волго-Вятский

0,49

Северный

0,69

Северо-Западный

0,78

Центрально- Черноземный

0,92

Рассмотрим стратегическое планирование развития регионов России в условиях ослабления хозяйственных связей между ними. Из таблицы 2 видно, что для всех российских регионов выполняется условие:

                                               О

Это означает, что выбор стратегических целей экономичес­кого развития для любого региона России будет происходить в диапазоне между двумя предельными альтернативными страте­гиями:

     • региональной автаркии, которая исходит из замкнутого ре­гионального развития без внешних связей (k=0),

     • регионального фритредерства, которое предполагает макси­мальную открытость региона (k= 1), его переход к эквивалентным внешним связям на основе мировых цен как с внешним рынком, так и с российскими регионами.

Выбор объективно обусловлен реально существующими раз­личиями в уровнях экономического развития регионов, в их отраслевой специализации, обеспеченности природными ресурса­ми, климатических условиях, пространственно-географическом расположении.

     Проблема «запад-восток» в экономике современной России.

Для оценки степени зависимости экономики регионов от выбранной стратегии и установления объективно возможных результатов этого выбора при планировании развития каждого из 11 макроэкономических регионов России используются соответствующие экономико-математические модели, устанавливающие величину объема продукции каждой и отрасли и внутреннего продукта региона при различных стратегических установках.

     1.Модель поведения региона в соответствии со стратегией региональной автаркии. Величина общего вывоза из региона и общего ввоза в него покаждой отрасли приравнивается в модели к нулю. Из этого следует, что сальдовывоза ввоза продукции по каждой из 18 отраслей также равно нулю.

Формализованная запись экономико-математической модели теперь примет вид:

     , i=1.18, Ymax,

Неизвестные величины:.

     2.Модель поведения региона в соответствии со стратегией регионального фритрейдерства применима в условиях перехода к эквивалентным внешнимсвязям на основе мировых цен не только с дальним и ближнем зарубежьем, но и состальными регионами России. Следовательно, суммарный вывоз из региона долженбыть равен суммарному ввозу в него. Уравнение примет вид:

        i=1.18,

     — сальдо вывоза-ввоза отрасли i конкретного региона;

       — индекс пересчёта внутренних цен во внешнеторговые.

Моделирование поведения российских регионов в соответствии со сформулированными выше стратегиями дало результаты, приведённые в таблице 3.

Они представлены в виде сопоставления макроэкономических показателей, достигаемых каждым из регионов в ходе реализации той или иной стратегии, с соответствующими показателями исходного состояния регионов в составе целостного экономического пространства России.

                                           Таблица 3

    

Из таблицы 3 следует, что с позиции стратегического планирования реализация стратегии региональной автаркии для любого региона России будет иметь катастрофические последствия, по­этому ни один из них самостоятельно не пойдет на это. Вместе с тем ослабление связей между российскими регионами делает стра­тегию регионального фритредерства привлекательной для реше­ния задач стратегического планирования развития ряда регионов России — в первую очередь для Поволжского, Уральского и За­падно-Сибирского. При переходе к этой стратегии в них даже несколько увеличивается внутренний продукт, прежде всего за счет продажи продукции нефтегазовой промышленности по ми­ровым ценам. Для остальных регионов страте­гия регионального фритредерства представляется заведомо мень­шим злом, чем стратегия региональной автаркии.

Значительные различия в спаде производства на западе и вос­токе России привели к существенному изменению их доли в об­щероссийском валовом общественном продукте, что следует из приводимых данных. Различия в экономическом положении за­пада и востока России, о которых свидетельствуют данные таблицы 4, обусловлены существенно различными темпами спада про­изводства в ресурсопроизводящих и ресурсообрабатывающих отраслях российской промышленности.

Различия в тенденциях развития запада и востока России со­хранятся и в обозримом будущем. Об этом свидетельствует прогноз развития российской экономики на период до 2000 г., разработанный в разрезе 11 регионов в Институте народнохозяй­ственного прогнозирования РАН.

                                               Таблица4

     Доля запада и востока России в общероссийском валовом общественном продукте, %

    

Россия

и ее субрегионы

1987 г

1990 г.

1995 г.

2000 г. в % к 1995 г

I вариант

II вариант

Россия в целом

В том числе: запад России восток России

100,0

45,7

54,3

100,0

46,3

53,7

100,0

42,4

57,6

100,0

41,6

58,4

100,0

42,5

57,5

Прогноз был разработан в двух вариантах: I вариант -про­должающаяся топливносырьевая ориентация экономики России; II вариант — комплексное развитие России, при котором опере­жающими темпами растут отрасли инвестиционного комплекса.

                                                Таблица 5

     Прогноз развития экономики России (2000 г. в % к 1995 г.)

    

В соответствии с этими прогнозами в 2000 г. доля запада Рос­сии в ее ВВП составит по I варианту 40%, а по II варианту — около 45%, а доля востока России по I варианту   60%, по II варианту около 55%. Это говорит о качественных изменениях в экономике России, и прежде всего о нарушении единства ее воспроизводственного процесса и ослаблении целостности российского экономического пространства.

     Задачи федерального и регионального управления в современных условиях

Возникновение угрозы ослабления целостности российского экономического пространства в значительной мере объективно обусловлено действием фундаментальных экономических зако­номерностей, свойственных рыночным отношениям. Поэтому остановить этот процесс может только система государственно­го регулирования рыночных отношений. Посмотрим, в какой мере она обеспечит целостность экономического пространства России в современных условиях.

В основу анализа этой системы легли результаты исследова­ний, ведущихся с 1993 г. в Институте народнохозяйственного про­гнозирования РАН. Они позволили выявить следующие функ­ции федерального и регионального государственного управления по обеспечению целостности российской экономики.

     Обеспечение существования регионов-доноров. Уровень до­норства регионов изменился, начиная с 1987 г. следующим об­разом:

     Доля положительного сальдо вывоза-ввоза в производстве регионов-доноров (внешнеторговые цены 1989 г.), %

                                    Таблица 6                                   

     

Из табл. 6 следует, что за 1990-1995 гг. число регионов-до­норов возросло с 3 до 5, причем все они принадлежат ресурсо-производящему востоку России. В течение 1990-1995 гг. уровень донорства этих регионов непрерывно увеличивался.

Важнейшими регионами-донорами в экономике России являются За­падно-Сибирский и Уральский, общая суммарная доля которых в объеме ресурсов, поступающих от доноров, в 1990 1995 гг. превышала 85%. До 2000 г. вне зависимости от вариантов прогноза Западно-Сибирский регион останется важнейшим экономическим донором в России.

     2. Обеспечение существования регионов-реципиентов (получате­лей).

Динамика их уровня реципиентности отражена в табл. 7.

     Доля отрицательною сальдо вывоза-ввоза в объеме ресурсов потребления регионов-реципиентов (внешнеторговые цены 1989 г.), %                                                                                             

                                             Таблица 7

    

Из данных табл. 7 следует, что за 1990-1995 гг. число регио­нов-реципиентов уменьшилось с 8 до 6 и останется таким до 2000 г. Пять из оставшихся шести регионов образуют ресурсообрабатывающий запад России. В течение 1990-1995 гг. уровень реципиентности большинства регионов-реципиентов заметно снизился (они лишились значительной экономической поддержки со стороны) и только у двух из них — Центрального и Северо-Западного существенно возрос (у первого в 2,4, у второго в 1,5 раза).

Как следует из расчетов Института народнохозяйственного прогнози­рования РАН, главными регионами-реципиентами России являются Цент­ральный и Северо-Западный, общая суммарная доля которых в 1995 г. пре­вышала 70% всех ресурсов, перераспределяемых в пользу регионов-реципи­ентов. В течение 1990—1995 гг. доля большинства регионов-реципиентов в общем объеме этих экономических ресурсов заметно снизилась и снова лишь у двух из них — Центрального и Северо-Западного существенно возросла (у первого более чем в 2,3, у второго — примерно в 1,3 раза). В период до 2000 г. тенденция к увеличению доли ресурсов, полученных Центральным регионом, сохранится, а по 1 варианту прогноза усилится.

     3. Обеспечение перераспределения ресурсов между востоком и западом России.

Наличие в российской экономике регионов-до­норов и регионов-реципиентов (первые — на востоке, вторые — в основном на западе России) свидетельствует о неэквивалент­ном перераспределении ресурсов между востоком и западом Рос­сии. Это же подтверждают следующие интегральные оценки.

     Структура использования ресурсов, получаемых от регионов-доноров, %

                                                 Таблица 8

    

Из данных табл. 8 видно, как за 1990—1995 гг. принципиаль­но изменился характер использования ресурсов, полученных от российских регионов-доноров. В предреформенный период бо­лее 60% этих ресурсов использовалось на поддержку регионов-реципиентов России. В настоящее время 2/3 ресурсов, отдавае­мых регионами-донорами, уходит в страны дальнего зарубежья, и лишь 1/3 их идет на поддержку российских регионов. В услови­ях сохранения до 2000 г. курса на преимущественно топливно-сырьевую ориентацию развития экономики России (I вариант прогноза) в структуре использования ресурсов, получаемых от регионов- доноров, не произойдет существенных изменений. Еще более снизится доля ресурсов, направляемых на поддержку нуж­дающихся российских регионов- реципиентов, и одновременно увеличится доля ресурсов, вывозимых в дальнее зарубежье. При комплексном развитии экономики России (II вариант прогноза) к 2000 г. за счет резкого снижения доли ресурсов, вывозимых в качестве донорской помощи дальнему зарубежью, может быть заметно увеличена часть ресурсов, направляемых на поддержку российских регионов. Одновременно появляется возможность восстановить донорскую помощь странам СНГ, хотя и в суще­ственно меньших размерах, чем она направлялась в адрес быв­ших союзных республик в дореформенном 1990 г.

Можно сформулировать следующие основные направления совершенствования функций  федерального и регионального го­сударственного управления по обеспечению целостности россий­ского экономического пространства:

• дальнейшее осуществление донорства востоком России ради сохранения экономической стабильности в стране;

• использование результатов этого донорства во все большей мере для нужд России, а не для дальнего зарубежья (см. табл. 4);

• обеспечение большей равномерности в образовании обще­го положительного сальдо регионами-донорами востока и в его распределении между регионами- реципиентами России.

Таким образом, динамика макроэкономических региональных пропорций современной России объективно требует сохранения и существенного усиления действенности федерального и регио­нального управления ими в целях укрепления целостности российского экономического пространства и сохранения социально-экономической стабильности в стране.

    

    продолжение
–PAGE_BREAK–
ГЛАВА 3  МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ.                

1.     Региональная промышленная политика.                  

     Принципы и функции промышленной политики

     Промышленная политика – это совокупность экономических, политических и организационных мер, реализуемых на разных уров­нях государственного управления, направленных на повышение эф­фективности факторов производства и прямо или косвенно влияю­щих на решения о вложении ресурсов в отрасли или изъятии их из отраслей.

Выбор того, на что могут быть направлены эти меры, обус­лавливается общей ориентацией национальной экономики, спе­цификой тех или иных моделей экономического роста и взаимо­связанными общими принципами  промышленной политики.

     Принцип конструктивности. Целесообразно обеспечить кон­сенсус между экономическими агентами и политическими сила­ми по вопросу о целях, направлениях и методах осуществления промышленной политики и на этой основе поставить конкрет­ные задачи по модернизации отраслей и предприятий.

     Принцип корректировки. Необходимо своевременно отказы­ваться от тех стратегий, которые не оправдали себя в прошлом и не представляют ценности в настоящий момент.

     Принцип равных возможностей. В качестве объектов внима­ния рассматриваются не отрасли, сферы или субъекты хозяйство­вания, а динамически видоизменяющиеся на различных этапах индустриального развития параметры и инструменты их регули­рования.

     Принцип глобального реагирования. Необходимо учитывать ресурсные и политические возможности, сосредоточенные за пре­делами национальной экономической системы.

Единой универсальной модели промышленной политики даже национальном уровне не существует.

В то же время, эффективная промышленная политика, направлена на достижение:

·        макроэкономической и политической стабильности;

·        экспортной ориентации промышленности;

·        эффективного развития человеческих ресурсов.

Основным критерием успеха промышленной политики служат темпы экономического роста  в сравнении с темпами, достигнутыми в условиях ее отсутствия.

Роль промышленной политики на рубеже второго и третье­го тысячелетий возрастает, что обусловлено следующими факторами:

·   изменяется роль государства, возрастает взаимозависимость субъектов мирового хозяйства, изменяется содержание глобальной конкуренции. Все это требует выработки адекватной национальной и региональной экономической стратегии. Её реализация обеспечивается посредством макроэкономического регули­рования, опоры на силы предпринимательства, уважения дисциплины рынка;

·   возрастает значение нематериальных факторов производства, таких, как образование, знания, квалификация, ноу-хау, услуги, инфраструктура их обеспечения, научно-технические факторы конкуренции, особенно на рынках с высоким потенциалом проста;

·   ускоряются структурные преобразования в промышленнос­ти, обусловленные, в частности, появлением новых социально-экономических рисков, связанных с комплексом проблем НТП, Защитой окружающей среды и рядом других.

     Федеральный и региональный уровень промышленной политики

Необходимость формиро­вания и эффективной реализации промышленной политики в России по истечении первых лет реформ уже не вызывает сомнений, при­чем как на федеральном, так и на региональном уровне нацио­нальной экономической системы.

     Федеральная промышленная политика – это комплекс экономических, политических и организационных мер индустриального развития страны, определяющих необходимую структуру и масштабы производства и обеспечивающих эффективное действие его перспективных факторов, а также влияющих на принятие решений в отношении наиболее важных стратегических объектов. Эта промышленная политика является федеральной по целям, но может реализовываться на разных уровнях национальной экономической системы. Инструменты федеральной промышленной политики закреплены в федеральных целевых программах и законодательных актах.

К российским федеральным приоритетам следует отнести развитие высокотехнологичных отраслей и производств, конверсию оборонного комплекса, ресурсосбережение, развитие отраслей заключительных стадий переработки, развитие инфраструктуры транспорта и информации. В рамках федеральных программ должны конкретизироваться вопросы свертывания, реконструкции либо развития стратегических производственных мощностей конкретного технологического уклада, а также средств, льгот и других форм федеральной поддержки.

Промышленная политика федерального уровня призвана закреплять лишь основополагающие приоритеты и средства их поддержки, согласующиеся не только с национальными интересами и реально складывающейся ситуацией, но и с критериями «нацеливания», применяемыми в международной практике, в том числе с учётом глобального реагирования.

     Региональная промышленная политика – это комплекс экономических, политических и организационных мер, реализуемых во внутренней и внешней среде региона и предназначенных для повышения эффективности факторов производства, снижения политических и социальных издержек структурной адаптации социально-экономического комплекса региона. Инструменты региональной промышленной политики закреплены в региональных и законодательных актах.

Российская действительность характеризуется общей для всех регионов необходимостью государственного участия в реконструкции крайне изношенного производственного аппарата, структурной адаптации, стабилизации воспроизводственных систем, как в народнохозяйственном, так и в региональном масштабе, поскольку режим рыночной саморегуляции сам по себе не способен обеспечить вывод из кризиса производственной сферы. Общескстемные функции региональной промышленной политики представлены на рисунке 4.

Рис.4. Общесистемные функции региональной промышленной политики

Региональная промышленная политика призвана ставить ори­ентиры индустриальным связям и переливу капитала, обеспечи­вать повышение уровня межрегиональной и международной эко­номической интеграции.

     Реализация региональной промышленной политики

Реализация региональной промышленной политики предпо­лагает выделение нескольких уровней стимулирования развития промышленного производства:

1. Уровень взаимодействия предприятий с региональными органами государственного управления через стимулирующую бюджетно-налоговую систему, процентно-ссудную политику и другие инструменты и формирование на этой основе бюджетных и внебюджетных фондов промышленного развития региона.

2. Уровень регионального воздействия на производство по­средством формирования и реализации региональных программ промышленного развития и их финансирования из имеющихся бюджетных и внебюджетных фондов.

3. Уровень взаимодействия предприятий региона с федераль­ными органами государственного управления посредством коор­динации региональной программы промышленного развития с федеральными приоритетами и внесения на этой основе коррек­тив в систему платежей, преференций и стимулов для промыш­лености региона.

Результативность реализации промышленной политики мо­жет быть оценена по следующим параметрам:

• поступлению достаточных сумм в бюджеты разных уровней;

• установлению оптимальных пропорций в развитии эконо­мики региона;

• активизации промышленного развития и структурных пре­образований, инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики региона.

Общая схема реализации региональной промышленной поли­тики показана на рис. 5.

Рис. 5. Схема реализации региональной промышленной поли гики посредством стимулирующего воздействия на производство

Развитие институциональных и политических основ форми­рования и реализации региональной промышленной политики предполагает создание институтов, функции которых отвечали бы основным принципам этой политики, соответствовали бы организационному устройству различных ветвей власти на мес­тах и обеспечивали бы их эффективное взаимодействие в указан­ной выше сфере. Институтами такого рода, обеспечивающими вы­работку решений по вопросам промышленного развития регио­на, могли бы стать Региональное агентство промышленного раз­вития и Региональное агентство инвестиционного сотрудничества. Не менее важным направлением региональной промышлен­ной политики является обеспечение партнерства через создание региональных союзов работодателей, способных к эффективно­му взаимодействию с различными ветвями власти и профсоюза­ми на местах.

Правительство, профсоюзы, законодатели и союзы работодателей являются основными элементами стратегическо­го социального партнерства.

Соответствующие подразделения для работы с профсоюзами и законодательной властью уже су­ществуют.  Однако в России почти отсутствуют организации и союзы работодателей, нет законодательных основ для их разви­тия, не созданы соответствующие предпосылки в системе распре­деления полномочий. Региональная промышленная политика как форма проявления и реализации этих отношений должна быть ориентирована на выявление сил, из которых впоследствии бу­дут кристаллизоваться полноценные союзы работодателей, но­вые профсоюзы, институциональные и политические основы эко­номического возрождения России.

Итак, промышленная политика — это совокупность экономи­ческих, политических и организационных мер, реализуемых на разных уровнях государственного управления, направленных на повышение эффективности факторов производства и прямо или косвенно влияющих на решения о вложении ресурсов в отрасли или изъятии их из отраслей.

Основными принципами промышленной политики являют­ся: принцип конструктивности, принцип корректировки, прин­цип равных возможностей, принцип глобального реагирования. Эти принципы промышленной политики тесно связаны между собой.

Основным критерием успеха промышленной политики яв­ляются темпы экономического роста в сравнении с темпами, до­стигнутыми в условиях ее отсутствия. Региональная промышленная политика — это комплекс эко­номических, политических и организационных мер, реализуемых во внутренней и внешней по отношению к региону среде и пред­назначенных для повышения эффективности факторов производ­ства, снижения политических и социальных издержек структур­ной адаптации социально-экономического комплекса региона. Инструменты региональной промышленной политики закрепле­ны в региональных программах и законодательных актах. Локальные критерии региональной промышленной по­литики — экономия ресурсов, повышение эффективности исполь­зования ресурсов, сокращение загрязнения окружающей среды, сокращение доли ручного труда и перепрофилирование, повы­шение рентабельности (вывод из убыточности), повышение эф­фективности НИОКР, ускорение НТП.
2. Управление  развитием социальной сферы регионов
     Региональная социальная политика

     Региональная политика применительно к Российской Федерации -это система целей и задач органов государственной вла­сти по управлению политическим, социальным и экономическим развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Региональная политика государства – это, преждевсего полити­ка недопущения и сглаживания резких территориальных дис­пропорций, вмешательство по этому поводу в развитие практи­чески каждой территориальнойединицы.

При формировании государственной региональной социаль­ной политики  на федеральном уровне формируются стратегия и идеология развития социальной сферы, разрабатываются задачи и основной механизм ее законодательного регулирования. Формы и методы решения региональных задач должны нахо­диться в компетенции регионов, причем необходимо четко раз граничить управление развитием социальной сферы региона, осуществляемое Российской Федерацией и территорией. Приоритетные направления федерального и регионального финан­сирования должны разрабатываться, исходя из общей страте­гии развития социальной сферы, но учитывая специфические проблемы отдельного региона.

Региональная социальная политика должна исходить из сле­дующих принципов:

     •создание условий для сохранения и рационального исполь­зования социальных ресурсов каждого региона и страны в целом;

• определение приоритетных направлений, требующих зна­чительных вложений;

• поиск некапиталоемких или малокапиталоемких вариантов поддержания социальной сферы.

Существующая модель федеральной социальной политики была сориентирована на экономически не подкрепленную пере­дачу все большего числа социальных функций регионам, на пе­ренесение финансирования социальных расходов из федерально­го бюджета на местные бюджеты, а также на доходы и сбереже­ния граждан. Однако в такой огромной стране, как Россия, дос­тижение стабильности и социальной ориентации оказывается воз­можным лишь при условии определенной однородности социаль­ного и экономического пространства. Ни о какой устойчивости, сбалансированности и социальном прогрессе в масштабах стра­ны не может быть и речи, если социально-экономические пара­метры отдельных регионов в несколько раз хуже средних по стра­не, если относительно стабильные территории соседствуют с аб­солютно депрессивными.

Аномальные территориальные различия в уровне и качестве жизни во многом определяются экономическими, природно-климатическими, ресурсными и инфраструктурными особенностями регионов и служат основанием для государственной политики «выравнивания». Одной из основных целей этой политики, согласно Указу Президента РФ №803 от 3 июня 1996 года, является «выравнивание условий социально-экономического развития регионов», а одной из основных задач – последовательное приближение уровня жизни и экономического развития в худших (по этим параметрам) регионах как минимум к среднему уровню. Важным фактором в данном случае выступает государственное стимулирование регионов к саморазвитию: поддержка социальной мобильности населения (помощь при переселении в более благоприятные места); инициирование правительством перетока капиталов и инвестиций в ранее отсталые регионы.

Главным аспектом социальной политики на современном этапе является взаимодействие и сочетание федеральных и региональных программ, установление оптимальных соотношений в социальном развитии регионов.

Возможны три варианта развития территорий:

1.      Развивать и поддерживать передовые и богатые районы, а остальные могут существовать за счёт богатых (например — США).

2.      Поддерживать примерно равные условия жизни во всех районах, регулируя в них уровень налогообложения, занятости, уровень жизни (пример –Германия).

3.      Поддерживать только бедные районы, богатые могут развиваться самостоятельно (пример – страны Скандинавии).

     Функции органов управления развитием социальной сферы региона

Проводя политику регионального развития, органы разных уровней государственной власти должны осуществить выравнивание развития разных регионов страны, создать необходимые предпосылки для их социального развития, а затем приступать к очередному уровню регионального управления – к управлению развитием социальной сферы.

В общем виде функции органов управления в социальной сфере заключается в обеспечении социальной справедливости, которая не может полностью осуществляться исключительно через рыночные отношения. Применительно к услугам отраслей социальной сферы необходимо наличие предпосылок равных возможностей в их потреблении. Должны быть обеспечены общедоступность жизненно важных благ (достигаемая через бесплатность их предоставления или систему льгот) и реализация таких прав человека, как право на определённый стандарт благосостояния.

В обширном спектре проблем государственного управления региональным развитием социальной сферы целесообразно выделить ряд ключевых моментов, к которым относятся:

·        выбор объектов регулирования;

·        определение источников финансового и материального обеспечения программ и предприятий, учреждений социальной сферы;

·        определение критериев оценки состояния социальной сферы;

·        выработка приемов и инструмента управления развитием социальной сферы региона;

·        регламентация отношений региональных органов управления с федеральными.

Управление социальной сферой региона предполагает управление социальной защитой населения региона и управление развитием социальной сферы региона.

     Социальная защита – это система законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающая всем трудоспособным гражданам равные права и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям – преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально-психологическую поддержку во всех её формах.

Комплекс мер по управлению социальной защитой реализуется на трёх уровнях: федеральном, областном (республиканском, краевом), местном (городском, районом)

Базовыми направлениями этого комплекса являются:

§        обеспечение социальных гарантий, установленных на федеральном уровне, социально уязвимыми слоям населения;

§       совершенствование системы пенсионного обеспечения, социального обслуживания и социального страхования;

§      развитие новых систем социальной защиты населения через создание

 специальных учреждений социальной службы;

§        создание условий для получения  обслуживающим контингентом трудовых доходов, достаточных для его самообеспечения.

Управление развитием социальной сферы региона – это разрабатываемая и осуществляемая органами власти различного уровня система мероприятий по оптимизации социального развития, по созданию социально-экономических, правовых и организационных условий, способствующих свободному и всестороннему развитию каждого человека на основе совершенствования контролируемой этими органами власти системы общественных отношений (федеральной, региональной, местной).

Выработка эффективных мер управления социальным развитием предполагает использование соответствующей системы оценок и показателей развития социальной сфер. Очень важно использовать при оценке действенности социальной политики критерии, адекватные её сути и содержанию.

Такими критериями в первую очередь являются уровень и качество жизни  населения региона. Согласно принятой ООН международной концепции уровня жизни, он определяется следующими понятиями и показателями: здоровье, потребление продуктов питания, образование, занятость и условия труда, жилищные условия, социальное обеспечение, одежда, отдых и свободное время, права человека.

Концепция качества жизни обращает внимание на совокупность условий, определяющих физическое, умственное и социальное благополучие человека или группы людей.

Инструменты и методы управления развитием социальной сферы региона

Выбор инструментов управления развитием социальной сферы регионов РФ осложняется парадоксальностью современного положения дел, которая состоит в том, что становление рыночных отношений фактически неизбежно ведет к появлению и усилению разного рода социальных диспропорций: расслоение населения по доходам и уровню жизни, банкротству предприятий, сокращению занятости и др.

Важнейшим методом управления развитием социальной сферы региона в условиях рыночной экономики является метод программирования. В настоящее время он признан правительством и широко используется в практике управления.

Специальным документом (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года №594) утверждён «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация». В этом документе дано определение программы как «увязанного по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекса научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, социального и культурного развития Российской Федерации».

Для того чтобы программа управления развитием социальной сферы региона могла быть эффективно реализована, она должна быть согласована с объёмами реальных ресурсов, иметь адекватный набор мер контролирующего и регулирующего воздействия в соответствии с каждой конкретной ситуацией. Поэтому система управления развитием социальной сферы региона должна включать следующие блоки: блок формирования, блок ресурсов, блок реализации, блок контроля.

     Блок формирования. Элементы блока формирования системы управления развитием социальной сферы региона в их совокупности должны вводить в законное русло саму возможность, а также допустимые формы и методы, направления и объекты государственного регулирования территориального развития. К числу этих элементов относятся Конституция РФ и федеральные законы, определяющие федеративные отношения и государственное устройство, распределение полномочий между уровнями и ветвями власти, социальные права граждан и соответствующие нормативы (социальные обязательства государства) бюджетный процесс и налоговую систему, отношения собственности и её распределение по территориальным уровням, порядок и правила использования и т.п.

В рассматриваемый блок должны входить и такие элементы, как информационно-аналитическое и прогнозно-аналитическое обеспечение принятия соответствующих решений

     Блок ресурсов. Ресурсный блок системы государственного управления развитием социальной сферы регионов должна составлять та часть финансовых, имущественных, природных и иных ресурсов государства, которую можно выделить на целевое решение соответствующих задач, а также та часть негосударственных ресурсов (средств частных лиц, внешних займов, муниципальных земель и др.), которая на законном основании может быть направлена на указанные цели.

     Блок реализации. Этот блок системы управления развитием социальной сферы регионов многообразен, структурно неоднороден и включает десятки конкретных действий, механизмов и процедур, санкционированных блоком формирования и обеспеченных в той или иной степени ресурсным блоком. Сюда могут быть отнесены качественно различные меры. Прежде всего, это политические решения постоянного или долгосрочного характера, в частности: придание региону особого статуса, установление на отдельных территориях особых организационно-правовых режимов.

Возможно предоставление хозяйствующим субъектам временных налоговых льгот, приоритетное предоставление им государственных заказов и т.п.

     Блок контроля. Контролирующий блок системы государственного управления развитием социальной сферы регионов должен включать правообеспеченные меры всестороннего и постоянного отслеживания хода реализации мер государственного управления, будь то масштабная целевая программа, трансферт или ситуативное решение о поддержке какого-либо градообразующего объекта. При этом речь идет о контроле как принятия решений, так и их выполнения (по объемным показателям, по своевременности выделения и доведения до конечных получателей выделенных ресурсов, по результативности их использования и др.)    продолжение
–PAGE_BREAK–